Аннотация: В статье раскрываются роль морали и религии в формировании четвёртого и пятого поколения пра вчеловека и гражданина
Русская Православная Церковь в своих Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека подробно раскрыла слабые места института прав человека [1], которые возникли по следующим причинам.
Основной причиной является то, что многие духовные и морально-нравственные явления, будучи подвергнутыми анализу со стороны самых различных наук (включая теологию, этику), остаются вне юридического осмысления. Ко второй причине следует отнести то обстоятельство, что к существующей традиционной классификации (группе) прав юридическая наука не относит, к большому сожалению, духовно-нравственные аспекты развития человека, в том числе религиозно-нравственные категории, о которых говорит христианское учение о человеке.
В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - "духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина?, которые провозгласили и провозглашают духовные и моральные ценности личности, которым особое внимание уделяют Русская Православная Церковь и другие традиционные религиозные конфессии [2,с.94-97;3,с.93-93;4].
К ним относят право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание и др.
Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.
Как отмечает Е.Л.Русакова, с философской точки зрения права человека - это универсальные моральные права [5].
Провозглашенные духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина не умоляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их.
Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с Откровением Божьим.
Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, экономических и пр.).
Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения.
Открытие духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина позволило, наконец, выстроить единую и стройную систему прав и свобод, включающую в себя все Заповеди Божии, Любовь и Веру, тонкий и грубый миры, науку и религию.
В начале ХХI века в России было открыто пятое поколение прав, которое автором настоящей статьи было названо "Божественными правами и свободами? [4,6]. Основу пятого поколения прав составляют такие ценности, как Любовь, информация и энергия.
Ещё в августе 2003г. О.Ю.Малинова предсказала появление пятого поколения прав человека [7].
В данном случае под информацией понимается творящая информация (Божественная информация, "чистая энергия?) [8, с.113]. Академик Г.И.Шипов указанную информацию включает в один из уровней модели мира [9, с.4].
К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество, совершенствование и одухотворение окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии [10].
Появлению Божественных прав и свобод предшествовало создание Материальных и Духовных миров, в том числе и планеты Земля, сотворение человека. Наделение человека Божественными правами предусматривает и соответствующие обязанности носителя этих прав, возникающие при их реализации.
Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина должны защищать человека, его душу и дух, от разрушительной силы непредсказуемого и порой неконтролируемого научно-технического прогресса в области биологии и медицины, техники.
Необходимо особо подчеркнуть особую роль Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности, правильного мировоззрения.
Фундаментом всех прав и свобод и по своей значимости выступают Божественные права и свободы, так как они охватывают не только Человека и наш Мир, но и всю Вселенную.
Открытие введение в юридическую науку Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина позволило, наконец, выстроить единую и стройную систему прав и свобод, включающую в себя все Заповеди Божии, Любовь и Веру, информацию и энергии, Тонкий и грубый миры, науку и религию, право и мораль.
Божественные и духовно-нравственные права и свободы призваны к формированию у человека правильного мировоззрения и эмоций.
В своё время Генрих Гейне указывал: "Мы боремся не за человеческие права народа, но за Божественные права человека?.
Провозглашение любых прав человека ничто без реальных гарантий их осуществления.
Надлежащее закрепление в международной и национальных правовых системах Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, их обеспечение, защита и реальное воплощение в жизнь позволит отвратить от человека опасность духовной гибели следствии нарушения Божественных и духовно-нравственных законов.
Список литературы
1 - Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. 27 июня 2008г. http://www.pravmir.ru./
2 - Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 марта 2010г.). Ч.1.-Уфа: РИЦ БашГУ.2010.с.94-97.
3 - Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Ежемесячный научный журнал "Дискуссия?, ? 2 февраль 2010г., с.92-93.
4 - Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Казань, 1999. http://iventev.narod.ru/. с.5-6.
5 - Русакова Е.М. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе//Сборник методических материалов. М., 1999.
6 - Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. http://cprsob.clan.su/load/konferencija.
7 - Малинова О.Ю. Три поколения прав человека//Пчела. 2003. ? 43.