События, описанные в книгах о Смутном времени, начинаются примерно за 150 лет до событий, описанных в "Повести о Криспе", и, таким образом, примерно за 650 лет до событий Видессосского цикла.
Со стен крепости Абивард смотрел на север, на обширные земли, которыми его отец, Годарс, владел во имя Царя Царей. За пределами деревни, окружавшей крепость, большая часть того, что он видел, было серым и коричневым от разгара лета; только возле реки Век Руд и в садах, питаемых подземными каналами, называемыми канатами, зелень бросала вызов палящему солнцу.
Далеко на востоке видессийцы, давние враги Макурана, почитали солнце как символ своего бога. Для Абиварда солнце было слишком ненадежным для поклонения, летом оно поджаривало высокогорное плато Макуран, а затем почти исчезало в короткие холодные дни зимы.
Он поднял левую руку в знаке благословения, знакомом его народу. В любом случае, видессианский бог был фальшивым. Он был так же уверен в этом, как в своем собственном имени. Бог говорил с макуранцами через Четырех Пророков: Нарсе, Гимиллу, леди Шивини и Фраортиша, старшего из всех.
"Кого ты там благословляешь, сынок?" - спросил грубый, скрипучий голос у него за спиной.
Абивард резко обернулся. "Я приветствую тебя, отец. Прости; я не слышал, как ты подошел".
"Никакого вреда, никакого вреда". Годарс издал несколько смешков, как будто у него было не так много денег и он не хотел использовать их все сразу. Абивард иногда думал, что его отец был формой, в которую его самого запрессовали недостаточно сильно. У них были те же длинные прямоугольные лица; те же гордые носы; те же темные глаза под густыми бровями; та же смуглая кожа и черные волосы; даже, за последние пять лет или около того, те же окладистые бороды.
Но лицу Абиварда все еще не хватало черт характера, которые годы отпечатали в чертах Годарса. Складки на его щеках говорили о смехе и печали, борозды на лбу - о раздумьях. По сравнению с этим Абивард казался самому себе домом, в котором еще не все обжито.
Была одна борозда, которую годы не оставили на лице Годарса: шрам, пересекавший его левую щеку, остался от шамшира хаморского налетчика. Эта метка исчезла под его бородой, но, подобно канату, начертанному зеленью над ним, ее след был виден в полосе белых волос. Абивард тоже позавидовал ему этой метке.
"Кого ты благословлял?" Снова спросил Годарс.
"Никто конкретно, отец", - сказал Абивард. "Я подумал о Четверых, поэтому, конечно, я сделал их знак".
"Хороший парень, хороший парень". У Годарса была привычка повторяться. Мать Абиварда, Бурзоя, и другие жены дихгана постоянно дразнили его по этому поводу. Он всегда принимал это добродушно; однажды он не выдержал: "Многие из вас были бы менее счастливы, если бы я не потрудился повторить свои клятвы".
Абивард сказал: "Если бы я попросил Четверых попросить Бога благословить какую-либо часть этого владения в частности, я полагаю, я должен просить его благосклонности к стадам".
"Ты не смог бы сделать лучше". Годарс нежно похлопал Абиварда по плечу. "Мы были бы бедны - вороватые кочевники забирают бедных, сынок; мы были бы мертвы - без них".
"Я знаю". Вдали от реки, вдали от канатов земля была слишком сухой, чтобы поддерживать урожай большую часть лет. Это было верно для большей части высокогорного плато. Однако после весенних дождей холмы и долины покрылись травой и низким кустарником. Выносливых растений хватало до конца года, чтобы давать корм овцам и крупному рогатому скоту, лошадям и верблюдам. Из них дихганы - мелкая знать - и все, кто зависел от них, зарабатывали на жизнь.
Годарс почесал сморщенный шрам; хотя ему было много лет, он все еще иногда чесался. Он сказал: "Пока вы заняты своими молитвами, вы могли бы поступить так, как поступил я, и умолять Четверых дать нам еще один год мира на северной границе. Может быть, они прислушаются к нам двоим вместе; может быть, они так и сделают ".
