Иржавцев Михаил Юрьевич : другие произведения.

Cherchez lafemine - Ищите женщину

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О повести Наталии Нестеровой "Аукцион грёз" на конкурсе "Триммера-2012"

  Борис Мир "Cherchez lafemine - Ищите женщину"
  
  
  Это, конечно, никакой не обзор: куда там? Эссе, эмоциональное. А может, объяснение в литературной любви. Но вы, всё равно, послушайте тихонько, что скажу я. Please!
  
  
  Зачастую, когда уже ясна картина в целом, хочется вернуться снова к деталям, значение каждой из которых не было сразу понятно. И теперь, зная общее, уже лучше понимаешь не только вновь просматриваемые детали, но и само целое.
  Это не раз делалось мной прежде, когда знакомился с чем-то новым, особенно в математике. И сейчас, через некоторое время после прочтения "Аукциона грёз", написанной Н.Н., захотелось сделать то же.
  
  
  В общем-то, почти во всем согласен с оценкой Криса фрёкен Русуберг: личность не слишком интересная. Зацепило по-настоящему другое действующее лицо, возвышающееся своими человеческими качествами над ним: Анджи.
  Может быть, она и является главной героиней - совсем не Крис? Признайтесь, скажите, любезнейшая и хитроумнейшая, судя по улыбке на аватаре, Н.Н.Н. (наша Наташа Нестерова): it is true, isn"t it? Ведь поневоле вспомнишь Чайковского: начавшего создание "Евгения Онегина" с арии Татьяны "Письмо Онегину".
  Какая же она?
  
  Марита воплощала в себе все мои мужские кошмары, собранные вместе; я обожал ее и всегда радовался и компании, и близости.
  Она была на пару сантиметров выше меня, сильная физически, крепкая. Она сводила далеко не все шрамы, полученные на службе; у нее были родинки, морщинки и веснушки в ассортименте. Широкие, крепкие ладони набиты на тренировках и от постоянных занятий с оружием. Стильно подстриженные, жесткие, густые и волнистые от природы волосы уже парой легких штрихов пометила седина, которую Марита не собиралась ни замечать, ни подкрашивать. Пресс в кубик, ягодицы без капли жира.
  А в схватке мне пришлось бы использовать против нее станнер.
  И все же она была неотразима. Она была...
  И этим все сказано.
  ... Высокий чистый лоб (если не считать двух вертикальных и трех горизонтальных морщинок), прямой нос, длинный разрез глаз, ресницы - ровной длинной гребенкой; неширокие, естественной формы брови. Скулы подрезаны, возможно, излишне четко, а вот губы выразительного, нежного рисунка, безупречны. ... Кроме того, весьма немногие серьезные военные учебные заведения брали дам на обучение, а Марита была в высшей степени профессионально подготовлена.
  ... Иногда мне думалось, что я так люблю ее за полную гармонию, которая царила в Маритиной душе.
  Предельно предвзято относясь к этой женщине, я не мог назвать ее умной - если ум это логика и умение распутывать нити интриги. Она была безоговорочно верна (иногда доверчива), и, невзирая на силу киборга, по-женски интуитивно мудра и нежна в общении с людьми (в частности, со мной), и всегда готова ко сну, к сексу, к вечеринке или к работе. Я не помнил ее расстроенной, плохо себя чувствующей, томимой сложными общечеловеческими чувствами и снедаемой внутренними кризисами.
  
  Женщина ли она - эта мощная амазонка? Да! Настоящая. Любящая - по настоящему, готовая жертвовать почти всем для него.
  
  - Ерунда какая-то. Почему ты собираешься в отставку?
  - Я и раньше собиралась, - задумчиво сказала Анджела, - еще до того, как ты пришел к летягам. Собственно, я отложила это свое решение... из-за тебя. Когда шеф сказал, что напарник нужен... тебе. Помнишь, он нас познакомил у себя в кабинете?.. Ну вот... я с ним и уговаривалась на год-два. Чтобы работать с тобой.
  - Я в этом виноват? В том, что ты не ушла?..
  - Нет, Крис. Не виноват, ты - причина.
  
