Ирониясудьбы Сергей : другие произведения.

Моя планета: эссе "Алгебра слова"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "В России неисчерпаемая природа! И она досталась нам, не побоюсь этого слова, от Всевышнего!" (В. В. Путин, действующий Президент РФ).


Моя планета: эссе "Алгебра слова"

  
  
   Аннотация.
   "В России неисчерпаемая природа! И она досталась нам, не побоюсь этого слова, от Всевышнего!" (В. В. Путин, действующий Президент РФ.)
  
   Вступительное слово
  
   Как известно избранным, обитаемая планета Земля погрязла в греховных деяниях коренных, изначальных жителей. Поэтому чтобы завлечь земных читателей в мир познания добра и зла, необходимо соблюсти меру между общедоступным и важным лишь для посвящённых лиц.
   Если получается выполнить это условие, то сочинитель в простом и непритязательном изложении приоткрывает дверцу в таинственный мир состязательного творчества, борьбы Духов за души одушевлённых предметов, даёт почувствовать человека у школьной доски и втягивает земного читателя в сопереживание.
   В эссе "Алгебра слова" читателю с планеты Земля дано увидеть очевидно и материально работу борющихся интеллектов - подлинного учёного и подлого учёного, противостояние и соперничество сражающихся Духов - божественного Духа Человека и звереющего Духа умного животного.
   Читателю с планеты Земля, понимающему, что интеллектуальная деятельность и язык представляют собой единое целое, дана возможность выбора: быть или не быть в армии Сына человеческого. Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык. Слово с планеты Земля - это средство добывать мысль из рудников и недр души, пославшей его.
   Писатель не должен бояться писать о современности. Если же укладчики литературного асфальта трусливы, а архитекторы текстов школьных учебников ослеплены собственной непомерной гордостью, то для них эссе "Алгебра слов" - это только графоманская дребедень в виде распространённого образца короткого рассказа с большим количеством наглядных слов.
  
  
   Справочные сведения о ноосфере
  
   Ноосфера (от греч. noos - разум; nus - ум, мысль, разум и сфера) - новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. Понятие ноосферы (сферы разума) введено французскими учёными Леруа и Тейяром де Шарденом (1927), трактовавшими его идеалистически. В. И. Вернадский (1863 - 1945) развил материалистическое представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.
  
  
   Армия У и писатели [...], Нижний Новгород, 07 - 08, 17 февраля 2017 года.
  
   [2744 знаков]
  
  

Алгебра слова

  

Посвящаю внуку Антону и внуку Яну...

  
   Эпиграф.
   Уж сколько раз твердили миру,
   Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
   И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
   И. А. Крылов, басня "Ворона и Лисица".
  
  
   Из названия, посвящения и эпиграфа, пожалуй, видно, что центральной темой моего эссе выбрана точка плодотворного соприкосновения с земными людьми, чья советская педагогика подчинялась советской демагогии.
  
   Закономерный распад "нерушимого" Советского Союза похоронил под руинами и всё советское. Однако педагогика в силу своего призвания была вынуждена обслуживать новоявленных демагогов.
  
   Захватчики высшей власти уверовали в свою непогрешимость и возомнили себя истинной в последней инстанции. Они опоясали корыстолюбием взрослых советских школьников и принялись браздами правления уводить население в непонятное и смутное будущее.
  
   Да, монументально воздвигнутый на подпорках марксизма-ленинизма колосс рухнул, и граждане великой страны в одночасье превратились в бедных и несчастных ходячих мертвецов. Не спас великий и могучий русский язык советских людей. Бесполезен теперь груз их знаний, унижена теперь их добрая совесть. Ведь всё, о чём узнано, - узнано в советских школах. Ведь всё, что сделано добросовестно, - сделано на советских предприятиях. А всё советское - увы, отныне не наше, медвежий угол. Русский язык попран и международным поводырём признан только английский язык.
  
   Советский Союз развалился - и привалило счастье. Алчные валеты демократии под командованием заморских ковбоев объявили о приватизации государственных обломков. Простым обывателям пообещали, что с дележа общенародной собственности каждый участник, каждая участница и каждое их дитё малое получат свою часть в собственность.
  
   Расчленение общего имущества сулило членам общества выгодный барыш: кусок от общего пирога оценивался, по уверению светила новой демократии, двумя самодвижущимися каретами с дорогим названием "Волга".
  