Выражение его лица стало суровым. "Или, может быть, они этого не сделают".
Абивард прищелкнул языком между зубами. "Все так плохо, как это?"
"Да, это так", - сказал Годарс. "Сегодня утром я выезжал верхом, немного поработал с новым мерином, и встретил всадника, возвращавшегося домой в Машиз со стороны реки Дегирд. Он говорит, что хаморы снова зашевелились."
"Посланец от Царя Царей?" Спросил Абивард. "Почему ты не пригласил его подкрепиться в цитадели?" Тогда у меня тоже был бы шанс поговорить с ним, вместо того чтобы узнавать новости из вторых рук, подумал он.
"Я хотел, сынок, хотел, но он сказал мне "нет", - ответил Годарс. "Сказал, что ему не хватает времени; он останавливался отдохнуть только ночью. Новости для Пероза, Царя Царей, были настолько срочными, сказал он, и когда он передал их мне, я мог только покачать головой вверх-вниз и пожелать ему Божьей защиты на его пути ".
"Ну?" Абивард практически подпрыгивал от нетерпения и возбуждения. В его голосе тоже звучало беспокойство; не так уж много фарсангов к востоку от владений Годарса, маленький Век Руд поворачивал на север и впадал в Дегирд. Граница и степные кочевники, которые жили за ней, были близко, совсем близко.
"Он узнал, почему племена волнуются", - зловеще сказал Годарс. После очередной паузы, которая почти свела Абиварда с ума, дихган продолжил: "Племена волнуются, потому что, клянусь Четырьмя, Видесс будоражит их".
"Здесь?" Воскликнул Абивард. "Как это могло быть?"
Лицо Годарса стало суровым; его шрам, обычно более темный, чем остальная часть его кожи, побледнел: ярость. Но он держал свой голос под жестким контролем. "Равнина Пардрайан простирается на восток почти вечно. Видессос мог отправить через него посольство - не быстро, но мог. И, по всем признакам, оно это сделало. Бог, по причинам, известным только Ему Самому, обогатил Видессос золотом".
Абивард кивнул. В сокровищнице орды его отца было больше, чем несколько прекрасных видессианских золотых монет. Каждая нация в мире брала эти золотые монеты и была рада иметь их. Коррупция и коварство Империи Видессос были притчей во языцех в Макуране, но имперцы честно чеканили свои монеты. Независимо от того, лицо какого Автократора украшало аверс монеты, это было бы чистое золото, отчеканенное по семьдесят два к фунту.
Макуран чеканил монеты в основном из серебра. Его ковчеги стоили хороших денег, но менялы всегда брали больше их номинальной стоимости, обменивая их на видессианское золото.
"Я вижу, мне нет необходимости рисовать тебе картинку на песке, совсем нет необходимости", - продолжил Годарс. "Трусливые люди востока, у которых не хватает духу сражаться с нами как воины против воинов, подкупают кочевников, чтобы те делали за них их работу".
"Тогда они никудышные воины - они ничем не лучше ассасинов", - горячо сказал Абивард. "Несомненно, Бог разверзнет яму под их ногами и бросит их в Пустоту, чтобы они навсегда стали ничем".
"Да будет так". Левая рука Годарса изогнулась в жесте, отличном от того, который использовал Абивард: в том, который осуждал нечестивых. Дихган добавил: "Они такие злобные псы, что не знают никакой касты".
Абивард скопировал знак, который использовал его отец. По его мнению, Годарс не мог бы произнести более смертоносного проклятия. Жизнь в Макуране вращалась вокруг его пяти каст: Царя царей и королевской семьи; священников и Семи кланов высшей знати; менее знатных людей, таких как Годарз - опора Макурана, как они называли себя; торговцев; и крестьян и скотоводов, которые составляли основную часть населения.
Семь Кланов и дихганы сражались за Царя Царей, иногда под его собственным знаменем, иногда под началом одного из высших вельмож. Абивард не мог представить, что заплатит кому-то, чтобы тот мог уклониться от выполнения этого долга, так же как не мог подумать о том, чтобы взять нож и отрезать себе мужское достоинство. Он потеряет его не больше одним способом, чем другим.
