Аннотация: 1 часть. Худуд ал-Алам о Русском каганате на Волге. Сарское и Тимиревское городища. Именьковцы и Скандинавы в булгарских текстах. Остров Русов, Арса, Дом Утар и Биармия. Западные славяне.
Глава 1. Русский каганат
Рассмотрим интересные сообщения в труде неизвестного арабского автора второй пол. 10в. Худуд ал-Алам (Пределы Мира) http://odnapl1yazyk.narod.ru/hudud4749.htm Это обработанный сборник известных арабам фактов и мнений об этногеографии конца 1 тыс. 'Худуд' содержит в себе иноформацию какого-то не дошедшего до нас (или дошедшего не в полном виде) источника IX в. Еще В.В. Бартольд утверждал, что 'Сведения Анонима не могут относиться ни к его собственной эпохе, ни даже к эпохе Джейхани'. Возможно, автор даже не составитель 'Пределов мира', а лишь переписчик. Правомерна датировка источника сведений 'Худуд' Б.А. Рыбаковым 830-860 гг. (не позднее 880-х по Т. Левицкому и А. Новосельцеву).
Поэтому сведения о расселении народов относятся к 9в., а о городах соответствуют ситуации нач. 10в. Нижеследующий краткий обзор сделан для прояснения ситуации с расселением народов в Восточной Европе в этот период.
* 43. Рассказ о стране славян (Saqlab).
К востоку от этой страны - внутренние булгары (Bulghar-i andaruni) и некоторые из русов; к югу от нее - некоторые местности моря Гурз и некоторые местности Рума; к западу и северу от нее всюду пустыни Ненаселенных Земель Севера. Это обширная страна с чрезвычайно многочисленными деревьями, растущими близко друг к другу. Люди (эти) живут среди деревьев и не сеют ничего кроме проса. У них нет винограда, зато имеется большое количество меда, из которого они делают вино и тому подобное. Их сосуды (бочонки) для вина сделаны из дерева, и (там) есть люди, которые в год заготавливают по сотне таких сосудов вина. Они владеют стадами свиней, которые в точности подобны стадам овец. Мертвых они сжигают. Когда умирает муж, жена его, если она его любит, убивает себя. Все они носят рубахи и обувь выше лодыжек. Все они огнепоклонники. У них имеются струнные инструменты неизвестные в мусульманских странах, на которых они играют. Оружие их - щиты, копья, и пики. Властитель Saqlab(ов) называется S.mut-swyt. Пища их властителей - молоко. Зиму они проводят в хижинах и подземных жилищах. (Они) имеют многочисленные замки и крепости. (Они) одеваются главным образом в ткани из льна. (Они) полагают долгом их веры служить своему властителю. (Они) обладают двумя городами.
1. VABNIT - первый город - на востоке (страны) саклабов и некоторые (из его жителей) на-поминают русов.
2. KHURDAB - большой город и местопребывание властителя.
Ибн Русте описывает погребальный обряд славян: 'Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его... На следующий день по сожжении покойника, отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут его в урну, которую ставят затем на холм'. Такой обряд не был характерен для вятичей, не известен он также у южных (хорваты, уличи, тиверцы) или юго-западных (волыняне, древляне, поляне) племен восточных славян и у обитавших на Днепровском Левобережье радимичей. Полное соответствие описанному Ибн Русте погребальному обряду мы находим лишь в захоронениях носителей Роменской культуры Посеймья, Средней Десны и Верхней Сулы, в области проживания летописной 'северы', с которыми и должны быть соотнесены увиденные арабским путешественником обитатели 'Страны славян'. (А.Г. Шпилев 'О соотнесении 'Страны славян' Ибн Русте с Северской землей 2-й пол. IX в.').
Сообщение о том, что правитель славян употребляет в пищу кобылье молоко может указывать на то, что славянами правил человек, придерживавшийся степных обычаев, по нашей реконструкции, это был булгарский хан. Арабы не знали Днепра, а тем более, земли западнее его. Поэтому имели очень общие представления о славянах только по территории Восточной Европы. Поэтому Вабнит - это Киев, древний Днепровский центр. Он имел другое название - Самбат, которое несколько напоминают "Вабнит". Курдаб похоже на Хорысдан - в Джагфар Тарихы так названа ставка правителя Приднепровских кара-булгар и славян вблизи Киева-Башту (Коростень). О выпадении Днепра из ареала внимания ранних русов и хазар говорит тот факт, что никаких кладов арабского серебра VIII и даже IX в. в Киеве не обнаружено.
* 44. Рассказ о стране русов и ее городах
К востоку от этой страны - горы печенегов; к югу от нее - река Ruta; к западу от нее - саклабы; к северу от нее - Ненаселенные Земли Севера. Это обширная страна, и жители ее злонравны, неподатливы, имеют надменный вид, задиристы, и воинственны. Они воюют со всеми неверными, живущими вокруг них, и выходят победителями. Властитель их назывется Rus-khaqan. Эта страна чрезвычайно облагодетельствована природой в отношении всего необходимого (для жизни). Часть из них рыцари (muruvvat). Они держат в почете знахарей. Ежегодно они выплачивают десятую часть от своей добычи и торговых доходов правителю (sultan). Среди них проживает часть славян, которые прислуживают им. Из 100 локтей хлопковой ткани, более или менее того, шьют они штаны (шальвары), которые надевают, засучив их выше колена. Они носят шапки из шерсти с хвостами спадающими сзади на их шеи. Мертвых они хоронят со всем их имуществом, одеждами и украшениями. (Также) они помещают в могилу вместе с мертвым еду и питье.
(Следующий текст о городах, видимо, добавлен позже).
1. KUYABA - это город [область] русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и местопребывание (их) властителя. Он производит (доставляет) различные меха и ценные мечи.
2. S.LABA - приятный город из которого, когда царит мир, выходят они для торговли в области/пределы Булгара.
3. URTAB - город, в котором чужеземцев, когда они посещают его, убивают. Он производит весьма ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам/вдвое, но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение.
Еще одна река - это река RUS, которая начинается из внутренней области страны саклабов (Saqlab) и течет в восточном направлении пока не прибудет в пределы русов. Затем она окаймляет пределы Уртаба (Urtab), С.лаба (S.lab), и Куйафы (Kuyafa), которые есть города русов, (и) пределы хыфджахов (Khifjakh). Затем она меняет свое направление и течет в южном направлении до пределов печенегов (ba hudud Bachanak) и изливается в реку Атиль.
Еще одна река - RUTA, которая начинается с горы, расположенной на границе между печенегами, маджгари (Majghari) и русами. Затем она входит в предел русов и течет к саклабам (Saqlab). Затем она достигает города Курдаб (Khurdab), относящегося к саклабам, и используется на их полях и лугах.
- Река Рута сложна для отождествления в виду противоречий. Поначалу кажется, что это Днепр (упоминание славянского Курдаба). Но более вероятно отождествление Руты с Окой, берущей начало с "горы" граничащей с печенегами (среднерусская возвышенность). Выражение "затем она входит в предел русов" я бы перевел как "течет в направлении земли русов", то есть на север. На Оку также указывает то, что Рута расположена к югу от русов. В таком случае, под славянами имеются в виду вятичи с их городом Кордень. (В ДТ он имеет название аналогичное с Приднепровским городом - Хорысдан, смысл которого - укрепленный лагерь. Название третьего центра Руси - Уртаб - очень похоже на Курдаб. Это или приведение арабами разных названий к одному близкому произношению, или общее название для городов-крепостей на каком-то языке.) Судя по более поздним сообщениям, Ока была известна арабам, в сопровождении славян плававших по ней в Киев. Вполне понятно, что многочисленные мелкие притоки этой реки жители засушливого юга принимали за оросительные каналы. Река Рута относится к "пределам русов", так как они свободно плавали по ней, что подтверждается многочисленными находками монетного серебра вдоль берегов Оки.
