К тому моменту, как в мою дверь постучали, я в третий раз просматривал заложенные Вильямом страницы. Картина не сходилась.
- Входите, - я оторвался от исписанной тетради и расслабленно потянулся. Впрочем, вошедшую в комнату Шани эта расслабленность не обманула:
- Проблемы?
- Не знаю, - я развернул к ней дневник, - вот смотри...
- На что смотреть?
- Ну, например, вот на этот абзац, - я отчеркнул интересующую меня строчку ногтем.
- Посмотрим... "Криста вновь пригласила меня в "Моллюска". Представляю, как разозлился бы папа, если бы узнал, куда она меня водит! Я чувствую себя героиней романа - одинокая, прекрасная дама в гнезде порока, окруженная мужественными, романтичными мужчинами. Мы выпили целых полбутылки их лучшего кофейного ликера... По-моему, один из завсегдатаев хотел воспользоваться моим нетрезвым состоянием - высокий, широкоплечий красавчик в темной пелерине, с черными, зовущими глазами... Я просто таяла, но Кристина его отшила одной фразой. Хотела бы я быть настолько уверенной в себе, как она". Ты думаешь, этот красавчик с зовущими глазами как-то замешен в её похищении?
- Нет, не думаю. А теперь прочитай вот это вот, чуть пониже.
- "Как обычно, мы ушли в заднюю комнату. Я планировала сорвать с Кристы платье, разложить её на столе, и ласкать её до тех пор, пока она не запросит пощады, но ей пришлось развлекать её хахаля. Как обидно. Ну да не страшно. Черноглазый красавчик решил последовать за нами - и разочарованным я его не оставила, о нет". Н-да...
- Я с детства люблю читать. Когда я читаю, я инстинктивно ставлю себя на место персонажей, стараюсь заставить себя чувствовать, как они, ощутить мотивы их поступков. С этим дневником такого не получается. Я не могу создать образ Бьянки. Он распадается. С одной стороны - она немного наивная, невинная девочка. Например, - я поднял листок, на котором делал выписки из дневника, - "Думала о С.Л. Вдруг поняла, что никогда не видела его без доспехов. Интересно, он снимет их хотя бы для свадьбы? Вряд ли... разве что для первой брачной ночи! Наверное..." Или вот: "Была с папа на проповеди дяди. Неужели гетеры в домах терпимости делают с мужчинами то, о чем он рассказывал? В "Светлячке" все совсем по-другому! Нет, не верю в такие гадости". "Катались на лодке с С.Л. Я попыталась прижаться к нему, как мне показывала К., но, по-моему, он в своих доспехах этого и не заметил - только продолжал говорить о своем долге перед Светом, борьбе с Культом, и прочей мужской чепухе". С подобным совсем не вяжется что-то вроде, - я взял второй листок, - "Поспорили с Кристиной, кто сможет удовлетворить больше мужчин за час. Семь моих на пятерых её! Как приятно знать, что я хоть в чем-то её обхожу..."
- Ты думаешь, часть дневника подделана?
- Нет, почерк везде один и тот же, я сравнил. Сначала я думал о ментальном контроле, но... маловероятно. Эти моменты слишком разбросаны по времени, подобная магия так не работает. Боюсь другого - она может быть одержима демоном. Это объясняет частые, но относительно короткие эпизоды... странности. За отсутствием более подходящего слова.
- Ну, возможно... Хотя, по-моему, демон - это слишком сложное объяснение.
- У тебя есть объяснение проще?
- Нет. Можно предположить, конечно, что она на самом деле... как там Пьемур выразился? Дешевая шлюха по призванию? Это если считать, что все, что тут написано, правда.
- А зачем в дневнике писать откровенную ложь? Особенно если дневник этот спрятан?
- Не знаю, Кир. Может с утра будут какие-то варианты, а сейчас - голова не варит. Устала я, день был на редкость долгий.
- Хорошо тебя понимаю. Пойдешь спать?
- Нет пока что. Я, собственно, чего к тебе поднялась-то. Мы тут с Тузом и Микалем пообщались немного... - девушка замолчала.
- И до чего дообщались?
- В общем, нам удалось убедить Туза, что учеба у тебя - в его интересах. Мальчик горит желанием начать. Только вот смотрю я на вас, светлый князь, и понимаю, что учить кого-то чему-то сейчас вы не в состоянии. Сильно устал?
- На самом деле нет, - я пожал плечами, - сонливости нет и в помине. Пить хочется, да и от легкого перекуса я бы сейчас не отказался, а в остальном - все хорошо. Если Туз и в самом деле хочет начать прямо сейчас, то почему бы и нет?
- Тут дело такое... он мальчик вспыльчивый, быстро загорается, быстро остывает. Сейчас у него вроде как волна энтузиазма - этим грех было бы не воспользоваться. Я ведь так понимаю, учить магии из-под палки особо не получится? Нужно его искреннее желание?
