Человек - или несколько - по необъяснимым причинам попадают в прошлое, в самые драматические эпизоды истории, чаще всего - непосредственно в события Великой Отечественной войны... На наших глазах это сюжетное направление из маргинального подраздела фантастики превращается в мейнстрим. И, думается, неслучайно, это накал нашей общей исторической памяти. Особенно наглядно это видно по количеству фильмов, в которых современные молодые люди "перевоспитываются", попав в бой, в прифронтовую обстановку.
Героями таких произведений чаще всего становятся молодые люди. Это естественно: произведения рассчитаны на тех, кто не утратил ощущение романтики путешествий, готов как вполне вероятное воспринять путешествие во времени. Роман Александра Гутова "Тени Эзеля" перешагивает возрастную границу - в нем действуют несколько поколений: школьники, их родители и педагоги, их деды. Девятиклассник по фамилии Карнаухов в тумане пробирается по железнодорожным путям узловой станции, он должен встретиться с друзьями из железнодорожного колледжа, чтобы качнуть адреналина и выложить в сеть несколько дерзких, рискованных фотографий. Но из тумана вырисовываются фигуры неожиданные, один человек - в красноармейской шинели и буденовке со звездой, другой - в форменной фуражке железнодорожника. И мы понимаем, что парень видит тени прошлого, как моряки при определенных условиях наблюдают в океане явление рефракции - отображение на облаках того, что происходит за горизонтом. Учитель истории находит свой путь к прошлому, в его руках оживают архивы фронтовиков, для него, как живые, воплощаются картины боев.
Остров Эзель, древнее и нынешнее название которого - Сааремаа, издавна был словно самой природой созданной русской крепостью на Балтике.
Во Вторую мировую Гитлер не слишком доверял адмиралам своего надводного флота, их задачей было запереть советские корабли в базах, которые должны были, но не смогли, захватить сухопутные части. На остров Эзель была переброшена группа советских дальних тяжелых бомбардировщиков, которая уже в 1941 году нанесла удар по Берлину.
Но операцию 1941 года нужно было подготовить. И, читая "Тени Эзеля", мы стоим на мостике вместе с командиром тральщика, небольшого вспомогательного корабля, идущего к острову, доверху и даже на палубе загруженного авиационными бомбами, которые будут сброшены на Берлин. И капитан виртуозно уворачивается от немецких мин и остовов затонувших кораблей, всякий раз рискуя потерять жизнь, свою и команды, и важнейший и опасный груз.
Сцены боев, написанные от лица красноармейцев, цокающие вокруг о дорогу и бетонные стены пули, не сразу приходящая боль от ранения, созданы автором удивительно реалистично, ты чувствуешь себя внутри событий. Литература не может применять спецэффектов кино, но каждая подробность, ощущение, даже его отголосок могут быть воспроизведены словом так, что становятся как бы зримыми, и Александру Гутову это удается. В реалии войны попадают не только его герои, сегодняшние школьники-старшеклассники, но и мы, читатели.
Александр Гутов преподаватель, он точно описывает переживания, ощущения современных учеников и их сверстников, добровольцами уходивших на фронт. Оказавшись у открытого в ночь окна, современная школьница будто шагает в прошлое, ощущает себя фронтовым санинструктором в бою, видит раненного бойца, совсем молодого, вчерашнего выпускника, и узнает в нем своего двоюродного деда Алексея, не вернувшегося с войны, как сообщали в то тяжелое время, "пропавшего без вести". Но отражены и чувства старшего поколения, тех людей, которые выжили и продолжили род в тяжелейших условиях войны и после ее завершения, когда на огромных территориях страны не осталось, практически камня на камне, некоторые города были разрушены на 98%. С фотографий смотрят храбрые летчики дальней авиации, которые бомбили Берлин тогда, когда на земле Красная армия отходила, теряя в окружении целые дивизии, и положение многим казалось безвыходным.
Красноармеец, в эпилоге романа Александра Гутова, выхвативший зазевавшегося на станции современного паренька фактически из-под колес маневрового тепловоза, - метафора сильная и прозрачная. Эта рука, протянутая из прошлого, - то, о чем пел Владимир Высоцкий: "Наши мертвые нас не оставят в беде...". Нам нужно лишь повнимательнее вчитаться в слова Александра Гутова, всмотреться в даль, и мы различим пилотов, бегущих к своим надежным машинам, чтобы взмыть в небо и нанести удар по врагу, бойцов, штурмующих предмостные укрепления, чтобы дать возможность танкистам переправиться через реку, разглядим тени красноармейцев и командиров, что по-прежнему несут свою службу на рубежах.
