Иванов Дмитрий Викторович : другие произведения.

Отзыв на фильм "Варкрафт"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Взгляд игрока на фильм "Варкрафт". Осторожно. В этой статье пересказывается сюжет полностью.


Отзыв о фильме Варкрафт

0x01 graphic

   Это, без сомнения, был самый долгожданный фильм жизни. Давным-давно, когда, наверное, некоторых читателей этого отзыва ещё и на свете-то не было, когда не играли в Варкрафт III и в WOW, когда не было Интернета, да что Интернета, не в каждой семье был компьютер, ещё тогда говорили, что будет этот фильм. Выход его на голубые экраны всё откладывали и откладывали, а интерес всё подогревали и подогревали. Ни сюжета, ни героев никто не знал. А мы, простые игроки, всё ждали и надеялись. Столько воды утекло с тех пор. И вот уже те, кто много лет играл сначала в Варкрафт II, потом III, затем в WOW выросли и забросили эти игры. И только в 2016 году наконец-то вышел фильм. Ещё в начале года мы решили собраться нашей рейдовой командой, тряхнуть стариной и пойти на долгожданную премьеру.
   Как мне кажется, сюжет фильма выбрали не лучшим образом. Игра Варкрафт I вышла до повальной компьютеризации, поэтому, большинство людей, по крайней мере, в России с ней не знакомы. Конечно, поклонники фантастической вселенной читали об истории первой части. Но ведь одно дело читать, а другое - пережить самостоятельно, управляя юнитами и решая сюжетные задачи. Кроме того, первые две игры значительно уступали третьей по применению выразительных средств, и их сюжет меньше связан с WOW. Поэтому, мои товарищи говорили, что более ожидали бы фильма о Короле-Личе и армии Плети. Мы до сих пор надеемся на выход именно такой картины в будущем, хотя, если сценаристы станут следовать хронологии, ждать нам придётся ещё несколько лет. Однако тем людям, кто не знаком с играми, наверное, всё равно, какой эпизод из грандиозной мифологии Варкрафта выбран для съёмок. Они не связаны никаким ожиданиями и не имеют любимых героев. Для остальных - это ещё одна красивая сага в стиле фэнтази, одна из многих, и не более того.
   Пролог. Дуротар - до боли знакомая стартовая локация орков. Среди выжженных скал деревянная башня с красной крышей. Аликовский воин готовится к поединку с орком. Намёк на бесконечные пвп-дуэли под Оргриммаром. Типичные доспехи и оружие как с той, так и с другой стороны. Сшибка - экран гаснет. Предвкушение: если всё далее будет также, то пойдёт. Создатели фильма сразу заявляют о своём замысле. Они будто бы говорят: "Будет так". Это словно громогласный удар в начале степа хорнпайпа.
   Первая сцена покажется зрителю, не знакомому с миром Варкрафта нелепой и даже комичной. Грубоватые орки пытаются быть нежными и заботливыми. Огромная лапа с когтями бережно гладит живот беременной женщины, сами герои семейной идиллии наделены мощными челюстями с длинными клыками, а действо разворачивается в шатре из сшитых сухожилиями шкур. Драка, жена вождя подкалывает своего мужа. Из романа "Дуротан" мы знаем о нраве боевой подруги лидера Северных Волков, ведь она сразу же после его предложения назвала будущего супруга идиотом. Вот такие они, орки.
   Дуротан интересен, прежде всего, тем, что глава Северных Волков представляет собой образ доброго и справедливого нечеловека. К благородству орков игроки приучены давно. Но обычно в фильмах всё же раса, противопоставленная человеческой чуть менее, чем всегда, изображается злобной, коварной, лишённой понятия чести и моральных качеств. Взять хотя бы тех же орков из Властелина Колец - абсолютное зло, кровавое, беспощадное, неукротимое. Но создатели мира WOW разворачивают угол зрения. Что заставляет зло быть злым? Глупо думать, будто где-то кто-то сидит и думает, как бы кому навредить. Бороться, умирать, тратить огромные ресурсы только ради того, чтобы кому-то было плохо - это слишком примитивно и неубедительно. На примере Дуротана и его семьи становится ясно, что орков поставили в безвыходное положение. Мир Дренора умирает. Нет ни чистой воды, ни пищи, ни воздуха. Жить целой нации негде. Скудные остатки чахлой флоры и больной фауны не могут прокормить многочисленный народ воинов. А орки, как и люди, имеют свои семьи, у них растут дети. Дуротан чувствует ответственность за весь клан. Под опекой вождя сотни голодных ртов, сотни глаз, которые смотрят на него с надеждой и осуждением. Как считал Сунь Цзы, храбрее всего сражаются солдаты, находящиеся в "местности смерти" - таких обстоятельствах, когда отступать уже некуда, когда, справедлив боевой клич орков "Победа или смерть". Мог ли чернокнижник Гул' Дан, заключивший союз с демонами, посеять свои идеи, если бы его народ жил, как встарь, охотясь за тучными стадами среди кристально чистых рек на зелёных равнинах? Нет вредоносная магия сначала погубила мир, поставила орков на грань выживания. Именно угроза уничтожения побудила свободолюбивых воинов последовать за хитроумным колдуном. Орки потеряли всё, и они вторглись в Азерот, чтобы всё обрести. В этом отношении Дуротан является образом благородного дикаря. Такими мыслители викторианской эпохи рисовали древних кельтов и германцев. В отличие от многих других он лишён властных амбиций, связи с демонами. Он действует лишь в интересах своего клана, своей семьи, своего будущего ребёнка. Надо ли ради этого убивать? Нужно ли воевать и проливать кровь? Быть может, миролюбивые читатели думают, что вовсе нет. Но готовы ли жители Азерота принять целый народ, пустить его на свои земли, пастбища, в свои леса, передать им часть своих ресурсов, кормить и поить их за свой счёт? Конечно же нет. На голубых экранах мы видим каждый день в новостях, как люди не желают принимать других людей. Чего же мы ждём от азеротцев в отношении страшных зеленокожих великанов? Как сказал Дуротан, "для орков война решает всё". Видимо, для людей тоже, причём до сих пор.
   Наружность героя подстать образу. Лицо хоть и орочье, но открытое, честное, решительное. Длинные косы, украшения из клыков и костей придают его внешности нечто варварское. Массивный пояс, доходящий почти до уровня груди знаком нам по предметам ещё с Варкрафта III.
   Драка появляется всего в нескольких эпизодах. Грубоватая, но нежная, сильная и справедливая. Она не плутовка, не игривая любовница, не чародейка, а настоящая боевая подруга, которая может не только приласкать, но и подставить плечо. А ещё Драка - истинная мать-героиня. Жизнь и смерть её предельно ясны - всё для семьи, для ребёнка, для клана. Её образ подробнее раскрывается в романе "Дуротан". По фильму более сказать нечего.
   В следующем эпизоде мы переносимся лагерь орков у Тёмного Портала. Место действия - Хэллфаер Пенинсула. Однако, на мой взгляд, создатели картины отразили в сцене и другую локацию - город Оргриммар, столицу Орды. В Запределье цвета должны быть более тёмными и яркими, а освещение совсем другим. Однако не стоит забывать, что действие происходит до раскола мира Дренора, а потому, возможно, до катастрофы здесь всё было несколько иначе. Перед нами сухая безжизненная местность - мрачные пески, камни и горы. Ни воды, ни растительности. Но именно здесь собрались орки в ожидании важнейшего в их жизни события. На улицах стойбища знакомые ещё во третьей части стратегии хижины, покрытые красными полотнищами, натянутыми на бивнях, и характерные знакомые башни. То тут, то там развеваются красные флаги, как обычно, дырявые и истерзанные ветром. Всё в пыли. На фоне этого неприветливого пейзажа движутся сотни мускулистых тел, одетых в грубые шкуры и причудливые доспехи. Мощные наплечники, ощетинившиеся шипами, делают фигуры их обладателей ещё больше и страшнее. В руках огромные гротесковые специально гипертрофированные дубины и топоры. Некоторые орки едут верхом на огромных волках. Всё здесь говорит о силе. Слабости нет места. Повсюду лишь воины, столь же суровые, как и земля, что их породила.
   Именно сюда лежит путь наших героев Дуротана и Оргрима Думхаммера.
