Аннотация: Публикуется часть книги С.И.Ивентьева: "Наш Бог-Творец".- 2.2.БОГ БЕЗ ОБЛИКА. 2.2.1.БОГ-АБСОЛЮТ. Аннотация данной книги вошла в каталог Международного Парижского книжного Салона (17-20 марта 2016г.)
При написании книги "Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека" автором проводился опрос "Что такое любовь?", в ходе которого один респондент утверждал, что "Бог больше чем любовь. Он творит любовь". Это высказывание заставило автора книги вновь обратиться к изучению такого феномена человеческой цивилизации, как Бог. Обозначенная тема исследуется с позиции религии, философии, науки, эзотерики, теософии и различных существующих учений. В книге Бог рассматривается с точки зрения Запада (Бог в облике) и Востока (Бог без облика). Настоящая работа будет полезна исследователям-религиоведам, теологам, научным сотрудникам, студентам и всем, кто интересуется духовными основами нашего бытия.
В знак искренней любви и благодарности настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу
2.2.БОГ БЕЗ ОБЛИКА
Душа человека подобна душе Бога.
Блаженный Августин.
"Религии Запада думают: Бог - личен. И они правы. Бог есть всемогущий и милостивый Господь, и неисповедим его промысел над мирами. Таков он для любящих его и исполняющих его волю. Религии Востока думают: Бог - безличен. И они тоже правы. Ибо Бог и есть океан молчания, и таков он для слившихся с ним. Но есть и та высь, где совпадает и то, и это. Это сверхразум, открытый Шри Ауробиндо. Там Бог и бесконечная реальность, и всезрящее око, видящее всё, и всемогущая сила, движущая всем. Это Личность Всевышнего, что вобрал в себя пустыни молчания и Господа всех миров" [43,с.273].
1.Скажи: "Он - Аллах - Един;
2.Извечен Аллах один,
Ему чужды любые нужды,
Мы же нуждаемся лишь в Нём.
3.Он не рождает и Сам не рождён,
4. Неподражаем Он и не сравним (ни с чем),
Что наше виденье объять способно
Или земное знанье может охватить)".
(Сура 112).
"Живу Я!" (Иез.17. 16, 19; 18. 3).
"Бог сверхразума отчасти имеет форму, а выше - он океан молчания, совсем протершийся без образа в пустынную даль бесконечности. И это молчание с блаженством и силой всемогущества. Его можно видеть как океан света, и он высший" [43,с.23].
В части I Книги Урантии о реальности Бога читаем следующее:
"Бог есть основная реальность в мире духа; Бог является источником истины в сферах разума; Бог покрывает собой всё, что есть в материальных мирах. Для всех разумных созданий Бог представляет собой личность, а для вселенной вселенных он есть Первый Источник и Центр вечной реальности. Бог не похож ни на человека, ни на машину. Первый Отец - это всеобщий дух, вечная истина, бесконечная реальность и отеческая личность.
Вечный Бог - это бесконечно больше, чем идеализированная реальность или воплощенная в личности вселенная. Это не просто высшая мечта человека, объективированный предмет смертного поиска. Не является он также одним только понятием, силовым потенциалом, исполненным праведности. Всеобщий Отец не есть ни синоним природы, ни персонификация её закона. Бог - это трансцендентальная реальность, а не только традиционное представление человека о величайших ценностях. Бог не есть психологическая концентрация духовных значений, как не является он и "благороднейшим творением человека". В сознании человека Бог может быть любым или всеми из этих представлений, но он больше.
Это спаситель и любящий Отец всех тех, кто обрёл духовный покой на земле и жаждет обрести сохранение личности в смерти".
Бог открыл нам о Себе, что
Он - бестелесный и невидимый Дух (Иоан.4:24).
Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Вечносущего. Не склоняет Его ни сон и ни усталость; всем в небесах и на земле владеет Он;
Кто может заступиться (за кого-то) без изволения Его?
Он знает всё, что явно и сокрыто, а (люди) не охватывают из знания Его, кроме той (малости), что Он дозволит.
Трон Его вмещает небеса и землю: сохранность их Ему не в тягость. И Он Возвышен и Велик (Коран 2:255).
