Пожилой мужчина зашел в приемную офиса под названием "Фьюче". Согласно объявлению на фасаде здания фирма предоставляла услуги по виртуальному путешествию в прошлое. Элегантная секретарша, закончив разговор по телефону, вежливо пригласила мужчину на собеседование к топ менеджеру фирмы. В просторном кабинете за компьютером сидел мужчина средних лет, который сразу, как только посетитель вошёл, встал из-за стола и, приветствуя вошедшего, сказал:
- Рад вас видеть в нашем центре. Я получил по электронной почте вашу заявку и готов вам сообщить, что мы можем вам предоставить заявленные услуги, при условии, что мы составим четкий договор. Что вы выбираете?
- Я бы хотел заказать посещение прошлого всего на один день - на 12 мая 1965 года.
- За ваши деньги - любой каприз, - улыбнулся менеджер. - Проблем нет, но, как вы знаете, посещение является виртуальным и осуществляется с помощью нашей уникальной электронной аппаратуры и специального совершенно секретного программного обеспечения. Мы производим безопасную активацию долговременной памяти человеческого сознания. Во время сеанса наш оператор строго контролирует состояние здоровья клиента и его безопасность.
- Разве прошлое восстанавливается абсолютно достоверно? Ведь память человека пожилого, наверняка, со временем повреждается, она также не содержит деталей внешней среды. Вы мне покажете плохо снятое виртуальное кино, возьмёте деньги и прощай!
- Абсолютно не так. В договоре всё оговорено. Никто не знает того, что было с вами 12 мая 1965 года, только вы! Вы легко уличите нас в обмане. Вы знаете, что недавно был открыт великий Закон сохранения информации во Вселенной? Любая, самая незначительная информация, рожденная в мире бесчисленными происходящими процессами, архивируется в структурной решетке вакуума. С помощью недавно созданной Теории Всего Сущего наше оборудование воссоздаёт, практически со стопроцентной вероятностью, полную картину каждого прошедшего мгновения в русле вашей памяти, даже если она повреждена.
- Скажите, а я смогу что-то менять по ходу событий в виртуальной действительности?
- А зачем это вам? Вы же сами сказали, что не кино пришли смотреть. Вы должны понять, что виртуальная действительность есть отражение реальной. Мы занимаемся технологией отображения в вашем сознании когда-то реализованной действительности на основе информационного массива, содержащегося не только в вашем сознании, но и в долговременной памяти Вселенной. Цель такой операции - обеспечить вам участие в подлинных событиях. Мы вам предоставляем не развлекательное кино, а страницу вашей жизни, где вы сможете заново пройти через горнило той прошедшей жизни и испытать подлинные чувства. Менять виртуальную реальность можно, но тогда теряет смысл нашей услуги. Мы единственные специалисты, которые могут воссоздать прошлое и реконструировать его с высочайшей достоверностью. Мы, наша фирма, впервые в мире осуществляем путешествие в прошлое, но виртуальное. Реального посещения прошлого, в принципе, не может быть. Заявление некоторых ученых, что можно совершить физическое путешествие в прошлое посредством, например, кротовых нор или с помощью "пузыря Алькубьере" - это просто бред, потому что прошлое физически умерло, но оно архивировано в вечной памяти Вселенной. Времени, как, например, пространственной координаты или тропинки, по которой можно пройтись, нет. Есть процессы и их длительность. Первичны процессы. Чтобы физически воссоздать реальное прошлое, нужно повернуть вспять бесчисленное множество процессов Вселенной в рамках их строгой последовательности, то есть так называемого времени. Вот почему невозможно осуществить реальное путешествие в прошлое. Уйти в прошлое физически, а не виртуально, - это всё равно, что воссоздать Вселенную заново, что, конечно, не под силу никому, кроме Бога.
- Хорошо, вы меня убедили. Давайте, я подпишу документы...
- Теперь, когда все формальности улажены, прошу вас пройти к нашей установке...
Десятиклассник Андрей Гончаров проснулся внезапно. Так как память еще не включилась, то он на мгновение лихорадочно пытался понять, где он и какое время суток. И когда также внезапно память вернулась, он отчетливо вспомнил все события за последнюю неделю. Ровно неделю назад он вместе с родителями переехал в город Днепропетровск, на новое место службы отца. Сегодня ему нужно было идти в школу на проспекте Пушкина, куда он два дня назад отнёс свои документы. Было начало мая, заканчивался учебный год, и это создавало определенные трудности для него в учебном процессе. Для волнения были веские причины. Переход в другую школу был сопряжён для него со многими неизвестными, с другими одноклассниками, новыми учителями.
