Inquisitor : другие произведения.

Почти ни разу не про политику

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на роман "Тайна Крикли-холла" (The Secret of Crickley Hall) Автор: Джеймс Герберт Год: 2006 (русский перевод - 2009) Страна: Соединенное Королевство Жанр: мистика, ужосы, детектив, трипп... триллер, психология.

  Согласно одному из британских поверий, местные фейри, которыми кишела земля островов в средневековье, массово покинули ее после реформации, проведенной Генрихом VIII в XVI веке. Персонажи старых языческих сказок не захотели жить в протестантской стране. Мораль легенды достаточно прозрачна: любая ломка менталитета и поворот идеологии что-то всерьез меняет в культуре и литературе страны. В какую сторону - отдельный вопрос.
  
  Плюсы текста:
  Хорошее, атмосферное начало, присутствуют все признаки классики жанра - старый мрачный особняк не без особенностей, сдуру въехавшая туды молодая семья, отсылки к давней трагедии, британская деревня со своей долгой памятью, чердаки и тайники, скрывающие старые неиспользованные игрушки, тетрадь с намеками на разгадку и пожелтевшую фотографию. Здесь же - призраки детей, разгул стихии в самый ответственный момент изолирующий дом и персонажей, запертая на замок дверь, упорно самооткрывающаяся каждую ночь, очень старый садовник, помнящий всё, как оно было на самом деле... В таких книгах для меня сюжет - несколько второстепенное. Главное - атмосфера, в которую приятно погружаться и жить в ней эти несколько дней вместе с персонажами, проходя по старинным галереям особняка, вместе с ними изучая пыльный чердак и мрачный подвал, листая зловещую тетрадь из тайника и неспокойно прислушиваясь к неправильным звукам по ночам. В романе всё это есть.
  Как человек, имеющий собственный опыт ночного сторожения достаточно старого здания не без особенностей, я воспринимаю все эти вполне привычные для книг такого рода элементы без улыбки или зевоты и склонен героям сопереживать.
  Текст, несколько утрачивающий очарование по мере объяснения своих загадок, снова становится интересным и даже веселым в тот момент, когда в дом в отсутствие хозяев залезают с целью напакостить двое местных оболтусов-подростков.
  Сюжет имеет две линии: современную и предшествующую ей (и влияющую на нее) историю шестидесятилетней давности - ту самую мрачную тайну, раскрывающуюся в воспоминаниях персонажей и исследованиях сегодняшних героев.
  
  Минусы:
  Первое. Один из симптомов того, что романисту платили за количество - это когда вы прочитали двести вордовских страниц хорошей в общем-то книги, устав, пролистали в конец, прочитали последнюю главу и эпилог, все загадки и разгадки в общем-то поняли, а у вас еще осталось гребаных сто страниц непрочитанного текста.
  Второе. Роман ужасов интересен именно своими загадками. Темная комната страшна именно своей темнотой, более чем таящимися в ней (а может, не таящимися) угрозами. Призрак, мелькающий в дальнем коридоре и стучащий в пустой комнате наверху, перестает быть страшным, когда его удается рассмотреть в упор, превращается всего лишь в аномальное явление. И когда в конце романа персонаж девушки-экстрасенса выполняет функции хора в древнегреческой трагедии, растолковывая читателю все детали и непонятки, которые так и не осилил за триста страниц своего опуса растолковать автор - книга более теряет, чем приобретает. Не оставляя читателю места для собственного воображения, собственных логических построений, страхов, поисков и выводов, а спеша впихнуть ему свои, правильные и однозначные, установки и ответы, писатель уподобляется тому учителю-педанту, которого вывел в качестве главгада произведения.
  Третье. Когда главный антагонист романа мало того что зловредный призрак, так еще и:
  1. Учитель-садист (и, как по ходу оказывается, мазохист тоже).
  2. Безумный маньяк-убийца.
  3. Религиозный фанатик
  4. Антисемит (все помнят, что в Европе это слово страшнее всех призраков).
  5. Педофил,
  - тут уж, как говорил классик отечественного высокохудожественного мата, "дохуя масла".
  Вообще текст, претендующий на психологичность и не в пользу основному сюжету уделяющий кучу места рефлексиям персонажей, страдает доведенной до крайности однозначностью фигур. В нем есть только, используя нелитературную терминологию, злобные террористы, подлежащие уничтожению и добропорядочные граждане-налогоплательщики. Всё. Главный негодяй не влюбится безоглядно в главную героиню именно в тот момент когда должен ее убить, а дочь главного героя не будет втайне курить в школьном туалете стыренную у папы сигарету. Как говаривал, недовольно скривившись, анонимный армейский старшина, не найдя к чему придраться после уборки казармы, "чисто, аж противно".
  Эта, доведенная до крайности однозначность, имеет еще одно, вообще-то несвойственное и даже чуждое камерному жанру мистических триллеров звучание, которое можно назвать общественно-политическим. А можно - уныло-пропагандонским, в зависимости от настроения. Если ныне покойный, наделенный всеми мыслимыми недостатками негодяй - антисемит, то одна из его жертв - разумеется, еврей. Наделенный, как положено хорошему персонажу, всеми мыслимыми позитивными чертами, начиная от умильно-прекрасной внешности. Именно его из остальных жертв выделяет автор, ибо евреи, как известно, страдали больше всех. Именно из-за него в доме остаются призраки остальных детей, не желая без него отправляться в рай.
  Если добавить, что следующая из противников и жертв преступников той поры - инвалид (представитель еще одного из меньшинств, сакрализованных правящей политкорректной идеологией), а главный герой сегодняшнего действия, хотя оно происходит в Корнуолле - американец, то для номинации "Прогиб года" произведению не хватает только негра и педераста. Это было бы не так обидно, не будь автором романа "английский король ужасов", начавший творить еще в середине прошлого века и скончавшийся в прошлом 2013 году, известный гораздо более качественными образцами жанра.
  Классики жанра не зря придумали такую штуку, как изолированность места действия от "большого мира" - располагая его на острове, как "Десять негритят", либо в других отдаленных местах, засыпая дороги снегом ("Мышеловка") и обрывая телефонные провода. Страшные истории не зря рассказывают при выключенном свете. Ничто так не портит загадочную атмосферу деревенского особняка и страшное очарование мистической истории, как ощущение того, что за плечом у писателя работает телеящик с пропагандой политкорректных евроценностей. Поневоле вспоминаешь, что действие книги происходит в стране, где даже "Десять негритят" ныне ставят под измененным названием "Никого не осталось", дабы не обижать представителей новоявленного нацменьшинства. И понимаешь, что привидения-фанатики-педофилы - далеко не самое страшное, что может подстерегать народ и его литературу.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"