Гутчина Валентина Дмитриевна : другие произведения.

Never've been in Egypt

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Просто мечты - о Египте...


Валентина Гутчина

valagermes@yandex.ru

8 - 84566 52312

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Никогда не был в Египте

литературный сценарий

  
   ИНТ. КОМНАТА НАУМА, ВЕЧЕР
  
   Полутемная комната, наполненная дымом сигарет, музыкой, голосами - четыре стены, расписанные древними знаками ацтеков, таинственными знаками, воронкой космоса, молодые парни и девушки, сидящие там и тут, на стульях и на полу, курящие, пьющие кофе и вино, смеющиеся, спорящие.
  
   Там и здесь на полу - пятна краски, в одном углу стоят холсты на подрамниках; на подоконнике - груда кисточек. Темноволосая девушка в одном углу, сидя на полу, рисует аквариумных рыбок на куске холста. Бобриком стриженный блондин, сопя, роется в груде кассет, подбирая музыку; симпатичная пара танцует посреди комнаты, о чем-то болтая.
  
   В стороне, на полу у стены сидит длинноволосый рыжий парень, мечтательно глядя прямо перед собой, на стенку напротив с нарисованным сфинксом - НАУМ. Рядом с ним сидит девушка с короткой стрижкой, нервно курит - ЛАРА.
  

ЛАРА

   О чем ты думаешь?
  
   Наум пожимает плечами, не глядя на соседку.
  

ЛАРА

   Если я надоела, так и скажи. Я уйду.
  
   Наум мечтательно смотрит на сфинкса.
  

ЛАРА

   Ты все время где-то далеко, как будто бы не видишь, что я вот тут сижу рядом и плачу.
  
   Наум нехотя поворачивает голову, смотрит на глупое обиженное личико и снова отворачивается.
  

НАУМ

   Ты не плачешь.
  

ЛАРА

   Мне хочется плакать.
  
   Наум закуривает.
  

ЛАРА

   Ну, не молчи! Опустись на землю, поговори со мной!
  
   Наум смотрит на нее.
  

НАУМ

   Ты веришь, что море расступилось, когда Моисей протянул руку, и евреи прошли по дну на другой берег?
  
   Лара хлопает ресницами.
  

ЛАРА

   Но это же сказка! Я где-то читала, что на самом деле они прошли через какой-то участок моря, который периодически пересыхает и превращается в болото.
  
   Наум внимательно смотрит на нее. Отворачивается, запрокидывает лицо, закрывает глаза, сладко затягиваясь сигаретой.
  

НАУМ

   А я верю. В Библии написано, что когда евреи шли по дну моря, толщи воды стояли как стены справа и слева.
  
   Лара открывает рот, но не успевает ответить - распахивается дверь и в комнату врываются веселые парень и девушка с бутылкой шампанского в руках - ВЕРА и БОРИС.
  

БОРИС

   Привет, братья!
  

ВЕРА

   Привет-привет! Где Наум?
  

БОРИС

   Мы требуем Наума!
  
   Все окружают новеньких, смеются, жмут руки, тут же бросаются к Науму, поднимают его на ноги, подводят.
  
   Увидев гостей, Наум улыбается, обнимает их.
  

НАУМ

   Верка, Борюсик! Откуда вы такие черные, с Крыма что ли?
  

ВЕРКА

   С Крыма! Ты что, забыл, как провожал нас две недели назад? Египет! Классные пирамиды!
  

БОРИС

   Но сегодня ты у нас главный герой. Давай, за твои 25!
  
   Разливают шампанское, чокаются с Наумом, пьют.
  
   Наум, выпив шампанское, еще раз обнимает Бориса и, пока тот оживленно что-то всем рассказывает, отходит в свой угол, садится на пол, закрывает глаза.
  
   В этот момент блондинчик ставит кассету и резко начинает пульсировать ритм - песня группы Queen "We were rock you".
  
   Наум улыбается с закрытыми глазами - четкий ритм, выкрикивающий голос - он уже в мире своих фантазий.
  
  
   ЭКС. ДОРОГА К ХРАМУ, ДЕНЬ
  
  
   Толпа египтян - все толкаются, кричат, поднимают руки, стремясь разглядеть божественные профили фараона и его детей на колесницах, проезжающих по дороге. Пыль, слепит солнце.
  
   Огромные черные нубийцы дубинками расчищают путь колесницам, отгоняют толпу подальше - их длинные мускулистые ноги, кажется, сотрясают землю, по гладким телам струями стекает пот.
  
   Пот течет и по всем телам и лицам ликующей, радостно возбужденной толпы. Народ, жадный до зрелищ, с восторгом разглядывает красавца-фараона с супругой в первой колеснице - они стоят словно статуи, неподвижно. Вторая колесница -верховный жрец Амуна, третья - жрецы различных храмов - Сабаха, Ра, Пта... Целая полоса колесниц движется по дороге, не видно конца.
  
   Оскаленные в счастливом крике лица - загорелые, мокро блестящие на солнце, тянущиеся вслед за руками, за растопыренными пальцами ладоней; смятые мокрые одежды, медные браслеты на запястьях, трясущиеся в мочках ушей серьги - и над всем этим палящее белое солнце в зените, а внизу белая клубящаяся пыль
  
   Наум энергично протискивается вперед, изо всех сил работая локтями, опираясь о чьи-то спины, плечи, как и все, тянется всем телом, руками вверх, видит сквозь сотни рук, голов, плеч, как мимо проплывают надменные профили, словно вырубленные из камня.
  
   Слепит золото колесниц, развеваются ткани одежд, мелькают взмыленные морды лошадей, черные нубийцы теснят первые ряды назад.
  
   Наум - одна из тысяч голов в толпе - кричит, восторженно тянет руки к божественным профилям, к бесстрастным ликам бритоголовых жрецов, леопардовые шкуры на их плечах, знамена Амуна.
  
   Прижав ладонь ко лбу, Наум смотрит туда, где кончается вереница колесниц и против солнца видит темный, приближающийся силуэт высоко на колеснице.
  
   Словно острие иглы входит ему в грудь, поднимаясь высоким сверлящим звуком по мере приближения той колесницы. Когда она равняется с Наумом, звук взрывается взглядом огромных черных глаз, по-кошачьи сузившихся при встрече со взглядом широко распахнутых светлых глаз Наума.
  
   На мгновение египтянка в колеснице и еврей в толпе встречаются взглядами. Тут же раскаленное белое солнце выпускает вниз огненную стрелу - перед глазами Наума начинают плясать цветные пятна лиц, затылков, спин, рук, ног - еще через секунду все меркнет и исчезает, а через мгновенье чернота смазывается и, как на фотографии, проступает сначала черно-белое изображение чьего-то лица и похлопывающей руки.
  
   Наум поднимается и садится на земле, недоуменно озираясь - шествие с толпой ушло далеко вперед, и только белая пыль клубится на дороге.
  
  
  
   ЭКС. СТАН ИЗРАИЛЯ, ВЕЧЕР
  
   Синие сумерки опускаются на стан Израиля: горят костры перед домами, там и тут сидят, негромко переговариваясь, усталые мужчины, женщины снуют из дома в дом, сбиваются в кучки, бранятся или обмениваются новостями, подслушанными у мужчин.
  
   Хозяйки готовят ужин, покрикивая на детей, которые веселы и беззаботны, носятся, смеются.
  
