Аннотация: Сценарная заявка. Короткометражный фильм
Сценарная заявка. ДФ "Иллюзия выбора"
Жанр: короткий метр, документальный
Продолжительность: 10:00
Окружающая действительность лишает нас выбора, диктуя правила поведения и взаимодействия ради выживания. Большинству из нас недоступны блага, мельтешащие перед глазами, лежащие на полках магазинов, привлекающие яркими этикетками, сомнительной ценностью и пользой. Однако, недосягаемое и кичливое изобилие человек научился использовать во благо. Изобилие вокруг стало ориентиром для сравнения. На его фоне нам проще и легче делать свой иллюзорный выбор. Ведь никому на самом деле не нужно больше, чем он может себе позволить, больше, чем он сможет унести с собой, съесть и надеть.
Выбор - синоним важнейшей потребности в самореализации. Принятие решения - всегда конфликт, чаще внутренний, невидимый снаружи, иногда необъяснимый. Как увидеть этот конфликт? Есть места, где все становятся равными, где каждый в состоянии заплатить за игру под названием "выбор". Оттуда мы всегда уходим довольные собой и своим решением.
"Иллюзия выбора" - документальный фильм в жанре зарисовки, где действующими лицами являются покупатели гипермаркетов, таких как "Ашан", "Лента", "Окей", "Карусель". Разные люди с разными возможностями одинаково ведут себя там, где продаётся самое необходимое - вкусная еда и дешевая еда, недорогая одежда и тысяча лишних мелочей. Неважно, в большом или малом, глобальном или сиюминутном, но выбираем мы одинаково - и те, кто катит к кассам доверху полные тележки со всякой снедью, и те, кто несет в полупустой корзине лишь хлеб, картошку и молоко. Есть и те, кто уже сделал выбор и точно знает, чего хочет. Одни спешат с привычным ассортиментом к кассам, не задерживаясь у стеллажей, другие торжественно везут оптовые партии продуктов, чтобы делать свой маленький бизнес.
Цель фильма - показать, как вовремя современная жизнь подсунула нам отличную иллюзию выбора. Что бы мы ни примеряли, как долго бы ни перебирали в огромных корзинах мандарины или свеклу, сколько бы буханок хлеба не проверили на свежесть, уйдем с тем, что требуется каждому здесь и сейчас. Если критерий цена, зачем выбирать? Это игра? Досуг? Процесс? Конечная цель?
Нам нравится выбирать, даже когда результат очевиден. Пожалуй, только здесь, на кассах гипермаркетов, после долгого хождения среди перегруженных прилавков, мы платим с чувством исполненного выбора, демонстрируя примирение с изобилием. "Иллюзия выбора" - срез окружающей действительности, островки времени, где большое отражается в малом. Мы легко узнаем себя среди сотен людей на экране. Десятки проекций наших жизней проявляются в ежедневном, многократно повторенном выборе.
Места для съемок и типажи определяются ситуативно. Наиболее интересные места там, где можно беспрепятственно трогать товар руками, мять его, крутить, брать и ставить обратно, мерить, выбирать. Это овощные отделы, корзины с текстилем, обувью, прилавки с хлебом, бакалея. В центре внимания лица и руки, множество рук в действии - инструмент выбора. Почти каждый умудряется пощупать не одну буханку хлеба, прежде чем взять одну, переместить с места на место килограммы овощей, прежде чем взвесить несколько штук, перебрать горы трикотажных изделий, прежде чем уйти без ничего. На финишной прямой наши руки безжалостно откладывают лишнее перед кассами, отмеряя допустимое. И это тоже выбор.