|
|
||
По горячим следам
(некоторые соображения по поводу организации работы сайта "Самиздат")
1. Литературный процесс и его участники.
Под литературным процессом (литпроцесс) далее будет подразумеваться вся цепочка, начинающаяся от создания текста, до получения его аудиторией. Под участниками будут иметься ввиду все, принимающие участие в процессе создания текста, его передачи и окончательном потреблении. Ниже следует разделение процесса на этапы и основные участники этих этапов:
- создание текста: автор текста (далее по тексту "автор")
- отбор текста: критики, литагенты, отборочные комиссии всевозможных конкурсов, редактора издательств и т.д. (далее по тексту "критик")
- канал передачи текста: издательства, магазины и люди в них работающие, владельцы сетевых ресурсов, оптовики, продавцы книг и т.д. (далее по тексту "канал передачи" и "владелец канала")
- потребление текста: категории читателей, относящиеся к различным возрастным группам, социальным слоям, имеющим различное образование, набор стереотипов и т.д. (далее по тексту "аудитория", "читатель")
Хотелось бы отметить, что в каждой из этих категорий есть участники процесса, чья активность может влиять на его ход и тенденции - авторы текстов могут объединяться в группы и создавать литературные школы и направления; критики могут формировать взгляды как писателей, так и вкусы публики; издатели могут создавать новые сектора рынка путем отбора текстов, произведений нужной направленности; аудитория может проявлять активность и делать "социальный заказ" и т.д. Лица, обладающие активностью "выше средней" далее по тексту определяются как культреггеры.
Каждый из участников процесса имеет вполне ощутимые задачи. Ниже по тексту даны возможные задачи участников процесса.
1.2 Задачи, которые стоят перед участниками
1.2.1 Задачи автора
Чего хочет автор? Быть услышанным и воспринятым. Как минимум. Если к этом еще и прилагается неплохой гонорар и популярность - это тоже неплохо. Что для этого надо? Помимо оригинальных мыслей, наличия жизненного опыта и желания обо всем этом рассказать, автор должен уметь выразить все это так, чтобы аудитория это восприняла, поняла и отозвалась. Лично я всегда делил для себя чисто техническую сторону в деле создания текста, ремесленнические приемы, которые позволяют создать форму и - содержание текста, политическую, социальную или культурную позицию автора. Автор, который пишет о войне и автор, который фантазирует на футурологические темы, пользуются в принципе одним и тем же языком и правилами построения фраз и текстов. Люди могут быть противниками в плане идеологии, но язык, на котором они ведут споры - един. Из этого может быть сформулирована первая задача автора: овладение литературным ремеслом. Автору, любому, а в особенности начинающему, необходимо иметь возможности для совершенствования своего литературного мастерства.
Далее. В одиночку тяжело что-то делать. Когда тебя окружает среда единомышленников и/или грамотных противников, то это имеющий в этом случае место диалог значительно упрощает дело. Выше говорилось о содержании текстов. Авторы, которые пишут о близких вещах, стоят на близких культурных и социальных позициях - им нужно дать возможность найти друг друга. Из этого можно сформулировать следующий пункт в задачном листе: поиск и нахождение единомышленников в среде авторов, критиков и издателей.
Что еще? Мало сделать хороший текст, но толком не знать куда его принести. Походы по издательствам, которым по соображениям "форматности", содержания или формы изложения эти тексты не подходят могут закончится для автора, в особенности начинающего, довольно плачевно. Вплоть до отказа от литературной деятельности вообще. Для упорных вся эта возня выливается в потерю времени и сил. Которые можно было потратить на более полезные вещи. Вопросы продвижения текста и все связанные с этим вопросы - раскрутка имени, обрастание связями, и тому подобное - требует подготовки. Автору необходимо знать в каких условиях он действует, куда ему пойти со своим тестом и как правильно его продвинуть. Конечно, в том случае если автор хочет продвигать куда-то свой текст.
Отдельным пунктом в задачах автора, я хотел бы выделить диалог с аудиторией. Собственно, главной целью автора. Возможность получения отклика на свой текст (мотивация при этом роли не играет) - это то, что нужно всем, кто что-то говорить вслух. Итак последняя задача автора иметь доступ к месту с хорошими условиями для диалога с аудиторией.
