Харин Евгений Анатольевич : другие произведения.

Нукрат и Карино

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нукратские русы и Вятские князья.

    []
  
   'Верстах в 20 от Слободского, по Глазовскому тракту, в Ярославской волости есть группа татарских деревень, исстари известная под именем Карина и заселенных, кроме татар, вотяками, чувашами и бесермянами. Сами каринцы производят себя от арских князей. Этим князьям принадлежали поместья в Карине, пожни и озера по р. Чепце, и целые жалованные деревни. Пожалования относятся ко временам вел. кн. Василия Ивановича и к последующему времени, но лишь до тех пор, пока каринцы служили Москве в войнах против Казани; с покорением Казанского царства роль каринцев пала, пожалования прекратились, привилегии их забылись, и они постепенно перешли в податное состояние'. Энциклопедия Россия, 1914г.
   Начальная история села Карино остается во многом загадочной и неразрешимой с позиций устоявшихся исторических представлений. В работах большинства историков прошлого Карино выглядит неким чужеродным элементом, привнесенным на нашу землю из далеких пределов. Вместе с тем, документы 16 века не оставляют сомнений в важной роли этого городка и его округи в средневековой жизни Вятской земли.
   Помимо Арских князей и татар в Карино, с середины 15 века известны Арские князья и татары в городе Арске на реке Казанке в 60 км выше Казани. При взятии этого города войсками московского царя в 1552 году в числе пленных упомянуты '12 арских князей, 7 воевод черемисских, лучших людей и сотников старейших 300 (некоторые татарские историки причисляют последних к казакам), и всех до 5000 человек'. Вероятно, город-крепость Арск был административным центром Арской даруги (земли), географически приближенным, как и другие такие центры, к столице ханства Казани. Карино было далёким северным форпостом этой земли. С завоеванием Вятки Каринские татары попали под управление Москвы (Арские князья присягнули её правителю и были отпущены на свою землю), хотя связи с часто враждебной Москве Казанью наверняка существовали. В народной памяти татар Карино сохранилось предание о выходе первых князей Касимовых именно из Арска.
   Полная и точная родословная Арских князей до конца еще не составлена, надежные (письменные) даты их жизни появляются только с 1505 года. Шеджере написанная в Карино начинается 1462 годом.
   "Постоянное татарское население появляется на Вятке, по-видимому, лишь вместе с арскими князьями не ранее середины XV в., т.е. после образования Казанского ханства. При этом оно сосредоточилось к востоку от Хлынова в междуречье Вятки и Чепцы вокруг Карино. Исследование этого района пока результатов не принесло. В то же время из источников хорошо известно, что вплоть до середины XVI в. татары проживали в городах региона. Вероятным маркером этого является, по-видимому, выделенная Д.А.Салангиным так называемая "татарская" керамика, выявленная по материалам Казани, Москвы, Подмосковья, Чердыни, и Вятки. Во всяком случае, проблема существования булгаро-татарского компонента на Средней Вятке, как впрочем, и многих других районах Прикамья, требует дальнейшей разработки". Макаров Л. Д.
  
   Татарская керамика Москвы []
   Преобладающая керамика Москвы середины 14 - конца 15 веков. Ордынский тип.
  
   Татарская керамика датируется 14-16в. Появление ее в Москве можно связать с переселившимися сюда при Иване Калите ордынцами и строительством Кремля и Китай города в середине 14в. В 1445г. Московский царь Василий Темный был захвачен в плен казанскими царевичами, и в результате этого допустил значительное количество татар в свое окружение, дал им в кормление целые города, прежде всего, в Подмосковье. Известно, что первые наместники Вятских городов были также татарского происхождения. Находки татарской ерамики могут быть связаны с пребыванием в городах России "ограниченного контингента" выходцев из ордынских и казанских татар. К 17 веку они обрусели или, во всяком случае, перестали пользоваться специфической керамикой.
   По первым сохранившимся описям начала 17 века, татары составляли лишь часть жителей Карино, большинство проходят под именем '(в)отин' и 'бесермен'. При этом выделяются Каринские или Арские князья. В легендах самих каринцев их предками названы булгары, и пришли они на Вятку в связи с нашествием Батыя. С другой стороны, ныне живущие в окрестностях Карино северные удмурты в своих преданиях сообщают, что их предки пришли в Карино, которое они называют Кара-гурт, с территории Хлынова-Вятки, где у них был культовый центр на месте Александровского сада. Действительно, по археологии там имеется плохо изученное 'Вятское городище' 12-14 веков и соседнее с ним 'Хлыновское селище' 13-15 веков. Мною предположено, что Вятское городище представляло собой городище-святилище близкое по типу синхронному горно-марийскому Важнангерскому городищу, а то, в свою очередь, имеет сходство с языческими славянскими культовыми центрами Галицкого княжества 12 века. На основании этого и других обстоятельств, первыми славянами поселившимися в пограничной полосе между булгарами и русскими в землях волжских и вятских угро-финнов были заднепровские бродники. Это были профессиональные воины, бродяги и наемники. Жен они брали из местных женщин, поэтому их потомки по матерям оказались горными марийцами и северными удмуртами. Эти народы заметно отличаются от остальных марийцев и удмуртов по языку и внешности ввиду сходства с русскими. Новгородские ушкуйники в конце 14 века вытеснили этих славяно-вотских метисов язычников на восточный берег Вятки в район Карино, где их возглавили Арские князья, - потомки различных булгарских князей, бежавших от монголов с низовий Волги за Каму (в том числе в Арский городок на р. Казанке). На Вятку они могли попасть в период усиления Казанского ханства. Под их влиянием часть вотинов стала мусульманами (бесерменами). Словом АРЫ татары звали южных удмуртов, а в прошлом, видимо, всех финноугров. Учитывая неясное происхождение и замечание Джагфар Тарихы, изначально оно звучало КАР или ГАР. Смысл этого слова станет ясен из дальнейшего.
  
    []
  
  Потомков ушкуйников, как ярых противников Москвы, в значительной мере вывели из региона после Вятского взятия в 1489 году. Старые вятчане (вотины) в 16-18 веках частью крестились и смешались с прибывающим русским населением, став основой современных вятских людей. Таково вкратце моё видение событий прошлого нашего региона. Далее подробнее рассмотрим некоторые спорные моменты по данной теме.
  
  Сказанное проиллюстрирую на своей фамилии - Харин - одной из самых распространенных на Вятке. В основном носители данной фамилии русские, но есть и коми-пермяки и удмурты. По первым описям начала 17 века христиане Харины жили в окрестностях Слободского. Но в тех же описях по селу Карино упоминается вотин Карин и имя Кара у других живших там вотинов.
  
