Иванов Дмитрий Викторович : другие произведения.

Магия как форма материи. Отдельные аспекты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.91*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья, в которой я излагаю свою концепцию магии, как отдельного вида материи, имеющего место в фантастических мирах. В статье приводятся по большей части теоретические основы прикладных аспектов использования магии авторами фантастической литературы, фильмов, игр и прочих произведений


Магия как форма материи. Отдельные аспекты

0x01 graphic

  
   Согласно В.И. Ленину, материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В науке признаются всего два вида материи - вещество и поле. Однако в фантастических произведениях присутствует ещё один элемент - магия. Здесь магия зачастую предстаёт, как объективная реальность, её воздействия и проявления даны человеку в ощущениях, она, определенно, существует независимо от них и даже может фиксироваться специальными приборами. Поэтому магия может быть представлена ещё одним видом материи, существующим исключительно в фантастических мирах.
  
   Данная статья о магии и её формах написана на основе моего личного понимания магии, как вида материи. Именно эту концепцию я использую для написания своих рассказов. Признавая, что каждый писатель является независимым творцом своего мира, я не считаю свою концепцию единственно правильной и универсальной. Я даже вполне допускаю, что у других авторов магия может и не быть видом материи и иметь совершенно иные свойства. Вот, например Контровский Владимир Ильич в уважаемом журнале "полдень XXI век" в статье "Фантастика "шестой волны", или политэкономия и социология магического общества" приводит концепцию, согласно которой, магия является продуктом деятельности разума [http://samlib.ru/k/kontrowskij_w_i/eskiktooni.shtml]. Это понимание магии прекрасно согласуется с его целями, с тематикой и сюжетами его произведений. Однако для моих рассказов нужно такое понимание магии, которое бы объясняло наличие полноценной науки о ней с многочисленными отраслями и развитой магической технологии. В то же время, думаю, что данная концепция может быть применима и к некоторым другим произведениям, так как она была построена именно на творчестве других авторов. Источниками наблюдений послужили фантастические произведения литературы, как древние, так и современные, фильмы, компьютерные игры и фольклор. Прочитав некоторые произведения, как любителей, так и профессиональных авторов, я столкнулся с тем, что в ряде случаев псевдонаучная концепция магии или отсутствует, или нет очевидных признаков её наличия. При этом создаётся впечатление, что некоторые авторы используют магию, как повод для необоснованной вседозволенности. Эта проблема уже давно бытует среди любителей и исследователей фантастики. Пользователь Frontier в своей статье "Магия в фентези" пишет "В общем магия в фентези, как резиновая. Если надо - будет дуновение ветерка. Если надо - будет конец Мира. Но так просто - не может быть! Если Магия существует в фентезийном Мире, значит она часть этого мироздания. И тогда у Магии должны быть свои "природные" законы. В многочисленных романах-фентези этот вопрос авторы особо не копают и стараются его деликатно обойти. По крайней мере, мне не посчастливилось где-либо наткнуться на подобную проблематику" [http://samlib.ru/k/kontrowskij_w_i/pogovorimomagii.shtml].
   Поэтому я думаю, что данная статья будет полезна читателям, для того, чтобы лучше понимать суть магии, а также авторам, разрабатывающим собственную концепцию магии для своей фантастической вселенной. Как человек с научным мировоззрение, я отрицаю существование магии в реальном мире, а потому считаю данную концепцию неприменимой для объяснения сверхъестественных явлений в нашей вселенной (если такие, вообще есть). Ещё раз подчеркну, что она разработана для мира вымышленного, фантастического.
   Когда я разрабатывал концепцию, я в качестве примера брал уже имеющиеся магические образы и сюжеты и пытался их объяснить. Свои наблюдения и их объяснения я и привожу в данной статье.
  

Определения

   Данное определение не является однозначным и исчерпывающим, и может только применяться в рамках данной концепции. Принятое в философии и культурологии определение звучит примерно так: магия - это понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи. В рамках же фантастического мира такое мышление является не только общепринятым, но и верным, особые тайные силы - реально существующими, а их воздействие на мир происходит ежедневно и не подлежит сомнению. Именно эти силы и являются магией, применительно к фантастическому миру.
   Магия - это вид материи, характеризующийся возможностью свободного перехода в другие виды материи и отсутствием действия на него закона сохранения энергии.
   Кроме того, в фантастических произведениях, особенно в играх, часто вводится такое понятие, как мана. В наиболее общем смысле мана - это количественная мера магии. Иногда слово "мана" употребляется, как сам вид материи (то есть магия), если эта материя наделяется количественными характеристиками. В этом случае слово "магия" употребляется или как процесс преобразования маны, или как некая качественная характеристика. Для пояснения приведу примеры. "Этот артефакт наделен магией" - качественная характеристика. "Этот артефакт способен накапливать большие количества маны" - количественная характеристика.
  

