Случилось так, что моё знакомство с Чехией началось ещё на борту авиалайнера.
― Добри ден, - сказала с улыбкой стюардесса.
― Здравствуйте, - ответил я, и она легко перешла на русский.
― Здравствуйте, располагайтесь, пожалуйста.
― Я же по-чешски то не умею - говорю, немного смутившись. Впереди идущий мужчина обернулся и, улыбаясь, произнёс несколько слов на незнакомом мне языке. После чего объяснил мне уже на русском.
― Наши языки имеют много общего, я думаю, вы быстро освоите чешский.
И вот позади перелёт, таможня, аэропорт. Мы ступаем на пражскую землю. Не могу избавиться от ощущения сказочности всего происходящего. Виной тому видимо разница в климате. Вылетали из Омска, было минус тридцать шесть. В Праге плюс восемь.
― Но это же не Таиланд и не Египет. И до Рождества всего три дня, - думаю я. Закрываю глаза и открываю снова, да нет, всё на месте.
Листья на деревьях, трава зелёная. Слегка сырой асфальт. Аэропорт сияет огнями. Комфортабельным микроавтобусом, нас развозят по разным отелям. Кому-то достался левый берег, кому-то правый. Мне повезло больше всех. Я оказался посередине, на острове Кампа. Почему повезло? Карлов мост в двух шагах от отеля, практически центр города, помимо этого именно на острове расположен музей современного искусства. Если встать спиной к отелю, то поворот налево приведёт к Карлову мосту, поворот направо к мосту, ведущему к зданию Национального театра. Если по течению реки, то слева будет Петржин холм с Эйфелевой башней, да-да, не удивляйтесь, в Праге тоже есть Эйфелева башня, справа Старомесская площадь с её Астрономическими курантами.
Должен заметить, перед входом в каждый отель вывешены флаги различных государств. Поначалу думал, это просто декоративный элемент. Но служащие в отеле объяснили, что это флаги тех стран, на языке которых может общаться персонал. Между прочим, очень удобно. Не стоит только селиться в отелях, над которыми вывешен флаг с изображением шестицветной радуги. Это отели для постояльцев нетрадиционной сексуальной ориентации. Флаг имеет все цвета радуги кроме голубого. Поэтому если нет желания попасть в горячие мужские объятия..., то не стоит.
Отель Кампа-Гарден, первый этаж, достаточно большой балкон, прямо под окнами протекает река Чертовка. Бросаю сумки. Разве можно усидеть на месте? Переодеваюсь и в вечерний город! Первым делом побывал на улице Духов. На входе встречает средневековый субъект в чёрном домино (домино-длинный, до пяток, одноцветный плащ - балахон с глубоким капюшоном и широкими рукавами). Особенность улицы в том, что не всех духов можно увидеть сразу. Где-то нужно открыть крышку ящика, где-то дернуть за шнурок, позвонить в колокол. Распахнуть ставни или наступить на "секретную" половицу. Некоторых придётся ещё и поискать. Обилие привидений, призраков, духов, барабашек и ещё целого сонма подобных существ. Чисто вечернее развлечение. Одного только не понял, почему чёрт был обут в один ботинок фирмы Экко.
По всей видимости, в аду неплохо платят, если он смог себе это позволить. Но на второй даже адской зарплаты не хватило. Не удивляйтесь, но в Праге изделия из натуральной кожи и меха стоят очень дорого. Порядка на три - четыре дороже, чем у нас.
Наобщавшись вдосталь с нежитью, перекусил в киоске возле храма Святого Николая на Малой стороне, поглазел на Чумной столб, после чего опять отправился в направлении Карлова моста. Что меня потянуло на юго-запад, кроме как действием интуиции не объяснить. Спускаюсь с возле стены Джона Леннона и не торопясь иду вниз по течению реки. Не понял, это что такое? Улица шириной сантиметров сорок при этом ещё и снабжена светофором. А светофор-то зачем? Оказывается, она настолько узкая, что два человека не разойдутся. Поэтому движение по ней регулируется светофором. Называется она Кирпичная улица. Просто раньше рядом располагался кирпичный завод, вот от этого соседства и получила своё название. Это самая узкая улица в мире. Второе место после неё занимает улица Ленивого Томаса в Швеции. Иду далее, и вот он апогей прогулки - двор музея Франца Кафки. Шикарный фонтан. Что там Брюссельский Писающий мальчик против этих двух умудрённых жизненным опытом мужчин!
