Иван : другие произведения.

Из формулы Циолковского 2. Про ионники

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Формулы для грубой оценки космических аппаратов с электроракетными двигателями (ионными двигателями)

  Из формулы Циолковского 2
  Об ионниках
  
  Формула Циолковского
  V=I*ln((M0+Mд+Mкб+Mt)/(M0+Mд+Mкб))
  
  Расчетная формула с учетом двигателей:
  P=( (1-D-(K+D)*(exp(V/(n*I))-1))/(exp(V/(n*I))) )^n
  
   где:
   V Потребная характеристическая скорость ракеты м/с
   I Удельный импульс м/с
   n Количество ступеней ракеты шт. (Все ступени ракеты имеют одинаковый коэффициент конструкций, одинаковую характеристическую скорость и одинаковый удельный импульс двигателей.)
   P=M0/(M0+Mкб+Mд+Mt) Удельная грузоподъемность ракеты: отношение массы полезной нагрузки к стартовой массе ракеты.
   K=Mкб/Mt Отношение массы баков к массе топлива (Коэффициент конструкций)
   D=Mдв/M=aстарт/amax_двиг отношение массы двигателя к стартовой массе ракеты или отношение стартового ускорения ракеты ( aстарт ) к ускорению двигателя ( amax_двиг ) без обвязки (баков и прочего) под действием его тяги.
   amax_двиг=q*2/I - для ионной ракеты
   D=aстарт*I/q/2
   q - удельная мощность на ионной двигательной установке (двигатели вместе с источником питания; мощность после учета КПД двигателя, т.е. мощность в струе), Вт/кг
  
  ----
  Выразив D через P и другие переменные получаем
  D=(1-P^(1/n)-(K+P^(1/n))*(exp(V/(n*I))-1) )/(exp(V/(n*I)) )
  
  Для одноступенчатой ракеты
  
  D=(1-P-(K+P)*(exp(V/I)-1) )/(exp(V/I) )
  
  отсюда
  
  aстарт=(2*q/I)*(1-P^(1/n)-(K+P^(1/n))*(exp(V/(n*I))-1) )/(exp(V/(n*I)) ) м/с2
  
  С учетом только одной ступени (n=1):
  
  aстарт=(2*q/I)*(1-P-(K+P)*(exp(V/I)-1) )/(exp(V/I) ) м/с2
  ---
  Обозначим
  m=V/I
  UUU=q/V
  WW2=2*((1+K)*m/exp(m)-(P+K)*m)
  
  тогда (для одной ступени):
  aстарт=UUU*2*((1+K)*m/exp(m)-(P+K)*m) м/с2
  aстарт=UUU*WW2 м/с2
  
  ------
  Ионный двигатель - двигатель малой тяги.
  Поэтому имеет смысл добиваться максимально возможного ускорения аппарата под действием этого двигателя.
  Для того, чтобы был максимум ускорения, производная по m выражения
  ((1+K)*m/exp(m)-(P+K)*m) должна быть равна 0
  
  Проведя преобразования получаем выражение:
  (1+K)/(P+K)*(1-m)=exp(m)
  
  отсюда
  P=(1-m)/exp(m)+K*((1-m)/exp(m)-1)
  обозначив
  ZZ=(1-m)/exp(m)
  получим
  P=ZZ+K*(ZZ-1)
  --
  Функция m от ZZ аналитически не получается.
  Поэтому численно приближенно:
  m=((1-ZZ)/exp(ZZ))^0,9425
  (точность плюс-минус 7%)
  или
  m=(1-ZZ)^1,432
  (точность плюс-минус 20%)
  ZZ=(P+K)/(1+K) причем 1>ZZ>0
  
  При этом m должно быть в диапазоне от 0 до 1 чтобы P было от 0 до 1
  Причем из-за ненулевого K P может и не существовать.
  --
  
  Подбирая m можно получить нужную P
  и прямо вычислить оптимальное стартовое ускорение
  и/или получить зависимость оптимального стартового ускорения от P
  
  aстарт=UUU*2*( m^2/exp(m)*(1+K) )
  ------
  Pt - отношение массы рабочего тела к стартовой массе ракеты
  Pt=(1-K^2)*(exp(m)-1)/exp(m)
  
  aсред - среднее ускорение ракеты, равное такому ускорению равноускоренного движения, при котором ракета получит ту же скорость, что и при реальном, изменяющимся во времени ускорении.
  aсред=aстарт*RR=aстарт/(-Pt)*ln(1-Pt) м/с2
  RR=ln(1-Pt)/(-Pt)
  
