Ильина Евгения Сергеевна : другие произведения.

Волшебная флейта

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О таланте, творчестве и друзьях, которые вытащат из любой, даже совсем безнадежной истории. Берегите друг друга.


  
  

Волшебная флейта

   Мне ли просить о многом,
Много ли ждать?
Дай же Ты мне дорогу
Петь и шагать.

Екатерина Ачилова
   На улице завывала вьюга. Мартин сидел у окна и при свете свечи пытался разбирать ноты. Ксото наигрывал на флейте какую-то незатейливую мелодию. Рейнар читал. Анри настраивал лютню.
   В Королевской академии искусств ученики жили в комнатах по четыре человека. Мартин, Ксото, Анри и Рейнар были ровесниками. Пришли они в академию в один год, правда, разными путями. Анри привезли в карете родители, Ксото привел дядя-музыкант, Рейнар приехал с торговцами, которые привозили в академию припасы, да так и остался потом там. Мартин пришел к воротам один, голодный и уставший -- он поднялся до рассвета и прошагал почти полтора десятка миль для того, чтобы добраться из деревни в город. Он ушел тайком от родственников -- те, узнав, что он собрался поступать в академию искусств, подняли его на смех и пригрозили запереть в подвале, чтобы ума-разума набрался. Родители Мартина давно умерли, а родичам не хотелось терять еще одни рабочие руки. И когда -- в пору сбора урожая! Так что Мартин ушел до рассвета, тайком, не взяв с собой почти ничего из вещей. Да и нечего было брать, честно говоря. Старый заплатанный плащ, губная гармошка, подаренная когда-то остановившимся в их доме менестрелем, пара мелких монет -- заработок от проданной у дороги рыбы и... Файт.
   Файта Мартин нашел прошлым летом. Пошел в лес по ягоды, зашел далеко -- все ближайшие полянки уже обобрали -- и услышал у корней старого дуба то ли писк, то ли плач. Сначала подумал -- мышь, потом раздвинул руками черничные заросли и увидел маленького, с половину ладони, человечка. В коричневых штанах, зеленой куртке и такой же зеленой остроконечной шляпе. Человечек сидел на сухой ветке и тер руками глаза.
   Оказалось, что Файт -- тролль. Мартин сперва удивился, потому что привык считать, что тролли больше и вообще страшнее. Он даже видел их однажды -- ворчливо уползающие в чащу кочки -- когда они с другими детьми вот так же зашли далеко в лес, собирая хворост. Визгу тогда было...
   Файт сказал, что его прогнали свои же сородичи за то, что урод и большой не вырастет. И никаких спрятанных кладов он не знает. И вообще Мартин может убираться откуда пришел, потому что людей сюда не звали и это его, Файта, поляна. Он тут будет жить.
   Мартин замешкался -- ну как можно просто взять и уйти от только что встреченного чуда? И предложил первое, что пришло на ум -- подружиться. Потом он еще с полчаса объяснял маленькому троллю, что такое дружба, потом уговаривал его переселиться поближе к деревне... Потом, на зиму, забрал Файта с собой в дом. Тайком от родственников, разумеется. И его даже никто не заметил. Собака после того, как тролль с гиканьем и визгом спрыгнул к ней на шею, чтобы покататься, шарахалась от него как от огня, а остальным Файт просто не показывался, умел в случае нужды отводить глаза.
   Весной тролль вернулся в лес, а осенью, когда Мартин собрался в академию, попросился с ним.
   -- Привык я к тебе, -- вздохнул. -- Да и как ты в большом городе без меня будешь? Пропадешь ведь.
   Собственно, с Файта всё и началось... нет, началось, пожалуй, раньше. Когда Мартин, пугаясь собственной наглости, попросил у приезжего менестреля губную гармошку, подержать в руках и попробовать поиграть. И почти без ошибок скопировал мелодию, которую музыкант наигрывал до этого. Тот хмыкнул, улыбнулся и объяснил, где он ошибся и как нужно правильно играть на губной гармошке. А потом, когда уходил из деревни, подарил ее Мартину и сказал, что он, когда немного подрастет, может попробовать поступить в Королевскую академию искусств. Потому что талант определенно есть.
   А потом Файт услышал, как он играет, и заладил -- иди в академию осенью да иди в академию... Мартин, конечно и сам хотел, но тут решиться стало совсем просто. О том, что будет, если не примут, Мартин старался не думать.
   Приняли. Записали в список учеников, выдали несколько книг и поселили в комнату с такими же новичками. Мальчишки быстро подружились, несмотря на разные характеры и разное воспитание. Анри, единственный из четверых, щеголял красивыми костюмами и рассказывал байки о том, как выглядит изнутри королевский дворец и сколько придворных собирается в нем на каждый бал. У Анри был легкий характер и такое же легкое отношение ко всему происходящему. Улыбчивый и отходчивый, он совершенно не задирал нос, даже когда друзьям несколько недель подряд приходилось жить на его деньги. Учеников в академии кормили, но покупать одежду и письменные принадлежности им приходилось самим. А для этого надо было умудриться где-то зарабатывать.
   У Ксото в городе были родители, которые худо-бедно, но все же помогали ему чем могли. Рейнар и Мартин справлялись сами. Рейнар, крепкий и сильный, часто пропадал по ночам в порту -- помогал разгружать корабли. Мартину пришлось тяжелее. О том, чтобы зарабатывать музыкой, пока нечего было и думать -- в столице благодаря академии хватало талантливых музыкантов и ему, всего лишь ученику, ничего не светило. Он устроился в городскую библиотеку -- протирать пыль и мыть пол. Работал по ночам, кое-как урывал четыре-пять часов сна, а потом бежал на занятия. Работа в библиотеке не была особо денежной, но здесь было нечто гораздо более вожное -- книги. Бессчетное множество книг. Мартин только недавно освоил грамоту и сначала с трудом, а потом всё увереннее разбирал мелкие строчки. Жизнь летела, искрилась яркими красками и, несмотря ни на что, была прекраснее всего на свете.
  
