Игольник Александр Сергеевич : другие произведения.

Нет молчания без слов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Слово, как прозрачное тело духа, должно соответствовать всем его движениям. Потому оно беспрестанно должно менять свою краску, сообразно беспрестанно изменяющемуся сцеплению и разрешению мыслей. В его переливчатом смысле должно трепетать и отзываться каждое дыхание ума. Оно должно дышать свободою внутренней жизни. Потому слово, окостенелое в школьных формулах, не может выражать духа, как труп не выражает жизни. Однако ж, изменяясь в оттенках своих, оно не должно переиначиваться во внутреннем составе" И. Киреевский. О верующем разуме.

  Мне-е-е... даже неловко. Столько лет мы общаемся... а вот сейчас я как будто в первый раз, как будто мы и незнакомы вовсе... И я не знаю с чего начать.
   Наше-то знакомство, по правде сказать, тяжело назвать знакомством - незнание друг о друге всегда под колпаком неприкосновенности. Ведь, посудите сами, что можно знать о ком-то, будучи в сетях интернета, когда и при живом общении тяжело знать о собеседнике. Но все-таки... это знакомство. Знакомство, которое длится уже несколько лет и наполнено массой положительных, по крайней мере, для меня, моментов. Вы красивы, интеллигентны, может, даже богаты, у вас хороший вкус. Вы, может, справедливо упрекнете меня после таких слов в том, что я великий мечтатель или романтик, который купается в розовых грезах, плескается в море снов средь мыльных пузырей и просто обожает всякие истории о любви, в конце которых я обязательно должен выдавить слезу. Ведь такое продолжительное общение должно чем-то наполняться.
   Нет, сентиментальность я давно отбросил и не хочу даже позволить себе ее. Что же тогда, спросите вы, держит это общение и это знакомство? Этого я не знаю. Как-то мы общаемся.
   Да! Да! И снова да! Наше-то общение, как и знакомство - это клубок ярких антиномий, что просто феноменально при всех тех чувствах, которые у меня теплятся к вам. Это общение, как и знакомство без знакомства, также без каких-либо слов, поэтому молчание, мне привычное, что между нами воцарилось, я глубоко ценю, но иногда, признаюсь вам, мне хочется разорвать его хотя бы словом. Для здравого человека такое общение покажется абсурдным, наваждением, безумием, с чем я полностью согласен. Но где найти их - здравых людей? В наш век, когда бурлит поток из ада вырвавшихся вихрей - все перемешалось, не разобрать, не рассмотреть - вокруг, как бы, нету никого и ничего не видно. Быть может... это является причиной нашей некой "верности" друг к другу в таком абсурдном общении?
   Вообще, скажу я вам, это очень интересный вопрос. Почему люди общаются? Ведь в прошлый раз я согласился с вами и принял решение, что молчание является сутью нашего общения. Да-да, именно в молчаливом дыхании человеческого духа кроется сущность того, что облекает вещественное изъяснение и проявление. Это называется объективацией духа. Но это лишь один из структурных составных общения, когда духовность облекается, как в некие одежды, в вещественность и прикасается к духовности собеседника, который, в свою очередь, принимает молчаливое дуновение оппонента. Представьте себе, два бесконечных мира, которым дарована вечность, это наши души, а между ними вещественность, которой каждая душа изображает свою сущность в этом мире. Какой величественный творческий процесс совершает душа, чтоб изобразить тот импульс, или нет, то содержание импульса, который сподвигает ее к жизненному проявлению, к самой жизни. Это назовем авторством. Но и не менее величественным должен быть творческий процесс и у того, кто принимает это проявление. То есть, у слушателя или зрителя. Ведь, по природе, это две одинаковые души, и каждая бесценна и одинаково претенциозна к духовной высоте. Можно представить такое общение в виде прекрасного танца. Он, как и глубокий смысл произведений, слов и жестов, невидим явно - лишь зрящий сердцем его может узреть. Но опять но. Был бы он действительно неотразимо прекрасен, если бы не природный вещественный каркас наших творческих трудов - слов, жестов, поведения и даже жизни, который словно камень преткновения для наших умов. Пред явно зримым, слышанным и ощутимым произведением мы не видим столь явного внутреннего содержания. Понимаем что - не понимаем для чего, как и, может быть, какое.