   Во дворе МОИСЕЯ - огромный костер, вокруг которого сидят старейшины родов во главе с самим Моисеем.
  
   У Моисея узкое, очень бледное лицо, в глазах - непреходящая печаль. Он смотрит на огонь, перебирает пальцами сухие ароматические веточки, кидает их в костер. По правую руку от него сидит ААРОН, с тревогой смотрит на Моисея.
  

ААРОН

   Фараон не отпустит Израиль и мы умрем от непосильной работы.
  
   Моисей отрывает взгляд от огня, молча обводит им мрачные, озабоченные лица.
  

МОИСЕЙ

   Не в наших силах остановить колесо, пущенное с горы Господом. Готовьтесь, братья: этой ночью смерть пройдет по Египту, и не успеет солнце объявить утро, как мы покинем эти места.
  
   Страх отражается на всех лицах. Аарон в волнении трогает плечо Моисея мелко дрожащей старческой рукой.
  

ААРОН

   Но сможет ли Израиль когда-нибудь смыть с себя эту кровь?
  
   Моисей не отводит глаз, но ничего не отвечает.
  
  
  
  
   ЭКС. У ДОМА НАУМА, ВЕЧЕР
  
   У дома невысокий крепыш старательно смывает глину с ног. Сзади к нему подкрадывается Наум.
  

НАУМ

   На твоем месте, Ифа, я сначала отмыл бы лицо.
  
   Не успевает Ифа гневно выпрямиться, как Наум убегает.
  
  
  
   ИНТ. САРАЙ, ВЕЧЕР
  
  
   Вокруг головы Наума повязан черно-белый платок. Двенадцатилетняя ЛИЯ, затаив дыхание, смотрит, как Наум развязывает платок и в нем оказывается туго скрученный столбик монет.
  

НАУМ

   Вот так, сестренка. Весь день я как птичка летал по всему Рамсесу: сначала я нагадал по руке кучу небылиц одной богатой старухе, молодому купцу и главному повару дома судьи. На эти деньги я купил у медиан чеснок и сбыл его втридорога одному простофиле, уверив его, что это целебный чеснок из далекой страны желтых людей, и что он лечит мужскую немощь...
  
   Лия прикрывает ладошкой рот, смеется. Глаза ее горят живейшим огнем.
  

НАУМ

   Потом я отправился к одному знакомому финикийцу и начисто обыграл его в кости.
  
   Монеты торжественно звенят в руках Наума.
  

НАУМ

   Ну, что скажешь?
  
   Лия облизывает губы.
  

ЛИЯ

   Значит, ты не был на фараоновых трудах?
  

НАУМ

(презрительно присвистнув)

   Гнуть спину на этого упрямца? Вот уж нет, пусть дураки месят ему глину. Вот увидишь, Моисей преподнесет ему что-нибудь особенное на десятую казнь.
  
   Лия съеживается.
  

ЛИЯ

   Не надо, прошу тебя, о десятой казни!
  

НАУМ

   Но почему?
  
  

ЛИЯ

   Я боюсь.
  
   Наум весело смеется.
  

НАУМ

   Ну, хорошо. Тогда я расскажу тебе, как сегодня потрачу эти деньги.
  
   Лия открывает рот, приготовившись слушать.
  
   Наум снова скручивает деньги в платок.
  

НАУМ

   Сначала я выпью крепкого пива и буду смотреть на фокусников, разных кудесников и колдунов. Потом выпью еще и... еще! Я хочу много выпить! Потом посмотрю заморские товары, потом на танцовщиц. А потом возьму себе блудницу...
  

ЛИЯ

   Но как же, Наум, ведь это такой грех!
  

НАУМ

(вздохнув)

   Скажу тебе по секрету, я сам есть ходячий грех Моисея. Я слышал, что когда Моисей жил при дворе старого фараона, у него была любовь с одной египтянкой. Ну, а потом он убил надсмотрщика и бежал из Египта, а та египтянка принесла Мариам младенца...
  

ЛИЯ

   Значит, ты не сирота-подкидыш?
  

НАУМ

(поднимаясь)

   Ты очень сообразительна. Ну, мне пора. Раньше ложись спать и я желаю тебе увидеть во сне рыжего кота - это к счастью.
  
  
  
   ЭКС. ХОЛМ НАД РАМСЕСОМ, ВЕЧЕР
  
   Наум стоит на холме, восторженно глядя на город внизу, горящий огнями. Наум радостно и громко смеется, издает победный клич и бросается бежать вниз, в Рамсес.
  
  
   ЭКС. РАМСЕС, ВЕЧЕР
  
   Площадь города ярко освещена множеством факелов. Смешение цветов, одежд, языков, лиц - смуглые купцы в белоснежных одеждах, их пышные бороды, а рядом - гладко выбритые египтяне; яркие шали и платки вавилонских прорицателей, пестрая полу-нагота азартных игроков в кости, крики юродивых, смех, песни, ритмичное покачивание гибкого тела танцовщицы, блеск глаз в темных переулках, убегающих от площади в разные стороны - вечерняя жизнь города захватывает Наума.
  
   Наум выпивает пива, смеясь, наблюдает, как ругаются из-за цены жирный измаилтянин и старик-египтянин. Идет в беспечной толпе, улыбаясь, поглядывая по сторонам. Мимолетно хмурится на отчаянную речь-крик слепого.
  

СЛЕПОЙ

   Беспечные жители Рамсеса! Не пропустите мимо ушей слова бедного слепого! Бегите в храмы, принесите жертвы Амуну! Разве забыли вы, как воды Египта становились кровью, как жабы душили вас и мошкара, как сдыхал ваш скот, как тьма поглощала вас? Бойтесь десятой казни!
  
   Наум, допивая новую порцию пива, восторженно смотрит на танцовщицу. Работая локтями, приближается к ней и пытается обнять, но высокий худой детина, грубо отталкивает его.
  

ДЕТИНА

   Пошел отсюда, грязный еврей!
  

НАУМ

   Наглец! Ну-ка, попробуй повторить то, что сказал по собственной тупости!
  

ДЕТИНА

   С удовольствием! Грязный, жалкий еврей!
  
   Наум прикрывает глаза, качнувшись вперед.
  

НАУМ

   Ах ты, мумия вонючая!
  
   Неожиданно врезает детине в ухо. Тут же его лицо исчезает за спинами, гневными пьяными лицами, мелькающими кулаками.
  

КРИК-1

   Получай, падаль, грязный пастух!
  

КРИК-2

   Дай ему, чтоб забыли, как насылать на Египет беды!
  

КРИК-3

   Бей евреев!
  
   Танцовщица визжит, музыканты торопливо собирают инструменты, толпа окружает дерущихся, азартно споря, кто победит.
  

СЛЕПЕЦ

   Десятая казнь! Не забудьте, дети мои - десятая казнь!
  
   Два черных нубийца разгоняют толпу дубинками, освобождая дорогу носилкам. Из окошка смотрит черный глаз, рука подманивает нубийца.
  

ГОЛОС ДЕВУШКИ

   Что там такое?
  
   В этот момент виден лежащий Наум, пытающийся утереть кровь с лица. Он без сил падает, теряет сознание.
  

НУБИЕЦ

   Избивают какого-то еврея.
  

ГОЛОС ДЕВУШКИ

   Возьмите его в мой дворец. Немедленно!
  