- Да нет, ты права. Меня убеждать не нужно, я с тобой согласен. Да и про палку - все так. На самом деле... - я задумчиво постучал пальцами по столешнице, - я не совсем понимаю, как мне себя с ним вести. Сама мысль о том, что у меня есть ученик - она немного пугает. Я сам-то совсем недавно выпустился, как я могу кого-то серьезно учить?
- А тебе надо его серьезно учить? По-моему, ты собирался натаскать его на азы самозащиты, да и разбить клятву при первой же возможности?
- Да... и да. Но... Не могу я так, Шани. Не умею халтурить. Если учить - то учить хорошо. Потому что пока клятва не разорвана - я за него в ответе. Сложно объяснить на самом деле.
- Ответственный, - девушка легко улыбнулась, - повезло мальчику. Да и мне, в общем-то, повезло.
- Спасибо на добром слове. Мне спуститься вниз, или позовешь его сюда?
- Сюда, наверное. Слушай, а посмотреть можно будет? Или помешаю?
- Посмотреть на что?
- Ну... на урок магии.
- Да, пожалуйста, - я тихо фыркнул, - только вот не думаю, что будет очень уж зрелищно. Первый урок - это много разговоров о высоких материях. Да и, в общем-то, не только первый...
- Ладно, сейчас вернусь с Тузом.
***
<...>
- Что думаешь, милая?
- Об уроке магии? Интересно! Может, и сама что новое узнаю. Ты ведь меня учить отказываешься!
- Вообще-то я спрашивала, что ты думаешь о дневнике, но... С чего ты взяла такую глупость? Что я отказываюсь тебя учить?
- Ну... Потому что за все эти годы ты меня так ничему и не научила?
- Ой ли? - Голос тихо хмыкнула, - Зажги огонек на ладони!
- И что? - на ладони моей заплясал послушный язычок пламени.
- Да ничего... ты неделю назад это умела?
- Н-нет...
- Я - часть тебя, милая. Мне нет нужды рассказывать тебе, *как* что-то делается. Моя учеба - она за гранью твоего разума. Заклятия, навыки, аспекты - все это со временем станет полностью твоим. Это раз.
- Подозреваю, что будет еще и два?
- Разумеется. Скажи, Шани, ты меня хоть раз просила что-то тебе рассказать, чему-то тебя научить?.. Вот то-то же...
<...>
***
- Послушай, Кир, - в отличие от Шани, Туз решил не стучаться - просто открыл дверь и зашел в комнату, - можно я буду с тобой совершенно честен?
- Можно, и даже нужно. Присаживайся. Слушаю.
- Я не хочу становиться магом.
- Интересное заявление, - я чуть улыбнулся, - а можно тебя спросить, почему?
- Потому что... потому что я хочу другого.
- Чего, если не секрет?
- Ты будешь смеяться, - набычился мальчишка.
- Не будет, - зашедшая за ним следом Шани свернулась клубочком в стоящем в дальнем углу комнаты кресле и, судя по всему, приготовилась слушать.
- И в самом деле, не буду, - я адресовал колдунье легкую улыбку, - обещаю.
- Я хочу выступать в цирке.
- Занятие ничем не хуже других, - я был совершенно серьезен, - но почему ты думаешь, что владение магией тебе в этом как-то помешает? Скорее уж поможет...
- Ты не понимаешь... - Туз упрямо пожал плечами.
- Попробуй объяснить?
- Магия, это... это ложь. Одно дело - тренироваться годами, и заставить себя делать невозможное, и совсем другое - это самое невозможное наколдовать. Нет победы над собой, нет чуда.
- Какой... интересный взгляд на вещи, - пробормотала Шани и, чуть повысив голос, добавила, - Ты сам до всего этого дошел, или подсказал кто?
- Подсказал, - мотнул головой мальчишка, - ну и что с того?
- А кто именно подсказал? И вообще, присаживайся, - я махнул рукой в сторону свободного кресла.
- Дядя Матиас. Он акробат. Папин двоюродный брат. Он хотел, что бы я уехал выступать с его цирком, но папа был против. Сейчас... - Туз развел руками.
- То есть он считает, что магам все слишком легко достается? - уточнил я, - Вместо многих лет тренировок мы просто колдуем... без труда, без усилий... и все, вуаля, чудо в кармане?
- Ну да! А что, не так? Махнул рукой, и все!
- Не совсем так, - я с трудом подавил улыбку, - но ладно... и с каким же номером ты хочешь выступать?
- Я буду кидать ножи! - в голосе Туза звучала... пожалуй, что и гордость.
- У тебя это и в самом деле получается хорошо, - я согласно кивнул, - просто кидать ножи?
- Не просто! - глаза мальчишки буквально светились, - С лошади, спиной, с завязанными глазами! Ну... не все сразу, конечно. Но дядя говорит, что у меня талант!
- Ты тренировался годами, и заставил себя делать невозможное? - я вопросительно поднял бровь.
