Белы : другие произведения.

Сражающиеся шайены

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  1. Шайены
  
  Шайенны были одной из трех индеских групп западных равнин, принадлежавших к алгонкинской семье. Они являлись сравнительно недавними пришельцами в этот регион. По утверждениям Черного Мокассина / Mahk sta'vo yan'st st /, который долгое время считался самым достоверным историком, человеком с прекрасной памятью, некоторые из шайеннов достигли Миссури около 1676 года, за 204 зимы до 1880 года, когда это утверждалось. До этого шайенны жили на реке, носящей их имя, которая впадает с запада в Ред-Ривер-на-Севере, и на которой одно из их разрушенных старых поселений сохранилось до сих пор. Еще раньше они были в Минессоте, и прежде, чем они попали на равнины, они очень долго переходили с места на место.
  
  На протяжении ряда лет по приходу на Миссури, шайенны жили на ее берегах, возделывая землю и воздвигая земляные дома, которые не были похожи на те, что строили вплоть до недавнего времени ри и манданы. Постепенно они двигались на равнины, оставляя свои оседлые обычаи и ведя кочевой образ жизни, живя в кожаных палатках и следуя за бизонами. Но и до недавнего времени, в 1850-х годах, они еще возделывали землю небольшими участками, и некоторые шайеннские мужчины описывали мне свои посевы маиса на Литтл-Миссури, которые они возделывали в те времена.
  
  Народ, который мы знаем, как шайеннов, состоял из двух близкородственных племен, Tsistsistas и Suh'tai. Последнее было поглощено первым и оставило после себя едва заметный след. Они были племенем, известным ранним писателям как Staitan', т.е. Suh'tai he'tane - люди Suh'tai.
  
  Я знаю многих шайеннов, которые помнили этот старый народ и которые родились в отдельном лагере Suh'tai. Они соглашались, что язык Suh'tai несколько отличался от шайенского, он "звучал несколько забавно", и что Suh'tai имели много своих собственных обчаев, позже осмеянных за свою непривычность. В 1831 году, во время завершения строительства форта Бент, Suh'tai все еще стояли отдельным лагерем и были самостоятельным племенем.
  
  Внутри самого племени имя "шайенны" не употреблялось. Сами себя они называли Tsistsis'tas, слово, переводимое по разному, которое у Р.Петтера, нашего знатока языка шайеннов, предположительно означает "подобно воспитанный". Если это действительно так, то оно таким образом очень похоже на многие другие индейские племенные самоназвания, означающие "народ", "настоящий народ", и т.д., и, возможно, фактически переводится как "народ", "наши люди", "мы". Tsistsis'tas могли также означать разрезающий или наносящий глубокие раны народ и племенной знак означает то же самое, хотя часто он объяснялся ссылкой на полосатые перья, которые иногда использовались шайеннами в качестве оперений на стрелы. Слово "шайенны" часто объясняют, как происходящее от французского chien, имея в виду собачьих солдат, но на самом деле это термин сиу Shahi'ela, или Shahi'ena "народ, говорящий непонятным языком".
  
  Сиу говорили о тех, чей разговор им был понятен, как о "белых собеседниках", и звали тех, которые говорили на непонятном им языке, "красными собеседниками". I'a или i'e - разговаривать понятно. Ie'ska используется как термин для обозначения "белой" или понятной речи. Как существительное, это слово означает "переводчик". Для говорящих на одном с ними языке дакота использовали термин Skae'a, "белый разговор". О тех, чей язык они не могли понять, и которые не могли понять их, они говорили Shae'a, "говорят красно", т.е. непонятно. Имя, данное сиу шайеннам, означает "красная речь", или говорящие на другом языке.
  
  Отчасти вследствии больших контактов с деревнями ри, манданов и хидатса на Миссури шайенны имели большую примесь чужой крови. Еще больше эта примесь стала в результате их ярко выраженной воинственности на протяжении нескольких десятилетий прошлого века, что привело к захвату большого числа детей обоих полов из вражеских племен. В дальнейшем они были усыновлены в племени, становясь взрослыми, жили как шайенны, женились и воспитывали детей. Старые шайенны говорили мне, что сейчас трудно найти шайенна без примеси чужой крови. Когда же я сам вспоминаю своих знакомых, я с трудом могу проследить его родословную на много лет назад и не найти примеси иноплеменников. В другой книге я приводил список из 28 племен, из которых были пленники, захваченные шайеннами.(I)
  
  Когда шайенны впервые встретили белых людей, они были робкими, застенчивыми и пытались избегать пришельцев. Льюис и Кларк говорили об этом, а старики шайеннов рассказывали, что в прежние времена вожди всегда советовали им избегать белых чужестранцев. Они ссылались на пророчество шайенского культурного героя, в котором он предрекал встечу с народом, чья кожа будет белой, а дорога отличной от шайенской. Он предсказывал, что несчастья для его народа последуют после знакомства с этими белыми.(2)
  
  Позже Бен Кларк в рукописи, подготовленной по просьбе генерала Шеридана , заявляет, что шайеннов называли летающими индейцами из-за того, что они были постоянно в движении, переходили с места на место.
  
  Среди племен на равнинах шайенны имели союзника, на чью верность они могли всегда полагаться. Это были арапахо, которые на протяжении многих поколений общались с шайеннами в условиях тесной дружбы, ставили свои лагеря совместно в течениии длительного периода, союзничали в войнах, или в иные времена были посредниками, через кого шли предложения о мире от враждебных племен.
  
  Причина объединения арапахо с шайеннами довольна туманна. Мы знаем совсем немного о раннем общении этих двух племен, хотя написано по этому вопросу было немало. Мягкий, более беспечный народ, нежели шайенны, арапахо всегда сражались рядом с ними во многих упорных боях. Среди шайеннов была большая доля арапахской крови, т.к. многие шайенские мужчины женились на женщинах-арапахо. С другой стороны, по моим наблюдениям, относительно немногие шайенские женщины выходили замуж за мужчин-арапахо.
  
  Исторические познания о шайеннах начались с отчетов Льюиса и Кларка, хотя многими годами ранее французские торговцы проникали вглубь страны шайеннов, живших на равнинах близ Черных Холмов и особенно в верховьях некоторых ручьев, которые стекали с этих холмов. Я полагаю, что шайенны задолго до этого встречались с Ла Верендри, и что они могли быть племенем, которое Ла Верендри в своем "Дневнике" называл Gens de l'are /народ луков/. Возможно,этого уже никто и никогда не докажет, но имя Gens du serpent данное их врагами народом луков, похож на шайенский термин Shi shi'ni wi he tan iu, "люди-змеи", имя, данное шайеннами команчам, которые по словам шайеннов занимали эту страну в то время, когда шайенны достигли окрестностей Черных Холмов. Шайенское имя для племени, названного белыми змеи - Sus'son i.
  
  Хотя во многих книгах постоянно говорится о войнах шайеннов с сиу, я не нахожу среди них каких-либо преданий о том, что они когда-то были в серьезных ссорах со степным народом, который мы знаем и называем как сиу. С другой стороны, они были в жестокой конфронтации с северными дакота или ассинибойнами, и рассказы об этих войнах прослеживаются далеко вглубь веков. Позже врагами шайеннов были кайова, команчи и кроу, все, кого они постепенно вытесняли из страны, куда сами ранее вторглись. Шайенны долго воевали с пауни и шошонами, и эта вражда не прекращалась до тех пор, пока не утихли все межплеменные войны.
  
  Ранее, в XVII веке, они были в мире с кайова и команчами, и в "Дневнике Джакоба Фаулера" в записи от ноября 1821 года встречается упоминание о кайова-команчах, кайова-аппачах, шайеннах и змеях /команчах?/, путешествующих вместе в более или
  
  менее дружеских отношениях. Шайенны традиционно говорили о кайова, как о миролюбивых соседях, занимающих вместе с ними страну Литтл-Миссури долго еще после того, как испанцы пришли туда с юго-запада, чтобы торговать, и еще до того, как шайенны впервые увидели французов или англичан. Последнее великое сражение шайеннов с кайова, команчами и аппачами произошло в 1838 году. Два года спустя был заключен мир, который с тех пор не нарушался.
  
