Гуров Валерий Александрович : другие произведения.

Экзистенция сознания. Онтология сознания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В предлагаемой вниманию статье, беря во внимание преимущественно наработки М. Хайдеггера, а также привлекая некоторые последние достижения в познании сущностного мира, делается попытка раздвинуть рамки экзистенциальности человеческой сущности, вовлекая в нее граничную область становления его сознания, или собственного "Я"

  В обоснование термина "Экзистенциальность сознания" сошлемся на М. Хайдеггера.
   " Понятность бытия сама есть бытийная определенность присутствия. Само бытие, к которому присутствие может так или так относиться и всегда как-то отнеслось, мы именуем экзистенцией. Присутствие понимает себя всегда из своей экзистенции, возможности его самого быть самим собой или не самим собой. Экзистенциальность мы понимаем, как бытийное устройство сущего, которое экзистирует". [1]
  
   Аксиоматика экзистенциализма
  
   "Я" являюсь действующим субъектом мира соприсутствия или экзистеном некого социума. Историчность становления экзистена состоит в том, что МОЕ "бытие-в" есть ТО, что сформировалось во времени на основе ощущений, посылаемых органами чувств. Вот это "ТО" в дальнейшем будем называть образом или моделью, окружающей МЕНЯ сущности. Сущности, с которой Я, как сущность, могу взаимодействовать, получая в ответ сигналы от органов чувств, вызванных как внешним ответным воздействием, так и изменениями внутренних условий своего существования. Соответствие модели внешней сущности проверяется на подсознательном уровне адекватностью реакции организма на внешние воздействия этой сущности. При этом под адекватностью реакции понимается такая реакция организма субъекта, которая обеспечивает ему допустимые границы его физического существования во внешней для него сущности, а в пределе - комфортное становление и развитие в ней.
  Модель внешней сущности формируется не сразу, хотя основы закреплены в генах всей предшествующей эволюцией человека, как биологического вида. Именно на генном уровне передаются базовые основы поведения человека в трехмерном пространственном и временном его восприятии. Затем эта основа совершенствуется и пополняется путем цепи проб и ошибок на определенном отрезке времени, по завершению которого собственно и проявляется в субъекте ощущение сознания. Сознание появляется как феномен завершения формирования на подсознательном уровне базовой модели, в которой закончено встраивание в нее себя как субъекта, вместе с системой своих чувств и возможностей, позволяющих собственной сущности взаимодействовать с внешним миром. Базовая модель не является раз и навсегда заданной. В процессе взаимодействия с внешней сущностью она надстраивается и корректируется. Корректируется эта модель, как индивидуальным опытом, так и системой воспитания, т.е. осознанным внешним воздействием, направленным на общественно необходимую реакцию субъекта при воздействии той среды, в которой он растет и развивается. Под общественностью или социумом здесь и далее понимается любая совокупность внешних индивидуумов или систем, адаптированных к среде развития данного субъекта. Таким образом, уже на стадии формирования субъекта в его модель мира, в его сознание вносится осознанная социумом корректировка. Очевидно, что адекватность корректировки зависит от адекватности самого общественного осознания внешней для данного социума сущности.
   Все сказанное принимается как аксиоматика. Вывести логически из "бытия-в" сформулированные выше положения не представляется возможным, хотя бы в силу того, что сама вводимая в рассмотрение "модель сущности" не воспринимается как очевидный и понятный на бытийном уровне факт. Да и формируется она на подсознательном (до сознательном) уровне, да еще с изрядной примесью передаваемых по наследству факторов.
   Следует отметить, что предлагаемый подход к экзистенциализму (для дальнейшего определим его как аксиоматический экзистенциализм) включает в себя и материализм, как таковой. В самом деле, материализм исходит из того, что все сущее есть форма существования материи, "дающая о себе знать через нечто, что себя кажет" [1]; что человеческое сознание зеркально отражает этот материальный мир, позволяя формировать объективные знания о сущности этого материального мира. Но как раз то, насколько в принципе могут быть объективны эти знания и является предметом философии экзистенциализма. С другой стороны, экзистенциализм, Хайдеггеровский не исключение, нередко относят к субъективному идеализму. Таким образом, предлагаемый аксиоматический экзистенциализм является своеобразным мостиком между двумя непримиримыми философскими мировоззрениями, за каждым из которых стоят фундаментальные знания о сущности окружающего мира.
   Предлагаемая вниманию концепция "модели сущности" не является чем-то новым. Ее можно рассматривать как интерпретацию "принципа свободной энергии" Карла Фристона.
  "Человеческий мозг принимает сигналы с миллионов рецепторов, формируя из этой информации достоверную модель мира". "Этот подход энактивизма очень важен, потому что мозг не только должен объяснять всю входящую сенсорную информацию, но и решать, что из этой информации отбирать. Он сам отвечает за сбор информации, фактов для собственных предсказаний и представлений о мире". "Анатомия любой системы должна содержать модель среды, в которую эта система погружена. Это означает, что если мы живем в мире, у которого есть некая глубокая иерархическая структура, в которой присутствует действие на расстоянии, как, например, окружающий меня цвет, определяемый светом, который доходит до моих глаз почти мгновенно, или падающее тело, притягиваемое гравитацией, то тогда мой мозг должен восстановить причинно-следственную связь события. Очевидно, он это и делает". [2]
  