Бог есть дух, и Бог даёт частицу своего духа для вселения в сердце человека. В духовном отношении все люди равны. Царство небесное не знает каст, классов, социальных уровней и экономических групп. Вы все - братья. ~ Иисус, Книга Урантии, (1487.4) 134:4.7
Согласно Открытой православной энциклопедии "Древо", "Бог как Дух чистейший и притом беспредельный во всех отношениях не подлежит, в частности, никакому ограничению и пространством или местом, но наполняет Собою все, a вездеприсутствие - в том, что, наполняя Собою все, Он естественно находится во всяком месте и присущ всякому существу.
"Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо Ты там; сойду ли в преисподнюю и там Ты. Возьму ли крылья зари (по другому переводу "денницы") и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя" (Пс.138, 7-10)".
В Агни-Йоге Бог представлен в виде Изначального Вселенского Сознания, сущее в Его Обители - "Беспредельности" (Обитель Творца). При этом Он также мыслится "как Отец и Мать всего иного сущего, Единство Множества - взаимослитая Единая Совокупность всех Совершенных, когда-либо влившихся Сознаниями в Него".
Как указывает А.Н.Павлов, "Понятие о целостности мира - это и есть
понятие бога. Бог нас удерживает в себе как основа начала и конца, он постоянно сдерживает нас в неуёмном стремлении "разойтись розно", утонуть в деталях конкретного, превратиться в только практика, сделав такое превращение целью жизни и развития. ОН предостерегает нас от выбора ложного пути.
Общее управляет конкретным.
Оно не даёт миру рассыпаться.
Бог это объединяющее начало.
Именно поэтому мысль о боге возвышает людей над чувственным, внешним и единичным, она возносит их к чистому, единому с самим собой" [84,с.51].
В книге В.Н.Коровина "Океан Бога и миры тьмы и света" записано, что "Бог достигается через любовь и преданность Ему. Бог известен посредством отождествления с ним. И это - океан молчания" [43,с.24].
Согласно Энциклопедии современной эзотерики, про Бога указано следующее:
"1. Бог - это одна сущность, представленная в трёх лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.
2. Бог - это дух (Бог нематериален, бестелесен).
3. Бог невидим (ибо дух нельзя увидеть).
4. Бог жив (он любит, видит, слышит).
5. Бог - это личность (а не природа).
6. Бог самодостаточен (он не нуждается для своего существования в чем-либо).
7. Бог необъятен (он не имеет пространственных границ).
8. Бог вечен (он не имеет временных границ).
9. Бог неизменен (ему некуда изменяться).
10. Бог всеведущ (он все знает).
11. Бог всемогущ (ему подвластно все).
12. Бог свят (он вне противоположности добра и зла).
13. Бог - истина (он никогда не заблуждается).
14. Бог справедлив и праведен (в том числе, когда наказывает).
15. Бог благ (он любит, благоволит, милосердствует)".
Бог - Знающий, Мудрый! (Коран,24:58).
В православии о Боге и Его свойствах говорится: "Бог - Творец и Господь неба и земли. Бога мы не можем видеть, потому что Бог есть дух, не имеющий тела. Кроме невидимости Бога мы должны ещё помнить, что Бог есть дух:
1.Вечный и совершенный.
Бог вечен - это значит, что Бог всегда был, есть и будет (Пс.89:2,3).
Бог совершенен - это значит, что Он обладает всеми добрыми свойствами в бесконечном мере, и никто не может с Ним равняться (Пс.144:3).
2.Вездесущий и всеведущий.
Мы называем Бога вездесущим потому, что Он находится везде: на
небе, на земле и на каждом месте (Пс.138:7-12).
Мы называем Бога всеведущим потому, что Он знает всё прошедшее, настоящее и будущее, знает все наши дела и даже самые тайные помышления наши (Пс.138:1-6; Иер.23:24; Евр.4:13).
3.Премудрый и всемогущий.
Мы называем Бога премудрым потому, что Он премудро управляет
всем (Рим.11:33).
Мы называем Бога всемогущим потому, что Он может сделать всё, что захочет (I Быт.17:1; Лк.1:37).
4.Всесвятой и справедливый.
Мы называем Бога всесвятым потому, что Он по Своей воле делает только то, что хорошо (III Быт.11:44; I Цар.2:2).
Мы называем Бога справедливым потому, что Он вознаграждает за добрые дела, а наказывает за злые по заслуге (Пс.9:9; 118,142; Пр.24:12; Рим.2:6-11).
5.Всеблагий и всемилосердный.
Мы называем Бога всеблагим потому, что Он исполнен любви к Своим созданиям (Ин.3:16).
