Данакари Лилия Ричарди, Ермоченко Константин Павлович, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Развитие личности в цифровом мире

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Целью статьи является исследование развитие личности в цифровую эпоху. Методология исследования - логический и сравнительный анализ. Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённых влиянию цифровых технологий на духовно-нравственную сферу человека, в том числе и на развитие личности. В связи с чем, в статье на теоретическом уровне рассмотрены духовно-нравственные риски и их влияние на безопасность человека и общество. Для цитирования: Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Развитие личности в цифровом мире // Человеческий потенциал: личность, деятельность, образование: сборник материалов международной научно-практической конференции 16 декабря 2022 г. Часть 1 / Уральский государственный педагогический университет ; научный редактор Л.А. Максимова; ответственный редактор А.И. Калашников. - Электрон. дан. - Екатеринбург: УрГПУ, 2023. - С. 272-282. ISBN978-5-7186-1223-3

  
  
  Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Развитие личности в цифровом мире // Человеческий потенциал: личность, деятельность, образование: сборник материалов международной научно-практической конференции 16 декабря 2022 г. Часть 1 / Уральский государственный педагогический университет ; научный редактор Л.А. Максимова; ответственный редактор А.И. Калашников. - Электрон. дан. - Екатеринбург: УрГПУ, 2023. - С. 272-282.
  ISBN978-5-7186-1223-3
  
  
  Данакари Лилия Ричарди,
  кандидат философских наук, доцент, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия, эл. почта: liliya.danakari@yandex.ru
  Ермоченко Константин Павлович,
  магистрант, направление подготовки: 'История', Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия, эл. почта: ermochenko.konstantin@gmail.com
  Ивентьев Сергей Иванович,
  юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений, ООО 'ДЭЛИЛ', член Российского философского общества, советник Российской Академии Естествознания, г. Казань, Россия,
  эл. почта: sergei-zsk@mail.ru
  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОМ МИРЕ
  
  Аннотация. Целью статьи является исследование развитие личности в цифровую эпоху. Методология исследования - логический и сравнительный анализ. Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённых влиянию цифровых технологий на духовно-нравственную сферу человека, в том числе и на развитие личности. В связи с чем, в статье на теоретическом уровне рассмотрены духовно-нравственные риски и их влияние на безопасность человека и общество.
  
  Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, личность, духовная личность, духовно-нравственная сфера, цифровые технологии, духовно-нравственные риски, безопасность.
  
  Danakari Lilia Richardi,
  Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Volgograd State University, Volgograd, Russia.
  Ermochenko Konstantin Pavlovich,
  Master's Degree Student, Field of Education 'History', Smolensk State University, Smolensk, Russia.
  Iventiev Sergey Ivanovich,
  legal adviser, theologian, specialist in the field of national and religious relations, DELIL LLC, Member of the Russian Philosophical Society, adviser to the Russian Academy of Natural Sciences, Kazan, Russia.
  PERSONAL DEVELOPMENT IN A DIGITAL WORLD
  Abstract. The purpose of the article is to study the development of personality in the digital age. Research methodology - logical and comparative analysis. The relevance and relevance of the topic under study is determined by the lack of research on the impact of digital technologies on the spiritual and moral sphere of a person, including personality development. In this connection, the article considers spiritual and moral risks and their impact on human security and society at a theoretical level.
  Keywords: God, man, human soul, human spirit, personality, spiritual personality, spiritual and moral sphere, digital technologies, spiritual and moral risks, security.
  
  Введение
  
  Современное развитие общества характеризуется стремительными информационными процессами, которые связаны с быстрым внедрением агентов цифровой эпохи во многие сферы человеческой жизни. Процессы цифровизации сегодня проникают и оказывают непосредственное воздействие на духовно-нравственную сферу, государственное управление, экономику, право, образование, культуру и т.д.
  Развитие цифровых технологий привело к возникновению феномена цифровой экономики, которая попала в фокус научного исследования таких ученых, как К. Шваб, А. Шейн, C. Perez, Д.Г. Родионов, А.Е. Схведиани и др. [9, с. 38] Они пытались дать определение понятию 'цифровая экономика', выявить её характерные особенности и механизмы влияния процессов и агентов информационного общества на экономическую систему в целом.
  В России формируются цифровая инфраструктура и система цифровых государственных услуг, а также реализуется национальный проект 'Цифровая экономика' [8, С. 218-223].
  На законодательном уровне ведётся активная работа по созданию нормативно-правового регулирования цифровой среды.
  При этом остаются нерешенными проблемы, касающиеся пагубного влияния цифровых технологий на духовно-нравственную сферу человека, общество и государство.
  Под духовно-нравственной сферой человека понимается духовное и нравственное пространство, формируемое человеком, его душой и духом, в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, уровень духовного и нравственного сознания [3, С. 123-131].
  
