Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Истина. 5.Быт и Истина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.98*27  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикуется часть книги С.И.Ивентьева "Истина" 5.БЫТ И ИСТИНА.

  Ивентьев С.И.Истина/С.И.Ивентьев. - Казань, 2015. - 250с.
  
  
  
   Со временем каждый человек задаёт себе вопрос: что такое Истина? На этот вопрос человечество ищет ответ уже много тысячелетий. Автор книги также попытался ответить на него. В работе при исследовании категории "истина" использован междисциплинарный подход. Настоящая работа предназначена для всех тех, кому небезынтересны духовные основы нашего Бытия и познание Истины.
  
  
  
  
  
   На обложке книги размещён фрагмент фрески "Афинская школа", написанной Рафаэлем в 1508 г. в папском дворце Ватикана. В центре фрески изображены два самых популярных в древности философа Платон и Аристотель.
  
   Ивентьев Сергей Иванович, 2015 г.
  
  
  
  
   В знак искренней любви
   настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу, Который является Первоисточником Истины и Абсолютной Истиной
  
  
   5.БЫТ И ИСТИНА
  
  "Устами младенца глаголет истина".
  
  "Правда - дочь времени".
  
  "Не в силе Бог, но в правде". А.Невский
  "Правда от сердца!"
  
  Правда Его пребывает вовек (Пс.110:3).
  "Правда побеждает всё!"
  
  "Правда у каждого своя, а Истина - одна на всех".
  
  "Разве тайну долго убережешь, коли мирская молва,
  что морская волна, все выплескивает наружу?" Леонардо да Винчи.
  
  
   Наряду с религиозными и научными истинами существуют истины, принадлежащие к искусству, а также к так называемому обыденному знанию (или бытовая истина).
  Под искусством понимают форму познания и отражения окружающего мира через чувства [193,с.48; 197,с.118-123].
   На одном из Интернет-форуме прочитал следующее мнение Н.Старченко о том, что "Искусство нам дано, чтоб не умереть от истины. Голая истина - смерть".
   Через искусство (живопись, иконопись, литературу, стихи, архитектуру, музыку, песни, народные промыслы и пр.) передаётся человеку художественная истина. Кроме того, через иконопись также доводится до человека Божественное Откровение и отображается инобытие в нашем мире [193,с.47], то есть через данный вид творчества доводится до человека Божественная и религиозная истина.
   "Картина принадлежит миру душевному" и через неё происходит общение с автором, с его идеями и переживаниями, характерными общественными умонастроениями [193,с.48].
   Итальянский художник Леонардо да Винчи (15.04.1452 - 02.05.1519 гг.) говорил, что "Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника".
  По мнению немецкого философа К.Т.Ясперса (23.01.1883 - 26.02.1969 гг.), истина человека и истина произведения - идентичны [247,с.64].
   Согласно заметке одного журнала, "Члены тайного ордена масонов непроста называли себя и своих братьев Вольными Каменщиками. Они считали, что в гармонии архитектурных пропорций заключена Божественная тайна и, построив идеальный храм, можно приблизиться к Всевышнему (то есть к Истине - прим.автора). Вот почему многие из масонов были архитекторами и деятелями искусств, а в их творениях множество странных причудливых символов, каждый из которых исполнен мистического смысла" [530,с.5].
  Слово "Истина" женского рода. Следовательно, можно сказать, что Истина - это женский Лик Любви и Бога.
   Например, значение слова "Истина" по Т.Ф.Ефремовой следующее: "Истина - 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности. //Адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания (в философии). 2. То, что есть в действительности, соответствует ей; правда.
  3. Утверждение, суждение, положение, основанные на житейском опыте" [190].
   Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля, слово "истина" является заимствованным из старославянского языка. В старославянском образовано от ИСТЪ - "настоящий, несомненный, действительный" с помощью суффикса - ина. Истина - это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русском языках "истина" означает открытость бытия, выход сущего из потаённости. То, что есть, то открыто, не утаено от человека [12].
   Часто в быту вместо слова "истина" используют слово "правда".
  
  Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес
  (Пс.84:12).
  