Позже выяснилось, что это не просто особи мужского пола, это чешские президенты, а стоят и увлажняют они карту Чехии. Ну, теперь мне всё понятно почему в Праге сыро. Такого мужского великолепия, больше нигде не лицезрел. Прага вообще богата необычными скульптурами. Идёшь по улице, поднимаешь глаза, мужчина висит в воздухе, зацепившись рукой за карниз пятиэтажного дома. И ничего, что скульптура сделана из крашенного пенополистирола. Кстати пародия на памятник Вацлаву в Люцерне, где он изображён сидящим на животе у лошади, тоже полистирольная. С этим памятником постоянно происходят интересные вещи. Кто-то распустил слух, что язык лошади, на животе которой сидит Вацлав приносит счастье, если незаметно отломить. Так вот, его без конца воруют. Казалось бы, чего проще, поднимите скульптуру чуть повыше и язык будет всегда на месте. Так нет, специально на такой высоте подвешен, чтобы рукой можно было дотянуться. Молодцы чехи!
Пока рассматривал фонтан, незаметно сумерки сгустились до глубокого вечера. Пришла пора вернуться в отель. Проснулся рано, поскольку разницу во времени ещё никто не отменял. Принимаю душ, бреюсь. За окном в протоке крякают неугомонные утки. Распахиваю окно. Бросаю взгляд на реку. Вода чистейшая, видно каждый камушек на дне. Боже мой! Глаза выдвигаются на полметра вперёд, а челюсть от удивления, отвиснув, достаёт до подоконника. Под окном, в протоке, лениво пошевеливая хвостом, совершенно наглым образом проплывает, примерно полуметровый артефакт. Выскакиваю на рецепшн. Но, от такого рыбьего нахальства теряю способность адекватно общаться. Размахиваю руками, что-то пытаюсь сказать, но ничего внятного не получается. После того, как мой речевой аппарат вернулся в состояние нормального произношения звуков, говорю Ирене.
― Слушай, только что под окном в протоке полуметровая рыбина проплыла.
―Ну и что, - пожимает она плечами, - они тут часто плавают.
Как объяснить ей, привычной к подобным картинам, что у нас в Омске три ерша за день это уже неплохо. Ладно, рыба рыбой, а маршрут на сегодня продумать надо. Так, на левом берегу вчера был, куда сегодня отправимся? По закону равновесия пойдём на правый. Надо заметить, интересный факт. Основная часть города, (как и Омск) находится на правом берегу. С той только разницей, что Влтава течёт в противоположную, чем Иртыш сторону. Поэтому, тот берег, который у нас левый, у них правый. Чтобы было проще ориентироваться-Карлов мост имеет на левом берегу две башни, башню Юдифи, она ниже. И Предмостная (другое название Охранная) башня, она побольше.
А на правом только одну Староместскую Предмостную башню. Прогулялся на Староместскую площадь, посмотрел на знаменитые Астрономические куранты. И тут мой бумажник ехидно намекнул, что пора бы и деньгами разжиться. Подхожу к ближайшему банкомату. Вставляю в прорезь карту Америкэн экспресс. Вместо вожделенных купюр банкомат выдаёт мне на экране коллаж в виде швейцарского флага (белый крест на красном фоне) в обрамлении дорожного знака движение запрещено.
― Нда, - говорит Чику, - кисло дело.
Чику-это мой внутренний голос, интуиция, что-то там ещё и по совместительству ангел-хранитель во всех моих поездках. Евро я с собой много брать не стал, понадеялся на банковские карты. Внутри меня медленно разливается нечто среднее между грустью и состоянием полного облома.
Вынимаю, Мастер карт, вставляю в прорезь. Банкомат жизнерадостно булькнул и предложил выбрать язык для общения. Затем попросил ввести пин код. Пока всё идет нормально. Металлический друг задаёт очередной вопрос, какие купюры предпочитаю евро или кроны?
