Хлобустов Олег Максимович : другие произведения.

Становление органов госбезопасности России (1991 - 1995 гг)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выступление на Исторических чтениях "Гороховая, 2" в музее политической истории России в Санк-Петербурге в апреле 2017 г., посвященных 100-летию отечественных органов безопасности.

  13 марта 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об образовании Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР. КГБ при СМ СССР являлся, на правах союзно-республиканского министерства, центральным органом государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности Советского Союза.
   Отметим, однако, одно обстоятельство, сыгравшее важную роль через 37 после образования КГБ СССР: в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, в отличие от других союзных республик, республиканский Комитет государственной безопасности образован не был. А руководство территориальными - республиканскими (в автономных республиках РСФСР), краевыми и областными, управлениями госбезопасности осуществлялось непосредственно Центральным аппаратом КГБ при СМ СССР.
   Как известно, парадоксальным образом, на протяжении многих лет деятельность органов госбезопасности СССР регламентировалась только совершенно секретным Положением о КГБ при СМ СССР и его органах на местах от 9 января 1959 г. Оно было утверждено Президиумом ЦК КПСС и имело гриф "Совершенно секретно".
   В русле начатой в 1988 г. политики кардинального реформирования советского государства, 6 мая 1991 г. председатель КГБ СССР В.А. Крючков и председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписали протокол о создании КГБ России, имеющего статус республиканского государственного комитета. Исполняющим обязанности председателя КГБ РСФСР Б.Н. Ельциным был назначен генерал-майор Виктор Валентинович Иваненко, до этого момента бывший заместителем начальника Инспекторского управления КГБ СССР. (3 августа 1991 г. Указом Б.Н. Ельцина Иваненко будет утвержден председателем КГБ РСФСР).
   Подчеркнем, что, как свидетельствует сам В.В. Иваненко, он не встречал каких-либо препятствий в информировании президента России на основе данных КГБ СССР (собственных источников информации у возглавлявшегося им комитета до сентября 1991 г. не было) .
   16 мая 1991 г. впервые в истории нашей страны был принят закон СССР Љ 2159-1 "Об органах государственной безопасности в СССР". В статье 1 в числе целей указывалось и "осуществляют защиту конституционного строя Союза ССР и республик от противоправных посягательств, защиту суверенитета и территориальной целостности государства, его экономического, научно - технического и оборонного потенциала".
   Статья 3 закона устанавливала, что деятельность органов государственной безопасности осуществляется на основе принципов законности, равенства всех перед законом, уважения личности, ее прав и свобод, гуманизма и интернационализма.
   Подчеркнем, что особенно важно в связи с развертывавшимся в стране искусственным противопоставлением "центра" союзным республикам ССР, включая и РСФСР, что статья 10 закона гласила: "Органы государственной безопасности республик - союзно-республиканские органы государственного управления - осуществляют руководство в сфере государственной безопасности на территории соответствующей республики, непосредственно проводят работу по основным направлениям деятельности органов государственной безопасности и в пределах компетенции несут ответственность за обеспечение государственной безопасности республики и Союза СССР".
   Л.М. Млечин, претендующий на "восстановление истории КГБ РСФСР", даже не упоминает о данном законе, поскольку последующая деятельность В.В. Иваненко однозначно предстает как не только противоправная, но и преступная.
   18 - 19 июля 1991 г. в Москве было проведено Всероссийское совещание руководителей территориальных органов КГБ РСФСР. С одним из докладов на нем выступил и.о. председателя КГБ РСФСР В.В. Иваненко. В интервью агентству "Интерфакс" он пояснил, что "российский КГБ не будет копировать союзные структуры, а будет следовать своим путем в обеспечении безопасности России". "Интерфакс" далее так цитировал его слова: "КГБ должен руководствоваться идеей служения отечеству и законной власти, а не партийным структурам" .