Что ж, если бы видессийцы были торговцами даже во время войны, знать плато наверняка научила бы купленных ими кочевников, в чем заключается истинная честь. Абивард сказал это громко.
Это вернуло улыбку его отца. Годарс похлопал его по спине и сказал: "Когда красное знамя войны вернется из Машиза, кровь от моей крови, я думаю, вполне вероятно, что ты пойдешь со мной против тех, кто хочет нас ограбить".
"Да", - сказал Абивард, а затем снова громким криком: "Да!" Он готовился к войне с тех пор, как был мальчиком, который едва доставал Годарсу до груди. Он научился ездить верхом, наносить удары копьем, выдерживать тяжесть доспехов, владеть ятаганом, владеть луком.
Но Макуран в последнее время был непривычно миролюбив. Его уроки оставались всего лишь уроками. Теперь, наконец, у него будет шанс применить их против настоящего врага, и того, кого нужно было победить. Если бы кочевники хлынули на юг через Дегирд, как они делали каждые одно-два поколения, они бы убивали, они бы воровали и, что хуже всего, разрушали канаты, так что люди голодали бы, пока не были бы кропотливо отремонтированы подземные каналы.
Смех Годарса был тихим, счастливым смехом человека, очень довольного своим сыном. "Я вижу, ты хочешь влезть в кольчугу и нахлобучить шлем в этот самый момент. Это долгий путь до Машиза и обратно - мы не выедем ни завтра, ни на следующей неделе. Даже после того, как красное знамя предупредит о войне, пройдет еще некоторое время, прежде чем армия доберется до нас и мы вступим в ее ряды ".
Абивард беспокойно переступил с ноги на ногу. "Почему у Царя Царей нет своего дворца в самом Макуране, а не на дальней стороне гор Дилбат, возвышающихся над Тысячей городов?"
"Три причины", - сказал Годарс, звуча как педагог, хотя Абивард всего лишь давал выход сплину. "Во-первых, мы, макуранцы, скорее всего, будем верны нашему господину, будучи его крови, и, следовательно, нуждаемся в меньшем надзоре. Во-вторых, земля между Тутубом и Тибом, над которыми расположен Машиз, полна богатств: не только знаменитые Тысячи городов, но и сельскохозяйственные угодья, более плодородные, чем те, которыми может похвастаться плато. И в-третьих, Машиз на сотню фарсангов ближе к Видессосу, чем плато, а Видессос в большинстве случаев важнее для нас, чем наша северо-западная граница."
"В большинстве случаев, да, но не сегодня", - сказал Абивард.
"Нет, сегодня племена хаморцев пробуждаются, по крайней мере, так говорят", - согласился Годарс.
"Но кто привел их в движение? Не их собственные вожди".
"Видессос", - сказал Абивард.
"Да, Видессос. Мы ее великие соперники, как и она наша. Я думаю, однажды только один из нас останется на ногах", - сказал Годарс.
"И этот будет править миром", - сказал Абивард. Мысленным взором он увидел знамя со львом Царя Царей, развевающееся над дворцом видессианского Автократора в городе Видессосе, увидел четырех жрецов Пророков, восхваляющих Бога в Высоком Храме лже-Фоса.
Однако обстановка столицы Видессоса оставалась для него размытой. Он знал, что море окружает его с трех сторон, и он никогда не видел моря, даже внутреннего моря Миласа, в которое впадала река Дегирд. Он представлял себе море чем-то вроде одного из соленых озер, которыми усеяно плато Макуранер, но большего размера. И все же его воображение не могло полностью охватить водоем, слишком обширный, чтобы его можно было разглядеть.
Годарс улыбнулся. "Ты думаешь, мы будем единственными, не так ли? Как и я, сынок, как и я. Дай Бог, чтобы это было так".
"Да", - сказал Абивард. "Я также подумал - если мы победим, отец, я увижу море. Я имею в виду море вокруг Видесса, города".