  Но с болью осознавшей, что для него лишь надежный партнер и кажущаяся нетребовательной любовница: где ему понять, как ранят душу её его безразличие с кем быть близким физически.
  
  На задании да... а что за рамками службы, Крис? Что там?.. Прости, Крис, но там у тебя другие... девочки. Другие, Крис. В юбочках.
  
  Ведь совсе другое нужно ей, женщине:
  
  - Ты не поверишь, Крис, как много я могу. Я буду преподавать гимнастику и самооборону девочкам. Нежным, маленьким девчонкам с косичками. Чтобы они всегда чувствовали себя защищенными. Чтобы ни одного подонка не подпустили ближе, чем на расстояние удара. Чтобы понимали, что такое сила. И что такое слабость. И рожу... тоже девочку. Или мальчика. Или нескольких. Я давно хочу детей. Даже, наверное, немного слишком давно. Мне дадут пособие за выслугу, да я и накопила достаточно для того, чтобы обустроиться, купить жилье. На Карине или в ее колонии, непременно чтобы лес, озеро, свой домик. Чтобы дышать. С меня хватит космоса, сублиматов, убийств, крови. С меня хватит нашей работы. Я твердо решила. Я устала. Я старалась быть хорошим... сыном своего дяди, но всему приходит конец. Это не мое.
  
  Только он для этого не годился - годился другой: Джек, у которого она была первой. Верный: отказавшийся от Оллены, с которой переспал Крис; заслонившим потом собой и Анджи, и его.
  И еще она - человек: тоже настоящий. Думающая, в отличие от самовлюбленного эгоцентриста Криса, не только о себе.
  
  Мне не нравится, что люди... так живут. То есть живут не так. Страдают. Ошибаются. Умирают. Плачут. Я хочу открыть, потому что если есть хоть малейший шанс, что все будут счастливы, его надо использовать.
  
  Только Крису совершенно плевать на кого-то. Откровенно:
  
  ... просто отдай мне это, отдай мне ответственность... я сделаю тебе подарок к отставке, я куплю тебе домик, замок, небоскреб около озера, ты знаешь, я могу; и прости, что мне это раньше не пришло в голову... я куплю тебе белого пони, бальное платье, и туфли, и лодку, чтобы ты каталась по озеру, и ты родишь девочку, и мальчика, и будешь счастлива - именно ты, а не все люди, именно ты, именно ты...
  
  Всё, что надо ему только - заполучить артефакт: так ему приказали. Для этого готов на всё: даже применить станнер. И потом, после выстрела Леронта, убившего Джека, когда стало известно, чем является тот артефакт, преследует её, подчиняясь приказу Ворона. Настигает и вновь пытается уговорить отдать артефакт, являющийся грозным темпоральным оружием. Но он уже ей безразличен:
  
  Она, как мне показалось, не подпускала меня чисто автоматически, все дальше отступая на край плато.
  - Анджела... мне правда жаль... он стал моим братом... но наша жизнь здесь, с ним, не заканчивается. Честное слово.
  - Наша жизнь? Нет. Но что-то закончилось, определенно.
  - Анджела... отдай, пожалуйста, артефакт. Анджи, это все еще приказ. Там... там темпоральное оружие. Подлинное. - Я содрогнулся, вспомнив короткий свист станнера, и затем - умирающего Леронта.
  - С чего ты взял? - недоверчиво спросила Анджи.
  - Леронт...
  - Леронт сказал, - иронично-насмешливо, утвердительно произнесла Анджелика. - Крис, а ты не хочешь мне сказать что-нибудь другое? - Анджела остановилась так близко к обрыву, что ее каблуки висели в воздухе. А внизу... внизу ледяное подножие... и до него с вершины пика, подрезанного с этой стороны, словно ножом, километр, как минимум...
  Ровное белоснежное плато. Следов немного.
  
  И под прицелом Ворона бросает в лицо Крису, пытающемуся приблизиться к ней, чтобы отобрать артефакт:
  
  Я шагнул к Анджеле. Она снова глянула на командора, опасно напружинилась, глаза ее сверкнули.
  - Хочешь предать меня, Кристофер Тори Саммарель?
  
