Тохта : другие произведения.

Предпосылки Варфоломеевской ночи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    События, которые произошли в Париже, в ночь на 24 августа 1572 г, в день святого Варфоломея, вошли в историю. Попытка немного покритиковать общепризнанные мифы

  События, которые произошли в Париже, в ночь на 24 августа 1572 г, в день святого Варфоломея, вошли в историю. При этом Варфоломеевская ночь является не только историческим событием, но и одним из тех моментов, которые прочно вошли в сознание современного человека. Это событие рассматривалось и рассматривается в работах многих историков. Разумеется, эта небольшая статья, описывающая событие, которому были посвящены десятки, и даже сотни научных трудов, не может претендовать на некие "великие открытия".
  Но многие о события той ночи судят по романам и фильмам, где борьба между гугенотами и католиками объясняется (если объясняется вообще) только религиозными причинами.
  Например, у Мериме прямо говорится о том, что все различия ограничиваются лишь тем, что одни поют молитвы на латыни, а другие на французском.
  При этом нередко происходит деление на хороших (обычно это гугеноты) и плохих (соответственно, католики).
  Для примера можно вспомнить наш фильм "Королева Марго", снятый Жегуновым относительно недавно. Здесь мы видим гугенотов в лице адмирала Колиньи, которому для полноты образа не хватает только нимба. А так классический святой и великомученик.
  Со стороны католиков есть вороватый подлец трактирщик, придурковатый Коконас (в исполнении Жигунова) и профессиональный убийца Морвель( его великолепно сыграл Боярский). В качестве их лидеров выступают коварные интриганы Гиз (о его мести за отца ни слова) и Екатерина Медичи. Последняя стремиться уничтожить Генриха Наваррского (следующего в наследовании трона после ее детей) только на основе пророчеств своего астролога.
  Причиной такой трактовки во многом является тот факт, что произведения, по которым снимаются подобные фильмы (очень хорошие сами по себе), были написаны в 19 веке. Следовательно, в объяснении этих событий отражают понимание того времени.
  В данной статье предпринята попытка объяснить эти события на основе исследований современных историков.
  
  Начало Нового времени
  16-век многие западные историки называют началом Нового времени. Появление новых тенденций вызвало борьбу и одновременно переплетение со старыми порядками. Однако старинные обычаи и традиции были сильны.
  Новое время - это время появления и развития технологий, например, книгопечатания, огнестрельного оружия, каравелл и т.д. Это вызвало различные процессы в странах Европы. В экономике произошло появление новых форм организации труда (мануфактуры). Выросли объемы и формы торговли, изменились соотношения цен на товары. Так, приток большого количества золота и серебра из Латинской Америки привел к значительному падению стоимости драг. металлов (инфляции). Развитие торговли вызвало усиление горожан, появление предкапиталистической буржуазии.
  Одновременно шло ослабление значения традиционного дворянства.
  Во Франции ситуация складывалась следующим образом.
  Французское дворянство значительную часть своих доходов получало в виде фиксированной ренты, установленной законом и обычаем. Но к 1559 г стоимость золота и серебра упала на 56% (см. 4 стр. 218) по сравнению с началом века.
  Это падение продолжалось.
  Поэтому можно говорить об очень значительном снижении их доходов. Таким образом, экономическое положение значительной части дворянства ухудшилось. В первую очередь это касалось мелкого дворянства.
  Появление и развитие огнестрельного оружия свело на нет роль рыцарской конницы. И хотя дворяне по-прежнему выполняли роли офицеров и кавалеристов, о монополии на военное ремесло говорить не приходиться.
  Прекращение итальянских войн лишило дворянства возможности поправить свои дела за счет армейского жалования и добычи.
  Практически единственным мирным выходом из этого положения для дворянина было найти место в свите какого-нибудь знатного сеньора, в идеале самого короля.
  Увеличение клиентел усиливало могущество аристократии, но заставляло ее намного активнее бороться за власть, чтобы оплатить преданность своих сторонников.
  Городская верхушка все больше богатела.
  В большинстве городов власть перешла к королевским чиновникам. Но должности этих чиновников продавались, причем купить их могли только те, кто знал законы данной провинции (кутюмы). Фактически это означало, что их покупали представители местной городской верхушки. Теперь они имели право управлять городом, не обращая внимания на выборы и т.д. Также они покупали и другие должности.
  Причем многие должности давали право на получение дворянства. Но при этом чиновники продолжали оставаться членами городской общины, и их патриотические чувства, а также стремление сохранить и усилить свое положение внутри города, приводило к тому, что они стремились учесть и интересы своих горожан. Политика сидения на двух стульях работала не всегда. В городах все больше росло недовольство городской олигархией.
