Асадуллина Гузелия Рауфовна, Шкуран Оксана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Междисциплинарное исследование метаязыка на примере концепта "бессмертие"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматриваются духовно-нравственная, социальная, филологическая и правовая аспекты понятия "бессмертие". До советской реформы русского языка 1918 г. существовало слово "безсмертие". Понятия "безсмертие" и "бессмертие" имеют противоположную смысловую нагрузку. Авторы раскрывают этимологию этих слов, а также позицию науки, христианства, включая православие, и других религий на идею безсмертия / бессмертия. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что предметом изучения выступает извечная проблема человечества, связанная со смертью и с безсмертием / бессмертием, а также с тем, что в исследовании используется истинное древнерусское значение слова "безсмертие". Для цитирования: Асадуллина Г.Р., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Междисциплинарное исследование метаязыка на примере концепта "бессмертие" // Современные проблемы филологии: вопросы теории и практики: Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: Издательство "Перо", 2020. - С. 271-278. ISBN 978-5-00171-554-2.


   Асадуллина Г.Р., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Междисциплинарное исследование метаязыка на примере концепта "бессмертие" // Современные проблемы филологии: вопросы теории и практики: Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: Издательство "Перо", 2020. - С. 271-278.
   3,3 Мб. [Электронное издание] ISBN 978-5-00171-554-2.

Г.Р. Асадуллина

кандидат философских наук,

доцент Башкирского государственного университета

( Россия, г. Уфа)

О.В. Шкуран

кандидат филологических наук, доцент Луганского государственного педагогического университета

(Луганская Народная Республика, г. Луганск)

С.И. Ивентьев

юрисконсульт, теолог, специалист

в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ"

(Россия, г. Казань)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТАЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА "БЕССМЕРТИЕ"

  
   Аннотация. В статье на теоретическом уровне рассматриваются духовно-нравственная, социальная, филологическая и правовая аспекты понятия "бессмертие". До советской реформы русского языка 1918 г. существовало слово "безсмертие". Понятия "безсмертие" и "бессмертие" имеют противоположную смысловую нагрузку. Авторы раскрывают этимологию этих слов, а также позицию науки, христианства, включая православие, и других религий на идею безсмертия / бессмертия. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что предметом изучения выступает извечная проблема человечества, связанная со смертью и с безсмертием / бессмертием, а также с тем, что в исследовании используется истинное древнерусское значение слова "безсмертие".
   Ключевые слова: Бог, человек, дух человека, душа человека, духовность, нравственность, религия, христианство, православие, ислам, право, безсмертие, бессмертие, смерть.