   Носилки исчезают, а пара нубийцев, разогнав драчунов, осторожно поднимают носилки с Наумом.
  
  
   ИНТ. КОМНАТА ВО ДВОРЦЕ, ВЕЧЕР
  
   Полутемная комната, тишина, нарушаемая лишь звуком льющейся воды. Наум лежит на богатом ложе, открывает глаза, тихо стонет. Звук льющейся воды. Звук льющейся воды. Наум всматривается - впереди лишь спина человека, покрытого накидкой.
  

НАУМ

   Где я?
  

ГОЛОС НЕФЕР

   Не двигайся! Лечение еще не окончено.
  
   Наум покорно замирает, закрывает глаза.
  

НАУМ

   И все-таки, куда я попал?
  

ГОЛОС НЕФЕР

   Ты в дружеском доме. Тебя били на площади пьяные бездельники, когда я проезжала мимо. Мне удалось спасти тебя от верной смерти, а ты вместо благодарности потерял сознание.
  
   Наум улыбается с закрытыми глазами.
  

НАУМ

   Год назад на празднике фараона я увидел женщину в колеснице и тоже потерял сознание. Должно быть, это была ты.
  
  
   Тишина в ответ. Звук льющейся воды.
  
   Наум, сжав зубы, осторожно поднимается на локтях. На нем чистая льняная рубаха и набедренная повязка. Правое колено в плачевном состоянии - ободранная кожа, кровь.
  

ГОЛОС НЕФЕР

   Ты весь был в грязи и крови, я обмыла тебя, залечила все твои раны, сменила твою изодранную одежду. Надеюсь, египетское платье тебе не противно?
  
   Наум всматривается в глубину комнаты.
  
   Теперь он видит - перед статуей кошки стоит девушка в белом платье, с голыми узкими руками, длинными гладкими полосами волос. Она мерно поливает из кувшина статую кошки, вода стекает в специальный чан, откуда девушки вновь набирает кувшин воды и снова поливает статую.
  

НАУМ

   Не вижу никаких ран, кроме одной. Но все равно благодарю за помощь, эти крокодилы были не очень-то любезны.
  

НЕФЕР

(усмехается)

   Крокодил - священный бог Себех, не советую отзываться о нем в таком тоне. Бедняга! Когда мои рабы втащили тебя на носилки, на тебе живого места не было и ты еле дышал. Тебя спасла магическая вода богини Бастет.
  
   Нефер ставит кувшин и поднимает обе руки к статуе кошки.
  

НЕФЕР

   Смотри - это богиня-кошка, Бастет. Все ее тело покрыто магическими формулами и заклинаниями. Когда вода касается их, то становится магической и лечит любой недуг.
  
   Девушка берет кувшин и подходит к Науму - смуглое узкое лицо, удлиненные черные глаза, полные губы. Наум смотрит на нее зачарованно - это действительно та самая девушка из колесницы.
  

НЕФЕР

   Смотри сам.
  
   Она склоняется над его раненым коленом и медленно льет на рану воду из кувшина.
  
   С изумлением Наум видит, как на его глазах рана сворачивается, рубцуется и - исчезает. Гладкое колено.
  
   Голые плечи девушки совсем рядом, рядом ее красивое лицо. Наум не отрываясь, смотрит на нее.
  

НАУМ

   Клянусь, это тебя я видел на празднике фараона в прошлом году.
  
   Нефер выпрямляется, смотрит на него с улыбкой, сверху вниз.
  

НЕФЕР

   Я - верховная жрица богини Бастет, а потому каждый раз принимаю участие в праздниках фараона.
  
   Наум неторопливо поднимается, приближается к Нефер. Смотрит на нее с улыбкой, гладит ладонью ее лицо и вдруг неожиданно целует ее - медленно, чувственно.
  
   Нефер сначала поддается поцелую, но затем приходит в себя, вырывается, смотрит на него в гневе.
  

НЕФЕР

   Еврей!
  

НАУМ

(со смехом)

   Египтянка! Кстати, чего только не услышишь на городском базаре, а про тебя говорили, что ты - любимая кошечка фараона. Это правда?
  

НЕФЕР

   Меня не интересует, о чем судачит чернь. Я вижу, сегодня их гораздо больше интересовал еврейский вопрос.
  

НАУМ

   Ах, да! Раз уж мы заговорили о черни - может, прекрасная жрица заговорит мой подбитый чернью глаз, а то я толком не могу его открыть. Давай, колдунья, побрызгай на глаз своей кошачьей водичкой.
  

НЕФЕР

   Ну, уж нет! Это украшение я тебе оставлю на память о базарных сплетнях.
  
   Наум театрально вздыхает, оглядывает свое платье.
  

НАУМ

   Ох уж мне эти египтяне, чего только не придумают! Придется идти домой в таком виде. Не знаю, что скажет Моисей...
  
   Нефер делает шаг к Науму, улыбается ледяной улыбкой.
  

НЕФЕР

   Ты никуда не пойдешь. Еврей, я покупаю тебя, как блудницу, на одну ночь. Вот деньги!
  
   Швыряет в лицо Науму золотые.
  
   Ошарашенный Наум смотрит на девушку.
  
   Она решительными шагами выходит из комнаты. Дверь за ней закрывается на ключ.
  
  
   ИНТ. ЗАЛ ФАРАОНА, ВЕЧЕР
  
   Большой сумрачный зал, тревожно бьется пламя факелов вдоль стен; перед занавесом на искусно украшенном троне прямо и неподвижно сидит фараон МЕРНЕПТА. Его лицо - округлое, цвета меди, с четкими и крупными чертами. Бесстрастно и надменно он смотрит поверх головы Моисея, стоящего прямо перед ним.
  
   Лицо высокого, худощавого Моисея, напротив - оживленное тревогой и печалью.
  

МЕРНЕПТА

   Ты снова пришел, упрямый еврей, и ты снова услышишь прежний ответ: нет! Нет, я не отпущу Израиль. Слово фараона неизменно.
  
   Моисей пристально смотрит в лицо фараона и тот не выдерживает, опускает глаза и смотрит на Моисея. Мгновенно в лице его появляется неуверенность. Глаза в глаза.
  

МОИСЕЙ

   Если ты не отпустишь нас из Египта, Господь отмстит Десятой казнью. Знаешь ли ты Десятую казнь, фараон?
  
   Моисей пристально смотрит в словно нарисованные глаза фараона...
  
  
  
  
   ЭКС. УЛИЦЫ РАМСЕСА, НОЧЬ
  
   Город, освещенный факелами, стонет и кричит - дети, мертвые дети, радость и гордость родителей, первенцы - их выносят на улицу, рыдая, отцы и матери, проклиная свою жизнь, руки вскидывая к небесам.
  
   Умирающие в судорогах младенцы, юные матери, теряющие сознание от горя. Мертвые дети в каждом доме, каждом дворе - всюду рыдающие люди, падающие на колени, молящиеся.
  
   Луна над Египтом медленно окрашивается в багровый цвет.
  
   Сам фараон неподвижно стоит в комнате своего первенца, смотрит на спину жены, склонившейся над кроваткой сына. Медленно, словно боясь увидеть что-то страшное, он шагает вперед...
  
  
   ИНТ. ЗАЛ ФАРАОНА, ВЕЧЕР
  
   По лицу фараона скользит судорога, он быстро открывает глаза.
  
