Ивченко Владислав Валерьевич : другие произведения.

Человек, который никогда не улыбался (30-34) (Окончание)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О том, как все завершилось.

  30) Весна, 1958-й год, Крым
  
  Чет идёт с чемоданом по перрону Симферопольского вокзала. Подходит к милиционеру, что-то спрашивает. Милиционер махает рукой и рассказывает, куда нужно идти. Чет выходит на остановку. Ждёт, когда рядом останавливается грузовик с будкой. За стеклом кабины дощечка с надписью "Судак". Чет вместе с другими пассажирами залезает в будку. Едут. Люди говорят об отдыхе, море и ценах.
  В Судаке Чет показывает каком-то прохожему бумажку с адресом, слушает, как пройти. Находит дом, где живет Иван Колымагин. Дома никого нет. Чет приходит на следующий день, наконец-то застаёт хозяев. Мужчину, женщину, сына. Образцовая семья. Видно, что любят друг друга.
  Чет кривится от зависти. Разве не о таком мечтал он с Мирой? Сжимает кулаки, наблюдает из-за забора дальше. Ничего подозрительного, просто семья, зря он ехал сюда. Может и не зря - сейчас пойдёт к морю и утопится. Он давно думает о смерти, чтобы всё забыть.
  Чет злой и разочарованный, когда слышит, что женщина называет мужа Андреем. Он её Милей, а она его Андреем. Почему Андреем, он же Иван? Чет вспоминает, что Мира, по документам, была тоже не Мира, а Антонина. И тут какая-то путаница с именами. Странно. Хотя ведь всякое может быть. Чет топчется на месте, потом уходит, понурив голову. Ему плохо и тоскливо, как все последние дни. Он сделал несколько шагов, когда слышит пение, от которого будто каменеет. Застывает на месте и слушает. Эта же та самая песня, которую так любила петь Мира! Женщина поёт с акцентом, неправильное произношение, но ведь слова те же самые и мотив тот! Чет бросается к забору. Это та женщина, Миля, поёт! И тот человек, Иван или Андрей, как его там, тихонько подпевает ей! Это они! Миля допевает, мужчина целует женщину, она смеётся счастливая, ребенок хлопает маленькими ладошками. Ему тоже понравилось пение мамы. Рай.
  Чет отталкивается от забора и идёт шатаясь, будто пьяный. Его качает. Садится на первой попавшейся скамейке, сидит и стонет, сжав кулаки. Уставился в землю и тяжело дышит.
  - Это он. Он! Он. Хер такой! Сука!
  На следующий день Чет прячется в кустах и смотрит за двором Колымагина. Вот вышла Джамиля с малышом. Пошли в детский сад. Чет ждёт несколько минут, потом выходит из кустов, оглядывается, ныряет во двор, стучит в дверь бывшего татарского дома, сейчас получившего нового хозяина. Проверяет пистолет во внутреннем кармане. Андрей открывает. Видит какого-то крупного мужика со странным лицом, потом узнает того офицера, который жил с Мирой, но виду не подаёт.
  - Здравствуйте. Вам кого? - Андрей вежливо улыбается. Он научился держаться в лагерях и по нём не скажешь, что он испугался.
  - Тебя, тварь! - рычит Чет, толкает Андрея внутрь и заходит за ним, закрыв двери и достав пистолет. - Садись на стул, подонок!
  Андрей удивлённо смотрит на пистолет. Поднимается с поднятыми руками, садится. Чет с яростью смотрит на него.
  - Зачем ты убил её? - зло спрашивает доктор.
  - Не знаю, о чём ты говоришь. - спокойно говорит Андрей. - Деньги в столе, бери их и вали отсюда.
  - Мне не нужны твои деньги! Зачем ты убил Миру?
  Андрей кривиться, будто не понимает, о чём речь. Чет заглядывает ему в глаза. Мужчина смотрят друг на друга. Чет отходит, он кривится и смеётся, словно сумасшедший.
  - Это ты! Я вижу, что это ты! Знаю, что это ты!
  - Слышь мужик, ты мне тут фуфла не гони. Пришёл за деньгами - бери и вали, а ездить мне по ушам не нужно.
  Андрей вдруг смотрит за спину Чету, будто там кто-то есть. Чет ловится на эту хитрость, оглядывается. Андрей хватает со стола нож и бросается на врача. Успевает ударить, а Чет выстрелить. Падают, Чет стреляет ещё раз. Встаёт, кривится от боли. Из бока течёт кровь, но Андрей не успел ударить, как надо, сбитый выстрелом. Сейчас ползает по полу. Андрей ранен значительно серьезнее. Чет выхватывает из его рук нож.
  - Теперь у тебя нож! А вот это, помнишь? Помнишь? - кричит Чет и показывает заточенный металлический пруток, которым была убита Мира. - Это ты в лагерях научился таким убивать? В лагерях? Кто ты? Иван или Андрей?
  Андрей лежит на полу и хрипит.
  - Эта сучка, она предала нас. Продала советам, блядь такая. А потом пела тебе наши песни, шлюха. Недолго пела. - Андрей уже не ёрзается, он едва улыбается. Чет видит его улыбку и беситься от ярости. Он бы убил этого человека, даже наводит пистолет, но он хочет причинить больше боли. Убить же сейчас, это дать ему облегчение.
  - Смеёшься, весело тебе? Так послушай меня! Знаешь, что я сделаю? Знаешь? Я убью тебя! Не страшно? Совсем не страшно? Ну, хорошо! А ещё знаешь, что я сделаю? Я заберу твою жену! Ты забрал мою, а я заберу твою! И сына! Твоего сына! И он будет звать меня отцом! Слышишь? Меня! Не тебя, а меня! Что, уже не весело? Уже хрипишь? Больно тебе? Только не знаешь, что такое больно! Не знаешь! Слышишь? Ты забрал мою Миру! Всё что у меня было! И я заберу у тебя всё! Вырву тебя, словно сорняк, чтобы и следа не осталось! Убью! И твоя жена будет моей! И твой сын будет моим! Слышишь, Иван Колимагин, или кто ты там есть? Будь ты проклят!
  Чет вгоняет пруток, которым убили Миру, в шею Андрею. Тот несколько раз дёргается и затихает. Мёртвый. Чет берет полотенце, вытирает пруток, потом еще перевязывает себе рану. Уходит.
  В домике на другом конце Судака, которую он нанял под видом обычного отдыхающего, обрабатывает себе рану, потом топит пистолет в море. Через несколько часов уже в Симферополе. Возвращается в Узбекистан.
  