   -- Ишь как метет, даже ставни трясутся, -- сказал Рейнар, отложил книгу и отставил в сторону свечу. -- До утра ведь не закончится.
   -- Опять снег во дворе чистить придется, -- вздохнул Ксото. -- У нас первое занятие у мастера Неймана, как пить дать всем лопаты всучит и работать отправит.
   -- Эй, Файт, закончится к утру метель? -- крикнул Анри.
   Тролль свесился с книжной полки и буркнул:
   -- Нет. К завтрашнему вечеру только, и то не наверняка. Мартин, у тебя ничего поесть нет?
   Мартин порылся в карманах, выудил оттуда морковку, специально прихваченную для Файта с ужина. Тролль сморщил нос.
   -- Что за времена, ни тебе еды горячей, ни тепла...
   -- Не ворчи, -- со смехом отозвался Мартин, привыкший к ворчливо-наставительной манере общения тролля. -- Хорошо хоть морковка есть, мы же позавчера вообще все голодные сидели, потому что на кухне большой чан раскололся, суп вылился, а на новый продуктов не было -- привоз-то только через неделю, всё рассчитано.
   Тролль ухватил морковку обеими руками, свесил ноги с полки и начал хрумкать. За прошедшие несколько лет он немного подрос в высоту и раздался вширь, но по-прежнему оставался размером с половину ладони взрослого человека. И больше уже вряд ли вырастет, сам сказал. Раньше с виду он скорее напоминал самого Мартина -- худой, веснушчатый и немного рыжеватый. От городской жизни тролль чуть округлился, а волосы у него стали еще рыжее. Мартин же, напротив, выгорел за лето на солнце так, что волосы стали совсем светлые, как солома. А худым он как был, так и остался -- не с чего полнеть было...
   -- Ничего, -- мечтательно сказал Ксото, убирая флейту в сторону. -- Выучимся, станем взрослыми, и начнется у нас другая жизнь... Вот ты, Анри, чем будешь заниматься?
   -- При дворе останусь, наверное, -- парень задумчиво пробежал пальцами по струнам. -- Сначала в королевском оркестре, а потом, может быть, дальше... Ну и в Соборе Духов буду играть. Всё-таки не так много тех, кто учится игре на органе.
   Каждый ученик в академии учился играть на нескольких инструментах, которые можно было выбрать по своему усмотрению. Мартин порой дивился, насколько много могут сказать о каждом ученике инструменты, на которых он играет. Два инструмента Анри были самыми что ни на есть аристократическими -- орган и скрипка. Третий -- лютня -- выбивался из этого ряда. Лютня -- инструмент бродячего менестреля... Но Анри нравилось. Друзьям -- тоже. Пожалуй, из всех трех инструментов на органе он играл лучше всего, но лютня в его руках звучала как-то... душевнее.
   Ксото играл на флейте, гуслях и барабане. Рейнар -- на лютне и жалейке. Мартин -- на губной гармошке, лютне и барабане.
   -- А ты сам, Ксото, что будешь делать?
   -- Не знаю, -- отмахнулся он. -- Зачем загадывать? Как судьба повернется, так повернется. Вот встретимся снова лет через десять, тогда можно будет о чём-то говорить... А сейчас, может, сыграем? Пока еще не слишком поздно и все спать не легли.
   Рейнар достал жалейку, Мартин -- барабан, Ксото -- гусли. Анри ударил рукой по струнам...
   Маленькую комнату заполнила музыка. И даже рыжий тролль, забыв о привычном ворчании, спрыгнул на стол и уселся на краю, чтобы лучше слышать...
  
  
   Мартин плотнее запахнул плащ -- не помогло. Лило так, что, во что бы ты ни был одет, пара минут под таким дождем -- и ты уже мокрый до нитки. Файт сидел у него на плече хмурый и тоже мокрый -- даже широкие поля шляпы Мартина не спасали от залетающих сбоку капель.
   -- Деревня, -- тролль махнул вправо, в сторону чуть заметных в дали огоньков.
   Мартин без возражений свернул с главной дороги. Ночевать в лесу в такую погоду было бы совсем уныло. А так, если в дом бродячего музыканта никто не пустит, можно хотя бы в сарай попроситься -- и то крыша над головой.
   Пустили. Хозяйка сначала долго разглядывала незнакомца, но потом всё-таки пригласила его внутрь. Налила горячего взвара. Поставила перед гостями тарелку с кашей. Файт не стал прятаться. Сейчас, в путешествиях, он вообще редко это делал. Как правило, маленький тролль только прибавлял интереса к бродячему музыканту и совсем не отпугивал людей. К тому же теперь он мог иногда подыгрывать Мартину на маленькой дудочке, которую вырезал сам.
   Изба была добротная, крепкая, но было видно, что ее хозяева знавали лучшие времена. Чистые, выцветшие от времени занавески, посуда с щербинками и сколами, одинокий горшок каши в печке... Да и каша на воде.
   В доме было пусто. Так, как бывает после какой-то потери или горя. Девочка лет десяти -- видно, дочка хозяйки -- мышкой шмыгнула мимо и спряталась за печь. Кроме женщины и девочки, в избе никого не было.
   Женщину звали Ане. Она оказалась скупа на слова, но щедра на поступки -- откуда-то из дальнего сундука достала сухие штаны и рубашку и, когда Мартин переоделся, развесила его вещи сушиться над печкой. Даже для Файта одежда нашлась -- Ане сняла платье с дочкиной куклы. Тролль поворчал, конечно, но деваться было некуда -- одежду всё равно надо было сушить.
   Отогревшись и поев, Мартин потянулся за единственной сухой вещью -- за чехлом с лютней и барабаном. Знакомый маг из столицы зачаровал его так, чтобы он отталкивал воду. Чехол и то, что в чехле, -- это и было самое ценное имущество музыканта.
   Вопросительный взгляд в сторону хозяйки. Та кивнула -- "не возражаю" -- и уселась возле лучины с веретеном.
   Мартин достал лютню, пробежался пальцами по струнам. Дождь. Осень. Одинокий путник идет по широкой дороге...
   В какой-то момент в песню вступила дудочка Файта.
   Мелодия захватила и понесла Мартина туда, на одинокую дорогу, снова под дождь, к неизвестности... Так было часто. Стоило ему увлечься мелодией по-настоящему, и он уходил в нее, как в другой мир, не замечая, что происходит вокруг. Это было волшебно. Это было прекрасно. Возможность видеть другие миры и истории... Возможность творить их самому. Уже одного этого было достаточно для того, чтобы всей душой полюбить свое ремесло. Поэтому Мартин и не остался в столице после окончания обучения. Ушел -- за новыми встречами, новыми городами, новыми мелодиями, услышанными от других музыкантов... И никогда потом не жалел о своем решении.
   Когда струны затихли, Мартин поднял голову и увидел, что дочь хозяйки сидит рядом на лавке и не сводит с них глаз. А Ане... плачет, спрятав лицо в ладонях.
   -- Они так же ушли, -- сказала девочка. -- Мой отец и братья... Ты знаешь, где они? Это про них песня?
   Ушли... ушли за грань. Вот почему в этом доме пусто и чувствуется недавнее горе.
   -- Нет, -- поколебавшись, ответил Мартин. -- Для меня -- это песня про дорогу. Но для тебя -- это может быть песня про них... Каждый слышит в музыке что-то свое, понимаешь?
   Девочка помолчала несколько мгновений, потом кивнула и подвинулась чуть ближе.
   -- Сыграй еще что-нибудь.
  
