Харламов Игорь Борисович : другие произведения.

Как это было. Часть 15. Посохи и не только

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему внимаю небольшую подборку по доспехам и оружию.

  Как это было. Часть 15. Посохи и не только
    []
  Посох (шест) является одним из древнейших видов оружия. Первобытные люди использовали шест, занимаясь собирательством, рыбной ловлей, охотой, а также использовали ее как средство защиты. Постепенно развивалась техника использования шеста, совершенствовалась его форма, появлялись многочисленные разновидности, и шест, в конце концов, превратился если не в боевое, так в гражданское оружие. Применяясь в целях самозащиты для самообороны, от нападения человека, вооруженным любым видом оружия (кроме метательного).
    []
  В Китае первое упоминание о шесте или гунь относят к 11 - 12 вв.до н.э. Им пользовались рыбаки и крестьяне как орудием и средством самозащиты. Изготавливали гунь из бамбука. Длина шеста в начале была до 3-х метров, затем стала чуть больше человеческого роста.
    []
  Позднее посох стали использовать монахи-миссионеры, проповедующие буддизм, которым приходилось путешествовать через дикие места на большие расстояния. По традиции они не имели права носить с собой оружие. Крепкий длинный посох оказался незаменим при переправах через реки и ручьи, служил надежной защитой против хищников и разбойников. Не являясь (по букве закона) оружием, посох в умелых руках превращался то в копье, пробивающее грудные клетки, то в увесистую палицу, раскалывающую черепа и дробящую кости. В китайских исторических источниках немало примеров, когда отряд монахов, вооруженных лишь посохами, обращал в паническое бегство не только разбойников, но и регулярные войска, в том числе закованную в броню императорскую гвардию.
    []
  Техника боя с шестом отнюдь не была прерогативой восточных монахов. Напротив, в средние века ею владели все - от крестьян до рыцарей. И не только в Азии, но и в Европе. Известен факт, когда в 1625 г. английский боец с шестом победил трех испанцев, вооруженных шпагами и кинжалами. Вообще в Англии существовал стиль боя посохом или дубиной, рассчитанный на бой против врага в доспехах. В результате английские лучники не только прекрасно стреляли. Будучи представителями социальных низов, в основном крестьянства, многие из них владели народной техникой боя шестом. Ведь роль шеста в некоторых случаях мог выполнить лук со снятой тетивой, который был такой же длины, как и шест. Английский шест держали одноименным хватом сверху посередине, нанося и отбивая удары в сторону обоими концами, и толкая в ближней дистанции средней частью. Такая техника боя сочетала в себе простоту и эффективность. К тому же, в технику боя копейщика входили не только колющие удары, но и удары древком. Для этого древко иногда оковывалось железом. В общем можно сказать что применение посоха представляет собой комбинацию применения древкового оружия (тычки) и остолопа (удары концами шеста). Хотя удары могли наноситься обоими концами шеста.
    []
  В новое время посохи "усохли" до скромного размера тростей. Зато нередко в них стали скрываться стилеты либо свинцовая начинка. Так, Пушкин, например, носил трость весом 8 кг. Свинцовая же трость российского борца Ивана Поддубного весила целых 32 кг.
    []
  Но, в Персии существовал и настоящий боевой посох - аттуок. По своей сути это довольно длинный лом. С обоих концов с набалдашниками или просто заточенный. К средине утолщался и был обмотан тонкой кожей. Да при всем своем и так сокрушительном наборе свойств он еще и был способен вспарывать кожаные доспехи, благодаря сложной ромбовидной насечке, оплетающей весь посох. При весе примерно в четыре с половиной - шесть килограмм, эта штуковина пронзала насквозь легкого пехотинца, легко сбивала с ног. Около шестнадцати миллиметров в диаметре в самом толстом месте, она проскальзывала в самые узкие щели брони, рвала кольчуги. Ну, а при ударе плоскостью, эффект был как от огромного куска арматуры.
    []
  Посох предназначенный для боя должен был обладать гибкостью, легкостью и одновременно значительной прочностью. Для этого в монастыре Шаолинь посохи изготавливали из цельного ствола молодого дерева. Очищенную от коры заготовку вымачивали в специальном растворе, сушили в подвешенном состоянии с грузом на конце, затем покрывали особым лаком. В результате посох становился упругим и прочным, легким и твердым. В Японии посохи делали из твердое дерево - каси, разновидности вечнозеленого дуба, палки из которого практически не ломались в схватке. Во Вьетнаме самым распространённым материалом для посохов стал бамбук. В Европе материалами для посохов служили дуб, бук, граб и др. твердые породы древесины.
    []
  Конструктивно шест (посох) мог быть разнообразным. Его длинна могла быть от метра и до трёх. Хотя обычно составляла 200 - 240 см. Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5 кг, вес металлического может превышать 7,5 кг. Толщина шеста (посоха) обычно составляет 3 - 5 см в середине. И 1,8 - 2,5 см на концах, что помогает обеспечить равновесие на концах и сделать тычковые удары более чувствительными. Концы посоха к тому же могли обиваться металлом, затачиваться. Иметь навершие различны форм и видов. А то и заканчиваться лезвием ножа длинной 10-15 см.
