Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью Е.С.Штейн, С.А.Пашниной "чистилище. Преображение идеи от Средневековья до современности"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассмотрена статья, в которой рассмотрены душа и дух человека. Отмечены недостатки и достоинства рецензируемой студенческой работы.


РЕЦЕНЗИЯ

на статью Е.С.Штейн, С.А.Пашниной "Чистилище. Преображение идеи от Средневековья до современности"
(E-mail: general@tyuiu.ru)

   Евгением Сергеевичем Штейн и Серафимой Алексеевной Пашниной, студентами 2 курса Института Геологии и Нефтегазодобычи ФГБОУ ВО "Тюменский Индустриальный университет", под научным руководством Руслана Харисовича Касимова, кандидата философских наук, доцента кафедры гуманитарных наук того же университета, была опубликована статья в вышеприведённой формулировке [1].
   В аннотации на работу указывается: "В статье представлены возможные концепции бессмертия: души, тела и духа; поднята проблема очищения души, актуальная во все времена. Авторы раскрыли понятие Чистилища, создавшегося в Средневековье в качестве решения проблемы, и показали, как оно приспособилось к современному миру.
Описаны материальная теория и способ очищения посредством совести".
   Данный труд направлен на исследование актуальной темы современности и будущего человечества: бессмертие души и духа человека. При этом в статье не раскрыты понятия "душа", "дух", "совесть" и "бессмертие", что говорит о неполноте подачи материала для обсуждения.
   Душа - это Божественная и духовно-нравственная ценность [6, с.153].
   Дух человека - эманация Бога [2, с.352].
     Религиозные проповедники и некоторые философы определяют часто совесть как "голос Бога, говорящий в человеческой душе" [9, с.228].
      Совесть является по своей сути характеристикой или свойством человеческой души [2, с.149].
   Авторами концепция бессмертия души и духа фактически рассмотрена только с точки зрения христианской религии и философии, то есть отсутствует междисциплинарный подход. К большому сожалению, авторы не рассмотрели исследуемый вопрос с позиции других религий (ислам, буддизм и др.), что говорит о неполноте работы.
   "Все мировые религии указывают на бессмертие души человека, как неоспоримую божественную истину" [4], что также было закреплено в пятом поколении прав человека [3, с.43].
   Е.С.Штейн, С.А.Пашнина относят "бессмертие" к одной из важнейших культурных ценностей, не учитывая следующее нововведения.
   Так, в оборот юридической науки было введено понятие "права души и духа человека" [5, с.183-185], которые были закреплены в четвёртом и пятом поколении прав человека [2, с.20-21].
   В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [2, с.5-6].
   К четвёртому поколению прав человека относят следующие права: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
   В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [2, с.123-135].
   К пятому поколению прав человека относят: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право человека на Абсолютную истину, право души человека на переселение и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны [2, с.123-135].
   Бессмертие включает в себя право человека на жизнь, которое относится к четвёртому поколению прав человека, а также право человека на дары Бога.
      Дар бессмертия относят к духовным дарам Бога. Указанный дар по своей сущности является правом человека на бессмертие, которое подразумевает биологическое и духовное бессмертие [7, с.21-26].
      Современная наука занимается вопросом придания телу человека биологического бессмертия.
      Бессмертие всегда связывают с Богом. В религиозно-философском понимании бессмертие является одним из атрибутов Бога.
      Если человек сможет познать бессмертие, то можно говорить о том, что он смог приблизиться к познанию Бога [8, с. 46-47].
   Авторы указывают, что "за основу теории о бессмертии души можно взять две идеи: переселение души или загробная жизнь. Переселение душ
(метемпсихоз) заключается в странствии нечистой души с целью
возвращения в изначальное божественное состояние
".
   Концепция переселения души входит в основу кармической философии (санскр. ????, пали kamma - "деяние, причина-следствие, воздаяние", санскр. ?????? karman - "дело, действие, труд", от kar - "делать"; др.-греч. ?????????, дословно - "любомудрие", "любовь к мудрости"), о которой авторы не сказали в рецензируемой работе.
   Е.С.Штейн, С.А.Пашнина неточно указывают, что "идея о загробной жизни получила широкое распространение в Средневековье". В древности загробная жизнь была уже описана в легендах, мифах народов Мира, Египетской Книге мёртвых, Тибетской Книге мёртвых и других письменных источниках, в том числе Библии.
   Студенты показывают читателю, что в Средние века понятие "Чистилище" вошло в оборот как составляющая экономических отношений человека и церкви для очищения души от грехов.
   Очевидно, что вопрос бессмертия взаимосвязан не только с христианским учением, кармической философией, которую отвергает православное христианство, но и с Истиной.
   Авторы исследуемой статьи не рассмотрели понятия "бессмертие" и "Чистилище" с точки зрения Истины [3, с.106]. В связи с чем, не раскрыта отрицательная или положительная роль Чистилища в духовно-нравственном развитии души человека, а также для духовно-нравственной безопасности государства и общества.
   Констатировано, что в студенческой работе отсутствует личное отношение авторов к исследуемому вопросу, а также к душе и духу человека.
   В работе не раскрыты очевидные для читателя вопросы: Средневековый человек сам создал или просто описал наличие Чистилищ? Если сам человек создал Чистилища, то каким образом? Христианство или кто другой заменили идею переселения души (кармическую философию) на концепцию "Чистилища"? Как с помощью совести человек очищает душу от грехов?
   Таким образом, в целом статья является незаконченной, а значит, требует доработки с учётом вышеизложенных замечаний.
   Несмотря на имеющиеся недостатки в статье "Чистилище. Преображение идеи от Средневековья до современности", следует поблагодарить авторов и научного руководителя за проявленную смелость в исследовании души и духа человека.
  
  

Литература

   1.Штейн Е.С., Пашнина С.А.Чистилище. Преображение идеи от Средневековья до современности//Академия педагогических идей "Новация". Серия: Студенческий научный вестник. - 2017. - N 05 (май).
   2.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с. URL: http://econf.rae.ru/article/7171
   3.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ". - 384с.
   4.Мальцев Н.Н.Бог и Вселенная. Философия науки и веры. - М.: Алгоритм, 2014. - 480с.
   5.Гузенко С.С.Что такое права души человека?//Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ.конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т. 2/ Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина", Нижнетагил. технол.ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   6.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека//Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова,С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   7.Ивентьев С.И. Право человека на дары Бога//Ф?Н-НАУКА. - 2012. - N 1 (4).- С.21-26.
   8.Ивентьев С.И.Бессмертие с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//V Тавдинские чтения: материалы Региональной научно-практической конференции, с.Нижняя Тавда, 6 ноября 2013 года / Администрация Нижнетавдинского муниципального района, ФГБОУ ВПО "Тюменский гос.ун-т", Ин-т гуманитарных исслед.; под ред. А.П.Яркова. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос.ун-та, 2013. - С.46-47.
   9.Митрохин Л.Н.Философия религии. - М.: Республика, 1993. - 416с.
  
   14 января 2018 г.
  
   Советник Российской Академии Естествознания,
   член Российского Философского Общества,
   юрист Ивентьев С.И.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"