Харин Евгений Анатольевич : другие произведения.

Русы, булгары и казаки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.05*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Волго-Вятский регион в булгарских хрониках, о происхождении казачества, о символах и гербах.

    []
  
   РУСЫ И БУЛГАРЫ НА ВОЛГЕ
  
   В Джафар Тарихы Волжская Булгария представлена как мощное обьединение более чем десятка провинций расположенных на огромном пространстве Восточной Европы и Западной Сибири. Разумеется, влияние булгар на окраинах этого государства в разные периоды истории сильно колебалось, некоторые спорные области отходили соседям: Киевским и Волжским русам, а некоторые обретали самостоятельность. Археологически присутствие булгар на севере от устья Камы ранее 13 века минимально: постоянное проживание наблюдается на среднекамских городищах Обвы, временное - на Чепецких, артефакты пребывания - на средневятских и Чердыни. Вот карта составленная по сообщениям булгарской хроники:
    []
   Судя по карте, в провинцию Бийсу с сер. 12 в. входили верховья Вятки и Камы, Печора и Вычегда. Центром был город Колын (по археологии это Ковровское городище в устье Моломы, а не Киров). Кашан - это Ару, Вотская область. Мартюба - Приказанье, по моему мнению, - русо-булгарская Артания, в нее ранее входили также утраченные территории к западу (вятичи на Оке и Волго-Клязьминское междуречье, Джир, оплот волжских русов в 9-10 веках). В ДТ о ней сказано мимоходом, смутно, но очень интересно.
   Напомню, что разрабатываю гипотезу о существовании к северу от Булгарии государства Арсания с центром в домонгольской Казани. Это была особая Камская Булгария, в отличие от Волжской. В таком понимании Вису-Бийсу и Ару-Кашан, а также Уру-Югра на Оби можно отнести к Арсании. Мечети и захоронения мусульман на этой территории появляются только в 14в. и то лишь вдоль низовий Камы и верхней Чепцы. Приведу интересный отрывок из 1т. ДТ о заселении Приказанья. Даже в такой довольно предвзятой трактовке видно, что регион осваивался не обычными булгарами. События начинаются рубежом 9-10 веков.
   "Угыр (кн. Игорь), став господином Башту (Киева), первым делом женился на попавшейся в плен Ульджай (кн. Ольга, по ДТ была женой Салахби - Вещего Олега, а до того вдовой датчанина Худа). Узнав о свержении своего господина и благодетеля (хазарского кана) Арслана, он сильно осерчал и объявил себя независимым урусским беком... А в Болгар Угыр прислал своих послов с такими речами к Алмышу: "Я слышал, брат, что ты мучаешь приверженцев нашей старой булгарской веры, к которым отношусь и я. Поберегись же, ибо я уже стал самостоятельным урусским беком и в состоянии помочь своим единоверцам!" [...] А надо сказать, что после разгрома хазар у Сульчи Бырак вместе с Марджаном овладел городом Кан-Мурдасом (вятичский Муром), и наши стали собирать дань со всей области между Джиром (Ростов) и рекой Ака (Ока). А в этой области было очень много пчел, и ее поэтому называли Кортджак. Сбор дани осуществлял потомок болгарского бека Мара купец Саин (Мар был первым владетелем города Булгара). Анчийские субаши (украинские речники), получившие в Булгаре право платить государству лишь строго определенный и умеренный налог за свое занятие корабельным делом, сделали Саину несколько судов, и он плавал на них в Кортджак из Болгара. А глава булгарских анчийцев (украинцев) мастер Караджар, который за уход в Булгар вместе с Алмышем (кан бежал с Украины от печенегов и русов) получил от кана почетное прозвище Караджура (великий рыцарь) и явился основателем булгарского дома Караджуров, всегда плавал вместе с Саином за лесом и другими нужными ему товарами. Только однажды, весной 922 года, Караджура не отправился вместе с Саином, и того коварно убили восставшие тогда мурдасы (т. е. булгарские купцы заходили в область мурдасов-вятичей только в сопровождении Караджуры).