В школу он пошёл пешком по бульвару Пушкина. Бульвар был просторный и красивый. Акации уже выпустили листья и обозначились гроздья будущих цветов, весна была на подходе к пику своего расцвета, её дыхание ощущалось в тёплых и свежих порывах ветра.
На перекрестке проспекта Пушкина и улицы Чичерина, возле памятника Пушкину, Андрей остановился. Надпись гласила, что памятник установлен жителями города в 1901 году. Андрей осмотрел внимательно памятник со всех сторон. На бюсте в области сердца он увидел две глубокие ямки, похожие на выщерблины от пуль. Он уже слышал, что в сердце поэта стреляли фашисты во время оккупации. Андрей вспомнил слова своего учителя литературы, что настоящего поэта нельзя убить, потому что он уходит в стихи, как в вечность.
Андрей перешёл с бульвара к школе. Это было двухэтажное здание, бывшее училище имени А.С. Пушкина, которое построили ещё задолго до революции. Об этом Андрей узнал от директора школы Веры Федоровны, когда сдавал свои документы. Она тогда же предупредила Андрея, что сама представит его классу на первом уроке.
Вера Федоровна, пожилая уже женщина, привела его в десятый "А" класс на первый урок и представила классу и учителю физики, Николаю Петровичу, молодому симпатичному среднего роста мужчине, которому было на вид лет тридцать. Пока она говорила, Андрей стоял перед классом, как выставочный стенд, который ученики рассматривали с нескрываемым интересом. Гончаров, семнадцатилетний юноша спортивного телосложения с мужественными чертами лица и серыми глазами с сиреневым оттенком, смотрел на класс спокойно. Некоторые юноши и девушки шепотом делились своими впечатлениями от вида нового ученика. Одни смотрели на него удивленно, другие - с улыбкой. Все места на партах были заполнены, кроме третьей парты в среднем ряду, где сидела симпатичная девушка, и второй парты в третьем ряду, где тоже сидела девушка с копной медных волос. До этого памятного дня Андрей в течение десяти лет сидел только с мальчишками, которые всегда становились его друзьями. Перспектива сидеть вместе с девушкой его немного пугала. И случилось так, что Вера Федоровна, слегка подтолкнув Андрея в спину, сказала:
- Ну, иди, Гончаров, на третью парту, где сидит Логинова. Она хорошая ученица. Логинова, ты, надеюсь, не против этого парня?
- Нет, Вера Федоровна, - ответила Логинова, зная хорошо непреклонную волю директора школы.
Андрей понимал, что в данной ситуации возражать абсолютно бессмысленно и, покорившись судьбе не без внутреннего сопротивления, быстро подошёл к парте. Присаживаясь, он тихо, почти шёпотом, произнёс:
- Привет.
- Привет, - ответила девушка и дружелюбно посмотрела на него своими тёмно синими глазами, - Ирина.
В глазах Ирины была такая глубина и необъяснимая сила, что Андрей на какое-то время потерял ощущение реальности и времени. Это был другой мир, ранее ему неизвестный. Тут же, когда она на мгновение закрыла глаза, Андрей вышел из гипнотического состояния и увидел её лицо вблизи, которое было необычайно красивым. Вдруг она снова открыла глаза, Андрей от неожиданности замер. Отвести свои глаза он уже не мог. Ирина сама отвела глаза и тихим голосом произнесла:
- Урок начался. Слушайте.
Учитель объяснял основы термодинамики вещества. Начал он с рассмотрения понятия работы, теплоты и внутренней энергии тела и системы тел. Андрей эту тему проходил, поэтому его мысли снова вернулись к соседке по парте. Андрей увидел, что руки Ирины лежали на учебнике физике. Рассматривая их, он несколько раз заворожено переводил взгляд со своих рук на руки Ирины. Андрей впервые в своей жизни рассматривал так близко девичьи руки. Открытие было невероятным. Её руки были удивительно красивые, изящные, как будто ювелирные изделия. Глядя на её руки, Андрей не понимал причины того, почему такая необъяснимая разница в их руках. Ирина заметила, что Андрей рассматривает тайком её руки, и интуитивно опустила их под парту, как будто что-то искала. Пока Андрей размышлял об изящных руках девушки, к их парте подошёл учитель физики и, положив руку на плечо Андрея, произнес:
- Я понимаю, юноша, что вы в новой непривычной для себя обстановке, но надо настраиваться на урок, а не рассматривать, как икону, Логинову.
По классу прокатился смех. Чей-то ехидный голос произнёс:
- Так это, может быть, любовь с первого взгляда.
