Аннотация: опубликовано: "Тротиловый Эквивалент - TNT" No 7 (17)
"Относитесь со здоровым скептицизмом ко всем,
кто старается заставить вас быть лояльным к себе, включая анархизм"
Slike Kominski
"Манифест Анархии"
Основа современной репрессивной цивилизации - комплекс вины [1]. Осмелимся предположить, что в качестве психологической компенсации за это чувствопоявляется ложное чувство превосходства. Это чувство - собственное или коллективное - центральная нить идеологий тоталитаризма. "Превосходство" (в красоте, силе, знании...) приводит к элитарному чувству - и элитаризму. Элитаризм является весьма привлекательной наживкой на крючке существующей системы отношений. Крючок - круг социальной сансары, господства-подчинения, выйти из которого возможно только осознав себя в качестве одного из равных перед вечностью. Рабство в этом кругу рождает господство, которое держится за счёт рабов.
На принципе элитаризма работает любая иерархическая идеология, будь то национализм (вера в "особое предназначение нации"), большевизм (вера в "направляющую роль авангардной партии") и даже современная демократия (вера в "особый талант представителей"). Таким образом, "элиты", сознающие собственное "превосходство", выдвигают идею собственного "предназначения". В любой из иерархических идеологий действует принцип собственной уникальности, исключительной истинности и стремление к идейной монополии. Это, прежде всего, религиозные учения, долгое время в истории игравшие политическую роль, а также собственно политические учения нового и новейшего времени. Православный, католик, иудей, конфуцианец, индуист, мусульманин считают, что именно они знают "дорогу к раю". Разговорчики в раю не допускаются (ибо ересь), ни о какой гетеродоксии не может идти и речи. По этому же принципу возникают "истинно русские патриоты", "истинно рабочие партии", "истинные демократы" и другие группы "вождей". Они едины - и православный, и троцкист - в своём стремлении к идеологической монополии и, как следствие, к перманентной экспансии.
В любом случае, группа людей (партия), объявляет о том, что они одни лучше всего знают, как решить большинство проблем (а зачастую - "все проблемы") и, будучи "получившими тайное знание свыше", они утверждают, что имеют "право" принимать решения за других, а в случае неповиновения - применять силу ради достижения "всеобщего счастья", т.е. собственного безраздельного господства.
Элитистская идея рождает элитистскую идеологию, которая зиждется на "аксиоме" абсолютной истинности основной идеи-посылки. И т.о. обосновывает "необходимость" своего идеологического и физического господства. Недовольные и беспокоящие подлежат исключению из физической действительности.
Католические костры уничтожали целые философские направления в средневековой Европе. Примерно в это же время православные с завидным упорством уничтожали народный театр в России. На полтора десятка веков пораньше легисты вырезали всю китайскую философию. Не так давно по сравнению с этим, около века назад большевики уничтожали крестьянство как "необходимо отмирающее", но спустя короткое время вся их "старая гвардия" была пущена "в расход" ноым поколение большевиков, взявшихся за чистку пролетариата от "классово незрелых". Нацисты сумели уничтожить огромное количество европейских евреев, пока те не имели своего национального государства. Когда в Палестине появилось государство Израиль, уже еврейские националисты устроили геноцид палестинским арабам. И, пожалуй, один из сильнейших примеров в истории - "красные кхмеры", уничтожившие 2/3 населения Кампучии.
Всё это бесчисленные жертвы на алтарях множества элитарных учений и их "истин".
Элитаризм не може существовать без государственной власти, так как элитистские группировки постоянно сражаются за власть, без которой они превращаются в беспомощные кучки демагогов.
Католики были вынуждены признать достижения науки, хотя бы и по "промыслу божьему". Православные объявили себя "хранителями народных традиций", а неонацисты утверждают, что Холокост "придуман евреями". Троцкисты называют СССР "деформированным рабочим государством", а крах советской империи интерпретируется сталинистами как следствие действий нераспознанных вовремя предателей.
Понятие факта неведомо для элитаризма, а история ставится на службу идеологии. Таким образом, элитаризм является по сути некритическим к самому себе, провозглашая идею выше человека, подчиняя личность задачам, которые возводит перед ней идея. Идея же остаётся непогрешимой, а смерть за идею провозглашается подвигом.
Однако, абсолютная идея, абсолютная истина - не более, чем фикция. Абсолют недостижим, любое явление имеет развитие и поэтому завершённость всегда относительна. Стоит только вспомнить об этом, и любые идеологии рассыпаются в прах перед величием человеческой Личности.
* * *
Единственная идея, достойная Личности - это идея, которая служит её интересам - наиболее полному раскрытию её способностей и применяющая гармоничный, игровой способ существования в мире таких же свободных личностей. Кропоткин утверждал, что эта идея появилась со времени возникновения репрессивной цивилизации (государства) и являлась её постоянным антагонистом [2]. Открыто её провозгласил и поднял знамя освобождения от господства элит XIX век: "Власть человека над человеком есть РАБСТВО. Кто стремится управлять мною, то НАСИЛЬНИК и ТИРАН. Я объявляю его своим ВРАГОМ" [3]. Слова П.-Ж. Прудона разбудили сознание и вывели антигосударственное движение из религиозной плоскости, в которой оно существовало в виде различных ересей - "идеологических знамён социальных движений, направленных против существующево строя, поддерживаемого церковной иерархией" [4], в плоскость социальной борьбы.