   Дочь Саина Гюльасма отправилась вместе с Караджаром и жестоко наказала убийц. Кан велел в память о Саине именовать реку Ака Саин-Иделью, а Кортджак передать во владение Гюльасме. Поэтому реку, текущую посреди этой области, стали называть Гюль-Асма (Клязьма). Мурдасов из племени убийц переселили на речку Нэрлэ (Нерль), которую из презрения к ним стали называть Сасы-Иделью. Эта речка впадает в Гюль-Асму, и на ней сын Караджара Балын устроил свое становище, которое сейчас (в 13в.) является городом Балыном (Владимиром, древняя часть города называлась "Вятчаный городок"). А Балын женился на Гюльасме и стал совладельцем ее земель. Они сообща стали заниматься судостроением, эаготовкой и продажей леса, меда, воска, мехов и составили один дом Караджуров. Их сыном был Саин, названный так в честь деда, а его сыном - Кулбак, названный так в память о кулбакском (колбягском) происхождении Караджуры.
   Сын Кулбака Балта основал в 1003 году для своих дел стан Балта (Биш-Балта, начальная Казань). Тогда же он плавал вместе с тебиром Шахидуллой к беку Джира Барысу (кн. Борис) с предложением о беспошлинной торговле булгарских купцов на Руси в обмен на часть джирской дани. Барыс горячо поддержал Шахидуллу и сам отправился с ним в Башту (Киев) выпрашивать разрешение на это у отца Булымера (кн. Владимир, Креститель руси). Булымер охотно подписал грамоту о таковом разрешении, ибо тяготился унизительной для него "джирщиной"...
   А старший сын Балты купил аул Арча (Арск) в земле арчан (вотяков) и прозвал себя Арчамышем. После этого и аул стали также называть Арчамишем...
   Комментарий Нурутдинова:
   "К Саин-бию мумин (правитель Тимар) был не менее милостив, и после того, как тот... принял истинную веру, подарил ему участок земли на Арсу (современная река Казанка)... (запись относится к 970-м годам) Булгарский летописец не пишет, где находился удел бия Саина, но по другим источникам мы знаем, что он располагался на территории Казани. Так, Иван Глазатый - автор знаменитой Русской летописной повести 'Казанская история' (1565 г.) прямо пишет, со ссылкой на Булгарские летописи, что до построения в 12-м в. города Казани его территория называлась 'Юртом Саиновым' - т.е. 'владением (юрт) Саина' ('Казанская история'. М.-Л., 1954, с.48).
   "А в 964 году мурдасы предложили сыну Угыра Барысу (кн. Святослав) помочь им овладеть Каном (Муром), за что обещали платить дань Башту (Киеву). Барыс сначала взял у наших Джир (Ростов), а затем проплыл к Кану и овладел им. Талиб Мумин (исполнял должность правителя Булгар), желая вовлечь Барыса в хазарскую войну (имеется в виду разгром Хазарии в 965-69г.), уступил ему западную часть Кортджака до Балына, но Восточный Кортджак от Лока до Саин-Идели остался за Булгаром до 1164 года... Дабы дом Караджуров не остался внакладе, Талиб передал ему взамен Балына часть земель по Кара-Идели и Нукрат-су. Сын Арчамыша Джураш по прозвищу Урджум основал поэтому аул Урджум на Нукрат-су (Уржум на Вятке)... А сын Джураша Асладж, пожертвовавший немало средств на строительство Учеля (Казани) и сам участвовавший в этом деле, погиб в нем во время набега галиджийцев (новгородцев) в 1111 году в возрасте 41 года... Его сын Мар-Кавэс вез Абу Хамида Гарнати в 1135 году на своем корабле, когда мулла ехал через Кан и Кисан (Муром и Рязань, земли вятичей) в Хорысдан" (Коростень-Полтава)... (Гарнати дал полное описание этой поездки.)
   Напомню, мурдасы - это именьковцы (особая разновидность славян, по арх. схожи с черняховцами, - славяно-сармато-готами), жившие до сер. 8в. на Волге, но изгнанные булгарами на верхнюю Оку и, вероятно, давшие начало племени вятичей. На Клязьме и в районе Мурома вятичи появились чуть позже. Часть именьковцев с 6 века расселялась в Волго-Вятском междуречье и смешивалась здесь с прапермянами.