Место магии в фантастическом мире. История магии.

   В фантастическом мире магия, как вид материи не является чем-то сверхъестественным, как мы в настоящее время не считаем сверхъестественным наличие веществ или полей. Это такая же часть мира, как и все остальные. И в каком-то смысле использование магии не является уже чем-то из ряда вон выходящим. Это ещё одна технология, поставленная на службу разумного существа. Однако особое отношение к магии обусловлено, с одной стороны, тем, что данной технологией могут пользоваться далеко не все, а с другой стороны, теми практически неиссякаемыми возможностями, которые даёт применение магии.
   Наблюдение N1. Зачастую в фантастических мирах описывается история применения магии. Подразумевается, что более древняя магия всегда более сильная. С этим связан, например, поиск старинных артефактов, вызов духов умерших магов, исследование покинутых городов и др. Это далеко не везде так, но данная идея показалась мне привлекательной.
   В начале мира магия использовалась редко, было немного существ, способных её применять. Однако при этом последствия использования были исключительно масштабными - создание гор и рек, осушение морей, перенос огромных армий, ужасные проклятия целых народов, действующие на протяжении долгих веков, и др. Затем постепенно магией стало пользоваться всё большее число разумных существ. Знания магии передавались, а последствия её использования мельчали. Если один из первых магов мог, скажем, сжечь взглядом крепость, то маг нового времени должен был затратить значительные усилия для того, чтобы пустить простой фаербол. Далее магия становится на научную основу. Развиваются теории, ставятся эксперименты, разрабатывается технология магии. Всё это ведет к восстановлению магической мощи, однако теперь проекты с большими затратами маны осуществляются ценой огромных усилий, участия многих заклинателей и использования мощных высокотехнологичных артефактов.
   Объяснение N1. При сотворении мира магия концентрировалась в небольшом объёме, её было гораздо больше, чем во время действия моих рассказов. Кроме того, она была доступнее. Однако разумные существа (люди, эльфы, орки и др.) из-за неразвитости культуры и технологии по большей части не могли её использовать. Поэтому, магия, в основном, использовалась единицами, исключительными существами с предрасположенностью, сродством к ней. Из-за избытка легкодоступной маны заклинания могли иметь необыкновенную мощь. Однако чем больше маны перерабатывалось в другие виды материи, тем меньше её оставалось. Кроме того, этими магами, действовавшими по большей части интуитивно, потреблялась, прежде всего, магическая материя в самой доступной и удобной для применения форме. А отсутствие рациональных технологий делало большим перерасход маны, а КПД - низким. Примерно так же, как Россия использует свои лесные богатства. Из-за этого нерационального потребления, количество маны начало сокращаться, прежде всего, в её самой доступной форме. Кроме того, на процесс повиляли спонтанные преобразования магии, а также распределение магии по веществам (см. далее). Для магии характерно постоянное рассеяние, стремление к беспорядку (что-то типа термодинамической энтропии). Именно это способствовало снижению потребления магии. Однако в дальнейшем с развитием магических технологий началось использование свойств магии к накоплению извне и самообразованию. Магию пришлось собирать по крупицам или медленно генерировать. Именно таким путём осуществляется сбор маны для масштабных проектов на новом этапе.
  