   В соответствии со Свободной энциклопедией Википедии, "В значении "истина" условно употребляется также слово "пра́вда", хотя этот термин обусловлен субъективным восприятием самой правды, антонимами которого служат понятия кривда, ложь и вымысел.
  Несмотря на то, что понятие "правда" используется в значении "истина", оно является более бытовым, и порой приобретает эмоциональную окраску, снабжаясь такими эпитетами как "горькая", "страшная" или "сладкая". Кроме того, если под "правдой" подразумеваются субъективные представления человека об истине, может говориться о "нескольких правдах". Таким образом термин "правда" более проконстатирует действительность нежели реальность истинную".
   А.Н.Жаворонкова обращает наше внимание на следующее: "Нравственный концепт истина зачастую тесно связан с концептом правда, однако, по своему смыслу, они далеко не синонимы" [101,с.49-52].
   М.С.Ермакова указывает: "Концепт правда, в отличие от истины, несет в себе, помимо гносеологической оценки высказывания (соответствует ли высказывание тому, что есть), еще и его оценку как искреннего, откровенного. Характеризуя высказывание как "правдивое", тем самым, обращают внимание на откровенность и искренность
  говорящего. Использование слова "истина" предполагает, что речь идет не об отношении высказывания к тому, насколько субъект речи или ее реципиент на самом деле знают о "действительности", а о самой действительности. Значит, использование слова "истина" акцентирует внимание на реальности и на соответствии ей высказывания. Правду высказывают, а истине - внимают, обнаруживают, понимают, формулируют (правду же не понимают, а знают). Правда замкнута на субъекте речи; истина отсылает к реальности" [102,с.68-71].
   В.Е.Лякин говорит о том, что "Этимологические и лингвистические характеристики термина "правда" дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих рабо?тах, в числе которых:
  - прагматическое понимание правды как знания, имеющего практическую значимость, которое ориентирует на получение знания для реализации идеала (должного) (276, с. 44),
  - эссенциалистское понимание правды как идеального нравственного сознания, то есть состояния воплощения подлинного бытия (280, с.144),
  - социальное понимание правды как "закона справедливости" и общественного идеала (281,с.189),
  - антропологическая трактовка, при которой правда является источником витальных тен?денций человеческого бытия (277,с.24),
  - онтологическая (эпистемологическая) как выражение познавательного отношения субъ?екта к отображаемой в знании действительности (279,с.58-59),
  - экзистенциальная как такое высокозначимое знание и оценка субъектом своей жизни и мира, при которых эта оценка является решающей причиной его актов (278,с.83)" [275,с.280-291].
   Исследователь М.В.Черников пишет следующее: "Русские слова истина и правда изначально имеют различное понятийное содержание. Действительно, слово правда, этимологически связанное с корнем prav-, древнерусск. правь - "прямой", "правильный", "невиновный", исходно выступает в таких значениях, как "обет", "обещание", "присяга", "заповедь", "правило", "договор", "закон". Между тем слово истина образовано от местоимений is-to и, таким образом, этимологически соотносится с лат. iste - "этот, тот", болг. ист - "тот же самый"; истина сближается с глаголом есть, выступая как соответствующий субстантив - естина" [283,с.164-175].
   Этот же автор верно указывает, что "Как правило, в обыденном словоупотреблении понятия правда и истина считаются синонимами, и достаточно неразборчиво одно слово заменяется другим. Иное дело, специальная литература - публицистического, художественного или философского характера. Мастера слова, использующие все ресурсы языковых концептов, обнаруживают нетождественность понятий правда и истина, отмечают различие их коннотационных полей" [67,с.164].
   TheDifference.ru определил, что отличие правды от истины заключается в следующем:
  "1.В современном русском языке правда - это некая фрагментарная, субъективная информация, претендующая на достоверность, но не обязательно ее несущая. Истина же - абсолютное, неоспоримое знание, связанное с духовной сферой.
  2.Правда - понятие приземленное, истина - возвышенное.
  3.Правда субъективна, а истина объективна.
  4.Истина одна, а правда у каждого может быть своей.
  Вплоть до XX века толкование понятий правды и истины было прямо противоположным: истина была сугубо человеческим, а правда - божественным началом" [516].
  Согласно Энциклопедии эпистемологии и философии науки, "ИСТИНА И ПРАВДА - понятия, используемые для характеристики наших убеждений. Если истина характеризует убеждения в их отношении к реальности, то правда характеризует их в отношении к нравственным ценностям.