Мы называем Бога всемилостливым потому, что он отпускает грехи каждому, кто искренне кается (Пс144:8 и 9)" [65,с.25-27].
Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели
никакого образа в тот день, когда говорил к вам
Господь на Хориве из среды огня,
Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний,
изображений какого - либо кумира,
представляющих мужчину или женщину (Втор.4:15-16).
Бог обладает глубиной мудрости [86], которой проникнут весь материальный и духовный мир.
Писание, знамения которого утверждены, потом подробно изложены от Мудрого, Ведающего (Коран,11:1).
"Бог способен делать вещи, выходящие за рамки нашего понимания. Порой нам нужно принимать то, что Он делает, без объяснений, поскольку Он собирается открыть нам суть происходящего несколько позже... В Своей мудрости Бог никогда не допустит страдание без цели" [86].
Считается, что образ Бога настолько величествен и неизмерим, что Бог не имеет конкретного физического облика, что было обращено внимание в Библии (Втор.4:15; Ис.6:1-6; Иех. 1).
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли (Втор. 5:8).
В христианской традиции указанная Божия заповедь трактуется как запрет на даже символического отображения Бога в материальной форме. Аналогичной позиции придерживается ислам.
Поистине, сей ваш вероустав
Одно - единое установление (Господне),
И Я - один - единый ваш Господь, -
Так поклоняйтесь только Мне! (Коран,23:52).
В Книге Урантии о Боге говорится следующее:
"Всеобщий Отец - Любящий духовный Отец для всех
Всеобщий Отец является Богом всего творения, Первым Источником и Центром всех вещей и существ. Думайте о Боге прежде всего как о создателе, затем - как о властителе и только потом - как о бесконечном вседержителе. ~ Книга Урантии, (21.1) 1:0.1
Бог есть основная реальность в мире духа; Бог является источником истины в сферах разума; Бог покрывает собой всё, что есть в материальных мирах. Для всех разумных созданий Бог представляет собой личность, а для вселенной вселенных он есть Первый Источник и Центр вечной реальности. Бог не похож ни на человека, ни на машину. Первый Отец - это всеобщий дух, вечная истина, бесконечная реальность и отеческая личность. ~ Книга Урантии, (23.4) 1:2.1
"Бог есть дух". Он есть всеобщее духовное присутствие. Всеобщий Отец есть бесконечная духовная реальность; он является "суверенным, вечным, нетленным, незримым и единственно истинным Богом". ~ Книга Урантии, (25.1) 1:3.1
Даже ваши древние пророки понимали вечную, не имеющую начала и конца, круговую природу Всеобщего Отца. Бог буквально и вечно пребывает в своей вселенной вселенных. Он - в каждом моменте, со всем своим абсолютным величием и вечным превосходством. ... Поэтому все замыслы и намерения Первого Источника и Центра подобны ему: вечны, совершенны и вовеки неизменны. ~ Книга Урантии, (35.5) 2:2.1
Хотя представление о Боге как о царе-судье способствовало появлению высоких нравственных критериев и создало целый законопослушный народ, оно оставило индивидуального верующего в прискорбном положении неуверенности в отношении своего статуса во времени и вечности. Поздние иудейские пророки провозгласили Бога Отцом Израиля; Иисус раскрыл Бога как Отца каждого человека. Всё представление смертных о Боге трансцендентально освещается жизнью Иисуса. Родительской любви присуще бескорыстие. Бог любит не как отец, а являясь отцом. Он является Райским Отцом каждой вселенской личности.
Праведность подразумевает, что Бог есть источник нравственного закона вселенной. Истина раскрывает в Боге просветителя, учителя. Любовь же дает чувство и жаждет чувства, ищет отзывчивого товарищества, подобного тому, которое объединяет родителя и ребенка. Праведность может быть божественной мыслью, но любовь есть отеческое отношение. ~ Книга Урантии, (41.2) 2:6.4
...Древнее представление о Боге как Божестве с царской моралью было поднято Иисусом на тот проникновенно-трогательный уровень глубокой семейной нравственности, присущей отношениям родителя и ребёнка, нежнее и прекраснее которой нет во всём опыте смертных. ~ Книга Урантии, (40.6) 2:6.2
Конечное понимание бесконечных качеств значительно превосходит логически ограниченные возможности создания ввиду того факта, что материальный человек выполнен по образу Божью: в нём живет частица бесконечности. Поэтому самый близкий и ценный для человека путь к Богу есть путь в любви и через любовь, ибо Бог есть любовь. И каждое из таких уникальных отношений есть настоящее познание космической социологии, отношений Создателя и создания - чувства Отца и дитя. ~ Книга Урантии, (50.5) 3:4.7
В общем и целом - навечно - бесконечный Бог является Отцом. Из всех возможных и правомерных названий Бога всего творения я получил задание описать его как Всеобщего Отца.