   Оргрим-Молот Рока - важный персонаж киносаги. Большой лысый орк из клана Северных Волков, ближайший друг и заместитель вождя. Одет примерно также, как и Дуротан, но лысая голова является надёжным опознавательным знаком. Его характер тоже ни чем особым не выделяется. Важно отметить, в фильме и в Романе "Дуротан" Оргрим принадлежит к клану Северных Волков, а в более ранней книге той же Кристи Голден "Рождение Орды" он был из клана Чёрной Скалы. Таких искажений предыдущего сюжета в киноленте будет ещё много. Мне они не по душе. Тем более, что один и тот же автор противопоставляет одну свою работу другим.
   Герои проходят по лагерю и видят Блэкхэнда, Гул' Дана и Гарону.
   Блэкхэнд - вождь Орды. Он запоминается, прежде всего, двумя черепами молодых драконов на плечах. Полуистлевшие хребты жертв кровавого орка ниспадают до земли со спины правителя. В остальном же доспехи Чернорука знакомы любителям игры. Подобные можно встретить по всему Оргриммару. Браслеты из цепей и украшения из клыков порадуют фанатов орды. Черная борода, толстые волосы которой вьются, словно проволока, делают Блэкхэнда похожим на ассирийского царя.
   Но все взгляды зрителей прикованы отнюдь не к вождю, а к Гул' Дану, истинному повелителю кланов. Это он превзошёл своего учителя и распространил скверну по Дренору, он завершил истребление дренеев и он создал Тёмный Портал. Лицо Гул' Дана источает злобу. Всё, что он видит раздражает его. Почти все фразы он произносит сквозь зубы, каждое движение чернокнижник выполняет нехотя, будто вынужденно. Его спина сгорблена, но за внешней немощью скрывается особая сила, неподвластная ни одному другому орку. Колдун явно противопоставляется суетливым соплеменникам. Его одеяние напоминает одежды орков из WOW, что, безусловно, понравится игрокам. Шипы на спине с насаженными черепами дополняют и без того угрожающий образ, делают его завершённым и отсылают нас к набору Т5 варлока. Окаймление капюшона рунами - беспроигрышный вариант. Видно, что его роба из грубой ткани, старая, края обветшали. Нет, чернокнижник ищет не золота и богатства, он алчет безграничного могущества и власти. Белая нечёсаная борода свидетельствует о мудрости и пренебрежению к внешним благам. Зелёный огонёк в глазах говорит о приверженности магии скверны. Он именно такой, как нужно, достаточно сильный, чтобы заметили, но не яркий.
   Гул' Дан не привык, чтобы что-то шло не по его сценарию. Он как никто понимает, что в новых условиях традиционные обряды орков, их представления о чести и долге безнадёжно устарели и только препятствуют планам Орды, его планам. Но чернокнижник осознаёт, что время отречься от них ещё не настало. Он должен хотя бы изображать приверженность вековым устоям, иначе произойдёт катастрофа, и послушные орки выйдут из повиновения. Этим народ воинов всё больше и больше злит старого колдуна. Внутренне он сгорает от нетерпения и жаждет скорейшего осуществления планов. Но холодный разум усмиряет чувства Гул' Дана, и тот шаг за шагом планомерно движется к поставленной цели.
   Гул' Дан и Медив - два самых ярких персонажа во всей истории. Ни Дуротан, ни Гарона, ни Лотар не сравнятся с ними по силе производимого впечатления. Уже который раз в американских фильмах персонажи, стоящие на стороне зла, привлекают больше, чем силы добра.
   В этом же эпизоде мельком показаны дренеи. Вообще, любители WOW обычно недолюбливают дрнеев, даже те, кто играет за альянс, не говоря уже об ордынцах. Возможно, потому что они мало понятны. Некие создания копытами, хвостами и рогами из другого мира, не имеющие аналогов в традиционной мифологии. Любить их особо не за что. Здесь дренеи изображены истощёнными и униженными. Они сидят в клетках, ожидая жертвоприношения. Те, кто играл в Варкрафт и WOW, конечно же, знакомы с дренеями. Но, думаю, что для непосвящённых этот народ остался загадкой. Кто они? Откуда? Почему приносят в жертву именно их? Для дальнейшего хода сюжета этот момент не важен, но, возможно, эпизод может вызвать недоумение. Мать юного дренея тщетно просит Гарону, чтобы Гул' Дан пощадил её ребёнка. Что хотел сказать режиссёр о чувствах полуорчихи, мне осталось не понятно. В выражении её лица я не смог прочитать ни сочувствия, ни пренебрежения. Однако она почему-то передала просьбу чернокнижнику. Тот невозмутимо отвечает, что дитя нужно ему для жертвоприношения. Данный ответ в первый раз показался мне слишком спокойным для сверхъзлодея. Но затем становится понятно, создатель Орды обладает железной выдержкой, и это, как ни странно, показывает его ещё более величественной фигурой.
   Третий персонаж сцены - Гарона, личность неоднозначная в самом прямом смысле слова. То ли авторы не пришли к единому мнению, кто она, то ли замысел относительно Гарны менялся. По одним данным, она полуорк-получеловек, по другим - полуорк-полудреней. Большинство источников по WOW склоняются именно ко второму варианту. Но в фильме она на половину человек, и это в высшей степени странно. Как известно, орки проникли в Азерот через тёмный Портал. Тогда каким это образом орк сумел встретится с человеком до открытия врат? В фильме этого не рассказывают. Что заставило Гарону выслушать мать дренейку? Возможно то же, что и позволило ей понять людей и даже содействовать им? Но как именно это произошло, для меня осталось загадкой. Скомканная сюжетная линия не способствует наступлению понимания. В романе "Последний страж" жизнь полуорчихи представляется более внятно. Но ход событий фильма не такой, как книге. Женщина долгое время была рабыней Гул' Дана, который держал её в ошейнике на цепи. Орки не признавали её за свою, и даже её имя значило "проклятая". Когда же королева людей обошлась с Гароной по-человечески, подарила ей кинжал в знак доверия, когда её сделали равной воинам Азерота, вот тогда она смогла почувствовать себя на своём месте, среди своих. Хотя эти события происходят уж слишком быстро и не выглядят убедительными.
   Массовое жертвоприношение дренеев выглядит красиво. Этих тварей совсем не жалко. А вот открытие Тёмного Портала проходит эпично. Не понял, с чем связан запрет проходить во врата беременным женщинам, я нигде не встречал такого. Само путешествие между мирами показано странно. Орки парят в Пустоте, похожей на Пещеры Времени. Когда лично я проходил через него, мне показывали экран загрузки)
   Далее зритель становится свидетелем рождения Тралла. Те, кто не играл, не знают, кто он такой, и что сделает этот ребёнок в будущем. Возможно для кого-то он так и останется намёком на продолжение киноэпопеи. Драка рожает сразу же после прибытия в Азерот. Остальные орки воспринимают это как нарушение запрета и готовы атаковать. Малыш кажется нежизнеспособным. Но великий Гул' Дан берёт его на руки. Чернокнижник высасывает жизнь из пробегавшего мимо оленя и даёт её орчонку. Исполнение магического заклинания выглядит безукоризненно - пять баллов из пяти, то, что я хотел видеть в этом фильме. Но почему Гул' Дан решил оставить ребёнку жизнь? Почему он вообще решил вмешаться в это дело? Мы знаем, что чернокнижник недолюбливал клан Северных Волков, вождём которого был Дуротан. Создатель Орды дважды посещал этот гордый своенравный народ с просьбой присоединиться к нему и покинуть увядающий Дренор. В романе "Дуротан" даётся недвусмысленный намёк на то, что именно чернокнижник был причастен к гибели Гарада, отца нынешнего вождя.
   Как мне кажется, причина в его железном терпении и целеустремлённости самого Гул' Дана. Орки только что проникли в новый мир. Неизвестно, как сложится их судьба здесь. Если бы колдун действовал в соответствии со своим приказом и уличил бы Драку в нарушении его распоряжений, то, наверняка последовал бы конфликт. Свободолюбивые Северные Волки не бросают своих, кроме того, они всегда держались особняком в Орде, да и сам Дуротан - опытный воин. Если бы не вмешательство Гул' Дана, пустая драка стоила бы жизни нескольким орком, в то время как Тёмный Портал уже закрыт и не сможет пропустить подкрепление. Каждый воин на счету. В таких условиях чернокнижник принимает единственно правильно решение - задушить конфликт на корню. Он не только спасает жизнь Траллу, но и демонстрирует свою собственную силу, а также возвещает о приходе в этот мир нового члена Орды. То, что ещё несколько секунд назад могло бы закончиться убийством, завершается всеобщим ликованием. Вот так, казалось бы, поступившись самолюбием, Гул' Дан продолжает движение к поставленной цели.