  Очень важным моментом была система продажи должностей. Все должности в аппарате продавались и считались собственностью их покупателей. Причем большинство фактически передавалось по наследству. Уволить таких чиновников было нельзя, хотя король мог выкупить ту или иную должность. Сложился целый слой дворян-чиновников из богатых горожан. Их стали называть дворянством мантии. Новые дворяне все больше скупали дворянские земли и занимали место старинных родов. Неудивительно, что традиционное дворянство (дворянство шпаги) ненавидело и презирало их. Борьба между этими двумя группами дворян была реальным фактом.
  
  Аристократия
  Наиболее знатная часть французского дворянства, аристократия, имела свои особенности. Поскольку система вассальных отношении уже не имела никакого значения, аристократы стремились стать королевскими чиновниками высшего ранга (губернаторами и т.д.) Становясь ими, они получали возможность распределения должностей, пенсий и т.д. среди своих сторонников, членов своей клиентелы. Королевская власть получала взамен сильных союзников на местах. Но при малейшем ослаблении королевской власти они могли слишком усилиться и стать ее соперниками.
  
  Положение короля
  Он располагал мощным чиновничьим аппаратом и мог выставить большую армию. Его не сдерживал общенациональный парламент.
  Однако чиновники и управляющие имели свои интересы (см. выше).
  Постоянная армия отсутствовала, поскольку это было очень дорого. Система набора войск также отсутствовала. При необходимости король назначал полковников и приказывал им набрать войска. Естественно, что каждый полк подчинялся тому, кто его собирал и нанимал, а не королю. Обычно это были те же аристократы, поскольку они могли создавать полки из состава своих клиентел. Король мог рассчитывать только на отдельные части-гвардию, несколько постоянных полков и наемников. Кроме того, разумеется, были части, набранные теми дворянами, которые поддерживали короля (в этот момент)
  В этих условиях очень многое зависело от личности и авторитета самого монарха. Он мог, используя свои возможности, как для нажима, так и для маневра, заставлять подчиняться себе все эти группы. Нередко он сталкивал лбами различные группировки. Например, столкнувшись с противодействием стариной французской знати, короли сумели оттеснить ее, выдвинув ей на смену род Гизов.
  Но в условиях всеобщего недовольства король уже не мог обойтись таким маневрированием.
  
  Религиозная ситуация.
  Появление протестантской церкви
  Чтобы понять и осмыслить новые условия жизни, средневековый человек, естественно, обращался к церкви. Католическая церковь была властительницей дум средневековой Европы. Однако она оказалась слишком связанной с традиционными формами общества.
  К тому же, отсутствие конкурентов вызвало значительное разложение внутри самой церкви. Дисциплина падала как среди низшего духовенства, так и среди верхушки. Любые попытки отдельных священников выдвинуть нечто новое в рамках церкви вызывали жесткий отпор со стороны ортодоксов. Свидетельством этому может быть сожжение на костре Яна Гуса, отказ пойти на любые изменения.
  Но в новых условиях желание людей к изменениям было слишком велико. И поскольку реформаторы, несмотря на значительную поддержку общества, не смогли убедить церковное руководство пойти на реформы внутри церкви, они начали создавать реформированную церковь.
  Поскольку сторонники реформаторской начали с протестов против разложения католического духовенства, то их стали называть протестантами.
  Различия между католицизмом и протестантизмом
  Католическая церковь учила, что только она, благодаря знаниям ритуалов и заслугам своих святых, может помочь верующему достичь царствия небесного.
  У католиков большим уважением пользовались священники и монахи, труд которых заключался в том, что они молились за всех перед Господом.
  Протестанты же считали, что поскольку нельзя молиться за других, поэтому положение священника ничем не отличается положения мирянина.
  У протестантов не было духовенства как особого сословия, претендующего на особые отношения с богом, хотя священники, разуметься присутствовали. Но с точки зрения протестантов священник это обычный человек, который просто больше знает про то, как нужно молиться.
  Они требовали упрощений в обрядности церкви, например перевода Библии и молитв на все языки (католики молились на латыни). Протестанты считали ненужными пышные обряды и многочисленное духовенство, которые эти обряды проводит.
  В результате роль церкви как специальной организации, цель которой организовать верующих и помочь им достичь спасения, у протестантов была сведена к минимуму.