   Ане так и не сказала ему в тот вечер ни слова. Сначала плакала, потом слушала. Говорила девочка -- спрашивала, какие бывают музыкальные инструменты, где этому учат и можно ли потрогать Файта. Ворчливый тролль, на удивление, разрешил погладить себя по голове, а потом и вовсе перебрался к девочке на плечо, и они о чём-то тихо заговорили.
   Утром небо прояснилось, одежда Мартина и Файта высохла, и они засобирались в дорогу. Ане дала с собой краюху хлеба и немного овощей и вышла проводить на крыльцо. Девочка с раннего утра убежала на рыбалку. Сказала -- мальчишки должны удить рыбу в пруду, и она с ними.
   -- Лайне... моя дочь... она ни с кем не разговаривала с тех пор, как мой муж и сыновья погибли. Нанялись охранять купеческий караван, а по пути на них напали разбойники... Спасибо вам.
   Женщина куталась в старую шаль. И сейчас, при дневном свете, было видно, что она еще молода. Это потухший взгляд и ранняя седина старили ее сразу лет на десять.
   -- Я рад, что смог помочь, -- искренне ответил Мартин. -- Но дальше вы уже сами. Ваш дом как будто застыл в прошлом. А теперь можно идти дальше.
   Женщина кивнула.
   -- Куда пойдете? -- поинтересовался бесцеремонный Файт. -- В деревне ведь загнетесь совсем. Только если вам замуж второй раз выйти... но вы же не хотите, да?
   Ане покачала головой.
   -- Я думала перебраться в город... У меня там сестра, поможет первое время. Но все откладывала и откладывала. Лайне, опять же... А сейчас чувствую -- надо ехать. Сегодня и соберемся. Сестре я уже давно писала.
   -- В столице через неделю будет набор в Королевскую академию искусств, -- задумчиво сказал Мартин. -- Сводите дочь туда, если она захочет. Ей вчера понравилась музыка... Может быть, она тоже захочет научиться играть.
   Ане снова кивнула.
   -- Да хранит вас Ивена. Ровной дороги вам.
   Мартин улыбнулся ей и вышел за калитку.
  
   Распогодилось. Даже скупое на ласку осеннее солнце выглянуло из-за туч.
   -- Телегу попутную лови, -- наставительно сказал Файт, наконец-то избавившийся от кукольного платья и переодевшийся в свою обычную одежду. -- Так ближе к вечеру в город доберемся, а иначе -- только завтра.
   -- Ярмарка через два дня, -- отмахнулся Мартин. -- Успеем.
   -- А друзей повидать? А то я тебя не знаю -- вечно приезжаем впритык к празднику, потом отыскивается какой-нибудь попутчик, едущий в интересное место, и всё. Только рукой остальным помахать. А потом мне жалуешься, что сто лет друзей не видел и тебе вечно времени не хватает...
   -- Да будет повозка, успокойся, -- весело ответил Мартин.
   Настроение с утра было прекрасным. Может быть, от того, что сказала Ане, может быть, просто так... А повозка точно будет. Мартин иногда... знал. Просто знал, что приедет повозка и подвезет их до города. Или что ночью будет дождь и лучше найти ночлег под крышей, или что лучше не ходить по этой дороге, потому что там могут поджидать разбойники... "Дорога хранит идущего по ней", -- отмахивался от настырного Файта Мартин, но исправно вешал резные деревянные амулеты и бусины на столбах-указателях. Подношение Духу Перекрестков, чтобы не изменяла удача в пути.
   Не успела деревня скрыться за холмом, как позади послышались песня и скрип колес. Мартин обернулся, приставил ладонь ко лбу и радостно побежал навстречу.
   -- Мартин!
   Широкоплечий, загорелый Рейнар спрыгнул с телеги. Друзья обнялись.
   -- Ты на ярмарку?
   -- Да, -- кивнул Мартин, забравшись на телегу, Рейнар тронул вожжи, и мохноногая лошадка тронулась с места. -- А ты как здесь оказался?
   -- За материалом ездил, -- махнул на телегу Рейнар. -- Ты же знаешь, я теперь музыкальные инструменты делаю, у меня своя лавка в городе. А приличное дерево или кожу на барабаны лучше покупать в деревне, в городе такую цену заламывают, закачаешься.
   -- Преуспеваешь? -- Файт высунулся из-под шляпы Мартина.
   -- Здравствуй, Файт, -- рассмеялся Рейнар. -- А я думал, ты уже давно осел в каком-нибудь лесу, нашел клад и сторожишь.
   -- Я друзей не бросаю, -- приосанился Файт. -- Ты посмотри на него, -- кивок в сторону Мартина. -- Пропадет ведь без меня! Последние деньги раздаст, прохиндеям поверит... Он же доверчивый, жуть!
   Друзья переглянулись и рассмеялись.
   -- Конечно, конечно, -- согласился Мартин и подмигнул Рейнару. -- Что бы я без тебя делал!
   На самом деле Мартин не был доверчивым. Это была всё та же способность "видеть", как в случае с выбором дороги или места для ночлега... Но троллю нравилось чувствовать себя незаменимым, а Мартину -- путешествовать с Файтом. И оба это прекрасно знали.
  
