Васюков Игорь Леонидович : другие произведения.

Личная эффективность предпринимателя

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Стратегии жизни профессионала

  Маркетинговая личная ориентация предпринимателя.
  
   Известная огромная роль маркетинга в современном бизнесе. Маркетинг и управление маркетинговой стратегией – важнейший инструмент в жизни предпринимательских организаций, используемый ими для достижения своих краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Однако, и в жизни отдельной личности, особенно жизни предпринимателя роль маркетинга и маркетинговой ориентации достаточно высока. Просто долгое время на этот важнейший момент личной эффективности предпринимателя мир бизнеса не обращал особого внимания.
   Предпринимателю, впрочем, как и человеку любой профессии, для решения крупных предпринимательских задач, очень важно организовать и интегрировать в единое целое свои собственные личностные ресурсы, заставить их работать на себя, на будущее свое и, возможно, на будущее своей предпринимательской организации, а шире, вообще, на интересы общества и государства. Для этого предпринимателю очень важно уметь четко и правильно поставить перед собой жизненно важные цели и задачи. Именно они в дальнейшем будут определять характер тех ценностей, которые он будет исповедывать в своей жизнедеятельности, направления личной активности, использование предоставляющихся возможностей и учет рисков, критерии оценки эффективности, как своей собственной, так и его предпринимательской организации в целом. Имеется масса ярких примеров того, как предприниматели недостаточно серьезно подходили к разработке своих собственных жизненных целей. Все это для них кончалось достаточно плачевно и приводило не только к личному краху, но и к краху возглавляемых ими организаций.
  
  Личные цели и задачи предпринимателя
  
   Предпринимателю для достижения успеха, личной и организационной эффективности нужно разработать систему взаимосвязанных и интегрированных между собой личных целей и задач. Без тщательной проработки бизнесменом своих собственных целей и задач, которые бы учитывали его существование в различных жизненных ипостасях, ролях (сын, муж, отец, мать, друг, обладатель определенной или ряда профессий, член локального сообщества, житель своего города или сельской местности, гражданин страны и т.д.) и сферах, областях жизни вряд ли возможно его эффективное функционирование в более широких рамках и имеющей свои цели и задачи принадлежащей ему организации. Необходимость интеграции личных целей и задач – это объективная необходимость жизни предпринимателя, его стремление свести к какому-то общему в определенном степени субъективному знаменателю свои самые различные интересы, стороны своего характера, желания, стремления, а также интересы окружающих его людей.
   Для этого мы с вами должны ответить на следующие три вопроса:
  1. Определиться с понятием личной жизненной эффективности предпринимателя.
  2. Рассмотреть его жизненную стратегию сквозь призму концепции личной маркетинговой ориентации и критерии оценки возможного использования им той или иной стратегии.
  3. Увидеть те организационные ресурсы, которые могут помочь ему достигнуть своих целей и задач, а также реализовать собственную жизненную стратегию.
  
  
  Личный предпринимательский успех
  
  Для оценки своих достижений предприниматель, как и любой человек, использует самые различные критерии. Степень достижения поставленных им личных жизненных целей может определяться по нескольким показателям. Существующий в нашем обществе шаблон восприятия личной эффективности предпринимателя, несмотря на жесткую критику и даже осмеяние в образе туповатого "нового русского", твердо удерживающий свои позиции, - это количество имеющихся у него денег, объем находящегося под его контролем личного и общественного богатства.
   Не принимается, однако, во внимание тот факт, что, заработав огромные деньги, предприниматель может полностью лишиться поддержки окружающих его людей, семьи, подорвать здоровье и личную безопасность, приобрести жестких и коварных недругов, раз и навсегда испортить свою репутацию в обществе и "потерять лицо" (или, как сейчас говорят – имидж) в собственному кругу, деградировать в личном и моральном плане, за достижением краткосрочной эффективности утратить возможность реализовать более важные долгосрочные стратегические планы, в конце концов, вступить в жестокое внутреннее противодействие с самим собой.
   Приведенные выше вполне реальные возможности и риски в жизни предпринимателя, ясно говорят нам о том, что судить о результативности его жизненных показателях, используя только критерий деньги, как, впрочем, и любой другой (степень самореализации, репутация, благополучие семьи и т.п.), значит заведомо ставить себя в ложное и двусмысленное положение, тут же вступающее в жесткую конфронтацию с требованиями морали, нравственности, семьи, друзей, здорового образа жизни, физической и психологической безопасности. Достижение какой-то одной жизненной цели, в ущерб другим или целям близкого и не очень близкого окружения, лишь усиливают внешние и внутренние противоречия жизни предпринимателя и в значительной степени увеличивают угрозы нарушения нормального течения его личной жизни и профессиональной деятельности.
   Давайте рассмотрим некоторые основные цели жизнедеятельности предпринимателя, их плюсы и минусы.
  