    []
  Но существовали и ещё интересные виды боевого шеста. Например эку - лодочное весло. Которое служило оружием жителей Окинавы. Сразу может возникнуть вопрос - как же мирный предмет обихода превратился в оружие? И кто пользовался этим оружием? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся совершить экскурс в историю.
    []
  В 16 веке Окинава превратилась из кучки княжеств в единое государство. И чтобы предотвратить возможные мятежи был издан "Указы об оружии" (кин-бу), запрещающие ношение оружия и обладание значительным количеством вооружения (этот указ был подтверждён и после захвата Окинавы Японией в 1609 году). В результате королевское войско стало единственной в стране военной силой. Окинава была небогатой страной, а попав в под власть японцев, и вовсе обнищала. Служилые дворяне на Окинаве, несли государственную либо военную службу и жили с жалованья, которое платил им за это король. Других источников дохода у них не было и не могло быть - закон запрещал им заниматься чем-либо ещё. Однако на каком-то этапе жалованья стало недостаточно для того, чтобы на него можно было содержать семью. Многие дворяне обеднели до крайности. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, дворянам было дано разрешение заниматься торговлей, ремёслами или земледелием - и многие семьи вынуждены были податься в фермеры, чтобы прокормить себя. Началось массовое переселение дворян в деревни. Крестьяне отнюдь не были рады новым соседям, старались выжить их с земли, которую считали своей, зачастую дело доходило до драки... Да и уровень преступности в стране, где еда была ценностью, вырос довольно ощутимо. В результате для самообороны, разоружённым бывшим дворянам пришлось обратить внимание на ручки от жерновов домашней мельницы (тонфа), и серпы (кама), багры (нунти-бо), вёсла (эку), мотыги (кува) и другие предметы, которые можно было эффективно использовать в бою. Которые внешне ни чем не отличались от сельхозинвентаря. Но выполнялись из иных материалов, твёрдых пород дерева, более качественных металлов. Имели усиленные напряжённые части и были более приспособлены к ударным нагрузкам. В результате даже при большом желании не возможно было обвинить всех владельцев подобного оружия в том, что они носят и прячут именно оружие.
    []
  Хотя с тонфой вопрос сложнее. Китайцы считают, что тонфа была создана на основе костыля. Что вроде бы как превращает это оружие в разновидность посоха. Но на Окинаве считают (и пожалуй это более вероятно), что тонфа была разработана на основе деревянной ручки жернова, распространённого сельскохозяйственного инструмента. Многие народы использовали и используют тонфу по прямому сельскохозяйственному назначению. Но вот однажды какой-то мирный крестьянин, ведомый инстинктом самосохранения, хватается за рукоятку тонфы, извлекает её из жернова и бросается на обидчиков. Такое могло случиться в любое время и в любую эпоху. Но именно на острове Окинава, имело место систематическое применение мирного черенка в военных целях. И тут есть косвенное подтверждение, что основоположниками такого применения тонфы были именно дворяне. Основатели всех школ и авторы всех тактатов, по применению тонфы, имели благородное происхождения. Среди них нет ни одного простого крестьянина.
    []
  Конструктивно тонфа - это черенок из твёрдого дерева, длиной около 50 см., длина тонфы должна закрывать локоть. На расстоянии в три четверти длины палки вертикально закреплялась цилиндрическая рукоятка. Основное строение тонфы остаётся неизменным. Главное - это балансировка и плотность материала, из которого она сделана. Это определяет, сможет ли человек придать инструменту, который находится в его руках, скорость, необходимую для вращения, или нет. То есть, годится ли тонфа для практического применения или это просто предмет интерьера. Тонфа используется в паре. Она крепко удерживается в положении вдоль предплечья. Практика применения требует хорошей концентрации, общего равновесия тела, силы и гибкости в запястьях. Это импровизированное оружие обладало внушительной мощью в руках опытного бойца. В современности тонфа стала основой, для полицейской дубинки, с поперечной рукоятью, и её применение несколько изменилось. Современным полицаям далеко, по уровню владения тонфой, до бывших дворян Окинавы.
    []
  В общем можно сказать что посох (шест) - это вспомогательный вид древнейшего оружия, корни которого уходят еще во времена, когда наш пращур впервые поднял с земли палку. Это совершенно различный по весу, длине, тяжести, материалу у разных народов предмет подручного вооружения. И применялся он когда по каким то причинам (религиозным, юридическим, а то и просто по сложившимся обстоятельствам) классическое боевое оружие было не доступно. Чуть ли не единственное, что можно выделить общего - шест, обычно, держат в базовой стойке двумя руками. Но и это далеко неоднозначно.
    []
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"