"Я понял тебя", - сказал Годарс. "Это было бы зрелище, не так ли? Я тоже этого не видел, ты знаешь. Но не ожидайте, что этот день наступит в ваше время. Их граница пересекается с нашей вот уже восемьсот лет, с тех пор как Макураном правили горцы Тарпии. Они еще не сокрушили нас, а мы их. Но однажды...
Дихган кивнул, как будто был совершенно уверен, что этот день настанет. Затем, напоследок улыбнувшись сыну, он пошел дальше по дорожке, его полосатый кафтан развевался вокруг лодыжек, время от времени наклоняясь, чтобы убедиться, что кусок золотого песчаника надежно закреплен на месте.
Абивард задержался на дорожке еще на несколько минут, затем спустился по лестнице, которая вела во внутренний двор крепости. Лестница была всего в пару шагов шириной и не имела перил; сдвинься кирпич у него под ногами, он мог бы разбить себе мозги о твердую, как камень, грязь внизу. Кирпичи не сдвинулись. Годарс был так же осторожен и скрупулезен в осмотре, как и во всем остальном.
Внизу, во внутреннем дворе, солнце палило в Абиварда с удвоенной силой, поскольку отражалось не только от стен, но и падало прямо на землю. Его сандалии поднимали пыль, когда он спешил к затененным жилым помещениям.
Цитадель представляла собой грубый треугольник, использующий в своих интересах форму скалистого выступа, на котором она стояла. Короткая стена с восточной стороны тянулась на север и юг; две другие, которые тянулись навстречу друг другу снизу и сверху, были длиннее и вели на северо-запад и юго-запад соответственно. Жилые помещения располагались в углу восточной стены и той, что выходила на северо-запад. Это давало им больше тени, чем они могли бы иметь в любом другом месте. Абивард глубоко и счастливо вздохнул, проходя через обитую железом деревянную дверь - жилые помещения, конечно же, служили одновременно цитаделью. Толстые каменные стены делали помещения намного прохладнее, чем пылающая печь во внутреннем дворе. Они также были намного мрачнее: окна, предназначенные как для защиты, так и для обзора вперед, представляли собой простые щели с тяжелыми ставнями, которые можно было захлопнуть в любой момент. Абиварду потребовалось некоторое время, чтобы его глаза привыкли к полумраку.
Он осторожно ступал, пока они этого не сделали. Жилые помещения были оживленным местом. Наряду со слугами крепости, суетящимися взад и вперед, он должен был быть начеку из-за торговцев и крестьян, которые, не сумев найти его отца, свалят на него свои проблемы. Выслушивать эти неприятности было одной из его обязанностей, но ему не хотелось сталкиваться с ними прямо сейчас.
Ему также приходилось присматривать за детьми на полу. Два его полнородных брата, Вараз и Фрада, были взрослыми мужчинами, а его сестра Динак давно удалилась в женские покои. Но его сводные братья были разного возраста - от Джахиза, который был старше Фрады, до пары сопляков, которые все еще сосали грудь своих кормилиц. Сводные братья - и сводные сестры в возрасте до двенадцати лет - устраивали драки в этом месте вместе с детьми слуг, мальчиками-пастушками и кем угодно еще, кого они могли втянуть в свои игры.
Когда они не преследовали драконов, злых чародеев или хаморских бандитов по горячим следам, они играли в макуранцев и видессиан. Если бы Видесс пал так же легко в реальности, как в своих играх, владения Царя Царей простирались бы на восток до легендарного Северного моря столетия назад.
Один из его сводных братьев, восьмилетний мальчик по имени Парсуаш, уворачивался от Абиварда, мешая другому мальчику, который преследовал его. "Не можешь поймать меня, не можешь поймать меня!" Парсуаш издевался. "Видишь, я в своей крепости, и ты не можешь меня поймать".
"Твоя крепость отправляется на кухню", - сказал Абивард и ушел. Это дало Родаку, его второму сводному брату, шанс напасть и убить. Парсуаш взвизгнул в смятении.
