"... Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватным угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства".
Ст.4 "Обеспечение безопасности"
(закон РФ "О безопасности")
"Система безопасности - специально созданная совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты объектов безопасности".
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Известный афоризм, что в любом случае "оружие защиты должно быть адекватно оружию нападения", прямо ставит вопрос о необходимости создания СИСТЕМЫ обеспечения БЕЗОПАСНОСТИ для защиты объекта как сложной системы от угроз и опасностей со стороны сложной же системы в виде, скажем, противника или злоумышленников на различных иерархических уровнях объектов угроз.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что:
Обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее оптимальных методов, способов и путей совершенствования и развития системы безопасности, непрерывном контроле, выявлении слабых мест, потенциальных опасностей и угроз.
Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся сил и средств. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые силы, средства и методы объединяются в единый, целостный механизм - систему обеспечения безопасности.
Никакая система безопасности не может обеспечить требуемого уровня защищенности без надлежащей подготовки и обеспеченности необходимыми силами и средствами, без участия соответствующих органов управления и необходимых правовых, организационных и технических мер.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ.
1) Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации.
2) Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях.
3) Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
4) Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ, в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.
Опасности и угрозы всегда указывают на взаимодействие двух сторон - той, которая выступает источником и носителем опасности, называемой СУБЪЕКТОМ и той, на которую направлена опасность или угроза, называемой ОБЪЕКТОМ.
Опасности - это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред: - человеку,
Опасность может выступать в различной форме, как в виде намерений, так и в виде планов подготовки действий и самих действий, направленных на:
- уничтожение,
- ограбление,
- подчинение,
- закабаление,
- ослабление объектов безопасности.
Другой формой опасности выступает РИСК - возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия связанные с такой опасностью. Риск - количественная оценка опасности.
УГРОЗА - опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности субъектов нанести ущерб объектам.
СИСТЕМА ИЕРАРХИИ УГРОЗ И ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ.
У Г Р О З
УРОВНИ И ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
Љ п/п Уровни Состав
1. Международный Совет Безопасности ООН
1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
2. Организация Африканского Единства (ОАЕ).
3. Организация Американских Государств (ОАГ).
4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
5. Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).
2. Региональный (межгосударственный)
3. Государственный Совет безопасности РФ.
4. Региональный (внутригосударственный). Региональный совет по безопасности.
5. Объектовый (на предпри-ятиях и в организациях). Служба безопасности.