- река Рус - это явно Волга выше устья Камы. Следовательно, русы живут в бассейне верхней Волги. В 9в. скандинавские находки группируются в районах Волхова и Ярославля, в меньшем количестве в Гнездово. По статистике находок и захоронений в Ярославском Поволжье в начале 10в. численность варягов-скандов была сравнима с численностью славян. "Пределы русов" соответствуют скандинавским археологическим артефактам в районе Тимирева-Ярославля-Суздаля. Именно здесь была столица кагана русов. О проживании русов на Волге в нач. 10в. свидетельствует Ибн-Фадлан. ДТ подтверждает факт существования на верхней Волге союзного булгарам скандинавского княжества (см ниже).
В "Худдуд" не сказано, что русы сжигают умерших. На Волге первые захоронения без кремации появляются в 10в. Следует также отметить, что ранние древнерусские комплексы полиэтничны, кроме явных скандов есть славяне, финны и смешанное население.
Ибн Фадлан сообщает о внешности русов так: "Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он
покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее". Одеяние русов можно также сравнить с описанием славян и антов у Прокопия Кесарийского (6в.): "Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, доходящие до половых органов, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы".
Здесь имеется в виду, что перед сражением славяне подвертывают штанины выше колен. Русы могли перенять этот прием у славян, или наоборот.
О булгарах Фадлан пишет так: 'Я не видел из них [ни одного] человека, который был бы красным [румяным]'. - Из чего следует, что булгары отличались от русов смуглостью кожи.
20. Рассказ о печенегах Bajanak
К востоку от этой страны - пределы гузов (Ghuz); к югу от нее - пределы Буртасов (Burtas) и Барадасов (Baradhas); к западу от нее - пределы маджгари (Majghari) и русов (Rus); к северу от нее - (река) Рута (Rutha). Страна эта во всех отношениях напоминает (страну) кимаков (Kimak) и состоит в войне со всеми своими соседями. (Печенеги) не имеют городов; их предводитель (mihtar) - один из них (т.е. подчеркивается их суверенность, их вождь происходит из их же племени, а не является ставленником какой-либо внешней силы).
Сравнение со страной кимаков (Сибирские полукочевые племена) указывает на то, что данные печенеги жили в весьма холодном регионе. Под буртасами (см. ниже) здесь понимаются волжские булгары. Наш автор рассказывает о печенегах в двух главах (20 и 47). Это может быть связано с перемещением печенегов из Заволжья в Европу, что и привело к некоторой географической путанице.
Дело в том, что печенеги напали на угров, которых отождествляют с Кушнаренковской культурой 6-8в., оказавшими влияние на жизнь Прикамских народов, прапермян и именьковцев. На могильниках последних встречаются захоронгения кушнаренковцев. Угров-мадьяр вытеснили на запад печенеги и постепенно гнали их на запад в бассейн Дуная (Венгрия). Самих же печенегов теснили огузы. Процесс этот продолжался в течение 8-9 веков. При этом движении угры оказали влияние на формирование многих народов бассейна Волги и Урала, особенно предков удмуртов. Предки венгров прошли на своём пути из Сибири на новую родину в раннем средневековье по
территории современной Башкирии и Нижнего Прикамья [Иванов 1999].
Исходя из этого, можно видеть, что путь продвижения угров и печенегов проходил через территории южного Приуралья и Прикамья.
У Ибн Хаукала есть такое замечание: 'Рус - племя в стороне Булгара между ними и ас-Сакалиба (славянами). И ранее отделилось племя тюрок из их страны (со стороны Булгар) и ушло в места между странами ал-Хазар и ар-Рум. Их именуют ал-Баджанакиййа (печенеги)'. --- Из него видно, что печенеги-тюрки находились какое-то время в стороне Булгар, очевидно, в Закамье (по отношению к арабам).
Вообще, можно сделать вывод, что через юг Прикамья в протяжении веков проходили многие полукочевые народы, в том числе, гунны, а позже угры и печенеги. Они на какое-то время задерживались здесь, но потом уходили на запад в более удобные для степняков места. Есть указания на оседании части печенегов в лесной зоне в Прикамье. Поэтому упоминаемых маджаров можно связать с Прикамскими Уграми. В период времени описания в "Худуд" их место заняли печенеги, при этом сами угры (прежде занимавшие правящие позиции среди Волго-Камских народов) переместились за Волгу и какое-то время находились к югу от реки Оки (Руты). Вспомним, что вдоль Суры был проход в юго-западном направлении, которым пользовались позже половцы-куманы для набегов на среднюю Волгу. Отсюда "странная" этногеография в "Худуд", в которой, однако, четко прослеживается направление продвижения названных народов с востока на запад; путь этот на деле не был прямым, а изгибом шел через правобережье нижней Камы и далее в направлении Днепра мимо северо-западной границы СМК. Это и понятно, если учесть трудности с переправой в низовьях Волги (присутствие хазар и ширина реки).
Выражение "на востоке от страны русов горы Беченак" означает, что пределы этих государств разделяют некие горы, под которыми можно понимать только Уральские горы или их западные отроги, например, Северные (Вятские) увалы. В таком случае, "Бачанаки" не столько печенеги, а более вятчане, точнее, довольно развитые археологические культуры Волго-Камья 9-11в.
Печенегов "Худуд" описывает на раннем этапе их проникновения в Вост. Европу. Чуть позже они заняли общирные земли, потеснив из степей хазар и их союзников. Ал Бекри в 11в. пишет о них так:
"И они (Печенеги) народ кочующий, который следит за местами гдe выпал дождь и где имеется корм. Длина их страны - 30 дней пути, и ширина столько - же. На север от них страны Джифджахов называемых также Кифджаками; на юг страны Хазар, на восток страны Гуззов и на запад страны Славян. И все эти народы соседи Печенегов и ведут с ними меновую торговлю. И у них (Печенегов) есть богатства, верховые животные, сосуды из золота и серебра, оружие; и имеют они пояса богато украшенные и знамена, и трубы вместо барабанов. И страны Печенегов все ровные; нет в них гор и нет укрепленного места, куда они могли бы спасаться".
21. Рассказ о стране хифчахов Khifjakh
Южный предел хифчахов граничит с баджанаками, а все прочие (пределы) граничат с Ненаселенными Землями Севера, где нет существа живого. Хифчаки - это род который, отделившись от кимаков, поселился в этих местах, но хифчахи более злонравны, чем кимаки. Властитель (malik) их от кимаков (из племени кимаков).
Хифджак - область к северу от печенегов. Кроме того, река Рус (Волга до слияния с Камой) "окаймляет пределы хифчахов". На нашей карте "хифчаки" указаны севернее баджанаков. Но нельзя исключить, что под хифчаками понимается всё финно-угорское население Волго-Камья (мари, ары, коми-пермяне, а также мордовское междуречье Оки и Суры). Имя очень похоже на кыпчаки, хотя они появились в Вост. Европе в 11в. Но очень возможно, что какая-то группа "кимаков" пришла в Европу много раньше и установила правление над местными народами (те же угры).
Города русов расположены в бассейне Волги, но не обязательно на ее берегах.