   Из анализа приведенного текста следует, что с булгарским каном Алмышем из Киева в 894г. во главе с Караджурой ушел отряд колбягов, - профессиональных воинов-наемников балтийского происхождения, вероятно, их могли также называть артанцы (Артан в ДТ это Балтика). Во всяком случае, в ДТ есть свидетельства проживания артанцев-прибалтов в окрестностях Учели-Казани. Отсюда появление названия Арча-Арта-Арса (от артанцев пошло название жившего вокруг них финноугорского народа - аров), которое могло быть одним из названий первого поселения в районе Казани. Обычно его относят к городку Арску, расположенному на этой же речке Арче-Казанке. Из текста следует, что род вождя колбягов Караджуры управлял всей территорией от Клязьмы и низовий Оки до Вятки. Добавлю, что С. Ухов в своей известной работе "История Вятки как..." обнаруживает топонимические свидетельства наличия в Прикамье (на Вятке) балтийского языкового субстрата, а на карте Идриси 12в. на месте Казани стоит город Artan. Имя Балта наверняка связано с балтийским происхождением колбягов, вероятно, балто-славян. По Оке шел путь из Булгара через Угру и Десну в Киев, а через Зап. Двину - в Прибалтику (Артанский путь в ДТ). Это был легендарный "Меховой путь" из Прикамья в северную Европу.
   Караджуры владели бассейном Клязьмы и нижней Окой. (Кстати, имя джура казаки давали молодому воину.) Булгарские купцы (в тексте ДТ их называют сборщиками дани) могли заходить сюда только в сопровождении военного отряда из Балты-Артана. В ином случае, чужеземцев убивали. Это обстоятельство напоминает описание арабами ситуации в Арсании. Верховья Оки, несмотря на претензии Киевских князей, после освобождения от власти хазар долго сохраняли свою самостоятельность. Дело в том, что там утвердились потомки скандинава Худа. Датчанин Худ имел отряд в несколько тысяч воинов и был хазарским воеводой-наместником в Киеве. В 912г. он после набега на Закавказье при возвращении был разбит и убит на Волге другим скандинавом - Олегом (его ставка была в Джире, Сарское городище возле Ростова). После победного въезда в Киев, Олег взял в жены вдову Худа, видимо, она была из знатного рода Датских конунгов (это обычная практика тех времен). У Худа остался сын Хаддад, который и возглавил сопротивление приокских вятичей (Ходота в ПВЛ).
   "Барыс (Киевский кн. Святослав) выбил (в 964г.) сына Хаддада Алыпа из Кана (Мурома). В ответ тот прислал ему письмо, в котором сообщил: "Батышцев (вятичей) считают народом, образовавшимся вследствие смешения ульчийцев (славян) и мурдасов. На самом деле батышцы (вятичи) являются потомками мурдасов (именьковцев) и садумского племени худов, некогда владевшим Русью (Киевской). Поэтому он, Алып, имеет больше прав быть улубием Руси, чем Барыс, и постарается при случае их осуществить"..."
   Замечание о происхождении вятичей от скандинавов и мурдасов относится к прявящей дружинной верхушке (русах). Потомки викинга Худа претендовали на Русские территории, включая земли вятичей, их следы теряются в 12в. где-то в Прикамье. Понятно, что династически значимые моменты в летописях вымарывали в первую очередь. По ДТ киевский князь Игорь старый происходит из рода Дуло, к которому принадлежали вожди гуннов и булгар, а также основатель династии Скандинавских конунгов Один. Отсюда близость киевских князей и канов булгар со скандинавами.
    []
   Карта передвижения викингов и русов, синим цветом указан "путь из варяг в греки", темнокрасным - путь с Балтики по Волге на Каспий, здесь же показан северный путь норвежцев Отара в Биармию.
  
   О первых шагах булгар в Прикамье сказано так: "на севере бий Куш подчинил Булгару арские, сэбэрские и урские племена, проживавшие между реками Нукрат-су (Вятка) и Чулман (Кама) и Кар дингезе (Северное море). Северные арские владения стали называться провинцией Бийсу".