  Шайенны долго воевали с ютами. В годы первых поселений в западном Колорадо после открытия там золота, когда волны горняков и просто переселенцев основывали селения и городки на склонах гор на этой территории, военные походы шайеннов и юта друг против друга регулярно происходили. В докладах чиновников Индейской Службы часто звучали жалобы на беспокойства, причиняемые поселенцам шайеннами и арапахами в 1862-1865 годах во время военных походов против ютов, и ютами, когда они шли против шайеннов.
  
  Дальше на север шайенны имели других врагов - кроу, на чьи территории они начали вторгаться сразу после того, как пересекли р.Миссури и начали движение на запад к горам. Стычки шайеннов и кроу длились по крайней мере лет семьдесят, а возможно, и более, и были только однажды прерваны перемирием, которое длилось где-то с 1851 по 1854 года, или около этого. С черноногими, проживавшими еще дальше к северу, шайенны нечасто вступали в контакты, хотя бывало, что они встречались, и такие встречи обычно заканчивались столкновением.
  
  Племена замледельцев на Миссури - манданы, аринара и хидатся, были в хороших отношениях с шайеннами. Это были первые племена, которых они встретили на равнинах дружелюбно, и с тех пор они живут вместе или недалеко от них в течении длительного времени. Однако даже и с этими народами были случайные ссоры. Принц Максимилиан рассказывал истории сражений с шайеннами, о которых он слышал от манданов, в то время как шайенны давали сведения о битвах, которые они имели с арикарами.
  
  По пути на запад, возможно, задолго до того, как они достигли страны Ред-Ривер, шайенны встретили ассинибойнов - Ho he. Говорили, что два этих племени столкнулись, когда и те и другие пытались окружить стадо бизонов. Они поссорились из-за этого, и дело дошло до рукопашной схватки. Старые ассинибойны говорили мне, что шайенны в это время были вооружены только дубинками и заостренными палками, об этом же говорили и сами шайенны. Ассинибойны, однако, имели ружья и убили несколько шайеннов, после чего скальпировали их.
  
  Звуки выстрелов и страшная сила ружей ужаснули шайеннов, и они бежали прочь. Шайенны не знали, что делать в этом положении, так как они никогда до этого не были атакованы врагами, но спустя некоторое время один из воинов племени обратился к народу со словами:"Сейчас мы будем сражаться с этим народом, ведь они напали и убили некоторых из нас. И после этого я призываю вас сражаться со всеми народами, встреченными на пути, и мы будем великими людьми". Так они начали сражаться со всеми племенами, которые встречались им, и стали великими людьми. Они были великими воинами и захватили много пленных. Однако, существуют предания того времени, когда шайенны и их родственники Suh'tai жили на далеком северо-востоке задолго до битвы с Ho he, когда эти два племени сражались друг с другом. Но в последней великой битве они вдруг открыли, что говорят на похожем языке, и что являются родственниками, и тогда заключили мир, который никогда не наррушался.
  
  Много преданий дошло к потомкам о битвах шайеннов и Ho he, в которых шайенны всегда терпели поражения. Некоторые авторитеты по шайеннам причисляли и оджибвов к Ho he. Обычно, Ho he приходили ночью и атаковали шайенский лагерь. Они несли рожки, изготовленные из полых стеблей каких-то растений, которыми они подавали сигналы друг другу, производя звуки подобно мычанию бизонов весной. Так что если шайенны и слышали их приближение, они могли думать, что идут бизоны, не подозревая о врагах. Ho he же тогда убивали многих шайеннов.
  
  Часто упоминается рассказ о том, как собака спасла семью от смерти от рук Ho he.
  
  В те дни мужчина со своейй женой и подростком-сыном стояли лагерем в стороне от племени. У них была собака, чьи щенки находились в жилище. Однажды ночью собака отправилась в поисках пищи для щенков, а возвратившись обратно, она начала скулить возле них и лизать их. Мужчина посмотрел на это и удивился поведением собаки. Он обратился к ней:"Зачем ты это делаешь? Если ты знаешь, что случилось что-то плохое, то скажи мне об этом. Мы не хотим умирать, если мы в опасности. Помоги нам, и мы спасем твоих щенков. Попытайся любыми способами спасти нас". После того, как он сказал это собаке, она убежала из жилища и отсутствовала какое-то время, затем вернулась, стала внутри и глядела на дверь. Жена велела своему мужу взять щенков. Он сложил их в свой плащ, и они все были готовы уйти. Но первым делом мужчина разжег большой огонь в жилище, так что кто-нибудь, кто увидел бы это, предположил бы, что люди до сих пор там.
  
  Собака покинула жилище, и все последовали за ней, а она повела их вниз к реке и переправилась на другой берег. Вдруг некоторое время спустя все услышали выстрелы, звучащие со стороны их лагеря, и поняли, что Ho he напали на жилище, в котором горел огонь. Семья пришла в общий лагерь, где жили шайенны, и рассказала о том, что Ho he напали на их жилище. Тогда шайенны двинулись прочь и все спаслись. Рассказ о том, как собака спасла своего хозяина, до сих пор рассказывается в лагерях.
  
  В течении длительного времени шайенны не имели огнестрельного оружия, чтобы использовать его в сражениях с Ho he. Они рассказывали много о тех ужасных днях, говорили об ужасах бегства от этих врагов, о триумфе в редких случаях, когда на несколько неудачных попыток они едва убивали одного врага, о заботах при выборе места стоянки, чтобы избежать нападений Ho he, и как наконец благодаря находчивости одной старой женщины они смогли раздобыть несколько ружей.
  
  В те дни, задолго до того, как шайенны обрели лошадей, они кочевали с места на место, складывая свое имущество на собак и часть перенося на своих спинах. Однажды, когда племя жило в земляных жилищах, а бизонов преследовали еще пешими, они охотились три-четыре дня и теперь имели в изобилии мясо. Покинув этот лагерь, они продвинулись на небольшое расстояние вниз по реке. Однако одна старуха, которая была занята топлением сала на жир, осталась в старом лагере. Она сказала:"Я останусь здесь на некоторое время, пока не закончу толочь кости, сварю их и сниму жир".
  
  Ночь была темная, и старуха осталалсь одна в окрестностях. Она спокойно варила кости и снимала жир в горшок. Сделав факел, она привязала его к палке, воткнула палку за спиной, так что он возвышался над головой и освещал горшок. Она отделяла жир от воды, когда в жилище вошел человек и сел лицом к ее кровати. Старуха даже не взглянула на него, продолжая заниматься своим делом. Один за другим в жилище вошли человек пять больших рослых ассинибойнов.
  
  Здесь было много еды, подвешенной на веревках, а на одной стороне висело несколько фунтов мяса. Ассинибойны говорили друг другу:"Сначала поедим чего-нибудь, а потом убьем ее". Они знаками показали старухе, что голодны, и каждому из них она дала по несколько фунтов мяса, а затем начала поджаривать куски свежего мяса на огне. Старуха была очень напуганаа. Про себя она говорила:"Они несомненно убьют меня. Что же мне сделать, как спастись?" В жилище был подвешен большой кусок черного жира - сала, и старуха сняла его, чтобы поджарить и угостить незваных гостей. Она наколола сало на палку и подвесила его над огнем, пока сало не начало поджариваться, а горячий жир капать в костер. Затем, подняв палку как бы для того, что-бы перевернуть ее другой стороной, она стала очень быстро вертеть ею над головой так, что горячий жир разлетался во все стороны и в лица ассинибойнов, сидящих вокруг. Обожженные, они отпрянули назад. Старуха же мигом выскочила из жилища.
  
  Недалеко впереди жилья находился крутой высокий берег реки со скалой внизу. Ассинибойны, разъяренные от ожогов, бросились за старухой, следуя за факелом, который она держала над головой. Она бежала быстро по направлению к берегу, и когда приблизилась к обрыву, бросила свой факел впереди себя и резко повернула в сторону, побежав вдоль края обрыва. Ассинибойны, следуя за пламенем факела, бежали к берегу, пока не сорвались вниз на скалу, кто поранившись, а кто разбившись.
  
  Старуха тем временем поспешила к лагерю шайеннов и догнала их. Она рассказала об ассинибойнах, которые пришли в ее жилище, и о том, что произошло дальше. "Я слышала их падение на утес, и думаю, все они попадали туда" - говорила она. На следующее утро мужчины вернулись в старый лагерь и там на берегу обнаружили пятьдесят Ho he. Некоторые из них были мертвы, часть со сломанными ногами или руками, ползающими вокруг. Шайенны убили их всех и завладели их ружьями.
  