  Село Карино ныне, в основном, татарское, но в округе до сих пор живут северные удмурты (вотяки), которые заметно отличаются от южных. Северные чаще смуглые с европейской внешностью. Карино они называют Кара-гурт (город Кары). Арские князья пришли сюда несколько позже и возглавили население бассейна Чепцы, часть которого под их влиянием приняла мусульманскую веру. Так появились жившие в Карино еще в недавнем прошлом 'бесермены'. По моим разысканиям, вятские вотины являются смешением пришедших сюда в конце 12 века Галицких берладников (славян-язычников) и местных финноугорских женщин. По матерям они были близки нынешним удмуртам, марийцам и коми-пермякам. В 15 веке после разгрома Вятского святилища эти люди примкнули к родственным им южным удмуртам (арянам), селившихся возле Карино, а часть крестилась и смешалась с Вятскими русскими, потомками ушкуйников. В 1489 году значительное число последних было выведено с Вятки и расселено на южных границах Московии. В списках первых Тульских казаков есть до 160 характерных вятских и слободских фамилий, в том числе и Харин.
   Имя Кара было у славян и русов, его давали, скорее всего, ребенку с темными волосами и глазами, поэтому оно было распространено у вятских вотинов - потомков славян и ославяненных финнов. С другой стороны, в булгарской хронике Джагфар Тарихы фигурируют язычники гарачцы, жившие на Вятке, в том числе, в Карино (Гарья). Поэтому можно предположить связь имени этого народа с названием села. Из документов 18 и 19 веков известно проживание на Вятке особого народа гагары или кукары, имевшими свой говор и выделявшиеся среди остальных вятчан смуглой внешностью. Возможно, это были потомки обрусевших гарачей.
   ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  "Карино имеет уникальную структуру строения. Состоит из трех частей. Верхнее, Нижнее, Ильясово. Верхнее состоит из Девлетьярово ('би-як') и Митюково ('бочорман як'). Нижнее состоит из Арсланово, Касимово-би-як и Абашево-бочорман як. Возле Верхнего Карино находится Шептяк-тау, там видимо, была деревня Шептяковская, дарованная Девлетьяровым в 16 веке. Как минимум Ильясово основано в первой половине 15 века. Возможно, оно основано самим Кара-биком. Мурзасеит остался жить в Ильясове, а его брат Мавляберди поселился в Нижнем Карино. Получается, что Нижнее Карино возникло позже Ильясова. Девлетьярово считается самым древним селением. Если это так, то основано оно в конце 14 - начале 15 веков или первоначально в нем жил сам Кара-бик. Само происхождение название остается открытым вопросом. Возможно так оно было названо в честь Кара-бика. С другой стороны Кар по-удмуртски означает городище, поселение. Второе название Карино - Нократ. И здесь есть два варианта - от арабского 'нухрат' - серебро или от русского - Новгород. Так или иначе основание Карино явно коррелирует с основанием Казанского ханства и тогда становится понятным заселение Чепцы и основание села татарской феодальной знатью с целью контроля территории по арской дороге ханства. В 1489 году Карино переходит под юрисдикцию московского государства. Этому способствовала промосковская группировка в Казани, вследствие чего между каринскими татарами и Казанью возникли враждебные отношения. То, что каринские князья были 'смотрящими' за арской дорогой ханства говорит и тот факт, что в большинстве своем потомки селились по деревням арской дороги, то есть в тех местах, где они ориентировались". www.bastanovo.ru/2012/07/karino/
  
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  Известны славянские и древнеславянские имена Кар, Кара, Каран, Карана, Карей, Карен, Карец, Кариба, Карий, Карин, Кариш, Кария, Карой, Карь, Карьба, Карьи, Карья, Кары, Каря - карий, чёрный. 'Карьба' - 'печаль, плач, упрёк, брань'. Имя упоминается в 282 году (Кар) - иллирийский славянин, ставший римским всадником, осенью 282 г. избран императором Римской империи, в 283 погиб от удара молнии. Карин, старший сын Кара, ещё при жизни отца провозглашённый соимператором, едва вступив на престол, в 284 г. был убит по приказу Диоклетнана.
  944 (Кары), посол русский в посольстве князя Игоря в Византию. 1107, 1108 (Карен, Кариш) в Богемии и Моравии. 1136, 1222, 1253, 1256 (Карь), поляки;1189, 1558 (Карец, 'Карин, брат Твертка'), русские. 1253, 1302 (Кариба, Карьба), сербы. XIV-XVI вв. (Карана) в Киеве. 1495 (Карей), крестьянин туровский. 1539 (Карь), крестьянин дегожский. 1552 (Карой) в Киеве. 1605 (Кары), казак в Новгороде-Северском. 1682, 1705 (Карин, Кария, Карь, Каря) в Москве. XVIII в. (Кара Георгий), руководитель сербского восстания против турок http://kod-uimeni.ru/slavyanskie_drevneslavyanskie_imena/kara.html
  
    []
  
   Татары называют реку Вятку - Нукрат, так же они зовут и татарское село-городок Карино. На карте 15 века венецианца Фра Мауро обозначен город Nograt (юг вверху). Расположен он в пограничье России Белой (Rossia Biancha) и Сарайской орды (Lordo de Saray) в низовьях Волги (Idel). Белой Россией в Европе звали все северо-русские земли. Город (провинция) Нограт расположен на Камском речном пути от Булгар (Borgar) на восток у подножия неких камней, очевидно, Уральских гор. На север от него идут пути в соседнюю Белую Россию и к Белому морю (Elmar Bianco). На севере карты также указаны Пермь (Permia) и Новгород (Novogrud) - на крайнем северо-западе России в соседстве с Швецией (Svetia).
  
   Примечание. Надпись на карте: "Эта величайшая область, именуемая Россия в Сарматии, ограничена на востоке Белым морем, на западе Немецким (Балтийским) морем, на юге Сараем и Куманией (Половецкие Причерноморские степи), и на севере Пермью..." Положение Перьми и Белого моря (включая, Ледовитый океан) явно перепутано. Поэтому в соседстве с Ногратом должна располагаться Пермь.
  
    []
  
   В Волжской Булгарии до конца 14 века был город Нократ, ныне городище у села Старый Нократ в Татарстане. Но маловероятно, что на карте 15 века отражены сведения о Старом Нократе, расположенном далеко от всяких гор и всего в 40 км от устья Камы, тогда как сообщения о Вятке и вятчанах (нукратцах) в 15 веке были широко известны. Судя по карте, Нограт был важнейшим пунктом на пути из Булгар и Орды на север, - в Пермь и Беломорье. Сведения о Нограте могли попасть к Фра Мауро через купцов побывавших в татарских городах на нижней Волге, поэтому можно предположить, что под Ногратом середины 15 века (времени создания карты) понимается не только татарское Карино, имевшее важное значение и позже в 16 веке, но вся Вятская земля. В грамоте отправленной из Москвы в Слободской город в 1540г. упомянута "Науградская земля", в которой укрывались Слободские преступники. Нет сомнений, что это соседнее со Слободским городом Карино-Нукрат (по описям 17 века среди татар и вотинов проживали христиане).
   Надпись Nograt крупнее, чем у других соседних городов (за исключением Saray Grando, Великого Сарая, столицы Орды). Особенно это заметно в сравнении с изображением маленькой крепости на месте Казани с надписью Castrama (возможно, от castrum - крепость). Возле изображения Нограта на путях со стороны Орды есть три мелкие надписи Palude de Russia, Болотная России, что отражает труднодоступность Вятского региона с его заболоченными лесами и множеством озер-стариц. На карте Нограт окружен со всех сторон реками (названия непонятны). В целом, это отдельная русская провинция в пограничье Сарайской Орды и северной России. Карту обычно датируют 1459 годом, но отсутствие столичной Казани и, вместе с тем, наличие значительного Сарайского государства свидетельствуют о геополитической ситуации 14 века. Надписи о принадлежности Нограта России могли добавить позже. Поэтому под Ногратом (как это и делают татары и марийцы) нужно понимать весь бассейн Вятки, географически достаточно обособленный.
  
   В Венгрии существует историческая область Nograd, славянское население называет её Новоградие. То есть, Ноград (Нохрат, Нукрат) - это тюркское искажение от распространенного у славян топонима Новый город. Однако, всё не так то просто...
   По булгарской хронике Джагфар Тарихы имя Нукрат впервые упомянуто в связи с приходом в Булгарию со стороны Нукрата (Вятки) племени угров. Проживание угров в Прикамье в конце 1 тыс. н. э. подтверждается археологией и лингвистикой, хотя остается предметом споров. Считается, что угры оказали влияние на живших здесь прапермян, отчего и появились нынешние финно-угорские народы (коми, пермяки, удмурты, мари и др.).
   В русской летописи при описании событий конца 12 века упомянуты Серебрянные болгары. Некоторые историки (Макаров Л. Д. и др) считают это неточным переводом от "Нократ" (ногра по-арабски серебро). По этой версии Нукратцев связывают с населением Вятки и нижней Камы. Впрочем, татарские историки относят Нукратских булгар к жителям Старого Нукрата. Слово Нократ или Нуграт Слободской краевед Серкин С. П. связывает с народом угры. По его версии при своем продвижении на запад через Прикамье и Вятку часть их вместе с подвластными им жителями Вятки переместилась на Оку (оставив там гидронимы типа Угра и Нугра), а часть ушла еще дальше - в Венгрию.
    []
   Страница из книги С. П. Серкина 2015г. http://e-koncept.ru/teleconf/65294.html
  
   Венгерский монах Юлиан в поисках прародины угров побывал в Волжской Булгарии в 1235г. накануне вторжения монголо-татар. В булгарском городе (очевидно это был столичный Булгар) он встретил женщину, с которой поговорил на своем языке, после чего отправился пешком в город местных угров в двух днях пути от берега Волги-Итиля. Вероятно это был город Нукрат (Старонукратское городище). Относительно недалеко от него Большетиганский могильник с материалами очень близкими к венгерским того же периода (9-10 века). Через 2 года Юлиан вновь отправился на поиски венгерских соотечественников на Волге, но дошел только до Суздаля, где от беженцев узнал о разгроме татарами поселения угров в Булгарии. Город Нукрат был разрушен монголами в числе многих других городов Волжской Булгарии, но впоследствии отстроен.
  