   Далее фильм переносит нас в Айронфордж. Без труда узнаются кадры демо-ролика к WOW. Вот он вид столицы дварфов, вечно заснеженные горы и город, вырубленный прямо в скалах. Не знаю, зачем нам, вообще показали этот эпизод. Наверное, хотели порадовать любителей игры. Что'ж это создателям удалось. Столица мерзких коротышек выглядит и впрямь, как в WOW, особенно персонажи. Они такие же, как NPC в данной локации. Те же причёски, те же пропорции, те же черты лица, те же оружие и доспехи. Превосходное попадание. Нам показывают новейшее изобретение - огнестрельное оружие, которое демонстрирует сам король Магни Бронзобород. Здесь же мы знакомимся с Лотаром. Этот герой выглядит довольно молодо, особенно в сравнении с его иконкой в Варкрафт II. Там он - глубокий старик, почти лысый с абсолютно седыми волосами. А здесь, как говорил Карлсон, "в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил". До защитника Азерота доходят тревожные вести, мы из Айронфорджа перемещаемся в Стормвинд. Больше столицу дварфов нам не покажут.
   Что хочу сказать о Лотаре - это самый стандартный положительный герой. Лицо его довольно молодое, никакая наклеенная борода не может этого скрыть. От других положительных героев он не отличается ни телосложением, ни чертами характера. Ничего индивидуального в этом персонаже нет. Сила, выдержка, отсутствие недостатков, трезвое мышление, высокие моральные качества, благородство, редуцированный до размеров аппендикса юмор - всё это уже было и сильно наскучило зрителю. Идеальность Лотара делает его гладким, и скользким, как стеклянный шар. Нет ни одной выбоинки, за которую можно ухватиться и задержаться. Персонаж неинтересный, пресный, без какого-либо очарования, без чего-то личного, запоминающегося. Его жесты и фразы - где-то мы уже это видели - будто бы списаны с героев других фильмов.
   Если защитники Азерота не особо удались сценаристам, то атмосфера и пейзажи переданы восхитительно. Вот от чего радуется сердце истинного любителя игры. Город Стормвинд похож на свой прототип из WOW - тот же королевский дворец, тот же порт, те же фахверковые дома, те же черепичные крыши. Конечно же, здесь он выглядит гораздо больше и походит на декорации к сказке про принцесс и благородных рыцарей. Эльвиннский лес также легко узнаваем. Игрушечные домики ферм будто бы перешли в фильм из самой игры. Всё это знакомо, всё это трогает. Но самый чудесный момент во всей картине - это когда Лотар со свитой проезжают по мосту, а на прибрежном камне марлок бьёт трезубцем рыбу и слышится характерный его крик. Только ради него уже стоит пойти на фильм. Мои друзья тоже были в восторге. Здесь же стоит упомянуть оружие и доспехи воинов Азерота. Создатели фильма в ущерб правдоподобию сделали их максимально приближенными к игровым. Большое им за это спасибо. Если хочешь создать что-то аутентично средневековое, то всегда откуда-нибудь выползет реконструктор, который будет пищать, что не было такого, и всё это не правда. А к фантазийному вооружению и претензий никаких быть не может. Это же выдуманный мир с выдуманными предметами. Особо радуют аликовские коняшки, прямо такие, как в WOW.
   Когда Лотар осматривает трупы погибших при нападении чужаков, мы встречаем Кадгара. Этого героя я представлял себе по-другому. Когда читаешь роман "Последний страж", перед глазами встаёт "юноша бледный со взором, смущенным", особенно, когда Медив называет его "юноша верный". А здесь молодой маг толстенький с пухленькими щёчками и круглым личиком. Однако этот один из тех немногих случаев, когда герой, хоть и не похож на то, что я себе представлял, но вышел удачно. После Гул' Дана и Медива я бы поставил его на третье место. Актёр хорошо играет. В отличие от Лотара у него имеются индивидуальные качества, которые вызывают то смех, то сочувствие у зрителей. С одной стороны, он показан типичным учеником волшебника, не особо умелым, неловким парнишкой с чертами ботаника, который попадает в разные переделки - то ступит не туда, то повалит что-нибудь. Периодически он то смущён, то растерян. А круглая мордочка здесь приходится как нельзя лучше. С другой стороны, он любопытен, сметлив, ему присущи такие качества, как смелость, целеустремлённость и даже собранность в самые критические моменты времени. Замечу, что большинство его заклинаний-таки достигли цели и привели к желаемому эффекту. Эти противоречия делают Кадгара самым живым персонажем всей киноэпопеи, самым близким к реальной жизни. А почти кельтская фибула, которой заколот его плащ смотрится просто потрясающе.
   Юный маг проник в подвал с трупами убитых орками воинов без разрешения. Первая попытка защититься заклинанием от Лотара проваливается, но появление магической магии в том виде, которого мы все ждали, очень порадовала зрителя. Играющие руны и вращающиеся круги вкупе с загорающимися глазами - всё это знакомо и трогательно. Символ Кирин Тора на руке вызывает сладкие воспоминания о цепочке квестов в обновлении Бёрнинг Крузэйд. Именно Кадгар смог верно определить причину смерти убитого воина и опознать вредоносную магию скверны. Также юноша делает единственно правильный выбор призвать Хранителя. Странно, почему в фильме парень оказывается сбежавшем от Медива. В романе "Последний страж" Кадгар был его учеником всё время.
   Герои прибывают на военный совет в Нордшир к королю. Режиссёр продолжает представлять зрителю героев. На сей раз это сам король, королева, которая оказывается сестрой Лотара, и его сын Калан.
   На роль короля Ллейна взяли актёра с интересной внешностью. Но раскрыться ему не дали. С одной стороны, в фильме он делает не так уж и много, чуть менее, чем все эпизоды с его участием стандартны и сводятся к произнесению избитых фраз. Это мы тоже видели и не раз. С другой, монарх лишён королевского величия. Он даже не может усидеть на троне. Постоянно вскакивает и ходит по залу. Не показано церемониала, сопровождающего августейшую особу. Даже не заметил, чтобы перед ним с благоговейным трепетом склонялись подданные. Медив и даже молодой Кадгар могут обратиться к королю до того, как он разрешит высказаться. Маги просто встревают в разговор с монаршей особой. А Гарона вообще поднимается на пьедестал в тронном зале и обнюхивает трон. Где пурпур? Где горностаевая мантия? Где держава и скипетр? Где герольды? Где длинная титулатура? Где сложный придворный этикет? Лотар входит в тронный зал, как к себе домой. А король допускает панибратское к себе обращение. Даже корона на голове не может спасти положение. Кроме того, внешность, доспехи, сходные фразы и действия делают этот образ похожим на Лотара. Этакий Лотар N2.
   Сын Лотара - очередной красивенький мальчик. Он желает снискать славу также, как и его отец. А сам командующий старается уберечь сына от гибели. Что ещё о нём сказать? Ах да, аликовские доспехи ему очень идут.
   На роль королевы взяли женщину оригинальной внешности с африканскими чертами, наверное, дань политкорректности. Она - не классическая красавица, но личность, несомненно, притягательная. Леди Тария, так её зовут (это я прочитал в Интернете, из фильма её имя я так и не запомнил), появляется всегда в самый нужный момент. Именно она символизирует в фильме женское начало. Более чуткая и наблюдательная, более заботливая, чем мужчины, которые её окружают, она видит и предугадывает желания и состояние собеседника. Именно благодаря королеве Гарона переходит на сторону людей. Заботой и пониманием она делает то, чего не смогли добиться её муж и главнокомандующий обещаниями и угрозами. В целом, персонаж гораздо более удачный, чем сам король, правда эпизодов с королевой гораздо меньше.
   По совету Кадгара монарх принимает решение призвать Хранителя. Нас ждёт увлекательный полёт на грифоне. Заснеженные горы, как в демо-ролике игры. Кристально чистый воздух, широкий простор. Чувствуешь, как ветер свистит в ушах.