   Мне выпала историческая честь принять от общего пирога два бесплатных куска. Свою долю и долю малолетней дочери я вложил в логово с полупатриотическим названием АО "Инвестиционный чековый фонд "Нижегородская ярмарка"". На первые дивиденды я, российский индивид, отправил в заграничное путешествие письмо. Денег как раз хватило на конверт с марками.
  
   Людмила родила Женьку, Женька родила Машеньку. Дочке Машеньке и предназначалась рукописная весточка.
  
   Не долго думая чековый фонд "Нижегородская ярмарка" приказал долго жить. Большой круг акционеров обрядово обвели вокруг указующего перста, как потом сообщалось в местной прессе - непротивозаконно, и получился маленький эллипс. Я обездолен и лишён, слезинка во вселенском океане страстей и судеб. Но как патриотично всё выглядело! Даже низложения призыва Козьмы Минина "купно за едино!" никто не заметил. До того ли было: общенародную совокупность пустили на купоны, те разошлись по рукам, а затем купоны скупили по заведомо заниженной стоимости у взрослых советских школьников, и всеобщее достояние как сквозь пальцы утекло в укромные сосуды. Так текущие события того периода наполнились финансово-кредитным содержанием.
  
   В стране появились стада обездоленных людей. Гуртовое большинство нуждалось в утешении. Несчастные особи со стадным мышлением паслись между неисчезающим миражом прежней фермы и поднимающимися, словно на чудо-закваске, особняками.
  
   В элитных храмах жили особые особи. В роскошных хоромах жили их особенные пособники. Обитатели элитариумов имели способность расчётливо и хладнокровно вложить в бизнес и свой пай от всеобщего достояния, и свой талант. Как имелось в виду изначально, от каждого по способностям - каждому по вложенному капиталу. Именно отпрыски очень важных персон, особых особ и их особенных пособников заполучили бочки варенья и корзины печенья, а в придачу - шоколадные фабрики и Деда Мороза на побегушках.
  
   Собственно говоря, ещё в те года изворотливого понимания слова "богатство" вежливые молодые люди посетили обычную общеобразовательную школу и выразили директору своё желание: учесть их мнение при назначении на должность заместителя директора. При этом гости ясно осветили существование директорской внучки.
  
   Мучительно позже, когда в количество поголовья испорченных голов влилось и следующее поколение, совсем одичавшие и обезумевшие горожане-огородники начали избавляться от советских книг. Они несли печатные издания в ближайшие книгохоронилища - библиотеки. Несколько осиротевших книг, предначертанных уже для бога Осириса, я приютил у себя, две из которых и процитирую для общего дела, пользы и блага.
  
   "Энциклопедический словарь юного математика" (для школьников среднего и старшего возраста) осведомляет автора эссе и читателя, что "слово "аль-джебр" (восстановление), от которого новая наука алгебра получила своё название, означало перенос отрицательных членов уравнения из одной его части в другую с изменением знака".
   Итак, 5 - 3 = 2 и 5 = 2 + 3. Надеюсь, метафора (перенос) из программы начального образования читателю понятна. Дошкольникам же будут удобопонятны фигуры из пальцев одной руки: сделай "козу", восстанови прежний вид.
   Если рассмотреть случай, когда в споре, порой переходящий в поприще распрей, между земной особью и разумным существом зрение земной особи отрицает существование данного предмета или явления, события, а мышление разумного существа, опираясь на твердь, подтверждает - то есть доказывает - явность, бытие, генезис упомянутого предмета или существование явления, события, то согласно зрению верно равенство: 0 = 0, а сообразно мышлению правильны равенства:
   0 = 0 + (1 - 1); 0 + 1 = 0 + 1. Как говорится, не видишь палочки - ты ноль без палочки.
   Вывод: мышление разумного существа создаёт последовательное, постепенное приближение данного предмета к зрению земной особи. Резко-дерзкое, неожиданное, внезапное появление "того, чего не может быть" пугает, страшит и ужасает неподготовленную земную персону, и внутри неё возникает чувство боязни, фобия. Причина столь нездорового восприятия реальности кроется в слабой броне школьного образования. Продвижение предмета мышлением одного индивидуума к полю зрению другого индивидуума тоже можно назвать восстановлением. В данном случае происходит восстановление сознания умного животного до состояния личности человека.
  
   Для понимания того, каким образом алгебра связана со словом, я привожу небольшую выборку коротких выдержек из второй книги.
  
   Естественный язык мог возникнуть и развиваться только совместно с мышлением его носителя. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует. Происхождение языка неразрывно связано с происхождением человека.
  
