Вопрос явно неуместен в православной стране. Многие, полагаю, найдут его даже оскорбительным. А нет ли здесь притворства?
Страна реформами новейшего времени отвергла коммунизм, как тупиковое направление в развитии общества, и повернуло ход истории вспять к общественному устройству, существовавшему непосредственно до Октябрьской революции, и отброшенного ею, как эксплуататорское, нацеленное на личную наживу, несправедливое.
Ныне люди стали рассматривать коммунизм, как утопическую идею, которой никогда не сбыться, а потому достойной забвения.
Коммунизм - почти религиозная идея. Думаю, что попытки доказать неизбежность прихода человечества к коммунизму основывались не столько на научном подходе, сколько на вере просвещенных людей в конечную цель культурного развития человечества, долгое время ведомого сильнейшем достижением истории - религией.
В 19-20-ых веках идея коммунизма заняла место христианской идеи. Но состоялась ли при этом идеологическая преемственность? То есть, сохранилась ли между ними родственная связь?
Аналогия между страной 'коммунистического рая' и Царством Божьем бесспорно просматривается. Для упрощения вопроса здесь не будем учитывать версию, по которой под Царством Божьим можно было бы понимать как состояние души, преисполненной благодатью.
Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма, - говорил Энгельс. Царство Божие приближается, - утверждал Христос.
В обоих образованиях человек по утверждениям их проповедников ни в чем не должен нуждаться, и предназначен жить в ауре любви и всеобщей заботы. И только любовь будет диктовать образ жизни, а не подлые страсти, тем более - ни деньги, ни богатство. 'Ищите Царство Божие, говорил Христос, и всё вам будет'. И заклинал: 'Любите друг друга', утверждая, что 'Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих'.
В документе, названном 'Моральный кодекс строителя коммунизма', форма проявления любви коммунистами была определена следующим образом:
'Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат'.
Сходство позиций явное. И в обоих случаях такие образования рассматриваются как конечная цель в трансформации человека, общества. Что, вообще-то говоря, по бездоказательности вызывает сомнение.
Но есть существенная разница. Если у Христа Царство Божие находится в готовом виде в заоблачном пространстве, приближается, готовое поглотить человечество, и, чтобы не сгинуть совсем, необходимо каждому срочно довести сознание до соответствующего уровня - спастись, то у коммунистов дело обстояло посложнее.
Думаю, Сталин, закончивший духовную семинарию, не исключал существование заоблачного рая, но, не веря в его самостоятельное приближение, решил приблизить его искусственно, вернее повести народ к нему, построив рай на земле. Это была чрезвычайно амбициозная задача. Поэтому мало того, что надо было перекроить сознание людей, надо было мощным прыжком в индустриальном развитии создать могучую материальную базу коммунизма.
Требования к людям, достойными коммунистического рая, он перенял у Христа.
Сравните:
По Христу: это люди без гордыни, чистые сердцем, миротворцы, милостивые, жаждущие правды. Всё это было сказано в Нагорной Проповеди.
По 'Кодексу' в коммунистическом обществе могут быть только люди, обладающие такими прекрасными качествами, как честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
И опять вопрос, чем регламентированы эти качества? Но этот вопрос как бы вне предела постижения умом.
Но вот тут и встала проблема, как сделать людей таковыми?
'Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном', - не без основания утверждал Христос, понимая невероятную сложность проблемы. Можно подумать, что и он этого не знал и таким образом призывал людей к поиску.
Однако внимательное прочтение Евангелия позволяет обнаружить нечто невероятное: оказывается, на самом деле он всё знал, только эти знания не увязаны в систему и рассыпаны по всем текстам. Т.е. он знал не только требования к людям, достойным рая, некий кодекс поведения, что, безусловно, заслуживает почитания, но он знал куда более важное, - как работать с людьми для достижения поставленной задачи. Именно это дает ему основание считаться Богом, а вовсе не те чудеса, что приписали ему услужливые евангелисты, на совести которых их и следует оставить. Но драматичность ситуации заключалась в том, что, имея ясную программу, он не имел реальной возможности выполнить её, и потому ограничивался проповедями, посулами и угрозами. 'Нет пророка в своем отечестве', - печалился Христос. И в отчаянии, в конце концов, самоотверженно заменил её ударным воздействием на психику людей своей эффектной смертью, усилив эффект постановкой последующего воскрешения, которая, впрочем, на мой взгляд не очень удалась.