   Караджан сделан совсем не таким, как в игре. Он стоит не в мрачной местности, где вечная ночь, а на большой зелёной лужайке посреди жизнерадостного ландшафта (почти Петя и Волк). В WOW камни башни чёрные, а в фильме белые. В игре есть пристройки с черепичными крышами, а здесь нет. В кинокартине Караджан гораздо больше и напоминает смесь Пизанской башни с Минас Тиритом. Хотя стоит учитывать и тот факт, что после убийства Медива Башня подверглась разрушению, а местность вокруг была осквернена выбросом демонической магии. Но всё-таки, по моему мнению, в игре и в фильме показаны совершенно разные строения.
   Героев встречает Мороуз, дворецкий Медива. Он одет совсем не так, как знаменитый босс, с которого летели долгожданные рецепты инчанта на оружие. Зато на нём знаменитая гербовая накидка Кирин Тора.
   Юный маг и Лотар попадают в библиотеку. Здесь не понятен возглас Кадгара: "Я в жизни не видел столько книг". Даже по фильму молодой волшебник был учеником Медива и готовился в хранители. Он наверняка бывал в Караджане. А если мы возьмём роман "Последний страж", то первым большим заданием Кадгара было навести порядок в библиотеке. Вспоминается его разделение книг по классам опасности (для тех, кто не знает поясню: многие книги Хранителя были защищены смертельной магией). Лотар поднимается по огромной винтовой лестнице, а пухленький чародей остаётся осматривать библиотеку, из которой без зазрения совести крадёт книгу.
   Тем временем Лотар прибывает в одно из верхних помещений Караджана. Он, человек довольно молодой и сильный, почему-то вконец запыхался, поднимаясь по бесконечным ступеням, в то время как старик Мороуз выглядит свежим. Магия? Возможно. Перед нами Медив ваяет голема. Вспомним големов, которые в большом количестве охраняют библиотеку Караджана в WOW. Это единственный момент, когда персонаж предстаёт перед нами с голым торсом, да не какой-нибудь воин, а Медив, маг и Хранитель Тирисфаля. Залихватский вид дополняют кожаные штаны с заниженной талией. К чему всё это, я не знаю. Как-то слышал, что актёры очередного фильма от Марвел говорили, будто каждый из них мечтает о том, чтобы продемонстрировать почтенной публике свои мускулы, а потому они борются за право сняться без верха, быть может, дело именно в этом?
   После разговора Медив пускается вниз, в библиотеку. На этот раз он в какой-то странной красноватой поношенной робе с капюшоном. Больше такого одеяния мы не увидим. Ещё в комнате с големом Хранитель узнаёт, что внизу находится второй гость. Едва завидев Кадгара, он иронично спрашивает: "Всё осмотрел?" Чароплёт явно недоволен, что юноша рылся в его вещах. Зрителя радуют новым актом магической магии. Медив делает величественный жест рукой, поток голубоватого света, вырвавшийся из неё, поднимает незадачливого ученика и бросает, словно мячик. Удивительно, как парень не переломал себе все кости. Ещё более странно, что такой проницательный Медив не распознал пропажи. С одной стороны, он видел, чем занимается непрошеный гость, а с другой, так и не понял, что тот украл томик с полки, причём, как оказалось, самый важный во всей этой истории.
   Далее следует новая отсылка к игре Варкрафт III. Медив кастует алтимэйт спэлл архимага - телепорт. И суть заклинания, и даже внешний вид его именно такие, как в стратегии. На сей раз он в своей зеленоватой робе с блестящими перьями на плечах. В роликах для Варкрафт III таинственный пророк также предстаёт в наплечниках, украшенных перьями, но облачение там несколько другое. Очевидно, перья - намёк на способность Хранителя превращаться в ворона. А в руках у Медива знаменитый Атиеш, большой посох стража из игры. Герои портуются прямо в тронный зал. Никакого официального приветствия. Король встаёт с трона и обнимается с дорогим другом, как будто он вовсе не венценосная особа. Медив отдаёт Атиеш Кадгару, который, оступившись ударяет легендарным посохом по щиту.
   Медив - следующий запоминающийся персонаж в фильме. Роль сыграна хорошо. Актёр убедительно перевоплотился в чудаковатого страдающего волшебника. Его лицо почти всё время изображает тягостные раздумья. Будто он в уме решает какую-то сложнейшую задачу, просчитывает несколько вариантов. Кажется, что его глаза видят то, что не подвластно простому смертному. Вдохновенное лицо явно устремлено в мир былого и грядущего. Как и Гул' Дан, он также обладает терпением и выдержкой. Но в отличие от орка, которому никогда не изменяет самообладание, Медив подвержен приступам слабости, которые зачастую приводят к полному изнеможению и даже потере сознания. Думаю, что только те, кто читали роман "Последний страж" могут сразу определить, что его бесконечная интеллектуальная работа и странные болезненные проявления являются следствием внутренней борьбы Хранителя с духом демона Саргараса. Медива отличает острый ум, расчётливость. Но вместе с тем он способен глубоко чувствовать и переживать, что особенно ярко отражается в последних сценах. Но главная черта мага - это загадочность. Никогда не знаешь, чем он занят и что собирается предпринять. После того, как становится ясно, что в нём живёт демон, в каждом эпизоде начинаешь думать, кто сейчас действует Саргарас или сам Медив. По мнению моей подруги, чародей похож на Иисуса. Но мне кажется, что для него он слишком светлый. Лотар с тёмными волосами на Христа походит больше.
   Далее защитники Азерота едут на охоту за орками. Им нужно, как говорится, взять языка. Опрокинутая телега выглядит прямо как любимая декорация WOW и Варкрафт III. Люди обнаруживают следы магии скверны. Медив и Кадгар делают при этом весьма вдохновенные лица. Засада. В первой же стычке перед нами парад героев орды: тут и Блэкхэнд, Оргрим и Дуротан, и Гарона. Вот только не понимаю, как сложился столь звёздный состав. Блэкхэнд недолюбливает Дуротана и Северных Волков, так как в одном из предыдущих эпизодов те не выполняют его приказ. Я бы на месте Блэкхэнда с таким, как Дуротан, в разведку бы не пошёл. Далее следует обычная голливудская рубка с трюками. Особенно порадовала ржущая в камеру орчиха. В этом есть что-то хтоническое. Комья грязи живописно смотрятся на нежном личике красавчика Калана. Лотар отстреливает руку Блэкхкэнду - пригодился подарочек короля Магни. А что же делают наши маги - надежда и опора аликовской армии? Кадгар сориентировался тут же - покрыл себя и учителя щитом магии. А Медив никуда не торопится. Он теряет драгоценные секунды. Только крик ученика выводит его из оцепенения. Когда до него наконец-то доходит, он начинает долгий, но очень эффективный каст. Создаётся впечатление, будто Хранитель специально затягивает действо. Так медленно он делает пассы и проговаривает слова. Что это? Результат витания в облаках или целенаправленной деятельности по подрыву обороны Азерота? Но магическая магия и здесь выглядит красиво. Налицо все её атрибуты - горящие глаза, светящиеся шары в руках, расходящиеся всполохи новы. Орки, подёрнутые магией скверны за счёт неё же и умирают в радиусе поражения. Дуротан и Оргрим, кажется, вообще толком и не вступали в бой, а Блэкхэнд спасается бегством.
   После битвы Медив отлучается в Караджан без объяснения причин. Что Гарона делала всё время боя, вообще не понятно, зачем её взяли с собой - тоже. Рабыню освобождает Дуротан, перерубая цепь, на которой её держал Гул' Дан, но Кадгар с помощью магии берёт полукровку в плен. Хорошо, сработано, юный маг! В итоге Гарона оказывается у короля и соглашается сотрудничать с людьми.
