Аннотация: Страшное чудовище, жестоко карающее за нарушение церковных постов
Название: Салогуб (лат. Perditor lardumis)
Классификация: Сальное чудовище карательного типа
Распространение/местонахождение: Украина
Питание: люди, нарушившие пост
Количество жертв: около тысячи ежегодно
Популяция: скорее всего 1
Размножение: отсутствует
История возникновения/изучения: Долгое время о Салогубе не было ничего известно, ведь он нападал всегда без свидетелей. Первые упоминания о самих нападениях и его жертвах появляются примерно в конце шестнадцатого века, когда на территории сразу нескольких полков недавно присоединенной Гетманщины случаются несчастные случаи с гибелью людей. Во всех случаях на месте преступления оставались лужи крови, а иногда и куски тел жертв. В некоторых случаях оставалась до половины тела, в других, только руки или нога. Эти нападения очень волновали царскую администрацию, потому что почти сразу их стали связывать с властью русского царя. Чтобы бороться с этими слухами, воеводы устраивали судебные процессы, на которых свою вину в убийствах признавали пойманные и подвергнутые пыткам случайные бродяги или политические противники царизма. Однако в эти признания никто не верил, потому что дела были грубо сфальсифицированы.
Довольно быстро было замечено, что нападения и гибель людей случаются лишь в период постов, особенно во время Филипповки (Рождественского) и Великого поста. В дни вне постов нападений никогда не было. Кроме того, во всех случаях нападения происходили в то время, когда жертвы кушали. Потому что всегда на месте нападения оставались остатки пищи. Связь напедний с постами давала основания полагать, что загадочный убийца мог быть связан или с нечистой силой, а, может, был ангелом наказания. Русская церковь считала, что нападения происходят при содействии дьявола, который не может духовно испортить православных христиан, поэтому губит их телесно. Несколько священников и монахов, а также два епископа, ставшие жертвами нападений, были признаны местночтимыми святыми. Были попытки проведения охранительных молебнов, но ни это, ни привлечение войск не помогли избежать повторения нападений, продолжавшихся в то время с интенсивностью порядка ста случаев в год.
Нападения происходили и в дальнейшем, в народе ходили самые разные легенды относительно того, кто их совершает, но из-за того, что чудовище никогда не действовало при свидетелях, атаковало только когда жертва была сама, то никто воочию не видел нападавшего и не мог рассказать о нём . Известно, что постепенно число нападений увеличивалось, так, уже в конце девятнадцатого века их регистрировалось около трёх сотен. Скорее всего, рост числа погибших было связано с ростом населения на территориях распространения чудовища. Известно, что нападения не прекращались ни во время Первой мировой войны, ни во время Освободительной борьбы 1917-1922 года. Так же нападения продолжались и после большевистской оккупации украинских земель. Большевики не обращали внимания на эти случаи, потому что жертвами нападений становилось преимущественно местное население, тогда как командный состав войск и партийное руководство почему-то избегали опасности от чудовища. Это привело к появлению очень крепкого представление о связи между чудовищем и советской властью, в чём местное население было свято уверено.
В советское время происходило постепенное сокращение числа нападений, но они всё равно продолжались, даже во времена Голодомора или Второй мировой войны. После войны нападения происходили с интенсивностью около сотни случаев в год и эта цифра сохранялась вплоть до начала перестройки, когда количество нападений пошло вверх и вскоре достигло тысячи в год. Как и раньше, нападения происходили, когда жертва была сама и кушала. Жертвами чудовища становились люди разного возраста, пола, социального положения, образования. Свидетелей нападений по-прежнему не было, так что невозможно было выяснить, что же происходило в действительности и каким образом люди гибли даже в закрытых помещениях, куда не было доступа никому постороннему.
Так продолжалось вплоть до появления и широкого распространения видео-средств. Именно камеры наблюдения позволили зафиксировать момент нападения. Сначала качество видео была плохим и что-то разобрать на нём было трудно. Но постепенно появились записи с вполне приличным изображением. На них было хорошо видно, что на людей нападал кусок сала. Огромный кусок, целая глыба. Её размер составлял больше метра толщиной и полтора метра по длине и ширине. Этот кусок сала приближался со спины к жертве, а затем нападал. В этот момент сало разделялось по прослойки мяса где-то на середине своей толщины, так что кусок превращался в пасть, которая хватала жертву, убивала и глотала, оставляя лишь лужи крови и несколько кусков плоти.
Видео поражало и первоначально его воспринимали, как подделку. Но экспертиза, а затем новые записи доказали, что в действительности всё так и происходит. Тогда же чудовище получило своё названия - Салогуб. Мы увидели, как оно нападает, но осталось много вопросов: каким образом чудовище попадает в помещение к жертвам? Почему нападает на одних и не трогает других? Почему нападения происходят только в пост? Ответов на эти вопросы не было, поэтому мы в "Жизни по-настоящему!" решили исследовать Салогуба подробнее.
Нам удалось выяснить многое. Во-первых, чудовище действует в одном экземпляре, потому ни разу не было зафиксировано двух одновременных нападений Салогуба. Во-вторых, чудовище умеет переходить из материального состояния в другое, более тонкий, которое позволяет ему проходить сквозь стены и материализовываться в помещении, где находится жертва. Это хорошо видно на видео, когда Салогуб появляется словно из воздуха. Вот его нет и вот он уже есть. Всегда за спиной у жертвы, которая спокойно ест и не чувствует беды. Салогуб приближается, сначала цельным куском, а затем превращается в пасть и хватает жертву, которая не успевает даже попытаться оказать сопротивление. Рвет, глотает, потом удовлетворенно облизывает окровавленные губы и исчезает так же загадочно, как и появился. Салогуба не останавливали ни закрытые двери, ни толстые стены, ни решетки на окнах. Не было помещения, в которое он не мог бы попасть.