  Ассинибойны теснили шайеннов на юго-запад до тех пор, пока те не достигли Миссури недалеко от места, где сейчас расположен форт-Пирр. Здесь они оставались в течении многих лет, живя в земляных домах с манданами и арикарами, выращивая свой урожай на полях и выходя из селений, чтобы поохотиться за дичью, половить рыбы, собирать яйца водоплавающих летом, осенью ловить скунсов, когда они были жирные.
  
  Позже они стали выходить на равнины за стадами бизонов.
  
  2. Пути воинов
  
  Вслед за проблемой обеспечения средствами существования себе и своей семье основной заботой шайенна была защита своего народа от нападений врагов, а также усилия для уменьшения мощи этих врагов, сводящиеся к военным походам против них.
  
  Воинский дух всегда поощрялся. Не было иного способа, что-бы молодой человек смог добыть так много заслуг, иначе как проявив храбрость на поле сражения. Мальчикам и юношам прививалось чувство доблести, разъяснялось, что самое значительное в жизни, это храбрость, что смерть не стоит того, чтобы ее избегать, что для воина лучше быть убитым в расцвете сил, нежели дожить до того времени, когда силы начнут покидать его, и он не сможет вершить подвиги, которые всем казались такими желанными. Человек старел, и он уже не мог больше передвигаться легко и непринужденно, охота и тропа войны были слишком тягостны, его оттесняли более энергичные и сильные. У него выпадали зубы, и он уже не получал такого удовольствия от любимой пищи, он вынужден был сидеть у холодной стороны палатки, и жизнь, казалось, не приносила никакой радости. И насколько приятнее поэтому было сражаться с врагами, быть храбрыми, совершать великие подвиги, заслуживающие уважения и одобрения во всем лагере и наконец славно умереть от рук врага!
  
  Среди шайеннов, как, впрочем, и среди других племен Великих равнин, эти чувства были очень сильны. Они сражались не только чтобы заслужить уважение своих товарищей и соплеменников, но и для чистого удовольствия, которое они получали от борьбы,- настоящего gaudium certaminis. В лагере всегда царил такой дух, что юноша, отправляясь в бой, мечтал о том времени, когда он вернется с почестями с поля сражения. Для него сражение было истинным удовольствием. Возможно, это можно сравнить с современной охотой на крупную дичь, когда преследование зверя соизмеримо с определенной опасностью и в то же время с азартом. Риск, здесь только способствовал большему возбуждению, а значит, и большему удовольствию.
  
  Главы этой книги посвящены в основном столкновениям определенных военных групп, но нужно помнить, что на военную тропу степные индейцы вступали самыми разнообразными способами. Люди могли выступить с конкретной целью в одиночку, вдвоем, втроем или большей военной партией в несколько сот человек; они передвигались пешком или верхом на лошадях, в зависимости от обстоятельств.
  
  Нетрудно догадаться, что люди с подобными идеалами испытают массу самых волнующих приключений. Из огромного количества историй и отчетов небольших военных партий я выбрал три, которые, возможно, способны дать некоторое представление о путях воинов.
  
  Смерть Мышиной Дороги
  
  В 1837 году, за год до великой битвы с кайова и команчами, шайенны стояли лагерем на реке Саут-Платт. Военный отряд из 14 человек выступил к югу, чтобы захватить лошадей у кайова и команчей. Каменный Лоб и Толкающий Вперед были теми, кто нес трубки, т.е. предводителями(I). Все они шли пешком.
  
  Лагерь врагов они обнаружили у верховьев реки, шайенны называли ее Большой Песчаный Ручей, который впадал в Ред-Ривер, штат Техас. Той ночью шайенны парами прошли в лагерь. Каменный лоб был с человеком по имени Сердитый. Было очень темно. Рядом с палаткой, мимо которой они проходили, стоял шест с висящим на нем щитом. Сердитый отвязал щит от шеста и закинул его себе за спину. Они двинулись дальше, высматривая коней. Приблизившись к табуну из 50-60 голов, они обошли его,немного отогнали в сторону, и теперь каждый поймал себе отличного коня, после чего они погнали табун.
  
  Достигнув места, где было договорено о встрече, они обнаружили, что другие члены отряда уже находятся там, за исключением шести человек. Каменный Лоб сказал:"Мы не можем больше ждать здесь, нам необходимо выступать". Так и сделали. Каменный Лоб и Толкающий Вперед шли позади, как подобает вождям во время путешествия, тогда как все другие шли впереди. Они гнали свои табуны вперед бок о бок, но с интервалом в две-три сотни ярдов. Когда наступил день, каждый воин внимательно осмотрел своих лошадей, чтобы потом можно было узнать их, и после этого они согнали всех коней в один табун. Дорога была очень пересеченной, поэтому они двигались медленно, и Толкающий Вперед, который знал эту местность, приговаривал:"Мы идем так медленно, что они несомненно догонят нас".
  
  Вскоре после полудня они увидели приближающихся кайова и команчей. Их было немного, не более тридцати человек. Тогда шайенны начали ловить самых быстрых коней, чтобы передвигаться быстрее. Толкающий Вперед был храбрым человеком. Он сказал:"Мы не позволим им забрать наших коней. Я думаю, их не настолько много, чтобы нам бояться их". Шайенны оседлали самых быстрых коней, остальных согнали в табун и, отправив двух юношей вперед по обе стороны табуна, чтобы держать коней вместе, сами остановились. Один шайенн слез с лошади выстрелил в команча. Выстрел пришелся в туловище коня, команч повернул назад, но тут конь под ним пошатнулся, и воин спрыгнул с него, а потом сел позади одного из своих товарищей. Шайенны атаковали врагов и те вынуждены были повернуть назад и отступить.
  
  Из оставшихся шести человек двое - Маленький Волк и Бродячий Койот - остались одни. Они были у верховьев р.Уошито на равнинной местности, захватив лишь нескольких лошадей, когда заметили большой отряд кайова и команчей, приближающийся двумя группами. Неподалеку находилась лощина, и Маленький Волк сказал:"Эти кони вымотаны, и мы не можем гнать их слишком быстро. Враги скоро настигнут нас. Давай спешимся и спрячемся в этой лощине". Съехав вниз и спрятавшись в небольшом углублении, они залегли там. Если бы кайова внимательно осмотрели лощину, они, без сомнения, обнаружили бы скрывающихся, но как раз в это время вдалеке показались четверо других шайеннов, и враги бросились за ними. Маленький Волк и Бродячий Койот просидели в укрытии до наступления темноты, а затем двинулись домой пешком.
  
  Когда кайова и команчи атаковали Мышиную Дорогу и троих его товарищей, шайенны не бросились бежать. Они заехали на небольшой холм, спешились и стали убивать своих коней. Таким образом, они спрятались за лошадьми, которых захватили, и с ними остались только те лошади, на которых ехали. Кайова и команчи, поднимаясь на холм, видели, как шайенны снимали леггины, чтобы можно было быстро и легко передвигаться. Враги бросились в атаку, и хотя у шайеннов было всего несколько стрел, ведь они долгое время были оторваны от родных очагов, сражались они храбро. Но прошло совсем немного времени, и трое из шайеннов погибли.
  
  В самом начале боя лук Мышиной Дороги был перебит вражеской пулей надвое, и он отбросил его прочь. Вождь команчей, видя его обезоруженным, бросился вперед, намереваясь убить ударом копья, но Мышиная Дорога уклонился от удара, вцепился во врага, сбросил его с коня и убил ударом ножа. До сих пор Мышиная Дорога не получил ни единой царапины. Он позволил коню вождя команчей уйти прочь и показал знаками кайовам:"Нападайте".
  