Бог представляет собой Отца в высшем смысле этого слова. Его вечная мотивация - совершенный идеализм божественной любви, и эта нежная сущность наиболее ярко проявляет себя и получает наивысшее удовлетворение, любя и будучи любимой. ~ Книга Урантии, (59.1) 4:4.5
Хотя для вселенных и во вселенных Бог является всем тем, что мы описали, для вас и для всех богопознавших созданий он един - ваш Отец и их Отец. Для личности Бог не может быть множественным. Бог является Отцом для каждого из своих созданий, и в буквальном смысле невозможно, чтобы какое-либо дитя имело более одного отца. ~ Книга Урантии, (640.3) 56:4.4
Какого бы прогресса в понимании Отца вы ни достигли, ваш разум всегда будет потрясать нераскрытая бесконечность Отца - Я ЕСТЬ, неизведанная громадность которого будет оставаться неизмеримой и непостижимой в течение всех циклов вечности. Каких бы высот в постижении Бога вы ни достигли, в нем всегда будет значительно больше такого, о чём вы даже не будете подозревать. И мы полагаем, что это столь же верно на трансцендентальных уровнях, сколь и в сферах конечного существования. Поиску Бога нет конца! ~ Книга Урантии, (1169.4) 106:7.5
Бог является Отцом, человек - его сыном. Центральной истиной во вселенских отношениях Создателя и создания становится любовь, - любовь отца к своему сыну, - а не правосудие царя, ищущего удовлетворения в страданиях и наказании порочных подданных. ~ Книга Урантии, (2017.9) 188:5.1
Отец есть живая любовь, и эта жизнь Отца заключена в его Сынах. И дух Отца пребывает в сынах его Сынов - смертных людях. В конечном счете, идея Отца по-прежнему остаётся высшим представлением человека о Боге. ~ Книга Урантии, (2097.3) 196:3.35
Имя Бога
Вблизи центра вселенной вселенных Всеобщий Отец обычно известен под именами, которые можно истолковать как Первый Источник. С удалением во вселенные пространства чаще встречаются такие названия Всеобщего Отца, которые означают Всеобщий Центр. В ёще более далеких пространствах звездного творения - например, в cтолице вашей локальной вселенной - он известен как Первый Созидательный Источник и Божественный Центр. В одном из соседних созвездий Бог называется Отцом Вселенных, в другом - Бесконечным Вседержителем, а далее на восток - Божественным Властителем. Его называют также Отцом Небесных Светил, Даром Жизни и Всемогущим. ~ Книга Урантии, (23.1) 1:1.4
Те, кто познал Отца из откровений при посвящениях Райских Сынов, выбирают взывающую к чувствам, трогательную связь создания и Создателя, называя Бога "наш Отец". ~ Книга Урантии, (23.2) 1:1.5
Доказательство существования Бога
Существование Бога не может быть доказано научным экспериментом или логическим умозаключением. Бог может быть осмыслен только в сфере человеческого опыта; тем не менее, истинное представление о реальности Бога приемлемо в логике, вероятно в философии, принципиально для религии и неотделимо от любой надежды на сохранение личности.
Те, кто познал Бога, познали на своём опыте факт его существования; такие смертные хранят в своём личном опыте единственное положительное доказательство существования живого Бога, которое один человек может предложить другому. ~ Книга Урантии, (24.5) 1:2.7
Религия всегда должна быть своим собственным критиком и судьей. Её невозможно изучить, тем более понять, со стороны. Единственной гарантией личного Бога является ваше собственное постижение своей веры в духовные сущности, а также связанного с ними опыта. Никому из ваших товарищей, обладавших аналогичным опытом, не требуется доказательств личности или реальности Бога, в то время как для всех других людей, не обладающих такой же уверенностью в Боге, ни один из возможных доводов не будет полностью убедительным. ~ Книга Урантии, (1107.6) 101:2.16
Бог столь всецело реален и абсолютен, что никакой материальный признак или демонстрация так называемого чуда не могут служить подтверждением его реальности. Мы будем всегда знать его потому, что мы доверяем ему, и наша вера в него целиком основана на нашем личном участии в божественных проявлениях его бесконечной реальности. ~ Книга Урантии, (1119.4) 102:1.5
Бог - это не изобретение человеческого идеализма: он является самим
источником всех подобных озарений и ценностей сверхживотного уровня.