   По этой причине вся история человеческого языка показывает, что он - продолжаемая последовательность творческих усилий многих тысяч поколений человеческого рода.
  
   Родной язык - язык, усваиваемый ребёнком в раннем детстве путём подражания окружающим его взрослым. [Норма речевого развития: ребёнок в четыре года может рассказать о себе. - Прим. автора эссе.]
  
   Праязык (язык-основа) - древнейший из родственных языков, реконструируемый путём применения сравнительно-исторического метода, мыслимый как источник всех языков, составляющих общую семью (группу) и развившихся на его основе.
   В основном словарном фонде языка наиболее устойчивыми являются названия предметов и явлений природы, представителей животного [а вот наши лось и олень, - прим. автора эссе] и растительного мира.
  
   Поэтому традиционная лингвистика исследует взаимоотношения языка и мышления, связь языка с обществом, говорящим на данном языке коллективом и т. п.
  
   Традиционное языкознание находится в непрерывном движении и развитии, обогащаясь новыми идеями, пополняясь новыми учениями.
  
   Экстралингвистическим (внеязыковым) условиям развития языка относятся в первую очередь общественно-политические факторы.
  
   Структурализм как направление в языкознании противопоставляет себя традиционной лингвистике. Структурализм преимущественное внимание уделяет синхронии - состоянию языка на определённом этапе исторического развития в качестве цельной системы лексических, грамматических и фонетических элементов. Многие американские структуралисты игнорируют смысловую сторону языка. Американский структурализм выделяется утилитарной направленностью лингвистических исследований, их связью с разнообразными прикладными задачами. Структурализм, копенгагенская школа, создаёт алгебру языка.
  
   Этимология как раздел языкознания изучает происхождение и историю отдельных слов и морфем.
  
   "Словарь-справочник лингвистических терминов" (пособие для учителей) сообщает автору эссе и читателю, что морфема (от греч. morphe - форма) - это значимая часть слова, далее неделимая; морфемный анализ - это выделение в слове живых с точки зрения современного языка морфем. Так, в словоформах рука, руки, ручка три морфа (рук-, рук'-, руч-) составляют одну морфему.
   Попытаемся рассуждать не с точки зрения специалиста, чья полнота в суждениях, как известно, односторонняя и узконаправленная, а сообразно мышлению разумного существа. Для этого надо вообразить себя исследователем родного языка или следопытом, который обнаружил след неизвестного зверя и пытается увидеть пришельца воочию.
  
   Кладбище - могила - гроб. По такому маршруту шёл за телами умерших детей Анатолий Москвин - "повелитель мумий", как прозвали его журналисты, и по совместительству - нижегородский краевед. В газете "Нижегородский рабочий" от третьего февраля 2009 года опубликованы его заметки о происхождении названий нижегородских рек. Вот что пишет Анатолий Москвин о реке Линде.
   "Линда: извилистая лентяйка
   Собственно говоря, рек с таким названием у нас в древности было две. Вторая в XVI веке протекала по территории нынешнего Сормовского района; позже она была то ли переименована, то ли попросту высохла. [Сохранилось название улицы Линдовская. - Прим. автора эссе.]
   Название Линда пытались объяснять через марийское "илемде" - "нежилая ", но это маловразумительно. Земли по Линде и Узоле как раз были лучше освоены в средневековье, чем окрестные лесные чащобы.
   Сравним название Линды с названием деревни Линдино в Тверской области, которое тамошний краевед Воробьёв связывает с русским языческим именем Линда / Лында - "лентяй, шатун, побродяга". Кстати, есть древнерусский глагол "лындить", который означает "отлынивать от труда, бездельничать". Для речки это могло значить "виляющая из стороны в сторону"".
  
   Для живого, с учётом временной последовательности, морфемного анализа выберем слово лень. Зная, что говорят в радиоэфире филологи про слово тень, предположу допустимое морфемное соединение в виде тандема: л-ень. Так выглядит синтагма (нечто соединённое). Правильность моего хода мыслей, думаю, подтверждает следующий ряд слов: лень, тень, сень, день, пень. А также карта таро "Дурень" и два джокера. В кинофильме "Иллюзия обмана-2" ("Magic unmasked") прозвучало предупреждение профессионала: Дурак (Fool) в картах таро самая главная карта, шут - чистый лист и он может быть кем угодно. Так Иван-дурак из русских сказок вполне может стать Иоанном-Предтечей. Наша синтагма л-ень содержит тайну.
  