Коммунистам история дала шанс реализовать программу Христа, и они это сделали.
Давайте посмотрим, как Иисус предполагал работать с людьми, и как это делали коммунисты.
Для начала надо бы осознать, что как Христа, так и Ленина, а тем более Сталина не следует рассматривать как конкретных людей, а лишь как иконописные образы источников великих идей Царства Небесного и коммунистического общества, наставников и учителей. Глагол, рупор, божество.
Мессианская роль Сталина самим Сталиным, видимо, обосновывалась так же, как обосновалась Иоанном Крестителем роль Христа 'Не может человек ничего принимать на себя, если ему не будет дано с небес'. 'Дал Ему Отец власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий'. Повторяю, Сталин не был атеистом в том смысле, что отрицал всё и вся из теории и практики религии, сплавленной с историей Руси. Наоборот, он черпал оттуда ответы на свои вопросы.
Культ Бога - источника истины, как необходимое условие для выполнения намеченного, Сталин принял на себя. Что есть истина, вопрос редкий и опасный. Какая первая заповедь, - спрашивали Христа, и он отвечал, - Любите Бога. Потому что в Боге истина. По аналогии: любите Отца народа, в нем истина.
И, памятуя Христа, Сталин мог бы повторить его слова: 'Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить Я пришел, но исполнить'.
И тут начинается программа Христа, целиком взятая вождем коммунистического строительства на вооружение.
'Не думайте, что я принес мир на землю. Не мир пришел Я принести, но меч. Огонь пришел Я низвергнуть на землю. Кто не со Мной, тот против Меня. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью её. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня'. Еще Креститель предупреждал 'Он будет крестить вас Духом Святым и огнем'.
'Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его: наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, потому что вы накормили братьев Моих меньших. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня в огонь вечный. Потому что вы не сделали этого одному из моих братьев'. (Здесь и далее приводятся высказывания Иисуса в сокращенном виде).
Как видим, не Сталин придумал суды, чистки и суровые репрессии, они были предусмотрены Христом. Не соответствуешь? - в огонь.
Богатых Христос предупреждал:
'Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе'. 'Не можете служить и Богу и мамоне'. 'Всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие'.
Вожди революции эти мысли провели в жизнь. Они объявили национализацию всех основных ресурсов и промышленных объектов и конфисковали частные ценности в фонд народного достояния. Все формы рынка подверглись осуждению. Потому что по содержанию рынок - это арена и рассадник унижающих человеческое достоинство низменных страстей мелких людишек, озабоченных только личным обогащением путем воровства, обмана, афер, а значит достойных огня.
Далее наставление по тому, как поступать с представителями буржуазной морали, в т.ч. - с интеллигенцией:
'Не бойтесь убивающих тело, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне'. 'Кто соблазнит верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской'.
'Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь'.
'Если твоя рука соблазнит тебя, отсеки её, соблазнивший глаз вырви'.
А как относиться к гордецам, карьеристам, выскочкам и бюрократам, болтунам?
По Христу: 'Кто возвышает сам себя, тот унижен будет'. 'Первые будут последними'. И 'Горе вам, кто по наружности кажется людьми праведными, а внутри преисполнены лицемерия и беззакония. Как вы убежите от осуждения в геенну?'
Необходима и система доносительства. А как иначе реализовать угрозу Христа: 'За каждое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда'? 'Что вы сказали в темноте, услышится при свете, что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях'.
Чем объяснялись внезапные ночные аресты? Так велел Христос: 'Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов'.
И здесь же обоснование арестов домочадцев: 'Если хозяина дома назвали вельзевулом, то не тем ли более домашних его?'
Не приветствуется чрезмерная озабоченность своим здоровьем и жизнью: 'Кто станет сберегать душу свою, тот погубит её'.
Коммунистам ставят в вину, что они разрушали церкви, репрессировали не признавших идеи коммунизма священников. А что говорил Христос по поводу церквей?
'Когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне, всё будет разрушено'. 'Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он говорил о храме Тела Своего'. И 'Когда молишься, не будь как лицемеры, чтобы показаться перед людьми', 'ты же, когда молишься, пойди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящей тайное, воздаст тебе явно'.
И 'не говорите лишнего, ибо знает Отец Ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у него'.
Мораль, типа 'как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними', и производные от неё, запрещающая вести себя вызывающим образом, как ныне говорят - проявлять 'личность', относилась только к рядовым членам общества, но никак не к Сталину. 'Невозможное человекам возможно Богу'.
Следом за Христом, Сталин вполне мог бы повторить: 'Я есть хлеб жизни'. Возможно, поэтому он не только отслеживал чистоту идеологии, но и каждую послевоенную весну регулярно проводил снижение цен на продукты и товары массового потребления.
В жизни он придерживался формулы Христа: 'И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои'. Потому и к матери и к детям своим относился ровно так же, как ко всем остальным. Уникальная непритязательность Сталина к предметам обихода поистине была Христовой.
Таким образом, можно сделать вывод: в личной жизни и в политике Сталин полностью использовал учение Христа. Возможно, он считал себя его учеником, или даже самим Христом, памятуя его слова о втором пришествии.
Мне кажется, что, умирая, безмолвный Сталин хотел дать знать присутствующим, куда он уходит, указав пальцем вверх.
Как твое имя? - спрашивал Иисус у беса, - легион, ответил тот.
После смерти Сталина этот легион заполонил Россию. Не устояла против него и церковь. Сейчас она объявила обогащение богоугодным делом. Мамона стала богом, частная собственность и рынок - средством. Как ни выгонял Христос торгашей из церкви, они вновь оказались в ней. Самыми лучшими друзьями для церкви стала власть, разделившая людей на врагов, и начисто лишенные совести работники денежного мешка. Поразительная по нелепости картина: они стоят перед изображением Христа и под телекамеры крестятся, а он строго смотрит на них и говорит: 'сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение'. Бог, действительно, любовь, но не для всех.
В то время, когда власть, обворовав с олигархами народ, загнала его в нищету и беспробудное пьянство, церковь возвела на отнятые у народа деньги амбициозный памятник самой себе, издевательски назвав его 'Храмом Христа Спасителя', для чего разрушила любимый москвичами зимний бассейн. Кто она в глазах людей, исстари веровавших в мудрость 'У кого меньше треба, тот ближе к небу'?
Христос стал фиговым листком на этой вакханалии. Не думаю, что это унижение великого проповедника совести и духа порадовало бы его.
'Горе вам, законники, что взяли ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали'.
Так вот я и спрашиваю, нужен ли Христос России?
Не благороднее ли было бы не использовать далее его имя как унизительную заплатку на месте пустой совести, а просто оставить его в покое?
Опыт внедрения заповедей Христа в России закончился провалом.
Из этого напрашивается вывод: христианская религия выработала свой исторический ресурс. Такой же крах, похоже, терпят и другие мировые религии. И причина этого, полагаю, кроется в том, что ни в одной из них не решен вопрос о стратегическом предназначении души человека, а предполагаемая её пассивная роль в какой-то бессмысленной вечной резервации лишает смысла, как самой души, так и Бога. В древние времена хватало одного аргумента: рядом с Богом будет хорошо, и большего не требовалось. А сейчас давно устаревшие догматы, растерявшие к себе доверие, оторванные от требований и условий реальной жизни, сдерживают развитие нового образа мышления, чем деформируют растущий организм человечества и вступают с ним в конфликт.
История выносит человечество на новый рубеж. Мы уже сейчас становимся перед насущной необходимостью создания принципиально новой религии единой для всех рас и народов. Даже не просто религии, как идеологической конструкции, противостоящей безнравственному материализму, а более объемной мировоззренческой системы, дающей внятный смысл всему происходящему на земле и в космосе, объединяющей в себе дух, материю, совесть, цель, науку, иррациональное и рациональное, т.е. все культурные достижения мысли и духа землян. А главное - цель и предназначение от рождения людей и всего человечества. К тому и вела вся история развития религий, к которым относится даже атеизм. Этот процесс тяжкий и мучительный, но он неизбежен. И его пора начинать.