   В этом отрывке говорится о продвижении угров через Прикамье. После их предывания местные пермские народы финского происхождения в виду заметного влияния культуры угров стали зваться финно-уграми. В 9 в. сами угры постепенно откочевали далеко на запад и создали государство Венгрия. Обратим внимание, булгары подчинили себе угров, контролировавших территорию между Вяткой и Камой. В этой фразе выпадает правобережье Вятки и Приказанье, по нашей версии занятое русами.
   Торговлей со Скандинавией занимались потомки известного норвежского конунга Отара: 'А еще владения потомков Хума, которых называли домом Утар - по имени предка Худ-Эрека, располагались на Чулыме (Кама выше устья Белой) и Агидели (нижняя Кама). Из этого дома вышло немало славных салчибашей, хозяев перевозов и купцов, плававших на родину Утара - самый север Садума - Урман (Мурман, п-ов Варангер)...
   Из Булгара на Волге торговые суда шли вверх по Каме и Вятке, далее после перегрузки в устье Моломы на легкие суда и переволоки в реку Юг, - по Вычегде и Печоре к северному морю. Там товары перегружали на морские корабли, которые шли на Нурман, крайний северо-восток Скандинавии. Потомок Хума (скандинавского руса) получил от кана Мохаммеда (середина 10 века) право на сбор дани с аров Ишской округи (Удмуртия), почему его прозвали Иш-Булатом.
   Так как северные пути были очень трудны, то плавать по ним отваживались только сами русы. 'Что же касается садумцев (скандинавов), прибывавших в Булгар через Чулман дингезе (Северный океан) за разрешением на торговлю, то Нуретдин принимал их в Кашане. А они называли Булгар по-арски и по-моджарски 'Бермэ' (Биармия), что на их языках означает 'Булгарская земля'.
   А путь от Идели в Бийсу и дальше в Садум был очень тяжел и опасен. Так, если купец добирался до Садума, то не успевал вернуться в тот же год обратно, ибо льды покрывали море. Он ждал следующего лета, чтобы на кораблях вновь плыть из Садума в Бийсу. Кроме этого разбойники подстерегали отважных путников повсюду и даже нападали на Бийсу. Но выручка от булгарских товаров в Садуме и фарангских - в Булгаре была столь велика, что с лихвой покрывала путевые издержки и заставляла вновь и вновь пускаться в это опасное путешествие.
   А торговля эта прервалась после того, как проклятый кыпчакский хан Манкай-Тимер (в конце 13 века) захватил северные области Державы и передал их под управление сэбэрского башкака (монгольский сборщик дани сидел в Устюге). Тот же позволил галиджийцам (новгородцам) безнаказанно грабить булгарских купцов на севере Бийсу и Ура (Сев. Двина, Печора и Югра на Оби) и сделал безопасную торговлю там делом невозможным. Когда после смерти Аксак-Тимера наши вышвырнули галиджийских разбойников вон из северных областей, то возобновить поездки в Садум уже не удалось, ибо галиджийцы успели за время бесчинств Манкая создать сильный флот (на Беломорье) и перехватывали все суда подряд".
  
   Примечание.
   По археологическим данным земляные валы и жилища Устюжского городища по находкам датируется 16 веком. Поэтому построение здесь городской крепости можно отнести не ранее, чем к середине 15 века и связать это с разрушением Гледенской крепости вятчанами в 1438г., располагавшейся в 3-4 км ниже по течению р.Сухоны в устье ее притока Юг. На территории будущего Великого Устюга в ранний период (13-15 века) имелись отдельные неогражденные поселения с церковью, а также монастырь. Монгольский баскак сидел, очевидно, в самом Гледене. В булгарской хронике он назван Гусман Катау, крепость Гусмана.
  
   БУЛГАРСКИЕ ХРОНИКИ О КАЗАКАХ
  
   "Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по приказу кана Гази-Бараджа из одних только (бежавших от русских князей) заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город Гарья (Карино*) и ряд других селений (Кошкаров и Мукулин). Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах Гази-Бараджа 1238-41 гг.
