Халяпина Екатерина Андреевна : другие произведения.

Две сказки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Тыквенное семечко

  
  Арлекин открыл глаза. Ночное звёздное одеяло мягко укутало комнату. Игрушки мирно дремали на полках старого бабушкиного серванта. Уютно мурлыкали свою простенькую песенку часы. На полу слегка подрагивал неровный жёлтый прямоугольник - в комнате в доме напротив горел яркий свет.
  Арлекин не сразу понял, что же его разбудило. Краски, запахи, звуки ночи - всё было знакомым. Он смутно припоминал что-то необычное, какой-то звук, но что это было, не знал. Однако долго ломать голову ему не пришлось - загадка разрешилась сама собой. Непривычный звук повторился. Это был тихий вздох. Кажется, он раздался откуда-то с верхней полки. Арлекин долго прислушивался к темноте, потом неуверенным шёпотом спросил:
  - Кто это вздыхает?
  Сначала было очень тихо, даже часы, казалось, задумались на миг. Арлекин уже почти потерял надежду получить ответ, как вдруг в темноте раздался мелодичный голос.
  - Это я, - отвечал голос.
  - Кто ты? - спросил Арлекин.
  - Я сижу здесь, в хрустальной карете.
  У Арлекина на миг перехватило дыхание.
  - Так это ты, принцесса, - пытаясь справиться с волнением, молвил он.
  - Почему ты решил, что я принцесса? - удивился голос.
  - Если девочка сидит в хрустальной карете, это почти наверняка значит, что она принцесса, - признался Арлекин.
  Голос долго молчал.
  - Пусть будет так, мне это безразлично, - равнодушно сказала девочка наконец.
  - Но почему ты грустишь? - отважился спросить Арлекин.
  - Потому что моя жизнь не имеет смысла... - девочка помедлила на миг и снова вздохнула, - ... без любви.
  Сердце Арлекина отчаянно забилось в деревянной груди.
  - Посмотри в окно, - продолжала девочка тем временем.
  Арлекин посмотрел. Комната напротив была знакома ему в мельчайших подробностях. Вот две лёгкие занавески, которые никто никогда не задёргивал, вот стол у окна, на нём в беспорядке разбросаны листочки с нотами. Вот корзина, в ней спит толстый полосатый кот. Вот огромное чёрное фортепиано, а на нём играет на флейте фарфоровый юноша.
  - Ты видишь его? - печально спросила девочка. - У него такие тонкие пальцы и такие длинные светлые ресницы.
  Арлекин не мог разглядеть этих подробностей, но поверил девочке на слово.
  - Кажется, я люблю его, - грустно прозвенел её голос.
  Арлекину показалось, что его сердце стремительно упало с огромной высоты.
  Он был весьма недурён собой, но куда ему с его коренастой деревянной фигуркой тягаться с утончёнными чертами флейтиста. "Я ей не пара", - уныло подумал Арлекин.
  - Мне кажется, что он тоже неравнодушен ко мне, - продолжала девочка. - Мы давно наблюдаем друг за другом, но судьба так жестока! Он там, я здесь. Мы оба так одиноки.
  Арлекин молчал, не зная, что сказать. Девочка снова вздохнула.
  И тут Арлекин решился.
  - Послушай, принцесса. Возможно, я смогу помочь тебе.
  - Ты? - удивилась девочка. - Но как?
  - Я могу пойти и передать твоему возлюбленному послание от тебя.
  - Разве это так просто? - недоверчиво спросила девочка.
  - Ну, пока не знаю, - неуверенно ответил Арлекин. - Но я попытаюсь.
  Девочка на миг задумалась.
  - Я была бы очень признательна, если бы ты отнёс ему вот это тыквенное семечко. Это символ моего сердца.
  И в то же мгновение тыквенное семечко, привязанное к тоненькой ниточке, спустилось прямо в деревянные ладони Арлекина.
  - Хорошо, принцесса, я не подведу, - как можно беззаботнее произнёс он и тут же вскочил на ноги.