  Среди нападающих был человек по имени Одинокий Волк, вождь и храбрый человек, и он находился позади основного отряда кайова. Видя происходящее, он выкрикнул:"Я только сейчас пришел, но я хочу, чтобы вы посмотрели на меня. Я хочу убить это-
  
  го человека". После этого он обратился к мексиканскому пленнику:"Ты поедешь следом за мной". Вдвоем они бросились на Мышиную Дорогу. Мексиканец скакал прямо на него, но Мышиная Дорога, хоть и пеший, не отскочил в сторону, а бросился навстречу мексиканцу, прыгнул на его лошадь, схватив и стащив его с коня, после чего вонзил несколько раз свой нож во всадника. В это время Одинокий Волк спешился и поспешил на помощь мексиканцу. Мышиная Дорога оставил свою жертву и в свою очередь ринулся на Одинокого Волка, который мчался на него с копьем, зажатым в обе руки над головой, чтобы нанести более сокрушительный удар. Когда он ткнул копьем, Мышиная Дорога наклонился вперед и, проскользнув под копьем, поймал Одинокого Волка за левое плечо и нанес ему страшный удар в бедро. Вождь кайова повернулся, чтобы бежать прочь, но Мышиная Дорога снова
  
  схватил его, теперь за украшение в волосах, и изо всей силы ударил в спину. Нож попал в одну из серебряных пластин украшения и раскололся надвое. В рукоятке осталось около четырех дюймов лезвия. Одинокий Волк громко взывал о помощи, но ни один из воинов не подошел, а Мышиная Дорога продолжал колоть, кромсать и резать его куском ножа до тех пор, пока Одинокий Волк не упал на землю, притворившись мертвым.
  
  И лишь теперь подъехал вождь команчей на прекрасном коне, вооруженный копьем и луком со стрелами. Мышиная Дорога поднял брошенное Одиноким Волком копье и побежал навстречу команчу. Он отразил удар копья вождя команчей, в свою очередь вонзив свое в команча и приподняв его из седла. Тот скончался тут же.
  
  И вот кайова и команчи увидели такое, чего они не видели никогда раньше,- человека, который казался быстрее, чем конь, энергичнее, чем пантера, сильного, как медведь, против которого любое оружие оказывалось беспомощным. Здесь столпилось более сотни кайова и команчей, и был только один пеший шайенн безо всякого оружия, но кайова и команчи начали понемногу разворачиваться и уезжать прочь. Другие, что похрабрее, делали знаки Мышиной Дороге, который теперь восседал на команчском коне:"Остановись! Подожди, подожди. Оставь себе коня, который под тобой. Мы дадим тебе седло. Езжай к себе домой и расскажи в селении обо всем, что здесь произошло".
  
  "Нет,- ответил знаками Мышиная Дорога.- Я не пойду домой. Все мои братья убиты, и если я вернусь домой, я буду всю жизнь плакать и скорбеть по этим людям. Вы должны убить меня."
  
  Когда кайова услышали это, они бросились бежать прочь, а Мышиная Дорога атаковал их. Немного в стороне от основной партии были два кайова, которые только что подъехали. Оба они имели ружья, и когда увидели приближающегося Мышиную Дорогу, то спешились, присели и ждали до тех пор, пока он не приблизился, а затем оба выстрелили. Одна из пуль попала ему в бедро, и он свалился с коня. Тем не менее он все же присел, готовый защищаться копьем, но кайова и команчи, хотя и окружили его со всех сторон, все еще боялись приблизиться к нему. Один из них подполз сзади и выстрелил Мышиной Дороге в спину, после чего тот упал навзничь. И только теперь все кайова и команчи бросились на него и отрезали ему голову. Но когда они сделали это, Мышиная Дорога приподнялся и сел прямо.
  
  Кайова и команчи в ужасе прыгнули на своих коней, поскакали в селение и стали рассказывать там, что они убили магического человека, а он ожил снова и приближается, чтобы напасть на них. Женщины в спешке стали упаковывать самые необходимые вещи, и весь лагерь двинулся прочь, оставив на месте большинство своих палаток.
  
  Это история, рассказанная кайовами. Шайенны не располагали никакими сведениями об этом эпизоде, так как все ее участники погибли. Одинокий Волк жил еще долгое время, напуганный и искалеченный после полученных ран. Он умер не очень давно.
  
  Кайова и команчи говорили, что Мышиная Дорога был храбрейшим воином, которого они когда-либо видели, или о котором что-либо слышали.
  
  Стратегия Длинного Подбородка
  
  В 1855 году из нового форта Бентов на р.Арканзас были разосланы бегуны, чтобы созвать различные племена для получения ежегодной ренты. Снабжение было обеспечено поздним летом, товар перевозили телегами, которые тащили волы. Путешествие от места доставки в Канзас-Сити к новому форту Бентов занимало 60-70 дней. В это время шайенны, арапахо, кайова, команчи и апачи были все в ведении Индейского агента.
  
  Когда эти племена собирались, как в данном случае, и становились лагерями в окрестностях форта, наступало счастливое время веселья и общения. Во всех лагерях звучали барабаны, пели песни, танцевали, ходили в гости и дарили друг другу подарки. И все это продолжалось и днем и ночью. Военные общества шайеннов по очереди проводили танцы в форте, скребки из лосиных рогов сменялиь тетивами лука, лисята - красными щитами или собачьими солдатами. Так же поступали и военные общества из других племен. В форте уже стало обычаем во время этих собраний варить пищу и угощать индейцев. Белые также дарилиим подарки - краски, ножи, рубашки, зеркальца и шейные платки.
  
  Некоторое время племена стояли возле форта, а после снабжения товарами арапахи двинулись вниз по реке, команчи и половина кайова с апачами пошли на юг в свою страну, а остальные кайова двинулись к северу, в направлении Смоки-Хилл-Ривер.Перед этим около 30 юношей стали на тропу войны, чтобы высмотреть пауни, которых по слухам можно было обнаружить где-то на реке Смоки-Хилл, куда позже должно было прийти все племя шайеннов, чтобы отомстить за священные стелы. Шайенны и кайова двигались к северу медленно, и наконец встали лагерем на реке Смоки-Хилл, где в нее впадает ручей Блэк-Бат. Шайенны стали в огромный круг на северном берегу реки с выходом из круга на восток, а кайова остановились на южном берегу. Здесь оба племени держали совет и пришли к мысли, что когда за стрелы будет отомщено, они войной отправятся на север против пауни.
  
  На вторую ночь пребывания здесь военный отряд пауни подошел к лагерям и угнал всех лошадей, которые были на Блэк-Бат-крик. Следы вели на север. Шайенны сразу известили кайова, что их лошадей угнали. Сидящий Медведь, Светлые Волосы и Орлиный Хвост были в то время военными вождями кайова. Они отправили послание шайеннам, в котором просили собраться у следов и ждать их там, не разрешая никому выступать впереди основного отряда. Шайенны ждали кайова в том месте, где следы были наиболее различимы, и когда вожди кайова подъехали, Орлиный Хвост обратился к шайеннам:"Предоставьте это дело нам. Вы же знаете, что у нас угнано больше всего коней. Мы давно привыкли ходить по этим следам, и сейчас сделаем это лучше, чем какое бы то ни было другое племя". Шайенны ответили, что они довольны тем интересом, который кайова испытывают к предстоящему походу, и они предоставляют все в руки своих друзей. День был ясный и безоблачный, и вожди кайова быстро пошли последам. Но к вечеру начали собираться тучи, а когда солнце зашло, пошел дождь и выпал густой туман. Следы вроде бы вели к Бивер-крик.
  
  В темноте кайова сказали шайеннам:"Сейчас мы все заночуем здесь, рядом со следами, а утром пойдем по ним снова". И они воткнули в землю палку, указывающую направление следов. Солдаты-собаки расседлали своих коней немного в стороне от основной партии.
  
  Когда Длинный Подбородок и Высокий Бык разговаривали между собой, они сошлись на том, что способ, который используют кайова, преследуя пауни, им не подходит. Собрав всех солдат-собак, они устроили небольшое совещание. По-прежнему стоял туман, и шел дождь.
  
  Длинный Подбородок был старым воином, он участвовал во многих сражениях и имел большой опыт. Он сказал солдатам-собакам:"Седлайте ваших коней сейчас, и к утру мы пройдем путь к Бивер-крик. Там мы последуем по ручью вниз, и если пауни идут
  
  этим путем, мы обязательно наткнемся на их следы". Воины последовали его совету, и около 60 шайеннов выступили вперед. Длинный Подбородок, Высокий Бык и Хороший Медведь вели отряд в направлении Бивер-крик. Эти люди прекрасно знали местность, и даже несмотря на темень и дождь, они к утру без труда вышли к ручью. После восхода солнца небо прояснилось, и, следуя вниз по течению, шайенны наткнулись на след пауни. Кайова и шайенны, оставшиеся позади, до утра не выступали, а затем пошли по следу, но когда достигли Бивер-крик, увидели, что Длинный Подбородок и его отряд оказались далеко впереди. Они пошли медленно, так как догнать первых было уже бесполезно.
  