  31) Осень, 1958-й год, железнодорожная станция в Голодностепской области Узбекистана
  
  Чет с чемоданом стоит на перроне. Рядом металлический гроб. На него все смотрят с удивлением, почти со страхом, потому что упитанный полностью седой мужчина с каменным лицом возле этого странного оцинкованного гроба. Чет будто и не замечает взглядов, курит сигарету. К нему подходит коллега.
  - Спасибо, что пришёл. Поможешь затащить гроб? - говорит Чет.
  - Да, конечно! Как ты добился разрешения на эксгумацию? - удивляется коллега.
  - Как, как. Через бакшиш. Это ж Азия.
  - А что в Крыму? Работу найдёшь?
  - Да уже нашёл. Там очень не хватает врачей. Особенно в санаториях. И жильё дают, дом рядом с морем. - Чет не хвастается, просто рассказывает.
  - Молодец, что решился. - завидует коллега. - Меня тоже приглашали в Крым, но побоялся ехать на новое место. Возвращайся, если что не получится. Дом то есть.
  - Нет, я дом продал. Лучше ты приезжай в гости, на море.
  - Осторожно в дороге с деньгами-то.
  - Да их осталось совсем мало. Бакшиш забрал много и гроб пришлось заказывать аж в Омске.
  - Зачем ты её забираещь? - Коллега кивает на гроб. - Мы бы здесь за могилой ухаживали.
  - Я хочу сам. О, поезд.
  Ждут, пока поезд остановится, вдвоем затаскивают гроб в вагон. Проводник пытается спорить, Чет сует ему деньги в карман. Вот уже проводник помогает поставить гроб на третью полку.
  - Ну, счастливого пути. - желает коллега.
  - Спасибо. Не поминате лихом. - говорит Чет.
  