   ЗАМЕЧАНИЯ
   1. По предположению востоковеда Ш. Марджани, город Нократ-булгар находился на городище, расположенном в бассейне реки Ахтай (левый приток Камы). После разрушения города монголами уцелевшие люди могли уйти на Вятку и основать поселение Нократ-Карино. Такая версия интересна, но, учитывая происхождение самого названия, она несколько избыточна. Впрочем, массовое переселение булгар на север, за Каму, в 13 веке имело место.
   2. В Дастане об Урус-хане Кадыргали Жалаири в переводе Усманова М.А. 'Фетка Науакрат пришедши разрушил владения Джанибек-хана. И во время этого же раздора Урус-хан с войском пошел на Алатау'. Событие относится к 1350-57-ому году, о набегах новгородцев на Орду в это время сведений нет, поэтому более вероятно, что атаман Федька был из Нограта-Вятки.
  
   Война вскоре докатилась и до Венгрии, которая также подверглась погрому и около года находилась под прямым управлением администрации орды Батыя. Не искючена прямая связь венгерского Нограда и булгарского Нухрата, если нукратцы были одним из племен в сообществе венгров-мадьяр. В облике венгров усматривают черты Прикамских племен прошлого. Угры - общее имя для группы тюркских народов, родственные гуннам, хазарам и булгарам. Исход венгров из Волго-Урала на запад относят к началу 9 века и связывают с давлением соседних печенегов. Часть угров еще ранее могла укрыться в Вятко-Камье и оставить след в судьбе местных народов. В момент консолидации Булгарского государства на рубеже 9-10 веков эти угры стали известны под именем Нукрат. На Каме характерные признаки угров (керамика и обряд захоронения) появляются с 5 века, на Чепце позже, - с 10-го. Учитывая эти и другие археологические факты, под нукратскими булгарскими уграми нужно понимать выходцев с Камы. На Вятке существовали свои археологические культуры, влияние угров в них незначительное. Хотя переселение части вятчан в 9 веке на Оку могло затронуть и соседних с ними Камских угров.
  
    []
  
   В формировании волжских булгар приняли участие 5 тюркских племен живших на территории Хазарии. Болгары, - обитатели Кара Булгарии в северном Причерноморье, часть их не пожелавшая подчиниться хазарам в 7 веке ушла на Дунай. Аскалы - обитатели Казахских степей, а также сабиры, барсулы и беланджеры - жители сев. Кавказа. Последние, вероятно, жили в первой столице Хазарии на Тереке. Первые булгары появляются на средней Волге в 8-9 веках. Это можно связать с арабскими нападениями на Кавказские города хазар в начале 8 века и передвижкой их населения на север в бассейн Дона (появление СМК) и на Волгу, на территорию именьковцев, частично изгнанных, частью ассимилированных булгарами. В середине 9 века теснимые узами печенеги стали изгонять живших севернее их в Волго-Урале племена угров (протовенгров), часть которых могла укрыться у волжских булгар, а большинство форсировало Волгу и постепенно откочевало в Ателькузу и далее на Дунай в Паннонию. Следом за ними на правобережье Волги-Итиля пришли печенеги. В следствии этого к концу 9 века жизнь остатков булгар в Днепро-Донском междуречьи становится невозможной, какое-то время опальный булгарский царь со свитой укрывается в Киеве, но после захвата власти скандинавским конунгом Олегом (при этом был убит благосклонный к нему скандинав Аскольд), он с присоединившимися к его орде беланджерами СМК перебирается в булгарский анклав на Волге и основывает новое государство. Булгары перехватили Волжский торговый путь, ранее шедший с Каспия через хазар на север. С 10 века дирхемы Саманидов (терр. Узбекистана) пошли через степи Казахстана прямо на Булгар, куда прибывали торговые корабли русов с пушниной и рабами. Для противостояния иудейской Хазарии правитель волжских булгар Алмуш принял около 922г. веру своих союзников арабов и среднеазиатских мусульман.
   Восточное и Византийское серебро 3-10 веков более всего находили в кладах верхней Камы (Ломоватовская культура угро-финнов 5-9 веков), чуть менее на средней Каме и Вятке, а также в бассейне р. Белой. Появление его здесь можно связать с проживаем на данной территории пришлых угорских племен, начиная с гуннов.
   Протовенгров часто отождествляют с археологическими культурами р. Белой в Башкирии - Кушнаренковской и Караякуповской, 6-10 веков. Это было две волны угров-переселенцев из Зап. Сибири, которых обычно также связывают с протобашкирами.
   Вместе с тем при поисках протовенгров оставивших Большетиганский могильник надо обратить внимание на Неволинскую культуру угро-финнов средней Камы кон. 4-9 веков, имевшей дальние торговые связи с Византией, Балтикой и Средней Азией. Население неволинцев исчезает к началу 10 века, считается, что они переселились в Волжскую Булгарию.
  
  
   Серкин нашел упоминание о царстве Нукрат в начале 6 века, соседнем с ранними хазарами. С ним можно соотнести названные археологические культуры Прикамья. Я бы к этому добавил народ Нукарда, в числе иных тюрков (булгар, печенегов) участвовавших в походах русов 9-10 веков на Каспий, Черноморье и Средиземноморье. Некоторые историки считают этих нукарда новгородцами, однако Ал-Масуди указывает первоначальное местопребывания нукарда возле Аральского моря, что соотносит их с предками угров-венгров.
  
   "Имя племени наукерде, или как иногда пишут наукара, расшифровывается так: нау - иранское 'новый', а керд - основа для термина 'город'. Что касается о присутствии схожих этнонимов среди современных тюркских народов, то среди туркмен есть племя нохурлы. Среди казанских татар есть топоним Нохрат и соответственно этому, так называемые нохратские татары. Но о возможном происхождении всех этих этнонимов от имени племени наукерде ещё никто не утверждал". http://www.kyrgyz.ru/?page=49
   Этноним " Рус" был известен прапермянам еще до распада их общности в 8 веке. В. Седов считает, что "русью могла называться какая-то значительная часть именьковского населения". 'О раннем знакомстве славян с Волгой свидетельствует то обстоятельство, что уже в V в. в византийских источниках часть этой реки называлась Русь" В.Б. Вилинбахов - Балтийско-Волжский путь (Советская археология 1963. 3. С. 126-135.) VII-VIII вв. стали временем активного проникновения в Прикамье восточных (согдийских и чуть позже арабских) купцов, привлеченных пушниной и так называемым 'рыбьим зубом' (моржовым клыком).
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ 3
   БАЛТИЙСКО-КАСПИЙСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (VII-IX ВВ.) Смокотина Д.В.
   Экономическая активность междуречья Вятки и Камы связана с появлением здесь в середине I тыс. н.э. удмуртских племен. Анализ сведений восточных сочинений и археологические материалы позволяют говорить об этой территории как о третьем центре руси - Арсе (Иднакар). Специализация финно-угров на пушной охоте позволяла им быть незаменимым торговым агентом в регионе. Пункты с развитой промысловой деятельностью располагались главным образом в районе Средней Волги и Прикамья. Они же служили местами складирования и хранения товара, их оптовой продажи (за исключением Иднакара, жители которого, по всей видимости, сами занимались торговлей, спускаясь вниз по реке).
  
   По свидетельству Фадлана 922г. русы посещали города булгар на Волге (в непосредственной близости от поселений венгров на территории Булгарии), и вполне могли вербовать их для своих рискованных походов. Арабы сообщают о нескольких видах русов, среди которых есть норманы, славяне и тюрки, последние могли состоять из Нукратских угров (финноугров).
  