Из труда ал-Балхи (920-921 гг., им мог пользоваться составитель "Худуд" в части дополнения о трех городах): "Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их [присоединяться к ним] и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец (олово)".
- Итак, Куяба - ближайший к Булгару город русов (здесь сидит их каган) на верхней Волге в районе Ростова, - там есть группа древнерусских поселений 9-10в. со скандинавскими находками (см. ниже). Схожесть названия с известным "Киев" вызвано давлеющим над переводчиками стереотипом (варианты написания этого имени: Кутаба, Кунаба, Каркабан, Кукийана и др.). Выражение "люди отправляются торговать в Куябу" подразумевает, что булгары бывают там. Славия - более похожа на Ладожских русов и Новгородских словен, известных народоправством речников и торговцев, в мирное время достигавших Булгара. В 750г. - 840г. здесь было смешанное поселение славян и скандов, позже - скандинавское княжество. С Артой сложнее. Черные соболи водились к востоку от С. Двины и Ветлуги в земле легендарной страны Вису. Вот, что сообщает Ибн Фадлан о булгарах: 'У них много купцов, которые отправляются в землю турок, причем привозят овец, и в страну, называемую Вису, причем привозят (оттуда) соболей и черных лисиц'. Исходя из этого и других обстоятельств, мы отождествляем Артанских русов с народом Вису у арабов, получившим особое имя - биармы - у скандов. Свинец (или олово, rosos) они могли привозить из Скандинавии и Прибалтики.
Ал-Идриси в 12в. о трех видах русов пишет так:
'Русов (ар-Рус) три вида. Один вид их называется рус, и царь их живет в городе Кукийана. Другой их вид называется ас-Славиййа, а царь их - в городе Слав; этот город на вершине горы. Третий вид называется ал-Арсаниййа, и царь его пребывает, в городе Арсапи. Город Арсани - красивый город на горе, он укреплен, а местонахождение его между [городами] Слав и Кукийана. От Кукийаны до Арсани - 4 дня пути и от Арсани до Слава - 4 (или 18) дня пути. Купцы-мусульмане из Армении доходят до Кукийаны, а что касается города Арсан[и], то шейх ал-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не вступает, так как они обязательно убивают любого чужеземца, входящего к ним, и никто не отваживается войти в их землю. От них вывозят шкуры черных леопардов (соболей) и черных лисиц и свинец (олово) - все это [вывозят] от них купцы Кукийаны. Русы сжигают своих мертвых, а не зарывают их в землю. Часть русов бреет бороды, а иные завивают ее, как гриву лошадей, и окрашивают ее в желтый цвет. Их одежда - короткие куртки, а одежда хазар, булгар и печенегов - длинные, долгополые куртки из шелка, хлопка, льна или шерсти'.
--- Из данного текста вроде бы следует, что в 12в. купцы из Кукийаны занимались вывозом товаров из Арсании (это отчасти подтверждает сообщение ДТ о Гусмане, см. ниже). У русов отмечена особенность - бороды иного цвета, чем волосы. Вряд ли их специально красили. Среди нынешних русских (брюнетов и светловолосых) часто встречаются рыжебородые.
Очень интересное замечание Идриси: 'И в земле ал-Хазар есть гора Батира ('острая'). Это гора, которая простирается с севера на юг, в ней имеются рудники серебра и хорошего олова: там его добывают много и отправляют во все страны и области'. --- Сопоставляется с вывозимым из Арсы оловом и легендарным Югорским серебром. Нельзя исключить, что в древности на севере (в Уральских горах?) существовали Чудские серебрянные и оловянные рудники.
В ДТ описан Артанский путь вверх по Волге купцов из Булгара в Ладогу и Прибалтику (Артан). А также более долгий и опасный его вариант (в обход часто враждебных булгарам владений Ростовских князей и Новгорода) по Вятке, Югу, Вычегде, Печоре и далее по морю в Скандинавию. Он называется Нукратским (Вятским). Артанцы - славяне с Балтийского побережья, родственные урусам. Сканды в ДТ названы садумцами, с урусами (русами) не отождествляются. Происхождение слова "садум" может быть таким. По-татарски сәүдә - торговля // торговый, сәүдәгәр - торговец, коммерсант. Поэтому возможен перевод слова 'Садумцы' как разновидность торговцев (из Скандинавии), так как в татарском есть и другое слово для обозначения торговля//торговец - сату// сатучы. То есть, основа Садум - собственно Скандинавия, а уже от неё пошло татарское (булгарское) слово садум-торговец. Само слово "садум" близко к арабскому имени 'Саддам', что означает 'тот, кто противостоит', или 'наносящий удар', 'разрушитель'. Это значение вполне подходит для характеристики скандинавских викингов, буйных нравом.
Артанские русы в 9в. могли проходить из Булгара в Прибалтику в обход Ладоги и верхней Волги по Оке и Зап. Двине (отсюда клады серебра на этом пути). Однако, в конце 9в. этот путь перекрыли Гнездовские русы. Артанцы были вечными странниками, но наверняка имели поселения вдоль своих протяженных путей.
Киевские сканды-датчане зовутся в ДТ "анатыш". У них особый княжеский род. Киевские скандинавы археологически датируются 10в., хотя по источникам они могли бывать на Днепре и раньше. По ДТ там правила обрусевшая ветвь булгарской династии. С помощью русов ее представителю князю Святославу удалось избавиться от засилья хазар. Об этом ниже подробнее.
Выражение "VABNIT - первый город - на востоке (страны) саклабов и некоторые (из его жителей) напоминают русов" нуждается в пояснении. Чем славяне могли напоминать русов, в трактовке арабов, однозначно людей Севера? Вероятно, светлыми волосами и глазами, розоватой кожей. С другой стороны, русами скандинавы становились (назывались) в качестве правящего сословия славян и финнов. Вероятно, это происходило по старой традиции со времен еще именьковских руссов, по всей видимости, также славяно-германского (остготского) происхождения.
* 45. Рассказ о стране внутренних булгар. [Bulghar-i andaruni]
К востоку от нее (живут) мирваты [Mirvat]; к югу от нее - море Гурз; к западу от нее - саклабы; к северу от нее - гора Рус (Rus). Это страна без городов. Люди мужественные, воинст-венные и внушающие ужас. Нрав их напоминает нрав тюрков, живущих возле страны хазар. Внутренние булгары (состоят) в войне со всеми русами, однако ведут торговлю со всеми, кто живет вокруг них. Они обладают овцами, оружием и военным снаряжением.
- Речь идет о степных кара-булгарах, живших до 10в. в междуречье С. Донца и Днепра. На севере они временами контролировали левобережье Днепра, населенное славянами-северами. Это был остаток распавшейся Великой Булгарии хана Кубрата сер. 7в. Старший сын Кубрата Батбаян остался в Приднепровских степях. Второй сын Котраг поселился здесь же. В 8в. восточную часть их земель в междуречье Дона и С. Донца прибрали хазары и аланы, здесь возникла и расцвела Салтовская булгаро-хазарская культура.
Свое влияние они распространяли и на правобережье Днепра и Киев, с жившими здесь антами (славяно-иранские метисы), временами попадая в зависимость от авар и хазар. В конце 9в. округу Киева наводнили варяги-русы и остатки булгар во главе с ханом ушли на Волгу.