Бог - это не гипотеза, сформулированная для объединения человеческих представлений об истине, красоте и добродетели: он является исполненной любви личностью, порождающей все эти проявления во вселенной. ~ Книга Урантии, (196:3.24)
Божественное присутствие в созданиях
Бесконечность совершенства Бога такова, что делает его вечной тайной. И величайшее из всех непостижимых таинств заключается в божественном проникновении в смертный разум. То, каким образом Всеобщий Отец сосуществует с созданиями времени, является глубочайшей из всех загадок вселенной; божественное присутствие в разуме человека представляет собой тайну тайн. ~ Книга Урантии, (26.3) 1:4.1
Не только создание существует в Боге, но и Бог живёт в создании. "Мы узнаём, что пребываем в нём, поскольку он живёт в нас; он дал нам свой дух. Этот дар Райского Отца - неизменный спутник человека". "Он есть вездесущий и всепроникающий Бог". "Дух предвечного Отца таится в сознании всякого смертного дитя". "Человек отправляется на поиски друга, в то время как этот самый друг живёт в его собственном сердце". "Истинный Бог не вдали от нас; он часть наша; его дух говорит в нас". "Отец живёт в дитя. Бог всегда с нами. Он есть дух, ведущий нас по вечному пути". ~ Книга Урантии, (45.2) 3:1.4
Хотя Райский Отец действует через своих божественных создателей и детей-созданий, он также поддерживает с вами самую сокровенную связь - связь столь возвышенную, столь чрезвычайно личную, что она выходит за пределы даже моего понимания: таинственное общение частицы Отца с человеческой душой и смертным разумом, её фактической обителью. Зная об этих Божьих дарах то, что известно вам, вы, следовательно, знаете, что Отец тесно связан не только со своими божественными помощниками, но и с эволюционными смертными детьми времени. Отец действительно пребывает в Раю, но его божественное присутствие обитает также и в сознании людей. ~ Книга Урантии, (139.2) 12:7.13
Не допускайте, чтобы величие бесконечности, необъятность вечности, грандиозность и великолепие Божьего образа держали вас в чрезмерно благоговейном страхе, приводили в замешательство или обескураживали; ибо Отец находится рядом с каждым из вас; он пребывает в вас, и в нем все мы в буквальном смысле слова движемся, действительно живём и истинно существуем. ~ Книга Урантии, (139.1) 12:7.12
Бог отличается таким доверием и любовью, что даже людям он вверяет частицу своей божественной сущности для хранения и самопретворения. ~ Книга Урантии, (1283.5) 117:4.3
Непостижимая тайна Бога
Во всех сферах и мирах вселенной вселенных, всем духам и смертным раскрывает Всеобщий Отец свою благодатность и божественность во всей полноте постижения или осмысления, на которую способны духовные существа или смертные создания. Бог нелицеприятен в отношении как духовного, так и материального.
Как реальность духовного опыта человека, Бог не является загадкой. Но когда предпринимается попытка объяснить реальности духовного мира физическому разуму материального типа, возникает тайна - тайна столь непостижимая и глубокая, что только сила веры богопознавшего смертного способна на философское чудо осознания Бесконечного конечным, постижения вечного Бога эволюционирующими смертными материальных миров времени и пространства.
Не позволяйте величию Бога, его бесконечности затмевать или заслонять его личность. "Насадивший ухо не услышит ли? Образовавший глаз не увидит ли?" ~ Книга Урантии, (27.1) 1:4.6
"Прикасаясь к Бесконечному, мы не постигаем его. Божественные следы неведомы". "Разум его неизмерим, и величие его неисповедимо". Ослепляющий свет присутствия Отца таков, что для его низших существ он, видимо, "обитает в кромешной тьме". Не только мысли и планы его неисповедимы, но он "творит дела великие и чудные без числа". ~ Книга Урантии, (33.4) 2:1.1
Бог - личность
Бог - это намного больше, чем личность в человеческом понимании; он выходит далеко за пределы даже возможного представления о сверхличности.