  Прижав семечко к груди, Арлекин принялся осторожно спускаться вниз. Игрушки, разбуженные ночным разговором, помогали ему, как могли. Глиняный трубочист услужливо подставил ему свою лестницу, а вязаный слон подхватил мягким хоботом, когда Арлекин чуть не упал. Наконец он приземлился на пушистый ковёр и неслышно пересёк комнату. Добравшись до окна, он ловко вскарабкался вверх по ажурной занавеске и очутился на подоконнике. Там Арлекин на миг обернулся. Хрустальная карета неясно мерцала в полутьме, лицо девочки смутно угадывалось в проёме дверцы. Он отчаянно замахал ей руками, чуть не выронив тыквенное семечко, но вовремя спохватился и решил продолжить путь.
  На его счастье, окно было чуточку приоткрыто, и Арлекин без труда выбрался на карниз. Здесь начиналось самое сложное. Нужно было каким-то образом преодолеть расстояние, разделяющее два окна. Но и тут Арлекину сопутствовала удача - между двумя домами была натянута тонкая бечёвка (по всей видимости, хозяйские дети использовали её для обмена почтой). Положив семечко за пазуху, Арлекин поднял какую-то соломинку и, глубоко вдохнув, сделал первый шаг. Раньше он никогда не ходил по канату, но времени раздумывать не было. Он старался не смотреть вниз. Хотя он и был сделан из дерева, шарниры, к которым крепились руки, ноги и голова, были хрупки, и падение с такой головокружительной высоты окончилось бы весьма плачевно. Арлекин был уже на середине пути, как откуда ни возьмись на его голову камнем обрушилась огромная чёрная птица. Она неистово кричала хриплым голосом и изворачивалась, чтобы клюнуть Арлекина. Несколько раз он чуть не упал, балансируя на одной ноге, но сила его духа и желание выполнить просьбу девочки не позволяли ему сдаться. Птица всё вилась над ним и напоследок попыталась схватить его когтями. Арлекин почувствовал, что она уцепилась за его курточку и, собрав остаток сил, рванул в открытое окно. Курточка затрещала, в когтях птицы мелькнул яркий лоскуток. Арлекин кубарем покатился по полу - к счастью, он тоже был устлан мягким ковром.
  Некоторое время он пролежал совсем без движения, ничком, обеими руками прижимая к себе тыквенное семечко. Перед глазами всё мелькала чёрная зловещая тень, а где-то в глубине сознания светилось округлое пятнышко лица. Наконец Арлекин отдышался и поднялся на ноги. До конца его путешествия оставалось совсем немного. Он как мог заспешил к гигантской чёрной глыбе, поблескивающей в глубине комнаты.
  Забраться на фортепиано, когда в тебе от силы пятнадцать сантиметров росту - дело нешуточное. Но Арлекину повезло и на этот раз - круглая табуретка пианиста стояла как раз на нужном расстоянии. К тому же, старое фортепиано местами рассохлось, и в образовавшиеся трещины было весьма удобно ставить ноги. Арлекин совершил восхождение в считанные минуты.
  Вынув из-за пазухи драгоценное семечко, он заспешил к неподвижной бледной фигурке флейтиста.
  - Здравствуйте, - тяжело дыша, обратился он к музыканту. - Я здесь по просьбе прекрасной принцессы, которую вы каждый день видите в окне напротив. В знак своей любви к вам она передала это тыквенное семечко - символ её любящего сердца.
  Арлекин замолчал, ожидая ответа, но флейтист даже не поднял глаз. Он был настолько увлечён ему одной понятной мелодией, что не расслышал обращённых к нему слов. Едва ли он вообще знал о существовавшем вокруг него мире...