  Онтология сознания
  
  "Присутствие экзистирует. Присутствие есть сущее, которое всегда я сам". [1]
   "Я сам" по существу означает самосознание, или проще осознание себя, как воспринимающего мир и способного взаимодействовать с ним. У М.Хайдеггера вот это "Я" рассматривается как бытийная данность. В предлагаемой же вниманию концепции экзистенциальности "Я" или самосознание исторично по своему возникновению. И это существенно меняет весь подход к экзистенциальности.
  Из множества психических свойств человека выделим несколько, которые представляются главными в процессе формирования сознания. Первое из них - ассоциативность восприятия.
  Мир изменчив. В каждый данный момент времени воспринимаемая органами чувств совокупная картина будет хоть в каких-то деталях, но отличаться от предыдущей. Систематизация, упорядочивание и построение некого усредненного образа предметов внешнего мира и обобщенных признаков их проявления является необходимым условием построения модели сущего в мозгу и формирования сознания как такового. Механизм ассоциативного формирования образов и их функциональных связей (памяти) у живых существ формировался на всем историческом этапе их существования, передавался по наследству и закреплялся в генном аппарате этих живых существ. Поэтому этот механизм реализуется на физиологическом уровне, и скорее всего в циклические периоды функционального ограничения взаимодействия организма с окружающим миром или сна.
  Исследования доказывают, что в генном аппарате почти всех живых существ заложено свойство коммуникабельности или взаимодействия с себе подобными. Вплоть до бактерий. Эволюционно коммуникабельность возникла и закрепилась как особый вид групповой (коллективной) памяти при адаптации к среде. Коллективная память, по сути, является системообразующим фактором в биологии. Именно ее наличие обуславливает видовое разнообразие с большой численностью популяции. Такая генная память обладает большой временной устойчивостью, соизмеримой со временем существования вида. И чем выше по эволюционной ступени стоит вид, тем более совершенной она является.
  Применительно к высшим организмам, их мозг, через систему генетически заданной совокупности признаков, ищет среди воспринимаемых из внешней среды образов те, которые обладают такими признакам. Критерием распознавания, по-видимому, является устойчивая совокупность положительных для индивидуума и его организма ответных воздействий в ответ на контактное взаимодействие. Именно эта особенность начального формирования модели окружающей среды в мозгу особи позволяет ей выжить даже в среде с полным отсутствием себе подобных, создавая ложную ассоциацию себя с образами существ, проявивших по отношению к нему на начальном этапе формирования модели сущего положительную связь. Все это относится и к человеку. Известные случаи "маугли" подтверждают изложенное. Сформированный в мозгу в начальный период своего существования коммуникационный базис практически не поддается изменению.
  Именно коммуникационный базис составляет основу присутствия-в-мире. "Мир присутствия есть совместный-мир. Бытие есть со-бытие с другими. Внутримирное по-себе-бытие есть соприсутствие" [1].
   Другой врожденной, или генно-закрепленной особенностью субъекта, является обучаемость или, другими словами, возможность изменения (корректировки) сложившихся в модели сущностных связей. Обучаемости предшествует подражательность реакции (поведения) в определенной сущностной ситуации. Удивительно, но факт, свойство подражательности проявляется даже на бактериальном уровне. При определенных внешних условиях гибель нескольких бактериальных клеток может запустить механизм цепного самоуничтожения всей соприкасающейся с ними популяции. Это позволяет сделать предположение, что подражательность является следствием ассоциативного механизма формирования модели. И генетически закрепляется как оптимальный путь построения адекватной модели сущего и своего взаимодействия с внешним миром. Лишь на поздних стадиях сознательного существования подражательные инстинкты могут корректироваться волевыми усилиями субъекта, как не соответствующие его внутренней модели сущего.
