Васюков Игорь Леонидович : другие произведения.

Кто ты, Человек дождя?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Психологическая рецензия на фильм Барри Левинсона ћЧеловек дождяЋ (ћThe Rine ManЋ) с участием Тома Круза и Дастина Хофмана

  Психологическая рецензия на фильм Барри Левинсона "Человек дождя" ("The Rine Man") с участием Тома Круза и Дастина Хофмана
  
  
   Этот фильм я мог посмотреть в одной из психологических тусовок, где-то в 1992 году. Или раньше, или чуть позже. Тогда говорили, что этот фильм буквально нашпигован базовыми технологиями НЛП и представляет собой в этом смысле образцовое учебное пособие по этой супермодной тогда психологической новинке. Не посмотрел, отвлекли какие-то преходящие обстоятельства. Затем этот фильм несколько раз показывали по телевидению, но у меня опять все никак не срасталось. Думаю, наверное, потому, что вопросы, которые, как мне казалось, поднимает фильм, не являлись для меня тогда первостепенными. И даже второстепенными наверняка не являлись. Если было бы надо, то нашел бы этот фильм и обязательно посмотрел. Однако эта встреча состоялась в прошедшую субботу, т.е. через четырнадцать лет, когда фильм был создан и вышел на экраны, получив несколько "Оскаров"!
   Зацепило! Несмотря на то что, нечто подобное, я уже видел, начиная с "Пролетая над гнездом кукушки" и кончая "Играми разума". Если коротко, то я бы охарактеризовал сюжет фильма как столкновение двух совершенно противоположных человеческих Вселенных, двух направленных в разные стороны психологических картин мира, пересечение которых по сюжету являлось неизбежным (деньги, деньги всему виной!), и закончилось для обеих сторон, особенно для автодилера Чарльза, которого играет молодой Том Круз, серьезной внутренней трансформацией, появлением в поле его сознания жизненных ценностей и переживаний, которые он себе раньше и не представлял, изменением самих внутренних принципов и законов собственного существования.
   От сугубо рационального, жесткого, эгоистичного человека, "использующего всех в угоду собственным целям" (слова его ближайшей подруги) за четыре дня путешествия с его, страдающим аутизмом братом Раймондом, он делает огромный шаг, открывающий ему в себе и в мире такие стороны, которые буквально потрясли его, заставили на все вокруг и внутри себя посмотреть иначе. Человек, который вырос без рано умершей матери, в постоянной конфронтации (внешней, а позже – внутренней) с отцом, под конец этой истории вдруг осознал, что у него есть родное существо – старший брат, который нуждается в его внимании и что он, жестокий и алчный бизнесмен остро нуждается в заботе о нем, испытывает к нему трогательную нежность, чувствует ответственность за его благополучие. Беззащитный, замкнутый в своем странном мире, панически боящийся любых изменений и отклонений от привычного течения событий, Раймонд и оказался тем "секретным шифром", ключом, который без особых видимых усилий, открыл для Чарльза совершенно новый и оказавшийся для него привлекательный мир, новые жизненные компетенции, показавшуюся ему неисчерпаемой личностную перспективу, ресурс гуманности, о которых он и не догадывался, знать не знал..
   Раймонд нужен теперь Чарльзу не только для того, чтобы, являясь его опекуном, свободно распоряжаться, оставленными тому в наследство 3 миллионами долларов, не только для того, чтобы, используя феноменальные математические способности брата, под чистую брать весь "банк" в казано Лас-Вегаса, но и для того, чтобы преодолеть вдруг открывшуюся ему экзистенцию бесконечного собственного одиночества, своей не укорененности в лучшем из миров, отсутствии реальных, человеческих, а не только товарно-денежных отношений с миром. Раймонд для Чарльза знак, символ, якорь (вот, где НЛП!) переход в зону иного мира, по - детски инфантильного, не преодолевшего в своем существовании фрейдовских принципов удовольствия, панически реагирующего на любое вторжение в него, но очень родного и близкого. Мир Человека Дождя, самой загадочной, самой смутной, самой счастливой, самой чистой и самой трогательной эпохи жизни Раймонда, из которой он был выброшен жизнью слишком рано. И в которой его брат Раймонд (Чарльз называл его Rineman), певший ему когда-то песенки Beatles похоже, остался и останется навсегда.
   Если выходить за рамки отношений Чарльза и Раймонда Бэббитов, то в канве этого фильма нет, похоже, ставшего уже классическим, критического отношения американских кинематографистов к потенциалу национальной психиатрии. Однако, неосознанно используемые Раймондом технологии НЛП: присоединения, подстройки, изменения внутренних состояний Чарльза, вызывающие в нем ответные человеческие реакции (Раймонд начал даже шутить на счет собственных трусов!) и его отчаянная претензия докторам: "Чарльз продвинулся со мной за неделю, больше чем вы за 20 лет!", говорят о том, что по ту сторону океана, определенная часть американского общества вряд ли считает ресурс этого направления собственной национальной медицины панацеей от всех бед. Обоснованная критика, как говорится, в лицо и налицо! Что касается слащавости и политкорректности этого фильма, в которых упрекают его многие критики, то я бы этого не сказал – критическая социальная направленность фильма, даже сатира (возьмем сцены, к примеру, сцены в казино!) для меня, например, очевидны. Ну, а если чрезмерно прагматичные американцы открывают с помощью этого фильма нечто нерыночное в себе, то что в этом плохого?! Не стоит их, наверное, за это осуждать.
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"