  ------
  Аналитически получить формулу для зависимости максимального стартового ускорения от P не получается.
  Поэтому приближенно подбираем:
  
  aстарт=UUU*WW2=UUU*(-0,808*P+0,808)^2,20022
  
  асред =UUU*WW2ср=UUU*(-0,94492*P + 0,94492)^2,43017
  
  где
  UUU=q/V
  
  
  m=(-0,82174*P+0,82174)^1,34975
  
  
  K принято 0,08 (как в "Союзе" примерно)
  ----
  Переход космического аппарата с постоянным ускорением из точки A в точку B на расстоянии S за время t
  (Единицы измерения - в СИ)
  Без влияния каких-либо гравитационных полей.
  (Если далеко от Солнца - то можно так считать.)
  При этом сначала разгон, потом торможение до нулевой скорости.
  
  
  Удвоенная скорость посередине пути в конце разгона есть характеристическая скорость данного космического аппарата.
  
  Тогда:
  
  Потребное ускорение равно
  
  a=4*S/t^2
  
  Потребная характеристическая скорость
  
  V=4*S/t
  
  Ускорение от ионного двигателя космического аппарата равно
  
  a=q/V*WW2ср
  
  WW2ср так как мы считаем движение равноускоренным.
  
  тогда потребный коэффициент WW2ср равен
  
  WW2ср=a*V/q
  
  тогда
  
  WW2ср=a*V/q=(4*S/t^2)*(4*S/t)/q
  
  Получаем:
  
  WW2ср=16*(S^2/t^3)/q
  
  и, так как у нас расчет по классической физике, характеристическая скорость должна быть меньше световой.
  
  Т.е.
  
  V=4*S/t<3*10^8 м/с
  
  Т.е.
  
  S/t<0,75*10^8 м/с
  
  
  Для случая постоянного ускорения до конца (пролетная траектория) по похожей методике получаем:
  
  WW2ср=4*(S^2/t^3)/q
  
  ---
  О времени пути от WW2ср
  
  WW2ср=16*(S^2/t^3)/q
  
  t^3=16*S^2/WW2ср/q
  
  Получаем
  
  t=(16*S^2/WW2ср/q)^(1/3)
  
  для пролетной траектории
  
  t=(4*S^2/WW2ср/q)^(1/3)
  
  Т.е. для пролетной траектории время в 4^(1/3)=1,6 раза меньше
  
  Подставляем в выражение приближенную формулу для WW2ср от P
  
  t=(16*S^2/( (-0,94492*P + 0,94492)^2,43017 )/q)^(1/3)
  
  Несколько упрощаем:
  t=2,638182*(S^2/q)^(1/3)*(1/(1-P))^(0,810057)
  
  ( и должно быть не забываем S/t<0,75*10^8 м/с )
  
  
  Для пути по многим промежуточным точкам с одинаковыми расстояниями
  (разогнались-затормозили, потом снова разогнались-затормозили и так несколько раз на многих точках)
  
  t=2,638182*(S^2/q*mm/n)^(1/3)*(1/(1-P^(1/n) ))^(0,810057)
  
  где
  mm - количество путей разгона-остановки
  n - количество ступеней ракеты
  
  -------------
  ---------------
  О коэффициенте конструкций бака K
  
   Цилиндрический бак с полусферическими днищами.
   Толщина стенок считается много меньше размеров бака.
  
   L - длина бака, м
   D - диаметр бака, м
   F - давление в баке (наддув + гидравлическое давление), Па
   Наддувом рекомендуется компенсировать давление вышележащих конструкций/топлива/ступеней/груза под действием ускорения от двигателей/силы тяжести.
   Чтобы не создавать сжимающих напряжений и, тем самым, затрат массы конструкционных материалов для создания устойчивости конструкции.
   Sig - допустимое напряжение в материале бака, Па
   Ros - плотность материала бака, кг/м3
   Rot - плотность содержимого бака, кг/м3
  
   K=2*(F/Sig)*(Ros/Rot) - Для цилиндрического бака при оптимальном диаметре полусферических днищ
   K=1,5*(F/Sig)*(Ros/Rot) - Для сферического бака без учета поддерживающих его конструкций
  
  Обычно приближенно можно считать все баки цилиндрическими.
  