   Вы можете мне сказать, например, что такое радость? Да, это психологическое выражение нашей души, но... причины для радости, ее виды и способы выражения разные. Поэтому то, что для одного будет радость, для другого - боль и печаль. Эта двойственность всегда прячется за природным каркасом. Она-то, тайна двойственного единства, является предметом веры. Вера нам говорит, что за этим каркасом-ширмой. То, во что мы поверим, оно-то часто и бывает для нас содержанием обращения к нам, часто независимо от того, что нам было предоставлено. Поэтому в первую очередь, зачастую, слушатель или зритель является причиной непонимания или недоразумения, приняв лишь внешний образ услышанного или увиденного, а внутреннее содержание внес от себя. Но справедлив ли такой подход к авторству? Не присваиваем ли мы себе авторство того автора, к которому мы даже не попытались прикоснутся, чтобы понять? Поэтому...
   Что же это? Несостоятельность автора, не умеющего изобразить свои переживания? Иль зритель и слушатель чрезмерно глуп и ленив к оппоненту? Почему часто происходит так, что мы не понимаем друг друга и, когда мы будто вместе, мы в тоже время далеки друг от друга? Нет... нет единого внутреннего ритма и жизнь внутренняя наша слаба, иль ее вовсе нет. Поэтому спотыкаемся об каркас и падаем, кувыркаясь.
   Так вот, именно для того, чтобы убрать преграду поверхностного обращения друг к другу, я согласился на молчание, но сейчас... я чувствую за собой долг вам сказать, что не может быть молчания без слов. Да-да, как бы это иронично и парадоксально не звучало, нам не избежать необходимости слов, их выражений, жестов, авторитетов, против которых я, как бы, прошлый раз яростно выступал. Но на самом деле это не так.
   Каждый из нас внутри себя, в молчании складывает мозаику мировоззрения из каких-то стереотипов, воспоминаний, фраз, выражений, картинок, хотя наверняка он восставал на подобные стереотипы, фразы, выражения, картинки, которые шли вразрез с уже сложенной внутри него мозаики. Особенно это происходит тогда, когда они ограничивающими рамками сковывают внутренние наши движения души. Многие трактуют это "ограничением свободы", что на самом деле не верно. Наша вера зиждется на делах духовных и материальных, которые должны быть зафиксированы в пространстве и времени. Мы - люди и состоим из плоти и души. Нельзя, отбросив плоть, жить одной душой. Или, отбросив душу, жить одной лишь плотью. Смерть сама свидетельствует о том, что разлучение этих двух составляющих человека нам неестественно, поэтому причиняет боль и нагоняет страх. Трагедия объективации духа в раскрытии тайны того, что же находится за природным каркасом слова, говорит о том, что необходимо осознание правого духовного положения вещей. Но и эзотеризм, и крайний аскетизм с явным иррационализмом противоречат естественной необходимости объективации, обезличивая Бога и человека, себя, обрекая все на растворение в забвении и пустоте.
   По этой причине Сам Бог, ограничив Себя пространством и временем, стал Человеком, Словом - мерилом всех вещей, чтоб сказать человеку о Себе, как цели достижения, и о сущности всего и вся по отношению к нам. А наш свободный выбор в веровании своем, когда душа сама решает свою участь пребывания, может отстранить свое слово от Слова-Божества, лишив себя живительной силы Любви и Света. Или, наоборот, с прикосновением Святого Духа к сердцу мы можем приблизить себя своим словом к Слову, сложив мозаику внутри себя, в своем молчании из фраз, картин, выражений евангельского повествования, облекшись во Христа, в Любовь и Свет. Сам Бог в евхаристическом общении говорит нам о Себе независимо от времени и места, поэтому миллиарды людей, составляющие единую, святую, апостольскую, православную Церковь, говорят едиными устами уже столько веков и составляют Предание.