   "Всё было напрасно", - в отчаянье подумал Арлекин, и силы оставили его. Он присел на краешек фортепиано и на миг закрыл глаза. "Мне ничего не остаётся, как отправиться в обратный путь", - решил он и, вновь бережно спрятав семечко, поднялся на ноги. В этот самый миг на фортепиано с диким шипением запрыгнул толстый кот. Арлекин замер. Кот прищурился и лениво ударил его передней лапой. Удар оказался настолько сильным, что Арлекин не смог удержаться на ногах. Новая игрушка позабавила кота, и он принялся толкать Арлекина лапами туда-сюда, не давая ему возможности подняться. В конце концов, кот не рассчитал силу удара, и деревянный человечек упал за фортепиано. Полёт был недолгим, пыль резко ударила в нос, и Арлекин мгновенно потерял сознание.
  На следующее утро его нашёл хозяйский пудель. Осторожно подняв игрушку зубами, он отнёс её в свою корзину. Там Арлекин пролежал до самой зимы - после падения тело больше не слушалось его. Игрушку нашли хозяйские ребятишки. Они тут же посадили Арлекина на верхнюю ветку рождественской ёлки, которая была установлена в комнате рядом с фортепиано.
  Теперь по вечерам, когда в доме напротив зажигали свет, Арлекин мог видеть старый бабушкин сервант. На верхней полке по-прежнему стояла хрустальная карета. В тёмном отверстие дверцы светлым пятнышком белело лицо девочки. Тыквенное семечко всё ещё лежало за пазухой, у самого сердца. Арлекин смотрел на свою принцессу и явственно различал её мелодичный голос.
  - Прошу тебя, вернись, - тихо молила она.
  
  
  

Троллейбусное депо

  
  В нашем городе сотни улиц и тысячи жителей, а у каждого человека - миллион дел. Перемножьте эти цифры, и вы поймёте, какая суета творится вокруг, когда выходишь из дома. Но это ещё ничего. Всё становится в десятки раз хуже, когда залазишь в автобус. Там тесно, как в моём прошлогоднем ботинке! Мне ещё повезло, я худенький и везде могу протиснуться. А то приходилось бы ходить пешком на другой конец города. Я же учусь в специализированной школе с углубленным изучением иностранных языков. Не знаю, как они только меня взяли. У меня же дальше football, dog и watch TV дело не идёт. Наверное, бабушка подсобила, она там раньше работала заведующей. Гардеробом.
  Каждый день мама заставляет меня писать слова на карточках, и пока я еду в автобусе, я их зубрю. Несколько человек, похоже, зубрят вместе со мной - я не раз замечал. Но едва я выхожу из автобуса, я всё забываю. Надеюсь, те люди нет.
  Моя остановка - конечная. Она называется "Троллейбусное депо" или "Тролл. депо" сокращённо. Троллейбусное депо - это такой большущий парк, где живут старые троллейбусы. Они настолько старые, что на них уже никто не ездит. А новые почему-то там не нарождаются. Я представляю себе эту картину: в семье больших троллейбусов рождается маленький, игрушечный, а потом он растёт и становится таким же большим, как его родители. Только он совсем новый. С сиденьями с подогревом и телевизором.
  Сразу за троллейбусным депо начинается лес. Густой и тёмный. Он даже пытается воевать с депо за территорию, но забор крепко держит оборону и не пускает внутрь ни одного дерева-лазутчика.
  Лес этот очень красивый зимой. Деревья покрываются инеем и застывают в разных позах, словно играют в "Море волнуется раз".
  Эта история случилась как раз в такую вот зимнюю пору.
  Я завалил тест. Я знал это заранее, поэтому даже не расстроился. А вот учительница рвала и метала.
  - Пока не выучишь неправильные глаголы, домой не пойдёшь, - сказала она. Сказала, как отрезала. И оставила меня наедине с этими монстрами.
  Едва за учительницей закрылась дверь, они атаковали меня и совсем сбили с толку. И как им удаётся быть такими абсолютно незапоминающимися? Я бился над ними три часа подряд, пока не пришла уборщица баба Маня и не погнала меня домой.
  - Там темень такая. Давай дуй домой, - скороговоркой сказала она.
  У бабы Мани всегда все слова в предложении начинаются с одной буквы. Не знаю уж, как ей это удаётся, но я ей всегда завидовал. Вот бы мне так научиться, ещё и на английском!