  Обучаемость, прежде всего, предполагает наличие механизма запоминания - памяти. Память проявляется уже в самых примитивных формах живой материи, и прежде всего, как защитный механизм от пагубного для организма "зацикливания", т. е. бесконечного повторения одних и тех же реакций в ответ на продолжительный раздражитель. И чем выше стоит существо на эволюционной лестнице, тем сложнее механизм памяти.
   Физиологически память проявляется в изменениях синаптического проведения импульсов между нейронами или по-другому, обеспечивается кратковременными изменениями силы отдельных синапсов. Принято память подразделять на иконографическую (сенсорную) со сроком хранения воспринимаемого образа в миллисекунды, кратковременную (оперативную) память (секунды, минуты), промежуточную (лабильную) и долговременную. Предполагается, что на первых двух уровнях памяти формируется некий усредненный образ от воспринимающих рецепторов человека. На втором уровне осуществляется ассоциативное опознавание воспринимаемого образа и его деталей. Устанавливаются ассоциативные связи с моделью сущего, сформированной в мозгу. Осуществляется локализация участков модели сущего, связанных с воспринимаемым образом.
   Физиология процессов второго уровня запоминания не исследована.
  "Многие физиологи предполагают, что кратковременная память связана с непрерывной нервной активностью, являющейся результатом циркуляции нервных сигналов по следу временной памяти в контуре реверберирующих нейронов" [3].
   Психология же их рассматривает как процессы узнавания и ориентации. Подтверждением того, что все происходит так, как описано, является факт подверженности людей внушению и гипнотическому состоянию, когда осуществляется намеренное внешнее вмешательство в процессы запоминания на втором уровне.
  На промежуточном или лабильном этапе запоминания в отличие от второго, когда память формируется на синаптическом уровне, происходят уже химические изменения в нейронах, и тем отчетливее, чем эмоционально ярче воспринимается образ, либо это происходит на этапе запоминания информации в промежуточной памяти путем многократного воспроизведения запоминаемых образов. Объем запоминаемой информации на лабильном этапе ограничен, но зато характеризуется высокой скоростью и относительной точностью воспроизводимой информации. Строгой границы в объеме хранимой информации в лабильных отделах памяти нет даже на уровне отдельного субъекта. Просто, при приближении к ее граничным возможностям, растет число наслоений, перепутываний воспроизводимых событий, увеличивается частота и глубина ложного воспроизведения.
  Следующий уровень - долговременная ассоциативная память. Именно на этом уровне формируется тот информационный объем, который в обыденности называется опытом. Наиболее вероятно, что перегрузка оперативной информации в долговременную происходит в периоды сна, т. е. в периоды отключения лабильной памяти от второго уровня запоминания. Такая перегрузка весьма сложный и не исследованный на сегодня процесс, когда ассоциативные связи вместе с причинными образами внешнего мира, сохраненные в лабильной памяти, повторно идентифицируются, упорядочиваются и эмоционально оцениваются по степени их важности в рамках той модели мира, которая сформировалась в мозгу субъекта. По результатам такой оценки механизм памяти сам определяет, что целиком ляжет в долговременную память с корректировкой в модели ассоциативных связей, или что войдет своей частью с необходимой корректировкой элементов самой модели. Вся информация из оперативной памяти, прошедшая такую обработку, стирается из лабильной, освобождая место для следующей порции информации. На физиологическом уровне нейроны, отвечающие за лабильную память, переводятся в исходное химическое состояние.