   После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате. Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами" (жили в Карино).
   (комментарии в скобках кроме отмеченной * - Е. Х.)
   Это цитата из 2 тома булгарской хроники Джагфар Тарихы, из которой следует, что первый казачий корпус был сформирован опальным правителем булгар Гази Бараджем в качестве своей гвардии из заказанских язычников-гарачцев, в которых легко видеть потомков берладников (западных бродников, выходцев из галичан) поселившихся на Волге в пограничье русских и булгар в конце 12 века (горные мари). С помощью этих наемников в 1229г. он захватил власть в Булгаре, но был обвинен в симпатиях к христианам, свергнут и бежал за помощью к подступившим к Булгарии монголам. Гарачцы же поселились на Вятке и участвовали в походах монголо-татар и булгар на Русь и западные страны. По иностранным источникам войско монгол в западном походе 1242г. состояло из русских, булгар, половцев и бродников. Именно воины-наемники, бродники, поселились на Вятке в ту пору. Учитывая дальнейшее существование Вятской республики, роль Вятки в происхождении русского казачества очень важна. (О происхождении Яикского Уральского казачества от Нукратских гарачцев прямо говорит тот же цитированный Ахметзян Култаси.) Комментатор ДТ дает такую трактовку происхождения казачества:
   "В 1242 г., когда Украина была подчинена Монгольской Орде, Булгарский царь Гази-Барадж предложил своему Монгольскому союзнику - хану Батыю - сформировать особый корпус из Булгарских кочевников Украины (анчийцы и коубийцы) - для охраны торгового пути из Киева в Болгар - и дать этому корпусу тамгу 'казак' (трезубец) и имя 'казаки'. Батый согласился, и такой корпус был сформирован и действовал под общим Булгаро-Монгольским командованием до середины 14 в. Монгольский хан Узбек распустил казаческий корпус, т.к. он состоял, в основном, из Булгар-Xристиан, и оставшиеся без дела казаки влились в отряды Чиркесов.
   Еще в 10 в. Булгарские правители, для охраны своих южных земель (части Крыма, территории между Доном, Кавказом и Волгой) стали формировать отряды из наемников. Этих наемников Булгары называли 'чиркес', что по-Булгарски значит 'бродящий, вольный (чир) человек (кеше)'. Русинцы переводили это слово, как 'бродник'. Большинство Чиркесов были Украинцами-Xристианами. После того, как Волжская Булгария уступила свои южные земли Монгольской Орде (в 1242 г.), Чиркесы поступили на службу Монгольскому хану Ногаю. Когда Ногай погиб, Чиркесы остались на Монгольской службе: охраняли дороги, границы, перевозы, Монгольских купцов, чиновников, послов и др. Жили они на границе леса и степи, небольшими общинами, и охотно приняли в свои ряды таких же, как и они, Украинцев-Казаков. Постепенно для Чиркесов название Казаков стало сначала вторым, а потом главным именем, а Казацкий 'трезубец' - гербом. Когда в 1362 г. Литва захватила Киев и ее владения вплотную подошли к границе леса и степи, Украинские Казаки-Чиркесы немедленно объявили о своей независимости от Монгольской Орды. Центром независимого Украинского казачества, восстановившего в своем лице Киевско-Русинское государство (Русь), стал остров Хортица. С этого времени Булгаро-Казацкий трезубец вновь возвращается к Украинскому народу в качестве все-Украинского символа".