  И он опять слукавил:
  
  - Анджела, я люблю тебя, - вот, все-таки выговорил. Жаль, что под напором чувства долга. Жаль, что не раньше, в наши ночи, и не в наши немногочисленные, скомканные дни... - Анджела, давай улетим. Все будет, как раньше. Просто ты увлеклась этой сказкой. Страшной сказкой. А это не сказка. Это попросту работа. Помнишь шефа? Повтори протокол задания... Анджи...
  Не выходило. Анджела смотрела сквозь меня. Недолго. Миг.
  
  Но предал её - он:
  
  Я даже начал выговаривать слово "Стре..."
  Командор выстрелил с бедра, не дожидаясь моих указаний, - но тоже не успел.
  За долю секунды до выстрела Ворона Анджи немного разжала кулак, активируя боевую гранату, и сделала шаг назад.
  Не было ни мига красивого зависания, ни бесценных мгновений, когда выстрел или бросок командора мог бы остановить женщину, - раз, и ее нет. Анджи все уже решила. Раньше. Поэтому она и стояла на самом краю обрыва с боевой гранатой в руке. Одно легкое движение пальцев - и взрыв. Артефакт во внутреннем кармане комбинезона. Поэтому Ворон дал мне фору, дал шанс ее уговорить. Граната в любом случае откроет коробочку, если это можно так назвать.
  
  
  Вновь возвращаюсь к тому же: ведь не Крис главный герой "Жажды" - он лишь для того, чтобы поведать о Ней - Анжеле, Марите. О Джеке и Лилии. И других - менее интересных. Ну, и о себе тоже.
  Это не изображение состояния героя изнутри, самим - как сделано, так пронзительно, Алекс Варной в "Жажде". Совсем иначе: внешне - глазами другого, сообщающего факты, находящиеся слишком нередко в противоречии с тем, что он сам думает о ней. Действительно мастерский прием показа.
  Заключительная глава истинно великолепна: как tutti в финале симфонии, не все части которой были настолько же хороши. Прекрасен и язык - а ведь это то, чему нельзя научиться, если оно не дано. То, что сказал Паустовский, скорее поэт, а не прозаик, в своей "Золотой розе":
  
  Я думаю, что ритмичность прозы никогда не достигается искусственным путем. Ритм прозы зависит от таланта от чувства языка, от хорошего "писательского слуха". Этот хороший слух в какой-то мере соприкасается со слухом музыкальным.
  
  И еще - оттуда же:
  
  Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.
  Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
  Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
  В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.
  
  Как не вспомнить их, встретив в описании Анджелы такую неожиданную деталь (посмотрите в начало): "а вот губы выразительного, нежного рисунка, безупречны". Изумительно: точно - и сразу же подсказывая, какая она - кажущаяся грозной амазонкой. В противоречии с тем, что еще только что о ней сказано.
  
  
  Так как же ответила прекраснейшая и несравненная Н.Н.Н. на мое смиренное признание в вечной литературной любви? Не бросилась в мои литературные объятия - да? Тогда посмотрите:
  
  Борис, Вы правы.
  ))
  Это совсем простая история. Это любовный роман. История женщины и мужчины, которая началась где-то и когда-то, и достигла кульминации здесь. Анджи ушла, так как ей не на что было больше надеяться и нечего в себе менять. Она целостна. Но ее ум, честь и совесть, а также женские качества оказались невостребованными ).
  А Крис, офицер без страха и упрека, изгнанный из своей спецслужбы (за что?? это важно!), воспитанник Коридоров Рока, мужчина, который не знает, зачем живет - Крис пошел дальше. Чтобы это, наконец, узнать.
  Ему придали очень разные, слишком разные импульсы, и он, как блюдо с лапами в "Понедельнике", пытается пойти сразу на все стороны.
  А для Анджи мне пришлось поставить точку. Занавес )
  