   Под метаязыком (от греч. мeta - после, за, позади) понимается язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого предметного или объектного языка [20].
   Предметом настоящего исследования выступают концепты "безсмертие" и "бессмертие", а целью - исследование понятий "безсмертие" и "бессмертие" с позиции научно-философского и религиозного мировоззрений.
   В процессе исследования использовались теоретические методы логического, сравнительного анализа и междисциплинарный подход.
   С помощью метаязыка можно максимально раскрыть суть концептов "безсмертие" и "бессмертие".
   К идее безсмертия / бессмертия философия, наука и религия относятся по-разному. Понятие "бессмертие", как философская категория, впервые появилось у древнегреческого философа Платона (428 [427] - 348 [347] до н.э.), древнеримского политического деятеля и философа Цицерона (03.01.106 - 07.12.43 гг. до н.э.) и др. [21, с. 44].
   Вопрос бессмертия всегда связан со смертью. Без смерти невозможно в человеческом измерении осмыслить безсмертие / бессмертие. Как точно отмечает А.Ю. Коробов-Латынцев, философский язык смерти противостоит именно религиозному языку бессмертия [13, с. 38]. При этом следует отметить, что сказанное в настоящее время охватывает и наука, пытаясь объединить между собой эти два языка.
   В литературе мало междисциплинарных исследований, посвящённых безсмертию / бессмертию. Данный пробел восполняется настоящим исследованием, в котором используются два концепта: "безсмертие" и "бессмертие", которые, казалось бы, на первый взгляд, идентичны, что не соответствует филологической науке.
   Чтобы разобраться с этимологией современного слова "бессмертие", необходимо обратиться к славянской письменной традиции до издания Советом Народных Комиссаров РСФСР Декрета от 10.10.1918 г. "О ведении новой орфографии", в соответствии с которым буква "З" заменяется буквой "С" перед глухими согласными, в том числе и перед буквой "С".
   С приходом советской власти по политическим, идеологическим и метафизическим (от греч. metaphysic - то, что после физики) причинам славянская азбука была заменена на секулярный (от лат. saecularis - вековой, столетний, мирской, светский) алфавит, введена новая орфография, что существенно изменило русскую ментальность (лат. mens - ум, разум) и истинный смысл многих слов, в том числе и слова "безсмертие". Приставка бес- в русском языке задевает чувства многих верующих людей, что требует тщательного изучения рассматриваемых понятий и разрешения этого архиважного духовного вопроса для общества.
   Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, безсмертие обозначает непричастность к смерти, принадлежность, свойство и качество неумирающего, вечно сущее и живущего, а также безконечную духовную жизнь, не зависящей от плоти [5, с. 73]. То есть безсмертие обозначает, что живое никогда не подвержено смерти, тлению или распаду.
   В древнерусском языке существовало только слово "безсмертие", а с приходом советской власти вместо него было введено в оборот новое слово "бессмертие" (далее - советское слово / понятие "бессмертие"), которое состоит из двух слов "бес" и "смерть", то есть фактически произошло существенное изменение смысловой нагрузки первоначального слова [3, с. 21].
   Смысл советского слова "бессмертие" связан с бесом (злым духом) и смертью (гибелью), то есть оно обозначает, что бес (Зло) ведает и владеет смертью, которая для человека связана с прекращением всех процессов жизнедеятельности физического тела. Следовательно, слово "бессмертие" отделено от Бога и от Его свойств и характеристик (безсмертие, вечность, вездесущность и пр.). В целом это также касается и советского алфавита. То есть концепт "бессмертие" обозначает невечное, гибель, Зло, быстротечность и ограниченность во времени.
   Советской властью был искажён изначальный духовный смысл слова "безсмертия". В связи с чем, верующие по сей день в недоумении от реформы русского языка в 1918 г., а также от бездействий Церкви и религиозных институтов.
   В соответствии с Православной энциклопедией, под советским словом "бессмертие" понимается: 1. Свойство Божественной природы, неподвластной смерти. 2. Состояние, в котором пребывают духовно-разумные существа, преодолевшие свою зависимость от смерти. 3. Посмертная слава, полученная в результате совершения подвига жертвенного служения
   Советская реформа русского языка была встречена российским обществом и русской эмиграцией негативно, так как она коснулась не только идеологии и определённого уклада жизни, но и вопроса веры, главного для человеческого бытия [11, с. 133-135].
   По мнению исследователя М.О. Кармановой, русский язык базировался на церковнославянском, упрощение ("обмирщение") которого в результате реформы русского языка устраняло взаимосвязь между светским и религиозным языками, то есть происходило целенаправленное насильственное разделение церкви и общества, а также к разрушению трёх великих государственных начал (вера, самодержавие, народность) [19, с. 96], которые отличали русскую нацию и составляли так называемого "краеуголие русского просвещения" [11, с. 136].
