А.Ш. (Читатель) : другие произведения.

Можно ли устранить дедовщину в армии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Можно ли устранить “дедовщину” в армии?

(изобретательство)

Вопрос распадается на два:

1. Собственно, можно ли устранить дедовщину в армии?

2. Хочет ли кто-нибудь устранить дедовщину в армии?

Пробуем обдумать каждый из этих вопросов.

Да, безусловно, можно.

Позволю себе повторить цитату дня:

>Солдат сегодня приходит в армию со сформировавшимся синдромом Красной Шапочки, с синдромом жертвы. От него пахнет страхом, на лбу написано: “Не бейте меня больно и сильно, а только понемножку”.
Александр Караян

Ключ наличия дедовщины, её “успешности” - традиция, заведомая известность факта дедовщины любому призывнику. Призывник заранее и безупречно знает, что перенести дедовщину ему придется. Бить будут сильно и больно, будут унижать, опускать, но необратимых увечий, ежели терпеть будет, скорее всего, не нанесут. А вот если брыкаться будет, то и инвалидом может стать (в лучшем случае).

Так можно ли дедовщину одолеть? Как?

Я думаю, мнений типа тягомотины о “необходимости повышения воспитательной работы в армии”, никто разделять не будет. Эту наивность мы уже пережили. Не та это сфера. Сама армия по определению - силовая структура, и в ней распускание розовых соплей неуместно.

Деды будут чувствовать себя безнаказанно и будут практиковать дедовщину до тех пор, пока будет в них уверенность, что никогда не получат они адекватный, а лучше - с превышением, ответ новобранцев.

Если общество всерьёз озаботится прекращением дедовщины, то пресечь её можно в течение полугода.

План действий таков.

В некую особо неблагополучную в смысле дедовщины часть поступает партия новобранцев. Деды, естественно, немедленно предлагают им вымыть казарму зубными щетками или что-нибудь аналогично-остроумное. За уклонение, естественно, пытаются бить. И вот тут начинается самое интересное. Оказывается, что новобранцы-то “фиктивные”. И никакие это не новобранцы, а испытанные бойцы “Альфы”, имеющие нехилые регалии в различных видах силовых единоборств, мастера рукопашного боя. И поступили они сюда с определённым заданием “опустить” дедов, которое они добросовестно исполняют: избивают дедов смертным боем, затем садомизируют их и заставляют делать себе минет. Все это втихаря снимается на видео, а затем в виде ролика для служебного пользования демонстрируется во всех частях нашей доблестной армии (лица, естественно заретушированы)...

Два-три таких урока и дедовщины в армии не будет.

НО!

Переходим ко второму вопросу.

Здесь еще интереснее.

На кончик мизинца не сомневаюсь, что офицерский корпус нашей армии в ликвидации дедовщины не заинтересован. Дедовщина ему выгодна.

Я, знаете ли, над этим вопросом думаю с 1976 года, когда увидел, как сержант заставлял одного новобранца, выходца с Кавказа идти сортир мыть. Очень он его убедительно уговаривал. Новобранец лежит, скрючившись, на дорожке к сортиру, а сержант его ногами, в тяжелые сапоги обутыми, по ребрам уговаривает...

Теперь представим, что предложение, в порядке ответа на первый вопрос изложенное, сработало, и дедовщины в армии больше нет.

Как в этом случае поступит сержант, ежели поступивший в его подразделение новобранец отказывается сортир мыть?

Правильно. Он доложит о сем факте офицеру. А офицер должен поступить в соответствие с Уставом.

А оно офицеру надо?!

Вам всё ясно? Граждане, ведь мы же с вами разумные и прозорливые люди, так давайте же таковыми быть во всех случаях.

Отсюда вывод: несмотря на наше категорическое опротестование дедовщины быть ей и быть, пока офицеры будут её считать выгодным для себя обстоятельством, а то, что дедовщина перехлёстывает - естественными издержками полезного, в целом, явления. И никто в армии никаких мероприятий, на “воспитание” дедов направленных, не допустит. А вот болтовни со стороны генералитета о “повышении воспитательной работы в армии” мы послушаем ещё не меряно.

Есть ещё кое-какие обстоятельство, устранению дедовщины препятствующее. Но бороться с ним - как с ветряной мельницей, поскольку корни в природе человеческой заложены, и корчевать их невероятно трудно.

Недавно столкнулся я с интересным психологическим феноменом.

Провожал мой родственник своего сына в армию и плакал. Большой, суровый мужик - плакал. Понятно: жаль сына-то - это ведь ему сейчас через дедовщину пройти предстояло.

Спрашиваю:

- Олег, а у тебя-то у самого какие впечатления от армии остались?

- Да знаешь, сначала очень трудно было. Били меня, унижали, заставляли всё за себя делать... Зато потом я уж ни хрена не делал, а делали всё новобранцы, каким я сначала был. Так что впечатления очень хорошие. Лучшее время в жизни.