   Европейские народы не разделяют этих двух понятий, в основных европейских языках этой паре соответствует одно слово - английское "truth", французское "verite", немецкое "Wahrheit". В русском языке уже в середине 19 в. эти два понятия четко различаются. В "Словаре" В.И.Даля можно прочитать: "Истина - противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда:правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли (достояние разума человека), а правда с небес (дар благостыни). Истина относится к уму и разуму; а добро или благо - к любви, нраву и воле" (Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2003. Т. 2. С. 52). И далее: "Правда - истина на деле, истина во образе, во благе: правосудие, справедливость. Творите суд и правду. Стоять за правду" (Т. 3. С. 308). Таким образом, как отмечает наш известный лингвист Ю.С. Степанов, в русском слове "правда" соединяются два значения - "правда как объективная истина и правда как внутренний закон, справедливость" Степанов Ю.С.Константы: словарь русской культуры. М., 2001. С. 447).
   По-видимому, можно считать, что между этими двумя понятиями имеется вполне определенное различие: правда - это нравственно ценная истина; не просто истина, а такая, которая дорога нам, которая вызывает сильное эмоциональное чувство. Поэтому истина одна, а правд может быть много. В своём сближении с понятием справедливости понятие правды может очень далеко отходить от понятия истины. "Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше", - читаем мы у Пушкина в "Моцарте и Сальери". Ясно, что здесь понятие правды совсем уже далеко отходит о понятия истины: Сальери вовсе не хочет сказать, что на земле и в небесах нет истины; она есть, но нет правды - правоты, справедливости. "Где ж правота, когда бесценный дар, когда бессмертный гений не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан, а озаряет голову безумца, гуляки праздного?"
   В области естественнонаучных истин понятие правды почти не употребляется: эти истины не имеют нравственной окраски. С гносеологической точки зрения понятие правды в области философии естествознания излишне. Однако оно может оказаться полезным для методологии общественных наук. Прогнозы и концепции социологов, повествования о прошлых событиях историков мы склонны называть, скорее, правдивыми, нежели истинными. Часто здесь речь не идет об истине - в смысле адекватного представления реальности; более того, теоретическое построение социолога или рассказ историка могут даже расходиться с какими-то известными фактами, но тем не менее оцениваться как правдивые. Когда Томас Гоббс утверждает, что человек человеку - волк, и в обществе постоянно идёт борьба всех против всех, то, хотя это противоречит многим известным фактам сотрудничества и взаимопомощи людей, некоторые чувствуют в концепции Гоббса какую-то глубинную, внутреннюю правду. Когда Макс Вебер доказывает, что на развитие капитализма в Европе существенное влияние оказали религиозные представления протестантов, мы чувствуем, что ему удалось подметить какую-то очень важную черту исторического развития. Описывая отношения между людьми, их поведение, историю событий, мы концептуализируем их по-разному и эта концептуализация может казаться одним правдивой, а другим - нет. Напр., события 25 октября 1917 г. в Петрограде один историк может описать как "большевистский переворот", а другой - как Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Здесь не идет речь об истине - с фактологической стороны оба описания могут совпадать, - но одно описание мы сочтем правдивым, другое - нет.
   Гносеологическое значение понятия "правда" ещё не вполне ясно и требует дальнейшего анализа" [519].
  Люди постоянно ищут Истину, кто-то её называет счастьем, добром, идеалом, правдой, мудростью, душой и пр. При этом для каждого человека своя истина и своя правда.
  Как писал русский писатель И.А.Гончаров (6[18].06.1812 - 15[27].09.1891гг.), "Мудрость - это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, это гармония идей с жизнью" [514].
   Согласно Свободной энциклопедии Википедии, "Мудрость имеет несколько близких, но отличающихся значений:
  свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации.
  Ср.: "способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт". Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт
  в философии - один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта
  в религиях - степень познания окружающего мира, данная демиургу (мироздателю) в неисчерпаемой мере, и могущая быть воспринятой людьми в той или иной части".