Теперь весело смеялся весь класс. Андрей почувствовал, как к его щекам приливает жар.
- Ладно, Петров, не умничай, ты лучше скажи, о чём я вам почти целый час рассказывал?
- Николай Петрович, я урок еще не усвоил, - решил схитрить ученик. - Пусть новичок скажет, а мы посмотрим, чем он дышит.
- Судя по твоим знаниям, чем дышишь ты, никто не знает, - сказал учитель физики, махнув рукой от досады.
- Я дышу кислородом, Николай Петрович.
По классу опять прокатился смех. Прозвучал звонок. Учитель, идя к выходу, сказал:
- Петров, не расслабляйся. Следующие два урока тоже веду я. Учитель математики просил меня заменить его сегодня. Поэтому ты точно выучишь у меня законы термодинамики. И, кстати, откройте окна, чтобы добавить в класс кислорода для Петрова.
Учитель ушел под смех учеников.
Когда учитель вышел из класса, Гончаров, развернувшись на парте в сторону, где сидел Петров, размеренно и чётко спросил:
- Петров, ты, наверно, в классе местный шут?
Петров от удивления встал, пытаясь что-то возразить, но Андрей тоже встал из-за парты и, выпрямившись во весь свой рост, перебил его:
- Однако в следующий раз поостерегись паясничать с людьми, которых ты не знаешь, иначе у тебя могут быть большие неприятности.
Неожиданно Петров растерянно сел за парту. Класс от удивления замер.
Андрей молча вышел из класса и пошёл во двор. По двору бегали ученики младших классов. Двор был небольшой, но уютный. В конце двора, возле дерева у забора, стояла лавочка, на которую он сел. Его первое впечатление от новой школы было неоднозначным. С одной стороны, он чувствовал себя очень одиноким в новой обстановке. С другой стороны, соседка по парте произвела на него неотразимое впечатление. Андрей вдруг ясно представил её необыкновенные глаза. Волна глубокой грусти захлестнула его душу. В этот момент перед его глазами возник юноша из его класса, такой же, как он высокий, с веснушками вокруг носа. Он улыбнулся и дружелюбно произнёс:
- Виктор Павлов, я рад познакомится с новым учеником. Ты, вероятно, играешь в баскетбол. У нас нет нападающего. Ты, я думаю, тот человек, которого мы ищем.
- Да, играю и давно, с четвертого класса, - ответил, улыбаясь Гончаров. Парень ему сразу понравился. Чувство одиночества сразу куда-то исчезло. Они сразу нашли общий язык, как будто знали друг друга с малых лет. В класс они вернулись уже друзьями.
Когда Андрей сел за парту, Ирина тихо произнесла:
- Зря вы напали на Петрова. Он неплохой парень и никаких коварных целей не преследовал.
- Может быть, зря, - согласился очарованный Гончаров, глядя в её бездонные глаза.
Ирина улыбнулась, заметив, что Гончаров в душе настроен миролюбиво. Между ними неожиданно возникло взаимное понимание и бесконечное доверие. Логинова демонстративно положила руки на парту, чтобы Гончаров воочию мог убедиться в их совершенстве.
Два следующих урока физики прошли для Гончарова практически незаметно и мгновенно. Чувство приятной грусти было доминирующим в его душе. Из-за присутствия Ирины рядом, класс стал для него родным и уютным.
Николай Петрович в середине третьего часа, видя, что новичок опять больше занят соседкой по парте, чем уроком, вызвал Гончарова к доске, чтобы проверить, как он будет решать непростую задачу. Убедившись, что Гончаров правильно решил задачу и хорошо понимает изложенный материал, учитель похлопал его по плечу, и сказал:
- Удивлён, но рад, что в класс пришел ученик с основательными знаниями по физике. Приятно с такими учениками иметь дело, а я грешным делом подумал, что вам не интересно то, что я излагаю. Рад был ошибиться. Садись, ставлю тебе первую пятерку, причём с плюсом. Вот, наконец, появился соперник по физике Федичеву из десятого "Б".
Далее урок по физике прошёл без особых событий.