― Зачем мне евро? - думаю,- кроны бы неплохо.
Нажимаю четыре тысячи крон, и банкомат с лёгким стрёкотом отсчитывает деньги.
― Живём! - говорю я.
И Чику напыжившись, как воробей перед крупой, тут же вставляет:
― А то! Со мной не пропадёшь!
Теперь можно не торопясь пройтись. Утро тишина, город только просыпается. Лениво течёт Влтава, окутанная дымкой тумана. Не спеша шагаю по кривым улочкам. Свернём вот сюда, так теперь здесь пройдём.
― Великолепно, просто географ! - говорит мне Чику.
Эге, да я оказался ещё дальше от того места с которого начал. Кривизна сыграла со мной шутку. Это у нас в городе всё просматривается на пятьсот метров вперёд. В Праге улицы идут по дуге. Максимальный обзор метров двадцать. Я сделал приличный круг. И вместо того, чтобы идти в сторону Национального театра, я от него ушел на достаточно приличное расстояние.
Наконец, отмотав положенные пятнадцать кругов, вроде разобрался, как здесь вообще двигаться, чтобы попасть в нужную точку. Ладно, хоть машины не мешают. Надо отметить, что здесь почти нет автомобильного движения. А уж такое понятие как "дорожные пробки" просто отсутствует. Да и не удивительно. Трамваи ходят строго по расписанию. Если ему положено быть на этой остановке в десять часов сорок семь минут, будьте уверены, именно в это время он там будет. По-моему, в Праге нет места, куда нельзя было бы добраться на трамвае. Транспорт ходит до полуночи. Хотя на некоторых автобусных маршрутах есть ночные рейсы. Основной транспорт - трамвай. Метро всего три ветки - красная, жёлтая и зелёная. Автобусные маршруты в аэропорт, пригород и соседние города. С учетом того, что город, несмотря на свой столичный статус достаточно компактен, в личном авто особой необходимости нет. От центра города до окраины на одной ноге примерно за полчаса допрыгать можно.
Ну, всё, хватит с меня всяких загогулек. Вон река течёт прямо. И соответственно набережная тоже прямая. Вдоль неё и пойду. Здесь уж точно не промахнусь. Тем более знаменитый Танцующий дом как раз на набережной стоит. Фотографии это одно, а когда видишь его своими глазами, совсем другое. Порывы пламенного фламенко, ритмичный стук кастаньет. Дом выгнулся в огненном порыве танца, но музыка неожиданно смолкла. И танцор замер. Замер в ожидании продолжения. Да так и остался стоять. Проходим немного дальше, вот и Вацлафская площадь. Хотя по нашим российским меркам это скорее широкая улица. Ну да не будем придираться, площадь, значит, площадь.
А пройду-ка я ещё немного вперёд, интересно, куда выведут эти изогнутые улочки?
― Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы. Ехал поезд из Одессы, машинист, мужик отважный, мастер спорта по-борьбе - вспомнились мне слова одной песни.
А почему бы и нет? Именно там я ещё не был. На пражский центральный железнодорожный вокзал меня привело тривиальное любопытство. В отеле предупредили, старайтесь не появляться в районе вокзала. Там очень много цыган. Что такое сказать русскому - нельзя? Это впрямую его спровоцировать. Естественно, как истинному славянину, просто жизненно необходимо посмотреть. А то, по возвращении и рассказать будет не о чем. Забегая наперёд скажу, несмотря на все мои старательные поиски не нашел ни одного. И вдруг услышал пение. Поскольку с цыганами не повезло, двинемся на звук. Прохожу в внутрь здания вокзала, сворачиваю налево, и вдруг...