  "Эксперименты с животными показали, что их обучение требует синтеза новых белков в мозге в течение нескольких первых минут тренинга, в противном случае информация в памяти будет утеряна. Чтобы произвести новый белок, необходимо участок ДНК, находящийся в клеточном ядре, скопировать на относительно небольшую подвижную молекулу, называемую матричной РНК (мРНК), которая затем выходит в цитоплазму клетки, где специальные клеточные органеллы считывают закодированные в ней инструкции и синтезируют молекулы белка. Исследователи обнаружили, что если заблокировать процесс транскрипции ДНК в мРНК или трансляции мРНК в белок, то образование долговременной памяти нарушится, в то время как кратковременная не пострадает.
  К середине 90-х гг. исследователи памяти уже знали, что транскрипционный фактор под названием CREB играет ключевую роль в превращении лабильной в долговременную у столь далеких друг от друга видов, как мухи и мыши. Транскрипционные факторы - это управляющие белки, содержащиеся в клеточном ядре, которые отыскивают конкретные последовательности ДНК и связываются с ними. Фактически они являются выключателями, управляющими транскрипцией генов. Поэтому активация CREB в нейроне ведет к активации генов, что приводит к производству таинственных белков, усиливающих синаптическую связь, и превращают лабильную память в долговременную." [4]
  Последний уровень - глубинный уровень памяти. Тот, который принято называть подсознательным. На сегодня о нем также плохо известно. Скорее всего - это уровень памяти, который организм использовал при формировании сознания, т. е. при формировании базовой модели внешнего мира. Поскольку в дальнейшем модель мира в человеческом сознании меняется, то можно предположить, что перестраиваются и меняются и связи модели с этим уровнем памяти. Так как начальная информационная база жизненно важна для функционирования организма, то взаимодействие с этим уровнем осуществляется по типу рефлексов, т.е. напрямую, по типу: органы чувств - глубинный уровень памяти - реактивные способности организма. Другими словами, ответная реакция осуществляется, минуя ассоциативную связь с моделью, которая характеризуется процессами осмысления, принятия решений и выработки ответной реакции. Прямая же связь обеспечивает высокую скорость ответной реакции. С другой стороны, высокая скорость накладывает жесткие ограничения на вариабельность реакции, что объясняет консервативность этого уровня памяти.
  По Павлову реакции делятся на безусловные (в рамках принятой аксиоматики - это базовые реакции периода формирования сознания) и условные. Возможность появления условных рефлексов позволяет утверждать, что пополнение последнего уровня памяти происходит и в ходе всей последующей жизнедеятельности субъекта, и оно не может происходить без участия механизмов долгосрочной памяти. При этом условие минимизации вариабельности требует многократного повторения ситуации, с целью выработки некого усредненного механизма реагирования, приводящего к положительным результатам в широком спектре внешних условий, и закрепления этого механизма на глубинном уровне.
  Из рассмотренных особенностей функционирования памяти следует, что должно существовать как минимум два принципиально отличных механизма обучения. Один, направленный на формирование информационного наполнения долгосрочной памяти, с построением системы новых ассоциативных связей и корректировкой самой модели внешнего мира. Другой - на информационное наполнение памяти глубинного уровня с формированием на подсознательном уровне системы ответных действий или реакций организма субъекта.
  Не вдаваясь в детали всего процесса формирования сознания можно сделать некоторые обобщения относительно процесса становления сознания.