   Моисей пристально смотрит в глаза фараона. В них сначала сомнение и тревога, затем - прежнее высокомерие.
  

МОИСЕЙ

   Что же ты ответишь, великий фараон?
  
   Мернепта не успевает ответить - откуда-то из-за его спины до него доносится девичий голос.
  

ГОЛОС НЕФЕР

   Гони его прочь, Мернепта, никто не смеет грозить фараону!
  
   Лицо фараона каменеет, он вновь смотрит мимо Моисея.
  

МЕРНЕПТА

   Слово фараона неизменно.
  
   Моисей кланяется и бесшумно следует к выходу. Но, прежде чем исчезнуть, он оборачивается и поднимает вверх указательный палец.
  

МОИСЕЙ

   Твой сын погибнет тоже, о фараон!
  
   Исчезает.
  
   Фараон, расслабившись, откидывается на спинку трону, нахмурившись, протягивает руку вперед.
  

МЕРНЕПТА

   Выходи, Нефер, не прячься.
  
   Легкий звон браслетов и прямо перед ним опускается на колени смуглая гибкая Нефер, ласково обнимает его колени.
  

МЕРНЕПТА

   Нефер, плутовка, как тебе удалось проникнуть в зал, я велел никого не пускать!
  

НЕФЕР

   Пустяки, мой фараон, я просто отвела глаза странников и проскользнула за твой трон.
  
  

МЕРНЕПТА

(усмехается, гладит ее лицо)

   Колдунья! Если бы ты знала, как мне легко с тобой. Царица говорит, что ты весь дворец прибрала к рукам, представить не можешь, как она ревнует.
  
  
  
   Оба смотрят друг на друга с улыбками. Тянутся к поцелую, но вдруг фараон замирает, хватает Нефер за плечи.
  

МЕРНЕПТА

   Нефер, ты понимаешь, насколько серьезно то, что ты шепнула мне из-за занавеса? Ты уверена, что это правильный шаг? Быть может, надо было отпустить евреев - на мгновенье я увидел нечто ужасное...
  

НЕФЕР

(перебивает, ласково кладет руку на его щеку)

   Я уверена, что никто не смеет угрожать фараону. Фараон выше любого смертного, выше страха, выше крови - ничто не должно поколебать его уверенность. Фараон - живой бог на земле.
  
   Мернепта хмурится.
  

МЕРНЕПТА

   Знаешь ли ты, чем грозит нам их Бог? Смертью всех первенцев.
  

НЕФЕР

   И ты веришь этой угрозе? Если их Бог так хочет, чтобы его народ ушел из Египта, то почему ему не внушить тебе, чтобы ты отпустил их с миром? Почему их Бог не хочет обговорить все с Амуном? Значит, он сам хочет, чтобы ты не отпускал Израиль.
  

МЕРНЕПТА

   Бог евреев хочет, чтобы они ушли из Египта, но не хочет, чтобы я их отпустил? О чем ты говоришь, Нефер!
  

НЕФЕР

   Мернепта, говорю тебе то, что очевидно: ты поступаешь так, как не можешь не поступить. Не страшись ничего, если раз впустишь страх в свое сердце, он овладеет тобой навсегда.
  
   Фараон мрачно поглаживает свой подбородок. Нефер тревожно смотрит на него. Не глядя на нее, хмурится.
  

МЕРНЕПТА

   Уйди сейчас, Нефер, я хочу побыть один.
  
   Нефер почтительно кланяется и исчезает.
  
  
  
   ЭКС. У ДВОРЦА НЕФЕР, ВЕЧЕР
  
   Как кошка, Нефер спрыгивает с носилок у лестницы своего дома, небрежно переступает через "ступеньку" - спину невольника - и легко взбегает наверх. Чернокожие служанки еле поспевают за ней.
  
  
   ИНТ. ДВОРЕЦ НЕФЕР, ВЕЧЕР
  
   Нефер стремительно проходит залы и коридоры. За ней бегут ее служанки.
  

НЕФЕР

   Как мой еврей?
  

СЛУЖАНКА

   Сначала очень шумел, госпожа, но потом затих и уснул.
  

НЕФЕР

   Прекрасно. Я поплаваю в бассейне - подготовьте мази и притиранья, я должна благоухать и быть неотразимой. Приготовьте мое золотое платье и рубиновые украшения... Нуй, не дыши на меня - мне кажется, у тебя испорчен зуб, пусть Хореб тебе его вырвет.
  

НУЙ

   Хорошо, госпожа, как скажите.
  
  
   ЭКС. БАССЕЙН НЕФЕР, ВЕЧЕР
  
   В парке - роскошный бассейн, вокруг которого мягко шелестят пальмы. Над бассейном - огромная Луна.
  
   Нефер стоит на краю бассейна, служанки ласково и торопливо снимают с нее одежду и уносят.
  
   Оставшись обнаженной, Нефер с удовольствием ныряет в бассейн. Выныривает, плывет, снова ныряет, выныривает - снова ныряет. Наконец ложится на спину, держится на воде, глядя в небо на звездное небо. Улыбается.
  

НЕФЕР

   Как прекрасна жизнь!
  
   Нефер подплывает к краю бассейна. Перед ней тут же садится на корточки служанка, подает ей бокал с напитком. Нефер отпивает, возвращает бокал.
  

НЕФЕР

   Сегодня ночью будет праздник. Пусть приготовятся музыканты и танцовщицы - я хочу, чтобы было много вина, музыки и танцев.
  
   Служанка испуганно смотрит на нее.
  

СЛУЖАНКА

   Но, госпожа...
  

НЕФЕР

   В чем дело?
  

СЛУЖАНКА

(опустив глаза)

   Разве госпожа не знает, что сегодня ждут Десятой казни? Все только и говорят, что в полночь...
  

НЕФЕР

(прерывает)

   Пустяки! Разве ты не видишь - я влюблена!
  
   Отталкивается и снова плывет.
  
  
   ИНТ. СПАЛЬНЯ В ДОМЕ НЕФЕР, ВЕЧЕР
  
   Лицо Наума, лежащего на ложе - кажется, что он спит. Лицо наивное и чистое, как у ребенка, который видит чистые сны...
  
  
   ЭКС. ДОРОГА К ХРАМУ, ДЕНЬ
  
   Вереница колесниц шествия фараона, толпа людей, потные нубийцы. Наум в толпе.
  
   Приближается колесница, в которой - красавица Нефер.
  
   Глаза Наума.
  
   Глаза Нефер.
  
   Все словно в замедленном действии.
  
  
   ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ НЕФЕР, ВЕЧЕР
  
   Наум лежит на кровати. Красавица Нефер наклоняется к нему - все ближе, ближе - волнующие глаза, чувственные губы...
  
   Пощечина.
  
  
   ИНТ. СПАЛЬНЯ В ДОМЕ НЕФЕР, ВЕЧЕР
  
   Наум в бешенстве вскакивает, выбегает на большой круглый балкон, выглядывает - слишком большая высота, разобьешься.
  
   Возвращается в комнату, срывает с постели простыню, еще какие-то ткани - пытается рвать их, но они слишком крепкие. Хватает со столика, с блюда с фруктами небольшой ножик - с ним дело идет быстрее, простыни рвутся, Наум связывает их между собой, превращая в длинную веревку.
  