Суммируем возможный список задач автора:
- овладение литературным ремеслом;
- поиск и нахождение единомышленников среди других авторов и остальных участников литературного процесса;
- уметь продвинуть свой текст в текущих условия;
- иметь условия для диалога с аудиторией.
1.2.2 Задачи критика.
В каком-то смысле все, кто читают текст и откликаются на него являются его критиками. Что можно отнести к области профессиональной критики? Селекция, отбор текстов для изданий. Литературные конкурсы (в реале и сети), на которых выявляются сильные тексты - как вариант работы критиков в этом направлении. Второе - доводка текста до того уровня, когда возможна его публикация. Работа с автором, начиная от правки орфографии и пунктуации его текстов, до стилистики. К более квалифицированной работе я бы отнес третье: работу с авторами, целью которой является "воспитание" автора. Другими словами: формирование литературных, эстетических, культурологических взглядов автора.
Суммируем возможный список задач критика:
- целевой отбор текстов для последующей публикации
- отбор и доводка текстов авторов для последующей публикации
- формирование взглядов автора, которые "подходят" под формат канала
1.2.3 Задачи канала и его хозяев
В самом простом случае задачи хозяев канала сводятся к нахождению "нужного" текста, который отвечает определенным критериям, того, кто его производит, пишет, то есть автора и правильной оценки аудитории (грамотный маркетинг рынка), которая его воспримет. В более "тяжелом" случае в связке с издательством работают критики и литагенты, поставляющие тексты, которые в свою очередь могут работать над формированием нужных текстов и вкусов потребителей. Для этого владелец канала должен сформировать необходимую команду из критиков, которые будут искать материал, а также владеть другими технологиями поиска необходимых текстов.
Далее, вопросы реноме, или раскрутки, относится не только к автору или критику. Репутация и популярность также важны и для канала. Я думаю это вполне очевидно. Как приобрести имя и создать репутацию каналу - я думаю эти вопросы немаловажны для издателей.
С изданием книг или поддержкой сайтов связаны также проблемы технического характера. Новые технологии могут оказывать значительное качественное и количественное влияние на процесс. В этом плане владелец канала тоже должен держать ухо востро и быть в курсе технических новшеств своего дела - где купить новое оборудование, каких специалистов нанять, как грамотно организовать ту же веб-версию рекламы - все это профессионал должен знать, чтобы не выпасть из струи в наше тяжелое время.
Суммируем возможный список задач владельца канала:
- поиск нужного текста и, соответственно, автора этого текста
- грамотная оценка аудитории, которой адресуется текст (маркетинг рынка)
- создание имени, обретение репутации, раскрутка канала
- осведомленность относительно технической стороны процесса
1.2.4 Аудитория
Я думаю, все что нужно аудитории - это быть своевременно и качественно проинформированной по поводу того, какие тексты имеются в наличии. Какой автор и что написал, какое издательство и кого собирается издавать и переиздавать. Для более "продвинутых", тех, кто читает критику, специальную литературу по вопросам литературы, интересуется современными направлениями и историей литературы - для них необходим доступ и своевременное информирование о происходящем. Вторая задача после того, как читатель понял за какой книжкой бежать, он должен знать куда бежать и сколько наличности при этом на иметь при себе. Третье: контакт с автором. Передача текста от адресата к адресанту (от автора к читателю), это, в принципе, половина процесса. Вторая половина состоит в организации обратной связи. Которая нужна не только автору, но и читателю. Литературные вечера, презентации книг в магазинах и т.д. - все это относится к
Суммируем:
- своевременное получение нужной информации по поводу выходящих книг, журналов, газет, их направленности и т.д., а также их стоимости
- иметь возможность для диалога с автором
2. Возможные пути решения задач
Первое, что надо знать: это "кто есть кто", как с ним связаться и где с ним можно пообщаться (форумы на сайте - место лучше не придумаешь). Нужна база данных по участникам литпроцесса. Автору нужен издатель и читатель, издателю - автор и грамотный критик, аудитории нужен хороший текст. В конечном итоге все упирается в конкретные организации и людей, имеющие адреса, фамилии и телефоны. Тактико-технические характеристики участников процесса, на основе которых можно делать базу данных, приводятся ниже, в разделе 2.1.