Пел хор, человек, наверное, более ста. Музыкантов было около семидесяти. Такого исполнения, в живую, я не слышал ещё ни разу в жизни. Звуки переливались, как весенний ручей, неожиданно устремлялись вверх искрящимися струями, затем ниспадали каскадами водопадов. Накрывали жемчужными переливами, плавно поднимаясь к своду, откуда лились серебряными струями, только для того, чтобы через мгновение опять устремиться ввысь. Музыкально - певческая феерия кружила и туманила, увлекала за собой, контуры реальности растворялись, а душа, следуя за звуками музыки и пения, то взлетала, то планировала на крыльях к земле, только затем, чтобы, не соприкоснувшись с ней, снова взмыть в небеса. Часа через полтора действо закончилось. Моя душа налеталась, и самое главное благодаря крепким вокзальным стенам не улетела совсем. А то где бы я её потом ловил?
Так вот спустя это время бренная плоть напомнила, что я состою не только из эмоций. Желудок, пока ещё достаточно тактично выразился в том плане, что-он-то орган весьма приземлённый. И что в литературе и музыке одиночество может, кого и возвышает, но лично ему хочется познакомиться с добропорядочной котлетой. Что за вокзал, если при нем нет ресторана? Прохожу чуть дальше, ага вот и он. Занимаю столик недалеко от входа. Подошедшая официантка великолепно понимает по-русски. Поэтому без лишних экзерсисов, изучив меню и уточнив у неё, это что? А это, что за блюдо? Заказываю салат из семги и мясное ассорти. Ну и, поскольку это Чехия и Прага, не заказать пива просто хамство, причём по отношению и к себе, и к Праге. Заказываю Старопрамен, светлое. В ожидании салата, не торопясь потягиваю пиво. Вон официантка кому-то мелкокалиберный тазик с салатом несёт. Назвать эту ёмкость тарелкой язык не поворачивается. Видимо вон той группе парней в углу. Похоже, ребята сильно проголодались. А чего это она возле меня остановилась? И зачем эту бандуру мне на стол ставит? Так, зря я видимо второе заказал, тут и салата хватило бы. Ну да делать нечего, назвался кузовом - получай груздей. Неторопливо поглощаю принесённое, помогая себе пивом. На горизонте показалась дубовая доска формата А-3 с трёхмерным фрагментом географической карты, составленной из хребтов картофельного пюре, мясных пиков и овощных долин, дополненных реками соусов. С любопытством разглядываю всё это ландшафтное великолепие. И тут как всегда, ехидный Чику говорит:
― А ведь это всё тебе.
На мгновение замираю в ужасе. Затем:
― Да ну, - успокаиваю я сам себя, - скажешь тоже.
Секунд через двадцать всё это великолепие оказывается на столе. Одним глазом, осторожно смотрю в сторону принесённого, и на всякий случай уточняю:
― Это всё мне?
Балбес,- говорит Чику, - чего спрашивать итак всё ясно.
Официантка смеётся:
― Что много?
И тут моя русская душа разворачивается вовсю ширь.
― Всё пропьём, но флот не опозорим, - говорю я, и авторитетно добавляю, - съем! Но, ты же понимаешь, одной кружки пива здесь маловато.
― Старопрамен? Светлое, тёмное? - уточняет она.
― Светлое мы уже пивали. Тёмное!
Потому как без пивного цунами мне с этим островом на доске не справиться. Первый удар волны, мясные горы приняли, даже не покачнувшись. И тут мне на память приходит Девятый вал Айвазовского. Делаю добрый глоток. Наконец-то! Архипелаг подался, берега начали оседать. Таким образом, за час с лишним, управился. Прошу счёт. Интересно, на сколько же я наел? Оказывается, совсем бюджетно.
Мой желудок полон, как трюм пиратского корабля после удачного набега. Из-за стола поднимаюсь с трудом. Ну а, по законам гидродинамики корабль с полным грузом уже не может двигаться с прежней скоростью. Не торопясь, через парк направляюсь в сторону Вацлавской площади. Решаю заглянуть в Национальный музей. Как-никак музей место спокойное, спешка там неуместна. Предполагает степенный променад. А это именно то, что мне сейчас и нужно. Величественное здание в неоренессансном стиле. Просторные залы и великолепные интерьеры. Анфилады колонн. В самом музее расположены музей естествознания и истории. Библиотека, содержащая один миллион триста тысяч томов и восемь тысяч манускриптов. Пантеон, залы минералогии, зоологии, ботаники. Историко-археологический отдел. Секции этнографии, музыкальных инструментов, физкультуры и спорта. Покупаю билет, поднимаюсь по лестнице. Забегая наперёд, скажу, для того, чтобы бегло осмотреть всю экспозицию необходимо часов восемь. Фотографировать в музее можно без ограничений. Запрет распространяется только на съёмку видеокамерой. Да и не стоит этого делать, поскольку в магазинчике при музее можно купить диски с видео экскурсиями по самым разным направлениям. Там же можно приобрести за весьма небольшую плату многое другое. Например, зубы акулы, различные раковины, окаменелости с отпечатками древних растений и животных. На втором этаже музея мне удалось полазить в пещерах. Пройти по висячему мостику над текущей под ногами вулканической лавой. Испытать на себе небольшое землетрясение.