   В Энциклопедическом словаре по философии читаем: "МУДРОСТЬ (греч. - sophia, лат. - sapientia, инд. - prajna, др.-перс. - mazda, кит. - чже, евр. - hokma) - понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания. Большинство определений М., встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Напр., по Г.В.Лейбницу, М. есть "знание высшего блага"; по И.Канту, М. - это "свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей"; Л.Н.Толстой определяет М. как "знание вечных истин, приложимых к жизни", и т.д.
  Смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, соотносится с различными сверхнормальными проявлениями ментальности: провидением и ясновидением, глубоким умом, широким знанием, богатым жизненным опытом, житейской находчивостью и хитростью и т.п.
   "Словарь русского языка 11-17 вв." приводит некоторые наиболее устойчивые смысловые значения слова "Мудрость":
  1.Ум, разум, благоразумие - умудренность;
  2.Совокупность знаний, ученость - великомудрие;
  3.Религиозная благочестивость - премудрость;
  4.Душевная чистота, нравственное совершенство - смиренномудрие;
  5.Хитрость, лукавство, плутовство - мудрствование.
  В соответствии с этими смыслами бытуют и различные образы мудреца: духовный наставник, старец, философ, мыслитель, провидец, святой, хитрец, плут и т.д. Большинство из этих значений сложилось в контексте широкой фольклорной традиции и духовно-религиозной литературы под сильным влиянием византийского богословия и популярной греч.философии.
   В этико-философском контексте значение рус.слова "М." теснее всего переплелось с греч. понятием "софия". Слово "софия", хотя и переводится традиционно на рус.язык как "М." или "премудрость", означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию. Кроме того, в нем содержится вполне четкое указание на творчество. Из тех значений, которые были намечены в "Словаре русского языка 11-17 вв.", понятию "софия" больше всего соответствует смысл "мастерства" и "совершенства" - совершенномудрия. П.А.Флоренский замечает, что слово "софия" правильнее было бы переводить на современный рус.язык как "мастерица", "художница" (Флоренский П.А.Столп и утверждение истины. М., 1990). У Гомера, Гесиода и др. греч.авторов слово "софия", как и производные от него слова, употребляется в значении художественно-технического умения, знания, мастерства, совершенства, т.е. способности воплощать определенный замысел в действительности" [14].
   Интересно высказывание нашего современника И.Давыдовой об истине: "Истина - твоё собственное переживание. Она только твоя. Бессмысленно ею делиться с кем-то. Как только вы попытаетесь это сделать, она станет ложью. Вот почему истину всегда нужно держать при себе. В этом конкретном случае нужно быть эгоистом. Ваше переживание - только ваше. Даже для близкого человека оно может стать губительным. Ваша истина будет верна вам до конца и умрёт вместе с вами.
   Тысячи великих людей достигли истины и щедро делились ею. Но люди всегда реагируют на истину одинаково: хватаются за внешние признаки - облачаются в специальные наряды, носят амулеты с символикой, читают упорядоченный в систему набор слов. Они видят действо, но не внутренний мир. И даже если вы сильно постараетесь передать истину словами, каждый поймёт её по-своему.
  Истина всегда проста. Она приходит вслед за молчанием и за великим потрясением. И не подумайте, что это пережитая трагедия... Нет! Это внутренний взрыв. Когда в вас годами что-то копилось, набухало, росло и, в конце концов, прорвалось. Вы узнаете истину сразу и ни на секунду не усомнитесь. Только после того как она вам откроется вы больше не будете зависеть в своём счастье от других. В вас прольется свет и укажет путь. Главное, не поддаться искушениям, и ни при каких обстоятельствах не свернуть с этого пути. А искушения будут... даже не сомневайтесь... потому, как внешнее всегда борется с внутренним. Их противостояние заложено в нас с рождения" [513].
   В народе часто истину называют цветком истины, к которому относят цветок папоротника и розу.
  Писатели, поэты, художники и другие творческие люди через произведения и творения доносят до нас так называемую художественную истину или художественную правду. Именно по этой причине некоторые произведения порой притягивают своей неповторимостью изложения истины.
   Например, Е.Б.Новикова полагает, что творение принадлежит истине, является её частью, входит в её состав, а импровизация в искусстве является критерием истины [437,с.93-96].
   Русский поэт А.С.Пушкин (26.05.[06.06.] - 1799 29.01. [10.02.]1837 гг.) по-своему охарактеризовал истину в одноимённом стихе:
  
