Харламов Игорь Борисович : другие произведения.

Как это было. Часть 21. Кистевое (кулачное) оружие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему внимаю небольшую подборку по доспехам и оружию.

  Как это было. Часть 21. Кистевое (кулачное) оружие.
    []
  Техника владения кистевым (кулачным) оружием мало чем отличается от кулачного боя. Только при одном условии, что каждый удар таким "кулаком" оставляет в вас одну или несколько дырок. И самым ярким представителем этого оружия является катар - индийский кинжал тычкового типа, другой вариант названия - джамадхар ("клинок бога смерти" или "язык бога смерти"), с толчковой поперечной рукоятью наподобие буквы "Н". Не самое распространенное оружие Индии, хотя подобное оружие встречалось и в Китае, Индонезии и в Европе.
    []
  Катар мог быть режущим, рубящим, колющим, при этом еще и парным, блокирующим оружием с вспомогательным действием. Некоторые тяжелые образцы, были способны пробить кольчугу плотного плетения, разрубить кости. Многие клинки имели глубокую и весьма вычурную гравировку.
    []
  Вообще то под этим понятием скрывается целое семейство клинкового оружия. Которое может иметь как широкие, так и узкие клинки, треугольной или клиновидной формы, часто с усиленным боевым концом. Длина клинка варьируется в широких пределах, от 10 сантиметров до метра и более, относящиеся уже к мечам. Количество клинков, а также их взаимное расположение тоже варьируется. Эфес всегда металлический, рамочной конструкции (в виде буквы "Н"), с поперечно расположенной рукоятью и боковыми защитными пластинами-хвостовиками. Катар удерживается не силой сжатия пальцев, как в случае оружия с традиционной рукоятью: пальцы запирают рукоять в кулаке, образуя жесткую механическую конструкцию. Надежность удержания катара не уменьшится, даже если рука и рукоять будут влажными. В коллекциях индийских музеев есть катары со специальными ремешками для пристегивания к руке, а также катары с отверстиями в рукояти для пропускания веревки. Некоторые катары имеют волнообразную режущую кромку наподобие европейского фламберга или малайского криса. Бывают также катары, режущая кромка которых состоит из совокупности заточенных полукруглых выемок, поразительно напоминающая серрейторную заточку современных ножей. Бывали даже катары-пистолеты! Материалом для изготовления катара служил, как правило, индийский литой булат - "вутц". Наибольшее распространение катар получил в 16 - 18 веках. Катар обычно использовали в качестве второго оружия и держали его в левой руке. В правой находилось более длинное оружие.
    []
  Катар применялся прежде всего для нанесения колющих ударов. Клинок в виде равнобедренного треугольника с достаточно широким основанием обеспечивал высокий поражающий эффект. Такой клинок позволял наносить тяжёлые колотые раны, которые приводили (как минимум!) к быстрой потере крови; такие раны сами не закрывались, да и зажать их рукой было невозможно.
    []
  Как правило, сечение клинка ромбовидное, характерное для колющего оружия. От основания клинка отходят две пластины (реже два стержня), идущие вдоль предплечья. Они либо параллельны, либо расходятся под небольшим углом. На определённом расстоянии от клинка эти пластины соединены двумя поперечинами, играющими роль рукояти. Боковины выполняли несколько функций. Во-первых, они в определенной степени защищали запястье и могли использоваться для парирования оружия противника. Во-вторых, в сочетании с наручем или другим защитным снаряжением они образовывали конструкцию наподобие шины, накладываемой на руку при переломе, тем самым дополнительно ограничивая подвижность запястья и делая связку рука-оружие более жесткой. Катар удерживается не силой сжатия пальцев, как в случае оружия с традиционной рукоятью: пальцы запирают рукоять в кулаке, образуя жесткую механическую конструкцию. Надежность удержания катара не уменьшится, даже если рука и рукоять будут влажными.
    []
  По сравнению с обычной рукоятью амортизация в лучезапястном суставе будет значительно меньше, что обусловлено как ограничением его подвижности, так и направлением восприятия нагрузки. Клинок со направлен с предплечьем, что обеспечивает максимальное вложение силы в колющий удар. Рукоять фактически опирается на основание ладони. Это особенно важно при попадании удара в твердую цель (доспех или кость), так как позволяет практически безболезненно и абсолютно надежно амортизировать отдачу. В случае кинжала с обычной рукоятью сила противодействия ложится в основном на достаточно слабые мышцы и кости пальцев. Рукоять, образованная двумя поперечинами, наиболее распространена, хотя на некоторых образцах встречаются рукояти и из большего количества поперечин. Такая конструкция решает одну из основных проблем, возникающих при удержании толчковых ножей, а именно: проворачивание рукояти в кулаке под воздействием силы, направленной на плоскость клинка. В редких образцах катара с рукоятью в виде одной поперечины данная задача решается с помощью крупного утолщения (в форме пластины), размещенного в середине рукояти.