   Дом у Рейнара был крепкий и просторный. Когда они подъехали к крыльцу, на улицу выбежали двое детей, мальчик и девочка, и повисли на отцовой шее. Потом заметили Мартина и запрыгали вокруг.
   -- Мама, мама, дядя Мартин приехал!
   -- Привет, сорванцы! -- Мартин сгреб Шейну и Санни в охапку. -- Дом еще не развалили по бревнышку?
   -- Сегодня в очередной раз попытались, -- улыбнулась вышедшая на крыльцо светловолосая женщина. -- Здравствуй. Давно тебя не было.
   -- Надеюсь, ты меня простишь, -- улыбнулся Мартин. -- И угостишь Файта чем-нибудь вкусным. А то он меня пилит с самого Райзенделла. Мол, пирожков ему хочется.
   -- Я и тебя угощу, -- весело ответила Мила, по очереди обнимая мужа и Мартина. -- Ты же знаешь, вам здесь всегда рады.
   Мила училась в Королевской академии вместе с Мартином и его друзьями, там они с Рейнаром и познакомились, а почти сразу после окончания учебы -- поженились... Мартину нравилось бывать у них в доме. Здесь была какая-то своя, особая атмосфера. В воздухе как будто плавали радость, тепло, уют... и музыка. А как же иначе в доме двух музыкантов?
   Правда, играли Рейнар и Мила теперь не так часто, но по-прежнему от дуэта лютни и флейты щемило сердце. Вдвоем у них получалось что-то совершенно прекрасное, и Мартин от души радовался за друзей и их счастье.
  
   Поздним вечером, когда Мила и дети ушли спать, на кухне остались Мартин, Рейнар и Файт. Тролль сидел на столе, пил квас из маленькой, специально для него заведенной здесь кружки и выглядел довольнее некуда.
   На столе тускло светила лампа.
   -- Расскажешь, что случилось? -- спросил Мартин.
   Рейнар вздохнул и опустил взгляд в кружку.
   -- Ничего-то от тебя не скроешь.
   -- Как всегда, -- грустно улыбнулся Мартин.
   -- У Анри неприятности.
   -- Что случилось? -- сказать, что Мартин удивился -- это не сказать ничего. Из всех троих друзей Рейнара он видел чаще всего. От него же он узнавал новости об остальных. Анри счастливо женился, получил титул, часто появлялся при дворе, играл на органе в Соборе Духов... Ну и вообще Анри и неприятности были вещами мало совместимыми. Ему все по жизни удавалось легко, как в песне. "Светлый человек" -- это определение подходило Анри больше всего.
   -- Анри -- известный в городе и при дворе музыкант. Недавно барон Юфф принес ему флейту, показать. Она была очень старая, но выглядела -- как будто вчера сделана. И звук у нее был чистый, звонкий... Говорят, эльфийская работа. На флейте были руны, которые барон очень хотел прочитать, но не смог. А ты же знаешь Анри -- хлебом не корми, дай в очередную тайну влезть. Если ему что-то интересное попадается, он не успокоится, пока всё не узнает. Забрал он у барона флейту, пообещал в книгах покопаться, руны перевести и, может быть, узнать что-то о самом инструменте и о том, как флейта оказалась у рода Юффов. Барон сам не знает ничего, его отец флейту в кабинете хранил и никому не показывал. И записей никаких не оставил... В общем, забрал Анри флейту, а на следующий день она пропала. В дом никто посторонний не входил, весь кабинет обыскали -- не нашли. Спящий знает, что там произошло -- может и правда кто-то украл, может, чары на ней были... Только барон думает, что это Анри ее прикарманил. Грозится в суд королевский пойти, если Анри ему флейту не вернет. Срок дал -- неделю. Три дня осталось... Если Анри денежную компенсацию придется выплачивать, так это ему надо почти всё, что есть, отдать и нищим остаться. Но это еще не самое страшное. Могут и в тюрьму бросить... и что похуже. Король, конечно, Анри ценит и уважает, но барон Юфф тоже из знатной семьи... Не берусь предсказать, как дело повернется, если до суда дойдет.
   Мартин нахмурился. Дело и впрямь было плохо. Страшно подумать, что будет с Анри, с его семьей, если... Музыкант помотал головой, отгоняя безрадостную картину, которую сразу же нарисовало воображение.
   -- Анри ничего про эту флейту в книгах не нашел?
   -- Нет, -- вздохнул Рейнар. -- Даже мы с Ксото пробовали искать, но тщетно. Ничего. Может, где-то и есть, но книг в городской библиотеке больше тысячи... За неделю все не перелопатишь. Начальник городской стражи приходил -- Анри его хорошо знает -- только руками развел. Сказал -- непохоже, что воры работали. Флейта из закрытого потайного ящика пропала...
   -- Файт?
   Тролль почесал макушку.
   -- Не припоминаю ничего такого, -- признался он. -- Вроде у троллей были какие-то легенды, связанные с флейтами, но я же от своих ушел рано. Можно, конечно, моих сородичей поискать... Но проще в библиотеке покопаться еще раз. Времени мало.
   -- Я схожу в библиотеку завтра, -- предложил Мартин. -- Всё же я там работал, лучше знаю книги. Может, мне больше повезет. Вы с Анри пробовали перебрать версии?
   -- Времени не было, -- огорченно сказал Рейнар. -- Подробно не обсуждали, прикинули варианты, и сразу стали искать. Книги, легенды, знакомых, которые Анри недолюбливали... Мы тут последние дни носимся, как подстреленные зайцы, а без толку. Я вон даже к ведунье знакомой съездил в деревню, кожу и дерево просто по дороге обратно забрал. А она ничего путного не сказала -- сказала только, что флейту не украли, и всё. И понимай, как хочешь.
   -- Давай завтра вместе подумаем, впятером? Если вы уже сделали всё, что можно, и ничего не узнали, значит искать надо где-то в другом месте...
   -- Давай, -- кивнул Рейнар. -- Ты тогда завтра зайди с утра к Ксото, скажи, чтобы ближе к вечеру ко мне пришел. А с Анри я договорюсь.
  