  Первое, что открыл Длинный Подбородок на своем пути, был скелет бизона, которого пауни убили не так давно и из которого взяли лишь лучшие куски мяса.
  
  "Ха-ха,- сказал Длинный Подбородок,- теперь мы догоним их. Где-то на этом ручье они остановятся, чтобы сварить еду и поесть, и там мы их настигнем". Солдаты-собаки поехали еще быстрее. С этой партией был Старый Ураган, у него пауни угнали всех лошадей, и он вынужден был позаимствовать хорошего коня у друга кайова, который сказал, что лошадь эта быстроногая.
  
  Фактически во главе отряда был Длинный Подбородок, единокровный брат Высокого Быка. Большинство в отряде составляли солдаты-собаки. И теперь Длинный Подбородок скакал несколько впереди отряда, осматривая все вокруг и пытаясь обнаружить пауни. Наконец он поднялся на холм, и как только он перевалил через вершину, тут же заметил дымок и подал знаки отряду, что бы те приготовились к атаке. Воины спешились и начали взнуздывать своих боевых коней, которых вели за собой. Они принялись расчехлять щиты, а кто носил "собачьи веревки", начали их готовить.
  
  Вскоре Длинный Подбородок поскакал обратно и сказал юношам, что пауни далеко отсюда, и что бросаться в атаку с этого места не стоит. Нужно помнить, что у пауни есть быстрые кони, и если им дать время приготовиться, они оседлают их и ускользнут. "Там лошади везде,- продолжал он,- вокруг того места, откуда поднимается дым. Я видел одного-двух человек, расхаживающих вокруг табуна. Они у устья Черри-Браш-крик. Поэтому лучше будет, если мы подъедем ближе все вместе, пройдем к руслу Бивер-крик как можно ближе к их стоянке и уже оттуда атакуем. Если нам удастся захватить пауни врасплох, они не успеют оседлать своих самых быстрых коней. Вы, юноши, должны помнить одну вещь: если пауни вооружен только луком и стрелами, не бойтесь его. Минувшей ночью их луки и стрелы промокли, и при натягивании тетивы растянутся и лопнут. А теперь выступаем".
  
  Как приказал Длинный Подбородок, отряд спустился к реке, и когда они приблизились к врагам достаточно близко, Длинный Подбородок выполз на холм и снова осмотрел стоянку. Пауни все сидели или лежали вокруг костра и варили мясо. Длинный Подбородок показал жестом своим юношам, чтобы атаковали конокрадов. Пауни были захвачены явно врасплох, некоторые из них вскочили и бросились бежать без луков, но тут один пауни что-то выкрикнул, они как бы опомнились и повернули обратно за луками и колчанами. Один пауни пас коней пеший, и когда шайенны атаковали, он бросился к отряду своих друзей, но был отрезан от них. Старый Ураган, сидящий на коне кайова, убедился, что тот кайова говорил правду, конь оказался действительно быстрым, он мчался впереди всех остальных, и Ураган засчитал первый "ку".(2)
  
  После этого он поскакал к табуну, чтобы не дать пауни возможность оседлать какую-нибудь из лошадей. В это время пауни уже спустились к ручью. Один из них выделялся особой отвагой, он немного отстал, пытаясь удержать шайеннов и таким образом дать возможность юношам убежать. Хороший Медведь и Кол получили ранения от стрел, выпущенных этим пауни. У защищавшихся не оказалось ни одного ружья, все они были вооружены только луками и стрелами. До захода солнца ни одного из пауни не осталось в живых.
  
  Собравшись у костра, разведенного пауни, и осмотрев окрестности, шайенны обнаружили одиннадцать бизоньих накидок, которые были расстелены на земле сушиться. Но когда они сосчитали убитых пауни, их оказалось только десять. Стало ясно, что один из них спрятался в кустарнике во время атаки и остался в живых.
  
  Несколько лет тому назад один человек из племени пауни рассказал, что его отец был единственным, кому удалось спастись в том бою. Отец находился в кустах, когда внезапно появились шайенны, там же он оставался и на протяжении всего сражения. После наступления темноты он спустился к той местности, по которой отступали пауни, и нашел там одеяло, потерянное кем-то из его товарищей. Одев его, он направился в свой лагерь. Шайенны называли этот бой "Победой Длинного Подбородка на Черри-Браш-крик", так как именно этот человек спланировал все, что потом произошло.
  
  Этой же ночью, возвращаясь обратно, отряд Длинного Подбородка встретил кайова и основную часть шайеннов. Длинный Подбородок подарил скальпы пауни своим друзьям кайова, чтобы те смогли станцевать с ними. Говорят, что Орлиный Хвост и другие вожди кайова чувствовали себя немного пристыженными, ведь они хвастались накануне шайеннам, что догонят пауни. Но тактика Длинного Подбородка была успешнее.
  
  Когда этот отряд возвращался в селение, произошло нечто такое, чего никто до этого не наблюдал. Немного раньше тридцать воинов скребков из лосиных рогов выступили из форта Бент на поиски пауни, убили двоих из них на Соломон-ривер и теперь возвращались в селение на реке Смоки-Хилл. Рано утром вождь этого отряда с двумя скальпами пауни восседал на своем коне, готовый въехать в лагерный круг с юго-востока. И в это же самое время отряд Длинного Подбородка появился в окрестностях лагеря с множеством скальпов и сидел на лошадях, тоже готовый въехать в селение, но с северо-востока, чтобы проехать по кругу. Ни один из двух отрядов не знал, что другой также находится здесь, и оба отряда помчались в лагерь одновременно, стреляя из ружей. Некоторые из отряда Длинного Подбородка приняли кого-то из скребков за членов своего отряда, и все смешались, пока не обнаружили, что что-то не так. Но ничего плохого конечно же не случилось, ведь оба отряда были со скальпами, поэтому оба прошагали в центр селения.
  
  Танец скальпа, состоявшийся после этих побед, был одним из самых больших, когда-либо известных. После этого кайова двинулись в свою страну южнее реки Арканзас, а шайенны, разбитые на отдельные группы,- к лучшим охотничьим угодьям, ведь на носу была уже осень.
  
  Как Шесть Перьев получил свое имя>
  
  Как-то очень давно большое селение арапахо и несколько семей шайеннов стояли на Черри-крик в Колорадо. Большой военный отряд арапахо, среди которых было несколько шайеннов, покинули лагерь и направились в страну ютов, чтобы угнать их лошадей. Приблизившись к лагерю врагов, они оставили свои накидки и другие вещи в укромном месте, а сами проникли в лагерь и начали выводить лошадей. Но юты обнаружили их, и те были вынуждены бежать.
  
  Во время преследования арапахо и шайенны разбежались в разные стороны, направляясь к месту, где они оставили свои вещи. Прозвучало несколько выстрелов. Юты продолжали преследовать их, когда они подошли к спрятанным вещам. И тут арапахо и шайенны остановились и приняли бой. Но враги, заметив такой поворот, оставили их, а сами вернулись в свой лагерь. Арапахо и шайенны пошли домой.
  
  Арапахо по имени Журавль захватил несколько коней, а сам сел на большого черного коня. Но юты приблизились так близко, что он был вынужден бросить весь табун коней, оставив себе лишь того, на котором ехал сам. Он отделился от своих соплеменников и был отогнан далеко в сторону. Когда шайенны и арапахо выступили обратно в свой лагерь, Журавля с ними не было. Позже он так и не появился.
  
  Ночью, после того, как Журавль скрылся от преследователей-ютов, во время быстрой скачки конь под ним поскользнулся на гладкой скале, упал, и воин сломал ногу. Поднявшись, он залез на коня снова и так проехал всю ночь и весь следующий день до вечера. Но нога начала опухать и стала так болеть, что дальше ехать он не мог. Осмотревшись вверх и вниз по ручью в поисках подходящего укрытия, он наконец подобрал место, где скалы выступали над берегом и образовывали нечто типа пещеры, а сосна, упавшая поперек входа, отчасти закрывала ее. Он подъехал ко входу в пещеру и свалился со своего коня, силы оставляли его. Едва удерживая животное за узду, он приподнялся на колени и выстрелил в голову лошади. Это было поздней осенью, листва уже опала, и погода становилась холодной. Он нарезал мясо коня полосами и развесил их на ветках дерева сушиться.
  