На большую перемену Гончаров и Логинова вышли вместе. Двор был залит солнечным светом. Весна находилась в разгаре. Андрею было очень приятно идти с этой красивой, стройной и хрупкой девушкой по двору рядом. Ирина была среднего роста и, при разговоре, ей приходилось, общаясь с ним, смотреть на него снизу вверх. Это позволяло Андрею видеть вблизи её глаза, губы и русые густые волосы, спадавшие волной на плечи. Чистое девичье лицо с правильными чертами вызывало ощущение нереальности её существования. Хотелось прикоснуться к её щекам, на которых при улыбке возникали ямочки, словно звёздочки, которые придавали её лицу особое обаяние. Слова, словно мелодия, стекали с её красиво очерченных вишнёвых губ. Её мягкий грудной голос завораживал красивым тембром, его хотелось слушать, потому что появлялись в её голосе новые обертоны, удивляя и завораживая редкими по красоте звуками. Андрей зачарованно слушал её, не вникая глубоко в существо разговора, её облик по значению был выше любых произнесённых слов. Её манера говорить, проникновенно глядя прямо в глаза собеседнику, подкупала полной доверительностью. В разговоре выяснилось, что она живёт на пересечении улицы Комсомольской и улицы Серова, недалеко от дома, куда вселились Гончаровы. Это Андрея обрадовало. Он хотел что-то сказать, но прозвенел звонок.
Урок химии проходил стандартно. Учитель химии, молодая и красивая женщина, вначале урока, выяснив уровень знаний нового ученика по химии, сдержанно похвалила Гончарова и больше его не тревожила. Поэтому Гончаров всё остальное время провёл в размышлении об Ирине. Его мысли были заняты впечатлением от неожиданного подарка судьбы в образе замечательной девушки. Её удивительное имя было лейтмотивом всех его мыслей. В душу горным потоком хлынули грустные и приятые ощущения от её присутствия рядом, они были полны неизведанных оттенков и придавали окружающему миру глубокий смысл, и когда прозвенел звонок, Гончаров непроизвольно тяжело вздохнул, вызвав вопросительный взгляд Ирины.
Последние два урока были посвящены внеклассному чтению и разбору произведений Александра Грина. Валерий Алексеевич, учитель русского языка и литературы, невысокий полный мужчина среднего возраста, при перекличке тоже поинтересовался тем, откуда перевелся новый ученик. Учитель, узнав, что Гончаров читал Грина, попросил его включиться в обсуждение творчества Грина, и начал урок. Андрей Гончаров обрадовался тому, что целых два часа он сможет спокойно смотреть на Ирину, её изящные руки, красивый профиль. Он думал о том, как они вместе после уроков пойдут домой, как он пригласит её пройти через парк Глобы, где можно будет посидеть на центральной аллее, на лавочке под пихтой, на которой он сидел вчера, думая о том, как его встретит новая школа. В мыслях эту аллею он уже предполагал назвать её волшебным именем. Время и пространство перестало существовать. В какой-то момент, глядя на Ирину, он видел, что она глазами и беззвучным шептанием губ что-то ему явно хочет сказать. В её глубоких синих глазах он увидел тревогу, но не мог понять, что это значит. К реальности Андрея вернул недовольный голос учителя:
- Гончаров, я рассказываю очень важные вещи о произведениях Грина. Вы это нигде не услышите. Я выбрал для обсуждения на уроке внеклассного чтения произведения удивительного и сложного для понимания писателя Грина, которого нет в школьной программе. Вы меня не слушаете, вам это не интересно? Вы заняты какими-то важными мыслями?
- Валерий Алексеевич, я сижу молча и не разговариваю, - возразил Андрей.
- Да, вы не разговариваете, но вы отвлекаете Логинову. Я же вижу, что она впервые тоже не слушает меня.
- Валерий Алексеевич, но мы, остальные ученики, внимательно слушаем вас, - неожиданно вмешалась в разговор миловидная девушка с большими тёмными глазами, сидевшая на первой парте в третьем ряду.
- Совершенно верно, нам всем интересно, - вдруг подал голос Петров.