   Ксото после окончания академии остался там же. Сначала он работал младшим ассистентом мастера-барабанщика, потом сам стал мастером и теперь учил юных музыкантов основам ритма и грамоте.
   В академию Мартина пустили без вопросов -- сторожа на воротах тоже оказались старыми знакомыми. Они же и показали, где в этот час можно найти мастера Ксото.
   Мартин легко взлетел по ступенькам северной башни, где жили мастера, и постучал в третью дверь слева.
   Ксото встретил его радостным возгласом и затащил внутрь. Провел между стопками книг и пергаментов, кучками сложенных на полу, снял со стола и стульев барабан и еще пару стопок книг, уселся сам и приглашающе махнул рукой Мартину.
   Ксото почти не изменился -- такой же встрепанный, взъерошенный и черноглазый. Деятельный, постоянно что-то изобретающий, вечно занимающийся кучей дел и, как ни странно, всё успевающий. Взаимно и счастливо влюбленный в музыку. Мартин не удивился, когда Ксото решил остаться в академии. Говорят, он так допек своими прошениями короля, что тот уже всерьез задумался над тем, чтобы выделить академии еще одно здание и дать возможность обучаться скульпторам и строителям... В общем, академия, да и столица в целом только выиграли от того, что Ксото остался здесь. Так у него было больше шансов воплотить свои идеи.
   -- Ты знаешь про Анри, да? -- сходу спросил друг. -- Целую гору книг перелопатил, но ничего не нашел. А мне кажется, что ответ надо искать именно в книгах. Наверняка есть какая-то старинная легенда, которая всё объясняет. Не верю я, что враги Анри постарались. С ним же поссориться -- это надо очень постараться.
   -- А, враги барона?
   -- Не знаю, -- сокрушенно покачал головой Ксото. -- Рейнар вон все трактиры обошел, слухи собирал. Нашел вроде одного подозрительного типа. Говорят, их с бароном роды в большой вражде уже несколько поколений... Мы даже проследили за ним, но ничего подозрительного не увидели. Ведет себя как обычно, ездит в ратушу, домой, в оружейную лавку... и всё. В дом к нему не полезли, хотя была мысль. Но если б мы попались, только хуже бы сделали.
   -- Может, соберемся сегодня вместе и подумаем еще раз? -- предложил Мартин. -- Приходи вечером к Рейнару, Анри он позовет.
   -- Приду, -- вздохнул Ксото. -- Вовремя ты приехал. Свежим взглядом посмотришь, может, предложишь что-нибудь... А то мы уже чего только не перепробовали!
  
   Утром, по дороге в академию, Мартин заглянул в библиотеку и оставил там Файта. Вернувшись, он застал тролля пролистывающим очередной толстый справочник.
   -- Ничего, -- сокрушенно помотал головой тот. -- И ведь вертится что-то в голове, про старые легенды... но вспомнить не могу, хоть убей.
   -- Ну что же делать, -- вздохнул Мартин. -- Поищем вдвоем.
   Они ничего не нашли и вернулись домой к Рейнару уставшие и разочарованные. Там уже ждала карета.
   -- Поедем к Анри, -- объяснил Рейнар. -- Он жену и детей к родителям погостить отправил, она не знает ничего... Заодно кабинет посмотрим, из которого флейта пропала. Ксото по дороге заберем.
  
   Анри встретил друзей на пороге высокого, богато украшенного дома. Несмотря ни на что, он улыбался, хотя и выглядел уставшим и как будто постаревшим.
   -- Так давно собраться не могли все вместе, а теперь собрались. Выходит, что собрать нас может только большая беда, -- попытался пошутить Анри.
   -- Было бы намного хуже, кабы наоборот, -- вздохнул Ксото. -- Давай, расскажи свою историю еще раз, для Мартина. И кабинет покажи. Может, они с Файтом найдут что-нибудь.
   -- Да мы в кабинете и посидим, -- вздохнул Анри. -- Пойдемте.
   Кабинет у Анри был просторный и светлый. Два больших окна, письменный стол, стулья с резными ножками, шкаф, на стене лютня и небольшая картина.
   Анри подошел к шкафу, отодвинул на первый взгляд глухую панель и открыл дверцу маленьким ключом.
   -- Вот здесь она лежала, -- в открывшемся проеме было пусто, если не считать куска зеленой бархатистой ткани. -- Специально аккуратно ее положил, в ткань завернул. А то барон без чехла принес почему-то...
   -- Ну что, подумаем еще раз?
  