Второе: "методические" и "справочные" материалы по отдельным этапам литпроцесса для его участников. Неплохо иметь и постоянно обновлять библиотеку соответствующих материалов на сайте и каталоги ссылок и списки рекомендуемой литературы. Ниже, в разделе приведен "проектный состав" этих разделов для участников литпроцесса.
Замечание: Первый уровень структурирования информации в этой базе, на мой взгляд, должен проводится по "территориальному" признаку. Что подразумевается под "территориальным" признаком? Есть сайт "Самиздат", есть подобные сайты в сети и есть традиционные каналы - издательства, журналы, газеты и т.д. База сайта должна содержать информацию об участниках процесса на самом сайте, в сети и на всем остальном пространстве, в идеале - по всему пространству русскоязычной литературы. Кто есть кто, где этот кто живет, чем занимается, что имеет в послужном списке и какой репутацией пользуется.
2.1 ТТХ участников литпроцесса (на сайте "Самиздат").
Для создания базы данных тех, кто приходит на сайт "Самиздат" возможно через заполнение анкеты, содержащей вопросы, приведенные ниже.
2.1.1 Автор.
2.1.1.1 Личные данные (ФИО, контактные номера, место проживания, год рождения и т.д.)
2.1.1.2 Любимые авторы и книги
2.1.1.3 Позиционирование*:
- общекультурная позиция (варианты: "нет"/"в процессе определения"/ "да" или "броня крепка и танки наши быстры"; если "да", то по возможности подробнее)
- жанровое позиционирование (варианты: "нет"/"в процессе определения"/"да", если "да", то по возможности подробнее)
- социально-политическая позиция (варианты: "нет"/"в процессе определения"/"да", если "да", то по возможности подробнее)
- коммерческая позиция (варианты: "хочу зарабатывать на этом деньги"/"искусство ради искусства"/"и то и другое и можно без хлеба")
2.1.1.4 Тексты:
- жанровая принадлежность
- объем и краткая аннотация
- публикации (да/нет, если "да" то что и где)
2.1.1.5 Степень участия в литпроцессе:
- принадлежность к группам, клубам, профсоюзам и т.д. (да/нет, если "да", то детальнее)
- опыт работы с изданиями, редакциями (да/нет, если "да", то подробнее)
- опыт сетевых публикаций (да/нет, если "да" то подробнее)
2.1.1.6 Цели прихода на СИ:
- овладение литературным ремеслом;
- поиск и нахождение единомышленников среди других авторов и остальных участников литературного процесса;
- продвижение текстов в текущих условия;
- диалог с аудиторией.
*Примечание: Под "позиционированием" понимается самоопределение автора по различных творческим и жизненным аспектам. На форумах СИ я видел не только обсуждения литературных достоинств и недостатков. Идет обсуждение социальных, политических, философских проблем. Поэтому помимо формулирование каких-либо позиций культурного, эстетического и т.д. планов было бы полезно вкратце сформулировать свои жизненные позиции.
2.1.2 Критик.
2.1.2.1 Личные данные (ФИО, контактные номера, место проживания, год рождения и т.д.)
2.1.2.2 Любимые авторы и книги (отдельно - любимые критики)
2.1.2.3 Позиционирование*:
- общекультурная позиция (варианты: "нет"/"в процессе определения"/ "да" или "броня крепка и танки наши быстры"; если "да", то по возможности подробнее)
- жанровое позиционирование (варианты: "нет"/"в процессе определения"/"да", если "да", то по возможности подробнее)
- социально-политическая позиция (варианты: "нет"/"в процессе определения"/"да", если "да", то по возможности подробнее)
- коммерческая позиция (варианты: "хочу зарабатывать на этом деньги"/"искусство ради искусства"/"и то и другое и можно без хлеба")
2.1.2.4 Характеристики критикуемых текстов:
- жанровая принадлежность
- объем
2.1.2.5 Степень участия в литпроцессе:
- принадлежность к группам, клубам, профсоюзам и т.д. (да/нет, если "да", то детальнее)
- опыт работы с изданиями, редакциями (да/нет, если "да", то подробнее)
- опыт сетевых публикаций (да/нет, если "да" то подробнее)
2.1.2.6 Цели прихода на СИ:
- целевой отбор текстов для последующей публикации
- отбор и доводка текстов авторов для последующей публикации
- формирование взглядов молодых авторов (или - "война с ветеранами")
- поиск единомышленников
2.1.3 Канал передачи и владелец канала (издательство/журнал/сайт)
2.1.3.1 Общая информация о канале.
