Гужавина Ольга Борисовна : другие произведения.

Ментальность личности в соотношении духовного, социального и физиологического компонентов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья "Ментальность личности в соотношении духовного, социального и физиологического компонентов" вышла в сборнике материалов V-ой Региональной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ћ3-я Сибирская школа молодого ученогоЋ.-Томск, 2000.- C. 134-138.


Ментальность личности в соотношении духовного,

социального и физиологического компонентов.

О.Б. Гужавина

Томский городской Дворец творчества юных

  
   Ментальность как духовно-психологический фундамент жизнедеятельности личности включает в себя, так называемый, ценностнообразующий аспект. Будучи индивидуально значимой системой представлений человека или сообщества людей о мире и человеке, ментальность выступает своего рода перцептивным "ситом" по отношению ко всякой поступающей извне информации. Сквозь призму тезауруса, скомпонованного в процессе обучения и воспитания конкретного человека в традициях того или иного культурного сообщества, объединенного общим менталитетом, рассматриваются любые, вновь поступающие информационные блоки. От составляющих этой "призмы" зависит, в каком качестве воспримет, либо полностью отторгнет личность вновь предложенное ей, независимо от источника - будут ли это книги, другие люди или обстоятельства, вплоть до: "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда".
   В процессе исторического развития человеческой мысли подходы к проблеме соотношения реалий действительности, формирующих содержание той или иной картины мира, менялись качественно и неоднократно - от представлений о том, что человек рождается с полным запасом знаний о мире и лишь "вспоминает" их в процессе жизнедеятельности (Платон, Лейбниц, Беркли, Локк и др.) до исторического материализма, абсолютизирующего роль социума в формировании индивидуального сознания. Наша цель - доказать неправомерность такого рода абсолютизации при анализе генезиса и структуры ментальности.
   Выделенные в наблюдении психо-физиологические, социальные и духовно-культурные компоненты реальности человеческого существования в равной степени несут ответственность и оказывают влияние на формирование целостной личности. И влияние их на принятие определенного решения, выбор определенного образа действий или поведения в конкретной ситуации не означает абсолютного главенства какой-либо из них всегда и при любых обстоятельствах.
   В языке индейцев племени хопи (США) нет слов, обозначающих названия зеленого и голубого цветов - они называются одним словом; у австралийского племени оранда одним словом обозначаются желтый, зеленый и синий цвета; у индейцев камаура (Бразилия) - синий и зеленый и т.д. Представители этих народностей не различают названные цвета на глаз, они сливаются у них в один цвет. Однако исследователи заметили, что это не касается тех из них, кто получил европейское образование и знает языки, в которых слова, описывающие названные цвета, имеются - эти люди цвета различают (4. С.278-282). Таким образом, выходит, что выученное в процессе освоения языка слово как бы "обращает внимание" конкретного человека на некую отдельную деталь реальности (в данном случае цвет) и "включает" физиологический механизм, ответственный за ее восприятие (в данном случае цветоразличение), т.е. психологический механизм "запускает" механизм физиологический. Подобный вывод отнюдь не умаляет роли колбочек и трубочек - ответственных за цветоразличение деталей зрительного органа человеческого тела - глаза, а лишь доказывает равноценность и взаимовлияние психологических и физиологических механизмов в работе способностей человеческого восприятия и формировании ментальности личности.
   Основанное прибалтийской исследовательницей А.Аугустинавичюте направление психологии - соционика описывает различия в восприятии, мышлении и поведении у людей с различными типами психики (1. С.8). Логическим продолжением этих исследований явилось представление о том, что различия в типах психики жестко определяют способность конкретных людей к выполнению тех или иных социальных ролей, вплоть до способности к усвоению и применению на практике различных профессиональных знаний и навыков. Психотип определяет, получится ли из человека менеджер, изобретатель или художник-модельер, а также будет ли этот человек исключительно исполнителем или поставит дело на качественно новую основу. Воспитание и качество обучения играют свою роль, но только от типа психики зависит, достигнет ли конкретная личность результатов, достойных Нобелевской премии или не поднимется выше изготовления простенького ширпотреба, в случае, если ею выбран вид деятельности, не соответствующий ее психотипу. Человек с конкретным психотипом имеет однозначные особенности внешнего строения (телосложение, конституция, тембр голоса, моторика движений и т.д.) и комфортно чувствует себя только в условиях конкретного эмоционального фона (при отрицательных эмоциях, положительных, интенсивных или сглаженных, тревоге и т.д.). При этом в процессе жизнедеятельности эти свойства сглаживаются или обостряются, но не меняются на свойства другого психотипа. Не будет ничего удивительного, если окажется, что состав крови и преобладание в организме отдельных химических веществ совпадает у людей с одинаковыми психотипами и различается - с разными. На сегодняшний день никто не проводил подобных исследований, но гипотезы уже выдвигаются. Вывод напрашивается сам - психотип является врожденным биологическим механизмом и, таким образом, социальная активность конкретного человека определяется от природы. От социума же зависит только, позволят ли условия существования развить заложенные с рождением организма способности либо затормозят их и сделают их использование невозможным. Аналогично ситуации с цветоразличением, описанной в предыдущем абзаце, наблюдается такая же взаимообусловленность и взаимозависимость биологических и социальных механизмов в жизнедеятельности конкретного человека.