  Издавна мудрые искали
  Забытых истины следов
  И долго, долго толковали
  Давнишни толки стариков.
  Твердили: "Истина святая
  В колодез убралась тайком",
  И, дружно воду выпивая,
  Кричали: "Здесь её найдем!"
  Но кто-то, смертных благодетель
  (И чуть ли не старик Силен),
  Их важной глупости свидетель,
  Водой и криком утомлен,
  Оставил невидимку нашу,
  Подумал первый о вине
  И, осушив до капли чашу,
  Увидел истину на дне [470,с.375].
  
  Вот как описал истину в своём стихе "Цветок истины" современный поэт Р.Воскресенский:
  У истины одно лицо...
  Одно, и только для тебя.
  Она, как роза; без шипов,
  Как и без правды - не жива.
  
  Возьми в открытые ладони
  Свою шипастую любовь.
  Сожми её до алой крови,
  И правду пей - не прекословь.
  
  Не дай вина того другим...
  Не голоси, сжимая розу.
  И станет тот цветок твоим,
  В Ученье претворяя воду.
  
  Держащим до крови цветок,
  Заставит сердце верить - очень.
  Шипы от розы им - венок.
  И мир обычно с ними прочен.
  
  
   Представляет собой интерес также стих К.Ф.Фофанова "Истина":
  
   В лохмотьях истина блуждает,
   Переходя из века в век,
  И, как заразы, избегает Её, чуждаясь, человек.
  Её движенья неприветны,
  Суровы грубые черты.
  И неприглядны и бесцветны
  Лохмотья хмурой нищеты.
  Она бредёт, а с нею рядом,
  Мишурным блеском залита,
  Гордяся поступью и взглядом,
  - Идёт лукавая мечта.
  Мечта живёт кипучим бредом,
  Светла, как радужный туман,
  И человек за нею следом
  Спешит в ласкающий обман.
  Но, гордый, он не замечает,
   Что перед ним, как гений злой,
  В лохмотьях истина блуждает,
  И дикой ревностью пылает,
  И мстит до двери гробовой! (1880 г.)
  
  
   Русский писатель Л.Н.Толстой (28.08. [09.09.]1828 - 07.[20.].11.1910 гг.) отмечал, что "Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины".
   Герой английского писателя А.К.Дойла (22.05.1859 - 07.07.1930 гг.) в книге "Берилловая диадема" Шерлок Холмс по-своему раскрыл понятие истины: "Мой старый принцип расследования состоит в том, чтобы исключить все явно невозможные предположения. Тогда то, что останется, является истиной, какой бы неправдоподобной она ни казалась" [93,с.480].
   Например, русский писатель и философ С.Н.Булгаков (16.[28].07.1871 - 13.07.1944 гг.) в "Свете невечернем" характеризует истину так: "Истина всегда нетерпима и несговорчива". "Истина не есть истина, если допускает рядом с собою или вместо себя другую истину; объективность ревнива и, если угодно, "фанатична", "сильна, как смерть, любовь, и люта, как преисподняя, ревность". Но если мы сопряжём истину со страстью, вовлечённостью и пылом, то что с нею будет, если мы её распряжём? Найдём ли мы за всей этой эпикой чувств саму истину, ради которой это всё?" [515].
   В июне 1882 г. Русский писатель И.С.Тургенев 28 октября (09.11.1818 - 22.08.[03.09.]1883 гг.) в июне 1882 г. написал следующую прозу:
  
  "Истина и правда.
  
  - Почему вы так дорожите бессмертием души? - спросил я.
  - Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!
  - В обладании Истиной?
  - Конечно.
  - Позвольте; в состоянье ли вы представить себе, следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою... И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. "Что такое? Что такое?" - "Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь - прямая линия!" - "Неужели! о, какое блаженство!" - кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь... В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства... Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело... Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании истины вся жизнь построена; но как это "обладать ею"? Да ещё находить в этом блаженство?" [518,с.186].
   В драматургии А. П.Чехова истина выступает как подлинность существования [159].
   В народе часто говорят, что в правде сила, а также, что правда - дочь времени.
  Так, Леонардо да Винчи об этом говорил, что "Истина была единственной дочерью времени" и "Единственным критерием истины является опыт".
   Как нами указывалось, первоначальная истина периода Бога первочеловека (Бога-Творца) находила своё отражение в архаических и современных мифах, легендах, сказках и народном фольклоре, а также в народной мудрости.
   Народная мудрость находит своё отражение в народном творчестве, пословицах и поговорках, анекдотах, сказках и шутках-прибаутках, приметах и притчах. Не зря у нас говорят, что в шутке большая доля правды.
  