Сергей Шулаков
Вступление
Карнаухов вышел к путям за низким кирпичным забором, в котором кто-то очень давно проделал дыру. Он перешел две ветки путей, все время глядя вправо и влево - но поездов не было. Было сыро. Где-то слева очень далеко, или так казалось из-за тумана, за поблескивавшими стальными покатыми рельсами, едва-едва темнел корпус Депо. Там он должен был встретиться с пацанами из параллельного класса, они обещали свести его с приятелями из железнодорожного колледжа. Те уже несколько месяцев катались на товарниках, выкладывали свои фотки, получали кучу лайков и внимание самых красивых девчонок.
Карнаухов пошел вдоль путей. Сначала параллельно его движению шли эти две ветки, затем они как-то вдруг превратились в четыре. На одной стоял одинокий вагон, высокий, темный, загадочный, на другой какой-то товарный состав, конец которого терялся где-то впереди. Карнаухов пошел вдоль товарняка и рядом с высокими и длинными вагонами, с огромными колесами он сам себе казался маленьким, как муравей. Как только закончился последний вагон, справа открылось огромное пространство. Змеились, рельсы, сходясь и расходясь по каким-то особым законам, от прямой ветки вдруг вбок убегала неведомо куда боковая и пропадала в сыроватом тумане. Где-то справа, очень далеко, шел одинокий оранжевый тепловоз, похожий на игрушечный и, казалось, никем не управляемый. Все это походило на какой-то космический пейзаж, на планету, где обитают только эти странные существа: товарные составы, отдельные вагоны и паровозы, а вместо дорог - бесконечные рельсы, рельсы и рельсы.
Он шел уже полчаса, но не попадалось ни одной живой души.
Из низко стелющегося молочного тумана справа, навстречу Карнаухову, выплыл темно-зеленый тепловоз с высунувшимся из кабины машинистом или помощником машиниста, в черной фуражке с блестящей кокардой. Человек этот, неподвижный и загадочный, глядевший вперед, проплыл где-то высоко над Карнауховым. Карнаухов проводил его взглядом. Он хотел на следующий год поступать в железнодорожный.
Как только тепловоз прошипел мимо Карнаухова, юноша перешел нитку путей и направился туда, где должна была произойти встреча.
Недалеко от него, из белой пелены, появилось двое. Карнаухов напрягся. Могли оказаться местные.
Но это были двое взрослых. Один, с седыми усами, в черной потертой робе, в примятой фуражке с блестящими молоточками, с большим гаечным ключом в руках, другой в какой-то серой солдатской шинели и в странном головном уборе - островерхий шлем с большой темно-красной звездой. Оба курили, держа сигареты щепотью, тремя пальцами.
-Попросить прикурить? - подумал Карнаухов, но не решился.
Мужики о чем-то говорили.
И один из них, в островерхом шлеме со звездой, быстро взглянул на Карнаухова и, кажется, подмигнул.
Карнаухова почему-то передернуло.
А парней из параллельного класса и железнодорожного колледжа он так и не дождался.
Часть I
Глава 1
Краснокирпичный корпус
В конце августа на совещании в районе было принято решение перевести их школу в два других помещения. Решение объявили только 28 числа, и всю торжественную часть уже приготовленного праздника надо было проводить в других дворах, вести первоклассников в другое здание. Три последних дня августа были просто сумасшедшими.
А с каких-то объектов срочно снимали бригады строителей и перебрасывали сюда, к аварийным корпусам, построенным чуть менее двадцати лет назад.
На августовском педсовете Екатерина Павловна, предвкушая реакцию коллектива, некоторое время постояла на сцене, а потом трагическим голосом сказала: "Мы переезжаем".
И реакция не заставила себя ждать. Шум родился сразу, как буря посреди океана, пошли волны возмущения, попытки объяснить соседям, что работать в другом помещении невозможно, потому что у меня, вы же знаете, в кабинете...
Директор подождала, когда буря утихнет и еще более трагическим голосом сказала: "Решение это окончательное. Согласовано".
В час дня учитель истории Клавдия Михайловна объявила, что уходит на пенсию.