На кухне на противне остывали лепешки, только что вынутые из духовки. Абивард оторвал от них кусочек, затем отправил в рот слегка подгоревшие пальцы. Он подошел к булькающему котелку, зачерпнул кусочком лепешки немного содержимого и отправил в рот.
"Шарики из баранины с гранатовыми зернами", - радостно сказал он, проглотив.
"Я думал, это то, что я почувствовал. Отец будет доволен - это одно из его любимых блюд".
"А что бы ты сделал, если бы это было что-то другое, сын дихгана?"
спросил один из поваров.
"Все равно съел это, я полагаю", - ответил Абивард. Повар рассмеялся. Абивард продолжил: "Хотя, поскольку это то, что есть..." Он оторвал еще кусок лепешки, затем снова набросился на горшок. Повар засмеялся громче.
Все еще жуя, Абивард вышел из кухни и пошел по коридору, который вел в его собственную комнату. Поскольку он был старшим сыном главной жены Годарса, он наконец получил его в свое распоряжение, что вызвало завистливые вздохи его братьев и сводных братьев. Для него уединение казалось смешанным благом. Ему нравилось иметь маленький уголок для себя, но он так долго был без него, что иногда чувствовал себя мучительно одиноким и тосковал по теплому, склонившемуся товариществу, которое знал раньше.
На полпути по коридору его левая сандалия начала хлопать по ноге. Он посмотрел вниз и обнаружил, что потерял бронзовую пряжку, которая удерживала ремешок вокруг его лодыжки. Он огляделся и даже опустился на четвереньки, но не нашел его.
"Вероятно, он провалился в Пустоту", - пробормотал он себе под нос. Двигаясь неловким движением, похожим на катание на коньках, он добрался до двери, зашел в свою комнату и надел новую пару сандалий.
Затем он снова вышел, держа в руке поврежденную сандалию. Одним из правил Годарса - которому, к его чести, он сам скрупулезно следовал - было то, что все, что сломалось, должно быть немедленно исправлено. "Упусти что-то одно, и вскоре исчезнут два, два приведут к четырем, а четыре - что ж, лучше бы их не было, лучше бы их не было", - говорил он.
Если бы от сандалии отвалился всего лишь кусочек кожи, Абивард мог бы взять ее в конюшне и сделать грубый ремонт самостоятельно. Но чтобы заменить пряжку, ему пришлось посетить сапожника в деревне, которая окружала крепость.
Значит, снова в жару. Солнце ударило его, как дубиной. Пот выступил у него на лице, скатился по спине под мешковатой одеждой. Он жалел, что ему не пришлось ехать дальше; он не чувствовал бы себя глупо, садясь на лошадь. Но если бы его отец увидел его, он бы в следующий раз издал саркастический звук по поводу поездки Абиварда в носилках, как будто он был высокопоставленным дворянином, а не просто сыном дихгана. Абивард пошел.
Стражники ворот стучали наконечниками копий по твердой земле, когда он проходил мимо. Он наклонил голову, чтобы ответить на приветствие. Затем он покинул крепость и отправился в деревню, совершенно другой мир.
Дома и магазины располагались у подножия холма, на вершине которого находилась крепость, и даже на небольшом расстоянии выходили на равнину внизу. Некоторые были из камня, некоторые из сырцового кирпича с широко нависающими соломенными крышами для защиты стен от зимних штормов. Все они, расположенные рядом с крепостью, казались игрушечными.
Холм был крутым, улицы извилистыми и полными камней; если вы упадете, то можете оказаться внизу со сломанной ногой. Абивард передвигался по городу с тех пор, как научился ходить; он был так же уверен в себе, как горный баран.
Торговцы предлагали свои товары на рыночной площади: нут, финики, баранину, кишащую мухами, изречения Четырех Пророков на пергаментных амулетах, которые, как говорили, являются мощными против болезней, как для профилактики, так и для лечения; Абивард, чье образование включало в себя буквы, но не логику, не задавался вопросом, зачем нужно второе, если первое эффективно. Крики раздавались отовсюду: ножи, медные и глиняные горшки, украшения из стеклянных бусин и медной проволоки - те, что были получше, продавались в крепости - и еще сотня других вещей. Запахи были такими же громкими, как и крики.
