Данакари Лилия Ричарди, Ермоченко Константин Павлович, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственная консолидация российского общества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящей статье рассматривается концепт "духовно-нравственная консолидация" в связке с обществом. Основу духовно-нравственной консолидации российского общества составляют непреходящие Божественные и духовно-нравственные ценности. По мнению авторов, духовно-нравственная консолидация российского общества взаимосвязана с деятельностью души и духа каждого человека нашего общества. В указанной консолидации ключевая роль отводится воспитанию и образованию. Для цитирования: Данакари Л. Р., Ермоченко К. П., Ивентьев С. И. Духовно-нравственная консолидация российского общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 21 февраля 2022 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2022. - С.14-21. ISBN 978-5-9624-2014-1


   Для цитирования:
   Данакари Л. Р., Ермоченко К. П., Ивентьев С. И. Духовно-нравственная консолидация российского общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 21 февраля 2022 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2022. - С.14-21.
   ISBN 978-5-9624-2014-1
  
  
  
   УДК 316.752, 334.724
   ББК 65.49.

Данакари Л.Р., Волгоград

Ермоченко К.П., Брянск

Ивентьев С.И., Казань

  

Духовно-нравственная консолидация российского общества

  
   В настоящей статье рассматривается концепт "духовно-нравственная консолидация" в связке с обществом. Основу духовно-нравственной консолидации российского общества составляют непреходящие Божественные и духовно-нравственные ценности. По мнению авторов, духовно-нравственная консолидация российского общества взаимосвязана с деятельностью души и духа каждого человека нашего общества. В указанной консолидации ключевая роль отводится воспитанию и образованию.
   Ключевые слова: Бог, человек, дух человека, душа человека, духовность, нравственность, консолидация, духовно-нравственная консолидация, ценности, общество, образование, воспитание.
  

Danakari L.R., Volgograd

Ermochenko K.P., Bryansk

Iventev S.I., Kazan

Spiritual and moral consolidation of russian society

   Abstract: This article discusses the concept of "spiritual and moral consolidation" in conjunction with society. The basis of the spiritual and moral consolidation of Russian society is the enduring Divine and spiritual and moral values. According to the authors, the spiritual and moral consolidation of russian society is interconnected with the activity of the soul and spirit of every person in our society. Upbringing and education play a key role in this consolidation.
   Key words: God, man, human spirit, human soul, spirituality, morality, consolidation, spiritual and moral consolidation, values, society, education, upbringing.
  
  
   Впервые концепт "духовно-нравственная консолидация" появился в 2010 г. в системе российского образования в связи с разработкой и публикацией Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности как методологическая основа разработки и
   реализации ФГОС [12, с. 5-15].
   В религиозном просвещении и образовании данное понятие используют регулярно. Духовно-нравственной консолидацией российского общества в прикладном плане давно уже занимаются мировые и национальные религии, транслируя и культивируя общечеловеческие ценности.
   Духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации возможна и происходит благодаря базовым национальным ценностям [22].
   В иерархии общечеловеческих ценностей выделяют: 1. Божественные ценности (Бог, Любовь, Божественные энергия и информация, Сотворчество); 2. Духовно-нравственные ценности (Вера в Бога, религия, мораль (нравственность), этика и творчество); 3. Витальные (биологические) ценности; 4. Социальные ценности [14, с. 300-305].
   Нравственность, духовность и ценность являются этимологическими составляющими понятия "духовно-нравственные ценности", т.е. того, что для человека является особо значимым и нужным [27, с. 9-12].
   Современная наука духовность рассматривает в двух направлениях: 1. Внутренняя, психическая жизнь человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Связана с церковью, религией, принадлежит ей; церковный [8].
   В монотеистических (авраамических) религиях духовность напрямую увязывают с верой в Бога и миром Святого духа [29, с. 186-190].
   В целом под духовностью подразумевают Бога, Его характеристики, свойства и деятельность, а также человека как образ и творение Бога, природу и деятельность души и духа человека [11, с. 22-30].
   Например, в лексикографическом издании Второго отделения Императорской академии наук 1847 г. имеется лексема "духовный" со следующими значениями: 1) бестелесый, бесплотный; 2) исполненный Святого Духа; 3) относящийся к духу или душе; 4) относящийся к духовенству; 5) состоящий из лица духовного звания [23, с. 379], что подтверждает трансцендентальное, божественное понимание данной языковой единицы.
   Понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога [4, с. 283-294].
   Некоторые авторы духовность (переживание и оценка священного внутри или за пределами материального мира) отделяют от религии (лат. religare - связывать, соединять) как "структурированной системы убеждений, включающей эмоции, мораль и чувство идентичности и общности", в связи с различными структурой, практиками поиска и подходами к истине [6, с. 40-41], придавая секулярный смысл понятию, ибо духовность всегда связана с Богом (Духом), а также с душой и духом человека.
   Понятия "духовность" и "нравственный" имеют сакральную семантику [30, с. 336-353].
  