  На практике это означало что огромные богатства, накопленные католической церковью, которой принадлежало примерно 1/3 всей обрабатываемой земли, перешли в руки тех, кто будет проводить эту реформу. Церковь также собирала различные налоги, наиболее известным из которых была десятина.10 процентов дохода мирянин должен был отдать церкви. В протестантских странах этот налог или отменялся, или собирался в пользу государства.
  Они выступали также за новое отношение к труду, заявляя, что труд - это не наказание за первородный грех, а обязанность человека. Это отвечало стремлениям тех слоев, кто ориентировался на капиталистическое отношение к труду и к богатству.
  Кальвинизм
  Протестантизм очень быстро разделился на различные течения, имеющих свои подходы. Во Франции того времени наиболее распространенным был кальвинизм. Исторически сложилось так, что его сторонников во Франции называли гугенотами.
  Создателем и основным теоретиком этого движения был Кальвин(1509-1564 г.).
  Кальвин провозгласил доктрину о предопределении. Т.е., он заявлял, что бог заранее предначертал, кто из людей спасется, а кто попадет в ад. Но при этом каждый человек должен был активно действовать, веря в то, что он относиться к числу избранных. Большую роль играло "призвание". Кальвин считал, что бог каждому даровал свое предназначение заниматься каким либо делом. Выполняя его как можно более тщательно, человек приближается к спасению. Отсюда вытекал культ труда. С другой стороны, человек должен сосредоточиться на своем предназначении, и только на нем.
  Кальвин резко отрицательно относился к любым развлечениям, украшениям и т.п. Он говорил, что человек должен трудиться и молиться. За соблюдением этих правил следила община (т.е. все окружающие). В Женеве, городе, где кальвинисты пришли к власти, все стороны жизни горожан были четко регламентированы. Все развлечения были запрещены. Современники сравнивали царившие там порядками с обстановкой в католических монастырях, причем тех, где очень жестко соблюдался устав. Несогласных наказывали, вплоть до сожжения на костре.
  
  Гугеноты
  Во Франции протестантизм начал распространятся среди торговцев и ремесленников. Первоначально королевская власть относилась к нему спокойно.
  Дело в том, что король был союзником немецких протестантов в войне с испанцами. Позднее корона начала преследовать гугенотов. Но подавить их не удалось. Более того, к ним стало примыкать дворянство.
  К середине века новую идеологию разделяли три группы.
  Во-первых, представители тех слоев, которые не нуждались в защите и поддержке традиционных цехов, которые предпочитали работать по-новому. Разуметься это не происходило автоматически. Но если человек начинал работать, например, применяя какое-то усовершенствование в технологии или организации труда (мануфактура), то члены цеха стремились заставить его отказаться от этого. А священник говорил о том, что главное не накопление денег, а только стремление заработать столько, что бы хватило выжить. В результате такой человек или примыкал к гугенотской общине, или отказывался от новых идей.
  В результате небольшие общины гугенотов сложились во всех крупных городах Франции, в первую очередь в наиболее экономически развитых. Разумеется, успехи гугенотов вызывали зависть их более правоверных, но менее удачливых собратьев. Следует учесть, что верхушка цехов, выступавшая за традиционные формы организации труда, практически сливалась с королевскими чиновниками. В результате новая религия стала идеологией и тех, кто выступал за новые способы производства, и тех, кто боролся против власти городской олигархии. Но, бросая вызов власти цехов, протестанты бросали вызов и королевской власти.
  Во-вторых, небольшие города юга Франции, который позднее вошел в состав королевства. Они еще помнили времена, когда они имели значительную автономию. Здесь новая вера стала знаменем сепаратизма и борьбы за независимость от центральной власти, произвола ее чиновников и уплаты налогов.
  В-третьих, южное дворянство, обычно имеющее меньше связей при дворе и потому не имеющее возможности компенсировать свои убытки за счет королевских милостей. Во главе их стали знатнейшие фамилии Франции - Бурбоны, Шатильоны и т.д. Они были недовольны тем, что королевская власть заменила их более сговорчивыми вассалами. Их во многом привлекала возможность поправить свои финансы за счет захвата церковных земель, а также земель своих противников. Не следует забывать, что среди верхушки дворянства были развиты традиции Ренессанса, с его уважением к личности человека и его праву на свободу мысли.
  Среди гугенотов были разные люди. Были те, кто очень серьезно подошел к вопросам перемены веры, например Жанна Д'Альбре, королева Наваррская, рьяная сторонница протестантизма.
  В Наварре было разрешена только протестантская религия. Земли католической церкви были конфискованы, а католики изгнаны.