  Деньги, высокие доходы
  
   Несомненный плюс достижения этой цели – это материальное благополучие бизнесмена и его семьи, важное условие его относительной свободы и независимости от окружающих, гарант его высокой репутации в обществе, значимый аспект личной самореализации.
   Минус - при явном доминировании – огромные затраты времени на получение сверхдоходов и контроль за их сохранением и преумножением, резкая смена образа жизни, интересов, что может вести к утрате близких связей в семье, родными, друзьями, знакомыми, потеря доверия к людям, в которых теперь ему видятся либо циничные просители, либо желающие откровенно поживиться за свой счет, опасность подвергнутся нападению преступников, подорвать здоровье, утратить возможности реализации других жизненных альтернатив и т.п.
  
  Творчество, самореализация
  
   Плюс достижение этой цели – реализация своих самых значимых и заветных желаний. Как известно, людей на путь предпринимательства часто толкает не необходимость достижения материального благополучия и достатка, а желание реализации своей "голубой мечты". Путь свободного предпринимательства, в какой-то степени создает для этого определенные условия.
   Минус ориентации на эту цель – творческие моменты отнюдь не занимают доминирующего положения в реальной практике предпринимателя. Зачастую, наоборот, предпринимательская деятельность, в которой существует масса шаблонных, рутинных действий и операций, а также иных привходящих обстоятельств, может уводить предпринимателя от творческого подхода к своему делу и даже подавлять в нем свободное творческое начало. Более того, в больших масштабах творчество в предпринимательстве просто опасно. Ведь на карту, в отличие, например, от деятельности писателя, который в лучшем случае потеряет деньги, а в худшем гонорар, ставится вся деятельность предпринимательской организации в целом, его жизнь и жизнь нанятого им персонала.
  
  
  Власть, влияние
  
   В определенном смысле занятие предпринимательской деятельностью могут быть вызваны, а также принести предпринимателю высокое общественное положение, влияние, возможность воздействия на огромное количество личных и общественных жизненных процессов, происходящих вокруг. Деньги – великая сила.
   Однако надо помнить, что деньги и их количество отнюдь не являются единственным мерилом общественной значимости человека. И, особенно, это явно выражено в российской действительности, где во обще велика тяга населения и политической власти к пресловутой уравниловке. Кроме того, что обладатель крупного денежного состояния может вызывать у окружающих сильное неприятие и зависть, ставка в достижении своего влияния на деньги, стимулирует предпринимателя на дальнейшее истощение своих физических и интеллектуальных возможностей для бесконечного увеличения личного богатства и удовлетворения потребностей различных общественных слоев, способных откровенно паразитировать на его способностях.
  
  
  Признание, слава
  
   Занятие предпринимательством, деньги, богатство, влияние могут открыть предпринимателю путь в средства массовой информации: в газеты, на радио, ТВ. Все это означает, что в короткое время его имя и имя его фирмы, предпринимательской организации может стать известно всей стране или даже миру. Подобное обстоятельство может "щекотать" самолюбие предпринимателя и удовлетворять его глубинные потребности в признании, общественной укорененности.
   Обратная сторона славы – за нее надо постоянно платить, поддерживать ее на плаву. Слава переменчива и затратив огромные усилия на ее достижение предприниматель рискует потерять ее в одночасье: либо в связи с резким изменением обстоятельств, когда он может во обще потерять все, либо с естественным переключением внимания широких аудиторий на других "герое дня".
  