  1. На глубинном (подсознательном) уровне памяти формируется механизм безусловных реакций на внешние раздражители и моторика. Последняя формируется в процессе многократного выполнения функциональных движений частями тела с определенными целями. Усредненная последовательность движений частей тела для достижения заданной цели закрепляется в глубинных отделах памяти, формируя фундамент индивидуального "Я", как некой сущности, способной достигать определенных целей во внешнем мире на основе функциональной модели управления частями тела, ответственными за движение в трехмерном пространстве.
  2. Одновременно формируется и закрепляется в глубинных отделах памяти функциональная геометрия внешнего мира относительно возможностей своего воздействия на отдельные предметы этого мира, а также их пригодность для удовлетворения потребностей своего организма. Прежде всего - удовлетворения чувства голода и жажды.
  3. На генном (наследуемом) уровне из образов внешнего мира выделяются те, которые обеспечивают режим наибольшего благоприятствования и защиты от внешних угроз. Их поведение, требования становятся образцом для выработки собственного подражательного поведения во внешней среде. Именно на этом уровне коммуникации с учетом собственных биологических потребностей формируется базовая шкала ценностей, которая и определяет в дальнейшем поведенческую реакцию субъекта.
  4. После завершения формирования в глубинных отделах памяти базовой системы реакций субъекта на внешние раздражители и его взаимодействия с внешней средой начинается формирование модели этой среды в долговременной памяти. Вероятнее всего модель строится на основе нейронного кодирования предметов внешнего мира, с которыми субъекту удается установить тактильные контакты, и их закрепления путем многократных повторений ассоциативных связей (узнаваний). Затем модель усложняется путем установления перекрестных нейронных связей между кодовыми значениями предметов, соответствующих функциональным связям этих предметов во внешнем мире, выявляемым по мере приобретаемого опыта.
  5. На уровне формирования отношения себя как действующего субъекта по отношению к предметам внешнего мира, или как экзистенции, формируется подсознание "быть-в- мире".
  6. Собственно, сознание формируется лишь во взаимодействии с другими, себе подобными. Именно по отношению к ним, которые оказывается тоже могут претендовать на часть того из внешнего мира, что представляет интерес для него, как индивидуума. Вот на этом чувстве необходимости конкурировать и делиться и развивается "Я", как антитеза "Мы" и "Они".
  
  Вывод: В рамках изложенного можно утверждать, что любой биологический объект, обладающий иерархическим набором уровней памяти, которая используется для оптимизации своего взаимодействия с внешней сущностью, экзистирует. Но экзистенция по определению присуща только человеку и является формой проявления его самосознания. Чтобы исключить противоречие в этих утверждениях, надо признавать, что феномен сознания является более универсальным в природе, чем это принято. И в принципе может проявляться во всех системах, обладающих указанными выше признаками. С другой стороны, действительность демонстрирует очень сильные различия в проявлениях самосознания, что предполагает возможность разложения экзистенциала сознания в иерархический ряд или ряды.
  
  
  
  Список литературы
  1. М. Хайдеггер Бытие и время. // Пер. с нем. В,В, Бибихина. - Харьков: "Фолио", 2003 - 503с.
  2. Карл Фристон Принцип свободной энергии // Ноосфера. Общество. Человек. - 2017. - ? 1;
  URL: noocivil.esrae.ru/246-1582 .
   3. Физиология человека. // Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. - 656с
   4. R Douglas Fields "Нейрофизиология памяти" // Статья Д.Мерзлякова
  URL: http://www.medef.ru/articles/neyrofiziologiya_pamati
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"