- Ну, раз меня и Петров слушает, то тогда я продолжаю, - с иронией в голосе произнёс учитель. - Так вот. Александр Грин принадлежит к той интересной плеяде писателей, которая не столько отражает жизнь, сколько её моделирует. В рассказах и романах Грина события развиваются в неизвестных придуманных странах и городах с чарующими названиями и именами людей. Однако такие события могли произойти в любой стране, потому что Грин за основу произведения берёт не факты, а отношения между людьми. Поэтому Грин не привлекал в свои произведения, для фона, известные и узнаваемые события. Грин обладал талантом моделирования жизненных ситуаций во всех их тонкостях и подробностях через отношения людей в нестандартной придуманной обстановке. Конечно, такая позиция писателя не говорит в его пользу, так как позволяет предполагать, что Грин внутренне отторгал реальную действительность. Вероятно, это произошло из-за тяжелого детства и голодной юности, в те моменты жизни, когда душа человека непоправимо легко травмируется. Возможно, что именно в этот период в душе создаётся свой сложный и неповторимый мир сопротивления, противостоящий реальной жизни. Отсюда, вероятно, логично вытекает прекрасная сказка под названием "Алые паруса" и фантастический роман "Блистающий мир", рассказы: "Карантин", "Сто верст по реке", "Колония Ланфиер", и другие произведения. Однако краеугольным камнем всего феерического творчества Грина есть роман "Бегущая по волнам". Я на нем остановлюсь подробно, чтобы вы поняли, по сути, прекрасное творчество Грина. Итак, если говорить кратко, то суть романа простая. Начинается он с того, что молодой человек по имени Гарвей попадает в город Лисс, где был снят с поезда вследствие болезни, которая обострила восприятие внешнего мира его душой и сердцем, и обозначенное им как поиски "Несбывшегося". Когда состояние Гарвея улучшилось, он случайно в порту увидел девушку, сошедшею с парохода, которая показалась ему человеком, причастным к несбывшимся событиям. Её имя было Биче Сениэль. Несбывшееся получило особенное продолжение для Гарвея, когда, сидя в компании друзей, в его сознании вдруг возник женский голос, который произнес: "...Бегущая по волнам". Вслед за этими событиями Гарвей увидел в порту яхту с названием "Бегущая по волнам". Гарвей приложил много сил, чтобы попасть на яхту пассажиром, но был ночью ссажен в шлюпку посреди моря на верную смерть из-за драки с капитаном Гезом, виновником ссоры. Вслед за Гарвеем в шлюпку ссадили и неизвестную женщину, которая назвалась, как Фрези Грант. Она успокоила Гарвея, сказав, что она пришла к нему, чтобы ему не было так жутко и одиноко. Фрези Грант предсказала, что он встретит Биче Сениэль, но ей нельзя рассказывать о случившемся в море событии, кроме одной девушки, которая пока скрыта. Утром Гарвея подобрал корабль, где он познакомился с девушкой по имени Дези. Корабль прибыл в город Гель-Гью, в котором проходил карнавал, посвященный основанию города. В гавани Гель-Гью стоял памятник, построенный в честь легендарной покровительницы города с названием: "Бегущая по волнам". На карнавале Гарвей встретился с Биче Сениэль, родители которой имели прямое отношение к яхте "Бегущая по волнам". По стечению обстоятельств Биче Сениэль и Дези оказались в одинаковых платьях, что придало событиям вещий смысл. Вопреки предупреждению Фрези Грант, Гарвей рассказал Биче Сениэль про "Бегущую по волнам", но она не поверила Гарвею. Ей были непонятны сложные объяснения Гарвея. Это стало причиной их взаимного отчуждения. Вопреки логике событий, Гарвею сразу поверила Дези, которая и была той девушкой, скрытой до времени. Она всё поняла, потому что сказала, что она как бы сама была в лодке с Гарвеем и видела Фрези Грант, девушку в кружевном платье, которая не боится ступить ногами в бездну, в область неизведанного и прекрасного мира. На фоне карнавальных событий происходит убийство капитана Геза и ведется расследование, в котором были замешаны все действующие лица. В общем, сюжет романа начинён всеми необходимыми элементами, делающими его увлекательным.
В этот момент прозвучал звонок на короткий перерыв. После перерыва учитель продолжил урок.
- В принципе, я подробно очертил сюжетную линию романа для тех, кто его не читал, - с задумчивым видом произнёс учитель. - Теперь мы можем подвести итог. Гончаров, вот, ты сказал, что читал роман "Бегущая по волнам". Тебе роман понравился?
- Да, читал, - удивленно сказал Андрей, не понимая смысла вопроса.
- Ты можешь кратко сформулировать, в чём заключается смысл произведения?
- Мне кажется, что сюжет построен просто. Суть заключается в поиске родственной души или, если хотите, любимой девушки, образ которой формируется путём сложного и случайного соединения внешних событий с подсознательной интуицией.
- Интересно. Можно и так сказать. Наверно, твоё мнение имеет смысл и право на существование, - учитель на мгновение задумался, а затем продолжил. - Но представь, что ты Гарвей! Как ты думаешь, кто такая Фрези Грант? Почему она запретила говорить о себе Биче Сениэль?
- В романе на это нет ясного ответа.
- Нет, ответ на этот вопрос есть! - с восклицанием и значением произнес учитель. - Ответ на этот важный вопрос дают все события, происходящие в плоскости развития сюжета. Представь себе, что Логинова - это Биче Сениэль. Ты бы рассказал ей, что видел Фрези Грант?
