Васюков Игорь Леонидович : другие произведения.

"Другая жизнь" молодежи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как управлять молодежью?

   Горожане, наверное, примерно представляют себе, где в настоящее время можно отыскать людей, которых и мы с вами и они, сами по себе, причисляют к молодежи. Все правильное, "искать" их нужно, прежде всего, там где есть школы, ПТУ, техникумы, вузы, а также... Впрочем, обозначенное нами ... местопребывание молодых столь многообразно, чтобы попытаться разом сгруппировать его в нечто общее, свести это разнообразие к единому знаменателю, задача достаточно непростая. Для нас, сейчас, важно только обозначить следующее обстоятельство: в официальных учреждения, призванных курировать жизнь молодежи, молодежь живет одной жизнью, а там, где ... совершенно другой. Ее, кстати, в науке социологии так и называют - "другая жизнь".
  
  "Young criminals"
  
   В последнее время по городу гуляет один анекдот, очень похожий на правду. Якобы, приехал в Череповец один англичанин и, чтобы познакомить его с достижениями нашего местной науки и образования отвели его на экскурсию в одно из зданий местного университета. Проходя мимо курящей, плюющейся, матерящейся, картинно целующейся друг с другом взасос толпы студентов, наш бедный экскурсант, не без основания опасавшийся получить по шее, спросил своих провожатых: "Is this young criminals?", чем вызвал у последних бурный прилив иронии и чувство неподдельной гордости за "наших студиозов", которые не чета тем, лениво пасущимся во владениях ЕЕ величества королевы Великобритании, студентам не знающим и никогда не узнающим, что есть настоящая "свобода". Свобода по-русски, по - череповецки!
   Я, проходящий сквозь этот строй почти ежедневно, конечно, в отличие от англичанина, по шее уже давно получить не боюсь. Знаю, что подобная свирепость явление в студенческой среде напускное. Ну, может быть пару "чинариков" о полы пиджака исподтишка затушат, обзовут как-нибудь "втихаря", сплюнут в твою сторону. Право, какие мелочи. Однако столь неформальное поведение череповецкой студенческой молодежи и некоторые ее конкретные эмпирические факты (игра в карты в студенческом баре, картинные "обнимания и поцелучики" (плюс мат, плюс плевки), "блатная музыка" или полуголовный жаргон и сленг на партах и в туалетах, "растраханная" мебель в аудиториях, нередкая внешняя расхристанность в одежде и в манерах общения и поведения, удивительное для нашего поколения привычка не вставать с мест и приветствовать преподавателя) лично для меня, как человека профессионально интересующегося социальной психологией, заставляют думать не просто о существовании в молодежной среде какой-то резко отличной от взрослых череповчан "молодежной субкультуры" или, так называемой, "другой жизни", но, прежде всего о том, что в нашей городской молодежной среде просто не существует, а точнее никак и ни кем не культивируется наличие каких-то сильных, позитивных, социально направленных идеологий, скрепляющих молодежь в единое целое, которые, как известно, еще со времен египетских пирамид, были мощным инструментом не столько подавления личности, сколько, все же, управления обществом, в том числе и такой ее частью, как молодые люди.
   Сейчас, после нескольких моих выступлений в печати, меня начинают упрекать: какие еще могут быть идеологии в нашем самом свободном из миров?! Живем так, как Бог подаст или начальник подскажет - зачем усложнять себе жизнь и дополнительно вращать извилинами?! А вот и нет! Вот и не получается. В случае явной дефицитности позитивных и сильных в теоретическом и практическом плане идеологий (сейчас этот "продукт" в городе днем с огнем не сыщешь!) вакуум своеобразной "духовности" начинают заполнять всякого рода асоциальные или вообще антисоциальные идеологии, или идеологии по типу "легких наркотиков": "пей, танцуй пока молодой!", ведущие молодых людей, как недавно для себя открыли наши власть имущие, отнюдь не к раю божьему на Земле, а несколько в иную и почему-то всегда криминальную или полукриминальную сферу. Вне существования позитивных идеологий, рассыпанная на сотни субкультур и псевдоидеологий молодежная аудитория, как правило неспособная себя уже в силу возраста и неопытности себя идеологически организовать, неизбежно сворачивает "не туда".
  
  Рыбка гниет с головы
  
   Впрочем, не пытаясь изображать из себя морального агнца (это не так!), я готов порассуждать и о том - есть ли у нас в городе, что-нибудь такое, что может повести молодых людей за собой, и при этом будет служить не идеалам постепенной деградации, а моральному, умственному и физическому самосовершенствованию (как там у коммунистов было!?). Инвентаризовав все информационную составляющую, перемещающуюся по городу, я, действительно могу выделить несколько позитивных идей и идеологий, которые "цепляют" юношей и девушек и заставляют их, хотя бы, подпрыгивать чуть выше своей головы. Например, несомненна, позитивная деятельность в этом отношении "Северстали", руководство которой говорит: "Учись, совершенствуйся, становись профессионалом, и мы тебя не забудем!". Конечно, здесь ставка делается на карьерные "инстинкты", но это уж лучше, чем ничего. Однозначно позитивна деятельность проректора по воспитательной работе ЧГУ Волкова, который, несмотря на все трудности, все-таки пытается (с помощью дискуссионного клуба, творческих кружков и т.п.) на системной основе внести в головы студентов элементы цивилизованного, культурного, творческого отношения к жизни. Что-то делают деятели от православия и протестантизма (последние, кстати, более заметно и энергично, хотя и весьма спорно и местами вообще карикатурно). Молодежное отделение партии "Единство" собирает какие-то вещи для неимущих, борется с курением весьма оригинальными методами и, на мой взгляд, с чрезмерным рвением (как будто причина в сигарете, а не в голове!). А дальше все - полнейшая глушь! Или нет, иногда толстые дяди с толстыми кошельками, рассчитывая уж не совсем уронить свой имидж, подкидывают молодежи деньжат на разные эксцентричные псевдоидеологические акции.
   И чего вы тогда, собственно, хотите?! На идеологическом безрыбье ведущую скрипку начинают играть всякие дискотеки и досуговые центры. Вон их сколько сейчас плодится по всему городу, только знай считай и веселись "без перерыву"! Да и наши "монстры идеологии" в почтенном для молодежи возрасте тоже не отстают. Закупают, например, детишкам дорогущий "пейнтбол" для пионерлагеря и сами, говорят, без устали отрываются по ночам, гоняясь друг за другом и пуляя друг в друга в зловещей тишине заброшенных заводских цехов. Прямо Терминаторы какие-то!
   Впрочем, а чем им еще сейчас заниматься в пору, когда все поколение бывших коммунистов и комсомольцев за последний десяток лет всем нам прекрасно доказало, что свои убеждения они готовы, если надо, изменить за пару минут. Они же не Павлики Морозовы, чтобы мучаться?! Неправда ли!? И ладно бы только изменили идеологии, изжившей себя. Самое обидное, что и свое профессиональное мастерство тоже ведь растеряли и разбазарили как могли: одной идеологии все кости поломали, а другой создать уже не смогли и, наверное, не смогут: сменили "кодекс строителя коммунизма" на игру в пейнтбол! Ломать, не строить!
   Ну и мораль под конец. "Пирамида" и прочие цветочки и ягодки, по моему мнению, это всего лишь очень далекое следствие полнейшей идеологической пустоты, отсутствия сильных идей, программ (и людей, конечно!), которые могли бы выправить явно с кренившийся на бок и дающий течи корабль молодежной политики. Вызов брошен. Кто- то считает своим долгом этот вызов принять?! Или пойдем лучше в пейнтбол погоняеем?!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"