Luke Vilent : другие произведения.

Рецензия на роман Кирилла Клеванского "Большое приключение. Пепел."

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Должен признаться, что роман "Большое Приключение: Пепел" стал для меня первой за долгое время прочитанной художественной книгой. Вернее, дочитанной до конца. А уж фентези не читалось мной и того дольше - наверное, лет двенадцать как. Пренебрегаю я этим жанром. Ну, смотрите сами: на СИ на данный момент более 93 тысяч произведений в стиле фентези, почти в полтора раза больше относящихся к жанру фантастики. Многие юные умы - к ним, стоит признаться, относился некогда, в эпоху дайлапов, и ваш покорный слуга - наивно считают, что, начитавшись Толкиена или Перумова, наигравшись в Аллоды и Варкрафт, Хаммерфолл и Скайрим, уже обладают достаточной подготовкой для того, чтобы не просто сесть за перо, а написать что-то гениальное...
  
   Горестные впечатления поджидают неокрепшие, незамутнённые сердца. Как мы знаем, тенета мировой паутины - обитель тролльего племени. Сколь бы мастерски не владел тёмный эльф двумя мифриловыми кинжалами метровой длины, а его светлая возлюбленная - золотым луком, они станут лёгкой добычей тролля-реконструктора, намахавшегося рапирой и насрелявшего из спортивки. И вот на пир уже слетаются чёрные вороны, с красными, с чёрной буквой G в белом круге, повязками на крыльях, древние заклятья слетают с их разверстых клювов: "Быльё, могилы, сталь, не-ни, запятая перед деепричастным оборотом, удвоенная н в причастии совершенной формы!". И это, нередко - самый лучший исход. Как часто автор, выложивший частичку своей души на попрание демонам грамматики и стилистики, не удостаиваются даже презрительного пожелания выпить отравы... А бывает и ещё хуже - когда, вместо того, чтобы указать на недочёты, люди говорят, что произведение юного дарования гениально. На этот соблазн так хочется поддаться...
  
   Лишь приняв троллью кару, лишь пропустив через себя боль, хрупкое существо начинает осознавать, что для писательства - не достаточно сесть и начать писать, так же как для рисования недостаточно взять в руки кисть и краски. Что писательство - это даже не искусство. И что, подобно художникам прошлых столетий, начинавшим своё обучение со смешивания красок для получения нужного оттенка, желающий стать писателем должен уяснить для себя, что та стезя, на которую он ступает - это в первую очередь ремесло. Ремесло, которое нужно постичь, чтобы потом уже незнание не отвлекало от искусства. Ремесло, которому нужно учиться, пиша, переписывая, вычитывая, переписывая снова, сходясь в схватках с тролльим племенем, снова вычитывая снова переписывая, пока наконец клыкастая морда не скажет: "А знаешь, по-моему, это не полный отстой".
  
   Итак, ремесло - вот что бросается в глаза при чтении "Пепла", вот, что заставило меня дочитать этот фентезийный роман до конца. Ремесло, постигаемое пробами и ошибками, гипотезами и наблюдениями, и работой, работой, работой - его видно в этой книге. Возможно, где-то оно всё ещё даёт огрехи: не везде автор следует сакральным заветам господа нашего Розенталя (кстати, эта фамилия в переводе с немецкого означает "Долина роз", прекрасных, но колючих, и как бы символизирует), кое где многовато имён роздано маловажным второстепенным персонажам... Но в целом, в целом!
  
   Переломный момент, обеих истоий - спасение неписем-монахом мальчика-Эша и спасение монахом-Эшем мальчика-непися - с которых обе истории баронета-цветочника переходят к своей кульминации, расположены почти аккурат в золотой середине текста. Более-менее симметрично от него появляются и исчезают и персонажи, и артефакты. А главным артефактом оказывается отнюдь Макгаффин (за которым идут "Пни") и не Реккер (цель Эша) а маленькая горстка пыльцы, ненавязчиво появляющаяся в самом начале и так пригождающаяся в самом конце. Пригождающегося причём для самого главного в жизни главного героя - не победы над врагом, а прощения от друзей. Ту или иную легенду, встречающуюся во флешбеках, всегда предовосхищает упоминание где-то ранее в тексте. И откровенный трикстер ГГ, коллега Нео и Кулольника из GITS, конечно, манчкин, но предыстория всё расставляет на свои места.
  
   Кстати, эта же самая предыстория заставляет с пониманием относиться к невероятным проделкам героев и к магии. В конеце концов, раз это ММОРПГ, то можно носиться и с двухметровыми мечами, и вызывать огненные смерчи и...
  
   И вот тут я прерываю хвалебную оду, и начинаю кидаться дёгтем. Итак, мы всё-таки имеем дело с ММОРПГ, укоренённом в "реальном" мире будущего. И этот мир действительно хочется видеть реальным... да вот только не складывается что-то в голове у вашего покорного слуги. И дело даже не в том, что профессор Доноган называет "компилятором" какую-то хитрую штучку из Срединной Империи: каких-то 70 лет назад компьютер - это был человек, а калькулятор - счёт в буфете. Мало ли что у них там в будущем как называется. Но, как ни крути, как правильно говорит Мери - мир большого приключения, это всё же последовательность нулей и единиц. Во всяком случае, если автор не подразумевает, что на самом-то деле вся эта жизнь - не такая уж игра, а аватары, возможно - живые копии, вроде марсианской копии Джона Картера из одноимённого фильма (это, кстати, многое объяснило бы). Но в целом же: люди, божества, Слова, духи - всё это лишь сигналы, записанные на не знаю уж какой носитель. А если мир нереален, то:
  
   То почему автор пишет о выгорающем кислороде, когда в игре наличествует отстутвующий в таблице Менделеева металл адамантин? Между прочем, адамант - это одно из названий алмаза, точно так же как электрум - янтаря и природного сплава золота с серебром. Ну ладно, разбавили таблицу Менделеева парой элементов - но почему тогда река в самом мелком и узком месте течёт медленно? Реализм - так реализм, дизайн - так дизайн. Понятно, что игру созадвало множество людей, подлинных богов "Приключения", каждый из которых делал то, во что горазд (во что превратили тот же WoW!). Но всё-таки, в базовых законах игры, хотя бы в поведении стихий, должна быть какая-то опеределяющая логика, то, насколько физика игрового мира приближена к физике мира реального, либо же отдалена от неё.
  