   Далее Гул' Дан обвиняет Блэкхэнда в трусости и порочит его перед Ордой. При этом чернокнижник делает акцент на традициях орков. Мне так и не ясно, зачем ему губить марионеточного вождя. Неужели только ради того, чтобы показать приверженность стародавним устоям своего народа? В любом случае смена власти повлечёт за собой ненужную нестабильность. Так или иначе Блэкхэнд с полюбившейся фразой "Моя жизнь принадлежит Орде" суёт руку в костёр магии скверны. Дуротан отрубает руку, препятствуя распространению разрушительной магии. В ответ на протест Гул' Дана он сообщает, что чародей азеротцев использовал скверну против орков. По мне так магия Медива не напоминала скверну. В фильме последняя всегда зелёная, а от Хранителя распространялись синие всполохи. Мне показалось, что это заклинание направило уже имеющуюся в орках скверну против них самих. Зато Гул' Дан явно рассержен. Это один из немногих моментов, когда колдун выходит из себя. Его гнев отмечается зелёной вспышкой, а произнесённая фраза: "Только я повелеваю скверной!" - эпична. Этот момент, как мне кажется, должен навести подозрения на Медива, хотя, ещё раз повторюсь, в фильме нет убедительного доказательства того, что заклинание Хранителя было именно чарами скверны. Мне оно более напомнило антимагию, примерно такую же, как паладины ли жрецы сковывают и бьют нежить. Гул' Дан угрожает Дуротану и даже называет его "маленький вождь". Глава Северных Волков идёт на попятную. Не желая бросить вызов создателю Орды, он говорит, что уважает его, но спрашивает о плате за могущество, которое даёт скверна. Колдун говорит: "Плата - отнятые жизни". Не знаю, что это нам даёт. Возможно, сценарист думал, что именно данная реплика наведёт Дуротана на мысль бороться против чернокнижника. На самом же деле, Дуротан как свидетель открытия Тёмного портала и спасения собственного сына, уже должен был понимать, что питает эту зловещую силу.
   Далее нам показывают идиллическую семейную сцену. Юный Тралл хватает отца за клык, а затем рычит на него - да, выглядит мило, снижая накал мрачного пафоса.
   Тем временем Медив пытается допросить Гарону. Он спрашивает, кто привёл Орду в Азерот. Полуорчиха отвечает, что Гул' Дан называл его демоном, и она слышала только голос. Видимо, Хранитель хотел узнать, что именно знает Гарона и в случае чего устранить свидетеля. Другая версия - сам маг не помнит того, что творит Саргарас, когда тот повелевает его разумом. Косвенное подтверждение второго варианта будет дальше. Услышав шаги, Медив превращается в ворона и улетает, а мы вспоминаем бессмертные ролики из Варкрафта III.
   Затем нам показывает, как Кадгар читает книгу, которую украл у Медива. Этот эпизод - эпик фэйл создателей фильма. Мы видим надпись на английском языке в книге, которая написана даже не буквами латинского алфавита. По мне, следовало дать текст именно азеротскими словами и в субтитрах поместить перевод, как это сделано в русской версии фильма. Хотя даже и субтитров не надо было. Парень всё равно произносит прочитанное вслух. Это - наверное, единственный крупный провал.
   Следующий эпизод посвящён диалогу Дуротана с Оргримом. Здесь, как и в ряде последующих сцен бесит искусственная растительность. Эти деревья, травы и листья никто даже не попытался сделать правдоподобными. Они выглядят, будто купленными на китайском рынке. Ужасная вопиющая фальшивка. Зато здесь вождь говорит, почему он решил пойти против Гул' Дана. Он считает, что так же, как скверна уничтожила Дренор, она приведёт к гибели и Азерот. Действительно мы видим осквернённую землю в лагере Орды. Больше походит на таковую на базе нежити в Варкрафте III. Оргрим отвечает на предложение друга уклончиво, не говорит ни "да", ни "нет". Зная, дальнейший сюжет, можно уже здесь предполагать корни будущего предательства. Возможно Оргрим решил спасти собственную шкуру и присоединиться к более сильной стороне.
   Далее Лотар облачает Гарону в доспехи. Он смотрит на полуорчиху с явным вожделением. По фильму, между ними затем возникает, если не любовь, то уж точно привязанность и симпатия. Хотя до выхода киноленты считалось, что Гарона полюбила Медива и даже зачла от него ребёнка. В кноэпопее же о чувствах полукровки к волшебнику вообще не сообщается ничего, хотя Медив дарит ей цветок, сотканный из магии. Если не знать историю Гароны, то вообще не понятно, с чего вдруг такой подарок. Думаю, обычные зрители подумали, что это сделано просто так.
   Герои отправляются на поиски орков. Кадгар, как истинный ботанюга, читает книгу во время езды. Лотар, чтобы подгадить юному магу, ставит его в дозор первым. Шутка на счёт того, что ученик волшебника желает овладеть Гароной не особо остроумна. Но зрители смеялись. В этой сцене рассуждения о людях и дальнейшие воспоминания полуорчихи более важны. Фраза "Ломаные кости потом крепче" звучит эпично, но на самом деле наиболее устойчива именно первоначальная структура кости. Кадгар также рассказывает о своём детстве, при этом упоминает "парящий город Даларан". Ещё один анахронизм. На самом деле столица магов в то время ещё стояла на земле. Её отправили в полёт после разрушения демонами и последующего восстановления.
   Затем нам показывают, как Дуротан рассказывает Гароне, где он собирается встретиться с королём людей. Снова вокруг пластиковые растения. Меня больше интересует само место. "На севере есть Чёрная Гора", - говорит он. Сказано весьма неопределённо. Всякий, кто играл в WOW знает, что вокруг неё можно ехать очень долго, тем более, что она стоит на границе двух локаций - Бёрнинг Степпс и Сиринг Гордж. Но, это мои придирки.
   Далее нам показывают панорамный вид, напоминающий старый добрый Варкрафт II. Вырубленные участки леса и поселение людей, где, словно юниты в игре, воюют орки.
   Тем временем нам показывают военный совет с участием владык людей, дварфов и эльфов. Они так и не приходят к соглашению. А эпизод интересен лишь тем, что мы первый раз встречаем длинноухих. Горящие глаза, диковинные одеяния, ниспадающие шелковистые волосы и эти великолепные уши - сделано прекрасно, очень похоже на игровые прототипы.
   Лотар посещает раненого сына в лазарете. Девушкам-поклонницам Калана представляется ещё одна возможность лицезреть миловидного мальчика. Всякие сентиментальности типа "ты у меня один" неинтересны и предсказуемы. Игрокам понравится обстановка палатки и лежанка больного, а также то, что он лежит с босыми ногами - всё это типичные черты из WOW.
   Пока король решает встретиться с Дуротаном, Медив проникает в апартаменты Кадгара и видит его конспекты. Я не знаю, какого чёрта ему потребовалось развешивать листы по всей комнате. Наверное, чтобы эффектнее горело. В своей библиотеке Хранитель так не узнал о похищении рукописи, а тут так прознал про занятия юного чародея. Как? Зрителю не понятно. Акт сожжения записей выглядит грандиозно, особенно, когда вспыхивает последний листок. Медив (а, скорее, тут действовал Саргарас) запрещает ученику совать нос не в свои дела и указывает Кадгару его место. Но ведь запретный плод всегда сладок, как можно остановить то, что уже почти закончено? Хранитель опоздал. По счастливой случайности юному чароплёту удаётся сохранить один, самый главный лист. Ах-Ах слона-то Медив опять не приметил. Ну, хоть книжку вернул. На месте Хранителя я бы вместо фразы "любопытный выбор" метнул бы в парня фаерболл, да погорячее. Как он мог не понять, что тот уже обо всём догадался? Недооценивал юношу? Ах Голливуд-Голливуд, такие свидетели в реальности не живут долго.
   Выживший, благодаря глупости Медива, Кадгар делится своими соображениями с Лотаром. Тот сразу всё понимает, но не желает произносить это вслух.
   Далее показывают встречу двух миров. Король Азерота и вождь Северных Волков. Глазеем на аляповатые аликовские доспехи и не менее броские одеяния орков. Больше ничего интересного. Суть разговора и его финал предсказуемы. Даже "неожиданная" атака не становится сюрпризом. Право слово, я бы больше удивился, если бы стороны разошлись с миром.
   Мочилово, очередное неорганизованное мочилово. Все дерутся, как попало, с кем попало. Воины Азерота одеты, как солдаты из Варкрафта III. Тем временем на протяжный звук привлекает взгляд Гароны. На горе появляется Блэкхэнд - это его волк завыл, а за вождём Орды идёт Оргрим Думхаммер. Мотивы предательства последнего для меня остаются загадкой. То ли он побоялся за собственную шкуру, то ли соображения чести не позволили ему предать создателя Орды. В фильме об этом говорится неубедительно и вскользь. "Я не мог представить союза с людьми против собратьев", - и только поэтому он обрёк на гибель своего друга детства, с которым они сражались бок о бок много-много лет? Это противоречит понятиям орков о чести. Оргрим даже не попытался переубедить Дуротана. Нет, не верю я в эту причину. Я считаю, что предательство Огрима - одно их самых слабых мест сюжета.
