Если бы опросить всю образованную Россию по вопросу, самому важному, самому коренному: "Какой системы образования желаете вы для ваших детей?" - на миллион голосов не нашлось бы одного за классицизм.
И всякому понятно, что эта система, ненавистная русскому обществу, существует, потому что, куда же деть эту армию несчастных "латинистов" и "греков"?
Эту армию несчастных, ничего более не знающих и ни к чему более не пригодных.
Эту армию, отдавшую всю жизнь свою на служение "по мере разумения циркуляров". Эту армию, сушившую, забивавшую детские головы Ходобаями и Кюнерами. Эту армию, давшую России ряд малограмотных, малоразвитых поколений.
Куда они пригодны?
Ведь не вышвырнуть же их на улицу, не сказать же:
- Умирайте с голоду!
И как же они иначе будут относиться к делу, когда они иного отношения и не знают?
Разве они умеют образовывать, воспитывать? Они умеют, они знают одно:
- Ставит отметки.
Это отметчики.
Разве у них есть какое-нибудь другое мерило, другой педагогический приём, кроме "отметки"? Разве учить не значит для них "ставить отметки"?
Ну, скажите им:
- Отметок в журнале за отдельные уроки ставить не надо.
Они разорятся из скудного жалованья по гривенничку, купят по маленькой книжечке с клеточками и начнут ставить отметки тайно, "для себя".
А потом складывать и делить:
3+2+3+1+3=12; 12 на 5=2. Значит - 2.
Источник: Дорошевич В. М. Собрание сочинений. Том I. Семья и школа. - М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1905.