2.1.3.2 Персональный состав (личные данные и контактные номера) работающих на канале и работающих с каналом лиц
- лица, принимающие решения
- редактора
- работающие с каналом критики
- работающие с каналом авторы
- работавшие с каналом авторы
2.1.3.3 Характеристики публикуемых материалов:
- жанровая направленность текстов
- объем текстов
- тираж
2.1.3.4 Условия работы с каналом.
2.1.3.5 Позиционирование канала:
- общекультурная позиция
- социально-политическая позиция (варианты: "религиозное издание" "газета ...-ской буржуазии", "развлекательный канал")
- коммерческая позиция (варианты: "коммерческое издание", "канал при политической партии", "некоммерческое издание при культурном фонде")
- аудитория (возраст/образование/вероисповедание/политика)
2.1.3.6 Цели пребывания на СИ:
- поиск нужного текста и, соответственно, автора этого текста
- грамотная оценка аудитории, которой адресуется текст (маркетинг рынка)
- создание имени, обретение репутации, раскрутка канала
- осведомленность относительно технической стороны процесса
2.1.4 Аудитория ("анкета читателя").
Тут, я думаю, должно быть два варианта анкеты. Одна для лиц с повышенной активностью, другая для тех. кто просто хочет найти почитать чего поинтереснее. В первом случае пришедший на сайт заполняет подробную форму на подобие вышеперечисленных. Во втором случае - "аноним" - читатель пользуется поисковым двигателем сайта. Лог его поисковой сессии служит источником информации по потребностям общественности.
Всю вышеперечисленную информацию можно собирать посредством анкетирования тех, кто приходит на сайт. Поисковые системы, соответственно, будут выполнять обратную функцию - давать вытяжки из базы, сделанной на основе этих анкет.
Составление внешней базы - информация о литпроцессе, имеющей место за пределами сайта, на других участках в сети и в реале - можно делать на основе этих же форм, путем рассылки заинтересованным участникам: авторам, критикам, издателям.
2.2 Разделы библиотек сайта, каталоги ссылок и форумы (проектный вариант).
2.2.1 Автор.
"История литературы". Без комментариев.
"Жизнь замечательных людей". Не помню фамилии этого писателя, но книжку он написал неплохую, про то как становились мастерами те, кого сейчас считают если не классиками, то оказали сильное влияние на культуру своего времени. Мне в свое время это чтение дало много чего полезного.
"Мастерская. Жанры. Сюжеты. Композиции". Без комментариев.
"Мастерская. Ритм текста. Фонетика. Синтаксис". Без комментариев.
"Мастерская. Образы и характеры". Без комментариев.
"Мастерская. Символы и лабиринты". Без комментариев.
"Куда идти?". Вопросы продвижения текста на канал в нынешней ситуации. Полезные материалы в виде аналитических статей, советов, дележка опытом. Место, где издатели могут вывешивать свои предложения. Место, где публикуются условия приема текстов в изданиях и на различные конкурсы.
"Кто вам может помочь?". Без комментариев.
"Бойцы вспоминают минувшие дни". Тертые калачи рассказывают как ходить по издательствам и не раздражать тамошних редакторов.
"Кто есть кто?". Форум для новичка. Человек приходит на сайт и хочет познакомится поближе с теми, кто на нем живет. Этот форум для него. "Ребята, расскажите кто тут чем занимается?".
"Критик - друг человека". Поле для работы критических групп на сайте, где новички и просто желающие подвергаются всестороннему анализу. Материалы, касающиеся функций критика в литпроцессе. Советы о том, как отличить "личное мнение" от квалифицированного анализа. Ссылки на критические материалы в сети
"Курс молодого бойца". Развлечение для мазохистов и желающих закалить свои нервы для будущих схваток в тяжелых литературных джунглях реального мира. Круглосуточно работает группа асфальтоукладчиков, готовых проехаться по вам и вашему тексту вдоль и поперек. Регулярно устраивается разнос классических произведений и умножение на ноль действующих мэтров гастролирующими фидошниками. Отменено запрещение на мат и любых других способов ведения флейма. Слабонервным не рекомендуется.