- Ну, - Туз явно смутился, - не совсем. У меня почти сразу начало получаться. Но зато без всякой магии, а это в цирке самое важное!
- Ладно, с этим понятно. Но Шани сказала, что ты все же хочешь учиться у меня. Даже, - я позволил себе легкую улыбку, - горишь желанием. Она не права?
- Моя клятва меня к тебе привязала, так ведь?
- К сожалению, так. Я этого не хотел.
- Я сам виноват, - с необычной для его невеликого возраста самоотверженностью признался Туз, - мог бы просто пообещать помочь с тем, что вам надо было. Но что вышло, то вышло. Я к вам привязан. Жизнь у вас неспокойная, наша поездка за город тому примером. Чем больше я знаю и умею - тем полезнее буду. Меньшей обузой, по словам брата, - он кривовато усмехнулся, - хотя я себя обузой не считаю. Так что я не против учиться... но мага вы из меня не сделаете!
- А почему вдруг на "вы"? - мне и в самом деле было любопытно.
- Не знаю, - мальчишка пожал плечами, - показалось, что так будет правильнее.
- Ладно, - я легко потянулся, и расслабил ворот рубашки, - твоя позиция понятна. Скажу лишь, что владеть магией, и быть магом - это две разные вещи. И если ты думаешь, что обучиться магии легко и просто... что ж, думаю, ты очень быстро поймешь, насколько был не прав. Не все, что выглядит простым, на самом деле таковым является. И ещё... у тебя есть Дар. Он влияет на все, что ты делаешь. В том числе и на твой талант кидать ножи. Подожди, - я поднял руку, останавливая готового что-то выпалить Туза, - дай мне договорить. Твой талант - в самой твоей способности колдовать. Он не делает тебя лучше простых людей - но он делает тебя другим. Я не согласен почти со всем, что ты мне тут высказал, кроме, пожалуй, одного. Истинное достижение - в победе над собой. Твои победы над собой могут лежать только в области магии. Сравнивать твои достижения во всем остальном с достижениями тех, кто не владеет волшебством просто бесполезно. Ты - на совсем другом уровне.
- Да что ты знаешь о том, как я тренировался?!
- Больше, чем ты думаешь! Дабы не быть голословным... - я скользнул Взором за грань, заставляя себя увидеть ауру Туза. Если бы не знал наверняка, что у него есть талант к магии - никогда бы не предположил. Зародыш мага, ученик, горрам. Значит, магам все слишком легко достается? Махнул рукой, и все? Колдовать ты пока что не умеешь, малыш, а значит, и защититься от меня не сможешь. Иглой воли скользнуть туда, где пока что дремлет его Дар - и заблокировать его. С осознающим себя магом такой трюк никогда бы не прошел - разве что если полностью осушить его резерв, да и то... а вот с Тузом все более чем просто. Да и, чего лукавить - соединяющая нас связь помогла мне пройти через его естественную защиту. Возвращая сознание на уровень реальности, я услышал презрительный голос мальчишки:
- Ну и что?
- Да ничего... у тебя ножик при себе, или одолжить?
- При себе! - да, славно я прошелся по его мозолям... бедный ребенок аж шипит. Ну да ладно, на сердитых воду возят. Короткое движение кистью - и на дальней стене появился красный круг десяти дюймов в диаметре.
- Мишень видишь? Попасть сможешь?
Не удостоив меня ответом, Туз не глядя бросил выскользнувший из рукава клинок. Лишних пол-оборота - и он, стукнув рукоятью о стену в футе от цели, упал на пол. Выступившее на лице Туза совершенно по-детски искреннее недоумение меня искренне порадовало. Эх, все же недобрая я личность... Всеми силами стараясь не выдать своего злорадства, и цинично игнорируя негодующий Шанин взор, я вопросительно поднял бровь. Слова тут были явно лишними.
- Бегоррам эт файнэрри, - процедил Туз, быстро, один за другим, кидая еще два ножа. Ну что ж, один из них воткнулся. Изрядно в стороне от мишени, но все же. А вот второй клинок снова ударился рукоятью и оказался на полу.
- Что ты со мной сделал, флэш? - ну-ну, малыш, ты еще зубами на меня поклацай.
- Всего лишь заблокировал твой Дар, - честно признался я, - лишил тебя способности колдовать.
- Ты врешь! - казалось, мальчишка сейчас заплачет.
- Зачем мне?
- Что бы заставить меня стать магом!
- Нет, - я отрицательно качнул головой, - мне нет нужды заставлять тебя становиться магом. Ты уже - маг, как видишь, просто в силу того, кто ты есть. Маг пока что слабенький и необученный, это так... именно поэтому я с такой легкостью тебя обезоружил. Только от тебя зависит, останешься ли таким, как есть... или будешь тренироваться годами и заставишь себя сделать невозможное. Победишь себя и сотворишь чудо. Я могу тебе помочь... если ты захочешь. Ну а если нет - невозможно обучить магии против воли ученика. Решение за тобой, - короткое усилие - и узел силы, блокирующий Дар мальчишки, распался на составляющие его нити, - и я вернул тебе твои возможности. Ты снова можешь кидать ножи, не промахиваясь. Телекинез, пусть даже не осознанный - великая вещь, не так ли?