  32) Весна, 1959-й год, Судакское городское кладбище
  
  Чет сидит у могилы Миры, на которой уже и памятник стоит. Гранитный, с выбитым портретом, такими же, как в медальоне. На памятнике надпись "Антонина Колядина" и годы жизни. Именно под таким именем какой-то воровки Мира жила после выхода из лагеря. Чет хотел написать её настоящее имя, но не стал. Он знал, кто она на самом деле и этого было вполне достаточно. Совсем рядом от Миры была могила Андрея. Столбик и табличка с надписью "Иван Колымагин", даже без лет жизни. Сегодня год со дня его гибели, а памятнике до сих пор нет. Джамиле тяжело одной, она собирает деньги, думает поставить памятник в следующем году. Она пришла на могилу Андрея. Навестить в годовщину. Пришла одна, без ребёнка. Принесла цветов, постояла рядом. Даже скамейки нет, чтобы присесть.
  Джамиля смотрит на могилу и плачет. Уже год прошёл, а ей все ещё больно. Она же любила Андрея. Что не испугался её, которую все в кишлаке считали проклятой. Он был добр и заботлив, им было хорошо вместе. Сколько планов было, особенно после переезда в Крым, где их никто не знал. Всех, кто хотел ехать в Крым, тщательно проверяли. Однако здесь нужны были водители и Андрея взяли, несмотря на прежнюю судимость. Тем более, что не политический. Про своего отца Джамиле удалось скрыть. Так что их взяли. Приехали сюда, Джамиля впервые увидела море, ей здесь очень нравилось, собирались завести второго ребенка. Когда то убийство. Неизвестно кто и за что. В милиции говорили, что, возможно, какие-то люди из криминального прошлого супруга, которые не простили Андрею его новую, честную жизнь. Джамиля не знала.
  Услышала плач. Чет сидел неподалеку и тихо плакал над памятником какой-то женщины. Она умерла еще раньше Андрея, а мужчина до сих пор переживает за ней. Джамиля вытирает слезы. Не она одна такая. Вообще-то люди быстро забывают. Но не все.
  Чет встал, вздохнул, пошёл к выходу, роде бы случайно увидел Джамилю, стоявшую на тропке перед могилой Андрея.
  - Ваш муж? - спросил Чет. Джамиля кивнула.
  - А это моя жена. - Чет показал на памятник Миры. - Её убили. - голос Чета дрожит и он снова плачет.
  Он очень легко плачет по Мире, почти каждый день плачет. Сейчас тихо, без воя, но вздрагивает всем своим большим телом и седой головой. У него страшное лицо, но слезу смягчают страх.
  - Мне просто надо с кем-то поговорить. Пожалуйста. - шепчет Чет. - Извините.
  - Ничего, ничего. Давайте поговорим. - соглашается Джамиля. Кажется, она знает Чета. Это врач, который работает в военном санатории. О нём говорят, что он никогда не улыбается, а ещё со сложным характером, живёт сам, ни с кем не дружит. Но врач очень талантливый. Недавно один отдыхающий упал со скалы, разбился, тяжелые травмы, но этот врач его спас.
  Они проходят немного и садятся на скамейке возле входа на кладбище. Разговаривают. Идут с кладбища вместе. Через некоторое время Чет приходит в гости к Джамиле. В новом костюме, при галстуке. В руках держит бутылку вина, торт и цветы. Его встречает Джамиля. В том платье, которое купил когда-то на премию Андрей. Это её лучшее платье.
  - Здравствуйте. - Чет немного взволнован и смотрит на Джамилю влюбленными глазами.
  - Здравствуйте. Проходите. - немного смущается женщина.
  Приглашает к столу, накрытому во дворе, в тени большого инжира. Из дома выбегает мальчик. Чет приседает к нему, достает из кармана кулек с леденцами на деревянных палочках.
  - Привет, а это тебе. - Чет смотрит на парня как можно более приязненно.
  - Скажи дяде спасибо. - подсказывает Джамиля.
  - Спасибо. - шепчет мальчик и убегает с леденцами, поскольку немного боится этого дядю, точнее его страшное лицо.
  Взрослые пьют чай, от вина Джамиля отказалась. Разговаривают на общие темы. Затем небольшая пауза. Чет смотрит на Джамилю.
  - Джамиля. Можно, я буду называть вас Миля?
  - Миля? - она немного колеблется, ведь так называл её Андрей. Но Чет смотрит на нее с такой любовью ... - Можно.
  - Миля, я уже не так молод, чтобы разводить какую-то болтовню, так что скажу прямо. Миля, вы мне очень нравитесь. И вы и ваш замечательный сын. Знаете, у меня никогда не было детей, наверное, поэтому у меня к ним слабость, и я люблю вашего сына, как родного. А ещё я хочу, чтобы вы вышли за меня замуж. Вот.
  Миля раскраснелась и молчит. Чет продолжает сидеть каменным выражением лица, к которому Джамиля уже немного привыкла. Он снова говорит.
  - У меня есть работа, я неплохо зарабатываю, могу содержать семью, об этом не беспокойтесь. И вам по дому нужен хозяин. Но всё это неважно, на самом деле. Главное, это вы. Я встретил вас в очень тяжелый период своей жизни, когда, честно говоря, собирался наложить на себя руки. Правда! Мне было очень тяжело! Очень. Какая-то сплошная темнота вокруг. И боль. Я выл ночами, соседи даже милицию вызывали. И тут вы. Вы мне очень помогли. Вы стали мне близким человеком, родным. Самым родным в мире. Выходите за меня. Пожалуйста.
  Джамиля молчит. В её глазах появляются слезы. Чет встаёт, подходит к ней и целует. Она краснеет, но не уклоняется. Через месяц они отпразднуют свадьбу.
  