Парень разогревал горшок с печеной айвой над костром, разведенным навозом. Абивард сбавил цену с пяти медяков до трех; Годарс был не из тех, кто позволяет своим сыновьям расти расточительными. Айва была горячей. Абивард быстро нашел на земле палку, проткнул ею пряный фрукт и с удовольствием съел по пути в сапожную мастерскую.
Сапожник низко поклонился, когда вошел Абивард; он был недостаточно близок по рангу к сыну дихгана, чтобы подставить щеку для церемониального поцелуя, как это могла бы сделать пара более богатых купцов. Абивард четко кивнул в ответ и объяснил, что ему требуется.
"Да, да", - сказал сапожник. "Дай мне взглянуть на хорошую сандалию, молю, чтобы я смог подобрать пряжку как можно точнее".
"Боюсь, я не принес его". Абивард чувствовал себя глупо и злился на себя. Хотя Годарс вернулся в крепость, он чувствовал на себе взгляд отца.
"Мне придется вернуться и забрать его".
"О, не обращайте на это внимания, ваше превосходительство. Просто подойдите сюда и выберите тот, который больше всего подходит. В любом случае, среди них нет двух одинаковых". Сапожник показал ему чашу, наполовину наполненную медными пряжками. Они зазвенели, когда Абивард перебирал их, пока не нашел нужную.
Пальцы сапожника ловко прикрепили его к сандалии. Какими бы ловкими они ни были, на них остались шрамы от шила, ножа, иглы и гвоздя. "Ни одно ремесло не бывает простым, - говорил Годарс, - хотя некоторые кажутся такими простым людям". Абивард задавался вопросом, через сколько боли пришлось пройти сапожнику, чтобы научиться своему делу.
Он не торговался так жестко с сапожником, как с продавцом фруктов. Семья этого человека жила в деревне на протяжении нескольких поколений, обслуживая как жителей деревни, так и дихганов. Он заслуживал поддержки своего начальства.
Сандал починили, Абивард мог бы сразу вернуться в крепость, чтобы спастись от невыносимой жары в жилых помещениях. Вместо этого он вернулся на базар на рыночной площади и купил себе еще одну айву. Он стоял там, откусывая от него маленькие кусочки и изо всех сил стараясь казаться, что думает о товарах, выставленных на продажу. Что он на самом деле делал, так это наблюдал за молодыми женщинами, которые ходили от этого прилавка к тому дилеру в поисках того, что им было нужно.
Женщины из каст торговцев и крестьянок жили в условиях меньшего количества ограничений, чем женщины из знати. О, несколько богатых торговцев заперли своих жен и дочерей в подражание тем, кто был выше их, но большинству женщин из низших каст приходилось выходить в свет, чтобы прокормить свои семьи.
Абивард был обручен с Рошнани, дочерью Папака, дихгана, чья крепость находилась в нескольких фарсангах к югу и западу от крепости Годарса. Их родители сочли брак выгодным, и они были связаны друг с другом до того, как кто-либо из них достиг половой зрелости. Абивард никогда не видел свою невесту. Он бы этого не сделал, по крайней мере, до того дня, когда они поженились.
Тогда, когда у него была возможность, он наблюдал за девушками - служанками в крепости, девушками на деревенской площади здесь. Когда одна из них привлекла его внимание, он представил, что Рошнани похожа на нее. Когда он заметил ту, которую не счел красивой, он понадеялся, что его нареченная не похожа на нее.
Он закончил грызть айву и облизал пальцы. Он подумал о том, чтобы купить еще одну; это дало бы ему повод еще немного побродить по площади. Но он был чувствителен к собственному достоинству, и всякий раз, когда он забывал об этом, Годарс следил за тем, чтобы его память не подводила надолго.
Тем не менее, ему все еще не хотелось возвращаться в крепость. Он вдохновенно щелкнул слегка липкими пальцами. Годарс сообщил ему множество интересных новостей. Почему бы не узнать, что предсказатель Таншар предсказал о своем будущем?
