Илюкевич Сергей Аркадьевич : другие произведения.

Шаманы и шаманизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    давно интересовался темой: кто же такие шаманы?


   Вообще же шаманизм это моя любимая тема. Более интересная, чем "классическая", набившая уже всем оскомину, заезженная магия. Тут больше про сибирских шаманов, но у всех шаманов мира есть общие черты. Боюсь, вряд ли скажу что-то новое и неизвестное вам, тем не менее, буду последовательным в пояснении своих представлений о предмете.
   Для начала следует понять, что такое дух, что он собой представляет. Как мне кажется, согласно моих представлений, Дух это энергетический каркас тела - набор силовых полей, формирующих душу. Без постоянной подпитки он распадается, словно электромагнитные поля в катушке индуктивности, после снятия напряжения. Однако возможны процессы, настолько усиливающие мощность энергетического контура духа (мощность = работа/время), что он может существовать некоторое время по инерции после гибели физической оболочки, пока не иссякнет заряд. Или же имея достаточную мощность духа, возможно впадая в транс отделять свой Дух от тела и перемещаться в пространстве в виде чистого Духа. При овладении подпиткой энергии духа сам по себе Дух может существовать продолжительное время в виде самостоятельного не физического объекта.
   В стрессовых ситуациях, бывает, проявляются некие сверх возможности человека. Говорят, что включаются резервы организма. Существует огромное количество достоверно задокументированных фактов совершенно необъяснимых проявлений возможностей человека. Один такой случай мне лично известен, например. Так вот, вполне вероятно, что во всех случаях речь не может идти про резервы организма - они не могут выходить за границы физических законов.
   Возможно в стрессовых ситуациях организм переходит на иной, более высший уровень работы/энергетики, подключаясь инстинктивной к внешней энергии. (звучит туманно и безумно - что поделать, не могу сформулировать яснее, но думаю, смысл всё же понятен). В некоторых случаях, к примеру, испытывая при смерти сильные эмоциональные переживания, или же в случае мучительной гибели приток энергии может быть настолько силён, что, его хватило бы на физическое воздействие. Но, не умея сознательно распоряжаться ей человек вместо совершения какого то воздействия, возможно спасшего бы его, но, скорее всего, желая просто ЖИТЬ, инстинктивно направляет энергию на укрепление своего Духа. Voila tout - имеется энергетическая оболочка отдельно от тела.
   Однако, как знать, что случается с душой после смерти? Напоминаю, по моим представлениям, мозг генерирует, на основе энергии духа комбинацию тонких полей, являющихся душой. Стало быть, дух отдельно, душа отдельно. Скорее всего, в большинстве случаев, просто гаснет/распадается после смерти мозга. Вот и получается бродячий дух без души. Инстинктивное энергетическое существо, существующее пока не иссякнет поддерживающая его энергия. Некоторые Духи, однако, инстинктивно находят способ подпитывать себя - чаще всего за счёт вампиризма, крадя жизненную энергию у живых существ. В таком случае, со временем, скопив много энергии, Духи могут стать довольно могущественными.
   Шаман же, способен влиять на такие замкнутые энергетические объекты, подчиняя своей воле, поскольку, в большинстве случаев, Духи не обладают разумом, в полном смысле этого слова.
  