   Вновь выскакивает на балкон, привязывает веревку. Поднимает лицо - прямо перед ним огромная Луна.
  
  
   ЭКС. СТАН ЕВРЕЕВ, НОЧЬ
  
   Не смотря на поздний час, в стане не прекращается движение - озабоченно снуют люди, детей спешно укладывают спать, старших сажают перед горящими факелами молиться. Все сосредоточены и серьезны, и надо всеми слышен голос Моисея.
  

ГОЛОС МОИСЕЯ

   Выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровию, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.
  
   Мужчины пучков травы кровью мажут над дверью домов, после чего закрывают двери. Стан постепенно пустует, все запираются в домах под кровавым знаком.
  
   Наум появляется на полуопустевших улицах еврейского стана, с изумлением оглядывается. Видит впереди силуэт Моисея, подбегает к нему.
  

НАУМ

   Что произошло, Моисей, почему все запираются?
  
   Моисей внимательно смотрит на Наума - заплывший глаз, египетское платье. Мягко опускает руку ему на плечо.
  

МОИСЕЙ

   Иди, переоденься в еврейское платье и будь готов - утром мы покинем Египет.
  
   Разворачивается и уходит, оставив потрясенного Наума. Наум в оцепенении смотрит, как сосед мажет кровью перекладины и косяк дверей.
  

ГОЛОС МОИСЕЯ

   И пойдет Господь в полночь по земле египетской и поразит всякого первенца в земле египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведет суд. И будет у вас кровь знамением на домах и не будет между вами язвы губительной.
  
  
   ИНТ. ДОМ НЕФЕР, НОЧЬ
  
   Нефер, вся в прозрачных каплях, выходит из бассейна, берет со скамьи серебряный колокольчик, звонит. Никто не отзывается.
  

НЕФЕР

   Нуй! Саба! Где все?
  
   Все тихо и безлюдно, молчаливая Луна в небе.
  
   Потеряв терпение, Нефер закутывается в белоснежную простыню и торопливо направляется в дом.
  
   Тихо в коридорах и залах - никого. Нефер хмурится. Выходит во двор.
  
  
   ЭКС. ФРУКТОВЫЙ САД, НОЧЬ
  
   Впереди - домик служанок, там горит свет, слышны голоса. Нефер, нахмурившись, идет к этому домику, постепенно замедляя шаги. До нее доносится отчетливый плач-вой. Нефер подходит к окну и осторожно заглядывает.
  
   Маленький черный ребенок лежит на кровати, а вокруг плачут и воют ее служанки, рвут на себе волосы. Лекарь Хореб качает головой и выходит из комнаты.
  
   Хореб выходит из дома и сразу же видит замершую Нефер. Опускает глаза, кланяется.
  

НЕФЕР

   Что случилось, Хореб?
  

ХОРЕБ

   Умер маленький Сунна, госпожа, первенец Нуй. Десятая казнь, госпожа.
  
   Нефер прижимает руки к груди, пятится. Вдруг разворачивается и бежит в дом.
  
  
   ИНТ. ДОМ НЕФЕР, НОЧЬ
  
   Нефер бежит по лестнице, распахивает дверь комнаты - первое, что бросается ей в глаза - порванные простыни. Она выбегает на балкон - здесь привязана веревка. Нефер рыдает, сжимая кулаки.
  

НЕФЕР

   Еврей! Еврей!
  
   Вдруг видит, как Луна, находящаяся прямо перед ней, медленно и зловеще окрашивается в багровый цвет. Отовсюду слышны стоны и крики. Нефер падает на пол, рыдает.
  

НЕФЕР

   Он отпустит их, отпустит!
  
   Над Египтом стоит неподвижная багровая Луна, с каждой улицы, из каждого дома доносятся плач и стоны.
  
  
   ЭКС. РАМСЕС, УТРО
  
   Серое раннее утро над городом - небо затянуто плотной пеленой, солнце затянуто.
  
   В стане Израиля мрачное оживление: неулыбающиеся люди, опустив глаза, быстро собирают вещи в телеги, запряженные быками, сгоняют стадо овец и коз, женщины спешно пекут в дорогу лепешки, выносят из домов маленьких спящих детей, устраивают их на телегах рядом со стариками.
  
   Закрывая платками исплаканные лица, идут египтяне - некоторые молча, некоторые - с плачем и причитаниями. Кладут дары евреям - дорогие украшения и фрукты, золото и серебро, ткани, благовония - закрывают лица, шепчут: "Уходите быстрее!" и торопливо уходят.
  
   Вялый, бледный Наум укрепляет поклажу на телеге. Тут же по двору бегает маленькая Лия, хныча, зовет котенка. Из дома выходит девушка с котенком в руках - НАЕМА.
  

НАЕМА

   Лия, вот твой Кош!
  
   Лия бросается к ней, с восторгом хватает котенка, целует.
  

ЛИЯ

   Слава Богу, слава Богу, нашелся мой маленький Кош!

(поворачивается к Науму)

   Наум, смотри, Наема нашла моего котенка!
  
   Наема вспыхивает, робко улыбается Науму и забегает в дом.
  
   Наум, небрежно махнув Наеме рукой, продолжает возиться с мешком на телеге.
  

ГОЛОС НЕФЕР

   Здравствуй, еврей.
  
   Наум вздрагивает, поднимает голову.
  
   Перед ним - прекрасная Нефер, закутанная в длинное одеяние. Исплаканное лицо, печальные глаза.
  

НАУМ

   Здравствуй.
  
   Нефер протягивает ему мешочек с чудесными камнями.
  

НЕФЕР

   Вот, я тоже принесла задобрить вашего Бога. У моей служанки умер ребенок.
  
   Наум сжимает ее руку и отводит от себя.
  

НАУМ

   Нет, этого я у тебя не возьму.
  
   Нефер всхлипывает и покорно прячет мешочек назад. Протягивает ладонь.
  

НЕФЕР

   Тогда возьми это.
  
   На ее ладони - амулет: сердце с человеческой головой; на сердце - черные иероглифы.
  

НЕФЕР

   Здесь написано: "Сердце хранит то, что теряет тело".
  
   Наум кивает и прячет амулет на груди.
  

НАУМ

   Я буду помнить.
  
   Отчаянно сдерживая слезы, Нефер оглядывается кругом и встречается взглядом с Наемой.
  
   Ненависть в глазах Наемы.
  

НЕФЕР

   Кто это?
  

НАУМ

(усмехается)

   Наверное, моя невеста - Наема.
  

НЕФЕР

   Разве ты женишься?
  

НАУМ

(поднимает на нее глаза)

   Теперь - не знаю. Я не люблю ее.
  
   Наум и Нефер смотрят друг на друга, словно они одни в этом мире, и нет вокруг суеты и слез.
  

НЕФЕР

(улыбка сквозь слезы)

   Ты не поцелуешь меня? Как тогда.
  
   Наум грустно качает головой.
  
   Нефер понятливо кивает, из ее глаз капают слезы. Она делает шаг назад, еще шаг.
  
   Лицо Наума - светлые грустные глаза, тонкий нос с горбинкой, девичий рисунок рта. Он смотрит на Нефер.
  

НАУМ

   Прощай.
  

НЕФЕР

   Прощай, еврей.
  
   Нефер накрывает голову платком и торопливо уходит.
  