  
  Жизненное благополучие, достаток
  
  
   Несомненно, занятие предпринимательством открывают человеку доступ к личному и семейному благополучию и достатку. Для многих предпринимателей это, собственно, и есть самая привлекательная и ведущая сторона их профессии, общественного занятия. Зарабатывая деньги, они лишь самостоятельно удовлетворяют материальные и, отчасти, духовные, потребности свои и членов своей семьи. Как правило, подобная ориентация бизнесменов напрочь отсекает их от творчества, самореализации, больших денег и больших планов и оставляет на уровне занятий мелким и средним предпринимательством.
  
  Благополучие и удовлетворение потребностей окружающих
  
   В принципе предпринимательство и существует для того, чтобы, опираясь на личные, эгоистические цели, удовлетворять и, даже более, лелеять потребности окружающих тебя людей, потребителей твоих товаров и услуг, шире – твоих личных профессиональных и деловых качеств, репутации, имиджа. Это характерно и для деятельности организации в целом, но должно быть, что называется, "в крови" у каждого предпринимателя. При маркетинговой ориентации всех ценностей предпринимателя акцент его активности должен быть смещен именно в эту сторону.
   Однако и превалирование этой цели в жизнедеятельности предпринимателя может грозить ему сильными неприятностями. Ведь "цена" которую он может заплатить для создания "удовольствий" для других может быть неоправданно высока и вести, например, к утрате позиций собственного бизнеса и дискриминации интересов реализации других целей.
  
  Сексуальная ориентация, потребность в продолжении рода
  
   Один из сильнейших мотивов в жизни некоторых предпринимателей, составляющий основу их жизненных устремлений, в значительной степени энергетизирующих их усилия.
   Минус достижения этой цели очевиден. Наличие любовниц или слишком ревностное продвижение по жизни собственных детей, не только может отталкивать от него окружающих и подрывать их лояльность и доверие к нему, но и ставит предпринимателя в сильную зависимость от капризов своих фаворитов, которые, скорее всего, вообще далеки от всех его остальных целей и мало интересуются проблемами и задачами, которые решает принадлежащая ему организация. Крайний вариант отрицательного влияния достижения этой цели – переход реальной власти в компании от предпринимателя к его фавориту, некомпетентные решения и советы которого подрывают репутацию предпринимателя и разрушают его бизнес.
  
  Желание переустроить мир по своим правилам
  
   Эта цель наполняет жизнь предпринимателя самым большим смыслом и энергетизирует наиболее всего, так как предметом его искреннего интереса действительно становится мир в целом.
   Минусы ее тоже очевидны. Огромные энергетические затраты работы организма и психики могут привести к истощению, потери важнейших социальных связей, к многочисленным деструктивным конфликтам, к появлению влиятельных и опасных врагов и т.д.
  
  
  Балансирование системы целей и задач предпринимателя
  
  Борьба мотивов и зона толерантности
  
   На практике, однако, довлеющего характера акцентирования предпринимателем своей активности на достижение каких-то одних целей и реализации одних мотивов за счет других в ущерб другим не происходит. Его жизненная активность находиться в так называемой зоне толерантности, или зоны терпимости, когда происходит более менее справедливая и разумная реализация тех или иных целей и мотивов. Когда эта зона терпимости неоправданно расширяется, как правило, происходит эрозия или даже полное разрушение деятельности предпринимателя и крушение его планов. Максимальное "добро" предпринимателя на полное достижение тех или иных целей и удовлетворение стоящих за ним мотивов, не сегодня завтра обернется для бизнесмена огромным количеством неприятностей.
  
  Ценностная рефлексия, балансировка жизненных целей и мотивов
  
   Для того, чтобы предотвратить "захват" сознания и деятельности предпринимателя реализацией какой-либо одной цели или одного мотива, ему необходимо развитие такого важного "органа" психологической жизни, как ценностная рефлексия. Именно систематическое, время от времени размышление предпринимателя над значимостью для него и его бизнеса тех или иных его жизненных целей и мотивов, и дает ему возможность осуществить необходимую настройку, тюнинг постоянно вступающих между собой в противостояние различных "желаний, хотений, стремлений". Конечный результат такой работы – составления для себя важнейших приоритетов личной и предпринимательской жизни, где одним целям и мотивам, в одно время может отдаваться приоритетное значение, а другие вообще на время выводиться за скобки, становиться в конце предпринимательского списка ценностей.
  