   После известных августовских событий 1991 г., 28 августа Указом президента СССР М.С. Горбачева была образована Государственная комиссия для расследования деятельности органов госбезопасности, которую возглавил депутат Верховного Совета РСФСР С.В. Степашин. Забегая вперед, сразу отметим, что она не выявила никаких фактов "преступной деятельности" сотрудников КГБ. Позднее, этот же вердикт был подтвержден и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
   В судьбоносные дни 19-21 августа В.В. Иваненко находился в "Белом доме", где у него имелся служебный кабинет, и по спецсвязи КГБ уговаривал руководителей территориальных управлений "не поддерживать ГКЧП". Однако Б.Н. Ельцин припомнил ему этот факт и уже в январе 1992 г. он был уволен в отставку указом президента РФ. Сам же Иваненко в сентябре 1991 г. "зачистил" тех руководителей управлений КГБ РСФСР, которые не выразили ему однозначного согласия на нарушение Конституций СССР и РСФСР и законов СССР.
   С назначением 23 августа председателем КГБ СССР В.В. Бакатина начался процесс разрушения системы обеспечения государственной безопасности Союза ССР, то есть, "Большой России", как он воспринимался на Западе, в связи с чем термин Russia (Россия) употреблялся в политическом лексиконе едва ли реже чем USSR (Советский Союз, СССР).
   В частности, аплодисментами депутаты Верховного Совета СССР 26 августа встретили слова председателя Комитета конституционного надзора СССР С. С. Алексеева: "Я выдвигаю предложение об упразднении КГБ. Надо, чтобы вместо этого комитета были управление по разведке и управление по охране правительственных учреждений. И всё" .
   Следует подчеркнуть, что у новых российских властей, как и у большевиков в 1917 г., не имелось понимания и концептуального видения системы защиты национальных интересов страны, что и образует содержание обеспечения ее государственной безопасности. Со всей очевидностью об этом свидетельствует затянувшаяся череда "реформирования" органов госбезопасности.
   В то же самое время в программном выступлении в Конгрессе США при утверждении его кандидатуры на пост директора ЦРУ Роберт Гейтс заявил: "Разведка становится во все возрастающей степени центральным фактором в формировании американской внешней политики... Самым важным является то, что возрастает роль разведки как единственной организации в системе американской администрации, которая смотрит вперед, можно сказать, разведывает будущее. Разведка значительно опережает другие ведомства США в оценках и определении проблем, с которыми США столкнутся через пять - десять лет и даже в двадцать первом столетии" .
   В связи с начатыми В.В. Бакатиным "преобразованиями", с 22 октября, параллельно с КГБ РСФСР - теперь ему подчинялись все территориальные органы - республиканские, краевые и областные управления на территории России, существовали и мало дееспособные "союзные структуры": Центральная служба разведки (ЦСР), Межреспубликанская служба безопасности (МСБ), Комитет правительственной связи (КПС, 13 декабря он перешел в подчинение Б.Н. Ельцину, но уже 24 декабря 1991 г. был преобразован в Федеральное агентство правительственной связи и информации - ФАПСИ, просуществовавшее до 1 июля 2003 г.).
   Однако 26 ноября 1991 г. последовал Указ Б.Н. Ельцина "О преобразовании Комитета государственной безопасности РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР" (АФБ), внесший дополнительную сумятицу в попытки выстраивания контрразведывательной и разведывательной деятельности в условиях глубокого политического кризиса в стране. Но менее чем через месяц, 19 декабря 1991 г. последовал новый указ уже о ликвидации АФБ и образовании на основе МСБ, АФБ и МВД РСФСР министерства безопасности и внутренних дел (МБВД) Российской Федерации.
   22 января 1992 г. по иску народных депутатов РСФСР Конституционный суд Российской Федерации признал этот указ неконституционным, вследствие чего указом Б.Н. Ельцина от 24 января Љ 42 было образовано Министерство безопасности Российской Федерации (МБ РФ. Временное Положение об МБ РФ было утверждено этим же указом президента).
   Таким образом, этот затянувшийся период "проб и ошибок" в создании системы государственной безопасности России, предоставил не менее чем шестимесячную "фору" недругам молодого российского государства.
   Подобное реформирование, многочисленные организационные изменения с выведением сотрудников за штат, неизбежно вели к приостановке оперативных дел, потере времени и оперативных позиций, возможностей. Одним словом, были созданы весьма комфортные условия для работы недругов России, которые не теряли времени даром: количество оперативных баз (причем не только ЦРУ США, но и спецслужб других государств) увеличилось, неприятельские агенты включились в активную работу по сбору информации о процессах, происходящих как в бывших социалистических государств Европы, так и в столицах бывших союзных республик Союза ССР. Всё это имело место, несмотря на то, что 1 февраля 1992 г. на встрече президента России Б. Н. Ельцина с президентом США Дж. Бушем в Вашингтоне была подписана декларация "о прекращении состояния холодной войны между США и Россией" .
   Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что в 1992 г. и последующие годы Верховным Советом Российской Федерации был принят целый ряд законов, создавших добротную правовую базу для деятельности органов безопасности страны (работа над некоторыми из них была начата еще в 1990 г. в профильных комитетах Верховных Советов СССР и РСФСР). В частности, это законы Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности", от 13 марта "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", от 8 июля "О федеральных органах государственной безопасности", от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне".
  Закон "О федеральных органах государственной безопасности" определял назначение, задачи, правовые основы, принципы организации и деятельности, систему, обязанности и права, силы и средства Министерства безопасности России (МБ РФ), гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также виды контроля и надзора за их деятельностью.
   Задачи органов Министерства безопасности России определялись как:
   а) выявление, предупреждение и пресечение разведывательно - подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации;
   б) добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации;
   в) выявление, предупреждение и пресечение преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности;
   г) борьба с терроризмом и противоправными посягательствами на конституционный строй Российской Федерации;
   г.1) обеспечение в пределах своей компетенции государственной охраны высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и их должностных лиц;
   д) выявление, предупреждение и пресечение во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел и другими государственными органами Российской Федерации организованной преступности, коррупции и наркобизнеса;
   е) обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов Российской Федерации;
   ж) обеспечение охраны государственной границы Российской Федерации с помощью оперативно - розыскных средств;
   з) обеспечение высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, других государственных органов информацией об угрозах безопасности Российской Федерации.
   Министерство безопасности просуществовало до 21 декабря 1993 г., когда вместо него Указом президента РФ Љ 2233 была учреждена Федеральная служба контрразведки (ФСК). Однако и ее век оказался недолговечен и в соответствии с Федеральным законом РФ от 3 апреля 1995 г. Љ 40-ФЗ была образована Федеральная служба безопасности (ФСБ РФ).
  О причинах постигшей страну в 1990-е годы геополитической катастрофы бывший первый заместитель председателя КГБ СССР Ф.Д. Бобков писал: "Лидеры упивались или наслаждались властью, отбрасывая всю информацию об угрозах извне, о процессах в стране, могущих посеять недоверие к властям, нарушить стабильность в государстве. Не только руководители государства были поражены вирусом "непобедимости". Болезнь поразила общество".
  В опубликованной в январе 2005 г. статье Ф.Д. Бобков подчеркивал: "в годы разгара "холодной войны" ее как войну не воспринимали. О ней говорил и писал лишь ограниченный круг партийных лекторов, да лидеры в докладах цитировали потребные выдержки в пропагандистских целях. Никто при этом не предупреждал об опасности "холодной войны" для государства. В КГБ такую опасность понимали и в меру сил старались не только помочь руководству страны ее осознать, но и стремились донести угрозу, таящуюся в "холодной войне", до широких слоев общественности" .
  В этой связи мы вынуждены согласиться с уже высказывавшимся
  мнением о том, что "уже с середины 1970-х годов в 5-м управлении отмечали откровенные симптомы игнорирования людских забот и переживаний", что некоторые органы КПСС не только самоустранялись от конкретной организационно-социальной работы, но и от пропагандистского противодействия "социальной пропаганде" зарубежных идеологических центров, что КПСС "спала, усыпленная своей непогрешимостью" .
   И сегодня является небезынтересным вопрос об оценке общественным мнением роли и места органов безопасности в истории страны. Представление об этом, "фотографию" его состояния на момент прекращения существования КГБ, дают результаты социологического исследования на тему "Общественное мнения о службе государственной безопасности", проведенного Институтом социологии Академии наук СССР по заказу Межреспубликанской службы безопасности. (Опрос был проведен в декабре 1991 - январе 1992 гг. и в ходе него вопросы задавались 1 530 гражданам 9 бывших союзных республик СССР) .
  По мнению большинства опрошенных, сотрудник КГБ это, прежде всего, профессионал (64% ответов респондентов), умный (52%), сильный (46%) человек долга (45%). В то же время, около 30% респондентов считали, что они лично, либо их родственники пострадали в разные годы от действий органов НКВД-МГБ-КГБ. При этом 25% респондентов полагали, что и они сами "находились под наблюдением КГБ". При всей очевидной абсурдности этой цифры, подобные мнения также являлись характеристикой массового общественного сознания того времени.