   Понятие "духовность" справедливо не только увязывается с духом, религией и духовной культурой определённого народа, но и с душой и духом человека [2, с. 21-29].
   Так, в "Словаре живого великорусского языка", 1861 г., В.И. Даль иллюстрирует семнадцать дефиниций понятия "дух" (включая душу человека), почти все с положительной коннотацией, акцентируя внимание на особенностях русской культуры. Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [2, с. 21-29]. При этом многими исследователями под последними мыслится сознание и подсознание человека.
   В "Словаре древнерусского языка" 1899 г. лексема "дух" представлена 13-тью дефинициями, среди которых появляются новые: 1) третье Лицо Святой Троицы; 2) благодать, вдохновение, дар Божий; 3) сила души, доблесть; 4) ум, мысль; 5) бес, дьявол, демон; 6) душевное свойство человека; 7) совесть; 8) способность приводить в движение, занимать или руководить другими; 9) чувство; 10) разум. Кроме этого, выделяется омонимичная пара со значениями: 1) дух мира сего; 2) нечистый; 3) злой, лукавый [24, с. 189-190].
   В "Словообразовательном словаре русского языка" представлена словообразовательная цепочка дух - духов - духовный - духовно - духовность - духовник - духовенство [18, с. 37], что свидетельствует о религиозной семантике (от др.-греч. ?????????? - обозначающий) и происхождении данных дериватов, среди которых употребляется адъектив "духовный". В важном источнике восточнославянской лексикологии ХVII в., построенного на принципах толкового, этимологического, энциклопедического словарей, П. Берында в "Лексиконе Славеноросском" 1627 г. иллюстрирует дефиниции языковой единицы с сакральной семантикой "дух": 1) знак небесный; 2) дух истины, премудрости, совести, разума, крепости, бдения, благочестия, страха Божьего; 3) ангел ветра, борьбы; 4) жизнь, дыхание; 5) блудный [7, с. 13].
   Концепт "духовно-нравственные ценности" включает в себя три таких понятия, как духовность, нравственность и ценность.
   Как указывает З.А. Айзатуллин, "духовность - это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [1, с. 9-12].
   Понятия "духовность" и "нравственный" имеют сакральную семантику, которая частично была утрачена в результате либо семантической профанизации, либо десакрализации, что способствует выявлению ложных сакрализаторов в сознании русского человека и в современной национальной культуре [30, с. 336-353].
   Исследуя лексикографические труды разных столетий, можно определённо сказать, что адъектив "нравственный" стабильно на протяжении нескольких столетий сохраняет устойчивую семантику, которая отражает внешнее и внутреннее состояние общества [23, с. 468; 25]. При правильном понимании лексем дух, духовный, духовность зависит семантическое проектирование на лексему нравственный.
   К большому сожалению, в советское и в настоящее время реализуется идеологическое понимание концепта "духовный", выводя на первый план секуляризированное понимание, а затем божественное [19, с. 401-407].
   Так называемый Малый академический словарь определяет взаимосвязь нравственного и духовного дефиницией "связанный с внутренним, нравственным миром человека", что связывает адъектив "духовно-нравственный" в одно ценностное понятие [25].
   В соответствии с четвёртым и пятым поколениями прав человека (правами души и духа человека) душа человека относится к главной духовно-нравственной ценности человека, которая наделяется определёнными правами и свободами [5, с. 62-65].
   "Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны" [12, с. 7].
   С этимологической точки зрения слово "образование" восходит от слова "образ", которое является сложным и многогранным понятием [9, с.33].
   Понятие "Образ" является достаточно сложным, многогранным и часто употребляемым, имеющее большое количество определений, которые формируются исходя из специфики области изучения исследователя. Многие психологи, философы, искусствоведы и другие специалисты часто оперируют данным понятием, придавая ему свой, исходя из научной области, оттенок значения.
   Определение данного термина этимологически восходит к словарю античной философии. Античный "эйдос" (eidos) - термин-эквивалент понятию "образ" становится центральным в философии Платона (428/427 или 424/423 - 348/347 до н.э.), который под ним понимал совокупность внешней и внутренней формы бытия объекта, противопоставляя материальному миру, который окружает человека. "Образ", по мнению Платона, это, прежде всего, неизменность вещей материального мира. При этом понятием "образ" - "эйдос" апеллировал и Аристотель (384 - 322 год до н.э.) [9, с.33].
   В словаре С.И. Ожегова понятие "образ" означает идеальную форму отражения предметов, а в искусстве это художественное отражение действительности. Там же понятие "образ" сводится к облику и виду [26].
   В Новом энциклопедическом словаре изобразительного искусства "образ" обозначает вид, форму или изображение [21].
   В психологии под образом понимается форма отражения объекта, явления в сознании, субъективная картина мира, которая создаётся на чувственной ступени познания и на уровне логического мышления. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений - воли, эмоций, установок, мотивов и т.д. Образное мышление - вид мышления, связанный с оперированием образами и сочетающий в себе чувственные и логические компоненты. Образное мышление связано с интуицией и воображением [19, с. 88].
