Хетагуров Алексей Николаевич : другие произведения.

Богоматерь Гора Нерукосечная

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Павел Муратов: Древнерусская живопись раскрывается день за днем в тех находках, которые известны пока лишь ограниченному кругу исследователей и любителей. Иные из этих находок войдут в последствии в историю, как настоящие открытия. Ни одна область истории искусства не оживлена сейчас в такой мере духом открытия...

  А.Н. Хетагуров
  
  Богоматерь Гора Нерукосечная
  Священные символы иконы
  
  Художник-варвар кистью сонной
  Картину гения чернит
  И свой рисунок беззаконный
  Над ней бессмысленно чертит.
  Но краски чуждые, с летами,
  Спадают ветхой чешуей;
  Созданье гения пред нами
  Выходит с прежней красотой.
  А. Пушкин
  
  
  "Древнерусская живопись раскрывается день за днем в тех находках, которые известны пока лишь ограниченному кругу исследователей и любителей. Иные из этих находок войдут в последствии в историю, как настоящие открытия. Ни одна область истории искусства не оживлена сейчас в такой мере духом открытия" . Эти слова, сказанные известным русским историком и искусствоведом П.П. Муратовым в начале прошлого века, созвучны, как ни удивительно, и нынешнему XXI веку.
  Благодаря плодотворному сотрудничеству хранителей музейных фондов и реставраторов периодически появляются публикации о новых памятниках русской иконописи. Уже никого не удивляют вновь раскрытые иконы, экспонируемые на выставках и в музеях. Обретают новую жизнь творения знаменитых иконописцев, записанные ранее "поновителями", и открываются новые памятники древнерусского искусства - анонимные, но не менее значимые.
  Одну из таких икон, раскрытую не так давно в Отделе научной реставрации Государственного Исторического музея, интересно рассмотреть подробнее, поскольку она уникальна, как по сюжету, так и по его трактовке.
  Икона записана в инвентарной книге за 1937 г. как "Богоматерь Нерукосечная гора" первой половины XVIII в. Икона небольшого размера - 27х20,5 см, выполнена яичной темперой на деревянной доске. Происхождение иконы и ее предыдущие владельцы неизвестны, также не указано, с какого времени она находится в коллекции Новодевичьего монастыря - филиала ГИМ. Состояние сохранности отмечено в инвентаре следующим образом: "икона сильно затемнена, на живописи потертости и трещины". На окладе, закрывающем икону, образовались патина, разрывы и деформации металла.
  После того, как оклад был удален, открылись многочисленные утраты на иконе - вплоть до паволоки. На средней части ее левкас вздулся и отслоился от основы на 2-3 мм. Икона была покрыта неровным слоем неравномерно потемневшей олифы.
  После укрепления левкаса и красочного слоя проводилась расчистка иконы. В процессе работы выяснилось, что она подвергалась "поновлению": выявились многочисленные восковые вставки, грубые записи по ликам Богородицы и младенца, поля иконы покрыты ядовитой зеленью. Потемнение олифы было столь плотным, что скрывало одеяние Богородицы, его моделировку.
   Расчистка иконы от олифы и поздней записи дали неожиданный результат: перед зрителем открылось совершенно другое, тонко и мастерски написанное произведение. Эффект при расчистке был так велик, что казалось: под записью ничего нет - настолько легкой и прозрачной была авторская живопись!
  Общее впечатление от вдохновенной работы неведомого мастера не смогли разрушить даже многочисленные восковые вставки, оставленные после расчистки. Вторгаться в столь совершенную живопись было бы неразумно. Единственное, что пришлось сделать - это вернуть оклад, который сам является произведением прикладного искусства.
  Сюжет иконы редок и необычен: это символическое толкование пророком Даниилом сна Вавилонского царя Навуходоносора: "Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; и камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю".
   Многие события и толкования ветхозаветной истории рассматривались с первых веков христианства как предтечи Нового Завета. Поэтому мы часто в иконах видим библейские корни: определенный священный текст становится основным сюжетом иконы. Так, в приведенном выше тексте сон царя Навуходоносора истолковывается пророком Даниилом: "Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится" .