  Спустя полтора месяца он как-то сидел возле пещеры и наблюдал за долиной , когда подлетел пятнистый орел и сел на сосну как раз над ним. Журавль подумал про себя:"Это прекрасная птица. Думаю, я смогу застрелить его". Он протянул руку к ружью, но в этот момент призадумался, а потом промолвил:" Нет, я не буду убивать его. Это, может быть, какая-нибудь магическая птица". Он сидел на месте, и орел сидел на ветке, вертел головой и осматривался вокруг. И вот птица перевела взгляд на человека, потом немного наклонилась вперед и промолвила:" Ты благополучно вернешься к себе домой, и когда ты достигнешь родного очага, твое имя будет Шесть Перьев". И спустя миг, орел улетел.
  
  Прошло еще какое-то время, и орел снова прилетел, сел на сосну и снова обратился к воину со словами:" Друг, твое имя сейчас - Орлиная Голова". Затем, чуть погодя, сказал:" А теперь накрой голову накидкой, и я вылечу твою ногу". Журавль накрылся с головой, как ему было велено, и вскоре он почувствовал прикосновение орлиных крыльев к больной ноге, хотя и не видел, что делает орел.
  
  Журавль оставался в этой местности пять месяцев. У него было достаточно одежды, в укрытии он поддерживал тепло. Он очень внимательно следил за своей едой и каждый день ел лишь по маленькому кусочку. На пятый месяц он уже мог, прыгая, спускаться к ручью, а до этого добывал воду из снега. Достигнув ручья, он вырезал себе два костыля и обмотал сверху их лошадиной шкурой, которую раньше использовал как одежду. И теперь он тренировался до тех пор, пока не смог хорошо ходить с костылями. Ему удавалось немного ступать сломанной ногой, но все же он еще не опирался на нее, боясь сломать снова.
  
  И теперь он отправился на поиски лагеря своего народа. Три раза по пути ему удавалось убить бизонов. В первый раз он убил, остановился и отдыхал три ночи. Когда он убил второго бизона, он остановился и отдыхал уже две ночи. Следующего он убил близ реки Саут-Платт, у ее истоков. Там он провел десять дней.
  
  Стояла весна, и на деревьях начали распускаться почки. Журавль разрезал мясо бизона, высушил его, а шкуру растянул на большом пне и сделал из нее лодку. Он ждал там до тех пор, пока шкура не высохла. В это время весь его народ в лагере оплакивал его, родные обрезали свои волосы, думая, что он мертв.
  
  Когда шкура высохла, он натянул ее на ивовые прутья, погрузил мясо в лодку, сел сам и с палкой вместо весла поплыл вниз по течению. Всякий раз, когда он останавливался на ночь или на отдых, он вынужден был вытаскивать лодку на берег.
  
  Племя в это время стояло лагерем на Кеч-ля-Пудр-ривер. Однажды ранним утром юноши вышли за своими конями, когда один из них вдруг услышал чье-то пение. Он посмотрел вверх по течению и увидел Шесть Перьев, плывущего вниз с песней. Когда лодка поравнялась с лагерем, один старик обошел все селение выкрикивая, что люди должны поставить отдельную палатку для вернувшегося Шесть Перьев. Орел велел Шестью Перьям объявить о своем новом имени, как только он достигнет лагеря, он так и сделал. Палатку поставили, как было приказано, и лодка Шести Перьев подплыла к берегу напротив нее. Воин высадился и захромал к ней, и там рассказал свою историю. Он поведал ее во всех подробностях, а в конце обратился к своему младшему брату:" Орел сжалился надо мной и спас меня. После того, как ты засчитаешь свой первый "ку", твое имя будет Орлиная Голова".
  
  Впоследствии Шесть Перьев стал великим человеком среди своего народа, а позже он стал и великим вождем. Он всегда говорил, что если бы он испугался и потерял самообладание, он никогда не смог бы спастись, но разум никогда не покидал его.
  
  Долгое время Шесть Перьев жил со своим племенем, но как-то конь под ним упал и убил его насмерть.
  
  3. Битва с кроу
  
  Шайенны на протяжении многих лет находились в состоянии войны с кроу. Сколько это продолжалось, установить невозможно, но легенды рассказывают о сражениях, имевших место в самые первые годы прошлого века.
  
  Из рассказов можно почерпнуть, что приблизительно в 1801 году шайенны атаковали и захватили деревню кроу из 30 жилищ. Льюис и Кларк в 1804 году видели в деревне Аринара шайеннов, у которых было по несколько пленников из кроу(1). Американские исследователи писали тогда, что шайенны находились в состоянии войны с кроу.
  
  Около 1820 года произошло важное сражение между шайеннами и кроу, яркие воспоминания о котором живы до сих пор. Оно было самым значительным из многих столкновений, и вторым, упоминающим вынос Священных Стрел против врагов.
  
  Годом ранее этого случая, возможно, в 1819 году, имело место другое, тоже хорошо запомнившееся сражение. Партия из 32 шайеннов, многие из которых были воинами общества Кривых Копьев, отправилась по венной тропе в северную страну. Двигаясь в горной местности, они встретили разведчика кроу, который рыскал невдалеке от лагеря своего народа. Шайенны поймали разведчика и убили его, но вскоре показались большие силы кроу, атаковали их, и шайеннам пришлось крайне тяжело. Они отступили на вершину холма, где, окруженные, все же сражались длительное время. Невдалеке находились три различных лагеря кроу, оттуда прибыло еще подкрепление, и все они расположились вокруг холма так, что шайеннам некуда было отступать.
  
  История о том, что последовало дальше, исходит от кроу, поскольку никого из шайеннов этой парттии в живых не осталось. Кроу рассказывают, что один из их воинов скрытно подполз к шайеннам и,стреляя по ним сквозь узкую трещину между скалами, убил несколько человек. У одного из шайеннов было ружье, а его друзья показывали ему расположение кроу. Этот шайенн залег, прицелился из-за ущелья, и когда кроу поднял голову, чтобы выстрелить, шайенн открыл огонь по нему, попав тому прямо в лоб и убив его. Кроу подался вперед, тело его перевалилось вниз головой, свисая наполовину со скалы. Тогда шайенн спел песню, поднял ружье к солнцу, и ударив прикладом о землю, выстрелил и убил еще одного кроу. Четырежды он проделывал таким образом и убил четырех кроу. Это были его последние выстрелы. Кроу хотели узнать, что это был за человек, и впоследствии попросили шайеннов спеть для них шайенские песни. И когда они услышали ту песню и узнали ее, то выяснилось, что песня принадлежала Одноглавой Антилопе.
  
  Шайенны сражались первый день и ночь, следующий день, но вечером второго дня у них закончились патроны и стрелы. Когда они не могли больше стрелять - вскоре после того, как одноглавая Антилопа сделал свой последний выстрел - они отбросили свои луки, вытащили ножи и атаковали кроу. В рукопашном бою они все были убиты. Единственными, кто спасся из этой партии шайеннов, были два разведчика, которых отослали еще до того, как были обнаружены кроу, и которые наблюдали все сражение с расстояния. Они и принесли в шайенский лагерь весть о том, что там произошло.
  
  Ручей, близ которого произошло это сражение, все называли ручьем Стоящей Вороны, потому что, как рассказывали кроу, один шайенн во время боя вел себя подобно вороне, каркая и расхаживая перед окопами. С другой стороны некоторые шайенны в настоящее время говорят, что ручей называется ручьем Держащихся-на-Расстоянии-от-кроу, т.е. Где Они Держались На Расстоянии От Кроу. В наще время на карте есть название:"ручей Степной Собаки", и поле битвы не может быть очень далеко от того,
  
  где пятьдесят лет спустя был уничтожен отряд Феттермана.
  