  
  
  
   ЭКС. КАРАВАН ИЗРАИЛЯ, ВЕЧЕР
  
   Медленно движется караван Израиля: пустое поле, темнеющее небо, солнце - почти у линии горизонта, вот-вот исчезнет.
  
   Едут телеги, люди идут, едут на ослах или в телегах; многие уже спят.
  
   Наум, покачиваясь в седле своего ослика, задумчиво смотрит на своих родных, двигающихся впереди, рассеянно переводит взгляд на соседнюю телегу, в которой спит Наема.
  
   Старик позади Наума вдруг затягивает протяжную, печальную песнь, под которую солнце исчезает за горизонтом. Впереди, перед самым караваном, вдруг появляется туманный столп пыли, закручивающийся высоко в небо, словно указывающий путь.
  
   Караван неторопливо движется в ночи.
  
  
   ИНТ. ДВОРЕЦ МЕРНЕПТА, ВЕЧЕР
  
   Медленно и томно выводит певица мотив песни, и тот же лирический рассказ повторяет гибким телом танцовщица.
  
   Перед низким столиком на удобных ложах полулежат друг против друга фараон Мернепта и жрица Нефер, играя бесконечную шахматную партию. Оба далеки мыслями от лениво переставляемых фигур, словно играют в поддавки.
  
   Наконец Мернепта не выдерживает и сметает фигуры с доски резким движением руки.
  
   Нефер вздрагивает и с тревогой смотрит на его искаженное лицо.
  

МЕРНЕПТА

   Отчего ты делаешь такие скучные ходы. Если не хочешь играть - так и скажи откровенно.
  
   Нефер задумчиво берет с подноса красивый персик, разглядывает его.
  

НЕФЕР

   Тогда я скажу, что и твои мысли далеки от шахмат.
  
   Фараон напряженно смотрит на нее.
  

МЕРНЕПТА

   Где же они?
  

НЕФЕР

   Они следуют за караваном Израиля.
  
   Нефер откусывает персик, брызгает сок.
  
   Мернепта хлопает в ладоши и делает жест танцовщице, певице и музыкантам покинуть залу. Они торопливо выходят.
  

МЕРНЕПТА

   Говори.
  
   Нефер кладет на поднос откусанный персик и смотрит в лицо фараона - бледная, с огромными глазами.
  

НЕФЕР

   С тех пор, как караван ушел, ты не находишь себе места. Ты сам не заметил, как спор с Моисеем стал смыслом твоей жизни. А теперь евреи ушли, и последнее слово осталось не за тобой.
  
   Слезы брызгают из глаз Нефер, и она резко поднимается, проходит по зале.
  

НЕФЕР

   Чтобы ты ни делал, какие бы войны ни вел - ты всегда будешь помнить, что однажды уступил. Ты не сможешь жить с таким чувством, Мернепта!
  

МЕРНЕПТА

(дрожь в голосе)

   Но они уже далеко! Они третий день в пути.
  
   Нефер подбегает к нему, падает перед ним на колени.
  

НЕФЕР

   А, так ты чувствуешь, как они уходят?..
  
  
  
  
   ЭКС. ПУСТЯНЯ, ДЕНЬ
  
   Караван Израиля медленно движется по своему пути. Фигуры, закутанные в длинную одежду, идут по дороге - прошел человек, и только пыль завивается в и оседает на дорогу.
  

ГОЛОС НЕФЕР

   А, так ты чувствуешь, как они уходят? Как остывают их следы? Как их не будет больше никогда, словно и не было? Ты чувствуешь, как они уходят?
  
  
  
   ИНТ. ДВОРЕЦ МЕРНЕПТА, ВЕЧЕР
  
  
   Словно зачарованное лицо Мернепта - он слушает Нефер, замерев, отрешившись от всего. Вдруг вздрагивает, переводит взгляд на нее, берет за плечо.
  

МЕРНЕПТА

   Я догоню их. Я заставлю их вернуться и служить мне. Или сам погибну.

НЕФЕР

(гладит его лицо)

   Мернепта, божественный, ты прав! Молю тебя об одном - возьми меня с собой, я буду поддерживать тебя.
  

МЕРНЕПТА

   Поход - не женское дело.
  

НЕФЕР

   Но ведь и я не обыкновенная женщина. Я не боюсь жары и жажды, я могу не спать и не есть, лишь бы смотреть на тебя. Я хочу быть с тобой, чтобы оберегать. Возьми меня, я не стану обузой.
  
   Мернепта неуверенно улыбается на ее взволнованное лицо. Заметив улыбку, она счастливо смеется, вскакивает и кружится по зале в сумасшедшем, волнующем танце.
  
  
  
   ЭКС. БЕРЕГ КРАСНОГО МОРЯ, ДЕНЬ
  
   На берегу Красного моря раскинулись костры и повозки лагеря Израиля. Дым костров, солнечные лучи, детский смех, оживленные разговоры евреев у костров - все создает бодрое настроение.
  
   Стайка детей с визгом носится среди повозок, не смотря на то, что Наема сердито кричит на них.
  
   У шатра Моисея сидят старейшины, наблюдая за детьми. Аарон покачивает головой, хмурится.
  

ААРОН

   Не к добру так много смеяться.
  
   Наум, выйдя из шатра и услышав эту фразу, лишь усмехается и поднимается на холм. Садится на вершине и смотрит на дорогу, по которой они пришли - на дорогу в Египет.
  
   За Наумом наблюдает Моисей. К нему сзади подходит Мариам, наклоняется к его уху.
  

МАРИАМ

   Он толком ничего не ест. Непонятный.
  
   Моисей ничего не отвечает, лишь вздыхает и поднимает взгляд в небо, с улыбкой наблюдая за полетом свободной птицы.
  
   Наум, овеваемый легким ветерком, сидит на холме и смотрит на ровную линию горизонта.
  
   Сзади бесшумно подкрадывается Лия и со смехом закрывает ему глаза руками с обкусанными ноготками на пальцах.
  

ЛИЯ

   Отгадай, кто я?
  
   Наум не поддерживает игры, равнодушно отводит ее руки.
  

НАУМ

(вяло)

   Ты Лия.
  
   Лия присаживается рядом, огорченно глядя на его осунувшееся лицо.
  

ЛИЯ

   Ты стал другим, Наум. Ты такой грустный и печальный, что, глядя на тебя, хочется плакать. Правда.
  

НАУМ

(усмехаясь)

   Не хватала еще, чтобы меня жалели маленькие девочки.
  

ЛИЯ

   Лучше уж я, чем Наема. Ведь ты же не хочешь, чтобы она тебя жалела? Ты ее не любишь.
  
   Наум смотрит на Лию с любопытством.
  

НАУМ

   Почему ты так думаешь?
  

ЛИЯ

(пожимая плечами)

   Ну, не только Господь все видит, у меня тоже есть глаза. Я видела, как ты смотрел на ту египтянку, которая приходила с тобой прощаться. И Наема видела.
  
   Наум снова задумчиво смотрит на линию горизонта. Лия смотрит на него, словно колеблясь.
  

ЛИЯ

   Наум, покажи, пожалуйста, что она тебе подарила - ну, такая маленькая штучка.
  
   Наум смотрит на покрасневшую Лию, гладит ее по голове и, усмехнувшись, достает из-под рубахи амулет.
  
   Лия с благоговением рассматривает вещицу.
  

ЛИЯ

   Что это?
  