Философия прошла путь от интуитивного Лао-Цзы ("Кто заставляет других людей бояться и находит это занятие увлекательным - того надо уничтожить" [5]), до вполне рационального Макса Штирнера (К. Шмидта) с его учением о высшей ценности человеческого "Я", которое должно отвергнуть всё, что на деле не принадлежит ему.
Таким образом, сороковые годы XIX в. заявили о себе учением анархизма, определившим самой главной ценностью свободу человеческой личности от любых посягательств. Появилась идея, которая должна была преодолеть идеологичность равно как господство авторитета (а следовательно - элит).
Однако, принцип реальности обладает свойством подчинять, включать в себя и ставить на службу своим интересам во имя необходимости. Собственно, существующая реальность покоится на основании вынужденности [6] - это самая главная провокация реальности против Личности, её собственности и её желаний.
Именно поэтому любое освободительное движение, подчинённое принципу вынужденной необходимости, перестаёт быть освободительным и перенимает элитизм и иерархичность государственнических движений.
Самый яркий пример такого рода - платформизм, признающий "необходимость" иерархии, и, таким образом, ставящий интересы инструмента освобождения (организации) выше самого освобождения.
Другой "крючок" реальности - "необходимость" реформирования существующей системы, которое на деле является лишь усложнением процессов принуждения.
Поэтому "партийность" (т.е. иерархичность и - выделение элит) и связанные с ней методики энтризма, "походов во власть", "постепенного улучшения уровня жизни" - дань необходимости и, следовательно, изменениеструктуры репрессии, реформа репрессии путём переключения себя из освободительного в репрессивный процесс.
В этой точке сходятся как устремления "левых" платформистов, так и "правых" либертарианцев. Следствие из неё - признание "необходимости" ограничения свободы на текущий момент.
Другая сторона медали - убийство интересов личности во имя идеологии. тот же самый платформизм, провозглашая анархический коммунизм "единственно верным" проектом освобождения [7], а организацию анархо-коммунистов - носителем чистого знания и как следствие - "авангардом" [8], попадается в хитроумные сети элитизма и в конце концов вытесняет проект освобождения процесом репрессии в отношении "несогласных". Де-факто, платформизм имеет больше идейных сходств с изначально репрессивным большевизмом или бордигизмом, чем с анархическим принципом свободы Личности.
На тот же "крючок" в итоге попадает и синдикализм, условно находящийся в оппозиции платформизму. Здесь общая точка - навязчивость коммунистического принципа, идеал которого порождает мертвящую букву идеологии. Отрицая какое бы то ни было руководство, синдикализм вместе с тем отрицает любое право на собственность, даже если это собственность по праву труда. Здесь элитизм проявляется в том, что анархо-синдикалистские организации превращаются в "когорту знающих", отрицая вариативность революции.
Вообще, преодоление такого фактора репрессивной реальности как товарно-денежные отношения, возможно только в случае тотального недоверия, точно так же, как и в случае с преодолением государства, иерархии и элитизма. В противном случае окажется необходимым подавление, которое, конечно, не сможет реализовать ни коммунистический принцип, ни свободу Личности.
Не следует забывать, что фундаментом для антиэлитистского, антииерархического, антигосударственного движения является максимальное приближение к обеспечению (т.е. всего лишь не-нарушению) полной свободы человека: политической, социальной, психологической... В том числе и экономической. В ситуации, когда отношения между людьми регулирует договор, никто не имеет права вмешиваться в их договор и давать ему ту или иную догматическую оценку.
Иначе идеология возобладает над интересами свободной Личности и для оценки "правильности" положения вещей понадобится приход очередной элиты. Эта элита вне зависимости от самоназвания будет являться идеологической полицией - де-факто, репрессивным аппаратом, аппаратом принуждения, государственным аппаратом.
Наша задача - дать понимание того, что свободный договор естественее и правомерне, чем любые иерархии. Свободный договор без идеологического и догматического пресса - это, собственно, и есть Анархия. Это анархические отношения, существующие там, где люди обходятся без иерархий в решении каких-либо вопросов уже сегодня. Но рано или поздно такие отношения выходят на конфликт с желаниями государственных машин, и победа неиерархических сил будет зависеть от того, насколько глубоко они сами избавились от доминирования, от вертикалей и императивов. Именно поэтому мы всё решаем сами. Мы всё будем решать сами.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Г. Маркузе. Эрос и цивилизация. Киев, 1995, с. 59
[2] П.А. Кропоткин. Современная наука и анархия. М, 1990
[3] П.-Ж. Прудон. Что такое собственность?
[4] Еремей И. Парнов. Трон Люцифера. М, 1991, с. 60
[5] Лао Цзы. Дао Дэ Цзин.
[6] Г. Маркузе. Эрос и цивилизация. Киев, 1995, с. 28
[7] См. "Организационная платформа всеобщего союза анархистов", гл. "Анархический коммунизм"