Каково?!... Слов нет, одни буквы. Это свойство человеческой натуры (по Штирлицу): запоминается последнее. И вот об этом последнем, как наиболее запомнившемся, отслужившие армию рассказывают будущим новобранцам. И те уже психологически готовы (см. вышеприведённую цитату), что их будут бить и унижать, но зато можно будет потом и самому побить и поунижать, за всё отыграться и поймать огромный кайф. А вот к тому, чтобы с первой минуты дедовщине воспротивиться, новобранец не готов.

Но дедовщина-то сейчас уже не та, что в Советской Армии была: в нашей она люта, и становится всё более свирепой и жестокой с каждым новым призывом. К этому новобранец, наслушавшийся рассказов отцов и старших братьев, не готов совершенно. И недалече тот предел, после которого он берёт автомат, расстреливает своих палачей и бежит из части.

Бороться по настоящему с армейской дедовщиной некому. С офицерами мы уж разобрались. А штатским, сильным мира сего борьба с дедовщиной без надобности, поскольку сыновья их в армии не служат.

Кстати, известно, что по результатам исследования, проведённого международной организацией “Журналисты без границ”, Россия по уровню свободы слова занимает позорное 121 место (из 139). С объективностью критериев оценки, примененных в данном исследовании, я не дюже согласен. Но все же это показатель.

Пользуясь случаем, привожу одну тему, на которую в России в обозримой перспективе будет распространяться полная “несвобода слова”: социологические исследования, устанавливающие зависимость факта призыва или непризыва молодых людей в армию от уровня материального благосостояния их родителей, которые своим кошельком обеспечивают им возможность “откосить”, со ссылкой на “болезнь”. У социологии во все времена был, есть и будет пудовый замок цензуры на устах. А выпустить на арену клоуна, который будет биться в истерике: “Позо-о-ор! Разворова-а-али! Доло-о-ой!”, - это, извиняюсь, не свобода слова, а демонстрация свободы слова. Белыми, ой белыми нитками эта хитрость шита.

Но, этот так, к слову (здесь же его свобода?)

Что же делать? Переходить на профессиональную армию?

Это бы хорошо, да денег не хватит.

Как паллиатив предлагаю, частичный переход на платную основу. Не отдельных частей, а армии в целом. Оплачиваемым для рядового состава должно стать выполнение наиболее унизительных и тяжелых нарядов, не связанных с боевой подготовкой (мытьё сортиров, наряд на обслуживание кухни и т.п.), а также стабильное выполнение установленных нормативов. Причем оплата за выполнение этих нормативов должна быть, насколько это возможно, индивидуальной. В любых случаях, когда можно избежать коллективной ответственности за выполнение этих нормативов (вплоть до выполнения команды: “Рота, подъём”), её следует избегать.

На первый взгляд увязка с дедовщиной непонятна. Но если напрячь мозги, то всё становится на свои места. Это ведь принцип, который действует в современном мире во всех сферах деятельности, кроме, к сожалению, военного дела: люди делают сколь угодно неприятные и тяжелые дела, но стимулом к их выполнению является оплата.

Такой подход удалит из офицерского менталитета страх, что без дедовщины сортиры в армии мыть перестанут: за деньги вымыть сортир желающий найдётся, да и мыть его за деньги менее унизительно, чем из страха перед сержантским сапогом. И если за выполнение норматива “Рота, подъем” денежка (пусть мизерная) капать будет, то новобранец сто раз в свободное время отобьется и поднимется, а добьётся успешности. А не добьется, что ж, Минобороны найдёт, куда сэкономленную денежку употребить с пользой для обороноспособности страны. Вот заинтересованность офицеров в поддержании дедовщины и исчезнет. Глядишь, постепенно и дедовщина на нет пойдёт.

Но ничего этого не будет. А поскольку более разумного никто ничего предложить не сможет, то разговаривать о дедовщине мы будем и через двадцать лет. Впрочем, мы просто к ней привыкнем, как привыкли к войне в Чечне.

А есть ли нужда, в борьбе с армейской дедовщиной?

Безусловно, есть! Есть, потому что армия, заражённая проказой дедовщины, два раза в год выплевывает на гражданку очередную порцию моральных уродов, часть из которых сломлена и готова сносить удары по своим ребрам от любого “деда”, а другая сильно в таких ударах поднаторела и готова их наносить любому, кто не готов отдать свой кошелёк.

Ссылки по теме <Дедовщина>

http://slovo.odessa.ua/366/5_4.html

http://ohv.chita.ru/html/public2.html

http://politics.pravda.ru/politics/2002/1/1/1/3530_dedovchina.html

http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/413/36306/

http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/417/36596/

http://nvo.ng.ru/notes/2001-10-05/8_side.html

http://nvo.ng.ru/printed/notes/2001-11-30/8_ded.html

http://premier.region35.ru/gazeta/t/np183/5s.shtml


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"