  И если 17,9% опрошенных считали, что деятельность органов госбезопасности СССР с 1917 г. принесла стране в основном пользу, то противоположного мнения придерживались 33,6% респондентов. Однако, как нетрудно заметить, почти половина респондентов не имела собственного определенного мнения по этому вопросу, затруднившись с ответом на него. Примечателен и тот факт, что 22% тех, кто считал себя "пострадавшим от действий КГБ", оценивали деятельность органов госбезопасности в целом положительно.
  По мнению опрошенных, приоритетными для деятельности преемников КГБ в деле обеспечения безопасности страны должны были стать:
   - борьба с мафией, наркобизнесом, терроризмом (82% ответов);
   - охрана военных объектов и государственных секретов (75%);
   - противодействие вооруженному захвату власти (73%).
  В то же время 40% опрошенных считали, новые органы госбезопасности страны должны были бороться с идеологическими диверсиями спецслужб иностранных государств. При этом 34% респондентов полагали, что деятельность иностранных спецслужб представляет большую угрозу для их страны, а 33% из них были уверены, что "западные спецслужбы ставят подрывные задачи по отношению к странам СНГ", а 16% полагали, что "страна находится во враждебном окружении".
  Руководитель цитируемого исследования профессор О.В. Крыштановская считала, что последние из приведенных суждений и оценок респондентов, это - проявление остатков "оборонного сознания", якобы внушавшегося населению страны официальной пропагандой. На наш же взгляд, они скорее отражали серьезные реалии геополитических отношений в мире, о справедливости которых свидетельствую многие последующие события в нашей стране и за ее пределами.
  Указом президента Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. Љ 1280 был учрежден новый профессиональный праздник - День работника органов безопасности Российской Федерации, являющийся общим для сотрудников Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы охраны Российской Федерации.
  Как представляется, своеобразный итог этому периоду истории отечественных органов государственной безопасности был подведен в радиообращении президента России Б.Н. Ельцина по поводу 80-летия образования ВЧК 19 декабря 1997 г. Приведем лишь отрывок из него:
   "...Но каким было государство - такими были и его службы безопасности. Оглядываясь назад, я вижу - в разоблачении преступлений органов безопасности мы чуть было не перегнули палку. Ведь в их истории не только черные периоды, но и славные страницы, которыми действительно можно гордиться...
   В 1991 г. много спорили о том, нужно ли в новой России оставлять Комитет государственной безопасности. Кое-кто предлагал вообще ликвидировать эту структуру. Но было очевидно, что она жизненно необходима стране. Что большинство ее рядовых сотрудников поддержат демократические преобразования. Поэтому и был выбран трудный путь реформирования КГБ... Пожалуй, ни один государственный орган не прошел через такую жесткую реорганизацию...
   Сегодня перед этими службами стоят другие задачи:
   - защита национальных, в том числе экономических интересов страны;
   - защита прав и свобод граждан.
   Несмотря на позитивные перемены, которые произошли после окончания "холодной войны", в мире все еще идет жесткая борьба. Усиливается погоня за новыми технологиями, за ресурсами, за геополитическое влияние. По-прежнему не ослабевает деятельность иностранных разведок на территории России...
   Сегодня в рядах наших спецслужб - подлинные патриоты своего дела. Эти люди работают не за славу и награды, а - не побоюсь этого слова - за идею. За безопасность государства. За мир и покой наших граждан.
   И мы должны с уважением относиться к труду сотрудников спецслужб. К их нелегкой и зачастую - героической работе" .
   В этой связи особенно кощунственно звучат нередко и сегодня еще раздающиеся провокационные призывы "объявить преступными организациями ВЧК - ГПУ - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - КГБ". В заключение представляется целесообразным привести сравнительные данные о степени доверия граждан России органам Федеральной службы безопасности. Данный опрос проводился Левада-Центром 23-26 сентября 2016 г. Согласно его результатам, органы ФСБ России пользовались наибольшим доверием населения по сравнению с другими правоохранительными институтами. Так, почти половина респондентов (46 %) заявили, что вполне доверяют органам безопасности, тогда как относительно доверия органам прокуратуры и полиции так ответили только 24 % из них, и относительно судов - 22 %.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"