Основные свойства магии

   Наблюдение 2. Часто в фантастических мирах мы встречаем магические артефакты, производящие какие-либо действия, требующие затрат энергии, не будучи подключёнными к её источнику. Некоторые из них длятся весьма длительное время - сотни и тысячи лет. Например, магический кристалл в древней гробнице светится, каменные плиты левитируют, навершье посоха вращается вокруг своей оси и т. д.
   Объяснение 2. Если кристалл испускает свет, значит, на этот свет затрачивается энергия. Если это происходит бесконечно долго, значит, кристалл обладает неисчерпаемым источником энергии. Если кристалл магический, то данные свойства определяются наличием определенного количества маны. Мана может превращаться в любой и видов энергии, в том числе и в энергию света. Так как кристалл светится постоянно без подпитки извне, то можно сделать вывод, что мана в нём самогенерирутся. Способность к самогенерации делает магию тем видом материи, для которого не применим закон сохранения энергии. Конечно, светятся не все кристаллы, лишь немногие из них способны генерировать ману. Это происходит или в силу сродства материала к магии, или вследствие предшествующего магического воздействия.
   Наблюдение 3. Имеется посох, способный накапливать определенное количество маны. В играх это количество всегда обозначается точным числом единиц.
   Объяснение 3. Магия способна накапливаться в некоторых предметах. Разные предметы накапливают разное количество маны. Это зависит от используемого материала и его сродства к магии, а также от технологии, примененной при создании артефакта. Поэтому маноёмкость сильно различается. Часто в конструкции артефакта имеется и генератор маны. Но сколько бы он маны не генерировал, артефакт может удерживать лишь определенное её количество. При полном заполнении предмета возникает баланс между генерируемой и выделяемой маной. Иногда выделение излишков магии происходит путём свечения, левитации или вращения отдельных элементов артефакта. Создание таких красивых эффектов при рассеянии неиспользуемой маны, чаще всего, является результатом применения особой технологии. Невозможность удержания предметом бесконечного количества маны является проявлением такого фундаментального свойства магии, как рассеяние (см. предыдущий раздел).
   Таким образом, магия способна преобразоваться в любой вид вещества и энергии, при определённых обстоятельствах она способна к самогенерации, в естественных условиях мана рассеивается, однако магические артефакты могут удерживать строго определённое количество маны в себе.
  

Магия и вещество

   Наблюдение 4. Артефакты, накапливающие магию, обычно создаются из определенных материалов. Другие материалы для удержания магии не используются.
   Объяснение 4. Так как вещество и магия во время сотворения мира вышли из одного источника, они полностью не утратили связи между собой. Все вещества характеризуются определенной маноёмкостью - количеством наколенной маны на единицу массы или единицу поверхности вещества. Другая важная характеристика - это прочность связывания маны с вещественным субстратом. От неё зависит сила воздействия, которую нужно приложить, чтобы извлечь магию из субстрата. На применении материалов с различной маноёмкостью и прочностью связывания маны основываются технологии создания магических артефактов.
   Наблюдение 5. Некоторые вещества, чаще всего, входящие в состав живых организмов способны не только к накоплению маны, но и к определенным магическим эффектам. Например, быстрое излечивание ран после приёма исцеляющего зелья не может быть объяснено лекарственным действием в том виде, в котором оно реализуется в нашем мире. Другие зелья способны отражать и поглощать магию, снимать или навлекать проклятия, связывать заклинателя с миром духов, увеличивать или уменьшать размер существа, принявшего его и др. Эти эффекты носят чисто магический характер. Они используются алхимиками при зельеварении. Можно найти примеры более сложных процессов - например, рост грибов в местах, где осуществлялись магические ритуалы (ведьмины кольца), реализация примет, связанных с животными и растениями, поиск кладов с помощью цветка папоротника и др. В эти процессы вовлечены самые обычные организмы, не модифицированные каким-либо магическим воздействием. Возможно, сложные магические процессы реализуются с участием не одного компонента, а сложных надмолекулярных комплексов с целой системой магических составляющих.
   Объяснение 5. Определенные молекулы химических веществ содержат помимо атомарного, ещё и магический компонент. Он является такой же частью молекулы, как и вещество, и только с ним это соединение проявляет свои свойства. В силу сродства вещества и магии в каждом живом организме имеется определенное количество маны. При синтезе молекулы-предшественника соединения с магическим компонентом происходит отщепление маны от вещества с меньшей способностью к удержанию маны и её присоединение к синтезируемому веществу. Скорее всего, в таких организмах имеются специальные донаторы магических групп. При присоединении к молекуле вещества-предшественника магическая субстанция претерпевает превращение, позволяющее реализовывать магические эффекты, также и сама молекула изменяет свою конформацию, переходя в активную форму. Именно такие компоненты выделяются алхимиками, использующими их в своих зельях. Выделение происходит с помощью сорбции. Самый простой способ - хемосорбция, когда сорбентом является вещество, вступающее в контакт с атомарной частью выделяемого компонента. Добавление вещества, изменяющего конформацию сорбата или сорбента или изменение условий, вызывает разрыв связей и выделение искомого компонента. Другой способ - магическая сорбция. Используется сорбент с магическим компонентом, имеющим сродство к магическому компоненту выделяемого вещества. Десорбция происходит или путём магического воздействия, или химической реакции. В первом случае разрываются магические связи, во втором - происходит изменение конформации химического компонента сорбента, что приводит к высвобождению его магической составляющей, и, как следствие потере связи с сорбатом.
  