  
  "Сказка - ложь, да в ней намек,
  Добрым молодцам урок!" [531].
  
  
   Анекдоты позволяли и позволяют нашему народу открыто говорить о наболевших проблемах, в том числе о сокрытии власть имущими Правды и Истины.
   Приведём один из анекдотов, посвященного правде и знаниям:
  "Преподаватель и Студент на экзамене.
  П: Я тебе скажу, почему ты здесь. Ты здесь, потому что ты что-то знаешь. Ты не можешь объяснить, что знаешь, но ты чувствуешь это. Ты всю свою жизнь чувствовал, что что-то не так. Ты не знаешь, в чём дело, но ты чувствуешь это. Это в тебе есть,
  как заноза в мозгу. Она сводит тебя с ума. И это чувство привело тебя ко мне. Ты понимаешь, о чём я говорю?
  С: Если я не отвечу на вопрос, то не получу стипендию?
  П: Ты хочешь знать, что это такое? Это Сессия. Она повсюду. Она окружает нас даже сейчас в этой комнате. И ты видишь её, когда выглядываешь в окно или когда включаешь телевизор. Ты чувствуешь её, когда идёшь на работу, когда идёшь в институт, когда платишь налоги. Это мир, который натянули на твои глаза, чтобы ослепить тебя, не дать увидеть правду.
   С: Какую правду?
  П: Что эти знания никому не нужны, Студент".
   Некоторые житейские притчи, афоризмы и прозаизмы, притчи об истине, народные пословицы и поговорки о правде-кривде приведены в Приложениях 2 и 3.
  В быту истинами являются народные приметы, которые в науке бездоказательно именуют суевериями.
   В Словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой под приметой понимаются отличительный признак, по которому можно узнать кого-либо, что-либо, признак, предвещающий что-либо или явление, обстоятельство, указывающее - по народным верованиям - на связь с каким-либо другим событием [190].
   Согласно Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, "ПРИМЕ́ТА, -ы, ж. 1. Отличительное свойство, признак, по к-рому можно узнать кого-что-н. Приметы весны. Особые приметы (характерные индивидуальные признаки). 2. Явление, случай, к-рые в народе считаются предвестием чего-н.Верить в приметы. Дурная п. Есть п.: просыпанная соль к ссоре. Сбылась старая п. На примете быть, иметься (разг.) о том, на кого (что) рассчитывают, кто (что) имеется в виду. Есть на примете хороший специалист. На примету взять кого (что) (разг.) взять во внимание, в расчёт на будущее. Взять на примету растущего работника. прил. приметный, -ая, -ое (к 1 знач.) (устар.). Приметные вехи" [18].
   Народные приметы по своей сути являются средством передачи информации.
   Истину часто увязывают с различными прилагательными, благодаря которым она наделяется различными смыслами (ошеломляющая истина, горькая истина, краткая истина, светлая истина, простая истина, Вселенская истина, космическая истина, рациональная истина, избитые истины и другие).
   В быту и в литературе часто употребляется выражение "горькая истина", обозначающее справедливое, но неприятное замечание или оценку [426,427].
   В английском языке, обладающем статусом международного средства коммуникации, "истина" и "правда" не дифференцированы и обозначаются одним и тем же понятием - "truth", в то же время "заблуждение" и "ложь" различаются: соответственно "error" и "lie" [272,с.120]. Английское слово "truth" (истина) имеет несколько значений: истина, соответствие, реализм, правда, правдивость.
   Например, по-испански verdad просто обозначает "истина".
  То есть в русском языке слова "истина" и "правда", в отличие от других языков, имеют различные смысловые нагрузки и значения.
   В связи с развитием компьютерных технологий, появились так называемые "виртуальные истины" [325], которые часто к Истине не относятся
   Например, истину С.А.Борчиков через тавтологию "истина истины" относит к преформе, которая обладает следующими характеристиками: 1.Трансцендентальность (располагается по ту сторону оформляемой предметности); 2.Протеичность (облачается в неадекватное и иные формы (символы, феномены, понятия); 3.Эксзистенциальность (даётся через мыслечувствия, настроение, интуиции, экзистенциалы); 4.Суперативна (располагается поверх всех форм, содержаний, ценностей как суперценность); 5.Рефлексивно-медиативна (поскольку знание о ней даётся в величайшем познавательном напряжении); 6.Софийна (даёт некое философское (мудростное) состояние, разумение и настроение) [469,с.8].
   Наш народ из поколения в поколения наставлял своих детей всегда говорить правду. В быту мы часто используем выражения "Так и режет правду-матку" и "Говорит правду-матку", то есть речь идёт о прямо высказываемой истинной правде. С точки зрения эзотерики, говорить правду - есть преодоление гордыни, то есть правда всегда носить лечебный эффект для души и тела.
   Человека, который говорит неправду, называют лгуном, лжецом, лукавым, вруном, мошенником с точки зрения уголовного права, и иными эпитетами.
   Как правило, к неправде (лжи) относят дезинформация [4,с.304]. Обратим внимание, что часто выделяют "святую ложь", которая носит нарицательный характер.
   Считается, что в споре рождается истина.
  