  Обсуждение рассматриваемой темы
  
  Считается, что понятие 'личность' стали использовать с появлением христианства, и оно было чуждо античному мировоззрению, т.к. оно пользовалось словом 'ипостась', которое обозначало все, что обладает действительным, но совсем не обязательно одушевленным
  существованием [1, С. 36-37; 11, с. 122].
  Как обоснованно отмечает Ю.Я. Крамаренко, становление понятия 'личность' в христианстве связано с так называемыми триадологическими спорами, в которых была сделана попытка осмыслить и понятийно зафиксировать одновременно единство и троичность Бога [11, с. 122].
  Согласно триадологическому подходу, в христианстве Бог есть Личность (точнее - три единосущные Личности) [12, С. 72-83].
  С точки зрения богословия 'личность' - это богодарованное уникальное начало в человеке. Человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. При этом отмечается, что эти два понятия ('образ Божий' и 'личность') взаимосвязаны, но нетождественны. 'Личностное бытие человека - это, может быть, главная характеристика богообразности человека, однако это не значит, что образ Божий в человеке и личность -
  одно и то же' [12, С. 72-83].
  Считается, в свете догматического учения Церкви личность как запечатлённый в человеке образ Божий недоступна всеохватывающему и исчерпывающему познанию [16, с. 17].
  В психологической науке личность - это организованно-стойкая система индивидуально-психологических и социальных характеристик, которые составляют базовую основу структуры человеческой сущности с точки зрения её социально-психологической природы [6].
  В философии под личностью понимается персона (от лат. persona - маска, роль актёра): человеческая особа, личность [17, с.240].
  Согласно Толковому словарю русского языка, личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо [14].
  Из вышеизложенного видно, что понятие 'личность' отождествляется с человеком, а также связано с персональными качествами и социальными характеристиками. При этом, к большому сожалению, личность не увязывается с душой и духом человека и его духовно-нравственными характеристиками.
  В учение русского философа А.Ф. Лосева под ликом мыслится выражение личности, её образ, картина, смысловое явление [13, с. 484].
  Из вышеизложенного видно, что в философии и религии понятие 'личность', так или иначе, увязывается с лицом или ликом человека.
  По нашему мнению, под личностью следует понимать человека, его духовную сущность, состоящую из души и духа, и обладающую индивидуальными духовными, нравственными, психологическими, социальными, интеллектуальными, физическими и другими характеристиками и свойствами, компетенциями и духовно-нравственным потенциалом.
  Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога [4, С. 21-29]. При этом многими исследователями светской науки под последними мыслится сознание и подсознание
  человека [5, С. 401-407].
  Душа человека часто отождествляется с нравом, где мораль является основной её характеристикой, нрав - свойство души человека [10, С.17]. Каждая человеческая душа имеет свой неповторимый нрав и характер.
  Учитывая, что в состав человека входит духовная составляющая, состоящая из души и духа, то можно однозначно в настоящем исследовании говорить о человеке как о духовной личности.
  Современный человек окутан и связан с так называемым миром цифры, который определённым образом влияет на его развитие и жизнь.
  'Мир цифры и информации' оказал спорное, противоречивое и непоследовательное воздействие на сферу права, и, в частности, на гражданско-правовые отношения, которые представляют собой имущественные и личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.
   Основой для таких отношений выступает юридическое равенство, свобода волеизъявления, имущественная самостоятельность и т.д. Проблемным, до конца не изученным вопросом является точное объективное определение понятия 'цифровые права' и их роль в системе гражданского законодательства. Это связано с тем, что данный термин - это новшество для всей юридической науки, которому нет аналогов.
  Так, например, в своем научном труде 'К вопросу о понятии и онтологии цифровых прав' [15, С. 342] И.В. Понкин и А.И. Редькина попытались по-своему осмыслить и объяснить феномен 'цифровые права'. Авторы смогли дать достаточно полный обзор представленных в научной литературе определений и объяснений цифровых прав, а их авторские интерпретации понятия и природы цифровых прав внесли 'научную крупицу ясности' нерешенного сегодня вопроса.
  Авторы предложили своё видение и свое толкование понятия 'цифровые права', определив их как 'правопритязания и референтные правовые возможности, онтология которых возможна и имеет место исключительно только в сфере цифровой (виртуальной, дополненной или гибридной).