Этим серьезная часть реакции коллектива и исчерпалась.
Ученики с девятого по одиннадцатый должны были начать ходить в четырехэтажное кирпичное здание, где двадцать лет назад помещалась их же школа, до переезда в это ставшее аварийным здание. Кирпичный корпус стоял на тихой улице, обсаженной старыми тополями, которые каждый июнь окутывались дымом летучего пуха. При первом дуновении ветра пух этот стремительно летел вдоль улицы, в поисках любого места для приземления. Теперь тополя стали немного желтеть.
Улица когда-то сплошь была застроена пятиэтажными корпусами из силикатного кирпича, с мутулами под карнизами, розовыми и красными фризами на уровне чердачных окон, с маленькими каменными балкончиками. Теперь то тут, то там возникали огромные прорехи, и на месте пустырей появлялись гигантские круглые башни в восемнадцать, а то и больше этажей. Но застройка шла с конца улицы, ближе к главной магистрали, а здесь, в середине, все еще царили старики в пять этажей, и за забором стояло здание старой школы, бывшей когда-то самым высоким сооружением в данной местности и самым старым учебным заведением Железнодорожного района.
До 43 года школа Љ41 была общей, а с 43года - мужской. О ней сохранялись какие-то воспоминания, пока еще работали прежние учителя, но вот все больше приходило тех, кто никогда не работал в старом четырехэтажном корпусе. В нем помещалась уже лет семь какая-то особая школа - Интеллектуал. Учеников в ней было мало, и она была частная. Но пришлось потесниться. Далось это не без боя. Директор Интеллектуала, дама под сорок, с обширными связями, билась до последнего. Несколько звонков решили дело.
Интеллектуалы полностью переместились на четвертый этаж пользовались теперь только своей лестницей, бывшей пожарной.
Темнокрасный корпус стоял за старыми прутьями ограды, в глубине, скрытый кронами тополей и кустами жасмина и сирени. Одинаковые бетонные столбы на равном расстоянии, один от другого, создавали опоры этой ограды, железные ворота всегда были закрыты, а входить нужно было через небольшую калитку.
Первую неделю все осваивались, было даже немного весело: лестница в старой школе оказалась совсем небольшой, ступени широкие, коридоры казались короткими, а потолки в классах очень высокими. Но главное - в старой школе было много каких-то темных коридоров, запертых дверей, каких-то каморок, складских помещений. На первом этаже, почти у входа, круто вниз, вероятно, в подвал, уводила лестница, огороженная тонкими железными прутьями.
Особенно манило новых учеников все, что было на четвертом этаже, но попасть туда было невозможно - там были Интеллектуалы.
Сентябрь был, как всегда, суматошный, расписание только утрясалось, менялись уроки, заменялись кабинеты, постоянно возникали стычки по разным поводам с Интеллектуалами.
Потом, к концу сентября, все обжились и уже не чувствовали себя в непривычном месте. Девяти и десятиклассники освоили и курилку на третьем этаже в мужском туалете. На втором мужской был всегда заперт. Боялись только местного охранника Колю. Бывший десантник, носивший с особенным шиком черную форму, перетянутую офицерским ремнем, с большой бляхой охранной фирмы на груди, в два прыжка нагонял любого, кто пытался от него убежать. На переменах он караулил курильщиков, но они все равно умудрялись посмолить и бросить окурок в неположенное место.
Второй охранник, меланхоличный дядя Вася, в свою смену обычно сидел слева от входа в стеклянной будке и ни во что не вмешивался.
Глава 2
Знакомство
Новый историк, Валерий Александрович Курнаков, молодой человек лет двадцати пяти - шести, высокий, худой, несколько неуклюжий - даже армия не исправила - совсем недавно закончил Исторический знаменитого корпуса на Малой Пироговке. Он пришел сюда в конце августа и попал в самую жаркую пору. Машины выделило частное ООО, директором которого был чей-то папа из старшеклассников. Папа на собрании заявил, что для того, чтобы Влад закончил именно эту школу, он заставит своих шоферов работать по ночам.
Новый историк появился в тот день, когда по лестницам трое выходцев из Средней Азии тащили сейф. Сейф был неимоверно тяжелым, и бывшие жители солнечных республик, все трое под сорок, с красными лицами, обливаясь потом, с трудом волокли этот металлический прямоугольный шкаф, попутно разбив его острым краем пару ступенек.