  33) Весна, 1960-й год, Судак
  
  Чет и Джамиля идут по центральной аллее городского кладбища. Чет держит на руках маленького сына Джамили и Андрея. Малыш обнял шею Чета и безмятежно улыбается.
  - Памятник должен тебе понравиться. - говорит Чет.
  - Зачем ты выбрал такой дорогой? - волнуется Джамиля.
  - Это же память. И было бы неправильно, если бы у неё памятник был красивее, чем у него. - рассудительно говорит Чет.
  Они подходят к могиле. На могиле Андрея возвышается глыба гранита, на которой выбит его портрет. Очень похожий, так как делался с фотографии, сделанной когда-то в среднеазиатском городке, куда они приезжали покупать халат Джамиле. У неё на глазах появляются слёзы. Малыш замечает, что мать плачет.
  - Папа, папа, а почему мама плачет?
  Чет улыбается, держит мальчика на левой руке, правой прижимает к себе Джамилю.
  - Ей что-то в глаз попало.
  Чет целует Джамилю в щеку.
  - Тебе нравится, милая?
  - Да, очень. - кивает Джамиля.
  Чет победно смотрит в глаза Андрею с портрета на памятнике. Он сделал всё, как обещал. Забрал и жену и ребёнка. Чет чувствует облегчение и даже улыбается. Первый раз со времен смерти Миры. И последний.
  