   Файт деловито расхаживал по столу. Остальные сидели вокруг, на столе валялись исписанные листы бумаги.
   Мартин запустил пятерню в волосы и в сто первый раз прочел список версий. Легче не стало.
   Либо магия, либо кража. Второе вероятнее, но почему тогда стражники, опытные в ловле воришек, ничего не нашли? Нет следов взлома, ключ Анри носит на цепочке, прислуга никого не видела... За слуг Анри ручается, говорит, они не могли... Даже если воры проникли в кабинет, как быть с ключом? Анри его совершенно точно не снимал и никому не передавал. А если магия, то куда пропала флейта и почему? Не могла же она просто так испариться?
   -- Говоришь, барона обокрали? -- переспросил Файт.
   Анри кивнул.
   -- Да, в тот же день, когда он принес мне флейту. Я думаю, что приходили за ней. Воры унесли несколько малоценных картин и футляр от флейты. Наверное, подумали, что она там. Представляю, как они должны были разозлиться...
   -- И на следующий день полезли уже к тебе, -- вздохнул Рейнар. -- Только у барона они наследили -- будь здоров. А у тебя как будто по воздуху прошлись и испарились. Странно это.
   -- А что говорит барон?
   -- Барон злится и не желает со мной разговаривать, -- огорченно сказал Анри. -- Я его понимаю, в общем-то, но поиску флейты это не способствует.
   -- Много человек знало о том, что барон Юфф принес флейту тебе? -- Файт весь вечер морщил лоб, будто силясь что-то вспомнить, но у него плохо получалось.
   -- Двое, -- не задумываясь ответил Анри. -- Граф Форден и Род Тайлис, глава купеческой гильдии. Они с бароном давние приятели, и он показал им свою находку. Как раз Тайлис и посоветовал ему обратиться ко мне, сказал, что, возможно, я смогу расшифровать руны.
   Мартин покосился на листок с частью надписи, которую Анри успел расшифровать "Вода, жизнь дарующая..." Странная надпись для флейты.
   -- Вряд ли украл кто-то из них, -- вздохнул Ксото. -- У меня была одна вещь... Словом, ты же знаешь, какой я рассеянный. У меня есть знакомый чародей, однажды я ему старинные тексты разбирал, три месяца не поднимая головы сидел... в общем, в благодарность он мне зачаровал "манок".
   Ксото показал амулет на цепочке.
   -- Когда потеряешь вещь -- достаточно ее представить. -- Амулет завибрирует, если она находится где-то в комнате. Можно на разный радиус настроить... Сходил я к Тайлису в гости, уж больно мне этот старый пройдоха не нравится. Я же в городе теперь уважаемый человек, мастер академии, так что прогнать он меня не прогнал, но улыбался так, что аж зубы сводило. Дом показал... Нет там флейты. Если бы была, амулет бы почувствовал. Тем более, что я эту флейту увидеть успел, как раз в тот день к Анри в гости забежал... Только амулет разрядился после одного раза. Всё же дом -- это слишком большое расстояние. На дом Фордена уже не хватило.
   -- Мда... Жаль, что не хватило. Но у нас же есть кое-кто понадежнее амулета.
   Файт выжидающе посмотрел на Мартина.
   Музыкант устало потер глаза.
   -- Предлагаешь мне сходить?
   -- И правда, -- оживился Рейнар. -- Мартин, ты же у нас людей как книги читаешь.
   -- Ты преувеличиваешь, -- вздохнул Мартин. -- Ничего конкретного я не скажу. Самое большее -- нравится или не нравится. И то все очень сложно... Откуда я знаю, почему у меня неприязнь возникает. Потому что человек флейту украл или потому что он контрабандой занимается?
   -- А ты всё-таки сходи, -- попросил Анри. -- Ничего не потеряем. Вот только предлог надо придумать, чтобы тебя сразу с порога не прогнали...
   -- С предлогом просто, -- улыбнулся Мартин. -- Одолжишь лютню?
  
   Еще было не очень поздно; Мартин решил не терять время и заглянуть в гости к графу и главе купеческой гильдии сегодня. Время было слишком дорого.
   Файт и остальные остались у Анри дома, думать и искать. Маленький тролль вспомнил что-то важное и погнал друзей в библиотеку, чтобы они принесли ему детские сказки разных народов. Наверное, сейчас они как раз роются в книгах.
   Граф Форден легко согласился побеседовать с бродячим музыкантом. Мартин подозревал, еще и потому, что в одолженной у Анри одежде он перестал походить на "подозрительного бродягу".
   Он объяснил графу, что собирает старые легенды, сказал, что в городе ходят слухи о пропавшей старинной флейте, что наверняка с ней связана какая-то тайна, и, мол, не будет ли граф так любезен рассказать Мартину историю этого инструмента.
   За годы странствий Мартину довелось побывать и в деревенских домах, и в лачугах, и во дворцах... Так что учтивая речь давалась ему легко.
   Граф, грузный темноволосый мужчина, с сожалением ответил, что тут он может сказать не больше, чем другие. Да, флейту он видел. Удивительной красоты инструмент. И звук у нее чистый, звонкий -- его друг барон Юфф попробовал на ней сыграть, и как будто даже в комнате светлее стало -- у него деревья под самым окном растут, весь свет закрывают. А тут они словно ветви раздвинули...
   А больше он ничего не знает. И руны на флейте прочесть не сумел. Надеялись -- мастер Анри прочтет, но тот оказался нечист на руку. А ведь таким приятным человеком гляделся...
   Мартин вежливо раскланялся с хозяином дома, вышел на улицу и задумался.
   С одной стороны, Ксото сказал, что Рода Тайлиса он проверил и глава купеческой гильдии ни при чем... но с другой -- граф Форден понравился. Ничем не обоснованное, не подтвержденное чувство. Мартин вздохнул. Друзья ведь знали, как работает его чутье на людей. Ничего конкретного, ничего определенного. Слабые, летучие ощущения...
   Мартин повернул направо и пошел к дому Тайлиса, благо Анри объяснил, где он находится. Род Тайлис был дома, однако с музыкантом разговаривать не пожелал. Но Мартину позарез надо было его увидеть, и он прибег к испытанному методу -- наиграл несколько простых веселых мелодий, заговорил со слугами у дверей, те заслушались... И Мартин еще раз попросил, в этот раз -- сыграть перед блестящим господином, разумеется, бесплатно, так как само пребывание в доме уважаемого главы гильдии -- большая честь для простого музыканта. Блестящий господин, до которого наверняка донеслись звуки музыки, согласился.
   Тайлис оказался невысоким, седым мужчиной приятной наружности, безупречно вежливым даже с простым музыкантом. Правда, от вежливости сводило скулы, как от вязкой сладкой карамели. Мартин, после того, как сыграл, попробовал расспросить его про флейту, но услышал только сетования на то, какая нынче пошла непорядочная молодежь. Граф Анри -- такой обходительный молодой человек, и вдруг украл у барона Юффа флейту...
   Мартин раскланялся и поспешил к Анри, чтобы поделиться увиденным и услышанным с друзьями.
  
