При конюшнях, кроме служивых, работал конюхом туркмен Оджак из аула в несколько юрт на монгольский лад, куклившегося под боком городка не совсем еще обнесенного забором из горбылей, подтесанных топором. Он был покладистее местных жителей, хотя как всякий туркмен больше молчал не выказывая желания открывать душу. Оджак имел широкую бороду с проседью, лежащую совком на отворотах просторного чекменя под матрасную расцветку. На ногах были высокие сапоги чарик для верховой езды, на голове вместо обычной белой шапки телпек из овечьей шкуры, тюрбана или тюбетейки бёрк, красовалась чалма, свисавшая концом на плечо. Это говорило о его учении в медресе и посещении Мекки, не особо чтимой в этих местах. Откликнулся на общение он только с Григорием, нашедшим к нему подход, беседы стали проходить по вечерам, когда заканчивались занятия по выездке и замкомэска отправлял красноармейцев на ужин, сам питаясь с офицерами позже. Они были непривычными уху казака, всю жизнь управлявшегося с лошадьми, но пришло понимание о том, что расширение кругозора добавляет интереса не только к службе в песках.
- Ты спрашиваешь, зачем я пришел к русским и стал убирать у них в конюшнях? - продолжая начатый разговор, повернул он голову к Григорию, прожевывая русские слова с сильным восточным акцентом.
Тот улыбнулся и молча кивнул головой, показывая, что спросил ради интереса, а не как военачальник, пришедший в их страну со своим уставом.
- Когда к нам пришла советская власть, она объявила, что бога нет и закрыла мечети во всех центрах велаятов, в Ашхабаде в первую очередь. За закыр, даже перед закрытой мечетью, можно было угодить в тюрьму, ее оставили только эвлярам, немногим туркменским племенам, обитающим в пустынных этрапах, куда нет дорог.
- За какой закыр? - переспросил Григорий.
- За молитву. Маргина - Мерв стал обычным советским городом. Многие муфтии, муллы, кади с хафизами были арестованы, зякет-милостыню просить запретили, объявив ее вымогательством, ушюр - десятую часть урожая на отправление обрядов, брать тоже. Следить, как соблюдается адат-закон начал вместо суда казиев светский хяким, глава этрапа-района. Слуг Аллаха собрали и отправили в лагеря наподобие вашего военного, огороженного двойным забором.
- Их настроил Троцкий, заодно отсылая крестьян вместях с рабочими и солдатами, примкнувшими к ним с матросами, в пекло Гражданской войны, - пояснил Григорий, кривя губы в недоброй ухмылке. - У нас на Дону всех попов отправили за ермаковские оби с иртышами. И за них забыли, хотя порядок был как раз при попах.
- Это было сотворено сознательно. Следить за паствой, учить ее нужному, оберегая от дурных поступков стало некому, а отпускать ее без должного присмотра означает ввергнуть в первобытное состояние, в котором главным аргументом остается сила.
- Это так, человек без поводыря тот же слепой,- Григорий усмехнулся. - Хотя, как читали нам в церковно приходской школе, он является главным на земле существом со своим разумом, на которого все должны равняться. Как тут разобраться - слепой, и тут же самый главный. То же самое с моментами, прописанными одними догадками, как все одно по еврейски. Без пояснений про смысл жизни.
- Библию писали не евреи, они составили ее из многих древних книг, начиная с шумеров, халдеев, вавилонян и главное греков, а переделав по своему, присвоили себе сочинительство. Чего стоят десять иудейских якобы заповедей, принадлежащих Хаммурапи, царю вавилонян из Междуречья, принятых как должное и египетскими жрецами.
Оджак оправил на себе полосатый халат, ощупал собеседника внимательным взглядом, словно для удостоверки, что рядом с ним сидит не грубый кавалерист, а любопытный слушатель. Призвал его ко вниманию поднятием указательного пальца с оглаживанием потом бороды всей ладонью.
- Смысл человеческого Бытия заключается в отборе лучшего из нас для возвышения его по лестнице, нами не знаемой и невидимой, к вершине неведомых божественных познаний. Если сказать простыми словами, то вот крона чинары за забором вокруг части, она обнеслась листвой. Придет осень, созреют семена, чинара сбросит их вместе с листьями, они упадут под корни, чтобы смешаться с землей и сгнить. Кто- то из военных или дехкан решит пройти под деревом, зацепив подметками сапог или чариков одно созревшее семя и подметки перенесут его подальше от забора, или под свой аул. Семя отпадет, чтобы через положенное время вознестись к солнцу новым деревом, стройнее и гуще листвой от прежнего.