***
<...>
- Интересные у князя педагогические приемы, - Голос совершенно откровенно веселилась, - не завидую я его детям.
- Зря он так резко, по-моему... боюсь я, Туз его теперь просто тихо возненавидит, вот и все.
- Сомневаюсь. Он - умный мальчик, поймет. Или я в нем сильно ошибаюсь.
- Вот именно. Ключевое слово тут - мальчик. Кир только что его мечту растоптал. Думаешь, поймет? Я вот не понимаю...
- Ну, так ты и не мальчик, и не... - Голос замолчала, явно не закончив фразы.
- И не мальчик, и не что?
- Вот именно! - хихикнула она.
<...>
***
Туз молчал, покусывая костяшку пальца. Видно было, что мальчишка напряженно размышляет. Серьезный парень, и не по возрасту умный, что радует. Я тоже мочал, позволяя ему подумать в тишине и покое.
- Что такое телекинез? - по-прежнему смотря в пол, тихо поинтересовался он.
- Использование ауры для перемещения предметов без физического контакта. Например, - я шевельнул пальцами, и один из валяющихся на полу клинков легко взмыл в воздух, где и завис, чуть покачиваясь.
- Я так не могу, - качнул головой мальчишка.
- Можешь, просто не умеешь пока что, - пожал плечами я.
- Меня никто не учил магии. Как... - он задумался, подбирая слова.
- Как у тебя это получается безо всякой тренировки? - помог я ему, - Дар - это продолжение тебя самого. Он тебя слушается, как слушаются, скажем, руки... Вот смотри, - я вытащил из висящего на поясе кошеля серебряную монетку, повертел её в пальцах, и небрежно, без усилия, кинул в лицо Тузу. Тот её, разумеется, поймал - кстати, хорошо поймал, просто лениво поднял руку и взял сребреник из воздуха. И пальцы мягкие-мягкие. Думается мне, что учить его фехтованию будет одно удовольствие. Впрочем, это - потом.
- И что? - мальчишка вопросительно изломил бровь. Очень так знакомо изломил. Маленький наглец меня пародирует! Ну ладно...
- Тебя ведь никто не учил так вот ловить монеты, - пояснил я пример, - ты просто захотел её поймать, и твои руки все за тебя сделали. Подсознательное управление движениями... Дар работает точно так же - ты его контролируешь, но контролируешь неосознанно. Ты хочешь, что бы нож полетел в цель, и твоя аура реагирует на это желание, корректируя полет клинка телекинетическим толчком.
- Если это так просто, то почему маги в Академии учатся годами?
- Есть магия... и есть Магия. Манипуляция аурой, без плетений - это и в самом деле просто и интуитивно, и этому со временем учатся все. А вот умение создавать плетения, и комбинировать комплексные плетения из простых - это совсем не просто, и требует многих лет учебы.
- Плетения?
- Давай я начну с азов? - предложил я мальчишке, - Будет проще. Заодно и с терминологией определимся.
- Ну, попробуй, - Туз уселся поудобнее.
- Существуют три уровня реальности... - я начал говорить, а перед моими задумчиво прикрытыми глазами проплывали лица отца, мастера Торва, мессира Зафкиэля, преподавателя "Основ" в Башне... всех тех, кто открывал маленькому мне кажущиеся тогда такими великими и страшными тайны мироздания. Сколько лет прошло с тех пор? Чуть больше десятка... десять лет, кажущиеся вечностью. Мои отрочество, юность...
- ... уровень первый, физический. Пользуясь общепринятым гаэльским термином, Прайм. Ах да, не совсем в тему, но объяснить стоит - первая человеческая школа магии была основана в Гаэлии, и там же были написаны первые книги, структурирующие наши знания о волшебстве. Соответственно, первая общепринятая терминология магии использовала именно гаэльский язык. С тех давних пор многие термины были переведены на Имперский, но многие - просто транслитерированы.
- Я не знаю последнего слова, - качнул головой Туз.
- Гаэльские слова, записанные буквами Имперского алфавита, и приносящиеся по правилам Имперского языка.
- Понятно... продолжай?
- Так вот, Прайм, физический мир. Все то, что вокруг нас. Уровень второй - Тень. Сумрак. Магик. Uial. Грань. Названий у него много, суть одна - это уровень магии. Точное отражение Прайма, но с двумя исключениями - на нём видны магически потоки и плетения, и вместо тел живых существ - их ауры. Аура - это очень сложная комбинация энергетических линий и потоков. Маги могут контролировать собственную ауру, и с её помощью изменять Тень. Тень и Прайм связаны, и изменение в одном уровне приводит к немедленным изменениям в другом. Собственно, это магия и есть, - я кивнул на по-прежнему висящий в воздухе нож, - я заставляю этот клинок нарушать законы гравитации, удерживая его отражение за Гранью своей аурой.