  Мессианское царство изображается в виде горы, наполнившей всю землю. Из ветхозаветной церкви возникает новозаветная, от горы откололся камень и сам сделался "великою горою".
  Этот трудный и необычный сюжет стал истолковываться русскими иконописцами самым причудливым образом. Иконы подобного содержания встречаются крайне редко, наиболее известная - икона в XVI в. из местного ряда Преображенского собора Соловецкого монастыря. По описи 1570 г. она именовалась как "Богоматерь Одигитрия на престоле" и почиталась в монастыре чудотворной.
  Подобные иконы есть в Ярославле (середины XVII в. из церкви Ильи Пророка), а также в собрании Государственной Третьяковской галереи: одна из них - московской иконописной школы, другая - из макарьевской мастерской, обе датируются серединой XVI в.
  Это наиболее известные иконы, хотя есть единичные экземпляры и в других собраниях. Сюжет иконы столь редок, что даже день празднования ее не установлен церковью. Тем более интересно каждое новое появление памятника с таким необычным содержанием.
  Перечисленные иконы "Гора нерукосечная" характерны тем, что по иконографии представляют собой "Одигитрию на престоле" довольно большого размера, а икона из собрания ГИМ - поясное изображение Богородицы малого формата.
  Помимо художественных достоинств иконы удивление вызывает насыщенность и переплетение священных символов, заложенных в ней. Это не иллюстрация библейского текста, а глубокое философское произведение. Трактовка художника-иконописца чрезвычайно интересна, поскольку каждая деталь насыщена определенным символическим значением.
  Попробуем разобрать этот своеобразный "код" или "шифр", заложенный в иконе. Само название "богоматерь Гора Нерукосечная" даввло иконописцу большой простор для размышлений. В Ветхом и Новом Заветах гора всегда была символом высоты духа. Многие важнейшие события происходили на ее вершине, достаточно вспомнить Сион, Синай, Фавор, гору Елеонскую. В Ветхом Завете гора была обителью Бога-Отца.
  На Руси - стране в целом равнинной - были свои "поклонные горы" при больших городах (Москва, Киев, Новгород, Владимир). Монастыри и церкви строились обычно на возвышенностях - если позволял ландшафт. Мистический ореол горы прочно утвердился в русской иконописи.
  В данном сюжете гора - символ церкви Нового Завета. Художник воплотил эту идею необычным и решительным образом: гора доминирует в иконе. Обычно ее изображают малой деталью, часто не особенно различимой. Здесь же гора - единая мощная глыба с крутыми уступами, плотно вписанная в среднюю часть одеяния Богородицы и как бы составляющая ее плоть. Царица Небесная и Новый Завет - единой целое.
  Очень интересно изображен мафорий, окутывающий гору. Обычно в иконах "Горы Нерукосечной" он обрамлялся белым волнообразным орнаментом, часто напоминающим облачную рябь - своего рода стилизованное облако. В нашей же иконе автор совершенно отходит от этой условности. Мафорий и покрывало Богородицы - густые кучевые облака, чуть ограниченные контуром. Гора утопает вплотных облаках, которые сами издревле символизировали Вездесущность Бога, его величие: "Се, гуляет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают перед Ним все племена земные" , - говорит об Иисусе Христе евангелист Иоанн. В Евангелии от Матфея также сказано: "отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" .
  Образы и символы в иконе логически связаны между собой воедино. В облаках мы видим светила - солнце и луну. Они помещены там, где обычно помещаются звездочки "приснодевства": одна на челе, две на плечах. В нашем случае на челе - солнце, на плече - луна. В известных нам иконах "Горы Нерукосечной" иногда вместо звезд изображали маски с исходящими от них золотыми лучами. В нашей иконе своя символика: древнерусская традиция отождествляла Иисуса Христа с Праведным солнцем, а свет от него - с христианством. Луна на плече Богородицы - светило, заимствующее свое сияние от "Солнца правды" Христа - символизирует церковь Божию. Вообще и солнце, и луна имели много символических значений. Изображения их нередки, но увидеть их в качестве звездочек "девства" очень необычно.