  Так что настоящая героиня "Аукциона" - Анджи, а герой, которого я собираюсь препарировать далее - Крис.
  Какое бы он ни произвел впечатление на читателей Триммеры, он имеет право жить. Другое дело, я совсем не считаю нужным отстаивать его с криками "герой классный!!" )) Смысла нету. Дело вкуса!Дело ожиданий от обложки космобоевика!
  Он понравился намного большему кругу читателей, вне Триммеры, которые сочли, что неоднозначность Криса скорее играет в плюс, и будет интересно узнать, что дальше. Я лишь учла мнения, и в самом деле увидела, как и что можно улучшить в тексте.
  Все хвостики подобраны.
  На продолжение оставлены: Крис, командор Ворон, Лилия, артефакты, добытые Крисом на Грезе, наследство Леронта, отчасти - мертвая принцесса на корабле(кто, откуда?..) и главная задача - узнать, кто и зачем распустил слухи об артефакте на Грезе дабы собрать сюда агентов и устроить бойню. Этим мой дурацкий зайка и займется. Пусть работает уже )) потому что до сих пор за него работала Анджи!
  
  И послал я ей с благодарностью 2 виртуальные конфеты: исполнение на Youtube непревзойденной оперной певицей Магдой Оливеро арии Виолетты из "Травиаты" Верди и "Panis angelicus" Цезаря Франка.
  
  
  Еще и другое привлекло внимание: небезынтересная идея об эни, подходящих - родственных душах.
  
  Если она вообразила, что я ей подхожу, это могло стать проблемой.
  *
  ... на Мицаре и на Энифе верят: время от времени происходят встречи, которые нельзя забыть. Которые нельзя проигнорировать. Которые невозможно не заметить.
  Жители этих миров верят, что среди всех людей мира есть твоя половинка. Нет, даже так - твои половинки. Этоэни, люди, которые тебе идеально подходят.
  Эни без сомнений отдадут свою жизнь за твою; они окажутся идеальными коллегами, если вдруг доведется работать вместе; они никогда не перепутают, сколько сахару класть тебе в чай...
  И не потому, что они будут изучать тебя, дотошно, как трудную книгу - нет, они подходят к тебе, как кусочек паззла к своему соседу. Просто так случилось. Как подарок. Как дар.
  Они попросту тебя чувствуют. До нюансов. Как и ты их.
  С ними можно говорить и молчать.
  Их внешность, возраст, прежний опыт не имеют никакого значения. Как и твои.
  Они могут быть друзьями, или любовниками, или кем-то еще - но никогда не будут посторонними. И расставшись - если уж встретились - ты будешь постоянно ощущать потерю, как будто тебя лишили пальца, ноги, руки или кусочка души.
  Встретившись, подходящие люди меняли места проживания, разрушали прежние семьи и до глубокой старости, до смерти, навсегда оставались рядом. На разных условиях.
  На любых условиях.
  И очень часто умирали в один день.
  Если сказка была доброй.
  А она нередко бывала злой. Прерогатива древних народов. Особенность законов Сути и Тени, и цивилизаций Круга Королей, следующих Скрытыми путями.
  И все же на Энифе и Мицаре верят: лучше встретить и потерять, ощутить и счастье, и боль, чем вовсе не почувствовать, что это такое - подходящий тебе человек.
  И не путайте это с любовью. На сложных планетах и чувства сложные.
  Любовь идет совсем с другими приправами.
  
  А подобное существует многие века: в Каббале. Брак, даже гражданский, в котором оба супруга не могут расстаться друг с другом даже ненадолго, является примером истинной пары: потому что души таких, истинных, супругов являются половинами единой души, разделившейся, чтобы найти друг друга и соединиться. Библейский пример истинной пары - царь Давид и Вирсавия: когда Вирсавия была замужем за Урией Хетеянином, Давид, душа которого знала, кто его истинная пара и где она жила, жаждал воссоединиться с ней, и ощущал сильнейшую потребность находиться рядом с нею.
  
  
  И осталось только повторить ей сказанные уже такой же талантливой Алекс Варне невероятно простые и верные слова Шолом-Алейхема: "Талант - это такая штука, что если он есть, то есть, а если его нет - то нет".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"