- Гравитации?
- Сила притяжения между двумя физическими телами.
- Что?
- Сила, которая заставляет вещи падать на землю, - упростил я.
- Ну, хорошо. И третий уровень?
- Астрал. Про него я знаю мало. Основы... в астрале находятся отражения сути всех неживых предметов. Изменяя астральную суть, изменяешь сам предмет. Расстояния в астрале не коррелируются с Праймом...
- Коррелируются?
- Не совпадают. В нашем мире твой нож от меня в паре ярдов. В астрале он может быть не дальше пары дюймов... или пары лиг. Астрал - зона грандов магии. Еще в астрале находится Источник.
- Что за источник?
- Источник магии. Дар истинного мага триедин. Во-первых, это контроль над собственной аурой и, как следствие, контроль над энергетическими потоками Тени. Во-вторых, это Взор - возможность видеть Тень. У твоего брата, например, этой возможности нет - и поэтому он не стал магом.
- А у меня есть?
- Не знаю, - я пожал плечами, - узнаем в процессе обучения.
- И если нет?
- То магом тебе не стать. Ты будешь владеть навыками контроля ауры, которые откроют тебе доступ к тому, что невозможно для обычных людей, но высокое волшебство тебе никогда не покорится. Третья грань Дара - возможность открываться Источнику. Магия требует энергии. Мало создать магическое плетение за Гранью. Что бы оно отразилось на Прайме, необходимо напитать его силой. Наша аура запасает эту самую силу в особом образовании, называющемся резервом. Уровень силы в ауре постепенно восстанавливается сам по себе, естественным путем. Правда, процесс этот медленный. Маги могут мгновенно наполнить свою ауру силой, открываясь Источнику. Источник... опасен. Если не удержать контроль над связью с ним, поток магической силы выжжет неумелому магу ауру. Но... без прямого к нему доступа возможности магов ничтожны.
- Вроде понятно, - Туз насупился, - но ты так и не сказал, что же такое плетения.
- Плетение - это... структура, - нашел я удачное слово, - созданная магом за Гранью. Объемный рисунок, сделанный аурой. Если напитать его энергией Источника, то в реальном мире произойдет что-то, чего не позволяют обычные физические законы. Например... - в моей руке на мгновение появился и тут же исчез язычок пламени. Я же поморщился от неожиданно болезненного отката. Все же не дружу я с огненной стихией... но что поделать, именно простейшая сигна Игни позволяет наиболее наглядно пояснить, что же такое истинная магия плетений.
- И чем это отличается от висящего в воздухе ножа? - спросил Туз.
- Нож я просто держу своей аурой. Для того, что бы создать пламя, мне надо создать энергетическую нить, сплести её в определенный теневой узор, и напитать её магической энергией. Первое - это интуитивно, как если бы я просто протянул руку. Второму надо учиться... надо знать нужный символ, надо уметь смотреть за Грань, что бы его сплести, и надо иметь определенный запас энергии в резерве. Ну и, разумеется, надо знать, как подключить плетение к ауре, и как передать в него эту самую энергию.
- То есть для всего, что умею маги, существует свое плетение?
- Да, - я утвердительно кивнул, - и в то же время нет. Ты прав, у каждого магического эффекта есть свое плетение. Вот только плетения эти не монолитны. Наверное, самая простая аналогия - с буквами. Существует несколько основных плетений - как магический алфавит. Комбинируя эти плетения, можно получать различные магические эффекты - как из букв получается слово. Правда, базовых плетений гораздо больше, чем тридцать-три... и правила их сопряжения весьма сложны. Собственно, именно знание большого количества сигн... сигна - это базовое плетение, буква магического алфавита... так вот, именно знание большого количества сигн и умение их связывать, и отличает опытного мага от новичка. Ну и еще уровень развития ауры.
- То есть?
- Чем больше человек колдует, тем мощнее становится его аура, тем больше энергии он может хранить в резерве, и тем больше силы он может передать в законченное плетение.
- То есть мне надо выучить эти сигны, научиться ими писать, и все, я маг?
- Ну... в общем, да, - я подавил легкую улыбку, - но сначала тебе надо научиться нескольким простым вещам. Во-первых, ты должен научиться осознанно управлять своей аурой. Во-вторых, мы должны открыть тебе Взор. В-третьих, установить связь с Источником. В-четвертых, овладеть техникой создания плетений. В-пятых... впрочем, хватит пока что и этого. Ах да! Между первым и вторым я должен научить тебя входить в транс и поднимать щиты. Одно это сделает тебя намного более полезной боевой единицей.