   Мартин дернул на себя дверь кабинета и от неожиданности чуть не захлопнул ее обратно.
   -- Юху! -- раздался откуда-то из недр комнаты ликующий вопль. -- Я нашел!
   Файт приплясывал на столе рядом с раскрытой книгой. Остальные столпились рядом.
   Мартин поймал на себе вопросительный взгляд Рейнара, качнул головой -- потом. Сначала пусть скажет Файт.
   -- Мы искали легенды про флейты, а надо было совсем про другое. Это старая детская сказка. Помните историю про Зеркало троллей?
   -- Конечно, -- кивнул Ксото. -- Это сказка про лесное зачарованное озеро. Говорят, тот, кто найдет его, напьется из него воды, станет бессмертным... А Зеркалом троллей оно называется потому, что охраняют его тролли и не дают ни одному человеку добраться до него...
   -- Это сказка, -- согласился Файт. -- Но была и правдивая история... Моя бабушка рассказывала, что видела это озеро, пила из него воду и поэтому прожила почти вдвое дольше, чем обычно живут тролли. Тролли вовсе не сторожат его. Оно само себя отлично сторожит. Раньше, когда в наших краях жили эльфы, они могли спокойно его находить. Вода из этого озера целебна, помогает излечивать почти любые раны. И эльфы этим пользовались. Людям, говорят, озеро тоже открывалось, но далеко не всем... Так вышло, что один эльф, музыкант, был очень дружен с человеком. То ли тот спас ему жизнь, то ли чем-то помог... В общем, когда эльфам пришла пора уходить, эльф-музыкант сделал другу подарок -- зачарованную флейту, чтобы тот всегда смог найти озеро с целебной водой. Достаточно выйти в лес, заиграть на флейте, и деревья сами расступятся и покажут дорогу.
   Рейнар хлопнул себя по лбу.
   -- А ведь я слышал и такой вариант этой истории! И как не вспомнил?...
   -- Да, вариантов этой сказки очень много, -- согласился Файт, -- кое-где рассказывают правдивый.
   -- Строчки на флейте "Вода, жизнь дарующая...". Кажется, это действительно та самая флейта, -- задумчиво сказал Анри. -- Только мы всё равно не знаем, куда она пропала.
   -- Знаем! -- торжественно ответил маленький тролль. -- Вот умора! Как, должно быть, расстроился воришка...
   -- Файт, не тяни, -- устало опустился на стул Мартин. -- Мы тебя ценим, уважаем, и я месяц буду кормить тебя пирогами, если всё решится благополучно.
   -- Эльфийские чары не просты. Зачарованную вещь нельзя передать другому. Если ее отдали, украли, потеряли, она всё равно возвращается к своему владельцу. Похоже, кто-то специально украл футляр, думал, что флейта от Анри вернется туда, где она должна лежать, в свой футляр. И Анри можно легко подставить, и самому получить флейту и остаться вне подозрений. Но хозяин -- это не человек, у которого находится футляр. Хозяин -- это глава рода. Магию так просто не обманешь... Флейта ушла от Анри, но в футляр не вернулась, потому что он находится не у своего законного владельца.
   -- Осталось понять, кто украл футляр.
   -- Тайлис, -- вздохнул Мартин и кивнул на книги. -- Я был у него в кабинете. Там три полки вот с такими же книгами стоят... Так что я почти уверен.
  
   Роду Тайлису сегодня не спалось. То ли виной был подозрительный музыкант, то ли меняющаяся погода, из-за которой ломило суставы... Проклятая старость! И никак от нее не спастись. Где же он просчитался?...
   Хлопнула казалось бы полностью закрытая ставня, на улице сверкнула молния, загрохотал гром.
   Тайлис невольно взглянул на окно и застыл, вцепившись в одеяло. Еще одна вспышка снова высветила маленький силуэт.
   -- Как ты посмел?! -- загрохотал внушительный голос.
   Тайлис схватился за сердце, хотел позвать на помощь, но голос пропал, получился только невнятный хрип.
   -- Ты думал подобраться к нашему озеру?! Мы, тролли, вот уже сотню лет храним его от посторонних глаз! Неужели ты думал, что мы не выследим наглого воришку?! Неужели ты думал, мы не поймем, что тобой движет жажда бессмертия? Знай, мы можем лишить тебя того, за что ты так цепляешься -- жизни!
   -- Н-н-не надо, -- прошептал Тайлис. -- У меня нет флейты, клянусь!
   -- Где футляр?
   Еще молния, -- казалось, тень на подоконнике стала намного больше.
   -- В-в-в комоде, в выдвижном ящике.
   Что-то щелкнуло, прошуршало, а потом Тайлиса ослепила вспышка белого света.
   -- Не смей даже прикасаться к флейте, -- прошипело со всех сторон. -- Коснешься -- умрешь мучительной смертью!
  