  Были и те, кто больше интересовался новой религией как возможностью улучшить свое положение, например ее муж, Антуан де Бурбон. Он использовал гугенотов, чтобы добиться усиления своего политического влияния.
  Их сыном был знаменитый Генрих Наваррский.
  В 1562 г. насчитывалось 2150 мест, где гугеноты молились. Общее количество гугенотов определялось примерно в 400 тыс. человек. Во Франции в то время насчитывалось примерно 16 миллионов жителей. (см. 4, стр. 111)
  Поэтому гугеноты практически везде оставались в меньшинстве. Но это меньшинство было сосредоточено в городах, имеющих благодаря стенам большое военное значение и являющихся экономическими центрами страны. Также они включало в состав множество дворян.
  Поскольку они находились во враждебном окружении католиков, то обладали большей сплоченностью. Не стоит забывать, что поскольку вступление в новую веру было очень важным решением, то среди гугенотов было больший процент решительных и энергичных людей, чем среди католиков.
  Для понимания мировоззрения гугенотской партии, особенно ее лидеров, очень важно понимание того факта, что в первой половине века протестантизм находился на подъеме. За считанные десятилетия в протестантскую веру перешли Скандинавские страны, практически вся Северная Германия, Англия. Тогдашний немецкий император Фердинанд(1556-1564) стремился к диалогу с протестантами, а его сын и наследник
  Максимилиан проявлял к ним большие симпатии, и многие подозревали в нем самом тайного протестанта. При этом большая часть дворянства и значительная часть горожан Германии, в том числе и императорского домена (Австрии) были протестантами.
  Разумеется, это не означало, что все эти страны сразу перешли в новую веру. Были случаи, когда протестантизм отступал. Но все же его позиции постепенно росли. Так не удалась попытка английской королевы Марии вернуть католицизм в качестве государственной религии. При новой королеве Елизавете протестантизм вновь стал государственной религией, хотя значительная часть англичан оставалась католиками.
  Все скандинавские страны и половина Германии стали протестантскими.
  
  Во Франции двор традиционно отличался вольнодумством.
  Екатерина Медичи выслушала молитвы на французском языке. А ее дети, включая малолетнего короля, передразнивали католических священников. Его брат, будущий король Генрих 3-й в девять лет заявил жене испанского посла "Я маленький гугенот, но вырасту большим" (см. 8, стр. 41). В 1560 г. один из влиятельнейших духовных авторитетов протестантизма, Теодор де Без, назвал Екатерину Медичи "протестантской королевой".(см. 6 стр. 171)
  Поэтому мысль о том, что протестантизм является идеологией будущего, к которой постепенно придут все христианские страны, включая и Францию, вовсе не выглядела невероятной.
  Отношения между католиками и гугенотами.
  Говоря об отношениях во Франции 16 века, следует учесть, что верующими были тогда практически все, поэтому религиозные войны были вызваны не только социальными и экономическими причинами, но и религиозным фанатизмом с обоих сторон.
  Между католиками и гугенотами всегда существовали значительные разногласия. Обе стороны считали своих противников еретиками.
  Следует учитывать, что многие положения кальвинизма была направлены на разрушение традиционного общества и, естественно, вызывали его неприязнь. Так, неприятие кальвинистами традиций цехов (которые стремились к тому, чтобы все члены цеха имели гарантированный заработок), их любовь к труду приводили к разорению их конкуретов. Отказ от роскоши вел к разорению тех групп, которые занимались производством и продажей предметов роскоши.
  Также не стоит забывать, что гугеноты отрицали возможность спасения с помощью молитв других людей. Поэтому гугенотская церковь намного меньше, чем католическая, занималась благотворительностью. Сама идея о том, что если богатый человек даст милостыню, т.е. пожертвует деньги, а тот, кому дали эти деньги, помолится за него, не укладывалась в ее каноны. Ведь для спасения важны только личные заслуги человека, а не то, молится ли за него кто-то другой. Католики же поощряли милостыню, да и католическая церковь занималась благотворительностью.
  Нередко религиозные противоречия накладывались на старые споры, как бы облагораживая старинную вражду и вендетты.
  Очень важно было то, что наиболее многочисленная часть населения страны, крестьяне, практически полностью остались в лоне католической церкви. Возможно, сыграл роль тот фактор, что Франция, как и другие романские страны, где католицизм сохранил свои позиции (Испания, Италия, Южная Германия) входила в состав Римской империи. Христианство в форме католицизма сформировалось и укрепилось здесь снизу, в основном на добровольной основе, впитав многие местные традиции и само став их частью. Причем это произошло еще в 2-3 вв.