   В слове лень морфема л' заключена в букву л и далее деление буквы-морфемы, казалось бы, невозможно: предел, лимит, граница - на замке. Что предпринять, граждане предприниматели, какого предприятия недостаёт? Какой почин поддержать, граждане чиновники, какие меры принять и какие мероприятия провести для содействия? Видите, родной язык предоставляет земной особи возможность самостоятельно развивать мышление. Читатель, чтобы не прослыть в коллективе или в классе интеллектуальными импотентами воспользуемся потенцией и мы. Мы проведём настоящее исследование древнейшего остатка (реликта) языка, донесённого до нашего времени произнесением и записью слова лень.
   Для начала видоизменим лингвистический термин морфема, заменив греческое слово морф более привычным латинским словом форма. Однокоренные слова к этому слову нам хорошо известны, и мы их довольно часто употребляем в современной повседневной речи. Например, форма фермы устойчива благодаря несущей конструкции, произведённой строительной фирмой. Или пример на злобу дня. Фирма веников, чтобы выметать сор из избы-читальни, не вяжет, а если вяжет - то только фирменные и согласно прейскуранту представителей структурализма и структурной лингвистики. Теперь дадим другое определение лингвистическому термину морфема, сначала пояснив прежнее.
   Морфема - значимая часть слова, далее не делимая, то есть стоящая перед нулевым форматом формы. По сути дела, морфема несёт смысловую нагрузку формулы: кратко и точно выразить недостающую, отсутствующую, неучтённую, дефицитную и, наконец, неизвестную часть содержания.
   0 = 0 + (Х - Х), 0 + Х = 0 + Х; где Х - неизвестная часть содержания.
   Формула - это добытый в бытии формат формы, помогающий извлечь скрытую информацию, необходимую для обнаружения следующего значимого формата (образования) формы.
   Слово значимый можно заменить также словами: видимый, замечаемый, наблюдаемый; находимый, измеряемый; важный (которым нельзя пренебречь, презреть); существенный, (которым нельзя проигнорировать, и следует произвести сигнифику - предвестие).
   То же самое определение, но уже по-русски, расширяя терминус до просторов терплюса.
   Образец - это любимый размер внешнего вида, помогающий извлечь скрытое содержание и спрятанные сведения, необходимые для обнаружения следующего, видимого, размера внешнего вида. Как говорят о себе "бесхвостые" студенты, мой любимый размер входит и выходит.
   Заметили, что в метаморфозном примере (в примере обновлённого вида) любимый и видимый автором эссе выдаются за тождественные слова? Разве они вполне сходны? Вспоминаем кинофильм "Аватар". В кинокартине о нисхождении небесных американцев вместо привычного для земных особей признания "я люблю тебя" из уст инопланетной аборигенки прозвучало равноценное признание "я вижу тебя". Содержание оригинального признания в любви следующее: ты мне открылся, потому что любишь меня; ты доступен моему зрению, поскольку любишь меня.
  
   Таким образом, если слово лень мысленным взором представить как последовательность морфем, то алгебраическое уравнение морфемы л' принимает геометрический вид:
   (л') >< 0 + (1 - 1) или (л') >< 0 + (1) - (1) .
   е
   н
   ь
   Некоторым взрослым советским школьникам поможет воспринять незаурядную запись словосочетание диссертационный бронепоезд на мизере.
   Что скрыто в единице? Или кто скрыт в единице? Единица - великая обманщица. Не верите? Спросите у известной актрисы Чулпан Хаматовой.
   Для дошкольников наглядным примером, образцом геометрического вида станут две детских пирамидки. Как видим мышлением, игра в морфемы (в формулы, в образцы, в виды, в любовь к родному языку, в понимашки-обнимашки) по силам даже детям дошкольного возраста. Главное, внешний вид начертательного знака - буквы - не может быть произвольным и случайным, а должен подчиняться духовно-нравственному содержанию некоего замысла. К примеру, наличие в морали алиментов свидетельствует не столько о материальной стороне заботы о потомстве, сколько о духовно-нравственной составляющей в работе с последующими поколениями.
   Я допускаю вероятность того, что в моё толкование термина морфема и в мой глубокомысленный взгляд на слово лень незаметно вкралась досадная ошибка. Если мои размышления исказили принятое специалистами точное понятие морфемы, то в таком случае перед глазами читателя - языковедческая "квантазия", которая, может быть, превратилась в лингвистический софизм или в обыкновенную инсинуацию. Да, такое раньше в науке случалось, вспомним хотя бы известную историю с термином атом... Он обездолен и лишён, мыслинка во вселенском океане страдательных залогов. А сейчас, ё-моё, сколько научных томов написано о делимом атоме. Кстати, выдающийся датский физик Нильс Бор кому-то сказал, что "специалист - это тот, кто знает некоторые привычные ошибки в данной области и умеет их избегать". Кому же адресовано высказывание нобелевского лауреата? Поэтому я убеждён, что наряду с синтагматикой и парадигматикой существует энигматика. Было же в физике 0 = 0, а после мысленных экспериментов Альберта Эйнштейна появилась самоделка Е = мсс, в которой ещё предстоит увидеть человека разумного и периодическую систему графических элементов.
  