  
   Подведем итог нашей "угорской проблеме". По археологии продвижение правенгров на запад в 9 веке прослеживается от р. Белой и далее через Волгу между хазарскими и булгарскими владениями на Днепро-Донское междуречье, а затем после вторжения печенегов в 70-х годах - к низовьям Дуная. Родственные им Камские угры неволинцы примерно в это же время, возможно, под давлением тех же печенегов перебрались в пределы нарождающейся Волжской Булгарии. Историк Иванов В. В. считает, что угры проиграли болгарам в борьбе за доминирование в Волго-Камье, что и стало причиной исхода большинства угров на запад. В составе покинувших регион мадьяр присутствовал и пермский этнический компонент Ломоватовско-Поломской АК. Другими словами, часть нукратцев ушла с правенграми, а часть обосновалась в Булгарии. Есть предположение о насильственном переселении неволинцев на земли булгар. Население Вятки в 8-9 веках (совместно с уграми и, вероятно, именьковцами) также частично переселялось в западном направлении - на Оку. В союз племен мадьяр по мере продвижения на запад вошли также кавары (хазары) и печенеги с аланами СМК. То есть, процесс носил характер революционной завоевательной войны, когда к ядру войска-орды присоединяются выходцы из других народов. Похожее явление могло сопровождать и переселения с Вятки. Так как Вятка и Кама после слияния имеют общий сток в Волгу, то название Нукратцы могло относиться к выходцам с обоих этих рек.
  
    []
  
   Имя народа Нукрат (по аллюзии с арабским нахре-река) могло получить смысловое значение "речники", люди плавающие по рекам, некая разновидность русов тюрков. Учитывая дальнейшую историю Вятки, это имя могло перейти на неё. Возможно в основе его лежит племенное имя угров (оногур-нукарда). В арабских источниках 12 века территория к северу от Булгара звалась Горной страной. Слово "угор" обозначает у нас возвышение, холм, гора. В прошлом Камские угры могли составлять верхнее сословие среди пермян. Отсюда такое смысловое значение. Ветлужско-Вятское междуречье в 3-8 веках заселяли прапермяне Азелинской культуры, с юга они контактировали с именьковцами, праславянами. Азелинская культура помимо степного элемента впитала в себя черты именьковцев, которые в заметной степени были продолжением черняховцев (остготов). Сказанное относится, прежде всего, к правящему слою азелинцев и именьковцев. Симбиоз этих древних народов по археологии возглавляло некое воинское сословие, вероятно, смешение рыцарей остготов и гуннов. На мой взгляд, именно оно являлось основой для появления первоначальных русов. Артефакты той поры имеют поразительное сходство с более поздними вещами Скандинавии и древних русов. Само дальнейшее существование в протяжении веков отдельной Вятской земли в окружении финно-угорских народов свидетельствует в пользу этой версии. Можно даже утверждать, что русы не только вышли из финно-угорского мира, но и сами первоначально являлись военно-торговой элитой финно-угров. Это подтверждают недавние генетические исследования потомков Рюриковичей.
   Волков В. Г. в работе "Происхождение Рюрика и Гедемина в свете последних генетических исследований" сообщает следующие факты и предположения. Большинство ныне живущих потомков князей Рюриковичей принадлежат к гаплогруппе N1c1, точнее, к ее субкладу N1c1d1 с характерной мутацией L550. Данная гаплогруппа зародилась примерно 8 тысяч лет назад в пограничье Монголии и Южной Сибири. В настоящее время большинство ее представителей принадлежат финноугорским народам, в меньшей степени тюркам, а также населению Латвии и Литвы. Субклад L550 разделяется на два: скандинавский (его представители встречаются в основном в Норвегии, Швеции, Финляндии, Британии и в меньшей степени в России), и южнобалтийский (Северная Польша, Литва, Латвия и Белоруссия). Протестированные Рюриковичи принадледат к скандинавской ветви, их ближайшие родственники по общему предку (проторюрикович) жившему более 1000 лет назад проживают в Швеции и Финляндии. Для территории России тестирование по маркеру L550 пока не проводилось (2007). Другие генетически близкие к рюриковичам проживают в основном в окрестности Уппсалы, древней столицы Швеции династии Инглингов, здесь же находится историческая провинция Рослаген. "Основываясь на генетических данных можно предполагать, что предки рюриковичей N1c1 появились в районе Уппсалы 1500 лет назад в процессе миграции с территории Северо-Западной России".
   Саги повествуют о восточном азиатском происхождении первой династии Скандинавских правителей. Мною было предложено отождествление их легендарной родины с Прикамьем времен Великого переселения народов. При этом, ассы - это гунны, оставившие археологические следы в низовьях Камы, а ваны - Вятко-Камские финны той поры, ватины. Из Саги об Инглингах Снорри Стурлусона:
   "Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и Другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак с такими близкими родичами. " Далее повествуется, что привычный к дальним походам вождь ассов Один-Вотан оставил своих братьев в Асгарде, а сам с людьми ушел на запад и взял власть в Скандинавии. "Один поселился у озера Лег, там, где теперь называется Старые Сигтуны, построил там большое капище и совершал в нем жертвоприношения по обычаю Асов. Все земли, которыми он там завладел, он назвал Сигтунами. Он поселил там и жрецов. Ньёрд жил в Ноатуне, Фрейр - в Уппсале, Хеймдалль - в Химинбьёрге, Тор - в Трудванге, а Бальдр - в Брей даблике. Всем им Один дал хорошие жилища". После смерти Одина "Ньёрд из Ноатуна стал тогда правителем шведов и совершал жертвоприношения. Шведы называли его своим владыкой. Он брал с них дань... Фрейр стал правителем после Ньёрда. Его называли владыкой шведов, и он брал с них дань. При нем были такие же урожайные годы, как и при его отце, и его так же любили. Фрейр воздвиг в Уппсале большое капище, и там была его столица. Туда шла дань со всех его земель".
   Таким образом, Ингви-Фрейр стал родоначальником династии Инглингов, хотя и не являлся потомком гунна Одина, а был из рода Ванов. Сыновья Одина составили отдельную династию правителей.
   "Ньёрд женился на женщине по имени Скади. Но она не захотела жить с ним и вышла потом замуж за Одина. У них было много сыновей. Одного из них звали Сэминг ... К Сэмингу возводил свой род Ярл Хакон Могучий." Считается, что династия инглингов после свержения пресеклась. Но есть свидетельства, что ее представители могли вернуться на родину предков ванов, Восточную Европу и стали известны здесь под именем князей рюриковичей.
   ПРИЛОЖЕНИЕ 4
   Прикамские женщины (вероятно, жены знатных русов) в 10-11 веках были законодателями моды.
   Макаров М. А. Русский Север 1993
   "Присмотримся поближе к отдельным элементам этого роскошного убора. Больше всего привлекают внимание подвески в виде одноглавых и двуглавых коньков, уточек, петушков. Почти у всех этих предметов есть прототипы - ранние изделия финно-угорского художественного ремесла, но в начале II тыс. н.э., когда производство их налаживается в древнерусских центрах, форма и орнаментация настолько изменяются, что исходные образцы угадываются с трудом. Возьмем, например, плоскую прорезную подвеску, изображающую какое-то четвероногое существо, похожее на грифона. Нелегко поверить, что по первоначальному замыслу это была нагая женщина, восседавшая на коне, попирающем змею. Сюжет отражает неизвестные нам мифологические представления народов Прикамья, на территории которого подвески "всадницы на змее" изготовлялись в X веке.
   С пермско-финским кругом древностей связано происхождение еще одного типа украшений - лунничного височного кольца. Сперва родиной его тоже было Прикамье, но в XI веке с ним познакомились в Карелии, Приладожье, Каргополье и Важском бассейне, а в XII-XIII веках Каргополье и Важский край - уже основные зоны распространения лунничных колец. Они сделались выразительной деталью, подчеркивающей этнографическое своеобразие костюма жителей этих областей. Рассматривая височные кольца XI века, найденные в севернорусских землях, трудно определить, откуда они родом - из Прикамья или из Заволочья: все изделия однотипны и довольно точно воспроизводят древнейшие прикамские образцы. Но севернорусское происхождение лунничных колец XII-XIII веков выдает штампованный орнамент на их лопастях..."
    []
    []
  
   Существующие стереотипы о происхождении древних русов давлели надо мной долго. Принято считать, что это были выходцы из Скандинавии или южного побережья Балтики. Действительно, эти народы оказали влияние на формирование древнерусской народности. Но появление их в районе Ладоги фиксируется не ранее 8 века, тогда как артефакты присутствия и деятельности неких русов (перми, биармов) фиксируются много ранее и более широко по северу Вост. Европы. Именно этих купцов, действовавших на Балтийско-Прикамском (Волжском) торговом пути в пограничье финно-угорского и славянского миров можно отождествить с начальными русами.
  