О чёрной магии, магии стихий и других видах магии

   В фантастических мирах иногда можно встретить классификацию магии по её эффектам. То есть не по самому характеру превращений магии, а по тому конечному продукту, который получает заклинатель, этот эффект иногда уже магией, строго говоря, и не является (например, падающая на голову врага глыба льда). Обычно выделяется чёрная магия, магия стихий, светлая магия, иногда чародейство. Следует подчеркнуть, что не каждый вид магии укладывается в эту классификацию, потому, что она во многом искусственна. Однако её применение на практике весьма удобно, особенно в играх. Магия стихий обычно подразделяется на магию огня и льда, реже вводится магия воздуха, земли и природы. Эффекты данной магии заключаются в термическом воздействии, призыве ветра, землетрясений, материализации летящих камней, растений, животных и др. Чёрная магия - магия направленная на вызов боли, болезни и смерти, проклятия, сглаза, призыв тёмных сил и. т. п. Магия света - магия, основанная на создании световых эффектов - вспышки, потоки света, традиционно данному виду магии приписываются заклятия исцеления, благословения, а также различного рода негативные воздействия на нежить. Чародейство - обычно в этот раздел попадают виды магии, которые не могут быть отнесены к ранее описанным разделам. Это телепортация, создание иллюзий, призыв элементалей, видение на расстоянии, оживление големов, превращение в животных, зачаровывание предметов и др. Однако упомянутые примеры воздействий могут быть отнесены и к упомянутым выше видам магии. Например, если замок клада был зачарован так, что при попытке вскрытия генерируется шар огня, то это уже будет магия стихий. Если элементаль воды формируется путем материализации воды, из которой он состоит, то это будет магия воды, если же вода уже имеется, и нужно только придать ей форму элементаля и оживить её, то это заклинание будет относиться к чародейству. По усмотрению автора данная искусственная классификация может меняться для решения конкретных задач конкретного произведения.
   Здесь же особо хочется отметить тёмную магию. Что такое Тьма в физическом смысле слова? Это отсутствие света - то есть по существу - ничего, пустота. Какие же заклинания традиционно относятся к магии тьмы? - разряд тьмы (shadow blast, shadow arrow, shadow strike), боль, сглаз и проклятие (особой принципиальной разницы между ними не видно), смерть и их многочисленные модификации. Я бы не стал относить к чёрной магии воздействие яда. Яд - это химическое вещество, может быть, химическое вещество с магическим компонентом (как я описывал выше), пусть даже этот компонент реализует воздействие чёрной магии, всё равно использование яда - это воздействие вещества на объект, а не магический ритуал. Тот яд, который иногда предстаёт в играх в виде заклинания чёрной магии, по существу является растянутым во времени повреждением от чёрной магии (DOTой чёрной магии). Как обычно выглядит разряд тьмы? - сначала копится некая энергия, что показывается сгустком фиолетового или чёрного цвета (кстати, в разрез с названием, он иногда светится), затем он посылается в цель, которая получает повреждение (иногда с эффектами наложения DOTы, оглушением, замедлением и др.). Чем вызывается это повреждение? Температурой? - нет. Механическим воздействием? - нет. Радиацией? - нет. Нет в реальном мире аналога повреждения чёрной магией. Вывод один - это первично магическое повреждение. Точно так же реализуется и боль, и смерть от чёрной магии и прочие заклинания. Что отличает этот вид воздействия от магии стихий? Магия стихий реализует повреждение через материальное воздействие - жар от огня, холод ото льда, удар от материализованного камня, эффект ударной волны от магии воздуха и др. Данное воздействие по своей сути не несет в себе повреждения. Шар огня - это лишь шар огня и ничего больше. Он даже может быть использован во благо, например, чтобы растопить снежный завал или разжечь костёр. Повреждение возникает при взаимодействии продукта магии с восприимчивым объектом. Например, волна холода может повредить мягкие ткани человека, но она не вызывает повреждения камня. Именно наличие посредника между магическим актом и эффектом повреждения обусловливает две важные характеристики, отличающие эти виды магии от чёрной магии. Первое - посредник создаёт ограничение к применению данного вида магии. Показанный выше пример говорит о неэффективности магии льда, против каменных элементалей. Второе - наличие посредника не делает этот вид магии первично греховным. Формально маг вызывает лишь столб огня или волну холода, а не смерть или повреждение. В конечном итоге, он же не виноват, что субъект воздействия сгорает от огня или гибнет от холода. В противоположность этому, воздействие от чёрной магии приводит к повреждению без посредников - между магией и деструктивным процессом ничего не стоит. Магия приводит не к сгоранию вещества, не к коагуляции белков, не к разрыву клеточных мембран кристаллами льда, а к непосредственному разрыву связи между молекулами вещества, деструкции клеточных элементов и межклеточного вещества, непосредственной смерти объекта от магического воздействия. В этой связи чёрная магия представляется наиболее эффективным и универсальным средством повреждения. От неё нет естественной защиты, только заклинание поглощения, магические щиты, артефакты, дающие резистентность к чёрной магии могут помочь избежать её разрушительного воздействия. Вот поэтому чёрная магия всегда злонамеренна, она не может быть использована на благо. В её основе грех, желание уничтожить, вызвать повреждение и боль, изменение судьбы в худшую сторону, непосредственное ослабление врага. Именно из-за своей злонамеренной природы чёрная магия так негативно воспринимается обществом.
  