  Оставив неправильные глаголы на парте (пусть подумают над своим поведением), я пошёл в гардероб за шубой. Гардеробщица уже ушла. Сквозь решётку я мог видеть свою шубу, сиротливо висевшую на крючке под номером 51.
  - Подожди ещё чуть-чуть, я вернусь за тобой, - шёпотом пообещал я ей и кинулся на поиски дворника дяди Феди. На то, чтобы отыскать его, времени ушло порядком. Через полчаса моя шуба была свободна, и я наконец-то смог пойти домой.
  Темень и правда была хоть глаз выколи. Фонари не горели. Тёмная громада леса, казалось, подобралась бессовестно близко. Мне было не по себе. Я поскорее побежал на остановку.
  Автобусов не было. Я хотел узнать, который час, но часов на руке не оказалось - опять забыл надеть! Я порылся в портфеле в поисках телефона, но - увы! - тот был разряжен. Так вот почему до сих пор не звонила мама.
  - Вот растяпа, - сказал бы сейчас дед. В глубине души я был с ним согласен. Нельзя жить с головой-дуршлагом, в дырки которого просыпается вся полезная информация.
  Пока я всё это обдумывал, становилось холоднее. Я как мог зарывал нос в мех воротника, но он всё равно мёрз нещадно. Мороз сначала проник в рукавички, а потом, чувствуя свою безнаказанность, пробрался в шерстяные носки и принялся щипать меня за кончики пальцев. Пришлось вспомнить некоторые приёмы с уроков ритмики, чтобы дать ему хоть какой-то отпор.
  Прошло ещё десять мучительных минут. Мороз разошёлся вовсю - ритмика помогала слабо. Я попытался исполнить греческий танец сиртаки, который моя сестра Ритка целый месяц разучивала для выступления. Греция - тёплая страна, значит, и танец должен согревать лучше любой ритмики, рассудил я, брыкая ногами, как горный козёл. Не знаю, был ли мой танец хоть отдалённо похож на сиртаки, но я согрелся. Правда, ненадолго. Уже через пять минут мороз накинулся на меня с новой силой. "Я тебе сейчас покажу сиртаки", - возмущался он. А автобуса всё не было. Я уже подумывал вернуться в школу и заночевать там в обнимку с неправильными глаголами, как вдруг...
  Лес чуточку всколыхнулся, словно от дуновения ветра, и всё стихло на миг. А потом фары одного из старых троллейбусов ожили, а сам он заскрежетал, как несмазанная телега. Я немедленно почувствовал себя героем фильма ужасов. Троллейбус, издавая жуткие грохочущие звуки, неспеша направился к выходу из депо. Его длинные рога цеплялись за провода, как щупальца гигантского осьминога. Я прирос к земле.
  Троллейбус вышел за пределы депо и направился прямо к моей остановке.
  Поравнявшись со мной, он, как и положено, затормозил. Тут я почему-то отметил, что он когда-то был ярко-красным. Теперь же краска изрядно облупилась, и он весь был покрыт ржавчиной. Дверь с визгом и свистом сложилась в гармошку. Я заглянул внутрь с тем головокружительным чувством, с которым заглядывают в зияющую пропасть.
  За рулём сидел тролль.
  Я разинул рот. Протёр глаза, как и положено. Тролль не исчез. Я даже почти не удивился. Что-что, а галлюцинациями я не страдаю. Сидит, значит, за рулём и машет нетерпеливо - заходи, мол, скорее. Ну я и зашёл. Коленки у меня подогнулись, и я рухнул на переднее сиденье. Тролль обернулся, обхватил себя ручонками и смешно затрясся. Потом перестал и вопросительно взглянул на меня. Я понял. Это он хотел узнать, замёрз ли я. Я утвердительно кивнул. Ободряюще улыбнувшись, он поспешно отвернулся к рулю, и троллейбус тронулся.