  
   Но вернемся к истории Карино.
   По мнению современного Ижевского историка В. Чуракова удмуртская общность сформировалась к концу 1 тысячелетия н. э. в низовьях р. Вятки, - к северу от линии Арск - Елабуга и к югу от р. Кильмезь. Переселение татар и удмуртов в низовья Чепцы он относит ко второй половине 15 века, когда Карабек получил от Московского князя грамоту на заселение Карино людьми, взятыми со стороны. По Чуракову родоначальник Арских князей Карабек (он же Шайх-Мансур) был выходцем из улуса Нункус Мангытского юрта (восточного соседа Казанского ханства). Согласно легенде в Каринском шеджере, он бежал в Московию после ссоры с братьями. Около 1462 года (вскоре после первого покорения Вятки) Иван Московский дал ему земли в Карино на условии несения воинской службы (и, вероятно, для противопоставления своевольным вятчанам. Выбор места весьма примечателен - поблизости от Слободского и Микулицына городов, центра Вяткой республики. Историк, кстати, считает, что окончательное подчинение Вятки Москве состоялось только в 40-х годах 16 века.) Поселение стало зваться удмуртами Кара-гурт - поселение Кара. По-русски - Карино. Из жалованных грамот начала 16 века следует, что их владения были расширены вдоль всего течения Чепцы. При этом в грамоте 1510 года читаем: 'Звати ему (князу Девятьяру) в те деревни к себе жити людей из зарубежья, а не из моей вотчины великого княжества'. В грамоте 1542 года: 'По сей нашей грамоте из Казанских мест Казанских людей, которые похотят вотяки и чуваша идти житии на Вятку на моё великого князя имя, и тем Арским князем тех Казанских людей вотяков и чуваш призывати вольно, за которого Арского князя жити, за тем и живёт'. Этим фактом переманивания людей из Арской земли, он объясняет происхождение имени Арских князей. Однако Чуракову пришлось признать проживание неких вотинов (вятских удмуртов) помимо тех, что были переселены князьями в район Карино.
   Согласно родословным росписям шеджере, потомки каринских князей указывали в качестве своего родоначальника некоего Кара-бека сына Канбара. Кочевья последнего якобы располагались близ р. Ак Идель (Белая). Рассорившись со своими старшими братьями, Кара-бек прибыл 'к Ивану Калите, старому Ивану, царю Ивану Васильевичу' ('Калталы Иван, карт Иванга, сар Иван Вачилийг килеп'), который и пожаловал его 'Нукратской землей' ('Нократ йирен бирген').
   Если перевести прозвище 'Кал-талы' как мешок с глазами, то возможным происхождением такого странного прозвища может быть пристрастие его носителей (и их приближённых) к сокрытию своих лиц под масками, - в простейшем случае это мешки с прорезями для глаз, балаклава. Подобная практика наблюдалась при Иване Васильевиче 4-ом, в частности, во время карательных акций его опричников. Замечу, что обычай одевать на голову ме-шок во время военных акций существовал у монголов ещё во времена молодого Чингисхана. Таким путём скрывали свои лица при неблаговидных разбойных набегах на соседей и родственников.
   В шеджере были перечислены важнейшие моменты в истории Каринских князей: первое пожалование земель от Ивана 1-го Калиты, второе пожалование от Ивана 3-го Старого (в 1489 году он пожаловал Арских князей, отпустил в свои земли), и третье - от Ивана 4-го в 16 веке в период войны с Казанью (время составления данного документа и процветания Каринских князей). В таком раскладе гипотеза Чуракова о прибытии татар на Вятку в 1462 году повисает в воздухе. Сам он обьясняет появление в шеджере прозвища Калталы родовым именем всех московских князей. Вопрос о времени появления Арских князей на Вятке остается не ясным. Вероятность пожалования некому татарскому князю какого-то владения на Вятке еще во времена Калиты существует. Возможно также, что на тот момент сами князья находились в Арске на Казанке, но при этом их интересы могли распространятся далеко на север.
   Тот факт, что помимо 16 века в Карино не обнаружено татарских каменных надгробий из дорогого привозного материала, говорит, что тамошние князья были достаточно богаты только в определённый период. Московские цари раздавали щедрые пожалования земель и деревень, так как были заинтересованы в их службе и верности в виду упорной борьбы с соседней Казанью. В этом отношении характерно зеркальное отображение Каринских топонимов к северу от Никульчино: Карино (Карагюрт) - Корюгино; Девятьярово - Девятьярово; Митюково - Митино; Кокорь - Кокори. Плюс, сопровождающие их вотские топонимы: Кассины, Семаки, Барамзы, Вотское. В настоящее время в названных селениях живут в основном русские. Но в прошлом этот регион средней Вятки, запад Слободского р-она, был явно заселён вотинами и даже мог входить в сферу влияния Арских князей. Первые христианские поселения появились здесь в связи с притоком различных русских людей, включая и ушкуйников, отвоевавших себе правобережье Вятки от Кирова до Шестаково и выше.
  
   В своей книге "Тайны земли Вятской" краевед из Слободского С. П. Серкин высказал предположение, что Чуршинское городище на Вятке было замком Арских Болгарских князей, владельцев округи. Однако археология этого места не дает пока оснований к такому выводу, городище схоже с другими древне-вятскими и являлось славянским городком-крепостью 13-14 веков, форпостом берладников в Вотской земле. Сообщение 1379г. о походе вятчан в Арскую землю - "Вятчане (зимою) ходиша ратию в Арскую землю и избиша разбойников ушкуйников и воеводу их Рязана изымавше убиша", - можно трактовать различно. Татищев, например, считал, что упомянутые вятчане и ушкуйники - это одно и то же. То есть ушкуйники-вятчане ходили на Арских татар в низовьях Камы и Вятки, но были избиты. Но мне думается иначе: Вятчане, жители города Вятки (отождествленной с городищем в устье Моломы), напали на ушкуйников поселившихся в Арской земле (территория в устье Чепцы вокруг Чуршинского городища) и избили их. Местом начального поселения ушкуйников могло быть Чуршинское городище, позже - Никульчинское. Рязан может означать не имя, а принадлежность к мусульманской вере - резаный, обрезаный. Резанцами называли перешедших в ислам. Булгары часто вербовали пленных русских.    С прибытием ушкуйников можно связать перемену ситуации в этой части Вятки: свержение власти ставленников татар, установление республиканских начал, и, как следствие, появление Карино - отдельного татаро-вотского анклава. В Джагфар Тарихы сказано, что христиане со временем получили главенство на Вятке.
   Родоначальником рода Каринских князей Девятьяровых является князь Девлетьяр Мухаметказыев, которому в 1509 г. были пожалованы земли по р. Чепец. Сыновья Девлетьяра Иванец и Матвей в середине ХVI в. были жалованы поместьями по р. Вятка в деревнях Шептяковской и Желтяковской. Всего по описи 1615г. в Карино проживали 12 князей, некоторые из них имеют близкое родство, но при этом можно выделить не менее трех отдельных родов. Это подтверждают еще далеко не полные генетические исследования.
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ 5
   Л.Д.Макаров. БОЛГАРО-ТАТАРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДРЕВНЕРУССКИХ ПАМЯТНИКОВ ВЯТСКОЙ ЗЕМЛИ
   "Взаимоотношения населения Вятской земли с Волжской Болгарией, Золотой Ордой и Казанским ханством оставались на протяжении XIII-XV вв. достаточно напряженными. Об этом свидетельствуют данные русских летописей и некоторых других письменных источников, повествующих об исключительно враждебном характере этих контактов. Первое известие относится к 1374 г., оно повествует о разорении новгородскими ушкуйниками сначала Вятки, а затем и Болгара, последующем походе большей их части к Сараю (судьба этого отряда не известна), а остальных вверх по Волге (где они грабят "все Засурье и Маркваш" и "много сел по Ветлузе") и возвращении к Вятке. В 1379 г. вятчане разбивают отряд ушкуйников во главе с Рязаном, оказавшийся в Арской земле. В данном случае возможно какое-то сотрудничество вятчан с арскими князьями. Важнейшее событие летописи описывают под 1391 (1390, 1393) г.: "Того же лета царь Тохтамыш посла царевича своего, именем Бектута на Вятку ратью. Он же шел, Вятку взял, а люди посече, а иных в полон поведе, мужи, и жены, и дети". На следующий год состоялся ответный поход русских войск. Под 1409 г. упоминается неудачный поход Анфала Никитина на Волжскую Болгарию, в котором участвовали и вятчане. Возникновение Казанского ханства еще более обострило политическую обстановку в регионе. Достаточно вспомнить походы хана Ибрагима на Вятку в 1468 и 1478 гг. и ответные акции русских войск. Таким образом, летописные данные производят однозначное впечатление о взаимоотношениях Вятки и ее южных соседей как о непрекращающейся конфронтации..."
   Заметим что летописи прошли редактирование в Москве воевавшей с Казанью.
   Некоторых Каринских князей хотелось бы отождествить с потомками Мер-Чуры - первого тархана Нукрата-Вятки, якобы, принявшего ислам еще в конце 12 века. По Джагфар Тарихы Мер Чура с тысячью своих воинов за восстание против власти булгар был схвачен и провел в плену несколько лет. В 1182 году их освободили горожане Булгара во время осады города русскими. Мер Чура возглавил оборону и выстрелом из арбалета смертельно ранил русского князя, после чего осада была снята. За это булгарский хан простил его и отпустил на Вятку. Правда, при условии принятия мусульманской веры. События эти происходят вскоре после прибытия на Волгу (и далее на Вятку) берладников во главе со своим князем, поэтому нельзя исключать, что речь идет именно о них. Булгарская керамика встречается, главным образом, на Ковровском городище в устье Моломы, именно там был опорный пункт булгар на Вятке. Возможно там была и мечеть построенная Мер Чурой, на стене которой изображен "булгарский" символ Балтавар (арбалет), ставший в дальнейшем Вятским гербом. Более вероятно, что он является трансформацией тамги Рюриковичей - "трезубца" или "сокола". Можно предположить, что во второй половине 13 века в связи с притоком русского населения и влияния Новгорода резиденция потомков князя Ивана Берладника была перенесена в глубину Вятской земли, выше по реке на Подчуршинское городище. Наблюдается двоеверие Каринских князей вплоть до 16 в. Об этом свидетельствуют христианские и не мусульманские имена некоторых из них: Матвей, Иванец, Третьяк, Беляк, Москов и др. Есть вятские фамилии Чураков, Чурин, Чуршин, которые могут быть связаны с Чуршиным городком и упомянутым в ДТ именем Нукратского правителя (князя) Мер-Чура.
  