* 46. Рассказ о стране мирватов [Mirvat]
К востоку от нее некоторые горы и некоторые из хазарских печенегов (Bachanak-i Khazar); к югу от нее некоторые из хазарских печенегов и море Гурз; к западу от нее, некоторые местности моря Гурз и внутренние булгары; к северу от нее, некоторые из последних и горы V.n.nd.r. Они - христане и говорят на двух языках: арабском и румийском (Rumi - греческий?). Одеваются они как арабы. Они состоят в дружбе с тюрками и Румом. Они обладают палатками и войлочными жилищами.
- По географии "мирваты" жили на территории СМК в междуречье Дона и С. Донца, которую в сер. 8в. заселили аланы. Мирваты - это смешение алан (частью христиан) и остатков булгар-христиан времен хана Кубрата. Вероятно, мирват - это искажение от Кубрат-Курбат. Мирваты-христиане поддерживали связи с Дунайскими булгарами в течение 670-800 годов. Это обеспечило схожесть Дунайской булгарской культуры с хазаро-булгарской.
* 47. Рассказ о стране хазарских печенегов
К востоку от нее гора хазар; к югу от нее - аланы; к западу от нее - море Гурз; к северу от нее - мирваты. Народ этот прежде был частью печенежских тюрков (Turkan-i Bachanaki); они пришли сюда, завоевали страну, и поселились в ней. Они обладают войлочными жилищами и шатрами, коровами и овцами. Они скитаются в пределах одной и той же местности по пастбищам, расположенным в Хазарских горах. Хазарские рабы, доставляемые в мусульманские земли, в большинстве своем (происходят) отсюда.
Эти три названные страны (еще страны Внутренних Булгаров и Мирватов) мало благоприятствуемы природой (пустынные степи).
- Печенеги появились на северо-западных границах Хазарии в конце 9в. Часть их перешла на службу хазарам. Располагались где-то по берегам нижнего Дона до Тамани и Кубани. На востоке от хазар их отделяли "Хазарские горы" - Ергени и Ставропольская возвышенность. Основная масса печенегов мигрировала через нижнее Прикамье на запад вдоль границы леса и степи. Еще раньше этим путем прошли гонимые печенегами угры (мадьяры-венгры), в 9в. они жили между нижним Днепром и Дунаем (местность Атилькузу). В 10в. их место заняли печенеги, а венгры поднялись вверх по Дунаю. Константин Порфирородный подтверждает сообщение о вывозе рабов с территории низовий Дона: "все средства жизни Хазарии поступают именно из этого региона". Очевидно, в 10в. Волжский торговый путь утратил значение для хазар в виду появления русов и булгар. Рабов хазарам поставляли печенеги.
* 48. Рассказ о стране аланов (al-Lan) и ее городах
К востоку и югу от нее - Сарир (Дагестан); к западу от нее - Рум (владения Византии в Крыму); к северу от нее - море Гурз и хазарские печенеги. Вся эта страна представляет собой пересеченную местность и покрыта горами, и облагодетельст-вована природой. Властитель их - христианин. Они обладают 1 000 больших селений. Среди них есть и христиане, и идолопоклонники. Часть этих людей - горцы, а часть - равнинные жители.
1. KASAK - область аланов на берегу моря Гурз (Черного). Это приятное место и в нем пребывают торговцы.
2. KHAYLAN - город, где стоит войско властителя.
3. DAR-I ALAN ("ворота аланов") - город, расположенный подобно крепости на вершине горы. Каждый день 1 000 человек поочередно несут стражу на его сте-нах.
Kasak [alkas.k.ya] [k.s.k] соответствует византийскому Касахия, древнерусскому Касогы. Согласно Muruj, народ Kashak, не имевший единого правителя, был слабее алан, но мог противостоять им в крепостях, располагавшихся вдоль побережья. Kasak явно находились под властью алан, были ли это предки черкесов - не ясно. Сами черкесы себя называют Адыге. Кашаки не упоминаются у других авторов.
* 50. Рассказ о стране хазар
К востоку от нее стена, протянувшаяся между горами и морем, что же до осталь-ного - море и некоторые местности реки Atil; к югу от нее Сарир (Дагестан, Аварское княжество, савиры, было узурпировано хазарами в 6в.); к западу от нее горы; к северу от нее B.radhas и V.n.nd.r. Это весьма приятная и благоустроенная страна с великими богатствами. Из нее происходят коровы, овцы и многочисленные рабы.
1. ATIL, город, разделенный рекой Atil. Это столица хазар и местопребывание их властителя, который называется Tarkhan Khaqan и является одним из потомков Ansa (?). Он живет со всеми своими войсками в западной половине города, кото-рая имеет стену. В другой половине города живут мусульмане и идолопоклонни-ки. У властителя есть в этом городе 7 управителей, принадлежащих семи разным верам...
2. SAMANDAR, город на морском побережьи. Это приятное место, с рынками и купцами.
3. KHAMLIKH (усть-Итиль), BALANJAR (Беленджер - побережье Каспия), BAYDA (Байда - усть-Итиль), SAVGHAR (Семендер на Тереке?), KH.TL.GH (Се-микаракорское?), L.KN (Правобережное), SWR (Саркел?), M.S.T (Самкерц?) - го-рода хазар, все с крепкими стенами. Благосостояние и богатство властителя хазар - по большей части от морской торговли.
4. TULAS, LUGH.R, две области (страны) хазар. Народ воинственный и обладает оружием в большом количестве.
Хазария представляла собой федерацию достаточно самобытных территорий. При этом собственно Хазария, личный домен кагана, была относительно невелика. Такого же типа была существовавшая до того Великая Булгария, а позже - Волжская. Каганат - сильное и могущественное государство, под властью которого находится множество племен. Таковым Хазария стала после разгрома и подчинения соседней Великой Булгарии совместно со своим союзником - кавказскими аланами.
* 51. Рассказ о стране Burtas.
К востоку и к югу от нее - гузы; к западу от нее река Atil; к северу от нее - страна Бачанак (Bachanak). Народ - мусульмане, и имеют особый язык. Властитель называется Mus (Ал-муш). Они обладают шатрами и войлочными жилищами, и подразделяются на три орды:
BARCHULA (B.hdwla), ISHKIL (Ashgil) и B.LKAR. Все они (состоят) в войне друг с другом, но если является враг, они примиряются.
- Но на мой взгляд, ошибки нет. Под страной Буртас здесь явно понимаются Волжские булгары-мусульмане. Судя по описанию, страна Бачанак располагается к северу от них на правобережье нижней Камы. В описанный период (рубеж 9-10в.) здесь могли находиться печенеги, вытеснившие из Прикамья угров. Нельзя исключить связь имени "Бачанак" с "Вятчане" (обитатели Вятки).
Берсула - следы имени на С. Кавказе и Днепре, возможно, народ беранджер (берендеи).
"Из глубин Берзилии, первой Сарматии, вышел великий народ хазар и стал господствовать на всей земле по ту сторону вплоть до Понтийского моря. Этот народ, сделав своим данником первого брата, Батбаяна, властителя первой Булгарии, получает с него дань и поныне". Византийские исторические сочинения.
Ашкиль, - возможно, ветвь хазар (мусульман). Булкар - собственно булгары.
Обычно считают, что автор в данном случае ошибся, назвав булгар буртасами. Тем более что позднее замечание о городах булгар добавлено отдельно в другом параграфе:
1. BULGHAR, город, которому принадлежит малая область на берегу реки Atil. Жители - все мусульмане. Из (Булгара) выступают примерно 20 000 всадников, которые бьются против любого числа войск неверных и накладывают на них свою длань (руку). Место (это) чрезвычайно приятное (букв. крепкое и богатое).