   Про данное утверждение прекрасно выразился фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балканов Ходжа Насреддин: "В споре безрассудно спорящих не может родиться истина. Для этого им следовало бы прекратить любые диспуты - ведь истина говорит сама за себя. Но они ищут не истины, а лишь победы. Их спор будет разгораться всё сильнее, и ни один из этих мудрецов не успокоится до тех пор, пока все остальные не будут повержены".
   В народе есть такое высказывание: "истина в вине", которое верно отчасти.
   Для кого-то вино является продуктом, для некоторых выступает средством перехода в иное состояние сознания, чтобы получать те или иные духовные знания и ответы на насущные вопросы. Часто вино используют для решения душевных травм и "ухода от самого себя". И тут, как указывал в своё время Леонардо да Винчи, "вино мстит пьянице". С точки зрения эзотерики употребление вина носит кармическую связь. Некоторые исследователи полагают, что через пьянство происходит защита души [334-336].
   Чрезмерное употребление вина и других спиртсодержащих напитков приводит к алкоголизму, который лечат традиционным (медицина) и нетрадиционным (народный) способами. При этом не всегда при лечении алкоголизма учитывают вышеуказанные причины употребления алкоголя, которые должны лечиться духовными средствами (молитва, изменение мировоззрения и характера, покаяние и другие), что приводит к переходу нерешённой духовно-нравственной проблемы в иную плоскость (например, перемены судьбы, смерть родственников и пр.).
  Выделяют истины существующих традиций [243,с.5-10], в том числе и семейных традиций, согласно которым определённые ритуалы и мнения выступают истинами.
   Одной из разновидностей бытовой истины является так называемая "торгашеская (ростовщическая) истина", которая, к большому сожалению, объяла все просторы нашей планеты.
   В рекламе "общеизвестные прагматические истины" (например, вода - это жизнь и т.д.) приводятся как доказательства пользы рекламируемого товара [237,с.236-239; 67,с.164].
   Часто в маркетинге используют рекламную технологию product placement для продвижения бренда и так называемые слова-шутки в быту трансформируются в истину [220,с.8-12]. В данном случае здесь наблюдается подмена понятий для извлечения прибыли.
   Человек истиной назвал различные телепрограммы ("Момент истины"), фильмы ("Вторая истина"), шоу, экономические проекты, форумы ("Дорога Истина", "Христианский Форум Истина", "Истина в тебе", "Что есть Истина", "Стояние за Истину" и другие), ассоциации (Христианская благотворительная ассоциация "Путь к истине" и т.д.), здания, оборудование и пр.
   Существуют постройки, посвященные истине. В частности, это Храм Истины (тайск. ปราสาทสัจธรรม) - современный деревянный храм в Паттайе (Таиланд), в котором все религии собраны под одной крышей.
   Художник И.Савинова нарисовала Храм Истины, над входом в который золотыми буквами выведены слова: "Истина - Солнце, религии - лучи его".
  
  
   Рис.2.Храм Истины. Художник И.Савинова.
  
   В настоящее время в быту истина часто выступает аббревиатурой. Например, под истиной НИИ механики МГУ понимается "Интеллектуальная Система Тематического Исследования Научно-технической информации".
Оценка: 6.98*27  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"