Жрецы, шаманы, друиды, паладины и магия

   Наблюдение 6. В рассказе "Несломленный" (опубликован на Blizzard.com) после осквернения демонами храма света паладин, взывая к свету, не получает ответа и не может использовать его силу, однако впоследствии становится способным призывать огонь, воду и землю. В книге К. Голден "Рождение орды", когда орки-шаманы стали использовать силу демонов, они лишились поддержки стихий и не смогли более практиковать шаманские ритуалы. В другой книге того же автора "Повелитель кланов" шаман говорит, что это не он творит заклинания, а сами стихии, причём делают это они по своему желанию, они могут отказать заклинателю, если его осуществление противоречит интересам стихий. Там же говорится, что приобретение благосклонности стихий достигается в процессе ритуала, когда персонифицированные стихии испытывают будущего шамана.
   Объяснение 6. Вообще, выделение таких классов, как жрецы, друиды, паладины, шаманы уже должно указывать на их принципиальное отличие от магов. Если такого отличия нет, то чем будет отличаться жрец от светлого или тёмного мага, шаман - от мага-элементалиста, друид - от мага, практикующего магию природы? Набором заклинаний? Не думаю, чтобы это отличие является принципиальным. Разные школы магии и так практикуют разнообразные наборы заклинаний. Принципиальным моментом здесь является следующее: жрецы и паладины общаются с религиозным богом, шаманы и друиды - с духами и богами природы (персонифицированные стихии - их частный случай). Именно эти существа дают им силу. Как видно из наблюдения, лишенные своего покровителя, данные классы лишаются его силы и теряют сверхъестественные способности. Маг же никаких покровителей не имеет. Его заклинания обусловлены изменениями и превращениями магии. Поэтому при наличии необходимого запаса маны и прочих условий реализации магической технологии, он всегда сможет сотворить своё заклинание или другой магический акт. Поэтому логично предположить, что жрецы, шаманы, друиды, паладины магию не используют. Не случайно их способности иногда называются молитвами (молитва исцеления, молитва восстановления и др.). Каждый раз, творя заклинание, жрец или паладин обращается к религиозному Богу, друид или шаман - к духу или богу природы. Данные существа являются сверхъестественными даже в мире, где магия является одним из видов материи. Их сила вне вещества, вне пространства, вне времени, их сущность полностью непознаваема. Бог получает запрос от своего служителя и проверяет его на предмет необходимости и намерений. Если божественное вмешательство действительно необходимо и если служитель действует в интересах Бога, только в это случае реализуется запрашиваемый эффект. Запросы обрабатываются моментально. Ведь религиозные боги всесильны, всеведущи и вездесущи, а боги природы распространяют своё влияние везде, где есть природные объекты. Эти существа, обладая сверхразумом, способны обрабатывать множество запросов одновременно. Поэтому одновременно по всему миру тысячи последователей культа отправляют свои ритуалы. Сходным образом демонологи получают свою силу от демонов.