Следом не торопясь осматриваю этнографический зал, точнее залы. Всё обустроено так, что каждый раз сюрприз. Кажется, уже всё осмотрел. Поворачиваешь за колонну, и перед тобой очередная экспозиция залов из пяти-семи. Но поистине детский восторг, испытал на зоологической экспозиции. Львы, ягуары, тигры, барсы. Слоны, носороги, жирафы. Непередаваемое множество животных, птиц, рыб, рептилий и прочей живности. Скелет кашалота, висящий над головой. Понимаю, кит конечно большое животное, но никогда бы не подумал, что настолько. Кровожадная акула-молот, во всей своей красе. Апогей эмоций настиг меня возле чучела мамонта.
Причём служители музея, видя мой восторг, любезно объяснили, что это ещё не самый большой экземпляр, так скорее мамонтовый подросток. Критически осмотрев его со всех сторон, спрашиваю:
― Чего это он у вас такой лохматый? Вы бы его в парикмахерскую, что ли сводили.
Чем привожу в восторг уже работников музея. Надо заметить, чехи, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд сдержанность, очень любят шутить. И сами ценят хорошие шутки.
Захожу в зал минералов. Чего здесь только нет. Никогда бы не подумал, насколько природа может быть разнообразной. Но видимо в плане эмоций выдохся возле мамонта. Посему довольно спокойно взираю на сапфиры, изумруды, рубины, бериллы, хризопразы, размером с небольшой детский кулачок. Всё это великолепие переливается разными цветами. Сверкает бритвенной остротой огранки. Бриллианты размером с небольшой мандарин, поражают необыкновенной чистотой. Кажется, что они прозрачней родниковой воды. Из музея выхожу с чувством, что на сегодня хватит. Не знаю, есть ли у человека эмоциональная система. Но если есть, то моя себя полностью исчерпала. Не торопясь, минут за двадцать дохожу до Карлова моста. Вечереет.
Незаметно, на мягких кошачьих лапах в город прокрадываются сумерки. Небо приобретает всё более насыщенный оттенок. Кажется, будто кто-то невидимый начинает наносить новые штрихи на небесную палитру. Вот он аккуратно подчеркнул багряными сполохами края перистых облаков. Смелыми мазками добавил к голубизне неба ультрамарина. Зажигаются огни. И Прага становится совершенно иной. Ловлю себя на странном ощущении. Чем активней вступает в свои права вечер, тем дальше отодвигается современный мир.
Плавно погружаясь в темноту, город как бы уходит назад во времени. Словно соскучившись по своему детству, окунается в прошлое. Небо всё более переходит в тёмно-лиловые тона. Исчезает дневная суета. Блестят булыжные мостовые. Кажется, что даже трамваи двигаются медленнее. На улицах появляется больше народа. Начинают наполняться многочисленные кабачки. Уличные торговцы наперебой предлагают согреться стаканчиком горячего вина. Пожалуйста, на выбор, глинтвейн, грог. Немного устало, шагаю по мосту в сторону отеля. Завтра домой. Как-то незаметно пролетела неделя. Да и честно говоря, уже тянет обратно. Как говорится, в гостях хорошо, а дома всё же лучше. Выхожу на набережную в парке возле отеля. Смотрю на Влтаву, на её неспешное течение. Достаю монетку и, размахнувшись, бросаю её в реку. До свидания Прага! Я вернусь.