   В Библии указывается, что Бог сотворил человека "по образу Нашему, и по подобию Нашему" (Быт. 1:26). Первое: "по образу" понимают как прирожденное свойство всех форм бытия - от сотворения; второе: "по подобию" - указывает на возможность совершенствования, развития, соответственно Воле и Представлению.
   В связи с этим следует указать на неоднозначность и двойственность понятия "образ". Прообраз, изображение как дополнительные смежные термины понятию "образ", может решить эту проблему. Например, прообразы вещей, которые мыслятся и представляются, существуют идеально. Отсюда принципиальный символизм человеческого мышления - способ восхождения от конкретных, частных понятий к общим, абстрактным идеям. В любом образе сочетаются конкретное и абстрактное [21]. Можно сказать рациональное и иррациональное.
   К основной форме существования внутреннего мира человека, согласно психологии, относятся метафизический и духовно-нравственный аспекты [10, 43-50].
   Образ относится к информации и одному из способов передачи информации [15, с. 237].
   Понятие "образ" связан не только с материальным миром, но и духовной сферой человека.
   Издревле человек владел наукой образности, которая позволяет человечеству управлять информацией (знаниями) в своих образах и мыслях [15, с. 267].
   Слово "образ", являясь синонимом слова "идея" (по-гречески idea - вид, образ), означает отражение действительности в сознании [20, с. 82-83], а в свою очередь, под идеей понимается зрительный и наглядный образ [28, с. 170].
   Понятие "образ" обладает сакральным и трансцендентным замыслом. Следовательно, процесс образования можно отнести к важному сакральному действу [13, с. 53-61].
   С философской точки зрения образование - это своего рода духовный облик человека, составляющими которого являются моральные и духовные ценности, из которых он и складывается [17, с. 226].
   Таким образом, система воспитания и образования формирует внутренний (духовно-нравственный) и внешний облик человека, используя знания / информацию. В этом и заключается ценность и важность воспитания и образования.
   Сегодня "Образ" представляет собой совокупность всех мыслей человека или группы людей о каком-то предмете, другом человеке, ситуации, в частности сегодня большое внимание ученых и исследователей уделяется понятию "образа" образования как результата совокупности социальных условий образовательного пространства, которое ориентировано на модель сегодняшнего дня.
   В процессе и воспитания и образования задействована духовная сущность человека - душа и дух человека [11, с. 22-30].
    В пункте IV.6. Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека отмечается, что сравнение и уподобление Богу в добродетели - это цель земной жизни человека. В связи с этим, образование перестает быть только средством приобретения знаний, оно также выполняет воспитательную функцию: развитие личности по замыслу Творца.
   Важность процесса воспитания и образования заключена в том, что через него происходит передача от поколения к поколению знаний о духовном и материальном мире, духовно-нравственных ценностях человеческой цивилизации [16, с. 107-108].
   Современная российская система образования состоит из духовного (религиозного) и светского образования [16, с. 107-109].
   Духовное образование базируется на религии, морали и нравственности, а основу светского образования составляют наука и светская этика [16, с. 107-109]. При этом фундаментом всей системы образования выступают ценности.
   Одной из главных ценностей религиозного образования выступают Бог и Любовь, а также Божественные ценности.
   Основу светской системы образования составляют духовно-нравственные ценности, среди которых особое место занимают мораль (нравственность) и творчество.
   Система воспитания и образования не обходится без Любви, доброты, человеколюбия, альтруизма, жертвенности ради других, искренности, сочувствия, дружелюбия, толерантности и других проявлений любви и доброты. В христианстве Бог есть Любовь (Библия, 1 Ин.4:16).
   Таким образом, из вышеизложенного следует, что современная российская система воспитания и образования базируется на непреходящих и фундаментальных общечеловеческих ценностях, основанных на любви, доброте и творчестве.
   Обществу необходимо целенаправленно приобщать молодых людей к духовно-нравственным ценностям и существующим нормам нравственности и поведения [3, с.283-294], что позволит правильно формировать единую ценностно-смысловую сферу подростков и молодёжи, т.е. консолидировать их в духовно-нравственном и социальном плане, а значит, объединить наше общество.
   На духовном плане человечество объединено единством человеческих душ, скрепами которого выступают Бог и Любовь.
   Российское общество консолидируют Божественные и духовно-нравственные ценности, а также единая многовековая история.
   Таким образом, основу духовно-нравственной консолидации российского общества составляют непреходящие Божественные и духовно-нравственные ценности.
  