   Друзья, хохоча, перелезли через стену сада, мокрые до нитки.
   -- Ты видел, какое у него было лицо?
   -- Ай да Файт, ай да молодец!
   -- Давно в чужие сады не лазил. В последний раз -- когда к Алисии сватался...
   -- Футляр доставай.
   -- Пусто, -- сказал Рейнар. -- Надеюсь, всё будет так, как мы рассчитываем.
   -- Ну так проверим, -- решительно сказал Анри. -- Через пару часов рассвет. Думаю, самое время зайти в гости к барону Юффу.
  
   Слуга барона наотрез отказался впускать их в дом. Еще бы -- четверо мужчин подозрительного вида заявились среди ночи... Но Анри попросил передать барону, что нашел флейту, и их все-таки впустили.
   Барон Юфф встретил их неприветливо, но всё же согласился выслушать. Чем дольше он слушал, тем больше у него округлялись глаза.
   -- Не верю, -- только и смог сказать он в конце.
   -- Проверьте сами, -- пожал плечами Анри, достал футляр, открыл, показал барону, что он пуст, закрыл и отдал барону в руки.
   Юфф помедлил, взвесил футляр на ладони, открыл... На красном бархате лежала флейта. Светлая, изящная. Инструмент, сделанный настоящим мастером.
   -- Не может быть.
   -- Берегите ее, -- серьезно сказал Мартин. -- В плохие руки она, конечно, не попадет... Но бед все равно натворить может. Как в случае с Анри.
   Барон молча кивнул. Анри поднялся.
   -- Полагаю, я могу попросить Вас принести извинения.
   -- Разумеется, -- барон тоже встал. Как ни был он изумлен, хорошее воспитание ему не изменило. -- Завтра же, во дворце, публично я попрошу у Вас прощения и назову истинного виновника происшедшего. Род Тайлис получит по заслугам, не сомневайтесь.
  
   -- Ну что, по домам? -- зевая, спросил Ксото. -- Ярмарка сегодня.
   -- Вот именно, ярмарка. День Творцов, середина осени...
   -- Ух ты! -- Файт даже подпрыгнул у Мартина на плече. -- Светает уже. Анри, ты успеешь?
   -- Тут два квартала, -- весело улыбнулся музыкант. -- Пора вспомнить юность, вам не кажется? Ну, кто из нас быстрее добежит до Собора Духов?
  
   Анри оказался первым, Мартин вбежал за ним, в просторный зал, полный людей... Люди были повсюду, кто-то стоял на площади перед Собором, кто-то внутри... Анри подмигнул друзьям и скрылся в толпе.
   Мартин поднял голову вверх. Было ясно. Сколько он себя помнил, в день Творцов всегда было ясно. Лучи восходящего солнца коснулись цветных витражей и заплясали яркими цветными бликами на высоких светлых стенах.
   Заиграл орган, и Мартину на миг показалось, что он снова ученик академии, Анри играет здесь в первый раз, и они с друзьями пришли его послушать... Музыка, везде музыка. Радостная, счастливая, светлая. Как и человек, который играет. Здравствуй, новый день. Здравствуй, солнце. День прекрасен просто потому, что он наступил. Радуйтесь, люди. Порадуйтесь со мной вместе... Самое простое и понятное, самое настоящее волшебство, творящееся здесь и сейчас.
  
   А потом была веселая шумная ярмарка на поле перед городом. Мартин от души поиграл, потанцевал и даже спел. Друзей в какой-то момент растащило в разные стороны. Рейнар повел жену танцевать, Анри наперебой поздравляли с завершением истории с флейтой, к Ксото гурьбой подбежали ученики и, смеясь, утащили в шутку сопротивлявшегося мастера в круг танцующх.
   -- Сыграй, музыкант! -- светловолосая девушка с серебристыми монетками на лбу весело подмигнула. -- Сыграй, я станцую.
   Мартин в очередной раз ударил по струнам... Девушка кружилась в танце легко, словно не касаясь земли, потом она оказалась не одна, а в паре с кем-то, потом круг танцующих стал больше... Мартина подхватила мелодия и закружила, не хуже, чем танцоров. И он увидел... Светловолосая девушка с монетками на лбу и парень, танцующий с ней... У них менялись лица. Старше, младше, снова старше. И свет, теплый, согревающий свет, волнами расходящийся вокруг, покатившееся с горы огненное колесо, светлый замок с высокими шпилями, бескрайнее море... Места, где Мартин никогда еще не был, но отчего-то был уверен, что обязательно будет... Говорят, в дни, когда чествуют духов, можно их увидеть. Летом -- духа огня, осенью -- двух Творцов...
   Девушка, снова просто девушка, улыбнулась Мартину, а парень, стоящий рядом с ней, помахал рукой.
   Стемнело. Зажгли костры. Мартин отошел от них подальше и повалился на траву, закинув руки за голову. Наверху рассыпались звезды.
   -- Знаешь, Файт, -- сказал он устроившемуся рядом троллю. -- Иногда я немного завидую друзьям. У Рейнара семья, дети, стабильный заработок, у Ксото -- ученики, у Анри -- Собор... А у меня ничего. Ни дома, ни семьи, ни денег...
   -- У тебя есть я, -- весло ответил тролль. -- И Дорога.
   -- Да, -- улыбнулся Мартин. -- Дорога -- это мой Собор. Каждый важен на своем месте, правда?
   -- Конечно, -- согласился тролль. -- Но только ты обещал месяц кормить меня пирогами, помнишь? Так что пока никаких диких мест!
   -- Хорошо, -- рассмеялся Мартин. -- Тогда пойдем в город. Оролис или Милдон?
   -- Всё равно, -- ответил тролль. -- Мы не были ни в одном из них.
   Мартин достал из кармана монетку.
   -- Орел -- Оролис, решка -- Милдон.
   Монетка взлетела в воздух. На душе было легко и радостно.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"