   Наум подсаживается поближе к ней, наклоняется, с любовью глядя на строгий рисунок иероглифов, сочные краски.
  

НАУМ

   Это сердце с человеческой головой. Здесь написано: "Сердце хранит то, что теряет тело".
  
   Лия прослеживает взглядом, как Наум вновь прячет амулет на груди.
  

ЛИЯ

   А она красивая. Как ее зовут?
  
   Наум с удивлением смотрит на нее, задумывается.
  

НАУМ

   Не знаю! Не знаю, как ее имя, из какой она семьи, сколько ей лет - ничего не знаю о ней. Она просто промчалась мимо на колеснице.
  
  
   ЭКС. ДОРОГА, ДЕНЬ
  
   Солнце ослепительно играет в золотой отделке легких боевых колесниц египтян. Могучие кони несут войско вперед - с мускулистых крупов стекает пот, заплетенные в косицы гривы бьются по ветру.
  
   Впереди, подставляя ветру надменное лицо, мчится, стоя в колеснице, Мернепта.
  
   В конце войска идут обозы с питанием и дополнительным оружием. В одной крытой повозке - Нефер, нетерпеливо выглядывающая, смотрящая вперед.
  
   Кони воинов несутся, сотрясая всю равнину своими копытами.
  
  
  
   ЭКС. У КРАСНОГО МОРЯ, ДЕНЬ
  
   Наум видит далеко на горизонте маленькую черную точку. Вскакивает, всматривается и его лицо начинает пылать от воодушевления. Он бежит в стан, кричит на бегу.
  

НАУМ

   Они идут! Посмотрите, как быстро приближается эта точка! Эта точка - несметное войско фараона! Готовьтесь к большой драке, израильтяне!
  
   Пронзительно кричит какая-то женщина, ее крик подхватывают другие - ничего не понимающих детей хватают на руки, причитают, другие хватают себя за голову, бесцельно мечутся между кострами и шатрами.
  

ИЗРАИЛЬТЯНКА

(внезапно останавливаясь)

   Где Моисей? Моисей! Только он знает, что делать!
  
   Все тут же начинают кричать "Моисей!", бегут его искать.
  
   Моисей стоит на самом берегу Красного моря и смотрит на воду. Израильтяне друг за другом спускаются к нему, падают перед ним на колени, плачут, умоляют о чем-то.
  
   Моисей поворачивается к людям и вдруг видит среди них лицо Наума - счастливо улыбающееся.
  

МОИСЕЙ

(задумчиво)

   Кажется, ты рад?
  
   Наум смело смотрит ему в глаза.
  

НАУМ

   Я рад, потому что мне плевать на все ваши споры. Я не хотел уходить из Египта, я люблю Египет. Я... Я просто люблю!
  
   Моисей внимательно смотрит на юное счастливое лицо.
  

МОИСЕЙ

   Иная любовь не совместима с жизнью.
  
   Подходит, обнимает и целует Наума, словно прощаясь с ним. Все люди кругом, наблюдая сцену, замолкают. Наконец, Аарон делает шаг вперед.
  

ААРОН

   Моисей, что же нам делать?
  
   Моисей поворачивается лицом к морю и протягивает руку вперед. Закрыв глаза, негромко читает молитвы. Тут же начинает дуть сильный ветер, высоко пляшут волны.
  
   Израильтяне в ужасе отбегают назад, но тут же замирают - волны так плещутся, что постепенно открывается морское дно.
  
   Наконец открывается целая дорога посреди моря - по бокам стены воды, а в центре - сырое морское дни с корягами и трепещущими рыбами.
  
   Моисей поворачивается к притихшим людям.
  

МОИСЕЙ

   Готовьтесь в дорогу - по дну морскому уйдем от египтян.
  
   Тут же все бросаются к телегам, крича, шумя. На берегу остаются лишь Моисей и Наум, друг против друга.
  

НАУМ

(задыхаясь, в гневе)

   Опять твой Бог!
  
   Моисей кладет руку ему на плечо.
  

МОИСЕЙ

   Истинный Бог всегда ведет к любви.
  
  
   ЭКС. КРАСНОЕ МОРЕ, ВЕЧЕР
  
   Темнеет, когда первый израильтянин ступает на топкое дно Красного моря. Пастухи гонят скотину, едут телеги с детьми и стариками, с женщинами, груженые ослики, подгоняемые громкими криками седоков. Все движутся торопливо, спотыкаются о камни и коряги в мокром дне, ту и там попадаются целые заросли морских водорослей.
  
   С ужасом смотрят люди на толщи воды по бокам дороги - словно стеклянная стена, за которой шевелятся чьи-то гигантские плавники, горят чьи-то глаза.
  
   Наум идет в числе последних, то и дело оглядываясь назад.
  
   В небе светится рог огромной Луны. Моисей, когда последний израильтянин спускается на морское дно, встает посреди дороги, закрывает глаза и начинает шептать молитву. Тут же прямо перед ним взвивается в небо огненный столп. Моисей разворачивается и спешит вслед за своими людьми.
  
  
   ЭКС. У КРАСНОГО МОРЯ, ВЕЧЕР
  
   Воины фараона, спешившись, толпятся, глядя на огненный столп прямо перед ними. Впереди стоят фараон и Нефер, окруженные военачальниками.
  
   На всех лицах играют кровавые блики, красные язычки пламени блестят в глазах. Все почтительно молчат, ожидая, что скажет фараон.
  
   На смуглом, блестящем от пота лице Мернепта блуждает улыбка, во взгляде - решимость и уверенность.
  
   МЕРНЕПТА
   Им не уйти. Это сказал я.
  
  
   ЭКС. ДНО КРАСНОГО МОРЯ, НОЧЬ
  
   Чавкает грязь под ногами и колесами, женщины испуганно держатся за края сильно кренящихся телег. Мужчины, покачиваясь в седлах осликов или двигаясь пешком, тайком отпивают вина из кувшинов - для храбрости. Кое-кто в первых рядах несет в руках горящие факелы, старательно освещая путь.
  
   Моисей наблюдает, как Наум пропускает одного за другим своих соплеменников. Какое-то время он делал вид, что дремлет. Моисей задумчиво смотрит на узкое светлое лицо, наконец кивает и движется вперед. Наум отстает сильнее и сильнее.
  
   Наконец Наум совсем отстает от колонны. Спрыгивает с ослика, ласково треплет его за уши и подталкивает вперед.
  

НАУМ

   Иди, догоняй своих, а мне - в другую сторону.
  
   Отпивает из кожаного бурдюка вина, спотыкаясь в сгущающей тьме, бредет назад, к войску фараона.
  
  
   ЭКС. БЕРЕГ КРАСНОГО МОРЯ, НОЧЬ
  
   Лошади дико ржут и фыркают, люди, сгрудившись, пораженно смотрят на расстилающуюся по дну моря дорогу.
  

ЕГИПТЯНИН

   Они заставили море расступиться!
  
   Мернепта проходит вперед, оборачивается на всех.
  

МЕРНЕПТА

   Если здесь прошел Моисей, значит, смогу пройти и я.
  
   Встает на свою колесницу, ударяет лошадей. Его колесница первой спускается на темный, страшный путь по дну моря.
  
   Войско фараона движется за ним. Кони то и дело встают на дыбы, отказываясь идти вперед, их понукают грозными плетьми.
  