   Очевидно и то, что геометрический вид алгебраического уравнения слова, выраженный образом 0><0 + 0 - 0, является примером суперсимметрии - сверхсоразмерности, высшей симметрии. Как вы думаете, каким образом выражается суперсимметрия? Какая морфема здесь уместна?
   Детям дошкольного и младшего школьного возраста о существовании суперсимметрии поведает басня Ивана Андреевича Крылова "Ворона и Лисица", где русский литератор использовал слово лесть в качестве псевдо-, квазисуперсимметрии, или лжесверхсоразмерности (в басне - не присущее птице свойство, навязываемое хитрым зверем).
   Я попытался показать читателю, что у буквы три ипостаси, качества: во-первых, звуконосец, во-вторых, разящий образом мысленосец и, в-третьих, заразоносец, помогающий рождению мысли в противовесе системе "чистых отношений". Иначе - буква убивает...
   Я вижу тебя, молчащий читатель. Немота твоя - в слепоте твоей. Веское слово твоё - наше духовное возрождение.
  
   Читатель, коль ты осилил текст до этих строк, подумай, разве российские школьники стали лучше советских школьников? По-моему, российский баланс тоже нулевой, и чтобы восстановить связь с родным языком, нужно пополнить счёт.
   Посмотри на себя в зеркало! Зеркальная поверхность отражает раз... И мы видим, как родительская забота о своём ребёнке, когда ученика или ученицу облепляют репетиторы, чтобы тот или та смогли подтянуться на школьном интеллектуальном турнике, повсеместно становится общепринятым образцом гражданского поведения и гражданского повиновения.
   Мнение несоветского школьника: специалисты присвоили власть над думами послушного большинства и угождают присвоенным верховенством высшей власти, а высшая власть состоит из взрослых советских школьников.
  
   Alma-mater, возвысь любовь к alter ego как к собственному ego, будь сыну человеческому сочеловеком. Это станет твоим alibi на Страшном суде; поимка тебя с поличным неизбежна.
   Поклонники веры в Брежнева и его звёзды, а я хочу переумия. Представьте себе немыслимое представление, - метанойя ноосферы!..
   Православные читатели, наполнив текст эссе отрывками из Ветхого и Нового заветов, вы увидите, как неразрывна связь между их содержаниями.
   Загляните вглубь себя!.. Погружение в глубины памяти опустит вас в информационную бездну, и событийный первоисточник радушно притянет к себе навещателя. В свете люциферского предсказания, сегодня вы, современные земные люди, - настоящие боги. Но только вы боги в облике умных животных и умных зверей - жертв и их пожирателей, боги, чья жизнь лишена человеческого содержания и смысла. Второе появление Христа на Земле, связанное с завершением земного существования человечества, наступило и наступает. Страшный суд настал.
  
   Рассматривая слияние советских и российских школьников в несоветского школьника в качестве первоочередного шага по постепенному усилению России, видишь, как сегодняшнюю деградацию гражданского населения заменит восходящая градация потомков - воинов, противостоящих и противодействующих антихристу. Отмазаться от Армии У - значит отмазать себя от Христа, Помазанника. Уклоняться - значит отлынивать.

Сын человеческий пришёл...

Сын человеческий увидел.

Сын человеческий убедил!

  
   Литература
   1. "Энциклопедический словарь юного математика", Москва, "Педагогика", 1989. - 352 с.: ил.
   2. Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова, "Словарь-справочник лингвистических терминов"; Москва, "Просвещение", 1976. - 543 с.
  
  
   Армия У, Нижний Новгород, 02 - 22 января 2017 года.
  
   [22 045 знаков]
   [24 807 знаков]
  
  
  
   8
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"