   Это текст Ф.Нурутдинова, его трактовка сообщений булгарских хроник во многом повторяет гипотезу о формировании казачества в недрах Ордынского государства на основе бродников и северо-кавказских черкесов. Однако он игнорирует некоторые упомянутые выше сообщения самой ДТ, поэтому полностью принимать на веру сказанное им нельзя. Хотя бы потому, что он не располагал всеми доступными ныне археологическими фактами по Вятке и соседним землям. Начнем с важнейших для нас имен - козаки и черкасцы, именно так они звучали в 15-16 веках. Инострацы побывавшие на Днепре в 17 веке описали изначальных козаков как членов некого рыцарского ордена, традиции которого к тому времени были уже отчасти утрачены ввиду массового притока новобранцев. При этом они отмечали приверженность козаков к "русской вере", навыки мореплавания и судостроения, храбрость, но недостаточную уверенность в конном бою. Имя козак географ Боплан обьясняет как производное от слова "коза". В этом можно видеть косвенное подтверждение сообщения ДТ о трезубце, как символе козаков. Трезуб, и особенно его вариант двузуб, напоминают рогатую голову козы. Другое дело, когда и при каких обстоятельствах этот символ появился у козаков. Из текста Нурутдинова следует, что первые ордынские казаки и "чиркесы" были христианами. Народ черкеслар жил еще недавно на территории Татарстана вблизи низовий Вятки, так звали татар-христиан, крешенов. Кроме того, известно, что кавказские черкесы также поначалу были христианами. Из этого мною было сделано предположение, что слово черкасцы означает "церковники", люди церкви, сторонники христиаской веры. Так могли звать всех не великоросских приверженцев восточноевропейского христианства. Козаки в пограничье леса и степи как раз соответствовали этому пониманию. В этническом плане эти казаки были не вполне славянского происхождения. Общими у них с великороссами (русскими Московии) были вера и разговорный язык.
   О гербе Вятки Нурутдинов на основе текста ДТ пишет следующее:
   "Тамгой губернии Бийсу (получившей в XIII - XIV вв. имя своего центра - города Нукрат) был очень похожий на герб Дуло знак, означавший лук и стрелу и называвшийся 'Балуанская (Богатырская) Тамга'. Этот герб даровал городу Нукрату и Бийсу сам булгарский царь Габдулла Чельбир в 1183 г. - в память о метком выстреле губернатора этого иля Мер-Чуры, спасшем Буляр. Как известно, в 1183 г. огромное русское войско пошло на штурм тогдашней столицы Булгарии - Буляра, но Мер-Чура, находившийся тогда в городе с крепостной стены поразил стрелой руководителя приступа - князя Изяслава Глебовича, и неприятель отступил. Мер-Чура, принявший ислам в булярской мечети Бесермен, велел изобразить Балуанскую Тамгу на стене Бесерменской мечети города Нукрата. До этого гербом Бийсу была старая тамга Буляра (рог изобилия), воспринимавшаяся простым народом как изображение алпа изобилия Самара. Действительно, на суровом севере булгарам так хотелось тепла и сытости юга... Интересно, что московские власти, захватившие в 1489 г. западную часть булгарской губернии Нукрат (Вятка по-русски), сохранили за городом Нукратом (Вятка, современный Киров) его старый булгарский герб - лук со стрелой".
    []
   Вятский символ на печати Ивана 4
   Во время осады Буляра русскими в 1183г. Мер-чура со своми воинами сидел в зиндане. По сообщению ДТ из тысячи нукратцев взятых в плен в ходе карательной акции против них, выжило три сотни. Они были освобождены восставшими жителями столицы и участвовали в обороне города. Интересно, что в это же время в плену находились и аркочцы-берладники, против которых также был карательный поход. В самом тексте 1 тома ДТ (летописи Гази Бараджа) аркочцев нет, их там называют гарачцы, часть которых по сообщению Култаси перебралась в 13 веке на Вятку. Связь или даже тождество аркочцев, колынцев-нукратцев и гарачцев явно прослеживается. Поэтому Вятский герб с натянутым луком может быть связан с аркочцами - галицкими берладниками. Особенно если вспомнить о божестве западных славян с острова Аркона - Свентавит с изогнутым луком.
   Гербом хонов рода Дуло (гунских и булгарских правителей, Атилла, Кубрат, Алмуш и др.) был символ балтавар, топор-лук, напоминающий по виду трезубец или натянутый лук-арбалет: "некоторые видели в знаке Балтавар изображение лука и стрелы или сокола". Вятский герб (натянутый и наклоненный лук) в первоначальном виде более схож с арбалетом, старое название которого, - роженцы (рожки, концы натянутого изогутого лука назывались "рога"). Древний герб Киева очень близок к Вятскому. Обьяснение этому может быть разное. Но учитывая сообщение ДТ о казацком трезубце, можно полагать, что казаки бежавшие с Вятки в конце 15 века вернули на Днепр древний символ.