Сновали многочисленные школьники, вытаскивая какие-то стенды, коробки, свернутые в рулоны плакаты.
Пришлось сразу включиться в работу. Невысокая блондинка в джинсах и сиреневой блузке, тут же сунула высокому неуклюжему Валере, в круглых очках и футболке с надписью "Polo", в руки коробку. Коробка оказалась тяжелой.
-Что там, кирпичи? - задал Валера примитивный вопрос, не сразу придумав что-то новое.
Блондинка быстро взглянула на молодого человека.
-А вы новый преподаватель истории?
-Угу, - кивнул Валера.
- Хороший предмет.
-А у вас?
-Литература и русский.
-Просто замечательный предмет.
-Угу.
И оба засмеялись.
-Так что же здесь? - снова спросил Валера, перехватывая коробку так, чтобы удобнее ее было нести, - если не кирпичи, то что?
-Кирпичи легче, - ответила блондинка, поправляя блузку и сбрасывая со лба тонкую светлую прядь. - Это Достоевский.
-Собрание сочинений?
-Оно, - блондинка привела себя в порядок.
В это время к ним подошел низкого роста чернобородый человек, с густо-курчавыми с проседью волосами, в бежевой безрукавке и рубашке в красно-белую клетку с короткими рукавами.
-Леночка! Я уж думал, вы оставите весь этот прошлый хлам в старой школе и начнете, наконец, новую жизнь.
-С вами, Евгений Борисович, не начну.
-Почему же не со мной?
-Вы человек, не верящий в идеалы.
-И я когда-то в них верил, Леночка,- хитро улыбаясь, сказал чернобородый, - жизнь заставила разувериться.
-А я еще не разуверилась, - засмеялась блондинка, взяла в руку какой-то свернутый рулон и пошла к воротам.
-Несите коробку вон туда, - бросила она на ходу Курнакову, - к воротам, там стоит красная Мазда.
-Ваша?
-Моя. А у Вас?
- Еще нет.
-Обзаведетесь. Кстати, Елена Владимировна. А вы и есть тот Валера, который пришел на место Клавдии Михайловны?
-Он и есть. Кто этот чернобородый?
-Вы про Евгения Борисовича?
-Наверное.
- Евгений Борисович Хазин, физик, умница, но циник страшный, ребята его обожают, но характер - не дай Бог. Он здесь дольше всех проработал, даже Екатерина Великая меньше.
-А это кто? Директор?
-Она.
-И много здесь таких?
-Каких?
Циников и умниц?
Блондинка заливисто засмеялась.
-Здесь все необычные. В школе только необычные и работают. А вы к нам откуда?
-Из соседнего района.
-Не прижились?
-Часов не стало.
- Понятно.
Когда Курнаков вернулся к лестнице, там стоял Хазин с большой коробкой в руках, рядом с физиком были пакеты и другие коробки.
-Помочь? - спросил Валера.
-Нет, - я все сам, никому не доверяю. В этой стране никому нельзя доверять.
А вам, Вижу, понравилась Леночка?
Курнаков покраснел. От природы он был застенчив, в классе безнадежно влюблен в высокую эффектную Катю, в институте в Ольгу - красавицу с каштановыми густыми волосами, серыми, с искрами в глубине, глазами, ходившую в длинной юбке, цветных блузках, кожаных сандалиях и с каким-то индийским украшением на груди.
Красавица вышла замуж уже в начале второго курса за искусствоведа из МГУ, в роду которого были сплошь авторы книг и пособий. Катя вышла замуж совсем недавно.
В ответ на слова Хазина Валера что-то хмыкнул. Хазин внимательно посмотрел на него и хитро прищурился.
- Ученики называют ее Еленой Прекрасной, - продолжал Хазин, - это как раз по вашей части, история, - он засмеялся удачной шутке, - и правда, - Хазин посмотрел куда-то в сторону ворот, - из-за такой женщины может вспыхнуть война.
Валера принужденно засмеялся.
-Зря смеетесь, молодой человек. Женщина - великая тайна природы, недаром в стране, куда я так и не переехал, по жене определяют национальность. Елена Владимировна в своем деле энтузиастка, классный руководитель восьмого, теперь уже девятого "А". Распустила их страшно.
Валера вспомнил, что среди выделенных ему классов, есть и 9 "А". Это ему было приятно.