   20.01.1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет "О свободе совести и религиозных обществах", в соответствии с которым Церковь была отдела от государства и школы. Этот Декрет просуществовал до издания постановления Верховного Совета РСФСР N 268-1 от 25.10.1990 г. "О порядке введения в действие закона РСФСР "О свободе вероисповеданий".
   Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) открыто не выступила против реформирования ("обмирщения") русского языка. На момент реформирования большевиками русского языка РПЦ была уже отделена от государства, находилась в глубоком кризисе не только в организационно-управленческом плане, но и в сфере духовного образования.
   РПЦ так и не был решён вопрос о языке богослужений, переводе церковнославянского языка на русский. По указанным причинам РПЦ не переводила печатные издания с древнеславянского на советский русский язык. В аналогичной ситуации пребывали и другие конфессии (лат. confessio - исповедание) (иудаизм, ислам и буддизм).
   Кроме того, с приходом к власти большевиков фактически остро стоял вопрос о физическом и метафизическом существовании любой религии на территории РСФСР. Как верно отмечают А.Г. Кравецкий и А.А. Плетнева, что в советский период проблема языка оставалась на периферии церковного сознания, издание церковной и богослужебной литературы не производилось, что приводило к размыванию церковнославянской языковой нормы [14, с. 23].
   В настоящее время РПЦ не проявляет инициативу по возвращению к азбуке и пересмотру орфографии советских слов, у которых явно смысловая нагрузка противоречит истинному значению славянских слов, что привело к утрате самобытности и духовности нашего народа в советский период.
   В философии под советским понятием "бессмертие" понимается существование личности или души после смерти, слияние души с Богом, а также существование личности в сознании потомков [21, с. 43-44].
   Как отмечает Е.В. Ширяева, на всём этапе развития человечества религия всегда предлагала определённую модель бессмертия человека, которые имели свои межрелигиозные различия и тождества (в христианстве и исламе идея Рая и Ада и пр.) [24, с. 443-444].
   В авраамических религиях безсмертие / бессмертие увязывают с Богом (аллахом) (Библия: 1 Тим. 1:17, 6:16; Коран: 3:2) [1; 12].
   В религиозно-философском понимании безсмертие является одним из главных атрибутов Бога [7, с. 221].
   Одним из свойств Бога выступает вечность (Псал.89:3; Ис.40:28) [1; 6, с. 27]. Согласно Философскому энциклопедическому словарю, вечность - это бесконечная длительность (продолжение существования вещей во времени) [21, с. 67].
   Часто под вечностью подразумевают безсмертие, что наблюдается в религиозных учениях. Бог пребывает одновременно вне и во времени, то есть Он одновременно безсмертен и вечен. Следовательно, понятие "безсмертие" не связано со временем, а слово "вечность" обладает определёнными временными характеристиками (век как единица измерения времени, часть или отрезок времени и пр.). Можно утверждать, что вечность, как временная категория, представляет собой малую часть безсмертия.
   В христианской традиции жизнь вечная является Божьим даром, которая достигается через основателя христианства Иисуса Христа (Рим. 6:23) [1]. Дар безсмертия, наряду с Дарами Любви и слова (мысли), относится к главному духовному дару Бога [9, с. 214]. Данный дар включает в себя право на вечную жизнь и по своей сущности является правом человека на безсмертие, которое подразумевает биологическое и духовное безсмертие или материальное и нематериальное (невещественное) [10, с. 21-26; 8, с. 111-112].
   Бессмертие увязывается с духовной сущностью человека, а именно с его духом и душой. В философии, например у немецкого философа Гегеля (27.08.1770 - 14.11.1831 гг.), дух наделяется бессмертием [4, с. 125]. В христианстве отмечается, что душа человека с момента сотворения бессмертна (Библия Пс.15:10-11).
   Согласно учению древнегреческого философа Платона (428 [427] - 348 [347] до н.э.), человеческая душа по своей природе бессмертна [20, с. 191]. Как отмечает И.А. Чистович, к этому учению с уважением относились первые христианские учителя (Иустин и др.), хотя и не разделяли его [23, с. 197].
   Человечество отдаёт предпочтение биологическому бессмертию в детях, а также так называемому социальному бессмертию, выраженному в "существовании личности в сознании потомков" и творениях (творчестве) человека [16, с. 544-551; 21, с. 43-44]. Очевидно, что для современной науки актуальным является вопрос социализации бессмертия [15, с. 178-184].
   Например, сакральная геометрия проблему бессмертия человека трактует с точки зрения повторных земных жизней или реинкарнации [17, с. 16], что также нашло своё продолжение в концепции прав души и духа человека.
   Советское слово "бессмертие" по своему значению фактически отрицает существование души человека, а также её вечность во времени и безсмертие вне времени.
   В праве советское понятие "бессмертие" стало применяться благодаря концепции прав души и духа человека или четвёртому и пятому поколениям прав человека [2, с. 146-147; 7, с. 216]. То есть языком бессмертия стала ведать не только религия, но и юриспруденция.