   Как в этом мире живут странники? Когда они там живут - ведь у них есть реальная жизнь, пусть, согласно этике, она и остаётся за кадром? Было сказано, что игра подобна сну, но ведь сон-то - это всего лишь восемь часов в сутки. Понятно, что такие ребята, как "Пни", очевидно, "работают" в игре, показательные походы для них - источник дохода. Но вот дочь мафиози - она-то наверняка лишь по паре часов могла находиться в игре. И если героям приходится есть и пить, если они чувствуют не только вкус еды, но и реальный виртуальный голод, то странник впавший, так сказать, в глубокий сон, должен бы умереть от истощения. Если раньше ему не станет мягко спаться в Конча-Заспе. В общем, виртуальное тело оказывается куда как требовательнее тамагончика.
  
   Наиболее надуманным кажется момент в заколдованном замке. Автор объясняет, что локальный день сурка устроили всем, в том числе странникам, стирая их воспоминания - именно в этом месте утверждается, что "Большое Приключение" похоже на легко забывающийся сон. Но ведь у многих людей есть и реальная жизнь - в отличие от матрицеподобных реальностей вроде Sword Art Online, погибая в игре герой лишается лишь аккаунта. После второго-третьего захода-выхода без воспоминаний у человека и в реале должно закрасться подозрение. Можно было бы сказать, что воспоминания стираются на выходе - да только есть же видеозаписи. Пусть и за отдельную плату - но такая плата наверняка найдётся у "Пней". И даже если видеозапись стирается "магией", то уж её отсутствие должно бы насторожить человека в реале.
  
   В общем, создаётся стойкое впечатление, что автор порой - намеренно или нет - слишком часто позволяет фентезийным законам властвовать над реальными. Древность мира ещё можно как-то оправдать: ну, пару лет перед запуском игры сервера работали как бешеные, прокручивая столетия за секунды. Так, в конце концов, и сейчас делают: леса в Обливионе, Скайриме и Аватаре росли всё-таки сами, подчиняясь программе - почему бы не вырасти и людям. Но почему исполняются пророчества неписей про странников, такие, на которые программа не может особенно повлиять? Те же слова - ведь это всего лишь программный код, наличие тех же богов, о смысле молиться которым спорит Мочалка - лишь вопрос того, насколько эффективность такой "молитвы" заложена в алгоритме. И древние пророчества - не такие уж и древние, лишь чуть больше 60 лет. А будущего, в котором пересохнет великая река и сбудутся древние пророчества, может и не быть вообще - достаточно лишь отключить питане сервера. И, достаточно лишь вмешаться программистам - будет себе течь, как миленькая.
  
   Ко всем этим вещам я относился бы спокойнее, не будь произведение в костяке своём жёсткой НФ. Но раз уж все эти прекрасные горы и леса - иллюзия, созданная умелыми руками программистов, то мир реальный должен накладывать свои ограничения.
  
   По мелочи должен сказать, что темы ниже пояса, имхо, всегда можно изящно обойти стороной. По моему, апеллация к подобного рода инстинктам у читателя - трюк слишком дешёвый. Хотя, для зверств и для искушения Эша это, вроде как, необходимо, но я придеживаюсь строгого убеждения, что и там можно было обойтисть без излишнего упоминания мужского достоинства. В конеце концов, Властелин Колец создавался в противовес литературе Зонненкиндер, наполненной извращениями чуть более, чем полностью, и скатывание фентези, пусть даже РПГшного, обратно в болото меня лично не особо радует.
  
   Непонятно, почему автор сначала говорит, что люди появляются в "Большом Приключении" в своём собственном облике, а затем мы видим странников в обличие и эльфов, и нордов.
  
   Я так и не научился отличать лучника от фехтовальщика. Хотя у них разные имена, один из них норд, но, как мне кажется, нет чего-то запоминающегося в движениях и фразах, что отличало бы их друг от друга в той же степени, в какой Алиса отличается от Мери.
  
   Очень хочется понять, кем же всё-таки был Реккер - жителем или странником. А ведь это существенно: в прологе есть немало персоналий, которым подошла бы эта роль. Кстати, мне казалось, что по законам жанра Алиса должна была оказаться дочерью мафиози. Но эта часть осталась без симметричного отрезка в конце книги - что обидно, ведь даже Вейну в начале соответствует бывший владелец его турбы в конце.
  
   И самое главное - что же это за душа, которую доктор Доноган подарил Эшу, обменяв на неё, по сути, свою жизнь? Мы видим лишь то, что продвинутый непись выдаёт себя за странника, не больше.
  
   Ну, что ж, вот основные придирки не очень внимательного читателя. Текст, конечно, ещё придётся править и править, вычитывая несоответствия. Но в целом идея и реализация доставили определённое удовольствие от прочтения.
   И да, автор, если ты это читаешь, не думаешь же ты, что я тут просто так распинаюсь, правильно? Короче, где мои тапки?!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"