- Конечно. Ведь ради неё Гарвей отправился в море.
- Пусть так. А если бы она тебе не поверила? Логинова, ты бы ему поверила, - сказал учитель, обращаясь к ученице, - вот так сразу, не зная ничего о случайно встреченном человеке?
- Почему нет, поверила бы.
- Поздравляю. Твоё утверждение вне логики. И в романе этого не случилось, потому что образ Фрези Грант является символом бесконечно прекрасного, сложного, неизведанного и удивительного мира. Чтобы понять красоту мира, нужно верить искренне в его величие и бесконечное разнообразие. Биче Сениэль видит Гарвея в первый раз, поэтому, естественно, что она, как трезво мыслящая, умная и практичная девушка, не может поверить в его претензию на оригинальность. Она воспринимает слова Гарвея, как попытку преподнести себя особенным. Умная девушка не должна сломя голову бросаться в омут претенциозных отношений с незнакомым человеком. Ведь так?
- Но ведь Дези поверила Гарвею, - возразила Логинова.
- С Дези всё логично. Она первой увидела посреди моря одинокую лодку, с терпящим бедствие человеком. Их знакомство произошло при загадочных обстоятельствах. У неё было время общаться и привыкать к новому человеку. Гарвей заинтересовал её ещё и потому, что не всё рассказал о событиях в море, оставив без удовлетворительного ответа некоторые вопросы. Дези пришлось самой додумывать некоторые странные детали ответов Гарвея. Он предстал перед ней, как таинственная загадка.
- А что, это не так? Разве Гарвей, по вашему мнению, обычный серый человек? Мне кажется, Валерий Алексеевич, что вы сейчас почему-то противоречите себе и говорите всё это вопреки Грину, - твердым голосом произнесла Логинова.
- И я так думаю, - включился в разговор Гончаров. - Двум родственным душам не нужно много времени, чтобы понять и поверить друг другу.
- А ты как думаешь, Петров? - неожиданно спросил учитель.
- А что тут думать, Валерий Алексеевич, жаль, что вы мало рассказали про убийство капитана Геза. Я люблю детективы и погони, я также, как и Биче Сениэль, не верю в сказки.
- Ладно, Петров, не продолжай. Я вижу, что ты уже всё знаешь об этом мире и тебе подавай не знания, а развлечения. Будем считать, что урок внеклассного чтения принес вам некоторые знания о творчестве Грина. До конца урока осталось пять минут. Можете собираться домой, - устало произнес учитель и, захватив журнал, вышел из класса.
Прозвенел звонок и во всей школе возник обычный школьный шумовой фон в виде потока разговоров, криков и смеха. К Гончарову сразу подошел Виктор Павлов с целью договориться о тренировках по баскетболу. Разговор занял не более пяти минут, но в шуме и суматохе Андрей не заметил того момента, когда ушла Логинова. Андрей вдруг почувствовал, что в его душе внезапно родилась безотчетная тревога, поэтому он, сославшись на неотложные дела и, извинившись, покинул быстрым шагом школу.
Логинову Андрей догнал только возле кинотеатра "Красногвардеец". Она была, к счастью, одна. Поравнявшись с ней рядом, он, слегка коснувшись рукой её плеча, произнес:
- Ирина, слава богу, я вас догнал и, кажется, символично, что возле кинотеатра. Вы меня простите, но я предлагаю в ознаменование нашего знакомства пойти в кино. В синем зале, я утром видел объявление, идет новый чехословацкий фильм "Золотой папоротник". Вы не возражаете?
- Не возражаю, - улыбнулась Ирина, сверкнув ямочками на щеках, как яркими звездочками.
Андрей купил билеты на три часа дня. До начала оставалось пятнадцать минут. Они успели зайти в буфет, где Андрей заказал два бутерброда и два стакана кофе. В синий зал молодые люди зашли, когда освещение стало медленно гаснуть.
Журнал "Новости дня" Андрей смотрел невнимательно, потому что никак не мог привыкнуть к ощущению тревоги. Ирина сидела рядом, и Андрей не мог поверить в то, что с ним сегодня произошло. Волнение от событий первого дня в школе сменилось неожиданным открытием, что он, фактически, пришёл на первое свидание со своей девушкой, необычайно красивой. Он уже заметил, что все встречные юноши обращают на Ирину восхищенные взгляды. Андрей вдруг понял, что эта изящная стройная девушка в строгом коричневом платье с белым воротничком и белым передником может также легко исчезнуть из его жизни, как и появилась. Страх потерять её вдруг охватил его. Он интуитивно осторожно прикоснулся своим плечом к её плечу, чтобы немедленно убедиться в реальности её существования. Ирина повернула к нему голову и улыбнулась, как показалось Андрею, ласково и спокойно. А на экране разворачивались события, снятые по одноименной сказке чешского писателя.