Дополнительным стимулом к такому курсу было то, что дом Таншара находился рядом с рыночной площадью. Абивард мог видеть, что ставни старика были широко распахнуты. Он мог бы зайти, получить предсказание судьбы и продолжать пялиться на местных женщин, и все это без малейшего принижения.
Дверь в дом Таншара находилась на стороне, противоположной площади. Как и ставни, он был широко распахнут, чтобы показать, что предсказатель открыт для бизнеса, и дать ему возможность воспользоваться любым ветерком, который пошлет Бог.
Одного Таншар, безусловно, не делал: он не использовал пророческий дар, чтобы разбогатеть. Его дом был подчеркнуто опрятен, но из мебели в нем были только видавший виды низкий столик и пара плетеных стульев. Абиварду пришла в голову мысль, что он не стал бы беспокоиться об этом, если бы ему не нужно было обеспечивать комфорт своим клиентам.
Только редкие волоски в бороде Таншара все еще были черными, придавая ей вид снега, слегка припорошенного сажей. Левый глаз предсказателя затуманила катаракта. Однако тот, кто был прав, все еще видел ясно. Таншар низко поклонился. "Твое присутствие делает честь моему дому, сын дихгана". Он указал Абиварду на кресло менее сомнительной репутации, придвинул ему кубок с вином и финиковые лепешки, сдобренные медом и посыпанные сверху фисташками. Только после того, как Абивард поел и выпил, Таншар спросил: "Чем я могу тебе служить?"
Абивард рассказал о том, что услышал от Годарса, затем спросил: "Как эта новость повлияет на мою жизнь?"
"Вот; давайте узнаем, удостоит ли Бог ответа". Таншар придвинул свой стул поближе к креслу Абиварда. Он закатал левый рукав своего кафтана, снял серебряный браслет, который, вероятно, стоил столько же, сколько его дом и все, что в нем было, вместе взятое. Он протянул его Абиварду. "Держись за одну сторону, пока я держусь за другую. Мы увидим, даруют ли Четверо Пророков мне кратковременную часть своей силы".
Нарукавник украшали бюсты четырех Пророков: молодого Нарсе с едва пробившейся бородой; воина Гимиллу с волевым лицом, испещренным шрамами; Шивини, которая была похожа на мать каждого; и Фраортиша, старшего из всех, с глазами, прорезанными сверкающим гагатом. Хотя серебряное кольцо только что сняли с руки Таншара, оно было прохладным, почти холодным, на ощупь.
Предсказатель посмотрел на соломенную крышу своего маленького домика. Взгляд Абиварда последовал за взглядом Таншара. Все, что он видел, была солома, но у него создалось странное впечатление, что Таншар смотрел прямо сквозь крышу на дом Бога на дальней стороне неба.
"Дай мне посмотреть", - пробормотал Таншар. "Да будет тебе угодно, дай мне посмотреть". Его глаза расширились и пристально смотрели, тело напряглось. Левую руку Абиварда, ту, что держала браслет, покалывало, как будто она внезапно затекла. Он посмотрел вниз. Маленький золотистый огонек прыгал взад и вперед от изображения одного Пророка к другому. Наконец он остановился на Фраортише, старшем из всех, отчего его немигающие черные глаза на мгновение показались живыми, когда они уставились на Абиварда.
Глубоким, властным голосом, совсем не похожим на его собственный, Таншар сказал: "Сын дихгана, я вижу широкое поле, которое на самом деле не поле, башню на холме, где честь будет завоевана и потеряна, и серебряный щит, сияющий за узким морем".
Свет в глазах серебряного Фраортиша померк. Таншар резко обмяк, казалось, приходя в себя. Когда Абивард решил, что гадалка полностью вернулась в мир шатких плетеных стульев и поразительной гаммы запахов с базара, он спросил: "Что это значило, то, что ты мне только что сказал?"
Возможно, Таншар еще не полностью вернулся в реальный мир: его здоровый глаз выглядел таким же пустым, как тот, который затуманила катаракта. "Я передал пророчество?" спросил он тихим и неуверенным голосом.