    []
   Обратим внимание на то, что основные цвета Вятского герба совпадают с цветами Украинского флага, которые связывают с Галицкой землей. Напомню, что вятские ватаманы носили полосатые желто-синие шаровары. Появление галицких символов можно обьяснить прибытием в конце 12 века в Волго-Вятский регион галицких бродников. В ДТ говорится также что символом восставших против властей в ту пору было изображение грача, как и галка, птицы из вороновых, - символа галичан. Первых казаков поселившихся на Вятке в ДТ называют гарачцы, от слова гарач, грач, Кар или Гар - ворон на многих языках (от характерного "карканья" этих птиц). Грачами в ДТ названы восставшие в Булгаре сторонники братства Эль Хум, на знамени которых была эта птица. Само братство пошло от мечети, построенной в Биляре по завещанию конунга Хума после похода волжских русов 943-944 г. на кавказских мусульман. В дальнейшем братство базировалось в Елабужской крепости. Вероятно, это была разновидность суфизма, мистического течения в исламе известного своими замкнутыми братствами, чем-то схожими с западно-христианскими рыцарскими орденами. Гарачцы же (галиджийцы, галичане, галлы) были западно-славянскими язычниками, а позже мусульманами и христианами. Общим для всех этих групп была древнерусская дружиннкя культура и территориальные интересы (Волго-Вятское междуречье и торговые пути по северным рекам).
  
    []
   Казацкое надгробие 18в. на Украине (Трахтемиров). Подобный символ (сочетание креста и полумесяца) был на знаменах казачих полков, позже полумесяц заменяли подковой или луком. Схожий символ был также у казахов (потомков ордынских казаков). По ДТ провинция Тубджак (Сев. Казахстан) имела герб булгарского рода Дуло - балтавар, который по виду схож с Вятским гербом - натянутым луком.
    []
   Казахский орнамент "кошкар муйиз" - бараньи рога.      
    []
   Каменные кресты - качкары в Армении. Просматривается сочетание креста и полумесяца (круга).
        http://armenianhouse.org/yakobson/armenian-khachkars/index.html Книга про качкары. http://armenianhouse.org/yakobson/armenian-khachkars/illustrations-1.html Илл. ранних качкаров.
  
    []
   http://www.hrono.ru/heraldicum/flagi/ukraine/cosaccos.htm Знамя Богдана Хмельницкого
  
      Большое знамя (хоругвь - корогвь) Сечи описывалось так: на одной стороне на красном фоне Архангел Михаил, на другой - белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды. Рассказывая об осаде Львова в 1655 году, современник писал: "Хмельницкий ехал как гетман... За ним несут новый червоный флаг, бунчук из конского белого хвоста, над ним на белой китайке вышит его герб: Абданк с крестом. Второй флаг украшен изображением Святого Михаила, поражающего змею".'Абданк' - польский герб. В щите изображается фигура наподобие литеры 'W'. C cередины XVI века своеобразным гербом Запорожского казачества стал казак с мушкетом. Для морских походов запорожцы использовали белую хоругвь со Святым Николаем. http://www.vexillographia.ru/ukraine/cosaccos.htm
    []
    []
      Из этого видно, что символика и религиозные пристрастия казаков были очень близки к Вятским. Те же святые: Николай-Микола и Михаил архангел; лук-арбалет (потом его заменил новый вид грозного оружия - мушкет, ручница); лапчатый крест. Кошкаром (рога барана или козы) звали вариации герба рода Дуло. На части русских, казачих и вятских церквей этот символ до сих пор - сочетание креста и полумесяца. Думаю, границы распространения этой символики совпадают с территорией влияния булгар. Очень схожий с армянскими качкарами символ - Процветший крест - был связан в Византии с культом св.Николая Мирликийского, часто трактуемый как якорь.
         []
   Однако сам символ имеет очень древнее происхождение и связан с культом плодородия, мужского и женского начал.
     
Оценка: 7.05*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"