2. SUVAR, город близ Булгара. В нем проживают борцы за веру, подобные (людям) Булгара.
- В описанное время (нач. 10в.) Булгары были лишь одним из трех народов Буртасии, возникшей на основе страны именьковцев. Становиться понятно появление живших на правом берегу Волги буртас: они были частью именьковцев (левобережные были изгнаны или ассимилированы булгарами). Булгар называли также "Бургар", здесь можно видеть смешение двух имен: буртас и булгар.
* 52. Рассказ о стране B.radhas'.
К востоку от нее - река Atil; к югу от нее - хазары; к западу от нее - V.n.nd.r; к северу от нее - тюркские печенеги (Bachanak-i Turk). Они народ исповедающий веру гузов. Они обладают войлочными жилищами и сжигают своих умерших. Они подчиняются хазарам. Богатство их (состоит) в мехе ласки. У них два властителя, которые держатся обособленно.
Это настоящие буртасы. Обряд кремации указывает на связь со славянами и русами. Трупосожжения встречаются в лесном варианте СМК. "Брадасы" на западе соседили с V.n.nd.r, но не с мирватами, на востоке от которых были некие горы. Поэтому нужно предположить, что "брадасы" (или их часть) жили выше Бекташа (Волго-Донской переволоки). Вероятно, буртасы позже разделились на два племени с двумя отдельными вождями. Северные буртасы перешли под власть булгар (точнее, особой булгарской провинции Мардан, частично занимавшей бывшую территорию именьковцев). Южные оставались в зависимости от соседей хазар.
* 53. Рассказ о стране V.n.nd.r
К востоку от нее - B.radhas'ы; к югу от нее - хазары; к западу от нее - горы; к северу от нее - маджгари (Majghari). Они - трусы (tarsa), слабые, бедные, и обладают малым количеством товаров.
Это приокские и верхнедонские вятичи, на юге они граничили с хазарскими пограничными крепостями Донецкой части СМК, на юго-востоке - с Донскими бродниками. Маджгари - угры, постепенно кочевавшие в данный период с востока на запад как раз через земли южных вятичей. Вятичи укрывались в лесах, потому могли казаться трусами.
О Русах из сочинения ИБН-РУСТЕ "ДОРОГИЕ ЦЕННОСТИ" (писал около 920 г.):
Что же касается ар-Русийи, то, она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они живут, протяженностью в три дня пути (100 км), покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они нe имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.
Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребёнком и говорит: 'Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом'. И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса.
Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют (ими). У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего.
Мечи у них сулеймановы. И если какое-либо их племя (род) поднимается (против кого-либо), то вступаются они все. И нет (тогда) между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят.
И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым (они) и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами), и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники (обеих сторон) приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело.
Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока опа не задохнется, и говорит, что это жертва богу.
Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют и [или] обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости нe проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях.
(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают...
Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удастся приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнёт ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.
Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После зтого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении.
Комментарии.
Захоронения в срубах (часто сидячие) появляются на Руси в 10в. Обычай хоронить мертвых в камерах известен в Скандинавии, прежде всего в Дании и Швеции, в римскую эпоху и эпоху великого переселения народов. Обнаружено около 35 камер, примерно половина из них датируется V-VI вв. Самые поздние камеры этого периода (VI-VII) выявлены на острове Борнхольм, где на могильнике Нёре Сандегорд раскопаны 8 погребальных камер с оружием и богатым инвентарем. Камер VIII - нач. IX в. в Скандинавии не найдено (за исключением Бирки, пер. пол. VIII в.). Инвентарь, прежде всего оружие, и способ сооружения камерных сооружений Скандинавии обнаруживают отчетливые параллели в синхронных погребальных сооружениях Центральной и Западной Европы.
О территории "Каганата Русов" 9в. можно также судить по народам, находившимся в его подчинении, упомянутым в русских летописях:
Н1Лмл: "и дань даяху Варягомъ от мужа по белеи веверици; а иже бяху у них, то ти насилье деяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди".
Ипат: "В лѣто 6367(859) имаху дань Варѧзи, приходѧще изъ заморьӕ, на Чюди и на Словѣнехъ и на М(е)рѧхъ и на всѣхъ Кривичахъ".
Кривичи - славяне, жившие в верховьях З. Двины, Волги и Днепра, то есть, вокруг Гнездовского центра русов. Словены жили в районе Ильменя и Волхова, центр русов - Ст. Ладога. Меря - народ в районе Сарского городища (возле озера Неро). Остается Чудь, которую обычно отождествляют с населением бассейна С. Двины, а также с севером Прикамья. Этот список достаточно хорошо согласуется с рассказом о трех группах Руси. Правда, в этот расклад не укладываются Гнездовские русы, но об их существовании арабы могли и не знать.
Во время написания текста Ибн Русте, в районе проживания Волжских русов (Сарское городище и Тимирево), а тем более, севернее и восточнее его, славяне только появлялись. Поэтому под славянами-рабами нужно понимать финноугров, или отнести данное замечание к набегам на славянские поселения Ст. Ладоги, верхней Оки, верхней Волги и верховий З. Двины в период завоевания их варяго-русами. Именно этих пленных-рабов могли сбывать в Булгаре и Хазарском Итиле.
Глава 2. ОСТРОВ РУСОВ
Пора прояснить старый спор об "Острове Русов" в описаниях некоторых арабов. Вот отрывок с форума http://gspo.ru/index.php?showtopic=299&st=560:
Древнейший из сохранившихся списков - у Ибн Русте (около 920 г.): 'Русы живут на полуострове, окруженном озером. Этот полуостров на расстоянии трехдневного пути состоит из лесов и болот; он зловонен, и земля его настолько сырая, что движется при ходьбе по ней. Государь их носит титул кагана русов. Они ведут разбойную войну против славян, захватывают пленников, которых продают хазарам и болгарам'.
Ибн-Даста (около 30-х годов X с.): "Что касается до Русии, то находится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они (Русы), занимает пространство трех дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется по причине обилия в ней воды. Они имеют царя, который зовется хакан-Рус. Они производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их (Славян) в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там...'.
Арабское слово "джазира" означает местность окруженную водой (как полностью так и частично, поэтому можно переводить и полуостров). Это не обязательно местность окруженная морем,
ведь египетская Эль-Джазира - это Междуречье Белого и Голубого Нила. Другое место называемое Эль-Джазирой это плато (равнина) на северо-востоке Сирии, в Верхней Месопотамии (в переводе Междуречье), омываемое водами Тигра и Ефрата. Здесь на память сразу приходит известное "междуречье" мадьяр - Ателькуза.
Слово "Бухайра" - в этом тексте обычно переводимое как озеро, также вносит в текст неопределенность, поскольку имеет и другие значения. Напр. есть такой комментарий к другому тексту:
'Йакут сообщает нам, что слово бухайра является уменьшительным не от бахр (море), а бахарат (местность, укрепленное поселение)'.
Ввиду отмеченных неоднозначностей ничего определенного о географии русов с каганом во главе из текста Ибн Русте вынести нельзя и даже не стоит пытаться. Вполне возможно, что первоначально имелась ввиду некая обширная болотистая местность с "островом" (просто более возвышеном месте)
посреди, напр. это могло быть какое-то место в Волго-Окском межуречье.
Но возможны и другие трактовки. Единственное что здесь определено - наличие у этой руси кагана и торговые отношения этой руси с Хазарией и Булгаром, что естественно сужает область
возможной локализации этой руси...