   По современным исследованиям общие предки коми, пермяков и удмуртов проживали компактно на средней Каме примерно до 8 века н.э. после чего произошло разделение единой общности и перемещение части населения на север и юг, а также на Чепцу, где в 9 веке сформировалась своя археологическая культура, в которой, впрочем, доминировали выходцы с Вятки. Собственные культура 3-12 веков бассейна Вятки, Азелинская, Еманаевская и Кочергинская, напрямую не могли быть предками названных финно-угорских народов, в лучшем случае, их можно соотнести с отдельным этносом северных удмуртов Ватка, - вятичами. Вместе с тем, просматривается перемещение в 8-9 веках части вятичей из Ветлужско-Вятского междуречья на Оку, вероятно, вслед за именьковцами, теснимыми с Волги ранними булгарами. Теми и другими управляли русы-тюрки (Прикамские угры?), дружинное сословие жившее среди населения Вятки со времени Великого переселения народов конца 4 века. На Оке именьковцы и вятские финно-угры ославянились и в 10 веке создали независимое могущественное княжество, известное под именем "племя вятичей". В середине 12 века оно было окончательно завоевано и разделено между потомками Киевских князей. Вероятно вятичские князья с частью своих воинов вернулись на Вятку, в то время бывшую достаточно самостоятельной северной провинцией Вису в сфере интересов Вожской Булгарии. Артефакты появления на Вятке выходцев из земель Окских вятичей имеются.
   "В 930 году на территории Центральной России было создано крупное государственное объединение вятичей. Правящую династию этого государства составляли представители ветви старинного гуннского рода Дуло. Князья вятичей - Хаддады на основании этого были родственны русской династии Рюриковичей и булгарскому правящему роду Дуло... Мурдасия имела недолгую историю. Она просуществовала около двухсот лет. В течение всего этого времени её территория постепенно поглощалась более сильными соседями. Наконец, к тридцатым годам 12 века государство вятичей прекратило своё существование, хотя в некоторых глухих местах власть русских князей распространилась в более позднее время. В процессе завоевания Мурдасии и последующей за ним христианизации, с территории данного государства началась значительная миграция в северные малоосвоенные районы Волжской Булгарии. Там в более позднее время историкам известна т.н. Вятская республика, основным населением которой были потомки вятичей Мурдасии". Трусов С. В.
   Столицей вятичей сначала был Кордень, а после его разгрома - Кучков (Москва), владение Кучковичей. У нас есть фамилия Кушков или Кучков. Где-то на Вятке у них могла быть своя крепость. По булгарской хронике потомки Качкынов жили на севере Булгарии и были мусульманами. Нельзя исключить, что это был один из родов Арских князей.
  
   Каков был характер правления в Карино в ранние времена? Первоначально у вотинов наверняка были родоплеменные вожди, авторитеты, а также, жрецы, которые вместе с лучшими воинами (богатырями-рыцарями) составляли правящий ареопаг. Вполне возможно, что в нем на одной из перечисленных ступеней властной группы сохранялись и потомки князя берладников. С появлением Арских князей ничего принципиально не изменилось, новые авторитеты были включены в систему местной власти, которая в условиях традиций вятского народоправства и без внешней поддержки со стороны Казани не могла быть слишком сильной, а более авторитетной. Арские князья, вероятно, были вытеснены (отправлены на периферию) татарскими правителями возрожденной Казани где-то не ранее 1370-х годов. Учитывая давление ушкуйников, власть Каринских князей на правобережье Вятки вряд ли была продолжительной. Не исключено, что они получили их только в результате пожалования Московского государя в 1489г. и утратили к концу 16 века.
   Наместники в Слободском появляются сразу после 1489г., а потому распространять власть Каринских князей на всё правобережье Вятки в 16в. нет оснований. С другой стороны, после развода Вятки князья были возвращены на свои земли. Учитывая суровую расправу над русскими вятскими воеводами, каринцы не оказывали сопротивления Москве в 15в. и потому заслужи милость. Вполне вероятно, что им были пожалованы и некоторые земли на правом берегу реки Вятки, где проживало в то время заметное вотское население. Этими обстоятельствами можно объяснить появление татарских топонимов типа Деветьярово среди вотских Карюгино и др. Проживание вотинов и каринцев в Слободском городе в "осадное время" (в период войн с Казанью) косвенно подтверждает это. К 17в. большинство вотинов покинуло правобережье или обрусело. В грамотах 16в. есть свидетельства оставления ими деревень возле Слободского. После взятия Казани Каринские князья утратили многие из своих привилегий, в том числе, видимо, и бывшие вотские земли на правом берегу.
  
  
   ДОПОЛНЕНИЕ
  
   Основание Хлынова в ПСВ не датировано, лишь сказано, что он был построен как новый центр власти на Вятке. По археологии в 12-15 веках на средней Вятке было не менее трех отдельных волостей расселения славяно-русов (городища, селища, могильники): вблизи устья Моломы, устья Чепцы и Пижмы. В 15 веке появляется Каринская вотско-татарская волость. Объединение вятских волостей произошло в конце 15 века, тогда и был построен Хлынов. Возможно, некоторое поселение (или группа сел) тут было и ранее, но следов большого города ранее 16 века пока так и не нашли.
  
   Герб Вятки явно княжеский из рода рюриковичей или похожий на него - булгарский. Трактовка его символики была разная: лук со стрелой, арбалет, сокол, трезуб и др. Важно сочетание двух элементов как, кстати, и на древне русском кресте - полумесяц с крестом. В любом случае это знак власти, кому попало его не дадут. Мало вероятно, что его принесли на Вятку новгородцы или ушкуйники, скорее, это были укрывшиеся на Вятке беглые князья, русские и (или) булгарские. В частности, потомок князя Ивана Берладника в конце 12 в., Московский булгарин Кучкович, Нижегородские и Булгарские (Каринские Арские) в конце 14-го. Князей-изгоев могло быть несколько - по числу владений? Их родовитость вызывала сомнения и раздражение правителей Казани и Москвы, а потому замалчивалась, а небогатое существование на окраине тогдашней политической жизни и самоволие вятчан (в заметном числе беглых и преступных) принижали княжеское влияние.
  