    []
  Кроме того, рукоять подобных конструкций обычно имеет в сечении не круг, а овал. Данное утолщение служит для предотвращения продольного перемещения руки по рукояти. Изредка встречаются катары, изготовленные на юге Индии, рукояти которых рассчитаны на обмотку веревкой, однако большинство образцов не требуют такой "доработки". Известно, что иногда перед боем катар привязывали к руке. Привязывание служило не только символом боя до смерти или победы, но и неплохим методом профилактики утраты оружия в затяжном бою: надежность удержания катара, привязанного к руке, практически не зависит от степени усталости воина. Возможность нанесения мощного удара, в том числе по твердой цели, обусловила тот факт, что многие образцы катаров выполнены как оружие для пробивания кольчуги. Такие "бронебойные" катары имеют характерное утолщение клинка вблизи острия, обеспечивающее дополнительное упрочнение этого наиболее нагруженного при уколе участка.
    []
  Как уже отмечалось, конструктивные особенности катара определяют его поражающие свойства в колющем ударе. Однако рубящие и режущие атаки им малоэффективны. Некоторые разновидности катара создавались с очевидным намерением компенсировать этот недостаток, например катар с изогнутым клинком. Такая конструкция, безусловно, повышает режущие свойства оружия, но в результате ухода острия с оси клинка происходит значительная потеря эффективности колющего удара. Другой вариант предусматривает использование клинка с особой геометрией режущей кромки. Некоторые катары имеют волнообразную режущую кромку наподобие европейского фламберга или малайского криса. Другие - клинок с двойным изгибом, своей формой напоминающие ятаган или традиционный индийский кинжал "бичва".
    []  []
  Представляет интерес раскрывающийся катар "джамадхар селикани", что означает "имеющий три клинка". Особенностью конструкции данного типа является специальный механизм, приводимый в действие путем сжимания поперечин, образующих рукоять. Механизм раскрывает клинок на две половинки, которые расходятся под углом как ножницы. При этом открывается третий клинок, для которого полые половинки основного клинка в сложенном положении являются ножнами. Центральный клинок обычно слишком короткий для того, чтобы его можно было использовать. Половинки основного клинка имеют слишком большую толщину вследствие того, что должны в сложенном положении вмещать в себя центральный клинок. В результате такой складной катар практически непригоден для нанесения колющих ударов. Скорее всего "джамадхар селикани" представляет собой аналог европейского раскрывающегося кинжала "дага шпрингклинге". Такой кинжал держат в левой руке и в нужный момент, раскрывая его, превращают в ловушку для вражеского клинка. Безусловно, речь не идет о том, чтобы сломать клинок противника или вырвать оружие из рук. Такая ловушка предназначена прежде всего для того, чтобы задержать возврат клинка противника, создавая благоприятный момент для атаки основным оружием, находящимся в правой руке.
    []
  Существуют катары с тремя неподвижными клинками. Что позволяло наносить удары в трех направлениях. Это оружие представляет собой собственно катар и два кинжала, удерживаемых прямым и обратным хватами. Основной клинок имеет традиционную треугольную форму, а два боковых напоминают индийские кинжалы бичва и направлены перпендикулярно основному.
    []
  Существуют катары с дополнительным щитком для защиты кисти, сжимающей рукоять. Они известны под названием "бэраджамдэда", то есть "приносящий смерть". Щиток зачастую имел форму кобры с раздутым капюшоном. Иногда щиток был покрыт ажурными отверстиями наподобие гард португальских рапир. Обычно такой катар применялся в качестве основного оружия в сочетании с защитной рукавицей или доспехом, прикрывающим руку от кисти до локтя; в левой при этом держали круглый щит.
    []
  Многие катары изготавливались как монолитные конструкции, в которых клинок и рукоять составляют одно целое. В более поздних образцах клинок обычно крепился к рукояти с помощью заклепочного соединения. Дополнительную жесткость клинку придают специальные продольные ребра. Желобки на клинке катара выполняют целый ряд функций. Во-первых, они позволяют облегчить конструкцию, во-вторых, применение желобков (в случае изготовления ковкой) позволяет кузнецу перераспределить материал и сделать клинок более широким у основания, используя для этого небольшое количество металла. В третьих, благодаря использованию желобков, участки клинка будут иметь различную толщину и, следовательно, по-разному прогреваться и остывать при термической обработке. В конечном итоге это приведёт к возникновению в различных участках клинка системы разнонаправленных напряжений, что способствует повышению его прочностных свойств.