В IX веке самой восточной частью Древней Руси (и самой близкой к арабским посредникам в торговле по Волжскому пути - булгарам) было место проживания финского племени меря с центром в Ростове Великом. Точнее в предшественнике Ростова - называемом археологами Сарским городищем на озере Неро. И в "Повести временных лет", и в других русских летописях подчеркивается, что уже с 862 года Ростов и меря входили в состав Древней Руси. Более того археологическими исследованиями обнаружены клады арабских монет уже начала IX века и археологией четко доказано участие Ростова (точнее - его предшественника) в торговле по Волжскому пути с арабским Востоком.
Конец цитат.
Разговор на эту тему продолжил известный участник форумов iske_kazaner на http://www.arabi.ru/viewtopic.php?f=13&t=2078&st=0&sk=t&sd=a, который попросил перевести арабский текст современного переводчика. Дело в том, что в настоящий момент имеется два перевода:
Д.А.Хвольсона (Д.А.Хвольсон 'Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века, по рукописи Британского музея'. СПб. 1869.):
'Что касается до Руси, то находится она на острове, окруженном озером. Окружность этого острова, на котором живут они (Русы), равняется трем дням пути; покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется, по причине (рыхлости от) обилия в ней воды.
И перевод польского исследователя Т.Левицкого (1977):
'Что касается ар-Русийи, она находится на острове, окруженном озером. Чтобы добраться до острова, нужно пройти расстояние трех дней [пути через] лесистые заросли и чащи. [Ар-Русийя] - нездоровая и влажная местность. Если человек ставит ногу на ее землю, то земля трясется (колеблется, проваливается) из-за обилия в ней воды' ('История татар с древнейших времен'. В 7 томах. Т.2 Волжская Булгария и Великая степь. //Казань. Изд-во 'РухИЛ'. 2006, с.705)
Таким образом, в тексте Левицкого вместо размеров острова возникает расстояние до местопребывания Русов - 3 дня пути. Это становится понятно в контексте сообщений идущих перед этим, - указываются расстояния в днях пути от какого-то известного места. В нашем случае это могла быть только Волжская Булгария.
Слово, которое переведено как "остров" на самом деле в ар. яз. может иметь весьма растяжимое понятие. Так может называться и просто пятачок земли, окружённый, например, болотами, или лесами и т.п. Впрочем, как и в русском языке. Возможно, автор имел в виду просто какой-то обособленный кусок земли, а вовсе не остров, окружённый водой. Упоминаемое озеро к самому 'острову' в данном случае, не относится, это озеро соседствует с ним.
НОВЫЙ ПЕРЕВОД:
"Что касается России, то она на острове. Около него озеро. Этот остров, заселённый ими - три дня пути. Всё леса, да болота. Он болезненный и сырой. И стоит человеку ступить ногой на землю, как она сотрясается от влаги..." и т.д. (я не стала художественно раскрашивать текст, чтобы он звучал гладко по-русски. оставила макс-но как есть, чтобы ты просто почувствовал его).
Здесь есть ключевая ошибка, допущенная и в первом и во втором переводе.
Аллах только знает, почему первый и второй переводчик перевели слово которое переводится исключительно "около, возле" - как "вокруг". И слово "около" здесь с оттенком "недалеко", "близко".
Слова "вокруг" и "около" на самом деле в ар.яз. звучат несколько похоже (разумеется, только для уха иностранца). Но это разные слова!
Потом , что за дурацкое выражение: вокруг острова озеро. Разве так можно выразиться? Остров бывает расположен на озере или на море, но не озеро или море расположено вокруг острова. На ар. яз. так тоже никто не выражается!! Потом, что это они называют озером? Уж не Балтийское ли море? Знаешь, арабы море называют морем, а озером называют именно озеро, т.е. нечто типа пруда.
Что это за озёра такие в Европе, на которых помещаются аж целые острова с народом? Бред какой-то. (остаётся только догадываться что они там ещё напереводили)
Т.е. перевод с этим "озером вокруг острова" явно натянут.
Потом, если бы они находились на острове в озере, то во-первых было бы логичным сказать (как это и принято у всех людей), что три дня пути - до озера, на котором расположен остров, а не прямо до острова, как будто бы они так до него и шли не останавливаясь, и даже не заметили, что пересекли озеро, а когда заметили, то сказали, что остров окружён озером.
iske kazanen: Интересно. В этой связи небольшой экскурс в историю.
Данный перевод действительно хорошо ложится в сообщения летописей и археологических материалов. Я хочу отметить, что в ходе наших многочисленных (уже почти 1000-страничных) дискуссий на форуме, посвященном "началу руси", приводились ссылки, что "остров" - "аль-джазира", переводится в ряде случаев как "междуречье", например аль-Гезира - междуречье Белого и Голубого Нила в Судане, аль-Джазира - северная часть Месопотамии.
Как хорошо известно, в IX веке самой восточной частью Древней Руси (и самой близкой к арабским посредникам в торговле по Волжскому пути - булгарам) было местопроживание финского племени меря с центром в Ростове Великом. Точнее в предшественнике Ростова - называемом археологами Сарским городищем на озере Неро. И в "Повести временных лет", и в других русских летописях подчеркивается, что уже с 862 года Ростов и меря входили в состав Древней Руси. Более того археологическими исследованиями обнаружены клады арабских монет уже начала IX века и археологией четко доказано участие Ростова (точнее - его предшественника) в торговле по Волжскому пути с арабским Востоком.
Кроме того, местность от Волги до озера Неро, на котором стоит Ростов, представляет собой следующее: "Ростов... расположен на низменной, сырой местности при Ростовском озере... Болот много; наибольшее - Сахотское, близ группы Годеновских и Осоевских озер, длиной до 12 верст. К северу от озера Неро тянутся обширные Шалковы или Дрянные болота. Все они кочковаты, местами поросли мелким березняком, покрыты мхом и представляют несомненные следы торфяных залежей". (http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/88813/РоÑÑ'ов )
Расположен же Ростов в междуречье Волги и Оки и их притоков (таких, как реки Клязьма и Нерль) - рек, активно использовавшихся для торговли между арабским миром и Балтикой в IX и X веках.
И как раз в трех днях пути (~80 км) от Волги, через леса и болота.
Поэтому можно ли предположить такой перевод - идеально подпадающий под описание восточной Руси с центром в Ростове Великом:
"Что касается Руси, то она в междуречье. Около них озеро. Это междуречье, заселённое ими - три дня пути. Всё леса, да болота. Оно болезненное и сырое. И стоит человеку ступить ногой на землю, как она сотрясается от влаги".
(Переводчица отвергла этот вариант на том основании, что слова "междуречье" в оригинале нет.)
iske kazanen возразил: Что касается междуречья, то арабы несомненно знали (или хотя бы имели определенное представление) о разделении северного Волжского пути на две составляющие. Дело в том, что торговля с Балтикой активно велась в те годы как по Оке (потом через Западную Двину), так и по Волге (потом через Мологу, Белоозеро и Ладогу), чему свидетельство - многочисленные клады арабских дирхемов того времени, найденные вдоль этих путей. Поэтому у Ибн Русте возможно и шла речь о междуречье этих двух основных северных водных торговых путей того времени.
"У них [есть] царь, которого называют Хакан-Рус".
Вопрос: там действительно написано "хакан" или это слово можно прочитать как-то по другому?
-- Да, там действительно написано слово Хакан-рус, но это можно прочитать и как Хаккан-рус. Причём, буква "к" в произношении не как наша "к", а ближе к англ. букве "q", хотя в ар. алфав. есть и обычная, "наша" буква "к".
Конец цитат.