Андрей включился в восприятие событий фильма, происходящих на Балканах в восемнадцатом веке. Молодой сельский чешский парень, по имени Юра, в ночь на Ивана Купала, идёт в лес, чтобы найти золотой папоротник. Он находит цветущий папоротник, срывает его светящийся лист и относит в свой дом. Вскоре за папоротником в дом приходит неизвестная очаровательная девушка, которая просит вернуть папоротник, иначе Юра погибнет. Молодой человек уговаривает её остаться с ним и быть его женой. Девушка соглашается. Когда Юра засыпает, за папоротником является некая лесная сила в виде паука, чтобы забрать светящееся золотое зерно папоротника, и убить похитителя растения. Однако девушка защищает молодого человека, бросив паука в огонь. Девушка становится женой Юры, который называет её Лесанкой. Но счастье молодых длится не долго. Во время одного из праздников Юра и еще несколько молодых людей из села, перепив вина в корчме, дали согласие на вербовку в солдаты императорской армии, похоже, австрийской, судя по гербу с орлом на белом полковом знамени. Утром, после праздника, вербовщики забрали всех, кто подписал бумаги. Лесанка узнаёт об этом, зашивает в рубашку для Юры золотое зерно папоротника и, встретив на лесной дороге отряд вербовщиков, передаёт её Юре, с условием, чтобы он носил рубашку, не снимая. В боях с турками Юра, благодаря защитному действию рубашки, становится практически неуязвимым. За проявленную храбрость Юру производят в капитаны. На него обращает внимание богатая красивая дочь командира полка, которая, узнав, что он влюблён в свою жену, обещает ему попросить своего отца дать ему отпуск, если он приведёт ей в подарок сначала коня визиря, а затем жемчужное ожерелье его одалиски. В конце концов, Юра влюбляется в коварную девушку и, чтобы обрести её благосклонность, безжалостно срывает с себя простую холщовую рубашку, меняя на шелковую рубашку. Однако красавица неумолима. Тогда, по совету цыганки, переодевшись в одежду посланника султана, Юра проникает в шатёр визиря, чтобы похитить соловья, пение которого может смягчить сердце красавицы. Раненый в схватке с охраной визиря, Юра едва уходит от погони, переплыв через реку Дунай. На берегу реки он падает без сил. Его находят императорские офицеры. Юру обвиняют в измене. Соловей, которого он похитил у визиря, задохнулся в его кармане. Красавица не заступилась за него. Его подвергают наказанию шпицрутенами, забивая до бесчувствия. Командир полка приказывает двум солдатам бросить мертвое тело в Дунай. Однако солдаты, которым приказали это сделать, видя, что он пришёл в себя, отпускают Юру на свободу. Юра возвращается в свой разрушенный дом, давно покинутый Лесанкой. Заканчивается фильм выразительной сценой: Юра бежит по лесу и безнадежно с отчаянием зовёт свою любовь - Лесанку.
Время показа фильма пробежало незаметно. Андрей пожалел, что включился свет. Вот так бы с Ириной он мог бы просидеть всю вечность, не вставая. Тут впервые Андрей ощутил, что время безжалостно, оно течет неумолимо быстро. Фильм подтвердил его предполагаемые опасения, что любовь, если неожиданно, как в этом пророческом фильме, приходит, то также внезапно и уходит. Эхо отдалённого отчаяния он слышал внутри своей души.
На улице Ирина, заметив, что Андрей идёт с молчаливым растерянным видом, спросила:
- Андрей, почему вы такой грустный? Вам фильм не понравился?
- Нет, фильм очень хороший. Мне жаль Юру. И я сейчас думаю о том, что год назад, когда мы жили в Белоруссии, я с братом своим двоюродным ходил в ночь Ивана Купалы искать цветущий папоротник.
- Вы нашли цветущий папоротник?
- Сейчас я думаю, что да.
- Да? - переспросила Ирина и рассмеялась мелодичным звонким и завораживающим смехом. - Странно. Вы так похожи на актера Вита Ольмера. Я во время фильма думала, что это все происходит с вами. Фильм меня поразил. Он очень напоминает мне по смыслу роман "Бегущая по волнам". В романе Грина Фрези Грант, как говорит наш учитель, представляет собой символ прекрасного и удивительного мира и открытие бесконечных возможностей человека. В фильме "Золотой папоротник", зерно папоротника, - это такой же символ. Кто не верит в прекрасное, тому и недоступно полноценное восприятие жизни. Вот Гарвей это понял, а Юра - нет. Поэтому он потерял свою любовь, и вынужден безнадежно скитаться по земле. Вы согласны? Как вы думаете?