Григорий с любопытством внимал рассказу Оджака, не пытаясь перебивать, услышанное заставляло посмотреть на привычный мир как-то по другому, в то же время порождая в голове и новые мысли. Он усмехнулся:
- Мы говорили за людей, а как тогда с ними?
- Одинаково с деревьями, при чем как две капли воды, - собеседник благодушно похмыкал в усы. - Люди размножаются беспорядочно, дай им волю, они не оставят на земле свободного места, это только кажется, что до перенаселения далеко, на деле хватит одного столетия. По этой причине возникают странные войны без видимых на то оснований, словно кто-то сталкивает нас друг с другом. Но эта часть убавления численности человечества видимая, на деле существует невидимая, нацеленная на тот же отбор с использованием подошв того, кто нам не ведом. Ведь разумных людей мало, как тех крошек от лепешки, еще меньше людей умных, и совсем с пылинку сознающих, творящих, таких как философ Сократ, геометр Пифагор, художник Леонардо да Винчи. Остальные пепел от костра, топливо догорело и тот без следа разлетелся по ветру.
- Для чего же тогда плодиться и размножаться, к чему призывает Библия?
- Для того, чтобы Духу Господнему под земным именем Его Величество Случай было из кого выбирать.
- Тогда для чего живем мы, вовсе не сократы?
- Для своего разумения.
- От кого оно зависит?
- От женщины. Реже от мужчины, хотя символом жизни является фаллос по гречески, ему воздают должное через возведение у нас минаретов. Но это всего лишь пробивной символ, устремленный к цели через продолжение человеческого рода.
- Почему от женщины?
- Ей отданы ключи от Жизни и Смерти в виде плода из начала и конца Бытия, вынашиваемого ею, с ключами от Войны и Мира через посредство красоты, вызывающей желание ею обладать с греховной к ней ревностью.
- То есть, через беспомощность женщины с родами и с женским шустрым языком под меткий взгляд?
Григорий с усилием пытался вникнуть в то, к чему отродясь не стремился и что было без нужды. Оказалось, пояснения бывшего муллы по устройству бытия не претили уму, зачерствелому от братоубийственной бойни, не чуждого, видать, и такому роду войны с собой. Так ощущал он себя при читке записок хуторского попа Виссариона, легшие на душу спелостью рассуждений с заглядом в будущее. Оджак меж тем продолжал заумное разглагольство.
- Можно сказать и так. Все вокруг утроено по единому проекту, противоречивому по сути на все и везде. Жизнь и Смерть, как Война и Мир, являются антиподами, через которые зарождается и продолжается Бытие. Жизнь-Добро, Война-Зло, а если сказать своими словами, добро стремится к самоусовершенствованию, зло к возвращению людей в первобытное состояние. Среди деревьев есть кровососы, это лианы, мох, грибы и так далее. Они древесные, но высасывают из единокровников соки. Это война между праведниками и греховниками на их уровне. Животных терзают комары, клопы, вши, пиявки, летучие мыши вампиры, то есть, те же животные. Но и они разделяются на хищников, как с живущими для себя и с той тягловой скотиной. Примерно как тигры, олени и лошади. Среди людей есть нации-кровососы, мы их знаем. Сам человек тоже состоит из двух начал, если взять месяц рождения с годом появления на свет, он или рак с кроликом - никакой, или овен с тигром - зверь во плоти. Кроме того, он разделен на мужчину и женщину. Но это не все, человек, как любое животное с существом любого вида тоже склеен из половинок, противоречащих друг другу. Иной раз одна половина мозга напрягается, другая отдыхает, одно ухо слышит, другое нет, одна ноздря забита соплями, другая чистая, одна почка работает, другая отказала. Ты догадался, о чем это говорит?
- О том, что мир во всем состоит из противоречий.
- Если их умело объединять друг с другом, или нацеливать на отталкивание, то можно манипулировать людьми по своему усмотрению.
- Но это же еврейская доктрина про разделяй и властвуй, - насторожился Григорий, вспоминая беседы с Прохором Зыковым, своим ординарцем.