   Любовь, мой милый друг, любовь - святая, бескорыстная, божественная и бесстрастная - она является смыслом и целью человеческой жизни. Она является целью общения людей друг с другом. Она - причина нашего общения. Она должна наполнять всякое авторство в любом общении.
   Вы смеетесь. Что ж... я полагаю... что вы внутри себя кричите на мое заявление: "В своем ли он уме, говоря такое?" Ведь ежедневно мы наблюдаем множество людей, общение которых далеко отстоит от любви, особенно от той высокой, о которой я сейчас вам сказал. Бывает, что люди общаются просто так - чтоб заполнить внутреннюю пустоту. Их общение без цели. Да и друг другу они, наверняка, безразличны. А бывает, что общаются для того, чтобы победить - чтоб почувствовать себя на высоте. Также бывает, что общаются для того, чтобы использовать оппонента в своих корыстных целях, потом общение прекращается. Подобных "бывает" без любви много. Но, прошу, заметьте, что во всех этих случаях каждый пытается взобраться на вершину горы, от куда его сталкивают такие же, как и он, превращая это карапкание во многовековую суету. Но все вновь и вновь тянутся и тащатся к вершине, потому что там, на вершине горы, их авторство приобретает некую силу, которая прикасается ко многим сердцам, локализируя их вокруг "царя горы". Как бы ничтожно это не представлялось, сила высоты человека кратковременна и трагична - все подвержено забвению. Но человеческой природе свойственно тянуться ввысь, к вечности и Абсолюту - значит к Богу, к Слову. Это заложено в нас с творением. Поэтому я сказал вам, что цель нашего общения - Слово, Оно и Любовь, и Жизнь, и Истина - Христос. Именно любовь, неважно какой высоты, предает нашему слову чрезвычайную силу и красоту. Любовь божественная, во Христе, и горы способна передвигать. Она и движет нашу Вселенную. Так и наше авторское слово должно двигать души.
   Вообще я вам скажу, что с этой позиции, с позиции авторства, общение подобно игре, когда автор нажимает на душевные клавиши слушателя или зрителя, направляя его к тому или наполняя тем, что автор считает для слушателя полезным или, бывает, неполезным. В отношении к Богу, полагаю, что все понятно. Он - Любовь и Его проявления несомненно всегда являются действиями Любви. Но, что до человека, то, боюсь, здесь не всегда бывает также. Каждый человек, живший и живущий, грешен, кроме Христа, поэтому ошибки и немощи ему естественны: делаю то, что не хочу, а то, что хочу, не делаю.
   Что ж тогда делать? Ставить большой знак вопроса над всяким обращением к нам? И да, и нет.
   Все мы, люди, составляем один организм - человечество, - один образ - Божий. Поэтому все мы имеем точки соприкосновения друг с другом. Наверняка они есть и между нами, если мы, вы и я, контактируем долгое время. Точки соприкосновения могут быть индивидуальными и личностными или, другими словами, имеют соприкосновение в области греха и в области добродетели. Я уверен в том, что только добродетель связывает нас. Но она должна основываться на вере и делах. Вера... и дела... Это атрибуты слушателя... хотя, конечно же, они и присущи автору. Необходимо заметить, что между людьми, стремящиеся к общей цели, в общении друг с другом фигурирует эрос как некая мистическая взаимосвязь, в которой те или иные свойства одного человека присваиваются другим. Скажем об этом как о некоем переплетении душ собеседников. Полагаю, вы слышали слова из псалма: "С преподобным будешь преподобным, со строптивым развратишься". Или всем известную пословицу: "Скажи мне кто твои друзья, и я скажу, кто ты". Весьма занимательно, не правда ли? Не раз в себе я замечал подобные изменения. Когда после общения с тем или иным человеком, с которым находились общие глубокие чувства или темы, я чувствовал его духовное дыхание в себе: его манеры, выражения, мимику или ... да что угодно, но его. В эти моменты проникаешь в смысл общения. Тогда, когда смысловая ноша становится общей и жизнь отдельных лиц стала единой. Такое единство возможно тогда, когда оба проявляют сотрудничество друг к другу, когда автор становится слушателем, а слушатель - автором. В такие минуты собеседники понимают и слышат друг друга, а пауза и молчание, возникшие между ними, никогда не будут пусты. Единство, появившееся в результате слияние душ в эросе, не должно стать подавлением одного человека другим, так как каждый должен сохранить себя во внутренней свободе. Так же исключается и растворение одного человека в другом. Единство не означает тождественность. Личность никогда не должна быть гасимой, в отличии от индивидуальностей. Поэтому задача автора не в передаче информации, как некой утверждающей печати, которую необходимо скопировать с себя на другого. Она заключается в передаче внутренней искры Любви, ставшей началом и сформировавшая внутри его жизнь, которая будет импульсом жизни слушателя. Задача слушателя - любить, что значит разжечь искру Любви до пламени.