  

Список литературы

   1.Айзатуллин З.А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе [электронный ресурс] URL: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (дата доступа 25.01.2022).

   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г. С. Кунафин. Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. С.21-29.
   3.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект экстремизма // Поколение Z в онлайн - пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Уфа, 24-26.11.2020 г.) / отв.ред. Р.Б. Шайхисламов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. С.283-294.
   4.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. С.401-407.
   5.Боброва Н. А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12.10.2019 г., Таганрог / отв. ред. В. П. Рыжов. Таганрог : Типография Ступина С. А., 2019. С. 62-65.
   6.Бабаева Э.А. Духовность и религия. Тождество и различие // Духовно-нравственные и идеологические проблемы в современном обществе. Сборник статей / Под общей редакцией Н.А. Саркаровой. Махачкала: АЛЕФ, 2020. С. 40-45.
   7.Беринда П. Лексикон Славеноросскiй и именъ тлъкованiє. Вiдп. ред. К. К. Цiлуйко. К. : Вид-во АН УРСР, Iн-т мовознавства iм. О. О. Потебнi, 1961. 272 с.
   8.Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 544 с.
   9.Гончарова Н.Ю. Общетеоретические основы изучения понятия "Образ" // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. N 3-2. С. 33-37.
   10.Гостев А.А. "Миры образов" в интегральном образе реальности: некоторые духовно-нравственные и метафизические аспекты // Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16.10.2009г.) / Отв.ред.: А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова,Т.А. Ребеко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. С. 43-50.
   11.Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная интуиция и виртуальное пространство // Социальная реальность виртуального пространства: материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20.09.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. С. 22-30.
   12.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Социальная педагогика. 2010. N 2. С. 5-15.
   13.Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные ценности как основа системы образования // Социально-политические и экономические проблемы современной России // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, - Отв. редактор Мусаева Э.Ш. Махачкала: АЛЕФ, 2021. С. 53-61.
   14.Ивентьев С.И. Современные духовно-правовые ценности // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 300-305.
   15.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. 357 с .
   16.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Образование // Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / Под общ.ред. В.С. Курчеева и Т.В. Сидориной. Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ, 2010. С. 107-112.
   17.Кисленко С.В. Философско-этимологический анализ понятия "Образование" // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. 2008. N 2 (8). С. 225-227.
   18.Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык. 1986. 1136 с. 
   19.Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. 160 с.
   20.Краткий философский словарь. М.: Политиздат, 1950. 322 с.
   21.Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. 6: Н-О. / В.Г. Власов. СПб.: Азбука-классика, 2004. 590 с.
   22.Попова Г.П. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания толерантной личности в РФ [электронный ресурс] URL: https://edu-ikt.ru/files/master-klassy/28/6.pdf
   (дата доступа 25.01.2022).
   23.Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым Отделением Императорской Академии Наук. СПб., 1847.
   24.Словарь древнего славянского языка, составленный по Остромирову Евангелию. Под ред. Ф. Миклошичу, Ф.Х. Востокову, Я.И. Бередникову и И.С. Кочетову. СПб., 1899. 950 с.
   25.Словарь русского языка: В 4-х т. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. стереотип. Т. I. А - Й. М.: Русский язык, 1985. 696 с.
   26.Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов: под ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. 736 с.
   27.Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. 2010. N 7. С. 9-12.
   28.Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 570 с.
   29.Штумпф С.П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. 2014. N 1. Т. I (Гуманитарные науки). С. 186-190.
   30.Шкуран О.В. Языковые единицы с сакральной семантикой: лингвокультурологический и лексикографический аспекты. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т.10. N 2. С. 336-353.
  
  
   Данакари Лилия Ричарди - кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, E-mail: liliya.danakari@yandex.ru
  
   Ермоченко Константин Павлович - студент 5 курса направления "история и обществознание" Брянского государственного университета им. ак. И.Г. Петровского, г. Брянск, E-mail: ermochenko.konstantin@gmail.com
  
   Ивентьев Сергей Иванович - юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, г. Казань, E-mail: sergei-zsk@mail.ru

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"