- Вы знаете, Ирина, я тоже во время просмотра фильма об этом думал.
Вспоминая детали фильма, они дошли до улицы Юрия Савченко, вышли по ней на улицу Комсомольскую и когда проходили мимо военного госпиталя, Ирина вдруг сказала:
- Знаете, здесь, в этом здании, до революции была вторая женская гимназия. В ней учились только девушки, они ходили в такой же форме, как я сейчас. Где они теперь?
- Они уже давно старушки, если выжили в двух жестоких мировых войнах и в бурные годы революции, - предположил Андрей.
- Неужели и мы будем когда-нибудь старыми! - вдруг, как будто испугавшись, воскликнула Ирина.
- Ну, нет, вам до этого, Ирина, бесконечно далеко, - рассмеялся Андрей, не представляя, как это она может быть старой.
Они свернули на улицу Новую, которая вела в парк Глобы.
На центральной аллее парка Андрей предложил посидеть на лавочке. Когда он направился к понравившейся ему вчера лавочке, Ирина удивленно спросила:
- Почему вы выбрали эту лавочку?
- Я вчера тут был и почувствовал, что это лавочка, расположенная под ветвями пихты, чем-то мне по душе.
Они сели на лавочку.
- Странно, но когда лавочка свободна, я тоже всегда сажусь тут, - призналась Ирина. - Скажите, Андрей, вам нравится наш город?
- Ещё неделю назад этот город был для меня чужим. Теперь это чувство чужого города от меня вдруг ушло. Даже эта лавочка стала для меня, как золотой папоротник, который я нашел в дебрях чужого города. Но особенно меня поразил парк, в котором есть прекрасное озеро, железная дорога и уникальные деревья с табличками об их происхождении, и вы, Ирина.
- Я тоже люблю этот парк, - Ирина вдруг взглянула на часы. - Андрей, сейчас уже семь часов. Как быстро идёт время. Вы заметили?
- Счастливые часов не наблюдают.
- А вы счастливый, Андрей? - Ирина посмотрела на него вопросительно своими темно синими проникновенными глазами.
- С сегодняшнего дня, да, - доверительно произнес Андрей, - благодаря вам, Ирина.
- Ой, - вдруг, как бы спохватилась Ирина, - извините, меня дома ждёт мама. Идёмте домой.
- Ирина, в парке имеется еще одно чудо. Здесь почти на каждой аллее течет, круглосуточно, чистая питьевая вода. Вы не хотите воды?
- Нет, идите, я подожду вас. Андрей, мне сегодня ночью приснился сон, что я разбила правую коленку и смывала кровь у колонки возле выхода из парка.Странный и тревожный сон, - неожиданно, без связи с текущим моментом, произнесла Ирина, приподняв платье чуть выше колена, обнажив красивую, словно выточенную из розового мрамора, совершенную по форме ногу.
Андрей быстрым шагом перешёл на параллельную аллею. Напившись воды, он вдруг поперхнулся от последнего глотка воды. Подняв голову, Андрей увидел, что на лавочке с Ириной сидит какой-то парень, очень похожий на него. Присмотревшись хорошо, он понял, что это он сам. Не понимая ничего, Андрей хотел немедленно бежать к ним, но какая-то неведомая сила удерживала его на месте до тех пор, пока мнимый Андрей и Ирина не встали с лавочки и не пошли к выходу из парка. Андрей шёл за ними в состоянии транса. Он пытался окликнуть их, но не мог этого сделать. Чужая мощная сила не давала ему возможности ни приблизиться к ним, ни удалиться.
Ирина и мнимый Андрей вышли из парка на улицу Серова и повернули направо в сторону улицы Комсомольской. Андрей вышел следом, но идти за ними не давала ему непреодолимая сила. Он не мог двигаться вперед, интуитивно чувствуя, что сейчас может идти только перпендикулярно их движению. Тогда Андрей решил перейти дорогу, смотря направо на идущую пару. Неожиданно он услышал скрип тормозов. Андрей резко повернул голову влево...
В комнату топ менеджера вбежал взволнованный оператор фирмы "Фьюче" и испуганно произнёс:
- Сканирующая программа перешла в неконтролируемый режим работы. Клиенту плохо. Похоже, у него инсульт, я вызвал скорую помощь...