2.2.2 Критик.
"История критики". Без комментариев.
"Жизнь замечательных людей". Аналогично авторскому форуму.
"Мастерская. Методологии. Критерии. Выводы". Справочные и методологические материалы, ссылки, статьи.
"Куда идти?". Где нужны критики, где есть писатели, нуждающиеся в критиках? Рассматриваются вопросы аналогичные авторскому форуму, только для критиков.
"Отдых на привале". Профессиональные критики делятся опытом.
"Писатель - друг человека". Как вести критику и не доводить ее до свалки.
"Как аукнется так и откликнется". Критика на критику. Ответы авторов на критику их текстов. Отзывы классиков и критиках-современниках.
2.2.3 Канал передачи и владелец канала
"Как основать свое издательство?". Советы начинающим. Истории из жизни успешных издателей.
"Набор персонала". Биржа труда для профессионалов, занятых в издательском деле (в том числе и для создания веб-сайтов).
"Ищу автора". Без комментариев.
"Ищу критика". Без комментариев.
"Ищу тексты". Без комментариев.
"Технические вопросы". Без комментариев.
"Нейтральная полоса". Место встречи и обсуждения издателями своих текущих проблем. Место встречи издателей и других участников литературного процесса.
2.2.4 Культреггеры. Для тех, кто считает себя достаточно подготовленным для более "серьезных" разговоров чем обсуждение вопросов мастерства или поиска издателя. Разработка стратегий завоевания рынка. Новые формы и новые литературные направления, место для экспериментов и игр в постомодернизм. Все это и многое другое.
3. Несколько слов по горячим следам.
3.1 Рейтинги.
Для начала две стандартных фразы. Во-первых, рейтинг дело субъективное. Во-вторых, без рейтинга обойтись нельзя. Какая-то шкала, система координат должна существовать. Естественно, при этом одни тексты уходят в тень, другие тексты попадают в топ. Без этого не обойтись, диалектика ситуации, так сказать. Компенсация этого, на мой взгляд, может производится за счет введения нескольких рейтинговых систем. Следующий момент - оценке должны подвергаться не только тексты и авторы, но и все остальные участники литпроцесса - издатели, критики, аудитория.
Но сейчас о рейтингах текстов и авторов на СИ. На мой взгляд должны быть следующие рейтинги:
Технические рейтинги. То, что сейчас существует на СИ - статистика посещаемости, количество комментариев и тому подобное - вполне попадает под эту категорию. То, что есть, уже хорошо. Как было правильно замечено подобный рейтинг дает первую наводку вновь пришедшему. Но дело может быть и лучше. Я думаю, что разговор об улучшении системы технического рейтинга может быть в том случае, если изменяться условия регистрации пользователей на сайте. По той дополнительной информации, которая будет даваться пользователем можно будет делать что-то более гибкое и адекватное чем есть сейчас. Прежде всего появится возможность адекватного читательского рейтинга, то есть выяснение оценок отдельно взятых групп читателей.
Кроме этого, мне кажется, надо изменить интерфейс сайта. Он достаточно сильно влияет на посещаемость. Тот рейтинг по посещениям, который существует сейчас скорее говорит не о качестве текстов автора, а о его активности на сайте. Чем чаще автор светится на форуме и в списке новых поступлений тем выше его шансы на то, чтобы быть "высокопосещаемым". Одно конкретное замечание по статистике посещаемости. Смотрел свою статистику, около трех сотен человек за полтора месяца. Причем пока более-менее участвовал в обсуждениях на основных форумах, народ приходил. Потом залил текст, который день повисел в списке новых поступлений на главной странице и увидел всплеск. Волна сошла дня через три. Сейчас опять тихо. Я так думаю, если посидеть в тени еще пару недель, то посещаемость сойдет на ноль.
Вывод: технический рейтинг напрямую зависит от интерфейса сайта, возможностями управления им. Об этом надо помнить и при разработке сайта и при формулировании выводов относительно автора и его текстов на основе технического рейтинга.