Итак, в результате имеем такой перевод, идеально согласующийся с нашим отождествлением Волжской Руси в Волго-Клязминском междуречье с двумя крупными озерами на западе (Неро и Клещино):
"Что касается Руси, то она (со всех сторон) окружена водой (рек) и озер. Этот остров, заселённый ими, (в длину) три дня пути. Всё леса, да болота. Он болезненный и сырой. И стоит человеку ступить ногой на (болотную) землю, как она проседает от влаги..."
Глава 3. Археология и геногеография
1.
"Скандинавские находки с территории Руси достаточно разнообразны и многочисленны. Более 1200 предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII-XI вв. происходит примерно из 70 пунктов, разбросанных на огромном пространстве от Ладожского озера до нижнего Днепра (Днепровские пороги) и от Минска до Прикамья. Кроме того, известно около 100 находок граффити в виде отдельных рунических знаков, надписей или магических фигур.
Большая часть находок происходит из погребений конца IX-X вв. Поселения этого времени известны меньше и меньше исследованы. Незначительное число находок связано с 22 древнерусскими кладами. Наиболее ранние скандинавские находки происходят из нижних напластований Старой Ладоги, датированных серединой VIII-IX вв.
Наиболее поздние - из культурного слоя Новгорода и Суздаля, к ним же относится и рунический камень с о.Березань. Отдельные предметы скандинавского происхождения встречены в переотложенных слоях XII в. и нескольких кладах, относимых к концу XII - тридцатым гг. XIII в.
Основная часть скандинавских вещей найдена в районе нижнего и верхнего Волхова (Старая Ладога и Рюриково Городище), на территории юго-восточного Приладожья, на верхней Волге под Ярославлем (Темирево) и на верхнем Днепре (Гнездово). Затем по количеству находок следует Среднее Поднепровье (Шестовица и Киев) и район Владимирских курганов. Небольшое количество находок связано с Новгородом, Псковом и их окрестностями, районом Белоозера, междуречьем Западной Двины и Днепра и некоторыми другими местностями. Карта очень хорошо показывает, что большинство находок связано с пунктами, расположенными на основных водных магистралях или вблизи них.
Наиболее древние находки VIII в. - Ладога. Далее по времени Темирево и Гнездово - IX в. И только не ранее X в. эти находки появляются в регионе среднего и нижнего Днепра. Ещё раз укажем на то, что первоначальное освоение варягами Восточно-европейской равнины шло по "восточному" пути. Это важно для понимания первых сообщений западных европейцев о руси.
В 839 г. к Людовику явилось посольство византийского императора Феофила (829-842 гг.), который
...прислал также... некоторых людей, утверждающих, что они, то есть, народ их, называется Рос [Rhos];король [rex] их, именуемый хаканом [Chacanus], направил их к нему [Феофилу и] просил..., чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться[на родину], так как путь, по которому они прибыли в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путём, дабы не подверглись при случае какой-нибудь опасности. Тщательно расследовав [цели] их прибытия, император узнал, что они из народа шведов [Sueones], и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями, или нет. Об этом он не замедлил... сообщить Феофилу, а также о том, что из любви к нему принял их ласково и что, если они окажутся достойными доверия, он отпустит их, предоставив возможность безопасного возвращения на родину и помощь; если же нет, то с нашими послами отправит их пред его [Феофила] очи, дабы тот сам решил, как с ними следует поступить."
http://oldru.narod.ru/text_4_5.htm
Краткий обзор археологических памятников.
Тимиревское поселение, расположенное в непосредственном соседстве с могильником, на береговом холме возле р. Которосль, занимало площадь до 10 га. Исследованы жилые и производственные комплексы, хозяйственные сооружения; обнаружены укрепления - ограда из толстых столбов, сооруженная в первой половине X в. Рядом с нею, но за пределами огороженного участка находилась постройка, поставленная на массивном столбе; по реконструкции С. В. Томсинского, это - амбар, возможно служивший для хранения пушных товаров (постройки такого рода, известные в Скандинавии, широко распространены у таежных охотников).
Ранний участок застройки поселения датируется IX - первой половиной X в. В постройках и слое поселения найдены разнообразные вещи восточного, булгарского, скандинавского, западноевропейского происхождения, клад арабского серебра, зарытый не позднее 870-х гг. Поблизости от поселения был найден еще один клад, также IX в. (подробности ниже).
На Тимиревском могильнике обнаружено типичное для скандов захоронение: в кургане с трупосожжением вымостка ладьевидной формы из камней по линии ВЗ. Захоронена женщина с ребенком. Здесь же среди обожженных костей овцы необожженные кости курицы (кидали после сожжения) и скандинавские женские украшения, датированные первой пол. 9в.
Сарское городище
Памятник, к сожалению, почти полностью разрушен, поэтому некоторые вопросы его истории, вероятно, останутся дискуссионными. Особенно это относится к древнейшему этапу существования городища: разделенное на неравного размера площадки четырьмя валами (конструкция исследованных близка оборонительным сооружениям дьяковской культуры), возможно, первоначально оно было застроено лишь в северо-восточной части, оставшейся нераскопанной. В связи с этим неясна и начальная дата, VI-VII вв. или же VIII в. Несомненно, однако, что в течение VIII-IX вв., с началом проникновения арабского серебра в Волго-Окское междуречье (поблизости от городища известен клад первого периода обращения дирхема, до 833 г.) поселение постепенно перерастает из небольшого мерянского племенного поселка в крупный торгово-ремесленный центр.
В материалах Сарского городища имеются скандинавские вещи-фибулы, фрагменты железных гривен из дрота четырехгранного сечения и др. Их обнаружение позволило основному исследователю памятника Д. Н. Эдингу утверждать, что "обилие скандинавских изделий в районе указывает на внимание норманнов к последнему". Как и находки, связанные с пребыванием скандинавских купцов близ другого летописного центра северо-востока, Белоозера в земле веси (на поселении Городище), эти материалы указывают на участие варягов в волжской торговле и на важную роль в этой торговле названных центров.
Схема Сарского городища.
I - городище; II - посад; III - могильник; IV - сезонный лагерь Сарское-2;
1-3 - валы городища. Пунктиром указан вал, разрушенный в 1854 г.
Городище расположено на узкой вытянутой гряде (в самой узкой ее части) и с трех сторон окружено петляющей рекой Сарой. При обследовании городища в XIX веке, на его территории были обнаружены довольно мощные укрепления: 4 поперечных вала высотой до 6 м и остатки рвов, глубиной до 3м. В на-стоящее время сохранились следы трех валов, сверо-восточный вал был раз-рушен еще в XIX в. Валы ?1, 2 и 3 насыпаны, по-видимому, в разное время - их сооружение является свидетельством постоянного расширения площади укрепленных поселений. Наиболее древней выглядит центральная часть городища между валами ?1 и ?2, общая площадь до 2,7 га в X в.
Меч западноевропейского производства с неизвестным прежде клеймом мастера '+LUN FECIT+' ("ЛУН ДЕЛАЛ"). На севере Европы мечи этого типа бытуют в основном в IX в. и после 900 г. встречаются крайне редко. Тогда же, с первой половины IX века в окрестностях Сарского городища появляются первые клады восточных монет (дирхемов), в том числе обнаруженный в 1913 г. Угодический клад (813 г.), состоявший из 140 целых, 8 обломков монет и 2-х браслетов.
В X веке жизнь на городище достигает своего расцвета.