   Как усматривается из концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, человек, его духовная сущность (душа и духа) имеет право на бессмертие [2, с. 146]. При этом следует отметить, что первое упоминание о праве на бессмертие мы наблюдаем в верованиях полинезийцев, у которых право на бессмертную жизнь в загробном мире получали только души умерших вождей [22, с. 27-28].
   Если применять буквальный смысл советского слова "бессмертие", как владением бесом смертью, то получается, что право человека на бессмертие может превратно трактоваться и уже искажается именно сторонниками соматических (от др.-греч. ???? - тело) прав как право человека на смерть, что не сочетается с вечностью и безсмертием. То есть наблюдается двоякий смысл слова "бессмертие" в связке с другими словами. Следовательно, необходимо в том или ином конкретном случае употреблять приставку бес- или без-, чтобы раскрыть сущность конкретного слова. Например, слово "бесплатно" буквально обозначает, что "бес платит", а слово "безплатно" - "без платы". Слово "безсмертие" связано с Богом, духом и душой человека, а слово "бессмертие" - с материей, физическим телом человека.
   В связи с вышеизложенной этимологией, с учётом великого древнерусского языка, правильно следует писать и говорить, что человек, его духовная сущность (душа и дух) имеют право на безсмертие. Понятие "право человека на безсмертие / бессмертие" является предметом научно-философского дискурса. На данном этапе развития юриспруденции юридизация права человека на безсмертие / бессмертие пока не произошла.
   Концепты "безсмертие" и "бессмертие" являются универсальными философскими, религиозными и правовыми категориями, которые охватывают все сферы человеческой деятельности, определяют их историческую смысловую нагрузку. Эти понятия фактически выступают двумя сторонами одной медали бытия: духовного (безсмертие) и материального / соматического (бессмертие = бес + смерть). С духовной точки зрения, верно писать и произносить слово "безсмертие", а не использовать секулярное слово "бессмертие".
  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      -- Библия: каноническая, русский синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 2007. - 1057 с.
      -- Боброва Н. А., Ивентьев С. И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно?нравственной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 8. Том 2. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. - С.141-147.
      -- Галушко В. Г., Конанчук С. В., Кудряшов С. В. Проблемы языка и русской ментальности в современном образовании и культуре // Человек и образование. - 2018. - N 4 (57). - С. 20-24.
      -- Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. - СПб.: Наука, 1993. - 480 с.
      -- Даль В. И. Толковому словарю живого великорусского языка: в 4 т. - СПб.: ТОО "Диамант", 1996. - Т. 1: А-З. - 800 с.
      -- Закон Божий. - Сергиев Посад: Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008. - 722 с.
      -- Ивентьев С. И. Бессмертие как категория четвёртого и пятого поколений прав человека // Наука и современность. - 2012. - N 16-2. - С. 216-221.
      -- Ивентьев С. И. Бессмертие с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Формирование человека новой эпохи: Материалы международной научной конференции 21-22 июня 2012 г., г. Пушкин. - СПб.: ООО "Гамма", 2012. - С. 111-112.
      -- Ивентьев С. И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357 с.
      -- Ивентьев С. И. Право человека на дары Бога // Ф?Н-НАУКА. - 2012. - N 1(4). - С. 21-26.
      -- Карманова М. О. Отношение творческой интеллигенции к реформе русского языка 1918 года // История: факты и символы. - 2018. - N 3 (16). - С. 130-138.
      -- Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; пер. и коммент. И. Ю. Крачковского; ред. В. И. Беляев; авт. предисл. П. Грязневич, В. Беляев]. - 2-е изд. - М.: Наука, 1986. - 727 с.
      -- Коробов-Латынцев А. Ю. Русский язык смерти: этико-философский аспект // Вестник РГГУ. Серия "Философия. Социология. Искусствоведение". - 2018. - N 1 (11). - С. 38-49.
      -- Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (XIX-XX вв.). - М.: Язык русской культуры, 2001. - 400 с.
      -- Лаврикова И. Н. Социализация смерти: социализация бессмертия // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - N 12. - С. 178-184.
      -- Набиуллина Г. М. О бессмертии души в башкирской малой прозе // Oriental StudieS. - 2019. - N 3 (43). - С. 544-551.
      -- Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Сакральная геометрия. - СПб.: Издательство института метафизики, 2004. - 632 с.
      -- Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2002. - Т. IV. - 751 с.
      -- Уваров С. С. Письмо Николаю I // Новое литературное обозрение. - 1997. - N 26. - С. 96-100.
      -- Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 839 c.
      -- Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
      -- Чертихин В. Е. В поисках рая и ада. - М: Политиздат, 1980. - 88 с.
      -- Чистович И. А. Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. - СПб.: печ. В.И. Головина, 1871. - 211 с.
      -- Ширяева Е. В. Идея бессмертия в теоцентрических идеологических системах и в религиозном мировоззрении // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Том 7. - N 6 (Часть 1). - С. 443-448.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"