"Да, да", - нетерпеливо сказал Абивард, повторяясь, как его отец. Он вернул Таншару слова, которые тот произнес, приложив все усилия, чтобы произнести их так, как он их слышал.
Предсказатель начал откидываться на спинку своего кресла, затем передумал, когда оно заскрипело под его весом. Он взял браслет у Абиварда и надел его обратно на свою руку с пергаментной кожей. Казалось, это придало ему сил. Медленно он сказал: "Сын дихгана, я ничего об этом не помню, и я не говорил с тобой. Кто-то-что-то - использовало меня как инструмент". Несмотря на пекарский жар, он поежился. "Ты увидишь, что я уже не юноша. За все мои годы предсказаний о том, что может случиться впереди, это случалось со мной всего дважды".
Маленькие волоски встали дыбом на руках Абиварда и на затылке. Он чувствовал себя вовлеченным во что-то гораздо большее, чем он был. Осторожно он спросил: "Что произошло в те два раза?"
"Один был тощим караванщиком, примерно в то время, когда ты родился", - сказал Таншар. "Он был тощим, потому что был голоден. Он сказал мне, что я предвидел для него груды серебра и драгоценных камней, и сегодня он богат в Машизе".
"А другой?" Спросил Абивард.
На мгновение он подумал, что Таншар не ответит. Выражение лица предсказателя было направлено внутрь, и он выглядел старым, очень старым. Затем он сказал: "Когда-то я сам был парнем, ты знаешь, парнем, у которого невеста собиралась родить ему первенца. Она тоже просила меня смотреть вперед".
Насколько знал Абивард, Таншар всегда жил один. "Что ты видел?" спросил он, почти шепотом.
"Ничего", - сказал Таншар. "Я ничего не видел". Абивард снова подумал, стоит ли ему продолжать. Наконец он сказал: "Она умерла при родах четыре дня спустя".
"Боже, даруй ей мир". Слова прозвучали во рту Абиварда как пустота. Он положил руку на костлявое колено Таншара. "Один раз для великого блага, один раз для великого зла. И теперь я. Что означает твое предсказание?"
"Сын дихгана, я не знаю", - ответил Таншар. "Я могу сказать только, что эти вещи лежат поперек твоего будущего. Когда, где и с каким эффектом, я не могу угадать и не стану лгать, утверждая, что могу. Ты обнаружишь их, или они тебя, как решит Бог, чтобы раскрутить материю мира ".
Абивард достал три серебряных ковчега и вложил их в руку гадалки. Таншар звякнул ими друг о друга, затем покачал головой и вернул их обратно. "Предложи это Богу, если тебе это угодно, но не мне. Я не произносил этих слов, независимо от того, прошли они через меня или нет. Я не могу принять за них твою монету".
"Сохрани их, пожалуйста", - сказал Абивард, оглядывая чистый, но бесплодный маленький дом. "По-моему, ты нуждаешься в них больше, чем Бог".
Но Таншар снова покачал головой и отказался взять деньги. "Они не для меня, говорю тебе. Если бы я прочитал ваше будущее обычным способом, оценив, что должно произойти, по движениям браслета Пророков между вашей рукой и моей, я был бы рад гонорару, потому что тогда я его заслужил. Для этого - нет".
Одной из вещей, которой Годарс научил Абиварда, было распознавать мужское упрямство и знать, когда ему уступить. "Тогда пусть будет так, как ты говоришь". Абивард выбросил аркеты в окно. "Куда они теперь отправятся и с кем, в руках Бога".
Таншар кивнул. "Это было хорошо сделано. Пусть предсказание, которое ты услышал через меня, означает только хорошее для тебя".
"Да будет так", - сказал Абивард. Когда он поднялся с кресла, он низко поклонился Таншару, как мог бы поклониться одному из высшей знати. Это, казалось, расстроило гадалку даже больше, чем пророчество, которое вышло за обычные рамки. "Прими приветствие, по крайней мере, Бога", - сказал ему Абивард, и, неохотно, он сделал.