- Типа мои ножи сейчас бесполезны? - хмыкнул мальчишка.
- Против мага - да.
- Это почему еще?
- Кинь в меня ножом, - я старался быть серьезным и, по-моему, у меня получилось, - обещаю не блокировать Дар, так что кидать будешь точно.
- И куда именно бросать?
- Куда угодно.
- Думаешь, увернешься?
Я только плечами пожал - и в то же мгновение с ладони Туза сорвался небольшой клинок. Откуда мальчишка его достал - я не заметил.
Взгляд живого существа - это канал для силы. Не случайно многие чары требуют именно зрительного контакта. Любой, даже мало-мальски тренированный маг может ощущать чужие взгляды. Обычно чувство это приглушено - ненужно, да и невозможно постоянно ощущать всех, кто на тебя смотрит. Взгляд человека, активно старающегося причинить тебе зло, чувствуется совсем по-особому, и не заметить эту волну, по-моему, невозможно. Стоило взгляду Туза сместиться в "красный коридор" реализованной агрессии, как время вокруг меня послушно замедлило свой ход. Нож медленно плыл ко мне сквозь густой, как патока, воздух. Разум холодно проанализировал угрозу - клинок должен пройти в дюйме от виска. Хм.. Не двигаюсь. Стоило ножу миновать меня, как я сбросил сферу боевого транса, позволяя времени возобновить свой бег. Стук от воткнувшегося в стену ножа прозвучал одновременно с мой репликой:
- Я же просил бросить в меня, а не рядом. Вроде бы большая мишень...
- Даже не дернулся, - присвистнул Туз, - как?
- Я же видел, что ты промахнулся, - я добавил в голос легкую дозу насмешки, и угадал - следующий клинок летел мне точно в переносицу. Навстречу медленно двигающемуся ко мне ножу поднялась прозрачная дымка щитов. Жалобно зазвенев, клинок отлетел от на мгновение проявившейся перед моим лицом холодной изморози магической защиты.
- Щиты, - пояснил я ошарашенному Тузу, - поднимаются практически со скоростью мысли. Мага почти невозможно поразить метательным оружием. Разве что со спины, да и то скорее всего он почувствует твой взгляд перед броском. Не отобьет, так уклонится.
- Но... ты же носишь меч?! В чем разница?
- Движение брошенного ножа очень легко предсказать, так же как и траекторию выпущенной из лука стрелы или арбалетного болта. В боевом трансе, который является инстинктивной реакцией на угрозу практически у любого мага, их полет прекрасно виден. Движение меча, разумеется, предсказать тоже можно - но сделать это гораздо сложнее. Умелый мечник меняет направление удара, знаешь ли. Кроме того, вопрос в энергии. Энергия брошенного ножа определяется силой броска, и величина эта конечна. Его можно ускорить телекинезом... но если умеешь делать подобное, то можно, затратив аналогичное количество энергии, просто ударить аурой. Получится быстрее и существенно эффективнее. Меч - это продолжение мага. Количество энергии, которое через меч можно подать на щиты врага, ограничивается только уровнем силы волшебника. Ну и опять же... нож - оружие одноразовое. Бросил, и все. А мечом можно бить многократно. Даже если не удастся сломать щиты врага одним ударом, всегда можно просто истощить его резерв, загнав его в постоянную защиту. Вот и все.
- Это против мага, а против простых людей?
- А простые люди тебе не соперники, - пожал плечами я, - один-единственный огненный шар может с легкостью сжечь десяток не умеющих защититься людей.
- Если маги такие всемогущие, то почему они не диктуют всем свою волю?
- А с чего ты взял, что это не так? - я насмешливо изломил бровь, и добавил, - На самом деле у возможностей магов есть свои пределы, и эти пределы хорошо известны. Самой большой из них - ограничение резерва. Маг, использовавший всю свою силу, становится практически обычным человеком. Более-менее безопасно резерв можно пополнять раз в день, сразу после сна. Можно и потом, но это... рискованно, и с каждым разом уровень риска значительно вырастает.
- Понятно... - Туз прикусил губу, - значит, с чего мы начинаем?
***
<...>
- Ну и как, много поняла? - поинтересовалась Голос.
- Всё... Кир понятно рассказывает. Только вот вопрос есть.
- Слушаю.
- Я не вижу этих самый плетений, про которые он говорил. И колдую совсем не так. Я - не маг?
- Разумеется, нет, - фыркнула Голос, - ты - моя аватара.
- И что это значит?
- Магам требуются инструменты для изменения мира. Эти их плетения... Мне, а следовательно, и тебе, не нужны подобные костыли. Мир меняется от одного нашего желания.
<...>
***
- Для начала расслабься, - посоветовал я Тузу, - сядь поудобнее, растекись по креслу. По мере улучшения твоего контроля над аурой подобные трюки будут не нужны, ну а пока что... знай, что напряжение, как тела, так и разума - враги магии. Контроль над аурой требует покоя - в основном покоя ментального, но на данном этапе - и физического.