  В большинстве стран, где победил протестантизм, христианство в форме католицизма были навязано сверху в 8-11 вв. в уже готовом и достаточно жестком виде.
  Разумеется, эти страны в рассматриваемое время давно уже были католическими. Но все же католицизм здесь намного меньше был связан с местными традициями и обычаями. Впрочем, это всего лишь предположение.
  Но факт остается фактом, практически все крестьянство и большая часть других сословий Франции оставались католиками.
  
  Международное положение.
  Самым могущественным государем Европы того времени был Филипп 2, король Испании.
  Он был ярым сторонником католицизма. Ему принадлежит фраза "лучше совсем не иметь поданных, чем иметь еретиков".
  Кроме Испании, ему принадлежат Нидерланды (нынешние Нидерланды, часто называемые в просторечии Голландия, по названию одной из провинций, плюс Бельгия и Люксембург), самый развитый, и, следовательно, самый богатый регион Европы 16 века.
  Плюс половина Италии, которую он и его отец завоевали, разгромив Францию в так называемых итальянских войнах (первая половина 16 века). В его распоряжении была также огромная колониальная империя, включающая в себя всю современную Латинскую Америку, кроме португальской Бразилии, и южные штаты нынешних США (Техас, Калифорния, Флорида). Наиболее важны были золотые и серебряные рудники, дававшие королю огромные доходы. Кроме того, немецкий император, хозяин нынешних Австрии и Чехии, являлся его родственником и практически вассалом.
  Но у него были и серьезные противники.
  Наиболее опасен был турецкий султан, который не уступал ему по размерам своих владений. С ним шла война в Средиземном море, и в Австрии. Франция была традиционным союзником турок.
  Крупные неприятности доставляли английские пираты, которым покровительствует их королева. Впрочем, и французские пираты не забывали про испанские корабли. Кроме того, многие немецкие и итальянские князья, и даже папа римский, нежелали признавать лидерство испанской короны.
  Начиная с 1566г. в Нидерландах шло восстание против испанского владычества.
  Оно проходило под знаменем борьбы за протестантскую религию. Повстанцам помогали англичане.
  Начало религиозных войн.
  В 1559 г. на турнире совершенно случайно (копье противника сломалось, причем щепка попала королю в глаз) гибнет король Генрих 2.
  Потерпевшая поражение в Итальянских войнах, раздираемая религиозными спорами страна осталась без авторитетного лидера.
  Новый король, Франциск 2 (его женой была та самая Мария Стюарт) умирает через три года, 16-лет от роду. Ему наследует его брат, десятилетний Карл 9.
  Вдова короля Генриха 2, Екатерина Медичи, вновь и вновь становиться регентшей. Она была родом из семьи флорентийских банкиров, которые сумели захватить власть в своем родном городе. Достойная наследница Макиавелли, она была в целом равнодушна к религиозным спорам. Основу ее политики составляла игра на противоречиях между различными партиями, при которой корона должна была сохранять роль верховного арбитра.
  Но она была женщина и иностранка, поэтому вынуждена искать союзников и маневрировать. При дворе началась борьба между аристократическими домами.
  Всего было три лидера - герцоги Гиз, Бурбон и Монморанси. Все они опирались на своих сторонников и союзников.
  Так Монморанси приблизил ко двору своего племянника, Гаспара де Колиньи, получившего титул адмирала.
  Гиз, который был дядей( по матери) Марии Стюарт, добился того, что его брату, кардиналу были даны 30 архиепископств, 9 епископств и 5 абаств, приносившие ему огромные доходы и власть (см 6 стр.134) Двое из них сразу начали использовать религиозные споры в борьбе за власть. Гиз заявлял, что он является добрым католиком. Антуан де Бурбон стремился опереться на гугенотов, хотя не раз предавал их.
  Религиозные войны.
  Попытка Екатерины Медичи найти компромисс между двумя религиями на собрании в Пуаси, где состоялся открытый диспут между католическими и протестантскими священниками, не удалась.
  Начиная с 1562 гг. начались открытые столкновения между католиками и гугенотами. Гугеноты добивались уважения своих прав. Католики этому препятствовали.
  Со своими противниками обе партии не церемонились.
  Нередко в различных городах проходили избиения более слабых группировок. Такие погромы (их устраивали и гугеноты и католики) первоначально получили названия мишлеяд. Нередко уничтожались целые группы людей, например, вырезались целые монастыри или все протестантское население какого-либо города. Чаще представители противоположной веры изгонялись или ограничивались в правах, причем фортуна здесь могла быть весьма переменчивой.