Рейтинги критиков. На мой взгляд существует убеждение, что литературная критика это "неточная наука", в которой критерии расплывчаты, не определены и так далее. Критика есть аналитика, с вполне определенными рамками. Субъективность ее состоит в том, что критик отдает одним критериям превалирующее значение, а другие, считает второстепенными. Из этого рождается то многообразие критических схем, построение которых может показаться произвольным и хаотичным. Нельзя превращать из критики разговор типа "чего хочу, то и ворочу". Между литературной критикой и "личным мнением" - дистанция огромного размера. Критика социальной или политической позиции автора тоже не есть литературная критика. Оценивают форму. Оценка содержания - это немного другая опера. Поэтому делать упор на критике гражданской или какой-то другой позиции не есть корректная литературная критика.
Рейтинги критиков не только оценивают текст. В некоторых случаях они могут играть определяющую роль на сайте, являться "направляющей и организующей" силой. Сильный критик, называющий одни стороны текста слабыми, другие сильными в чем-то диктует автору свою позицию, выступает в роли культреггера. При всем этом позиция эта субъективна. И если автор будет следовать его указаниям (желая попасть в топ), то на свет будут появляться тексты, несущие отпечаток работы критика. То есть в крайнем случае (если имеет место влияние сильной группы) рейтинг критиков будет не только оценивающим автора, но и в чем-то формирующим автора. С одной стороны это неплохо, с другой - это привносит свои ограничения. Вывод: критик, берущийся за оценку текста, должен (хотя в общих чертах) описать свою систему, свои приоритеты и требования. Чтобы автор или читатели, читающие отзыв, смогли понять через какие очки критик смотрел на текст.
Рейтинги издателей. Если автор СИ напечатался в традиционном издании с определенным тиражом, то это событие вполне поддается арифметической обработке. Если автор постоянно печатается в издании, значит на него есть спрос, значит есть повод повысить его позицию в рейтинге. Да, может быть его текст проходной и в нем полно штампов. Можно шуметь и спорить о том, что лучше делать кассовые тексты или нетленки, значение которых поймут через сто лет. Но показатель "издаваемости" игнорировать нельзя, хотя бы потому, что он дает информацию про тенденции на рынке и вкусовых уровнях аудитории. В любом случае это информация к размышлению для тех, кто пишет, для тех, кто издает и для тех, кто хочет что-то изменить в текущей ситуации.
Резюмирую: система рейтингов нужна. Прозрачная и не слишком громоздкая. Как в фигурном катании есть обязательная и произвольная программа. Технический и читательский рейтинги должен быть для всех текстов сайта. Критики и издатели - по желанию и возможности. Причем, повторюсь, рейтинги критиков я бы выделил в отдельную группу и снабдил их "пояснительными записками".
3.2 Форумы.
Их должно быть больше с одной стороны. С другой стороны по крайней мере на части из них тематика должна быть четко определена. Чтобы человек пришедший на сайт знал куда ему податься. Четыре основных форума, которые существуют сейчас имеют довольно расплывчатые рамки. Деление форумов и их тематика опять же неплохо привязать ко всем участникам литпроцесса: авторам, критика, издателям и аудитории. Для первых трех категорий, я думаю, должны существовать форумы с четкими границами обсуждений и модерированием. Есть тема, есть конкретный предмет разговора. Человек, который хочет конкретной информации, а не перелистывания длинных списков комментов за последние пять часов в поисках нужного, должен знать куда ему идти.
Для удобства обсуждения и, как мне кажется, чисто с технической точки зрения, было бы удобно подвязать модерируемые форумы к темам библиотеки. Список возможных форумов - выше в разделе 2.2.
Чтобы не сложилось впечатления, что тут даются предложения как заорганизовать жизнь сайта. Нисколько. Те возможности, которые есть у пользователя сейчас - организовывать свои группы обсуждений, свободно обсуждать тексты и все близколежащие к ним вопросы в том числе и не литературного характера - никто не хочет отменить. Все предложения являются не попыткой установить "новый порядок", а структурировать имеющий место хаос.
4. Выводы
Выше была дана информация к размышлению. Выводы делайте сами.