    []
  Часто катары, изготовленные в 16-18 вв., используют клинки европейских мечей и рапир. Такие клинки в Индии назывались "ференги" (иностранные) и наиболее распространены в княжествах, ведших активную торговлю с Европой. Скупались в основном сломанные или пришедшие в негодность мечи и рапиры, часть клинка которых и шла на изготовление катара.
    []
  Использовался катары в сочетании с саблей талвар, а его применение напоминало европейскую технику работы кинжалом для левой руки. При работе на дистанции им в основном выполняли парирования и уводы клинка противника, нанося удары своей саблей. На сближении, заблокировав саблю противника, катаром наносили колющие удары. В боевом искусстве сикхов катар применяется и как основное оружие для правой руки, в левой при этом может быть небольшой круглый щит. Популярность катара у нихангов, одной из воинских сект сикхов, связана с тем,что данное оружие позволяет реализовать принцип "чаткха", то есть убивать одним ударом. По этическому кодексу нихангов, быстрота совершения убийства символизирует отсутствие заинтересованности в самом процессе умерщвления жертвы: ниханг, убивая по необходимости (врага или животное), не совершает злодеяния. В южных областях Индии катар рассматривался прежде всего как средство самозащиты при внезапном нападении и как оружие ближнего боя для помещений и зарослей.
    []
  Что касается техники работы катаром, большинство индийских систем воинской подготовки используют преимущественно колющие удары по прямым, реже дуговым, траекториям. При уколах в шею и коротких боковых ударах в корпус катар зачастую поворачивают плоскостью клинка параллельно земле. При ударе в корпус такая ориентация клинка позволяет ему пройти между ребер, а при ударе в шею повышает вероятность поражения кровеносных сосудов, которые, как известно, идут вертикально. Рубящие удары катаром наносятся с мощным вложением корпуса. Наиболее характерным является рубящий удар в область шеи, идущий по диагонали сверху вниз. Существует также особая техника порезов на возвратном движении после неудачного выпада.
    []
  Кроме катара в Индии существовала ещё и пата (pata) или пуддха - меч, у которого длинное прямое обоюдоострое лезвие соединено с латной рукавицей - стальной гардой, которая защищает руку до локтя. Идея объединения доспеха с клинком встречается и у других народов мира. Достаточную схожесть с пата имел испанский меч с латной рукавицей, прямым клинком и двумя более короткими изогнутыми боковыми клинками. В средневековой Европе существовали ручные щиты с выдвижным клинком, "фонарные щиты", используемые итальянцами и испанцами в ночных атаках. Кроме оригинального фонарика, такие щиты были снабжены выдвижным клинком, кольцом-ловушкой и шпаголомом с перчаткой. Был такой доспех рондаш - щит, латная рукавица и клинок, соединённые воедино. Определенное сходство с пата имел также русский тарч - щит, умбон которого состоял из металлической "руки" с клинком. Такие щиты применялись исключительно для обороны крепостей, с их узкими ходами, коридорами и проходами. В маневренном бою щиты такого типа не применялись. Но рондаш и тарч были попытками соединить в одно доспех и оружие. Меч пата есть оружие - основное средство атаки, инструмент уничтожения противника.
    []
  Клинок паты - довольно тонкий, прямой, обоюдоострый, с одним долом, - крепится заклепками между двумя пластинами к защитной чашке, внутри которой расположена поперечная рукоять. Эфес выполнен в виде полукруглой стальной рукавицы-наруча, оторочен фигурными ребрами жесткости, а также украшен рельефным и прорезным растительным орнаментом в виде многолепестковых цветов и листьев. С внутренней стороны имеется подвижный металлический поясок для лучшей фиксации на предплечье. Также встречались пата с рукавицей скелетного типа, состоящей из металлических перекрещенных полос. Весь доспех изнутри имеет простёганную подкладку, что даёт дополнительную надёжность фиксации руки и амортизацию. Размер паты - 120-140 см. Клинки пата были от 60 до 100см. с шириной у рукояти в 35-50 мм. Вес достигал 1.5 - 2.2 кг.
    []
  Пата мог использоваться в комбинации со щитом, как всадником, так и пешим воином. Сочетание в конструкции пата поперечной рукояти, прямого обоюдоострого клинка и наруча, позволяло достаточно эффективно наносить рубящие и режущие удары. Предположение о том, что пату для колющего удара, скорее всего, необоснованно. Слишком длинное лезвие было бы неудобно держать для колющего удара, воин на скачущей лошади при колющем ударе даже по незащищенному телу противника мог повредить себе руку (достаточно вспомнить, как на рыцарских турнирах Европы разлетались в щепки турнирные копья), а самое главное - у большинства пат клинок был недостаточно жестким.