   Сначала я думал, что Медива здесь не будет. Нет, Хранителя создатели фильма эпично поместили на скалу. Откуда, как не с высоты великому волшебнику наблюдать за сражением и творить магическую магию. Владыка Караджана долго не может собраться. Видимо, дух Саргараса не даёт ему сосредоточиться. В итоге истинный Медив побеждает и творит заклинание барьера, которое позволяет королю покинуть сражение. И тут злой рок вмешивается в историю. Барьер из чародейских чар не может преодолеть ни одно живое существо. Калан, конечно же без шлема, чтобы зритель ещё раз полюбовался на его физиономию, отважно сражается с превосходящими силами орков. Его отец по другую сторону чародейской стены не в силах ему помочь. В отчаянии он кричит: "Медив, сними барьер!" - но Хранитель дорого поплатился за своё заклинание. Саргарас лишает сознания непослушную оболочку. В итоге на сцену выходит Блэкхэнд. Он не просто убивает Калана, он демонстративно на глазах у отца пронзает парнишку шипами, которые вождь вставил себе вместо отстреленной Лотаром руки. Орк дерзко глядит прямо в глаза главнокомандующему Азерота. Режиссёру хватило ума сделать так, чтобы Блэкхэнд не смеялся, торжествуя над поверженным врагом. Проникновенный понимающий взгляд говорит куда больше. Занавес, все плачут. Мне лишь остаётся добавить, что на теле мёртвого Калана нет дефектов ткани в области живота, куда вонзилось роковое остриё, даже доспехи кажутся целыми.
   Гарона и Кадгар находят Медива без сознания на горе и отвозят его в Караджан. Вот так полукровка попадает в башню величайшего мага, хоть в романе "Последний страж" она прибывает туда в качестве эмиссара и только там знакомится с Кадгаром. Юноша кладёт учителя в целительный источник магии и видит, как на мгновение глаза Медива вспыхивают зелёным огоньком скверны. Сомнений не остаётся, и парень спешит в Кирин Тор в поисках объяснений.
   Вслед за тем режиссёр переносит нас в лагерь орды. Дуротан говорит Драке немедленно бежать и спасать ребёнка. Я так и не понял, почему она ждала, пока не придут убийцы и не устроят резню Северных Волков, а не покинула лагерь немедленно. Сам Блэкхэнд приходит за Дуротаном. Тот говорит о пути предков. Но орки давно уже не те свободолюбивые воины, которые кочевали по некогда зелёным равнинам Дренора. Вождь Орды мрачно замечает в ответ: "Теперь мы все лишь топливо для скверны". Становится ясно, орки понимают, к чему ведёт путь Гул' Дана, но игра зашла уже слишком далеко. Точка невозврата достигнута и пройдена. Но у Блэкхэнда осталось представление о чести. Он щадит Драку и младенца. Убеждая Дуротана сдаться, он говорит: "Не вынуждай отнимать невинные жизни". Однако то, чего не сделал вождь, свершат убийцы Гул' Дана. Пока глава Северных Волков этого не знает. Чтобы спасти свой народ, Дуротан сдаётся без боя. Он просит оставить в живых свой клан. Но Блэкхэнд не даёт ответа. Он знает, от него тут уже не зависит ничего. Всё решает коварный безжалостный чернокнижник. В самом начале фильма разговор заходит об имени младенца. Последнее, что спрашивает Драка у мужа - это, как назвать сына. Дуротан отвечает: "Гоуэл". Но в историю войдёт имя Тралл.
   А нам показывают сооружение Тёмного портала на стороне Азерота. Однако, если верить игре, то врата в мире людей уже существовали. В инсте Блэк Морасс нам показывают прибытие орков. Они проходят через портал, а не появляются на поверхности озера, как в фильме. Также, когда Таинственный Пророк (Медив в новом воплощении) рассказывает о себе в Варкрафте III, нам демонстрируют ролик, где он встречает орков, выходящих из портала.
   Далее следует мой любимый после явления маврлока эпизод. Оргрим разговаривает с Гул' Даном. Чернокнижник подпитывается энергией скверны, вытягивая жизнь из пленника. Лёгким манием руки колдун высасывает энергию жертвы. Мужчина испытывает невыносимые муки. Истекание беловато-синей светящейся субстанции напоминает иконку Майнд Флай из заклинаний шадоу приста. Сделано идеально. Можно смотреть и смотреть. Гул' Дан делится с бывшим заместителем Дуротана своими планами одарить скверной всю орду. Кажется, по замыслу сценариста, именно в этот момент Оргрим осознаёт губительность пути колдуна для орков. Он пытается выиграть время и ловко уходит от предложения принять демоническую силу немедленно. Здесь мне не понятны слова чернокнижника о том, что Северным Волкам нужен новый вождь, хотя мы знаем, что в это время убийцы поголовно вырезают всех представителей клана. Судя по предыдущему эпизоду, Блэкхэнд не желал "отнимать невинные жизни", поэтому, кто отдал приказ, мне так и не ясно.
   Когда Оргрим возвращается к стойбищу своего клана, он видит, как убийцы расправляются с Северными Волками и сжигают их дома. Никаких мер противопожарной безопасности. Постройки стоят так близко друг к другу. Звучит крик: "Гул' Дан не хочет тратить свою силу на Северных Волков", - косвенно это подтверждает, что всё-таки он отдал приказ об уничтожении подданных Дуротана. Эта сцена ещё раз подтверждает решимость Оргрима встать в оппозицию чернокнижнику. Молот Рока задерживает преследователей и даёт возможность Драке убежать.
   В следующем эпизоде Кадгар летит в Даларан. Здесь город магии уже парит в облаках. Мы видим знакомую площадку для приземлений и характерную архитектуру -округлые строения с куполами и башнями. Левитирующие архитектурные детали выполнены также в даларанском стиле. Юный волшебник спешит к правящему совету. Маги показаны классно - синие сияние глаз, роскошные робы, ниспадающие до земли с широкими рукавами. Вокруг фиолетовые украшения и глаза -эмблемы Кирин Тора в кованых решётках. Здесь мы впервые слышим имя Алоди. Как я понял, так звали первого Хранителя. При чём тут чёрный куб, я так и не знаю. Но заклинатели, которые со всех сторон направляют в него энергию, - это так характерно для WOW. Выглядит впечатляюще. Внутри Кадгар находит старую женщину. Мне кажется, что это была Эгвин, мать Медива, которая по сюжету игры узнала о сущности сына и пыталась противостоять ему. Но по имени её не называют, поэтому я не могу точно сказать, кто она такая. Разговор с незнакомкой - ещё одно слабенькое место в фильме. Как и в других голливудских фильмах, беседа о способе победить зло идёт неясными намёками. Я даже не уверен в том, что сами создатели знают, о чём конкретно там речь. Сначала она говорит: "доверься своим друзьям". Потом повторяет фразу из книги Медива: "Из света рождается тьма, а из тьмы льётся свет". В это время её глаза меняют цвет с зелёного (скверна) на синий (обычная магия). Будем считать, что незнакомка показала Кадгару заклинание, которым следует одолеть Медива. Нужно преобразовать тёмную энергию, которая переполняет его, в светлую.
   Действие переносится в Караджан. Медив снова теряет сознание - демон завладел его сущностью. Мороуз относит господина в источник магии, но скверна уже переполняет его настолько, что это невозможно скрывать. Вредоносная магия истекает из Хранителя и окрашивает источник в зелёный цвет. Последние усилие воли - Медив признаётся Мороузу, что скверна изменила его, что именно он привёл орков в Азерот. Фразы: "Даже не знаю, что ещё я мог натворить. Я просто ничего не помню" говорит о том, что сам хранитель не контролировал себя, когда его разумом завладевал Саргарас. Далее демон вновь берёт верх, резко встаёт и выпивает жизнь Мороуза точно также, как Гул' Дан подпитывался энергией пленника.