   В гигантских толщах воды справа и слева проглядывают темные движущиеся тени, сверкающие глаза, доносятся непонятные страшные звуки.
  
   Люди, освещенные белым светом Луны, походят на призраков; колеса то и дело застревают в торчащих морских корягах. Все люди смертельно утомлены, голодны и переполнены почти священным ужасом.
  
   Мернепта движется впереди как одержимый. Смотрит только вперед, по лицу течет пот - он словно ничего вокруг себя не видит.
  
   Нефер не выглядит счастливой. Она смертельно устала, еле держит поводья. В какой-то момент не выдерживает и зло срывает с головы конский парик - ее собственные волосы мокры и спутаны, лицо все в слезах и потеках пота.
  

НЕФЕР

(плача)

   За что, за что, о боги!
  
   Вдруг лошади фараона дико ржут и встают на дыбы, едва не опрокидывая колесницу. Мернепта еле сдерживает их; хрипя, кони роют копытами землю.
  
   Впереди, на расстоянии трех колесниц, словно тень Луны, серебрится призрачный, холодно-голубой столп.
  
   Колесница фараона замирает на месте, а остальные, напротив - кони, словно вдруг взбесившись, опрокидывая колесницы, топча людей, бросаются назад, сбиваясь корпусами и кусая друг другу спины.
  
   Люди - сброшенные, затоптанные в топкой грязи - стонут, хрипят, кричат, кто может - поднимается и бежит назад, вслед за лошадьми.
  
   Нефер, успевшая спрыгнуть со своей колесницы, прежде, чем лошади понесли, стоит в стороне, с ужасом наблюдая за фараоном. Мернепта медленно сходит со своей колесницы и, словно завороженный, направляется к столпу. Он идет, глаз не отрывая от серебристого мерцания. Когда подходит совсем близко, вдруг оборачивается и встречается взглядом с Нефер.
  

МЕРНЕПТА

(с мертвой улыбкой)

   Это смерть.
  
   Нефер вся дрожит, наблюдая, как фараон делает еще несколько шагов вперед и исчезает в мерцании серебристого столпа.
  
   С криком бросается она вперед, суеверно обходит столп, который тут же исчезает. Нефер бежит вперед, спотыкаясь, падая, рыдая.
  

НЕФЕР

   Еврей! Еврей, где ты!
  
   Падает в очередной раз и остается лежать, рыдая.
  
   Наум идет вперед, спотыкаясь, едва держась на ногах. Сжимает зубы, чтобы не зарыдать. Вдруг слышит впереди отдаленный плач. Замирает, прислушивается и бросается вперед.
  

НАУМ

   Эй! Кто там? Это ты?
  
   Нефер, встрепенувшись, с трудом поднимается на четвереньки, встает, идет вперед, вглядываясь в темноту.
  

НЕФЕР

   Еврей! Еврей, это ты?
  
   Впереди ей видится нечеткий силуэт. Силуэт приближается, становится яснее - перед ней измученный, лохматый Наум с бурдюком вина в руках, с улыбкой на лице.
  
   Нефер начинает плакать, но уже счастливыми слезами.
  

НЕФЕР

   Это ты! Я знала, что так будет, я знала!
  
   Наум делает шаг и почти падает на Нефер, придавливая ее к земле.
  
   Она смеется и с наслаждением запускает руки в его мокрые, спутанные волосы, притягивает к себе его лицо и долго, долго целует.
  
   Наум приподнимается, смотрит на нее, проводит пальцем по ее щеке.
  

НАУМ

   Не знаю, как тебя зовут, для меня ты просто - женщина. Любимая женщина. Я тебя люблю, египтянка.
  

НЕФЕР

   Я тебя люблю, еврей.
  
  
   ЭКС. БЕРЕГ КРАСНОГО МОРЯ, ПРЕДДВЕРИЕ УТРА
  
   Нога последнего еврея ступает на берег Красного моря по его другую сторону. Все становятся лагерем, разводят костры, сушат одежду, готовят еду.
  
   Моисей смотрит, как Луна исчезает, как на горизонте появляется светлый отблеск восходящего солнца. Моисей оборачивается к морю и, закрыв глаза, начинает негромко молиться.
  
   Стены вод обрушиваются на дно, поднимаются гигантским фонтаном, так что все евреи поднимают руки, чтобы защититься от сильных брызг.
  
   Воды моря поднимают обнявшихся любовников - Нефер с Наумом - кружат их в гигантской воронке, окружают ореолом прозрачных, светящихся пузырьков, навсегда соединив в смерти.
  
  
  
   ЭКС. БЕРЕГ КРАСНОГО МОРЯ, УТРО
  
   Ровный шар солнца медленно поднимается над ровной гладью моря. На берегу отдыхают израильтяне - обмывают ноги и лица, разжигают костры, забивают благодарственные жертвы богу - овнов.
  
   Моисей, глядя на солнце, поднимает руки и начинает петь молитву низким, хрипловатым голосом.
  

МОИСЕЙ

   Пою Господу, ибо Он высоко превознесся,
   Коня и всадника его ввергнул в море.
   Господь - крепость моя и слава моя,
   Он был мне спасением.
   Он Бог мой, и прославлю его;
   Бог отца моего, и превознесу Его;
   Господь - муж брани, Иегова
   Имя ему...
  
   В стороне ото всех, в песке на берегу сидит маленькая Лия - держа на ладони, очищает от песка и водорослей амулет: сердце с головой человека и черными четкими иероглифами. Гладит рисунок пальцем.
  

ЛИЯ

(шепотом)

   Сердце хранит то, что теряет тело. Я буду помнить тебя, Наум.
  
  
   ИНТ. КОМНАТА НАУМА, ВЕЧЕР
  
   Целая толпа студентов столпилась у законченной работы: на холсте нарисован талисман - сердце с головой человека. Наум, еще с кистями в руках, объясняет всем негромким голосом.
  

НАУМ

   Это древний амулет с надписью "Сердце хранит то, что теряет тело".
  
   Богемные лохмачи шумно выражают одобрение.
  
   Тут же стоит шоколадная парочка, прибывшая из Египта. Парень, отпивая пиво из бутылки, с интересом смотрит на картину.
  

БОРИС

   Наум, слушай, откуда ты все умеешь? Вот эти египетские иероглифы - ну, откуда ты в этом разбираешься? Признайся - ты был в Египте, тайком лазил, а?!
  
   Все смеются. Расходятся, наливают себе бокалы. Начинает играть Луи Армстронг - песня про Моисея, который вывел свой народ из Египта.
  
   Наум стоит перед своей картиной, смотрит на нее с улыбкой. Рядом с ним стоит девушка - та, что рисовала рыбок на полу. Смотрит на картину, улыбается Науму. Она очень похожа на Нефер.
  

ДЕВУШКА

   Здорово. Ты знаешь, что жутко талантлив?
  
   Наум смеется, поворачивается к этой девушке и протягивает к ней руки.
  

НАУМ

   Разрешите вас пригласить?
  

ДЕВУШКА

   Запросто.
  
   Они танцуют вдвоем под классическую песню Армстронга.
  

ДЕВУШКА

   А ты правда был в Египте?
  
   Наум смеется, качает головой.
  

НАУМ

   Не был. Никогда не был в Египте.
  
   Они танцуют в полутемной комнате, за окнами которой идет снег.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"