  Так, в Тулузе долгое время шли уличные бои между протестантами и католиками.
  В Шалоне протестанты захватили власть над городом силой. В Лионе протестанты были изгнаны. В долине Роны особо "прославился" грабежами и убийствами католиков барон дез Андрэ.
  Гугеноты нередко приглашали своих единоверцев из Германии, которые занимались в первую очередь грабежом. Католики стремились опереться на помощь католических держав.
  Гугеноты первые сумели организоваться и благодаря этому действовали достаточно умело.Несмотря на то, что королевским войскам удалось одержать несколько крупных побед, им не удавалось полностью разгромить гугенотов. Под руководством адмирала Колиньи они сумели очень эффектно использовать практику набегов, со страшной силой опустошая королевство.
  Вскоре все старые лидеры сошли со сцены.
  Наиболее громким было убийство герцога Гиза. Его совершил один из приверженцев Колиньи, Польтро де Мере. Под пытками он заявил, что Колиньи склонял его к этому. Колиньи заявил что невиновен в организации убийства, хотя назвал это убийство благим делом. Несмотря на это многие католики считали адмирала организатором убийства. Семья Гиза стремилась отомстить ему.
  Постепенно гугеноты добивались все больше уступок, но не успокаивались на этом.
  Королевская власть под руководством регентши стремилась добиться усмирения страны. При этом она опасалась как усиления крупной католической знати так и усиления гугенотов. Она стремилась столкнуть лбами обе партии, уравновесив тем самым их влияние.
  Основной программой королевы-матери было разрешение протестантской религии при условии, что протестанты не будут воевать за политические права. Но поскольку нельзя было социально экономические проблемы решить простым разрешением свободы религии, то мятежи продолжались.
  В 1564 г. королевские войска при Друэ разбили гугенотов. На стороне короля воевали испанцы, на стороне протестантов англичане. После этого был вновь заключен мир.
  Но в провинции напряжение оставалось. Так протестанты, жители городка Бокор, даже отказались впустить в город королевский кортеж.
  В 1566 г. гугеноты предприняли попытку захватить королевский двор в заложники в районе города Мо. Роскошный и гордый французский двор был вынужден галопом нестись к ближайшему укрепленному замку, а кавалерия гугенотов несколько раз пыталось прорваться через отряды швейцарской гвардии.
  Король Франции бежал не от иностранных врагов, но от своих поданых. Это было черезвычайно оскорбительно.
  Началась новая война. Боевые действия шли практически по всей территории королевства. Королевские войска вновь одерживают победы при Сен-Дени (1566 г.) Но королевские войска не смогли захватить крепости и города гугенотов, важнейший из которых была Ла-Рошель, торговая (и пиратская) столица юга Франции. Затем был снова заключен мир.
  
  Так продолжалось несколько раз.
  Несмотря на это, Екатерина Медичи решила вновь попытаться добиться компромисса. В 1570 г. она выдвинула план династического брака между своей дочерью и Генрихом Наваррским, самым знатным из лидеров гугенотов, официально бывшим главой их партии.
  Лидеры гугенотов согласились на это. Генрих, его брат, принц Конде и фактический глава гугенотов, адмирал Колиньи (недавно женившейся в 3-й раз) прибыли ко двору. Большим влиянием и уважением среди гугенотов пользовалась мать Генриха, королева Навары Жанна Д'Альбре. Она также прибыла ко двору. Но вскоре после этого скончалась. Поползли слухи о том, что она была отравлена. Говорили, что ей передали некие перчатки в подарок от королевы матери, которые были смазаны или надушены ядом. Впрочем, похоже, что в тот момент к этим слухам никто серьезно не прислушивался. Действительно, вскрытие, проведенное в наши дни, показало, что смерть последовала от естественных причин.
  Ситуация летом 1572 г.
  Итак, подготовка к свадьбе шла полным ходом.
  В столицу съехалось большое количество дворян гугенотов. Их богатство, высокомерие, нежелание принимать в расчет религиозные чувства окружающих вызывали ропот и недовольство парижан.
  В городе, крупном производителе предметов роскоши, куда традиционно, в расчете на милостыню и возможность подработать стекалось множество людей, разоренных в ходе религиозных войн, быстро нарастало напряжение.
  Тем временем во дворце Колиньи завоевывал доверие и дружбу короля, который открыто называл его своим отцом.
  Молодой (22 года) король стремился вырваться из-под опеки своей матери и опереться на авторитет нового советника. Он стремился к воинской славе и оказывал все большее внимание речам опытного военачальника. Недавний мятежник все больше превращался в фактического руководителя страны.