   Следующий эпизод - военный совет. Поначалу нам показывают, что король желает занять оборонительную позицию и сдерживать орков. Лотар высказывается против. По его мнению, нужно атаковать всеми силами и не допустить прохода всей Орды через тёмный Портал. Далее в зал совета портуется Медив. Он здоров, и монарх сразу же подмечает это. Хранитель говорит, что чувствует себя "обновлённым". Возможно, это намёк на то, как Саргарас высосал жизнь Мороуза. Хранитель врёт, сообщая, что говорил с Дуротаном. Он считает, что при поддержке Северных Волков, королю можно атаковать всего тремя легионами, а не задействовать всю армию. Если по роману "Последний страж", Медив поддерживал связь с Гул' Даном, то становится ясно, что он знает о гибели мятежного клана. Поддержки со стороны орков не будет. Саргарас заманивает короля в ловушку. Лотар не верит ему. Он прямо обвиняет Хранителя в ненадёжности и малоэффективности. Тут маг бьёт по больному месту, напоминает о смерти Калана. Лотар взрывается, отпихивает локтем короля, нападает на чародея. Снова нам показывают магическую магию. По приказу монарха командующего бросают за решётку.
   Камера Лотара напоминает инст Тюрьма Штормограда. Как и прочие заключённые в темнице WOW, Лотар сидит там без обуви. Любовная сцена с Гароной не особо интересна. Кроме того, что герой целуется с клыкастой полуорчихой, там ничего нового.
   Более важен следующий эпизод. Оргрим, осознавший губительность пути Гул' Дана, освобождает Дуротана из клетки. Объяснение исчерпывается двумя фразами и ударом кулаком в живот. Разрыва селезёнки явно не последовало. Думхаммер говорит Дуротану: "Гул' Дана не станут слушать если узнают, чем он стал". Аргумент малоубедителен. После всех этих демонстраций даже я уже понимаю, чем он стал. Не думаю, что орки настолько тупы, что до сих пор в неведении. Даже Блэкхэнд открыто говорит об этом.
   Обстановка снова меняется, и нас переносят в Штромвинд. Кадгар проникает в тюрьму. Он кастует полиморф на охранника Лотара. Это заклинание неизменно присутствует в играх: оно есть Варкрафте II, III и WOW. Суть его в превращении врага в овцу. Сразу вспоминаются маги в рейде, которые этим заклинанием не давали некоторым мобам вступить в схватку и появившийся в этой связи глагол "овцевать" - крики "Овцуй его!" Ученик чародея красиво чертит круг магической магии. Руны загораются синим огнём, сияние поднимается вверх, вспышка - и герои в Караджане.
   Фильм подходит к концу. Драка бежит от врагов и оказывается ... в Альтеракскх горах. Как за день можно пешком преодолеть такое расстояние? Это же почти треть континента! По роману "Повелитель кланов", Северные Волки ушли от Орды обосновались в Альтераке. Именно туда колдун направил убийц, которые оставили малыша Тралла умирать в лесу. Там его нашли люди и отнести в Дурнхольд Кип. В фильме же Драка отправляет колыбельку с младенцем плыть по реке, возможно, а сама погибает, унеся с собой на тот свет и своего убийцу. Ещё один намёк на Библейский сюжет.
   Между тем Дуротан вызывает Гул' Дана на поединок. Расчёт простой. Если колдун не примет вызова, он обесчестит себя. Если примет, то ему, старику не совладать с молодым тренированным воином. Он будет вынужден применить магию скверны, чем всё равно обесчестит себя. Дуротану терять нечего, он вне закона. Смерть ждёт его в любом случае. Поэтому "вождь без клана", как называет его Блэкхэнд, желает извлечь максимум из собственной гибели. Как я уже писал, по книге Кристи Голден глава Северных Волков умирает при других обстоятельствах.
   Дело осложняется тем, что с минуты на минуту Медив (то есть Саргарас) начнёт читать заклинание открытия портала, и чернокнижнику необходимо принять участие в обряде. Поэтому поединок должен пройти быстро. Блэкхкэнд предлагает колдуну не отвечать на вызов. Но Гул' Дан проявляет осторожность. Меньше всего ему теперь надо потерять поддержку орды. Пренебрежение обычаями предков может повлечь за собой серьёзные последствия. Бой начинается. Колдун скидывает с себя накидку, и мы видим, что шипы - это не деталь облачения орка, эти рога вырастают из его тела. К удивлению многих, Гул' Дан оказывается вовсе не дряхлым, а довольно мускулистым. Но ему далеко до богатыря Дуротана. Вначале вождь Северных Волков побеждает. Но чернокнижник не может проиграть в шаге от достижения своей цели. Медив начинает читать заклинание, а бой не закончен. Гул' Дану не остаётся ничего другого, ка применить магию скверны. Толпа начинает порочить колдуна за то, что он дерётся не честно. Но какое это уже может иметь значение, когда нужно впустить орду в Азерот? Чернокнижник на глазах у всей Орды поднимает Дуротана на руки и выпивает из него жизнь, несмотря на негодование орков и обвинения в предательстве. Вождь Северных Волков гибнет, а Оргрим призывает Орду восстать против Гул' Дана. Орки отворачиваются от повелителя скверны. Но не тут-то было. Если колдун не может удержать воинов честью, то он сделает это страхом. Гибельная магия убивает нескольких зрителей поединка. Больше никто не осмеливается противостоять чернокнижнику. А Гул' Дан наделяет скверной самого Блэкхэнда, даруя ему мощь демонов. Хотя ранее говорилось, что орки были околдованы, выпив крови демона Манрота. После такого убедительного представления Гул' Дан отдаёт приказ Орде атаковать надвигающееся войско короля Азерота.
   Между тем в Караджане разыгрывается одна из финальных сцен. Лотар и Кадгар сражаются с Медивом. По книге "Последний страж" убийцы Хранителя проникают в тайный подземный уровень башни. Здесь же всё разворачивается в покоях мага. В принципе, это одна из многих голливудских финальных битв. Ничего выдающегося. В бой вступает голем. Кадгар и Медив щедро используют магию. В конце Хранитель принимает настоящий облик Саргараса. Но его давит собственное творение. Демон обездвижен, а Кадгар кастует то самое заклинание. Сначала он вбирает в себя скверну Саргараса, а затем преобразует её в свет, причём даже не в синюю магию, а в настоящую жёлто-оранжевую, пристовскую. Дух зла побеждён. При этом высвобождается огромное количество энергии, убивающей всё живое вокруг Караджана. В отличи от книги, Кадгар при этом не стареет. Всё, победа. Лотар зовёт грифона и летит к Тёмному порталу помочь королю. На нём до сих пор нет обуви.
   В лагере орков эпичная битва. Силы Азерота не находят поддержки. На их стороне нет ни Хранителя, ни Северных волков, ни восставших против Гул' Дана орков, как это задумывалось ранее. В то же время эпичная магия скверны открыла портал, и новые орки прибыли из Дренора. Поражение людей неизбежно. Однако войско короля прорвалось к порталу. Это совпало по времени с гибелью духа Саргараса. Проход между мирами закрылся. Медив освободился от власти демона. Но он тоже умирает. Однако последних сил мага хватает на то, чтобы открыть Тёмный Портал в Штромвинд. Он хочет дать людям уйти с минимальными потерями. Как Хранитель узнал, что происходит на поле боя - не понятно. В то же время король тут же приказывает армии отправляться через врата в столицу. Откуда он знает, что так можно, тоже не ясно. Монарх в составе последней группы воинов прикрывает бегство освобождённых пленников. В разгар боя он снимает шлем. Зачем? Видимо, примеры лорда Клиффорда и лорда Дакра ему не знакомы. Но и сам Медив гибнет, а вместе с этим закрывается и портал в Штормвинд. Теперь горстка воинов во главе с королём окружена со всех сторон. Выхода нет. И тут Ллейн принимает странное решение. Он просит Гарону убить его. Этим она должна снискать честь у орков, а затем позаботиться о примирении сторон. Мне не понятно, откуда монарх знал, что это сработает? Гарона только что убила нескольких воинов Орды. Смерть короля неминуема, исход битвы решён. Блэкхэнд уже в паре шагов от властителя Азерота. Убить предательским ударом сзади уже обречённого на смерть - какая в этом честь? Разве это сможет искупить предательство, гибель орков, сотрудничество с врагом? Я бы не был уверен на 100%. По мне так такое разрешение эпизода притянуто за уши. Однако план сработал. По иронии судьбы Гарона втыкает в шею Ллейна тот самый кинжал, который ей подарила королева. Орки ликуют и поднимают полукровку на руки. Сам Гул' Дан говорит: "Орда принимает тебя, орк". До этого считалось, что Гарона убивает короля по приказу чернокнижника во время осады Штромвинда. А по лагерю разносится боевой клич "Заг-заг".
