Ильичев Евгений : другие произведения.

Как молиться неведомому Богу?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Счетчик посещений Counter.CO.KZ А ведь еще неизвестно, что более рискованно - упоминание имени всуе или нарочитое его замалчивание.

Неведомому богу
Подступая к неведомому, думаешь - а ведь еще неизвестно, что более рискованно - поминание имени всуе или нарочитое его замалчивание.

Замалчивание, которое кричит больше, чем простое упоминание.
В самом деле - как можно молчать о неведомом? И как можно говорить о нем?
Молчишь, потому что слов бывает слишком много.
Говоришь, срываясь в пропасть недостатка слов.
О чем при этом кричит наше молчание и о чем молчит говорение?
Дело тут не в простом недостатке выразительных средств, не в ограниченности языка.
Любой, самый многообразный, язык доведет себя до мычания/молчания в экстазе апофатики.

Жертвенник "Неведомому богу" у греков - это не способ воссоздания полноты, словно есть боги, о которых мы знаем, и нужно зарезервировать, застолбить место для неизвестных; так программисты резервируют имена переменных или методов.

Неведомый - не тот, кто неведом только до поры до времени.
Неведомый не открывается в исторической перспективе, не становится ведомым в определенный момент.
Апостол Павел говорит о неведомом боге в Деяниях, но там это скорее риторика, чтобы убедить афинян, - разговор с язычниками на понятном им языке. Похоже, что сам Апостол как раз далек от апофатики, он говорит и проповедует весьма конкретно.
Между тем, культура благоговения перед неведомым, опираясь на сократическое "Я знаю, что я ничего не знаю", вносит жертвенник неведомому Богу в самый центр христианства в виде апофатического богословия.
И с того самого момента, когда сказано слово Павла, что о том самом неведомом боге он и пришел проповедовать афинянам, мы уже не сможем никогда отделить непознанного бога античного жертвенника и христианского Бога.
И с другой стороны, с того же самого момента - апофатика, непознанность очищающим факелом входят в христианскую догматику.
Видите, и в этом моменте признания Павлом непознанности Бога (пусть косвенного, пусть в смысле что "до поры до времени Он афинянам был неведом") - звучит парадокс, неопределенность, дуализм. Таким образом, сама эта проповедь Павла афинянам учит нас трудному отношению к неопределенному, непознаваемому, неведомому - готовит нас к нему.
Неведомое - это там, где познание прекращается, останавливается, осаживает себя.
Неведомый - тот, к которому подход не найден, подступ затруднен.
Поклонение неизвестному - особая роскошь, требующая особого созерцательного настроя.
Поклоняться такому богу - невыгодно и нецелесообразно. Чем можно умилостивить бога, о котором ничего не знаешь? Чего у него просить и как?
Такому культу суждено стать уделом немногих - философов или разочаровавшихся в прочих богах одиночек.
Неудивительно, что и самого жертвенника неведомому богу так и не нашли, есть только упоминания о нем.

Словно он отступил на задний план, посчитав и жертвенник слишком ярким, слишком красноречивым для себя свидетельством.
Russian English translation services Английский перевод http://l10n.110mb.com/

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"