  Процессы цифровизации оказывают непосредственное воздействие не только на сферу права, но и в частности на уровень приобщения к правовой культуре. Развитие Интернет технологий обостряет проблему генезиса и развития российской правовой культуры. Появление Интернета, Интернет - платформ и сообществ привело к пересмотру имеющихся методов и средств по формированию правовой культуры личности, связанное с их малоэффективным действием в условиях стремительно развивающегося информационного общества.
  Современное информационное общество вырабатывает новые цифровые инструменты, способы и механизмы влияния на граждан и их уровень правовой культуры, которая сегодня, как правило, находится под 'жестким информационным давлением' [7, С. 150]. В конечном итоге этот информационный прессинг может привести к формированию антипозитивного правосознания молодежи. Основными агентами цифровизации в этом случае могут быть распространенные среди молодежи социальные сети.
  Процессы цифровизации выступают катализатором цифровой трансформации, которая призвана изменить образ жизни людей, и будет готова ответить всем запросам сегодняшнего общества, идя в ногу со временем.
  В большей степени это относится к сфере образования.
  Процесс обучения и образования, исходя из принципа непрерывности, тоже в условиях цифровой реальности подстроится под текущую ситуацию в стране. Например, сегодня, когда наблюдается распространение короновирусной инфекции и высокий уровень смертности на её фоне, а ситуация в мировом сообществе носит элементы чрезвычайной и требует безотлагательных незамедлительных действий и мер со стороны действующей власти, распространено и активно практикуется обучение по средствам информационных технологий, с использованием онлайн-программ и сервисов, для минимизации контактов между субъектами обучения. Онлайн-обучение и дистанционный формат - это, прежде всего, ответ на вызов информационного общества, которое на сегодняшний день находится в стадии быстрой трансформации.
  Но вопрос о том, как должен правильно и эффективно осуществляться этот формат обучения остается открытым и остро обсуждается как в СМИ, так и в среде учителей и родителей. В первую очередь, следует сказать об информацинно-коммуникативной малограмотности родителей и преподавательского состава в вопросе онлайн-платформ и сервисов для осуществления непрерывного обучения в условиях, например, как на сегодняшний день, сложной эпидемиологической ситуации в стране.
   Это является главной проблемой государства, в первую очередь, которая сегодня не решена и, по нашему мнению, не имеет однозначно правильного, всем подходящего пути выхода из проблемной ситуации.
  Следует особо отметить, что процессы цифровизации в образовании создали благоприятные условия для развития эффективных инновационных платформ, предназначенных для образовательных целей. Так, в частности, к ним относится такая образовательная платформа, как 'S24' [6, С. 306], представляющая собой уникальный способ организации коммуникации междисциплинарных команд для реализации действительных кейсов на коммерческой и рейтинговой основе внутри региона и за его пределами с целью организации эффективного взаимодействия между молодёжными креативными индустриями для совершенствования уровня компетенций молодых профессионалов.
  На сегодняшний день интерес к платформе уже проявили некоторые компании, студенты и опытные профессионалы в сфере креативных индустрий. Однако отсутствие в большинстве школ инновационной среды как таковой, которое связано с методической неподготовленностью преподавателей, их слабой информированностью и незаинтересованностью учащихся тормозят процесс внедрения педагогических нововведений.
  Цифровые технологии используются не только на благо человека, о чём выше упоминалось, но и против него. Например, неугодный человек может быть отключён от цифровых услуг, с помощью цифровых технологий можно повлиять на работу критической инфраструктуры, незаконный перевод денег с расчётного счета и т.д.
  Не всегда цифровизация полезна душе и духу человека, т.к. она подменяет деятельность последних, отвлекает и уводит человека от размышлений о смысле жизни и от поиска Истины. То есть можно сказать, что цифровизация больше направлена на решение материальных и социальных потребностей человека и общества.
  Современные цифровые технологии и информация применяются для совершения противоправных действий и преступлений.
  Актуальным остаётся вопрос духовно-нравственных рисков в условиях цифровизации всех сфер деятельности человека [18, С. 446-458].
  Под духовно-нравственными рисками понимается человеческий фактор, связанный с морально-нравственным обликом и духовно-нравственным уровнем человека, должностного лица, которые занимаются определённой деятельностью на теоретическом и прикладном уровне, и (или) принимают определённые решения, осуществляют государственное и корпоративное управление [2, С. 30-33].
  На законодательном уровне не в полном объёме разработаны меры по предотвращению преступлений в сфере цифровых технологий и информации, включая манипуляцию человеческим сознанием, что говорит о ненадлежащем обеспечении государством безопасности своих граждан, в т.ч. духовно-нравственной безопасности.
  