  Еще одно явление природы - это радуга. Она проходит через облака (мафорий), вершину горы и упирается в младенца. Радуга трактовалась в христианском искусстве как символ мира Божьего. После потопа Бог установил в облаках радугу, как знак Завета с человеком, с землей. На известной иконе "Горы Нерукосечной" из Соловецкого монастыря мы также видим радугу, проходящую через облаковидный мафорий Богоматери. На обеих иконах радуга идет от младенца Христа к земле. Аналогия напрашивается мама собой: художником использован библейский сюжет, где вместо Бога-Отца - младенец Христос, а радуга в данном случае символизирует Новый Завет.
  И, наконец, еще одна деталь иконы, привлекающая наше внимание: это четырехступенчатая лестница, которую в правой руке держит Богоматерь. Лестница имеет много символических значений. Так, в Ветхом Завете Иаков увидел во сне лестницу, по которой ангелы восходили на небеса и спускались на землю. В Новом Завете лестница была символом Страстей Господних, так как была использована при поднятии креста и для снятия Спасителя с креста. Лестница изображена здесь на фоне горы, олицетворяющей церковь Нового Завета. Младенец правой рукой благословляет гору и лестницу. Через муки Христа родилась новая церковь. Это одно из толкований сюжета. Напрашивается и другое: это лестница духовного совершенствования, возводящая подвижника на небо. Сюжет заимствован из "Лествицы райской" - сочинения синайского монаха Иоанна Лествичника (род. В 525 г.), в котором дается руководство духовной жизни, способствующее переходу от одной ступени совершенства к другой. Всего ступеней - 30, по числу сознательных лет, прожитых Спасителем.
  Вполне возможно, что в перечисленных символах иконы заключен более глубокий и широкий смысл. Это всего лишь гипотеза, попытка раскрыть "шифр", заложенный художником. Несмотря на строгий иконографический канон, мы видим насыщенность символов, мощное внутреннее напряжение. Рамки канона только усиливают экспрессию. Иконописцу надобно было быть не только художником, но и мыслителем, и философом, и молитвенником.
  Завораживают особая техника и приемы мастера, необыкновенно тонкое письмо иконы - "писанная дымом", как говорили в старину. Гамма красок очень сдержанная, но насыщена колористически. Цвета кажутся блеклыми, но они переливаются, как драгоценные камни. Изящный и отточенный рисунок выдает руку замечательного мастера. Более всего поражает лик Богоматери, наполненный внутренним светом юного прекрасного лица. Удивительно, что при фотоувеличении иконы все более раскрывается выражение какой-то неземной теплоты живых ясных и внимательных глаз Богородицы.
  В дошедших до нас сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы есть, например, такое, оставленное одним из "мужей апостольских", епископом антиохийским Игнатием Богоносцем, жившим в Х в.: "рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им, в благополучии - кротка, к бедным милостива и помогала им как и чем могла, в благочестии - учительница и на всякое доброе дело наставница". А монах Софийского монастыря в Константинополе, церковный историк XIV в. Никифор Каллист свидетельствовал: "Она была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый".
  Необычно прочесть о Царице Небесной, что она "всегда бывала весела" и глаза имела "быстрые". Однако образ Богородицы в окружении священных символов, прославляющих Новый Завет, созданный неведомым мастером, как бы подтверждает эти сведения: написан он радостно и излучает бесконечную доброту. Это гимн Богородице, гимн церкви Христовой.
  Послесловие.
  Кадры кинохроники 20-30-х годов сохранили для нас жуткие хороводы безбожников вокруг костров из горящих икон. Сквозь языки пламени глядят лики Спасителя, Богородицы, святителя Николая...
  Никто не знает, сколько прекрасных творений духа и рук человеческих погибло в эти годы лихолетья.
  Это страшнее, чем сжигание книг - тираж можно восстановить.
  Иконы гибли безвозвратно.
  Но сколько же их было на Руси, если почти столетие не кончается этот процесс обретения новых замечательных памятников культуры и искусства.
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"