  Чтобы отомстить за это поражение, шайенны на следующий год двинулись в страну кроу и встали лагерем на р.Паудер. Они атаковали лагерь кроу и одержали великую победу. Эта история рассказывается в двух вариантах. По первой версии шайенны и сиу были вместе (2), причем лагерь шайеннов находился на одном берегу р.Паудер, а лагерь сиу - на другом, на расстоянии мили от них. Кроу выслали разведчиков,и те, обнаружив лагерь, на закате поскакали к руслу реки, чтобы спрятаться. После наступления темноты они покинули свои укрытия и помчались между двумя лагерями, но по пути обнаружили шайенна, ехавшего из одного лагеря в другой, и выстрелили в него. Услышав выстрел, люди бросились к лошадям, лучшие из которых были привязаны к палаткам, и вскочив на коней, выехали навстречу кроу. Было темно, и вокруг ничего не было видно, но шайенны и сиу услышали кроу, нахлестывающих своих лошадей в спешке, чтобы спастись. Следуя на звуки, они догнали и убили двух кроу, остальные же успели убраться в безопасное место.
  
  Очень большая военная партия покинула лагерь кроу, чтобы напасть на шайеннов и сиу, в то время, как шайенны и сиу в свою очередь оставили свои лагеря, чтобы атаковать кроу. Таким образом, лагеря остались почти без охраны. Две враждебные военные партии проглядели друг друга, кроу шли по направлению к лагерям шайеннов и сиу, а воины из этих лагерей двигались вперед к лагерю кроу. По непонятной причине партия кроу не заметила их следов, так и не обнаружив сиукский и шайенский лагеря, но шайенны и сиу были более удачливы.
  
  По другой версии, ничего не упоминалось о присутствии сиу, а утверждалось лишь, что шайенны со Священными Стрелами двинулись против кроу. Эта версия рассказывает, что весь шайенский лагерь присутствовал при сражении с кроу, как бывало всегда, когда были задействованы Стрелы.
  
  Кроу знали, что лагерь шайеннов находился недалеко, и послали большую военную партию атаковать его. Один из воинов,последним двинувшийся в путь, следовал по следам своей военной партии, пытаясь догнать ее. В это время его увидел шайенский разведчик Свистящий Лось, который залег в ожидании, и когда тот поравнялся с ним, дважды ударил топориком по голове и сбил с ног. Предполагая, что враг мертв, Свистящий Лось оставил его и вернулся к своему отряду(3).
  
  Но кроу был только оглушен, и когда пришел в себя, решил возвращаться обратно в свой лагерь. По пути он услышал шум подходящей основной партии врагов - тяжело ступающие ноги многих лошадей, которые топали подобно стаду бегущих бизонов. Со всех сил он бросился бежать к своей деревне, достиг ее ночью, и сразу отыскав вождей, сказал:"Я шел последним в нашей военной партии, и встретив нескольких врагов, ускользнул от них, а возвращаясь сюда, я слышал топот лошадей большой военной партии. Нам следовало бы уйти из этого места ночью".
  
  Незадолго до этого события этот человек украл жену другого кроу, поэтому выслушав его, вожди не поверили этой истории. Они сказали друг другу:"Он должен был догнать наших людей, но человек, чью жену он украл, очевидно, избил его плетью. Это сделали не шайенны, ведь если бы они напали на него, они убили бы его. Шайеннов поблизости нет. А если они и есть, наши воины убьют их."
  
  "Очень хорошо,- сказал пострадавший- вы должны делать так, как вы сами считаете нужным. То, что я вам сказал - правда".
  
  Он покинул вождей и пошел к жилищам своих родственников, где поведал о том, что с ним случилось, и сказал:"Мы должны уйти отсюда этой же ночью. Быстро складывайте свои вещи, уйдем и попытаемся спастись. Приближается много врагов, и мы конечно же будем атакованы".
  
  Родственники поверили ему, упаковали свое имущество, сели на лошадей и покинули лагерь. Но не успели они отъехать подальше, как остановились, почувствовав неуверенность в том, что делают. Некоторые говорили:"Давайте вернемся. Здесь холодно, а человек, быть может, врет". И некоторые начали возвращаться обратно в лагерь.
  
  Была ночь, когда шайенны подошли к лагерю и окружили его, а как только занялся день, напали на кроу. В лагере было около ста палаток. Воины отсутствовали, и здесь были только старики и мужчины среднего возраста, так что большого сражения
  
  не получилось, все до одного в лагере оказались убиты или пленены. Шайенны захватили много имущества, а также женщин и детей. Старухи шайеннам были не нужны, но они не убивали их, а лишь велели уходить прочь к своему племени. С шайенскими воинами было много женщин, которые принимали участие в сражении и впоследствии захватили много добычи. Одна старуха-кроу подошла к шайенской женщине(4), которая захватила маленькую девочку из кроу, родственницу старухи, и сказала шайенке:"Мои глаза плохи, и если у меня не будет провожатого, я боюсь, что не смогу найти свой лагерь". Шайенская женщина отдала ей девочку.
  
  Маленький мальчик-кроу, который каким-то образом ускользнул из лагеря, долго преследовал военную партию и рассказал им, что лагерь захвачен. Кроу помчались обратно на помощь соплеменникам, но в дороге их лошади измучились, и они достигли стоянки слишком поздно. Кроу, сбежавшие ночью с человеком, который был побит Свистящим Лосем, в конце-концов отправились обратно в лагерь. Это случилось вскоре после восхода солнца, они были недалеко от лагеря, когда шайенны увидели их, идущих и прячущихся, и как только кроу достигли лагеря, налетели на них со всех сторон и пленили всех. Женщина-кроу, плененная тогда, рассказывала, что когда шайенны смяли возвращающихся кроу, они гнали их к шайенскому лагерю, словно табун лошадей.
  
  Лейтенант Дж.Х.Бредли опубликовал предание кроу, касающееся пленения этого лагеря(5). Согласно его версии, лагерь был атакован тысячью шайеннов и сиу. Равнины были "буквально усеяны на значительном раастоянии телами мужчин, женщин и детей...По крайней мере, пять тысяч кроу пали, но это было не все. Все жилища в количестве тысячи штук, все снаряжение лагеря и сотни лошадей перешли в руки победителей, которые также взяли в плен четыре сотни молодых женщин и детей".
  
  Это заявление скорее всего сильно преувеличено, и служило лишь, как красочное литературное выражение с целью произвести впечатление страшного разгрома, который, однако, и на самом деле был достаточно большой.
  
  Я не могу точно определить год, в котором это сражение имело место. Бредли говорит, что это произошло в 1822 году, что вероятно, достаточно близко к истине. Сын Свистящего Лося, Крапчатый Волк, родился приблизительно в 1820 году, но мы не знаем возраста самого Свистящего Лося во время этого события. Несомненно, он был молодым человеком от 18 до 30 лет. Белый Бык родился в 1837 году. Его бабушка присутствовала во время битвы, а его дед был, вероятно, человеком среднего возраста, между 40 и 50 годами. Длинный Подбородок, который умер в 1887 или 1888 году в возрасте 82 лет, заявлял, что был юношей во время этого сражения. Поэтому кажется реальным, что это сражение датировалось недалеко от1820 года, и если это так, то это одно из самых ранних сражений шайеннов, о котором известно достаточно подробно.
  
  Некоторое время спустя после этого сражения, до выхода на равнины, шайенский лагерь передвигался с места на место. У шайеннов было много пленных кроу. В некоторых палатках их находилось по четыре-пять человек(6)7
  
  Однажды шайенны стояли лагерным кругом, как вдруг на вершине холма неподалеку увидели человека, разъезжавшего взад-вперед. Это было недалеко от места, где в лагерном кругу стояли палатки солдат-собак, они находились так близко, что некоторые женщины, выходившие за пищей и водой, слышали его голос. Но они не могли понять, что он говорит, и даже не были уверены, говорит ли он вовсе. Некоторые женщины обращались одна к другой:" Этот человек печалится и плачет". Другие говорили:"Нет, он поет песню". Человек выглядел как кроу, и некоторые подозревали, что это может быть какой-то военной хитростью кроу, чтобы отомстить. Шайенны предупреждали:"Будьте начеку, смотрите внимательно, возможно, этот человек пришел сюда, чтобы заманить нас в ловушку. Не подходите к нему никто до тех пор, пока мы все не приготовимся и не сможем пойти
  
  вместе".
  