  Я во все глаза рассматривал водителя. Тролль был зелёный, как и положено троллям, и у него были огромные голубые глаза. Наверное, больше, чем фары у троллейбуса. Уши торчком, волосатые такие. Нос картошечного типа, как у нашего соседа-боксёра. Шмыгает им периодически, словно и сам замёрз. Сам худенький, юркий такой, а лапы огромные - не лапы, а лапищи. Как две дедовы лопаты. Ногами до педалей он не достаёт, но смекалка у него что надо - к одной ноге он щётку привязал, к другой - совок. А хвостом кнопочки всякие нажимает. Ловкач, да и только! Увидел, что я на него смотрю, и подмигивает.
  А потом какую-то кнопочку нажал, и салон затопило музыкой. Это было так неожиданно, и так... потрясающе. Такой музыки я ещё никогда не слышал. Какая-то она была нездешняя. Я слушал зачарованно. Сначала была только музыка, а потом запели. Не по-нашенски. Но и не по-английски. Я б узнал. А тролль начал подпевать. И тут я догадался, что это на его языке поют.
  Никогда я не забуду той поездки. Мы мчались по ночному заиндевелому городу, а над нами висели звёзды - их были миллиарды, больше, чем дел у всех наших жителей вместе взятых. И они качались в такт музыке. А вокруг сияли огни. Там люди ужинали и разговаривали. И делали уроки. И читали книги и газеты. И играли с собакой. И там мой папа чинил радиоприёмник. А Ритка учила новый танец. А дед смотрел футбол. А бабушка шила Ритке костюм. И там моя мама ждала меня домой. И волновалась.
  А я не узнавал родной город, но мчался сквозь миры и пространства прямо к ней в объятия. И вёз меня самый настоящий тролль. Только адрес мой он не знал. Я согрел палец тёплым дыханием и нарисовал свой дом. И телевышку рядом с ним. Потом тихонько встал с сиденья и похлопал тролля по плечу. Тот приглушил музыку и обернулся. Я показал ему на рисунок. Тот внимательно глянул на него и кивнул. И сделал музыку погромче.
  Я снова сел на сиденье. От него приятно пахло кожей. И хрустело оно очень здорово. Кажется, я задремал на нём.
  Я проснулся, когда троллейбус плавно замедлил ход. Мы остановились прямо перед моим домом. Я узнал очертания телебашни вдали.
  Соскочив с сиденья, я обнял тролля и сбежал вниз по ступенькам. В окне кухни горел свет. Мама стояла у занавески, и у неё было тревожное лицо.
  Двери с шумом и скрежетом затворились у меня за спиной. Я обернулся и в последний раз помахал троллю рукой.
  Через год старые троллейбусы отправили на металлолом. И троллейбусного депо не стало. И леса больше не было. На их месте выросли неприступные многоэтажки. Целая сотня, не меньше.
  Я по-прежнему учился в специализированной школе с углубленным изучением иностранных языков. И остановка по-прежнему называлась "Тролл.депо". Только теперь я старался изо всех сил починить свою голову-дуршлаг и запомнить как можно больше иностранных слов. Жаль, что мне так и не удалось найти учебник тролльского языка.
  
  ***
   Прошло много лет, и я вырос. Я стал переводчиком и почти забыл эту историю. Но вот однажды, где-то в другой стране, я услышал ту самую мелодию. Её играл уличный музыкант, а его маленькая дочка тоненьким голоском пела те самые слова. Тогда я уже был опытным переводчиком, чтобы понять их. Она пела о лесах, озёрах и горах, о красоте нашей планеты, которую мы частенько не замечаем. О том, как быстро растут огромные города и как сложно маленькому семечку пробиться к свету, если его не поливать. Я стоял и плакал, а потом спросил у музыкантов, кто автор этой песни. Девочка застенчиво опустила глаза, а её папа сказал, что она спела её, однажды вернувшись из школы позже, чем обычно. Я спросил, есть ли в этом городе троллейбусное депо, и отец показал мне дорогу. Как я и предполагал, за парком был огромный нетронутый лес. Я долго стоял у забора, как вдруг мне показалось... нет, точно - два больших голубых глаза мелькнули среди деревьев.
  
 []
Автор: Екатерина Халяпина email: katerina.khh@gmail.com
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"