    []
  Техника фехтования мечом пата состоит из рубящих ударов, с вложением силы всего тела. При промахе рубящего удара, клинок не одёргивают и не останавливают, а петлеобразным движением переводят в новый удар. Уколы проводят, чаще всего, как контратаку. Защита строится отведением оружия противника плоскостью клинка с переходом в контратаку. Некоторые атаки с пата проводятся согнутой в локте рукой, другие проводятся по широкой амплитуде. Конструкция пата такова, что абсолютно исключает движения запястьем. Ни мышцы пальцев, ни мышцы предплечья в ударе не участвуют. Рукоять, как и катара, удерживается лишь для того, чтобы клинок не соскользнул с руки. И точно так же, что и у катара, при рубящем ударе отдача проходит через наруч прямиком на предплечье. Всё это, плюс обоюдоострый клинок, сонаправленный с предплечьем, порождают сильнейшие удары при проведении самых разных приёмов. Техника владения пата достаточно специфична и представляет собой различные маховые и вращательные удары, включая всевозможные обороты и перемещения, наподобие танца. Для ее освоения нужны долгие годы. Именно поэтому пата не получила широкого распространения.
    []
  В комбинированном оружии сочетание определенных качеств не только дополняют друг друга. Происходит еще и обратный процесс. Так, например, в мече пата латная рукавица, способствующая увеличению безопасности руки, ухудшает ее подвижность, исключая кистевые движения. Жесткая фиксация руки в латной рукавице могла сыграть не очень хорошую службу в бою - клинок меча иногда застревал в доспехах, щите и др., и воин часто не успевал извлечь его для того, чтобы осуществить повторный удар или отбиться от нападающего.
    []  []
  Общее с катаром с несколькими остриями имеет шуан-го или шуан-гоу. Китайское оружие с рукояткой кулачного хвата усиленной серповидным лезвием. И имеющим с одной стороны крюк с заточкой, с другой колюще-режущее лезвие кинжального типа. Цельнокованныый клинок до 75 см и весом порядка килограмма, имеющий изгиб на конце в форме клюва сокола (описание из классического ушу), а на деле загнут в кольцо с образованием крюка на конце. Гарда отсутствует и заменена кованным кастетом с лезвием в виде полумесяца, закрывающим пальцы руки. Заточка идёт по всей длинне, исключая рукоять, обматываемую тканью, а реже кожей с обеих сторон. В результате получается оружие, имеющее не одну, как у меча, а три поражающих кромки. Но в отличие от катара или паты являющаяся скорее оружием самообороны.
    []
  Ещё одной разновидностью кистевого оружие является тычковый нож, или пуш-даггер (от англ. push dagger) нож Т-образной, формы. Рукоять тычкового ножа расположена перпендикулярно лезвию. Держать в руке тычковый нож надо так, чтобы лезвие находилось между пальцев, впереди кулака. Благодаря компактным размерам тычковый нож удобен для скрытного ношения. Есть варианты данного ножа, замаскированные под пряжку брючного ремня либо плоские, которые можно спрятать в кошельке или бумажнике.
    []  []
  Тычковый нож был изобретен и широко использовался в эпоху золотой лихорадки 19 столетия. Основное предназначение тычкового ножа - средство самообороны. При этом может использоваться ударная техника, как в кулачном бою с использованием кастета. Тычковый нож гораздо труднее выбить из руки. На таких ножах часто используется серрейторная заточка.
    []
  И последняя разновидность кистевого оружия касте́т (от фр. casse-tête, букв. "головолом", "ломающий голову") - контактное ударное и ударно-раздробляющее оружие из твёрдого материала, надеваемое на пальцы или зажимаемое между ними, с гладкой или шипованной боевой частью. Несмотря на простоту конструкции, является весьма опасным: сильный удар кастетом способен причинить тяжёлую травму, а то и смерть.
    []
  Кастет изготавливается из металла, твёрдой пластмассы (обычно из текстолита), кости или другого твёрдого материала. Обычно в пластине делаются отверстия для пальцев. Кастеты классической формы имеют общую часть (с шипами или без них), упор и стойку упора. Самодельные кастеты могут иметь упрощенную конструкцию (без упора, с одним отверстием для четырех пальцев и т. п.).
    []  []
  Простейший кастет из свинца (или просто зажимаемый в кулаке свинцовый груз) носит название свинчатка. Как вариант кастета можно рассматривать перчатки с вшитыми металлическими утяжелителями. В основном кастеты так же использовались как гражданское оружие. Хотя известны так же ножи с рукоятью в виде кастета. В том числе и состоявшие на вооружении в годы мировых войн.
    []
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"