  
  Определение личной миссии
  
   Еще один способ привести в равноденствие раздирающие сознание предпринимателя его цели и мотивы – формулирование им его собственной миссии или кредо – заявление о своих основных ценностях, направления активности, объекте и предмете жизненных интересов, принципах делового поведения.
   Заявление о личной миссии или кредо может выглядеть следующим образом:
   Объектом моих интересов является я сам, благополучие моей семьи, процветание и развитие моего дела, удовлетворение интересов клиентов моей компании, моих друзей и партнеров по бизнесу, а также благополучие города, региона и страны в которой я живу.
   Предметом моих интересов является развитие собственных предпринимательских способностей и возможностей для достижения основных жизненных целей.
   Мои важнейшие ценности (мой ценнейший актив):
  - Мои творческие способности.
  - Желание самореализации.
  - Полученное образование и стремление к самообразованию.
  - Мое дело.
  - Мое предприятие.
  - Полученный мною профессиональный и жизненный опыт.
  - Мои умения и навыки в области организации, управления, работы с людьми.
  - Моя семья, друзья и партнеры по бизнесу.
  - Мое желание создать процветающее предприятие в области …
  - Люди, которые работают у меня в компании и их жизненно важные интересы.
  - Моя положительная репутация в обществе и желание приносить ему пользу и т.д.
  
  Мои основные жизненные принципы:
  - Создавать положительные семейные и общественные ценности.
  - Быть творческим, относительно независимым и свободным человеком.
  - Надеяться, прежде всего, на самого себя и своих партнеров по бизнесу.
  - Доверять людям по мере возможности.
  - Всячески развивать и совершенствовать дело, которым я занимаюсь.
  - Интересоваться общественной жизнью и помогать обществу решать его проблемы не в ущерб своим основным занятиям и интересам.
  - И т.д.
   Личную миссию или жизненное кредо имеет смысл "сжать" до уровня какого-нибудь жизненного девиза или лозунга. Например: "Мой девиз по жизни – находить предпринимательские идеи и осуществлять их в своих интересах и интересах окружающих". Это поможет предпринимателю еще больше сконцентрировать продукты своего мышления для более удобного использования их в практической жизни.
  
  Система задач и показателей
  
   Основные положение заявленные в своей личной миссии или жизненном кредо предпринимателю неплохо было бы свести к четко сформулированным задачам и показателям, в которых бы получило свое отражение степень достижения предпринимателем его жизненных целей, глубина продвижения в реализации личной миссии.
  
  Цели и задачи могут захватывать такие области жизнедеятельности предпринимателя:
  - Деньги – т.е. достижение финансового благополучия
  - Рост, развитие, самореализация – т.е. обеспечение его собственного развития и достижение им наиболее значимых для него лично результатов.
  - Благополучие семьи, ближайших родственников, друзей.
  - Развитие бизнеса, своего дела – т.е. расширение и совершенствование своего предприятия, имеющихся в его распоряжении ресурсов, технологий, работающих на его предприятии персонала.
  - Влияние в обществе – т.е. достижения им такого уровня функционирования в обществе, репутации, которое бы давало ему возможность реально влиять на ход происходящих вокруг него событий.
  
  Сводная таблица основных жизненных задач предпринимателя и показателей их достижения приведена ниже:
  Деньги, финансовая деятельность
  Задачи Показатели
  Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание Постоянное поступление денежных средствПрибыль по итогам месяца, кварталаДенег так много, что можно вложиться в новое делоЕсть возможность давать деньги на благотворительные цели и меценатство
  Рост, развитие, самореализация
  Задачи Показатели
  Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание Возможность воспроизводить результатыНовые идеи, новые знания, новые уменияДостижение нового, реализация идеи, знаний, умений и навыков в новом проектеВашими успехами и идеями активно интересуются коллеги и окружающие
  Благополучие семьи и близких, друзей
  Задачи Показатели
  Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание В семье достаток, у близких все в порядкеОни ставят перед собой цели развитияОни добиваются их не в ущерб целостности и сплоченности семьиВашу семью всем ставят в пример
  Развитие бизнеса, своего дела
  Задачи Показатели
  Устойчивое положениеУспех ПроцветаниеПризнание Бизнес воспроизводиться, дело идетРастет прибыль, появляется капитал, постоянные партнеры и серьезные клиентыДело расширяется, появляются новые направленияВаше предприятие всем ставят в пример
  Влияние в обществе
  Задачи Показатели
  Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание Общество, окружающие относятся к вам миролюбивоОно активно интересуется вами и желает вам успехаОно радуется Вашим победам как своим собственным и как-либо выделяет васОно просит вас занять какой-либо важный общественный пост
  