   Трактовке комментатора ДТ можно доверять на 90%. В основном тексте многого нет, умолчания или поздняя правка. О переселении в 11 веке Мери с Ростовской округи в Ветлужское Поволжье пишут многие историки. Имя Гарачи - это более позднее наименование для населения домонгольского Приказанья. Я его вывожу от прибывших сюда в конце 12 века берладников - предков казаков - у которых был культ птицы-ворона, галки или грача. Они поселились на северо-западной границе Булгарии, но со временем часть их ушла на Вятку. оставшиеся стали горными черемисами. Гарачцы - полупрофессиональные воины-наемники - были наняты Гази Бараджем в качестве личной гвардии в предмонгольский период. Сам он вскоре был изгнан с трона Булгарии, нашел поддержку у подступавших к Поволжью монгол, вместе с которыми участвовал в погроме Булгарии а потом и Руси. Его бывшие гвардейцы, видимо, присоединились к этим событиям, и за это Вятка вошла в состав нового Ордынского государства как самостоятельная территория. Дань платила нерегулярно, но участвовала в войнах на стороне ханов и выполняла некоторые охранные функции. Часть казаков-гарачцев располагалась на юго-вост. границе Булгарии по реке Урал-Яик. Эти казаки стали известны как Яицкие или Уральские.
  
   Цитаты про Мер Чуру в комментарии к ДТ собраны из каких-то преданий и осмыслений самого автора, поэтому видны переборы вроде Киров-Колын-Нукрат, "удмурты" и "бесермены" - более поздние этнонимы (не ранее 14 века). В основном тексте несколько иначе, в частности, в зиндане Биляра (Великого города в наших летописях) сидела тысяча нукратцев, а к моменту восстания их осталось около 300. Мер Чура поразил русского князя одетого в крепкие брони, вероятно, из арбалета, которые уже появились тогда в Вост. Европе. Нукрат был "переименован" в Колын в 1172 году после его погрома булгарами. Вероятно, Колын - это Ковровская крепость построенная булгарами для контроля региона, где разместился их гарнизон (правда, мусульманских захоронений там не найдено). Нукрат - соседнее Шабалинское городище (существовавшее и ранее 1172г.), заселенное смешанным населением (вятские финно-угры и пришлые славяно-русы).
  
   О личности Мер Чуры можно предположить следующее. Это мог быть местный князь или вождь, Чура обычно переводят как богатырь или потомок знатного предка Чура. Мер напоминает скандинавское (и булгарское?) имя Мар - славный. Более вероятно, что он был потомком беглых булгаро-московских бояр Кучковичей знатного булгарского рода Дуло. Отсюда их тамга - герб Вятки. Принятие ислама на перифериях Булгарского ханства было чисто формальным, даже в районе Казани соответствующие могильники появляются только в конце 13 века. Крест с полумесяцем на древнерусских храмах можно трактовать по разному, но именно о нем идет речь в проговорке ДТ об изображении дарованного нукратцам символа на мечети Колына.
  
   Меря ростовская на Ветлуге и Вятке не замечена, возможно, от нее пошли черемисы-мари. Мер Чуру с его людьми держали в тюрьме за неуплату даней. Можно предположить, что он отказался платить Булгару в силу своей не меньшей, чем у ханов-каганов родовитости. В ДТ при описании судеб потомков вятичских князей Качкынов или Хаддадов (живших где-то к северу от Булгар) сказано, что князья-рюриковичи и булгарские ханы сделали все, чтобы извести род своих конкурентов за власть. Возможно, этим же объясняется принижение статуса Каринских князей, которые ведут свой род от легендарного эмира Бачмана, последнего домонгольского правителя половецкого Саксина. Он также был из рода Хаддад. В целом Вятку можно рассматривать как "заповедник" различных князей-изгоев. Видимо, каждый такой род имел свою отдельную волость. Мер Чура, если считать его Кучковичем, был булгарином по происхождению, его предки были мусульманами, сам же он, живя на Вятке, мог отойти от веры, о чем ему и напомнили. По возвращении из Булгарии, он, видимо, застал новых пришельцев - бродников со своим князем, обосновавшихся на Подчуршинском городище. Возможно, ими же был построен Слободской. Левый (арский) берег в конце 14 века заняли разбитые москвичами союзники: князья Нижегородцы (в районе будущего Хлынова) и булгаро-татары потомков Бачмана (район Карино).
  
   Бесерменами звали в летописях булгар-мусульман, возможно, на Вятке в Карино они появились в конце 14 века в сопровождении булгарского князя-изгоя под начальным именем Чуваша. До того бесермены были здесь немногочисленны (или появлялись временами).
  
  
   ГЕНОФОНД ТАТАР: ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
   Гаплогруппы Y-хромосомы / М.М. Акчурин и др. - Казань. Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2021. - 112 с.
  
   Отдельной и весьма многочисленной ветвью является N-P43> Y3195>Y23785>Y24382>B226. Кроме татар и удмуртов N-B226 также найден у алеутов Камчатского края - усредненный возраст до общего предка в диапазоне 1950-1100 лет. Данный факт может свидетельствовать о миграции предков в Поволжье из Сибири и не ранее указанного периода. Является родительским по отношению к линии потомков легендарного Кара бека - каринским князьям.
   Субклад N1-P43>Y3195>Y23785>Y24382>B226>Y64530>Y6985981 относится непосредственно к княжескому татарскому роду Кара-бека. Расчетный возраст для всех потомков Кара бека находится в диапазоне 1150-500 лет. В настоящее время выявлены несколько рукописных вариантов шаджаре Кара-бека, которые дают ряд версий происхождения рода. Согласно списку, выявленного археографом С. Вахиди, один из далеких предков династии Пачман (Бачман) хан - 'потомок непобедимого Александра Македонского' вышел из г. Эрзурум (Анатолия, Турция) и обосновался в устье р. Сакмар, где основал собственное феодальное образование ('ханлык кылды'). Затем, его сын Балым султан откочевал в бассейн реки Ик и Зай, завладев здесь большими угодьями.
   Вариант родословной, выявленный в одном из населенных пунктов Предкамья и хранящийся в фонде Р. Фахретдина в архиве востоковедов Санкт-Петербургского института востоковедения РАН, еще более конкретизирует раннюю историю фамилии. В нем вновь повторяется пассаж об 'античном происхождении' Бачмана (Баҗтан), который уже являлся сыном философа Сократа. Он вышел из Рума и поселился в устье р. Сакмар, прожив здесь долгую жизнь. Его потомки: Балым бек сын Бачмана, Калдар бек сын Балыма, Кукча тархан и Канбар бек сыновья Калдара жили в нижнем течении р. Агидель. У Ханбара было трое сыновей: Нар бек, Ишим Султан, Кара бек. Они кочевали в землях под названием Учпили (ныне Дюртилинский р-н РБ), находящихся в бассейне Агидели. Кара-бек рассорившись с братьями. Ушел на службу 'к князьям Ивану Калите, Старому Ивану, Ивану Васильевичу'. Речь идет скорее всего об Иване III, который в шестидесятые годы XV века пожаловал за службу Кара беку земли на реке Чепца, крупном притоке реки Вятка (Нократ) 'вместе с живущими там марийцами, удмуртами, русскими, татарами, со всеми лесами, дикими зверями и рыбой'.
   В Нократской земле Кара-бек и его сыновья Мухамед и Гали основали небольшое феодальное образование с центром в с. Карино (Нукрат) - Каринский стан, чьи исключительные права на правление удмуртским населением были ограничены лишь в 1588 году. Как отмечает известный исследователь истории каринских татар В.С. Чураков: 'Разгром Казанского ханства в 1552 г. и ликвидация угрозы восстания его бывших подданных, вероятно, предопределили проведение реформы, начатой в 1583 г. Иваном IV и завершенной его сыном Федором в 1588 г. В ходе ее реализации каринские арские князья потеряли свою власть над удмуртами и бесермянами Каринского стана. В свою очередь, часть каринских арских князей, сохранив статус служилых людей, была поверстана денежным жалованием из царской казны и определена 'ходить на службу в Сибирь или где инде'. Таким образом была ликвидирована ситуация, при которой в основе существования Каринского стана находились владельческие права каринских арских князей на земли и проживавшее здесь население. Видимо, уже в конце XVI века незачисленные на службу потомки каринских арских князей были включены в число ясачного населения, обложенного валовым оброком'.
   В Каринском стане в XVI-XVII веках сформировались следующие княжеские фамилии потомков Кара бека:
   1. От Мухамеда сын Кара бека - Арслановы, Бузюковы, Долгоаршинные, Дуняшевы, Зянчурины, Хиляловы.
   2. От Гали сына Кара бека - Байкеевы, Сейтяковы, Хозясеитовы.
   По результатам ДНК-тестирования выделились три подветви данной генетической линии. Все они имеют общего предка, жившего 800 лет назад, что примерно соответствует времени жизни Бирде султана или Элвера султана, соответственно деда и прадеда хана Бачмана, т.е. приблизительно началу XIII века.
  