- Класс любимчиков и сереньких мышек, продолжал Хазин, - классический образец такого воспитания. Вроде бы, молодая женщина, а, кажется, прошла хорошую советскую школу.
-Говорят, советская школа была неплохой, - сказал Валера, щурясь от солнца.
-Кто вам сказал? Советская школа была казармой. Вы служили?
-Да, я год служил, сразу после института.
-Современная армия - это так, курорт, я в союзе служил.
На крыльцо вышел еще один человек. У него тоже была борода, только больше похожая на дьяконскую, тонкая, длинная и пегая Светлые жидкие волосы затянуты в узел, в руках большой кожаный футляр от какого-то музыкального инструмента. Он посмотрел на высоко стоящее солнце и улыбнулся.
-Тоже экземпляр, - сказал Хазин, - Егор Максимович, географ и этнограф, у нас в школе есть этнографический класс, - Хазин скептически улыбнулся.
-Что это у него?
-Гусли, он всюду с ними таскается, на вечерах в школе поет и сам себе аккомпанирует, да и дети из его ансамбля все время выступают с разными номерами. Его кабинет набит всякой всячиной: какими-то лаптями, туесками, берестяными изделиями, оберегами. Он во все это верит, ездит куда-то на их радения. Жуть страшная.
-Как же он работает в школе? - удивился Валера.
-Нормально, сейчас это все оказалось востребовано. Родители довольны.
-Валерий Александрович! - к новому историку быстро шла директор, Екатерина Павловна.
-Вот, - снова скривился скептически Хазин, - к вам уже Екатерина Великая спешит, сейчас озадачит.
В это время Елена Владимировна быстро пробежала мимо Валеры по лестнице в школу.
Курнаков отметил ее грациозную легкость. А она, поднимаясь по лестнице, повернулась и улыбнулась ему, как старому знакомому.
Курнакову сумели выделить кабинет на третьем этаже, посредине коридора, историю он делил с вечно простуженной Ингой Петровной - женщиной неопределенного возраста с незапоминающимся лицом.
Глава 3
Список
-Алибасова.
-Валерий Александрович, у нее экзамен в музыкалке.
-Белецкая.
- Я. - Лиза Белецкая красится, наверное, с пятого класса. Глаза обведены, волосы медно-зеленые, губы ярко-красные.
- Белова.
- Я! - звонко, по девичьи, с желанием покрасоваться. Первая Настя по списку.
-Ветров.
Я! - басом, с хрипом и недовольно.
-Гаврилюк.
- Я - протяжно, музыкально. Классический троечник.
- Громов.
- Тут я, - Громов, как всегда, с фокусами.
-Джафарова.
Молчание.
- Джафарова. Лейла.
- Я, - говорит, словно не верит, что это она. Живут по временной регистрации, мать убирает двор недалеко от школы, отец на стройке, три брата, еще совсем маленький в прошлом году родился.
-Дымов.
- Я. - Федя Дымов. Валерий Александрович уже уяснил, что в каждом классе есть свой Федя. Или Вася. Общий любимец, очень добрый мальчик, всегда готов починить парту, подмести пол, притащить стенд. Федя смотрит внимательно, прислушивается, старается понять. Мать у него работала в метро уборщицей, теперь на молочной кухне. Отец по утрам развозит продукты на своей "Газели", потом целый день мебель от какой-то фирмы.
-Жостова.
Вторая Настя по списку.
В ответ - молчание, в молчании кроется какой-то свой смысл. Зря спросил. Настя Жостова на уроки не ходит уже более трех недель. Ее мама объяснила, что девочка не нашла себя в этом коллективе, коллектив не может найти ее уже месяц.
-Зайцева.
-Я! - громко, радостно, маленькая, востроносая, не ходит, а мчится, все про всех всегда знает, к ней можно обратиться, если нужно что-то передать всему классу.
-Зарубина.
- Я - Наташа Зарубина слегка наклонила голову, взгляд загадочный, большие, с поволокой, синие глаза. Ходит плавно, смотрит куда-то вдаль.
- Игорьков,
- Я, - это классический шалопай, отец выпивает, где-то шабашит, мать тоже прикладывается, парень неглупый, но делать ничего не хочет.
-Карнаухов.
Я. -Рыжий, вихрастый лопоухий, с вечно удивленным лицом и открытым ртом, на уроках все время глядит в окно, ничем особо не интересуется, собирается, кажется, в железнодорожный.