   Затем появляется Лотар на грифоне. Он пришёл слишком поздно. Все воины Азерота убиты. Командующий хочет забрать тело короля Ллейна. В итоге воины Орды оглушают его. Я не знаю зачем, но Блэкхэнд вызывает героя Азерота на честный бой. Последний убивает вождя Орды с одного удара, да ещё и в промежность - не красиво. До фильма считалось, что Блэкхэнда убил Оргрим Думхаммер, воспользовавшись комой Гул' Дана. Напомню, что до выходя фильма говорилось, что чернокнижник впал в небытие после смерти Медива. Маг пребывал в тесной связи с колдуном орды в момент открытия портала, и убийство Хранителя повлекло за собой потерю сознания Гул' Дана.
   В фильме создатель Орды находится в добром здравии. Он приказывает убить Лотара. Но орки почитают древние традиции чести. Они пропускают командующего Азерота, дают ему забрать тело короля и улететь. А Гарона, новый герой орды, открыто противостоит колдуну, защищая исконные обычаи кланов.
   Всё, что происходит далее можно считать эпилогом. Оргрим выламывает клык Дуротана, говоря, что передаст его Траллу. В Стромвинде Лотар показывает Кдгару кинжал Гароны, который торчал из шеи короля. Герои так и не поняли замысла этого действа. Лотар говорит, что она выбрала Орду. Затем люди, гномы, эльфы и маги Даларана объединяются в альянс для защиты мира от Орды.
   А далее колыбелька Тралла пристаёт к берегу, человек находит её, берёт в руки. Младенец сначала улыбается, а затем скалится и рычит. Большинство зрителей посчитает, что это лишь намёк на последующее продолжение. Но игроки-то знают: здесь показано начало пути величайшего из вождей Орды, который объединит не только кланы орков, но и тауренов, троллей, отрекшихся и даже эльфов.
   На этом я заканчиваю изложение сюжета. Надеюсь, что предыдущий текст не покажется читателю голым пересказом. Я попытался проанализировать фильм и высказать своё мнение о том зрелище, которое предстаёт глазам зрителя.
   О чём же всё это? Традиционно принято считать, что любое художественное произведение должно нас чему-то учить, нести какой-то моральный смысл, доносить мысль создателя. Несмотря на всю сказочность и нереальность происходящего, основная идея кинокартины довольно проста и исключительно жизненна. Чёткие представления о добре и зле, чёрном и белом здесь не работают. Обычно в кинокартинах есть две стороны. Одну можно назвать "наши", а другую - "не наши". За наших мы обычно болеем, переживаем, желаем им успеха. А не наши должны непременно проиграть. Так было и во "Властелине колец", и в "Звёздных войнах", и в "Хоббите" и во многих других фильмах. В киноэпопее "Варкрафт" тоже на лицо конфликт, есть две противоборствующие стороны - орки и люди. Так за кого мы? Кто тут наши? Обычно сторону "наших" определяют создатели фильма. А здесь наши и те, и другие. Прежде всего, люди, потому что мы тоже люди, потому что нация Азерота сражается за свои земли, свои города, своё будущее. Но и орки тоже. Они борются за новую жизнь, за место под солнцем, за своих детей, за свои права и традиции. Как и представителя рода человеческого, они наделены моральными качествами. Дружба, любовь, благородство, справедливость, искупление, честь - это всё подкупает в орках. И теми, и другими движут обстоятельства. И они действуют сообразно положению вещей. История ведёт оба народа своим путём, и его трудно изменить. Это понимает и целеустремлённый Гул' Дан, и могучий Блэкхкнд, который должен стать примером для всей Орды, и Гарона, дважды меняющая сторону конфликта, и Дуротан, которого сила судьбы сначала подхватывает, как щепку, а потом безжалостно ломает, когда тот пытается противостоять несущему его потоку, и метущийся Оргрим.
   Судьба каждого персонажа в отдельности показательна, её тоже нельзя рассматривать с позиций добра и зла. Вождь клана Северных Волков должен заботиться о своём народе, как о собственных детях. К чему приводит его правление? К полному истреблению клана. На момент окончания фильма почти все Северные Волки убиты, в том числе его любимая Драка, судьба его сына висит на волоске, его друг предал вождя и сам встал в оппозицию могучему чернокнижнику. Дуротан проиграл по всем показателям, его самонадеянность привела клан к гибели. Кажется, здесь логично продолжить: "Он был плохим вождём". Но разве такое впечатление у нас об этом образе? Конечно же нет, Дуротан погиб, как герой, он сделал всё, что мог, но обстоятельство оказались сильнее, и всё-таки семена, посеянные им, ещё дадут всходы в будущем.
   Другой герой Гул' Дан достиг многого, в этом фильме он осуществил поставленную цель. Чернокнижник сплотил Орду, привёл её в другой мир, сумел провести молниеносную военную операцию. Он даже сумел открыть портал и привести пусть не всех, но многих орков и значительно увеличить численность завоевателей. Кроме того, он сумел нанести сокрушительное поражение врагу и даже добиться смерти короля Азерота. Как покажут дальнейшие события, следующим шагом будет падение Штормвинда. Если смотреть с этой точки зрения, Гул' Дан - умелый политик, смелый правитель и блестящий полководец. А хитроумное использование в личных целях как законов орков, так и магии скверны позволяет ему удержаться у власти. Этот персонаж плывёт по течению истории и одерживает верх.
   Медив - человек в прямом смысле слова двуличный. Одна часть его сущности пытается спасти Азерот, но сидящий в нём демон ведёт королевство к гибели. Разрываемый на части, он не может долго существовать, его смерть предрешена, и маг неизбежно гибнет. В его руках были огромные силы, но он не смог направить их полностью в пользу одной из сторон. Именно поэтому фильм заканчивается по сути ничем. И Орда не пришла в Азерот полностью, и Штормвинд не пал, и люди не смогли себя защитить.
   Что сделано, то сделано - лучшая из оценок происходящего. Зло для людей - добро для орков, зло для одних орков - добро для других, зло для одной части Медива - добро для другой. А на самом деле есть только то, что произошло. Поэтому пафосные религиозные слова "добро" и "зло" лучше заменить более низкими, но точными "выгодно" и "невыгодно".
   Что даёт фильм для развития вселенной Варкрафт? Если посмотреть на него, как на отдельное произведение кинематографа, то он хорош, как очередная масштабная фантастическая сага, лучше или хуже других, решать не берусь. Но в мире игры он оказывается явлением чужеродным и разрушительным.
   Мы не греки и не римляне, не египтяне и не ацтеки. У нас нет мифологии, мы не слагаем песни о богах и героях, не славим их великие подвиги. Вселенная Варкрафт в какой-то мере заменила нам, игрокам, этот пробел в культуре. Мы изучали выдуманный мир, знакомились с его героями, накапливали знания, кое-кто покупал фигурки и книги, а в самой игре можно было совершить "паломничество" по местам исторических событий. Мы рассказывали друг другу о персонажах Азерота и Дренора и гордились знанием таких деталей, которые не знали другие. Как и мифология, это знание было довольно стабильным. Но фильм извратил знакомые сюжеты. Многие-многие линии истории мира Варкрафт были скомканы и приспособлены для того, чтобы стать кинокартиной. Словно Лоскутика, их разрезали, перекроили, часть выбросили и сшили заново. В итоге конструкция получилось компактной, но довольно неустойчивой. В самом деле, если следовать оригинальному сюжету, нужно было снимать не один фильм, а целый сериал. Кроме того, чтобы сделать этому неуклюжему монстру подпорки, Кристи Голден написала книги, противоречащие её первым произведениям, которые органично вписывались в концепцию игры. Кроме того, как говорят, изначально фильм был на 40 минут длиннее, возможно, поэтому причинно-следственные связи и мотивировки персонажей кажутся неубедительными. Остаётся ждать выхода полной режиссёрской версии.
   Я же считаю этот фильм лишь красивым дополнением к истории, некой вольной компиляцией, подобно тем, что создавали средневековые монахи на основании языческих эпосов, щедро переделывая и додумывая сюжеты. Для меня история мира Варкрафт останется прежней, такой, какой я её знал до выхода кинокартины.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"