К началу X века относится появление на противоположном городищу левом берегу р.Сары "сезонного лагеря", так называемого комплекса Сарское-2. Лагерь использовался в течение летнего сезона гостями городища, приезжими воинами и торговцами. О чем свидетельствует отсуствие постоянных жилых сооружений, находки вооружения, следы от наземных сооружений типа шатров и палаток.
Город Ростов был основан древнерусскими князьями на рубеже X-XI вв. для контроля над мерянскими территориями. Вместе с тем на месте Сарского городища сохраняется небольшое поселение, которое существует еще в XII-XIV веках. В этот период Сарское является, видимо, феодальным замком (в летописи "городок на Саре"). Поэтому нельзя исключить, что и в прошлом (в 7-10в.) оно играло такую же роль, так как другого укрепленного городка в округе не известно. Надо также отметить стратегическое удобство Сарского городища. Оно располагается в центре земли Ростовской мери в удалении от Волги, но с выходами к ее берегам в трех направлениях: по рекам Которосли и двум Нерлям.
Рядом с Сарским городищем в 1930 г. во время карьерных разработок был открыт внушительный могильник. Он располагался в 100 м к юго-западу от поселения за валом ?3 и занимал площадь около 1 га.
В Сарском могильнике обнаружены разнообразные височные кольца, шейные гривны, нагрудные украшения в виде больших бронзовых блях с крылатой иглой и длинными орнаментированными усами, плетеные под-вески, спиральные браслеты и кольца и другие украшения.
Многие вещи имеют прикамское происхождение, однако все же большинство из них является продукцией сарских ремесленников литейщиков-ювелиров. В мужских погребениях Сарского могильника обнаружены то-поры-кельты, ножи с горбатой спинкой, поясные пряжки и кольца. Этот инвентарь датируется VII-IX вв.
Обряд погребения Сарского могильника - типично финно-угорский - мерянский. Это захоронения по обряду трупосожжения или трупоположения в грунтовых ямах без курганных насыпей.
Есть среди железных изделий и предметы вооружения - наконечники копий и стрел.
Население Сарского городища уже с IX в., а особенно в X столетии было многоэтническим.
Группа поселений с центром Сарское городище расположена очень компактно. Некоторые селища в районе оз. Неро имеют большую площадь (до 8га) при незначительной мощности культурного слоя (30см), расположены на территории примерно 20 на 20км. Такая плотность не характерна для остальной Северо-восточной Руси и свидетельствует о высоком уровне социального развития этого региона в 7 - нач. 11в. Мерянские и славянские (с 9в.) поселения перемежаются, что свидетельствует о постепенном смешении этих народов.
Михайловское поселение раскопкам не подвергалось. В могильнике из комплексов IX-начала Х в. только один можно связывать со скандинавами. В насыпи, на материке, най-дена груда кальцинированных костей, среди которых находилась гривна с "молоточками Тора", что обычно рассматривается как этнический индикатор. Несколько скандинавских погребений относится к первой половине X в. Это - курган ? 18 (раскопки 1897 г.), где в составе инвентаря фибулы типа 51-k и 51-q (первая половина X в.). Кроме того, здесь найден меч типа Е (формы, после 900 г. встречающейся крайне редко)83, дирхем-привеска чеканки 805-808 гг., ореховая скорлупа. Меч согнут пополам, что характерно для нор-маннских погребальных обычаев. Погребение помещено в урну.
По ряду признаков к этому комплексу близок курган ? 1 (раскопки 1902 г.): на кострище, рядом с урной, наполненной человеческими костями, меч, согнутый пополам и поло-женный в урну (тип D, IX-X вв.), ладейные заклепки, бусы, богатый поясной набор, стрелы, ореховая скорлупа и т. д. К этой же группе можно отнести и курган ? 65 (раскопки 1961 г.), где кальцинированные кости были сложены в урну, рядом с которой лежали бусы, дирхемы, гирьки, гребень с плетенкой и железная шейная гривна с "молоточками Тора". Следует отметить, что вообще в курганах Михайловского могильника первой полови-ны X в. широко представлены североевропейские вещи (мечи, копья, ланцетовидные стрелы, гирьки, весы, монеты, шипы, фрагменты ларчиков, фибулы). По составу инвентаря этот комплекс близок серии сравнительно поздних курганов Бирки.
На берегу Плещеева озера высится знаменитая Александрова гора. В 1853 г. раскопки на Александровой горе и в многочисленных курганных группах поблизости от нее провел П. С. Савельев. Судя по сохранившимся данным, на горе находилось городище дьяковской культуры, перекрытое слоем "курганного времени", с многочисленными находками куфи-ческих монет, чеканенных во второй половине IX и на рубеже IX-X вв., а также ножей, ключей, лепной керамики.
У села Городище рядом спамятников 12-13в. выявлено открытое поселение площадью до 6 га. По своим внешним признакам, топографии, мощности культурного слоя и некоторым другим данным оно аналогично Тимеревскому. Первые ограниченные раскопки обнаружи-ли здесь такие же, как и в Тимереве, постройки. Очень близок и керамический материал.
В нижнем течении Нерли, на полпути от Владимира (в ее устье) до Суздаля, находился еще один из опорных пунктов - комплекс памятников у деревни Васильки. Как установлено исследованиями В. А. Лапшина, здесь, помимо городища и курганных групп, исследованных А. С. Уваровым и П. С. Савельевым, имеются два открытых поселения, на одном из которых зафиксирован слой с лепной керамикой86. В курганах с трупосожжениями найдена скандинавская фибула типа 48 (920-930 гг.), поясная пряжка круга степных древностей VIII-IX вв., наконечники копий. Наиболее вероятная дата сложения комплекса - рубеж IX-X вв. Занимавшее исключительно важное положение, укрепление у деревни Васильки контролировало выходы с Оки на Нерль и пути по Нерли к Плещееву и Ростовскому озерам. Появление его можно отнести ко времени Олега Вещего, в походах которого и в 882, и в 907 гг. участвовали ополчения мери.
Большое селище Гнездилово поблизости от Суздаля, во второй половине X в. в бассейне Нерли Клязьменской, оз. Плещеево и Неро формируется несколько сгустков древнерусских сельских поселений.
Славяне и скандинавы (Сборник)
historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st049.shtml
"Наиболее ранние курганные могильники возникли вдоль Волжского пути, который проходил с верхней Волги по Которосли, через озеро
Неро, по Саре (притоку Нерли Клязьменской), по самой Нерли, Клязьме, Оке. Ближайшей к Владимирским курганам группой памятников IX-XI вв. на этом пути являются
ярославские курганные могильники. В их погребениях встречены односкорлупные непрорезные фибулы, вещи северного происхождения, датируемые IX-X вв. Комплекс
дополняется двумя кладами куфических монет, зарытых в IX в.
Клады куфических монет,
зарытые в первой трети IX в., найдены в районе озера Неро (Угодичи; Сарское городище,
находки 1854 и 1930 гг.). Некоторые вещи с Сарского городища (топор, близкий к типу
C по Я. Петерсену, равноплечная фибула, булавка) находят аналогии в погребениях второй
половины IX - первой половины X в. могильника Бирки. Среди костяных изделий этого
памятника встречаются односторонние гребни,
имеющие аналогии в Старой Ладоге и Северной Европе.
Во Владимирских курганах (вдоль Нерли) отсутствуют привозные вещи IX - первой поло-
вины X в. Поэтому наиболее вероятным временем появления первых погребальных
насыпей здесь нужно считать вторую четверть - середину X в.". http://pki.botik.ru/articles/z-data1981lapsin.pdf