- И что дальше? - мальчишка с трудом подавил зевок. Что ж, сонливость - это совсем не плохо!
- Дальше - очисти свой разум.
- То есть?
- Старайся ни о чем не думать, и ничего не чувствовать, - небольшой столик, повинуясь моей воле, скользнул через всю комнату и остановился между мной и Тузом. В центр его я положил небольшую монетку, - Смотри на сребреник. Не фокусируй взора...
- И что?
- Представь себе, что эта монета поднимается в воздух. Захоти этого... Поверь в это.
- Не получается, - пробормотал напряженно смотрящий на монетку Туз несколько мгновений спустя.
- Ощути связь между тобой и монетой. Она есть. Мысленно потянись к ней... и заставь её подняться в воздух. И расслабься!
- Не могу, - скрипнул зубами мальчишка.
- Ты слишком напряжен и разозлен. Магия требует покоя и расслабленности. Нет чувств - есть покой.
- Что, простите? - внезапно хмыкнула наблюдающая за нами Шани.
- Нет чувств - есть покой. Первая строчка мантры мага.
- А продолжение?
- Нет чувств - есть покой, - я прикрыл глаза, проговаривая знакомые с детства строки, - Нет неведения - есть знание. Нет страстей - есть ясность мысли. Нет хаоса - есть гармония. Нет смерти - ...
- Есть Сила? - прервала она меня с каким-то странным смешком.
- Есть магия, - качнул головой я, - по крайней мере, в классическом варианте именно так. Не важно. Туз, ты слишком напряжен. Ты сфокусирован на этой монете. Так нельзя. Расслабь свое тело, расслабь свой разум, позволь силе спокойно течь через тебя. Ты стараешься, напрягаешь все свои силы... на самом деле это легко. Это естественно. Расслабься. Очисти разум. И заставь эту монету взлететь.
- Тебе легко говорить, - окрысился Туз, - ты это умеешь.
- Я этому научился, - пожал плечами я, - сначала и у меня ничего не получалось. И, кстати, левитация монеты - это еще не самое плохое. Радуйся, что я не прошу тебя зажечь свечу.
- Я не знаю, что я делаю не так.
- Попробуй еще раз. Расслабься... можешь протянуть руку к монете, если тебе так легче, - заметил я подавленное движение мальчишки, - постарайся ни о чем не думать. Замри... Почувствуй тепло в центре живота. Почувствуй, как это тепло перетекает в руку, в кончики пальцев... как оно струится к монете. Не напрягайся, позволь этому теплу спокойно течь через тебя. Представь эту монету. Представь, как ты держишь её на кончиках пальцев. Ощути её холод, её рельеф, вес...
- Чувствую... - тихо, на выдохе, пробормотал Туз, смотря на сребреник из-под полуопущенных век.
- Подними её, - я не менял спокойного тона - просто добавил в него командную нотку. Сребреник чуть дрогнул, повинуясь движению пальцев мальчишки - и замер там же, где и был.
- Слишком тяжело, - резко выдохнул Туз, смахивая со лба внезапно выступившую там капельку пота.
- Прогресс налицо, - улыбнулся я, - теперь ты видишь, что это можешь?
- Я же сказал - слишком тяжело, - Туз отрицательно мотнул головой, - не вижу, не могу.
- Тяжело... - пробормотала Шани, вставая с кресла и идя к бюро, - давай попробуем на чем-нибудь, что легче? Ничего, что я вмешиваюсь, Кир?
- Ничего, - я с любопытством смотрел на зажатое в пальцах повернувшейся к нам девушки очиненное гусиное перо.
- Если монетка тебе тяжела, то попробуй поднять перо, - обратилась она к Тузу, - оно ведь гораздо легче, не так ли? Какое-то несчастное перышко, которое может поднять даже легкий порыв ветра.
- Хорошо, - Туз протянул руку в сторону лежащего на Шаниной ладони пера, и замер. Мгновение, другое... и перо задрожало, поднимаясь в воздух.
- Отличная идея, Шани, - я широко улыбнулся, - и... просто прекрасно, ученик. Твое следующее задание...
- Расслабься... ты не позволяешь энергии течь. Так вот... твоя задача - не позволить этому перу коснуться земли.
- Как долго?
- Пока я не скажу, что можешь прекратить. Оно должно всегда быть с тобой. И ты не можешь брать его в руки, или позволять кому-то еще его коснуться.
- То есть? - перо, задрожав, начало опускаться.
- Можешь положить его, скажем, на стол. Решишь покинуть комнату - заберешь его с собой. С помощью магии.
- И что будет, если я откажусь от этой глупости, или уроню его? - презрительно фыркнул мальчишка, последовав, тем не менее, моему совету, и слевитировал перо на столик, рядом с так и не поднятым сребреником.
- Твоя учеба у меня закончится, только и всего.
- Так просто?