-Лесовая.
-Я - рост метр восемьдесят, КМС по плаванию, думает только о спорте, ходит огромными шагами, словно плывет.
- Макаров, Матушкин, Мирзоян...
-Нарецкая.
-Я - Аню Нарецкую немедленно надо принять в МГУ на любой факультет.
- Павлова.
- Валерий Алкександрович, у нее соревнования, межгород.
Занимается тхэквандо, рост не более метра пятидесяти, в школе еще ни разу не была
-Панфилова.
-Я. - Стесняется своей фигуры, часто болеет, толстые линзы очков. Четвертая Настя по списку.
-Полянский.
-Я, - высокий, красивый, похож на известного артиста из вильма "Офицеры", который так любил отец Авдеева, с идеальным пробором светлых волос, акселерат, пловец, тоже КМС, самоуверенный и нагловатый.
-Ребров.
Я - спокойный ответ. Широкоплечий, спортивного вида Максим Ребров занимается рукопашным боем, кажется, собирается в школу милиции.
-Рубакин.
В ответ молчание. Но вон он, - сидит, на последней парте, улыбается, перед ним нет ни книжки, ни тетради, только деревянный пенал, который он крутит и так, и этак, словно собирается его ремонтировать. Так он будет сидеть сорок пять минут.
-Рубакин.
-А? Что? Я!
- Проснулся! - чья-то реплика слева, от окна, с конца ряда.
- Рубцова.
-Я. - Тихая, молчаливая, Таня Рубцова, дружит только с Джафаровой.
-Скачинский.
- Я.
Аккуратный, всегда в рубашке с галстуком, в очках в тонкой оправе, темноволосый Боря Скачинский - круглый отличник, при этом увлекается джазом, играет на гитаре, неплохо рисует, разбирается в компьютере. Любимец Хазина.
-Французова.
-Я.
Неля Французова уже давно вне школы. Курит в женском туалете, задерживалась полицией, мать по пять раз бывает на неделе в школе, чаще, чем некоторые учителя. Опять сидит с Белецкой, хотя их каждый раз рассаживают.
-А вы не имеете права делать мне замечание! - высокая девица на шпильках, не менее одиннадцати сантиметров, в суперкороткой юбке и розовой блузке, размахивала руками, в правой руке у нее была - кожаная сумочка. В такую не войдут ни книги, ни тетради, а разве что косметичка, телефон и кошелек. Девица возмущалась тем, что ей указывала на внешний вид дежурная учительница. Девица с вызовом смотрела на нее, черноволосую географичку, в цветном платье, с кубачинскими, серебряными, с чернью, браслетами на руках, закрывшую ей, Французовой, дорогу в коридор, по которому та спешит попасть на урок. Тут же, воспользовавшись тем, что цветная преподавательница герографии отвлеклась, под ее рукой барьер преодолел девятиклассник Савельев, в огромных, ботинках, а за ним в распахнутой куртке и в мокрых кроссовках Карнаухов.
- Гульнара Фатиховна! Что же вы пропускаете девочек в таком виде? - внезапно появилась Екатерина Павловна.
Тема - Крымская война, - написал Авдеев на доске.
Класс дружно склонился над общими тетрадями.
- Вопрос первый - причины войны. К доске пойдет.
Установилась напряженная тишина. В классе одиноко, как парус в стихотворении Лермонтова, виднелась рука Ани Нарецкой.
-Иди, Нарецкая.
Вздох облегчения, мелкая рябь движения, некоторая суета на последних партах.
Рубакин меланхолично крутил пенал.
Аня вышла к карте, взяла витую эбонитовую указку и сразу же точно указала Турцию.
-Восточная война, - Аня смотрела на карту, словно читала ее, - началась по причине неудачной внешней политики Николая Первого. Министр иностранных дел России Нессельроде не сумел вовремя понять, что Пруссия и Австрия будут соблюдать нейтралитет в случае возникновения войны между Россией и Турцией, а Англия...
Игорьков уронил линейку и полез под парту с шумом и сопением. Аня, не обращая внимание на то, что половина класса наблюдает действия Игорькова, продолжала рассказывать о вмешательство России в политику Турции. Валерий Александрович быстро подошел к парте Игорькова и поднял линейку.