Как Салогуб выбирал себе жертв? Здесь я обратил внимание на остатки пищи на местах нападений. Пришлось изучить несколько тысяч милицейских протоколов, которые подтвердили мою гипотезу о том, что во всех случаях жертвы ели перед гибелью скоромную пищу. Сало, мясо, колбасы, яйца, сметана, даже рыба или сыр. Именно эти продукты были в девяти из десяти исследованных мною нападений. В остальных случаях в рапортах просто не было указано, какая именно еда была обнаружена на месте преступления. Я нашёл только три рапорта, в которых говорилось о постной пище. Начал разбираться с этими нападениями и почти сразу заметил их нетипичность. Они отличались по многим деталям от нападений Салогуба, что дало мне основания полагать, что я столкнулся с подделкой. Кто-то убивал и делал всё так, будто произошло нападение Салогуба, потому что в таком случае уголовное дело не возбуждалось и следствие не начиналось. Я известил о подозрительных случаях милицию, но там не захотели этим заниматься. Однако, после выхода сюжета в "Жизни по-настоящему!", вынуждены были взяться за эти дела. Довольно быстро нашли настоящих убийц, людей, которые за Салогубом пытались скрыться от наказания. После этого приказом по МВД была установлена процедура усиленной проверки фактов гибели от Салогуба.
Итак, Салогуб нападал в пост на тех, кто употреблял скоромную пищу. Но на самом деле достаточно мало людей в Украине строго соблюдали пост. Большинство же либо игнорировали пост вовсе, либо соблюдали его несколько дней или недель. Это с одной стороны. А с другой, изучение жертв показало, что католики, протестанты, греко-католики, не говоря уже о православных всех трех деноминаций, составляли абсолютное большинство жертв. А вот представителей других религий, а также атеистов, среди жертв почти не было. Единичные случаи, когда жертвами становились евреи, армяне, дагестанцы или татары, связаны были с тем, что все погибшие уже много лет жили в Украине и начали, возможно бессознательно, впитывать местные традиции. Они не были христианами, но их совесть могло начать испытывать беспокойство из-за несоблюдения поста.
А Салогуб нападает только тогда, если человек осознает, что совершает грех, когда в пост ест скоромное. Осознает и всё равно ест. Если же человек не считает это грехом, то нападение не происходит. Нужно подчеркнуть, что Салогуб берет в расчёт не словесную манифестацию, а совесть человека. Можно сколько угодно говорить, что имеешь право есть в пост всё, что хочешь, но, если чувствовать, что совершаешь грех, когда кушаешь сало с горчицей или куриную ножку, то Салогуб нападет. Так же он нападал на вегетарианцев, которые почему-то решали попробовать что-то мясное.
Конечно, если бы Салогуб нападал на всех украинцев, которые не соблюдают пост, но, в глубине души, чувствуют, что это неправильно, то количество его жертв достигало бы сотен тысяч, если не миллионов. Но оно не превышает тысячи человек в год. Никаких тенденций, почему именно те, а не другие люди, становятся жертвами, мне установить не удалось, поэтому считаю, что среди миллионов чревоугодников Салогуб случайным образом выбирает своих жертв, которых карает. Причем не сколько за нарушение правил поста, как таковых, сколько за сознательное нарушение, когда человек переступает через стыд, чтобы удовлетворить желание своего чрева.
Поэтому, чтобы уберечься от нападений Салогуба, нужно соблюдать пост. Конечно, большинство украинцев выбирают не этот путь, а убеждают себя, что не чувствуют греха в скоромной пищи. Но это рискованный вариант. Потому что совесть не обманешь, а Салогуба тем более.
Возникает вопрос о природе Салогуба. Почему он появился и зачем. Я обратил внимание, что появление Салогуба связано с событиями конца шестнадцатого века, когда царизм ликвидировал Киевскую митрополию, фактически лишив Украину церкви. Возможно, Салогуб был послан, как наказание за то, что Украина потеряла свою церковь (что стало следствием потери государственности). Но это только предположение. Есть и версия, что Салогуб был создан монахами Лавры, чтобы заставить верующих строже соблюдать пост, но потом вышел из-под контроля и зажил самостоятельной жизнью.
Что касается географических особенностей, то Салогуб проявляется примерно одинаково во всех регионах Украины. Более высокая религиозность населения в западных областях компенсируется тем, что там больше людей строго соблюдают пост. В восточных и южных регионах меньшая религиозность компенсируется большим количеством случаев нестрого соблюдения поста.
Текущая активность: Салогуб продолжает нападения и убивает только во время поста и только тех, кто употребляет скоромную пищу и чувствует, что это грех.
Отношение общественности: разнообразное. Конечно, родственники жертв не любят Салогуба, как из-за потери родных, так и по причине позорности их смерти, потому что гибель от Салогуба означает, что человек погиб из-за котлеты или яичницы с салом. Но большинство людей считает, что им Салогуб не страшен, потому что они или в Бога не верят или нарушают пост всегда в компании, а чудовище нападает только на тех, кто кушает наедине. УПЦ МП считает, что Салогуб связан с нечистой силой, УПЦ КП и УАПЦ считают, что Салогуб был послан украинцам за их грехи. Некоторые радикальные патриотические организации поддерживают деятельность Салогуба, который, якобы, очищает украинский генофонд от слабаков, "от хохлацтва". Изображение Салогуб можно встретить на символике этих организаций.
Причины возникновения: политические или эволюционные
Упоминания в литературе: о Салогубе ещё не писали.
Перспективы: До создания Единой поместной Украинской православной церкви чудовищу точно ничего не грозит, а потом посмотрим.
Визуальные материалы к разделу: http://superknyga.livejournal.com/354187.html