  Несмотря на эти советы, 12 юношей, родственников хранителя Священных Стрел, которые хотели поймать этого человека, не прислушались к предостережениям, а вскочили на лошадей и поскакали к холму. Все остальные шайенны приготовились как следует и в конце концов выехали все вместе. Они были несколько позади тех двенадцати, что отправились сразу. Когда человек на холме увидел, что к нему скачут, он поскакал прочь, а юноши-шайенны кинулись за ним вдогонку. Расстояние между кроу и шайенами было приличное, но лошадь кроу казалась совсем не быстрой. Он ехал медленно до тех пор, пока шайенны не подскакали к нему. Тогда его лошадь помчалась немного быстрее, и стало видно, что человек хлещет ее по бокам. Шайенны тем не менее продолжали преследование: каждый стремился приблизиться к кроу первым. Все они следили только за ним и ни на что большее не обращали внимание. Человек подъехал к небольшому ущелью между двумя холмами и проехал в него немного впереди юношей-шайеннов. И тогда, как только они последовали за ним, они услышали со всех сторон военные кличи и увидели большую партию кроу, атакующую их. Шайенны повернули, чтобы скакать назад, но было уже поздно. Они были окружены, и восемь человек было убито. Основные силы шайенских воинов с расстояния увидели поднимающуюся из-за холма большую пыль, которая бросала черную тень на степь.Они проехали через ущелье и встретили там кроу, повернувшихся к ним спиной, и гнали их долгое время, убив шестерых.
  
  После того, как кроу были прогнаны, шайенские женщины с травуа пошли и принесли в лагерь тела погибших. В палатке хранителя Священных Стрел они соорудили восемь лож, на которые положили тела мужчин. У некоторых тех кроу отрезали головы, у других - руки и ноги, но женщины потом сложили их вместе так хорошо, как смогли. Родственники убитых шайеннов имели несколько пленных кроу и из них они убили восьмерых, после чего сложили их в кучу, как бревна, снаружи палатки таким образом, что они лежали на краю покрышки, придавливая ее и защищая от порывов ветра.
  
  При подписании договора Фицпатрика в 1851 году вождь кроу прислал к шайеннам некоего человека и сказал им:"Это тот человек, который когда-то заманил вас в ловушку". Шайенны увидели старика все тело которого было выкрашено красной краской, и носящего на шее ожерелье из вороньих перьев, концы которых были отрезаны. Шайенны обратились к нему: "Мы хотим видеть тебя подольше, некоторые наши люди, которые слышали тебя тогда, говорили, что ты плакал, а некоторые говорили, что ты пел". Кроу ответил им:"Я делал и то и другое. Я оплакивал тех, кто был убит, и пел военную песню для мести".
  
  Большинство историй о захвате лагеря кроу исходит от потомков тех женщин, которые были взяты в плен в сражении, и которых было много в шайенском лагере. Внуки тех, кто принимал участие в сражении и внуки и дети тех, кто был захвачен, ныне уже старики.
  
  Несколько лет спустя после захвата деревни кроу и после сражения, в котором молодые люди, родственники хранителя Священных Стрел, были завлечены в ловушку и убиты воинами кроу, вождь кроу узнал, что его сын, захваченный в деревне, все еще живет среди шайеннов. Когда он услышал об этом, возможно, от кого-то из арапахо, он послал бегуна к вождю арапахо уведомить того, что он вместе со своей общиной направляется вниз по р.Платт для дружеской встречи.
  
  Это произошло вскоре после того, как шайенны и арапахо двинулись к югу от р.Платт, на новые места кочевьев /возможно, в 1831 году/, и в это время лагерь шайеннов, арапахо и атсина был на южной Платт, в устье Вороньего ручья, который берет начало недалеко от ущелья шайенн, где ныне стоит город Чейенн, шт.Вайоминг, и впадает в Платт восточнее Грили, шт.Колорадо.
  
  Когда кроу прибыли, они поставили свой лагерь на некотором расстоянии от арапахо и атсина, и дальше в сторону от шайеннов. Вождь кроу устроил пир, на который пригласил вождей арапахо и атсина. Шайенны стояли в стороне. После того, как каждый наелся, вождь кроу заговорил с вождями арапахо и атсина и рассказал им, что он пришел в эти края, чтобы попытаться убедить шайеннов вернуть его сына. Когда пир закончился, вожди арапахо и атсина направились в шайенский лагерь и повторили там то, что сказал вождь кроу. Щайенны переговорили с сыном вождя кроу и спросили Большого Пленника /так его звали/, что он думает об этом. Большой Пленник находился с шайеннами уже несколько лет, и с ним обращались очень хорошо. Его приемные родители давали ему все, что он хотел, и он был очень любим шайеннами. Недавно он женился на шайенской девушке. Так что когда обсуждалось еговозвращение к кроу, он сказал, что желает остаться с шайеннами. Шайенны сказали арапахо, чтобы те сообщили кроу все, что сказал Большой Пленник.
  
  Вождь кроу не был удовлетворен этим ответом. Он видел, что шайеннов только 50 палаток, а с ним было в два раза больше. И теперь он дал второй пир вождям арапахо и атсина, а после того, как все поели, он сказал арапахо, что их народ и кроу всегда были добрыми друзьями, и арапахо никогда не помогали шайеннам, когда те делали набеги на кроу. Он сказал, что шайенны плохие люди, всегда нападавшие на своих соседей, и он хотел бы, чтобы арапахо показали свою дружбу, передав ему шайеннов.
  
  На этом пиру присутствовал молодой атсина. Он был очень храбрым человеком и недавно стал вождем арапахо. Этот атсина, Маленький Человек, тогда сказал вождю кроу, что шайенны и арапахо всегда были друзьями, на протяжении многих лет жили вместе и вместе умирали, и если вождь кроу желает воевать с этими шайеннами, он должен рассчитывать также и на сражение с арапахо и атсина. Несколько арапахо высказались, тоже одобрив сказанное этим атсина. Тогда вождь кроу сказал, что он сделал все возможное, чтобы вернуть своего сына, и теперь намерен оставить все, как есть. Он сказал, что на следующий день воины кроу дадут большой танец в лагере арапахо в честь своих друзей арапахо и атсина, и после этого вернутся домой.
  
  В лагере кроу был мужчина, который имел друзей или родственников из арапахо, и этой ночью он проскользнул к палаткам арапахо и поведал одному из своих друзей, что кроу намерены прийти в лагерь большими силами и хорошо вооруженные, и что во время танца они собираются внезапно напасть на арапахо, атсина и шайеннов, убить всех и вернуть Большого Пленника и всех других пленных кроу. Он сказал, что двое сильных мужчин кроу отобраны, чтобы захватив в вооруженной схватке сына вождя кроу и скача с обеих сторон, протащить его между своими лошадьми, пущенными в галоп.
  
  Арапахо сразу же сообщили шайеннам об этом заговоре. Были поспешно проведены Советы, и они решили оставаться настороже всю ночь. Все оделись, и мужчины положили рядом с собой свое оружие. Шайенны и арапахо всю ночь высылали разведчиков, и кроу, видя этих разведчиков, узнали, что план их раскрыт, поэтому и они тоже были настороже до утра.
  
  На следующий день кроу не пришли танцевать в лагерь арапахо, они собрались в собственном лагере вместе с разведчиками, высылаемыми время от времени вперед. К полудню разведчики каждой из двух сторон столкнулись, и враз все воины вскочили
  
  на лошадей и выстроились в две линии: кроу перед своим лагерем, шайенны, арапахо и атсина - перед своим. Женщины и дети упаковали все вещи и приготовились убегать прочь, оставив палатки. Ни одна сторона не нападала, но храбрецы выезжали вперед и встречались на открытой местности между двумя лагерями. Эти отдельные схватки продолжались несколько часов, и в них Маленький Человек, атсина, который говорил на пиру, был очень храбр. А шайенны рассказывают, что видели Маленькую Гору, вождя кайова, сражавшимся на стороне кроу. К вечеру женщины кроу сняли свои палатки и уехали вверх по Вороньему ручью, а вскоре после этого последовали и воины, прикрывая тыл. Шайенны, арапахо и атсина не преследовали их. Большой Пленник оставался с шайеннами еще на протяжении нескольких лет до самой своей смерти.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"