   Слушатель может быть выше автора. То есть, в общении вообще тяжело определить кто на самом деле автор, а кто - слушатель. Слушатель и автор - оба. Поэтому им предстоит путь великого исследования. Обычное производство и потребительство информации здесь не прилично, потому что это высушивает жизнь общения замкнутостью отчуждения без всякой веры и без дел, превращая общение в дешевый спектакль или в грубую игру. Вера друг в друга как образа Божия обязательно должна быть между собеседниками. Каждый представляет собой образ Божий и призван стать богом по благодати. Делами, которые укрепляют и проявляют веру, каждый должен любить и заботиться о любви собеседника. Ведь общение - это, в первую очередь, не авторизация себя, а бескорыстное попечение и самопожертвование.
   Обратная сторона единения собеседников в добродетели во Христе - это единство индивидуумов, когда грех тем или иным образом связывает людей. Соучастие в преступлении, - даже неважно, активное оно или пассивное - уже связывает людей. Только божественная благодать, присущая в православных церковных таинствах, способна разорвать эту связь, когда человек своим волением решит отречься от греховного состояния, став на путь добродетели. В большей степени, эта связь касается отношений внутреннего "Я" и совести, то есть самого человека и Бога. Но, если по каким-либо причинам человек уступает греху внутренне, он связывается с собеседников и внешне. Нет. Я, конечно, не хочу и не могу сказать, что наше общение имеет подобную природу. При всей абсурдности нашего общения мне правдивей было бы сказать, что наше общение вообще нейтральное: "ни холод, ни горяч". Говоря о связи во грехе, особенно в сфере отношений внутреннего нашего "Я" и совести, я хочу сказать, что каждый из нас грешен, каждому присущи индивидуальности, поэтому внутренние наши отношения с Богом, со своей совестью, через которую Бог прикасается к своему подобию - это немаловажный аспект в общении. Или вернее было бы сказать, что это главный аспект нашего общения. Все, что делает человек, он делает в отношении своего "Я" и того, что им считается за божество. Будь-то Истинный Бог или идолы: искусство, тело, человек, мода, явление природы и тому подобные божки. Поэтому обычно искреннее общение формируется по тем критериям, которые исходят от внутреннего общения с совестью.
   Вообще, в взаимоотношении личности, в которой раскрывается образ Божий и уподобление Богу, и индивидуальностей, которые возникли в следствии искажения человеческой природы грехом, выражаются характер и нрав человека. Взаимоотношение имеет внутренний характер и представляет борьбу, когда животные инстинкты, низкие желания и разжигающие мысли подавляются благородными намерениями, желанием проявления мира, любви, добра и самой любовью. Внешнее молчание, сопутствующее этому взаимоотношению, порождает внутреннее молчание страстей, когда внутреннее "Я" уступает место Христу, проявляя мир, страх Божий и любовь. Молчание при постоянном евхаристическом общении порождает Христа, Слово, Наполняющее само молчание и слово. Поэтому, как видите, нет молчания без слов.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"