  
  Разработка личной жизненной стратегии
  
   Так как у вас теперь есть представления о собственных интересах, целях, наиболее ценных личных активах и принципах, поставлены взаимоувязанные между собой цели и задачи, можно переходить к разработке личной жизненной стратегии.
   В данном случае под стратегией понимается общий комплекс решений предпринимателя
  по размещению имеющихся у него личных ресурсов и достижению выживания и процветания в той или иной области жизни.
   Решение о размещении личных ресурсов – это выбор предпринимателем областей жизни и имеющихся у него ресурсов, которые, по его мнению, в наибольшей степени способствуют реализации его личной миссии и жизненного кредо, а также психологической удовлетворенности.
   Предприниматель может развиваться в четырех направлениях. Это нашло свое отражение в приводимой нами Матрице направления личного роста и развития предпринимателя.
  
   Существующие личностные ресурсы Новые личностные ресурсы
  Освоенные области жизни Стратегия углубления:- Расширение сферы активности внутри области- Увеличение активности проявления себя в ней Стратегия разработки новых ценностей:- Модернизация- Расширение
  Новые области жизни Стратегия освоения новых областей жизни - Проникновение в смежные сферы жизни- Проникновение в абсолютно новые сферы жизни
  
  
   Важно помнить, что решение о той или иной стратегии, которая может приниматься отдельно по каждому значимому личностному ресурсу и области жизни, должно опираться на учет предпринимателем своих наиболее сильных сторон своей личности, тех возможностей и рисков, которые они несут и содержат в себе, а также существующих и развивающихся вокруг (как "далеко", так и "рядом") предпринимателя тенденций общественной жизни: политической, экономической, социальной технологической.
  
  
  Долгосрочное конкурентное преимущество
  
   Раз мы рассматриваем личность предпринимателя в свете возможной конкуренции с другими предпринимателями, то имеет смысл говорить и о таком важном моменте его жизни, как создание долгосрочного конкурентно преимущества.
   За счет имеющегося у него уникального личностного актива, т.е. наиболее ярко выраженных деловых и личных качеств, знаний, навыков и умений, он может, постоянно совершенствуя и развивая их, рассчитывать на то, что в окружающем социуме восприятие его образа долгое время будет являться устойчивым и конкурентоспособным.
  
  Настойчивость и ключевые компетенции
  
   Понятно, что и в нашем отдельном случае, когда мы имеем дело только с индивидуальностью бизнесмена, успех его личной стратегии не возможен сам по себе, а должен опираться на сознательные, систематические и целенаправленные усилия по ее осуществлению. Без определенной толики настойчивости, последовательности, агрессивности, сознательного направления усилий предпринимателя в ту или иную сферу своей жизни, возможность успеха его личной стратегии представляется нам малоосуществимой.
   В то же время, подобно крупным компаниям, предприниматель и в личной жизни должен заботиться о том, чтобы приобрести максимум специализированных знаний, качеств и умений, которые бы являлись исключительно его собственностью и не повторялись ни у кого из ближайших возможных конкурентов. Это имеет отношение и к знанию внешней среды, т.е., например, своей работы, семьи, досуга, но и к собственным умениям и навыкам. Для того, чтобы жизненные цели, основные линии жизни предпринимателя получили бы еще дополнительные импульс, ему очень важно позаботиться о том, чтобы в каждой сфере жизни и деятельности у него была группа людей (команда), которая помогала бы ему в достижении его жизненных целей, удобная и эффективная инфраструктура, в том числе – информационная, время и возможности, чтобы мыслить стратегически, жить не прошлым, а будущим, мечтать о самом лучшем и даже несбыточном. Грубо говоря, потрафлять своему воображению, укрепляющему его веру в себя, в свое дело и в верность выбранному пути.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"