  
  Програма Колиньи
  Колиньи выдвинул продуманную политическую программу. Он заявил что французы (имелись в виду в первую очередь дворяне) такой народ, что они обязательно должны воевать с кем-то, или за пределами страны, или между собой.
  Естественно, второй вариант выглядел предпочтительнее.
  Поэтому он выступал за помощь мятежным Нидерландам в их борьбе против испанского короля. Выгоды такого предложения были очевидны.
  1) Франция присоединяет очень богатую страну.
  2)Создание мощной армии позволит занять делом огромное количество дворян.
  3)Победоносная война укрепит авторитет молодого короля.
  Екатерина Медичи выступила против этих планов. Кроме того, что она теряла власть, ее недовольство вызывали следующие моменты программы Колиньи
  1)Война с могущественной Испанией будет очень трудной, вполне возможно, что Франция потерпит поражение.
  2)Нидерланды боряться за свою независимость. Чтобы втянуть Францию в войну, они могут много обещать. Но захотят ли они воевать за подчинение французскому королю?
  3)В условиях войны с Испанией корона не сможет бороться внутри страны. Если гугеноты вновь подымут мятеж, они смогут диктовать свои условия, так как армия будет занята за пределами страны. Поднять мятеж вполне могут и католики, возмущенные союзом с еретиками. В условиях серьезной внешней войны корона просто не сможет сопротивляться серьезному натиску внутри страны. Единственным вариантом для нее будут уступки на любые требования оппозиции. Наиболее организованной, а следовательно сильной оппозицией была гугенотская партия, хотя сбрасывать со счетов позиции католических ультра во главе с герцогом Гизом тоже стоило.
  Теперь уже невозможно сказать, насколько искренним был адмирал. Вариант того, что Колиньи втягивает страну в войну, чтобы усилить влияние своей партии, кажется вполне вероятным. Ведь война с Испаниий означало союз с протестанскими державами и невозможность воевать с гугенотами внутри страны. Практически это означало, что аппетиты гугенотов будут ограничены только их скромностью.
  Усиление влияния протестантов могли привести к тому,
  что франция примет учение Лютера.
  
  Колебания короля и его окружения.
  Отказаться от плана Колиньи означало бы отказаться от соглашения с гугенотами, а значит, начать новую войну. Но весь опыт предыдущих столкновений убеждал в том, что все попытки уничтожить гугенотов в бою провалились. Но и решиться на войну с самой могущественной христианской державой того времени было непросто.
  Надо сказать, что Колиньи, не дожидаясь официального решения, целенаправленно втягивал страну в войну. Несмотря на то, что Франция официально находилась в мире, он добился молчаливого согласия короля на то, чтобы один из его помощников (Жарнлис) с 4000-м отрядом отправился на помощь нидерландцам.
  Но 17 июля этот отряд был разгромлен испанским наместником в Нидерландах, герцогом Альбой. (см 9 стр.138). Это показало силу испанцев.
  Кроме того, протестанская Англия, возможный союзник в войне, пошла на примерение с Испанией. Дело в том что англичане боялись усиления Франции так же, как и Испании.
  9 и 10 августа на государственном совете, после долгих споров, было решено отказаться от плана войны с Испанией.
  Характерно заявление, которое произнес Колиньи обращаясь к королеве-матери:
  "Мадам, король отказывается от вступления в войну, так пусть же Господу будет угодно, что бы не началась еще одна, избежать которой будет уже не в его власти" (см 3 стр.218). в устах недавнего мятежника это прозвучало весомой угрозой.
  Впрочем, он отнюдь не отказался от своих планов.
  15 августа герцог Альба официально потребовал объяснить, почему около города Монса собрано больше 3000 солдат-гугенотов.
  Видимо, в начале августа Екатерина решила перейти к решительным действиям.
  На встрече с вдовой герцога Гиза она фактически дала согласие на убийство Колиньи.
  Но совершенная 22 августа попытка не удалась, и хотя убийцу не смогли задержать, выяснилось, что его лошадь была с конюшни Гизов (см 3 стр.223) и стрелял он из дома близкого к ним человека. Напряжение быстро нарастало.
  Большое количество дворян-гугенотов скопилось вокруг дома, где жил Колиньи, и среди них шли открытые разговоры о мести. Становилось ясно, что устранение Колиньи вызовет неминуемую вспышку гражданской войны.
  Практически перед правительством встала реально альтернатива, о которой не раз говорил Колиньи -война вовне страны или война внутри страны.