- Или Талмуд с Каббалой, дополняющие и поясняющие друг друга, - кивнул Оджак. - Если к ним прибавить законы, начавшие работать в нужное время спустя рукава, то родится управляемый хаос. Например, ты обращаешься в учреждение, в контору, в больницу, в магазины - всюду - со своей проблемой, тебя внимательно выслушивают и... ничего не делают, продолжая проводить в жизнь свой курс. Мало того, говорят тебе спасибо за то, что огласил имя человека, взяточника, насильника, идиота во власти, повышая его через короткое время в звании, в должности, в заслугах. Такие люди нужны кровопийцам как воздух, чтобы держать через них стадо в своих руках.
- Получается, мы сничтожаем себя сами, не стремясь этого замечать.
- Без всякой войны, через умело использованные противоречия, - уточнил бывший мулла.
- И войны никакой не надо, - повторил Григорий, распрямляясь в спине.
- Войны охватывают мир - живой и не живой, чтобы доказать жизни свою нужность в главенстве над всем через противоречия, единственную движущую силу, иначе она исчезнет миражом в пустыне. Все миры и все живое с неживым являются зависимыми от, скажем так, Создателя. Ничего независимого на Земле, в Космосе, во Вселенной нет, потому что тогда нужно будет отвергнуть противоречия, которые порождают Искру Жизни с возгоранием из нее пламени Бытия.
- Значит, никакой свободы нет?
- Никакой. Даже у отшельников, уходящих от людей, но не от принципов мироздания.
- Над ними-то кто хозяйнует? Они божьи люди.
- Бог и властвует. Они тоже участвуют в рождении противоречий, ветку сломал для шалаша - убил ветку, приготовил пищу - убил живое.
- А как же тогда красные лозунги про нее?
- Призывы к мнимой свободе это выдумки евреев для достижения своих материальных целей, а вокруг одно рабство. Все пожирается всем вокруг для выявления лучшего из оставшегося, чтобы оно порождало из себя еще более развитое.
- А по моему, все остается на месте. Дерева как были деревами, так ими остались, так же собаки с лошадьми, не говоря о человеках.
- Это мираж. Достигший высшего предела в знаниях к нам уже не возвращается, для него ТАМ уготована другая участь, о которой нам неведомо. Жизнь живого существа миг, подобный падению божественной искры на землю из ЕГО владений, она зародилась в космосе и сгорела в небе на твоих глазах. А на земле прошли миллионы лет, и первобытный человек за это время превратился в человека разумного.
- Первобытных середь нас как раз пруд пруди.
- И это пройдет...
Пролетела неделя, в течении которой Григорий пытался примерить на себя выводы Оджака о смысле жизни. Выходило, что принадлежал он к тому отсеву, проживающему на земле срок, отмеренный кем-то неведомым, бесцельным плытьем по течению реки. Изменить что-то в судьбе он был не в силах, потому что не знал, с чего начать. Если до революции с Гражданской войной была цель выбиться в атаманы, чтобы принести пользу казачеству, от которого пошел, то теперь все смешалось в общую кучу под странным именем "русские", гонимую к неведомой пропасти как свиньи с вселившимися в них бесами. От казачества остались обмылки, блукающие по Дону, утратившему границы, навродя призраков без души, загоняющие себя в лагеря Троцкого с конвоем из ревкомовцев. Сами "русские" взялись за строительство нового государства через замесы бетона под плотины босыми ногами и возведение заводских гигантов взамен сничтоженных ими же, ведомые странными песнями о будущем, написанными теми же евреями в теплых гнездах при Кремле. Делалось это по указанию новых лидеров из Кремля, бьющим себя в груди по поводу своего происхождения из рабочих и крестьян без показа народу метрик. Той свободы, о которой мечтали и за которую сложили головы миллионы соплеменников, как не было, так и не вызрилось. Все в стране всеобщего равенства и братства вершилось по указам с приказами, спускаемым ими вниз, подкрепленным в отличие от царизма, ленивого даже на батоги, лагерями и тюрьмами с расстрелами под скорые тройки. Выезды за границу, бывшие обычным делом при царе, оборвались внезапно, население закабалили полками НКВД с винтовками на изготовку, заковали в мотки колючей проволоки, против которой выступали мировые организации, запрещавшие опутывать ими, гудевшими от напряжения, лагеря для военнопленных даже во время войны. В новом государстве загулял не видимый глазу, но ощущаемый на своей шкуре управляемый хаос, о котором приходилось слышать