- Ну да... могу объяснить, если хочешь.
- Объясни.
- Я знаю, что ты можешь удерживать это перо в воздухе... сколько угодно. Тебе просто надо приложить к этому определенные усилия. Если ты серьезно относишься к учебе - то ты их приложишь. Если же у тебя этого серьезного отношения нет - учить тебя совершенно бесполезно. К чему мне тратить мое и твое время? Так что если ты всерьез захочешь, что бы я от тебя отстал с этими уроками - просто урони это перо на землю. Чего уж проще... пополнишь ряды тех, кому не хватило силы воли и упорства, что бы стать магом.
- На слабо берешь?
- Оно мне надо? На самом деле, ты молодец. Хорошо сегодня потрудился. Иди, отдохни... перо не забудь!
Дождавшись, что бы за старательно левитирующим перо Тузом закрылась дверь, я улыбнулся Шани:
- Повторюсь - прекрасная идея. Вот что значит взгляд со стороны! Мне бы и в голову не пришло заменить монету чем-то еще.
- Тебя учили с монеткой?
- С камнем... но принцип тот же. Каждому ученику, прибывающему в Башню, выделяют комнату. В этой комнате, помимо всего прочего, есть стол, на котором лежит кусок гальки с вырезанным на нем гербом ученика. Если ученик выйдет из комнаты без висящего над плечом камня - считается, что этот ученик заявил о своем нежелании учиться магии. Отпускать этот камень можно только в комнате... так что я еще относительно добр.
- А если не можешь этот камень поднять?
- Еду приносят, - я позволил губам дрогнуть в намеке на улыбку, - первые три месяца выходить из комнаты не обязательно.
- И если этого времени недостаточно...
- Слишком слабый Дар. Недостаточный самоконтроль. Отсутствие силы воли. В любом случае, учить такого никто не будет.
- Сурово, - Шани озадаченно потерла лоб.
- Магия - это не игрушки.
- Понимаю. Цитирую: попроси Кира рассказать, кто создал этот кодекс мага, и объяснить, что он значит.
- Атана?
- Да, Голос, - Шани беспомощно кивнула, - зудит и зудит...
- Кодекс в его Имперском варианте является дословным переводом с гаэльского. Предположительный автор этого варианта - грандмастер Туор Стоун, основатель гаэльской школы магии. Наверняка это неизвестно, но первый записанный вариант встречается именно в его черновиках. Он же, судя по всему, черпал вдохновение из эльфийской мантры... N'uma tyavien; uma seere, uma sinta, uma meiva. N'uma gurtha, uma templa. Дословно... нет чувства; есть покой, есть знание, есть баланс. Нет смерти, есть магия. Похоже, не правда ли? Авторство эльфийских строк приписывается самому Кореллону. Доказать подобное... - я развел руками.
- Интересно. А значение?
- Значение кодекса? Нет чувств - есть покой. Пожалуй, самая спорная и чаще всего непонятая строка кодекса. Маги не отрицают чувств. Они - естественная часть жизни. Однако, нельзя позволять чувствам руководить поступками. Задача мага - контролировать собственные чувства, и через этот контроль обрести спокойствие. Принцип можно перефразировать как "Чувства не должны нарушать мой покой".
- Нет неведения - есть знание?
- Запомнила с первого раза? Молодец!
- Да нет, мне Голос подсказывает...
- Понятно... Неведение и знание. Тут все относительно просто. Маги по самой своей натуре являются адептами знания и интеллекта. Магия несовместима с неведением, ментальной косностью. Маг должен принимать знание вне зависимости от источника этого знания, и учитывать факты, даже если они не сообразуются с образом мыслей и теориями мага. Следующая строка: нет страстей - есть ясность мысли. Казалось бы, это всего лишь повторение первой строчки. На самом деле между чувствами и страстью есть существенная разница. Чувства могут лишить покоя, концентрации - страсть же, максимальный накал чувств, может толкнуть на необдуманные поступки. Маг всегда контролирует свои действия, всегда спокоен и хладнокровен. Нельзя действовать второпях, нельзя терять объективность.
- Нет хаоса - есть гармония?
- Все в этом мире взаимосвязано. У всего с нами происходящего есть свои причины. Мы можем их не видеть и не понимать, но это не отменяет их наличия. С другой стороны, любое наше действие влечет за собой какие-то последствия. Наши решения влияют на этот мир и на живущих в нем людей. Это - основной принцип кодекса мага. Без него все остальные строки бессмысленны. Именно ради нашего влияния на вселенское полотно взаимосвязей и взаимозависимостей мы контролируем эмоции и не позволяем себе поддаваться страстям. В этом - суть жизни мага.
- Покорность судьбе?
- Нет, с чего ты взяла? Как раз наоборот, мы, а не какая-то таинственная сила, в ответе за свои поступки. Просто мы осознаем, что у наших поступков есть последствия. Порой - весьма весомые.