  Выводы
  
  Цифровая сфера определённо влияет на развитие личности, как с положительной, так и с отрицательной стороны. В связи с тем, что данная сфера не в полной мере регулируется государством на законодательном уровне, цифровые технологии и информация могут использоваться во вред человеку и обществу. Требуется дальнейшее изучение положительной и отрицательной роли цифровых технологий и агентов на духовно-нравственную сферу человека и общество, а также на душу и дух человека, чтобы разработать эффективную систему безопасности граждан.
  
  Литература
  
  1. Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - 256 с.
  2. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные риски в правовой деятельности и безопасность человека // Информационно-психологическая безопасность личности: материалы II Международной научно-практической конференции 'Информационно-психологическая безопасность личности' (12.10.2021 г., Махачкала) / Сост.: Н.П. Исмаилова (отв.редактор), Министерство юстиции Республики Дагестан, Управление Судебного департамента РД, ВГУЮ (РПА Минюста России), Северо-Кавказского института (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). - Махачкала: АЛЕФ, 2020. - С. 30-33.
  3. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная инновационная деятельность // Вторые международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н.А. Пьянова: материалы конференций, 6 и 14 октября 2020 г. / отв. ред. и сост. М.Ю. Спирин; [науч. ред. С.Ю. Суменков, И.А. Кузьмин]. - Иркутск: Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права, 2021. - С. 123-131.
  4. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
  5. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО 'ИГУ' ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. - С. 401-407.
  6. Ермоченко К.П. Инновационная цифровая платформа S24 как пример современного сетевого взаимодействия субъектов социального института образования // Социальная реальность виртуального пространства: материалы IV Международной научной конференции, Иркутск, 26 сентября 2022 года. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. - С. 304-307.
  7. Ермоченко К.П. Политико-правовая культура жителей Брянской области / К.П. Ермоченко // Бизнес. Общество. Власть. - 2022. - ? 43. - С. 149-155.
  8. Ермоченко К.П. Реализация национального проекта 'цифровая экономика' в условиях современных информационных технологий и сетевых структур (на примере Брянской области) // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты : Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции, приуроченной к Году науки и технологий в России, Брянск, 25 ноября 2021 года. - Брянск: ФГБОУ ВО 'Брянский государственный инженерно-технологический университет', 2021. - С. 218-223.
  9. Иорданова В.Г., Черенкова С.А. Влияние цифровизации мировой экономики на экономический рост в странах мира (на примере КНР и США) // Российский внешнеэкономический вестник. - 2022. - ? 8. - С. 36-53.
  10. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: ООО 'Агентство 'СИБПРИНТ', 2012. - 357 с.
  11. Крамаренко Ю.Я. Личность человека в православном богословии и в психологической науке // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2006. - Вып. 2. - С. 122-148.
  12. Леонов В., свящ. Взаимосвязь понятий 'личность' и 'образ Божий' в православном богословии // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2010. С. 72-83.
  13. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Правда, 1990. - 656 с.
  14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование : ОНИКС, 2012. - 1375 с.
  15. Понкин И.В. К вопросу о понятии и онтологии цифровых прав // Пермский юридический альманах. - 2021. - ? 4. - С. 340-351.
  16. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. - 240 с.
  17. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
  18. Шитякова Н.П., Верховых И.В., Забродина И.В. Изучение отношения педагогов к возможностям и рискам духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации // Перспективы науки и образования. - 2020. - ? 6 (48). - С. 446-458.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"