   Интровертно-сенсорная типология личности - одна из восьми, известных ученым на сегодня (см. 3,6) - предполагает комфортное существование и жизнедеятельность в условиях отрицательного или тревожного эмоционального фона. Поскольку эмоциональное напряжение, раздражительность, агрессия для индивидов рассматриваемого типа являются нормальным состоянием, они, с одной стороны всегда "у себя здоровы", а, с другой, не задумываясь, выплескивают свои эмоции на окружающих, провоцируя конфликты и ввязываясь в них. Это усиливается при низком уровне интеллектуального и культурного развития. Негативные эмоциональные состояния разрушительны сами по себе, и различия можно наблюдать только в способах осуществления этого разрушения. Подобное поведение осуществляется не иначе как через давления различного вида и степени. Поэтому единственный путь социальной адаптации данного типа личности будет напрямую связан с институтами, имеющими узаконенное право подобную деятельность осуществлять, либо имеющими возможность сдерживать подобный стиль поведения. Так как "сдерживание" осуществляется посредством встречного давления - это силовые и властные структуры. Другой формой "места в жизни" - социально неадаптированной - для этого психотипа здесь закономерно выступают структуры криминальные.
   Поскольку общественное воспитание с необходимостью формирует определенную систему представлений о допустимости или недопустимости того или иного образа действий, систему оценок своих и чужих поступков, представление о собственной агрессивности у людей с подобной формулой психики вытесняется в подсознание, и субъектом строятся целые теории, оправдывающие и благовидно объясняющие причинение вреда и боли другим. Например, он начинает считать себя орудием в руках бога для наказания грешников, снимая, таким образом, с себя ответственность за собственную агрессию. Возможна ли какая-то компенсация разрушительных сторон вытекающего из типологии личности способа поведения и деятельности? Кроме эмоциональной обусловленности восприятия, среди прочих механизмов психики существует такой как, система личностных смыслов, исследованный и описанный выдающимся представителем российской психологии Л.С. Выготским. Собственно - это психо-физиологический по способу своего действия, закрепленный в реакциях и поведении, выступающий как критерий оценок и суждений эквивалент культурного багажа конкретной личности - набор "для меня значимых установок и представлений", обусловливающий социальную составляющую личностного менталитета. Данная составляющая нашей психики формируется из синтеза пережитого опыта и информации, почерпнутой из сказок бабушки, школьных книг и официальной пропаганды. Собственно говоря, это своего рода программа мышления и действий, привнесенная извне системой воспитания, и корректирующаяся изнутри по мере накопления жизненного опыта. Еще З.Фрейд отмечал, что наибольшее влияние в человеческой психике имеют те механизмы, которые были наработаны раньше (5. С.17), и это хорошо объясняет "трудности обращения в другую веру". Поэтому с детства внушаемые человеку гуманистические ценности способны контролировать даже самые выраженные агрессивные тенденции, сугубо физиологические по своему происхождению. Также неплохо отбивают охоту пробавляться за чужой счет и пережитые в личном опыте события, когда такого рода личность, считающая себя "победителем по жизни", оказывается в роли жертвы подобных "побед". То есть пережитая в социальном опыте ситуация позволяет эмоционально прочувствовать и, таким образом, дать нравственную оценку подобного рода поведению, а также наработать своего рода условный рефлекс, пресекающий собственную агрессивную деятельность в будущем. Аналогичным образом, т.е. через переживание ситуации, происходит, например, формирование различного рода фобий. Условия, явившиеся причиной их формирования, сугубо социальные, а механизм жизнедеятельности в результате - физиологический. Разница лишь в том, что фобия "работает" до тех пор, пока человек не получит опыта более интенсивных противоположных эмоциональных переживаний в похожей ситуации, а нравственные установки остаются с человеком на всю оставшуюся жизнь.
   Таким образом, психо-физиологические реакции, жизненный опыт и "заученные" в процессе воспитания нравственные установки в равной степени оказывают влияние и несут ответственность не только за формирование картины мира конкретной личности, но и за ее способность отличить или не отличить реальность от иллюзии и выбрать тот или иной вариант поведения.
  
  

Литература

      -- Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"; СПб.: Terra Fantastica, 1998. 448 с.
      -- Аугустинавичюте А. Соционика: Психологические типы. Тесты. М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"; СПб.: Terra Fantastica, 1998. 416 с.
      -- Гуленко В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск: РИПЭЛ, 1995. 192 с.
      -- Смирнова И.М. Магия как она есть. М.: "Агентство ФАИР", 1997. 464 с.
      -- Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. 448 с.
      -- Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ "Университетская книга", 1996. 716 с.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"