   Здесь появляется особые черты применения силы, не характерные для магов. Первая из них - это ответственность. Маг применяет магию по своему усмотрению, ограничиваясь только используемыми технологиями. Служитель культа во всём отчитывается перед своим покровителем. Нецелевое или слишком частое использование силы Бога может повлечь за собой не только неисполнение конкретного запроса, но и лишение покровительства. Вот почему служитель культа должен действовать только в интересах Бога. Это может касаться деятельности, не связанной напрямую с обрядами. В повседневной жизни жрец, друид, шаман или паладин должен вести себя так, как установлено его покровителем, он должен быть представителем Бога в реальном мире, что налагает определённые ограничения, прежде всего, морального характера. Другой важный момент - необходимость веры и поклонения. Вера - это основное требование религиозных Богов. Чем больше вера, тем больше возможностей получает служитель от покровителя. Покровитель обычно устраивает служителю испытания веры, в процессе которых отсеиваются неверные и расширяется могущество прошедших испытание. Поклонение - возвеличивание Бога, молитвы и жертвы ему, также необходимый атрибут культа. Покровитель нуждается в постоянных проявлениях поклонения. Чем больше таких проявлений и чем они масштабнее, тем больше силы открывает Бог своему служителю. Особый вид поклонения встречается у индейцев Центральной Америки. Здесь боги непосредственно питаются кровью жертв, без жертв они ослабеют или даже умрут. Таким образом, Боги находятся в прямой зависимости от своих служителей, снабжающих их пищей.
   При этом любой жрец или шаман при своём желании может выучиться ремеслу мага и практиковать помимо ритуалов во славу Бога ещё и магические заклинания. Однако понравится ли это покровителю?
   Однако в играх мы часто видим, что жрецы, друиды, паладины и шаманы имеют артефакты определенной маноёмкости. Мне кажется, что наличие маны у этих классов связано не с глубинным пониманием их сущности, а с особенностями игрового процесса. В качестве компромисса мы можем принять, что божество реализует свои эффекты не непосредственно, а частично или полностью за счёт маны, накопленной служителем культа. То есть, по сути, служитель играет роль лишь накопителя маны и подателя запросов Богу, а Бог - реализатором магического процесса. Всё же в этом случае в своих рассказах я не считаю нужным использовать этот подход, и не упоминаю о существовании маны у данных классов.
  

Вместо заключения

   Прежде всего, почему "вместо"? Да потому что данная статья лишь поверхностно задевает отдельные аспекты всей проблемы магии. Для авторов здесь рассказывается о том, как поставить теорию магии на службу своих произведений, сюжетов, деталей, как сделать повествование более логичным, как объяснять те или иные возможности или невозможности персонажей. А для читателей - как понять, что происходит в фантастических мирах и как подогнать под всё это хотя бы шаткую, но всё-таки основу. Это не руководство к действию, не правило, а, скорее, пример, одна из идей. Эта статья скорее не решает проблему, а, наоборот, вскрыв отдельные её аспекты, ещё более расширяет её. Фактически, чтобы дать исчерпывающие ответы на все вопросы магической технологии, в честности, и функционирования мира с магической материей, в целом, нужно создать новую псевдонауку - фантастическую физику, химию, биологию, астрономию и др. И, конечно же, требуется разработать, науку о магии, которая бы позволила понять, как устроены магические структуры и поля, как они взаимодействуют между собой, как они движутся, накапливаются, генерируются, как магия переходит в вещество и энергию, как она преодолевает пространство и время. Для такой глобальной задачи нужно стать Эйнштейном для своего мира, написать толстые тома псевдонаучных трудов, потратить на это уйму времени (возможно, больше времени, чем длится человеческая жизнь). Поэтому для решения более скромных вопросов написания и понимания произведений легче всего обойтись разработкой отдельных вопросов, решения которых требует осмысление конкретных деталей.

Оценка: 7.91*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"