  Для газов получается интересно: плотность газа линейно зависит от давления.
  Поэтому коэффициент конструкций баллона К не зависит от давления внутри баллона, а только от молекулярной массы и температуры газа в нем.
  
  Для воздуха при 20 град.С
  
   F - давление наддува в баллоне, 101325 Па
   Sig - допустимое напряжение в материале бака (сплав 1201), 315 000 000 Па
   Ros - плотность материала бака, 2850 кг/м3
   Rot - плотность содержимого бака, 1,2 кг/м3
  
   K=2*(F/Sig)*(Ros/Rot)
   K=2*(101325/315000000)*(2850/1,2)=1,527916667
  
  Т.е. среднюю плотность любого отсека с атмосферой можно считать не менее
  
  Roбака=Rot*(K+1)
  1,2*(1,527916667+1)=3,0335 кг/м3
  На самом деле больше, ибо нужен запас прочности. Не менее 2 раз
  
  1,2*(1,527916667*2+1)=4,867 кг/м3
  
  4,9 кг/м3 если грубо.
  
  На Аполлонах давление было треть атмосферного.
  Т.е. отсек можно было в три раза сделать более легким, чем с воздухом.
  
  Давление наддува максимально возможное в реальных ракетах порядка нескольких атмосфер.
  Для Старшипа в СМИ мелькала цифра 7,5 атмосфер испытательное давление. Но это не точно.
  -------------
  О потребной массе теплозащиты.
  
  Коняев В.Г.
  Приближенный способ оценки уноса массы теплозащитного покрытия космического аппарата в процессе его абляции в атмосфере.
  1978 год
  "Ученые записки ЦАГИ"
  https://cyberleninka.ru/article/n/priblizhennyy-sposob-otsenki-unosa-massy-teplozaschitnogo-pokrytiya-kosmicheskogo-apparata-v-protsesse-ego-ablyatsii-v-atmosfere
  ------
  https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-otsenka-poter-massy-teplozaschity-letatelnogo-apparata-pri-tormozhenii-v-atmosfere-so-sverhkrugovoy-skorostyu
  Энергетическая оценка потерь массы теплозащиты летательного аппарата при торможении в атмосфере со сверхкруговой скоростью
  Текст научной статьи по специальности єФизика"
  Коняев В. Г.
  1973
  --
  по фиг.4
  Для скоростей входа в атмосферу до 10 км/с обгорание абляционной теплозащиты около 10% от массы аппарата.
  Для скоростей входа в атмосферу до 12 км/с обгорание абляционной теплозащиты около 20% от массы аппарата.
  Для скоростей входа в атмосферу до 15 км/с обгорание абляционной теплозащиты около 60% от массы аппарата.
  
  Т.е. с очень большой скоростью входить в атмосферу не рекоменуется.
  Ибо атмосферное торможение не бесплатно.
  
  Для многоразовой ступени ракеты (скорость входа в атмосферу до 10 км/с) вероятно можно считать массу абляционной теплозащиты 15% от массы аппарата.
  Т.е. массу спускамого аппарата (спускаемую массу ступени) надо умножить на 1,15
  
  Т.е. K*1,15 и D*1,15
  
  Это не считая потребной массы топлива для ракетной посадки и аэродинамических поверхностей несущих и для управления посадкой.
  
  ------
  ----
  Об отношении стартовых масс первой и второй ступени
  
  Q=M1/M2=(1/(1-P2))*((1-P1)/P1)
   где:
  P1=(M0+M3+M2)/(M0+M3+M2+M1) - удельная грузоподъемность 1 ступени
  P2=(M0+M3)/(M0+M3+M2) - удельная грузоподъемность 2 ступени
  P3=(M0)/(M0+M3) - удельная грузоподъемность 3 ступени
  M0 - полезная нагрузка,кг
  M1- масса 1 ступени на старте
  M2- масса 2 ступени на старте
  M3- масса 3 ступени на старте
  
  Масса третьей ступени в процессе вывода формулы сокращается. Т.е. не оказывает влияние на массы первых двух ступеней.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"