Эрендира уходила в смерть, растворялась в ней. Мальчик Улисс безумным рывком пытался прорваться сквозь уходящие секунды, предотвратить неизбежное. Сумасшедшая музыка все время прижимала его к земле, не давала двигаться и дышать, не позволяла сделать последнего движения, которое решило бы все... А Эрендира уходила, прощаясь с Улиссом и с нами улыбкой невольной грешницы и жестом святой. Она уже сделала свой выбор - любовь к бабушке победила в ей любовь к юному и прекрасному, как ангел, мальчику...
Сидя в театре на первом ряду, плакать нельзя. Нельзя, потому что еще секунда - и со сцены спустится бабушка, чтобы пожалеть тебя, утешить, погладив по голове, как гладила она, утешая, любившую ее Эрендиру...
"Эрендира и ее бабка" - не добрая рождественская сказка. Это - сказка страшная. Про то, как в красивом доме на окраине пустыни жили-были девочка Эрендира, ее любимый игрушечный ослик и - старая бабушка, которую Эрендира любила так, как любят только Бога. Однажды... Однажды случилось страшное: охраняя чуткий бабушкин сон, заснула и маленькая Эрендира. Ветер опрокинул свечу и дом, чудесный дом, сгорел дотла. Тогда бабушка приняла решение: внучка должна отработать свой долг. И она продала Эрендиру - продала ее десяткам и сотням похотливых мужчин, охочих до нежного детского тела...
Эрендира, истекающая кровью... Эрендира с разорванным грязными мужскими пальцами нежным ртом. Эрендира с цепью на тонком детском горлышке...
И рядом бабка - безумная, неистовая, ненавидимая... и в то же время страстно любимая...
Вечную Бабку играет актриса Дарья Белоусова. Играет так, будто ее страшная героиня - и вправду Бог, случайно заблудившийся в пустыне. Бог, который воистину вправе играть судьбами любых людей. Бог страстный и не всегда справедливый.
Бог, чья рука на твоих волосах сделает ничего не значащими все твои прежние муки, и ты с удовольствием пойдешь к новым страданиям...
Все актеры - безупречны. И уже названная Дарья Белоусова. И Улисс - Арсений Ковальский. И старый фотограф - Борис Романов. И Ирина Богданова в крохотной роли Неистовой Монахини. И даже не слишком любимая мною Ольга Левитина - Эрендира...
И Александр Пожаров в странной роли безмолвного персонажа, который заговорит только в последние минуты спектакля... напрочь перевернув все то, что было до этого в спектакле...
Но уходит маленькая Эрендира, уходит в смерть... И веселенькая мелодия, которую в финале сыграет старый граммофон, не остановит, а только увеличит потоки слез...
2.
Совершенно неистовый спектакль...
Сама не понимаю, почему иду смотреть его в очередной раз. Потому что
знаю, КАК это будет: звон в ушах, боль в сердце, мои захлебывающиеся
рыдания...
Контурный свет на Улисса, сидящего спиной к Эрендире... Подсветка, в
которой ее фигура не видна... и только золотым нимбом горят волосы...
Голоса - ее блядско-визгливый, задающий банально-глупые вопросы; его