   К первой ветке N1c2-P43>Y3195>Y23785>Y24382>B226>Y64530 относятся один удмуртский образец, а также три образца, выявленные в д. Верхняя Ошма Мамадышского р-на РТ. Этот населенный пункт был пожалован в начале XVII века служилому мурзе Ярмухамеду бин Дустмухамеду бин Бакею бин Байкею бию бин Джуашу бию бин Алсуфи бию бин Гали бию бин Кара беку. По преданиям, Ярмухамед мурза был очень богатым человеком, который с помощью своих крестьян осушил болота вокруг деревни и превратил их в большие пастбища. С тех пор в округе, эту деревню называли еще 'Морзалар' или 'Ермаково'.
   Таким образом, эта ветка характерна для потомков сына Алсуфи бека - Джуаша.
  
   Ко второй ветке N1c2-P43>Y3195>Y23785>Y24382>B226>Y64530> BY159816 относятся четыре образца: три из д. Нижняя Ура (Служилая Ура) Арского р-на РТ и один из д. Танай-Тураево Апастовского р-на РТ.
   1. Потомки Котлы бин Янморзы бин Хозясеита бин Янсеита бин Байсеита бин Сейтяка (1482-1552) бин Алсуфи бин Гали бин Кара бека. Кстати, именно к ней принадлежит знаменитый предприниматель, купец 2 гильдии Мукмин Таирович Хозясеитов, построивший каменную соборную мечеть в Уфе в 1830 году для Оренбургского магометанского духовного собрания.
   2. Потомки Бикмета бин Янморзы бин Хозясеита бин Янсеита бин Байсеита бин Сейтяка (1482-1552) бин Алсуфи бин Гали бин Кара бека
   3. Потомки Ходаяра бин Хозясеита бин Янсеита бин Байсеита бин Сейтяка (1482-1552) бин Алсуфи бин Гали бин Кара бека
   4. Потомки ясачного крестьянина д. Танай Тураево Свияжского уезда Атнагула Биккулова (1681-?)
   Big Y последнего образца и образца потомка Бикмета бин Янморзы бин Хозясеита показал время до общего предка в 375 лет, что соответствует годам жизни Янморзы Хозясеитова. К третьей ветке N1c2-P43>Y3195>Y23785>Y24382>B226>Y64530> Y67014 - относятся два результата потомков старшего сына Кара бека - Мухамеда и один результат потомков князя Деветьяр Магмет-Казиева:
   1. Род Бузанака бин Хилала бин Халила бин Мавляберды бин Ильяса бин Мухамеда бин Кара бека
   2. Род Арслана бин Хилала бин Халила бин Мавляберды бин Ильяса бин Мухамеда бин Кара бека
   3. Род князей Деветьяровых Кроме того, примерно аналогичные результаты дало тестирование родов Зянчуриных, Бузиковых и Дуняшевых, также восходящих к Мухамеду бин Кара беку.
  
   Big Y потомков князя Деветьяра и Мухамеда сына Кара бека показал 750 лет до общего предка. Родительские линии обнаружены только на территории России, на Урале и Сибири, поэтому пока можно отклонить версии об анатолийском происхождении рода. Отсылки в родословных росписях к Крыму, Причерноморью или г. Эрзуруму могут быть связаны с более поздней историей клана, когда его представителям в период Золотой Орды приходилось отправляться с военными походами или же по каким-то иным причинам мигрировать по территории Дешт-и-Кипчака.
   Очевидно, что это был большой знатный род еще со времен домонгольской Волжской Болгарии, кочевавший на пространствах Южного Урала и Закамья. Впоследствии был интегрирован в элиту Джучиева улуса, а после его распада перешел на службу к Великим московским князьям.
  
  
   (Е. Х. - Итак, предок каринских князей пришел из южной Сибири во времена ВПН в 4-5 веках. Род можно связать с династией одного из племен гуннов, в дальнейшем давшего булгарских эмиров (Бачмана?) и князей-мурз во времена Золотой Орды. Отношение к правящей династии гуннов и булгар пока под вопросом, но вероятно).
  
   Субклад L1-SK1412 Субклад L1-SK1412>FGC51074>Y183859>FT57389>FT56721 включает образцы из Мещеры и Республики Башкортостан: с. Азеево Еремшинского р-на Рязанской обл., д. Енаково, д. Сухово, д. Большое Татарское Караево Темниковского р-на РМ, с. Татарские Юнки Торбеевского р-на РМ, д. Зеленое Старокулаткинского р-на Ульяновской обл., с. Средняя Елюзань Городищенского р-на Пензенской обл., д. Татарско-Никольское Пензенской обл., д. Старый Буздяк Буздякского р-на РБ. В основном это потомки княжеских и мурзинских фамилий. Среди них: темниковские князья Ефаевы, мурзы Кутуевы, Агишевы, Дулатовы, Хозины, Мамлеевы и другие.
   К L1-SK1412 так же принадлежат представители потомки каринских князей Касимовых (ныне с. Карино Слободского р-на Кировской обл.).
  
   Субклад L1-M349
   К L1-M349 относятся результаты, выявленные в населенных пунктах Заказанья: д. Ямаширма Высокогорского р-на РТ, д. Копки Кукморского р-на РТ, с. Карино Слободского р-на Кировской обл.; Предкамья: д. Салауш Агрызского р-на РТ; Восточного Закамья: д. Нижнее Бишево Заинского р-на РТ; Оренбуржья: с. Татарская Каргала Сакмарского р-на Оренбургской области. Носителями L1-M349 являлись каринские князья Деветьяровы.
  
   (Е. Х. - Как я и предполагал еще в ранней работе, Касимовы были присланы на Вятку уже после ее присоединения к Москве).
  
   В одну родственную ветвь E1b-V13>Z1057>CTS1273>Z5018> S2979>Z16659>Y3183>S2972>Z16661>S2978 входят результаты тестирования потомков каринских бесермян из д. Карино Слободского р-на Кировской обл., жителей д. Бизяки Менделеевского р-на РТ и д. Каракашлы Ютазинского р-на РТ. Возраст до общего предка 400-600 лет. Учитывая то, что население данных деревень связано генетической общностью, обусловленной переселениями из Карино в д. Бизяки и Каракашлы, то с определенной долей вероятности мы имеем дело с характерным для бесермян гаплотипом. Big Y бесермянского образца показал 2800 лет до общего предка с образцами из Италии и Греции.
  
   Подветвь N-Y9022>B181 объединяет русских из вятского региона, нескольких удмуртов, марийцев и татар. Среди татарских образцы из Заказанья: д. Нижние Шаши Атнинского р-на РТ, д. Маскара Кукморского р-на РТ, д. Арбаш Балтасинского р-на РТ, а также потомка бесермянского рода из с. Карино Слободского р-на Кировской обл., д. Биксентеево Актанышского р-на РТ и двух образцов зауральских тептярей из с. Сафарово. Учалинского р-на РБ.
  
   (Е. Х. - Южную E1b можно связать с первыми булгарами-мусульманами пришедшими на Волгу с Алмушем - "дом беренджар", живших в 8 веке на Хазарском Сев. Кавказе. N-Y9022 - вотины (северные удмурты), принявшие мусульманскую веру под влиянием Каринских князей, часть их в последствии крестилась и стала русскими).
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"