  Утром 23 августа на совещании королевы-матери, брата короля Генриха Анжуйского, маршала Тавана герцега Невера и ряда других была выдвинута идея о уничтожении руководства гугенотов и наиболее активных членов гугенотской партии, дабы запугать сломить ее могущество.
  Вечером того же дня было получено согласие короля (см 3 стр.181)
  События той ночи довольно хорошо описаны и показаны в различных книгах и фильмах.
  Но следует учесть, что вслед за избиением гугенотов в Париже последовали такие же погромы во многих других городах Франции. В городах Мо, Ла Шарите, Бурже, Орлеане, Анжере, Труа, Руане, Бордо, Тулузе, Альби. Количество погибших очень разнится. Считается, что во время этих событий погибло от 20 до 30 тыс чел.(см. 3 стр.228)
  Поэтому количество жертв той ночи нельзя ограничивать одним Парижем.
  Несмотря на это, полностью разгромить гугенотов не удалось.
  Гражданская война продолжалась.
  
  Миф о Варфоломеевской ночи
  Сразу после этого события обе стороны попытались дать объяснение этому событию.
  Правительство разослало послания во все католические страны о том, что оно уничтожило большое количество еретиков.
  В своих посланиях в протестантские державы оно выдвинуло другую версию, позднее ставшую официальной. Было заявлено, что гугеноты готовили заговор с целью убийства короля и его семьи, а также захвата власти. Т.е., речь шла не о борьбе за веру, а борьбе за власть.
  На вполне резонные заявления протестантов о том, в чем провинились женщины и дети, убитые в ту ночь, неофициально говорилось о разгуле черни.
  Практически почти сразу был создан миф, рожденный как рассказами очевидцев, так и фантазиями создателей.
  Этот миф включал в себя такие моменты, как преследование людей только за веру, коварство хозяев по отношению к гостям, низость убийц и святость жертв. Подчеркивая реальные факты, этот миф вырывал Варфоломеевскую ночь из всего контекста гражданской войны.
  Протестантские проповедники выдвинули идею о том, что все это было заранее подстроено кровавой королевой. Версия о Екатерине Медичи, как об отравительнице и убийце, стала весьма популярной во многих памфлетах того времени. Говорилось о том, что коварная итальянка специально заманила мученика адмирала и его сподвижников в ловушку. Естественно, что правда здесь щедро переплеталась и дополнялась вымыслом. Так называлась цифра в 100 тыс. убитых(см 2 стр192). Вспомнили и о смерти королевы Наваррской, много говорили о том, что ее отравили с помощью перчаток. В наше дни
  вскрытие показала естественные причины ее гибели.
  Не стоит забывать, что такой миф вполне отвечал интересам не только протестантов, но и католиков. Ведь чем больше королевская власть была "замазана" участием в Варфоломеевской ночи, тем меньше у нее была возможность договориться с протестантами. Следовательно, увеличивалась ее зависимость от ультракатолической партии.
  Позднее на основе этого мифа создали свои произведения такие классики литературы как Бальзак, Мериме, Манн, Дюма и многие другие.
  Не следует забывать, что Варфоломеевская ночь стала для многих из них символом королевского деспотизма и преследования человека за его убеждения. К тому же по условиям цензуры намного удобней было говорить о событиях 16 века, чем о событиях своего времени.
  В результате миф о Варфоломеевской ночи, хотя и включающий в себя элементы истины, во многом заслонил собой само событие.
  Разумеется, не стоит делать католиков святыми.
  Но и из гугенотов ангелы не выходят.
  
  Источники:
  1)"Мемуары королевы Марго" М. изд-во МГУ 1995г.
  2)"Варфоломеевская ночь события и споры" М. изд-во РГГУ. 2001 г.
  3)Клуа И "Екатерина Медичи" Ростов-на-Дону изд-во "Феникс" 1997 г.
  4)Клулас И "Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения" М. изд-во Молодая гвардия 2001 г.
  5)История Европы т. 3 М. изд-во Наука 1993г.
  6)Плешкова С. Л "Французская монархия и церковь" М. изд-во МГУ 1992 г.
  7)Плешкова С. Л "Екатерина Медичи. Черная королева" М. изд-во МГУ 1994 г.
  8)Шевалье П. "Генрих 3 шекспировский король" М.изд-во Терра 1997 г.
  9)Эрланже Ф. "Резня в ночь святого Варфоломея" С.-Петербург. изд-во Евразия 2002 г. 10)Прокопьев А.Ю." Германия в эпоху религиозного раскола." С.-Петербург изд-во гуманитарная академия 2002 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"