   Было бы неправильно рассматривать шамана в отрыве от его социальной роли. Шаман это в первую очередь посредник между людьми и духами. Он защитник и представитель своего рода, способствует благосостоянию своих сородичей, оберегает от бед, лечит болезни, советует как поступать в разных случаях. Уговаривает богов и духов оказывать помощь людям в охоте, защищать от бед. Так же помогают как родится в этом мире, так и провожают души умерших в мир иной.
   С одной стороны он умиряет, уговаривает духов не вредить/помочь людям, с другой стороны заставляет/наставляет людей, как правильно поступать, что бы задобрить/не прогневить духов. Притом, считается, что шаман должен помогать бескорыстно, каждому, кто обратится за помощью. Другое дело, что мировоззрение народностей, в которых распространён шаманизм, предписывает делать подарки при обращении за помощью.
   Шамана избирают и наделяют особыми силами духи-покровители, так же они учат и подсказывают шаману. Так же они помогают общаться со сверхъестественными существами, помогают духу шамана странствовать между мирами. При этом коренное отличие от европейской традиции: шаман не призывает духов и не подчиняет своей воле - он, как правило, не может полностью контролировать духа, скорее служит именно посредником, договаривается, уговаривает духа поступить, так как желательно ему/людям, попросившим помощи. А иногда и вовсе следует воле Духа.
   Вообще же шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана. В меру сил и умения шаман исследует духов, их "среду обитания", составляя своего рода "карты местности" которые чертит на бубне, ритуальной одежде.
   Ключевую роль в шаманизме играет инициация шамана - так называемая шаманская болезнь. Первоначально должно произойти с человеком какое-то потрясение - как знак, что он избран для особой роли в жизни. Обычно это случай, где человек находится на грани смерти (смертельная болезнь, от которой в последний момент чудом излечивается; несовместимые с жизнью травмы, после которых поправляются; удар молнии после которого выживают и т.д. и т.п.), или же переживает клиническую смерть. Т.е. во всех случаях человек возвращается как бы с "порога того света". Считается, что он пережил смерть, но как знак избранности его вернули к жизни духи. Далее уже начинается своего рода подготовка к новой должности и учеба: будущий шаман заболевает шаманской болезнью, которая представляет собой трансовые и сумеречные состояния сознания, которые могут длиться годами. В это время духи-покровители забирают душу будущего шамана и водят его по мирам духов, показывая, в рамках космогонии народностей, устройство мира, знакомят с сонмищем духов, учат, как взаимодействовать с ними. Считается, за время шаманской болезни человек перерождается как духовно, так и физически - так, в некоторых народностях, считается, что у шамана несколько лишних костей или мышц. После окончания болезни, т.е. после перерождения шаман вырезает себе бубен, колотушку, делает ритуальный костюм. Примечательно, что наличие той или иной вещи должны одобрить Духи-помощники, в зависимости от уровня мастерства шамана они говорят ему, какой предмет он может иметь.
   По представлениям шаманов их бубен является воплощением их силы и является живым - метафизически представляет собой коня или птицу, верхом на котором шаман путешествует между мирами духов. (Космогонию не затрагиваю, она хоть и интересна, но отношения не имеет теме); костюм символизирует тотемное животное или птицу - надевая костюм и проводя камлание, шаман, для зрителей, как бы перевоплощается в этот образ. По сути, костюм есть мистический скелет и щит шамана. Посох его символизирует Мировое Дерево, пронизывающее все Миры, на этом дереве так же рождаются души шаманов.
   Вся магическая деятельность шамана представляет собой различные ритуальные действия - камлание, необходимые для того, что бы ввести шамана в трансовое состояние, в котором он получает возможность контактировать с Духами и воздействовать на них. Дух шамана отделяется от тела и странствует в "тонких мирах" в поисках места обитания того или иного духа. Поэтому камлание ещё называют "шаманскими путешествиями". Сам по себе камлание состоит из ритмичного биения в бубен и словесного заклинания. Хотя, пожалуй, термин заклинание не вполне подходит - речь идёт не о каких-то магических фонемах, а текстовых заговорах, которые всегда являются импровизацией, подстраиваясь под того или иного духа и призванных уговорить, умолить духа. Различия в направленности шаманов обозначаются понятиями "белый" и "чёрный". Интересно, что в отличие от европейской традиции, белый и чёрный не обозначают, что шаман добрый или злой - белый работает с верхним миром, чёрный с нижним. Соответственно и функции их несколько отличаются.
   Чтобы добиться состояния транса, шаман использует самовнушение, по всей видимости, так же использует какие-то психические техники. Важную роль при этом играет бубен, в который бьёт шаман, зачастую ещё напевая в такт. У некоторых народов шаманы принимают галлюциногены, В состоянии транса открываются энергетические каналы, связь духа с физическим телом слабеет, и это даёт возможность шаману совершать "шаманские путешествия" и входить в контакт с духами.
   Подведу итог: шаман во первых является интеллектуалистом в своём племени (не так давно узнал, что слово "интеллигент" имеет уничижительный смысл, поэтому, думаю, оно не подходит), играя важную социальную роль, занимает высокое место в социальной иерархии. Далее пережив в прошлом какое-то стрессовое состояние, имеет доступ к энергетическим каналам, с помощью которых укрепляет свой дух настолько, что способен в виде Духа выходить из физического тела и какое-то время отдельно от него странствовать. При этом ему открывается возможность видеть не только наш физический мир, но что-то ещё - какую-то энергетическую составляющую мира - "мир духов". Причём топология мира духов не соответствует топологии физического мира.
   Ясно, что шаман существует параллельно в двух мирах, в зависимости, от необходимости усиливая своё присутствие в том или ином мире. Соответственно, чётко видя и присутствуя в неком "тонком пространстве" населяемое энергетическими сущностями -Духами, он может оказывать влияние на них. Так же интуитивно подключаясь к энергетическим каналам, в зависимости от степени умения (ещё одна особенность - шаманы практически все самоучки) проявлять какие либо необычные, сверхъестественные свойства. Так во многих источниках описывается, что во время камлания шаманы исполняют трюки вроде прикасания к раскаленным железным предметам, пронзают своё тело ножом, освобождаются от верёвок. Были случаи внушения окружающим, что вылетают из жилища или отрезают себе голову, а затем возвращают на место.
   Таким образом, настоящий шаман помимо традиционных знаний (название и функции известных духов, мифологии, шаманских приёмов), должен владеть ещё и экстатическими практиками (транс, сновидения)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"