  34) Завершение
  
  Чет и Джамиля прожили вместе почти сорок лет и вырастили троих детей и семерых внуков. В 2001-м году Чет умер от рака желудка. Умер быстро, через несколько недель после того, как узнал диагноз. Старший сын Андрей летел на похороны аж из Нью-Йорка, младший - Николай, названный в честь полковника Войтовича, готовил похороны. С матерью, уже старенькой и худенькой Джамилёй осталась средняя - дочь Мира.
  Джамиля держалась хорошо. Она уже успела выплакать все слезы. Принесла к гробу вещи, которые хотела туда положить. Среди них фотографию, где Чет с Джамилёй ещё молодые, стоят на берегу моря и держат всех троих детей, совсем маленьких. Вместе с фото в гроб положили побитое молью пальто и медальон с нарисованным портретом Миры. Дочка с интересом разглядывает медальон.
  - Откуда он, мам?
  - Это папы.
  - Почему я его никогда не видела?
  - Он хранил его в тайнике.
  - А что за женщина на портрете в медальоне?
  - Это его первая жена. Её убили.
  - Это её могила на кладбище, за которой папа ухаживал?
  - Да. - кивает Джамиля.
  - А я как-то раз видела, что папа пришел к той могиле и плакал. - вдруг говорит дочь. - Я ходила на кладбище, чтобы читать в одиночестве, тогда задремала в тени. Услышала мужской плач. Удивилась, решила посмотреть, кто плачет. Это был папа.
  - Я знаю. - спокойно говорит Джамиля.
  - Знаешь? - удивляется дочь.
  - Да, он ходил на могилу жены каждый год в день её смерти.
  - Зачем?
  - Он очень любил её и мучился, что не сберёг. - тихо говорит Джамиля и смотрит на Чета. Худого, с желтой кожей на вытянутом, до сих пор страшном лице.
  Молчат несколько минут.
  - Мама, давно хотела тебя спросить. - говорит дочь.
  - Что?
  - А тебя он любил?
  Джамиля удивленно смотрит на дочь, та смущается.
  - Ну, в том смысле, он вообще мог любить кого-то? Вот это его лицо, я его очень боялась в детстве, хотя ведь это мой родной отец. - объясняет дочка.
  - Да, дети боялись его лица. Чету предлагали должность в "Артеке", но потом отказали, именно из-за лица.
  - Хотя он же был совсем не злой.
  - Нет, Чет не был злым. Ни разу он не сделал мне больно. А это трудно, прожить всю жизнь с человеком и не сделать больно. - Джамиля говорит и у неё на глазах слезы.
  - Да. - кивает дочь. - Я только когда уже выросла, поняла, что люблю его, несмотря на лицо.
  - А ещё ему предлагали место в Форосе, в медчасти дач, на которых отдыхали первые руководители из Москвы. Это было такое предложение! - Джамиля крутит головой. - Но он отказался.
  - Почему?
  - Потому что мне бы не разрешили жить в Форосе. Я же дочь осужденного по политической статье. При проверке это могло выплыть. И он не стал рисковать, остался здесь. - Джамиля вздыхает и вытирает слезы. Дочь кивает.
  - Слушай, а вот почему он никогда не улыбался? Совсем же никогда! Как такое может быть, мама?
  Джамиля не отвечает сразу. Она и сама много об этом думала.
  - У него было что-то в жизни. Ещё до меня. Какая-то страшная история, после которой он изменился. Перестал улыбаться, поседел и лицо сделалось страшным, словно каменным.
  - Смерть этой женщины? - дочь кивает на медальон.
  - Да. А может ещё что-то. Он не рассказывал об этом, а я не спрашивала. Давай положим вещи в гроба. - приказывает Джамиля.
  - А зачем пальто? - не понимает дочь.
  - Так Чет попросил перед смертью. Он два раза в год чистил пальто, старался, чтобы моль окончательно его не съела. Чем-то важно ему было это пальто.
  - Чем? - удивляется дочь.
  - Не знаю. Да это и не важно. Он попросил и я выполню его просьбу.
  Джамиля кладёт в гроб фотографию, медальон и пальто. Скоро приезжают ребята. Николай ездил за братом Андреем в аэропорт в Симферополь. Ещё сидят над гробом, парни смотрят на отца и понимают, что только сейчас по-настоящему почувствовали, как любили этого странного и молчаливого человека.
  Джамиля сидит рядом и держит Чета за руку. Затем встает и кивает. Гроб несут на кладбище. Опускают как раз между памятниками Миры и Андрея. Рядом есть место и для Джамили.
  
  2006-2010 гг (Сумы)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"