-Покажи место высадки англичан, - сказал учитель, не поворачиваясь к доске: Нарецкой подсказки не нужны, а вот за классом надо смотреть. Рубакин продолжал крутить в руках пенал, глядя с удивление на собственные действия.
-Это Балаклава, - звонко сказала Нарецкая, - вот она.
- Ух ты! - раздалось с парты, на которой сидел Ветров.
Историк решительно направился к этой парте. Ветров сел так, как сидят на плакатах примерные ученики: взгляд устремлен вперед, руки сложены на парте. Кто-то хихикнул.
Раздался грохот, словно кто-то выстрелил из пистолета в закрытом помещении.
Это Рубакин уронил пенал.
Глава 4
Письмо
В понедельник, после уроков, Екатерина Великая вызвала к себе нового историка в кабинет.
- Валерий Александрович, тут пришло письмо от бывшего начальника цеха нашего завода. Вы знаете, завод закрыли, там теперь какое-то ООО. Так вот, этот бывший начальник цеха пишет, что у них на заводе сохранился кое-какой архив - наша-то школа была открыта при заводе, в тридцатые годы. Это очень старая школа.
Валера кивнул. Этот завод в его семье хорошо знали. На нем когда-то, до войны, работал старший брат деда. Загадочная личность. Гриша, как его называли дома - пропал без вести, в сорок втором году. Пропал, выполняя какое-то особое задание, за линией фронта - об этом узнали только после войны, но никаких подробностей никто не сообщил. Писали, обращались - пропал в сорок втором, вот и все. Обращались и на завод. Там ответили, что по имеющимся документам, работник механосборочного цеха Курнаков Григорий Викторович направлен по комсомольской путевке в органы Государственной безопасности в 1937 году. Больше о нем никаких сведений не было.
-Вот мы бы хотели вам поручить разобрать этот архив, вы же, несмотря на то, что еще очень молоды, все-таки историк, должны разбираться в таких делах. А может, что-нибудь и о нашей школе найдется, Да вы почитайте письмо, вот оно.
-Не по интернету?
-Старый человек, нужно понимать.
-Понимаю.
-Очень хорошо. Надо бы съездить к ним, посмотреть этот архив. Сейчас такие вещи опять востребованы, нужно идти в ногу со временем.
-Понимаю. Я съезжу, адрес-то обратный есть?
-Он написал на конверте адрес завода. Да это недалеко, в конце Летней, справа.
-Я знаю.
-Вот и отлично. Поезжайте.
-А телефон-то он оставил?
-Да, вот его номер.
-Домашний?
-Нет, мобильный.
Валера взял в руки письмо и вышел.
"Уважаемое руководство школы Љ41
Пишет вам бывший помощник прокатного цеха старейшего предприятия нашего района Михеев Георгий Михайлович.
Наш завод был построен в тридцатые годы, когда страна остро нуждалась в железнодорожном транспорте после тяжелой разрухи. Строился завод с огромным энтузиазмом, в стройке участвовала, можно сказать, вся страна. Мы - молодые комсомольцы страны перевыполняли планы, оставались на субботники, мы горели этим строительством. За несколько лет были построены наш прокатный цех, графитный и сталелитейный цеха. Это была, можно сказать, всесоюзная стройка. Скоро наш завод дал первую сталь для формовки изделий, в которых так нуждался железнодорожный транспорт.
И в годы Великой Отечественной войны наш завод показал себя с самой лучшей стороны. В нашем городе - мы тогда еще не были частью столицы - все встали на защиту своей Родины. Более 4 тысяч заводчан ушли на фронт, а 500 человек записались в народное ополчение и защищали нашу любимую Москву. Большая их часть, к сожалению, погибла.
Наш завод стал настоящим градообразующим предприятием. В 64 году город стал частью столицы. Ветераны нашего завода добились открытия стелы, посвященной заводчанам, погибшим на войне. При заводе был открыт музей.
Но, к сожалению, в трудные для нашей страны годы музей закрылся, большая часть цехов была переоборудована, а несколько лет назад закрыли и сам наш завод.
Мы - ветераны войны и труда - сохранили экспонаты и бесценные документы, рассказывающие о нашем предприятии.
Мы просим Вас принять на хранение в стены вашей школы эти экспонаты.
Сейчас здание новой школы ремонтируют, но когда ремонт закончится, заберите эти документы и экспонаты. Они нужны для воспитания подрастающего поколения".